В 1862 году Шишкин впервые отправляется за рубеж Посетив Мюнхен, Цюрих, Женеву и В Дюссельдорф, где написал картину Вокрестностях Дюссельдорфа, впоследствии за это произведение Шишкину присваивается почетное званиеакадемика. Эта картина не считается очень удачной среди других пейзажей Шишкина благодаря излишней красивости, отклонению от жизненной правды, что непривычно для произведений художника. Подберите художественные произведения, созвучные картине Шишкина. Много материала для написания произведений Шишкин собирал у себя на Родине.
Серьезное внимание уделяет Шишкин фактурному решению произведений, умело сочетая подмалевок с применением лессировки и корпусных красок, разнообразя мазки, которые наносятся различными кистями. Произведения Шишкина показывают, как расширялись его творческие задачи и как этот подлинный художник-демократ хотел выразить в образах русской природы лучшие народные идеалы и чаяния, за осуществление которых боролись в то время представители всей передовой демократической культуры. На марке воспроизведена картина И. И. Шишкина «Корабельная роща». Это произведение невольно ассоциируется со стихами А. В. Кольцова и Н. А. Некрасова – двух поэтов, которых Шишкин особенно любил.
Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. — Ср.
За картину «Лесная глушь» (1872) Шишкин получает звание профессора пейзажной живописи. Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа.
Если в картинах «Святой ключ близ Елабуги» и «Дубовая роща» (обе 1886 г. ) он дал прекрасные образцы своей годами выработанной живописи, точно определенной в цвете, верно характеризующей предметный мир, с краской, положенной плотным слоем, то в том же 1886 году он создал совсем иное, чудесное произведение – «Сосны, освещенные солнцем». Картина «Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) — как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в петербургской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. До 1865 года он будет жить в основном в Германии, Швейцарии и Франции. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками.
Но счастье вновь отвернулось от художника. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы.
То, что Шишкин явился перед публикой с выставкой такого рода, было многозначительно. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Лучи света проникают в глубину леса и появляются неожиданно среди дальних деревьев. В это время, в 1863 году в мире искусства происходят большие перемены.
«Отобразить родную природу без прикрас, рассказать о ней правдиво и ясно – к этому стремился Шишкин» (с. 14, 2). Он всегда сам находил себе учеников, выделяя тех, кому было тесно в академических рамках. 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств.
Шишкин работал над «Рубкой леса» в 1867 году во время поездки на Валаам. просто поле, лес, реку, – и они у него выходят так же красивы, как и швейцарские виды. Практически каждый русский художник писал дорогу среди бескрайних полей.
В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова.
Выйдя замуж, она посвятила себя дому и шестерым детям. Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля.
Айвазовского, С. Ф. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. Безболезненно и спокойно.
Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах» (с. 40, 1). Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. Шишкин удачно преодолел в ней трудность изображения глубины леса в сумеречном вечернем освещении. Русское богатство".
Его отец был купцом, культурным человеком. Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении. В последнее года своего творчества Шишкин добился успехов в области колорита, в передаче световоздушной среды. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля.
то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок, не задумывается: тут он все знает. Такова музыка поля в Шишкинском шедевре. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
Медведи получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался вместе с Шишкиным на картине. Природа выражает музыку человеческой души. Васильева. С какой любовью выписал художник склонившийся забор и причудливые камни-валуны.
В 1882г. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов.
С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Сныть-трава" (1884), "Лес (Шмецк близ Нарвы)", "У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)" (оба 1888 г. ), "На песчаном грунте.
Поваленные деревья – частое явление, которое изображал Шишкин Иван Иванович. Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. О его рисунках постепенно узнала вся школа.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире.
В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. это человек-школа. » (письмо от 5 июля 1872 г. ). Сосны вздымаются к небу, уходят за раму картины.
Впереди – синяя пропасть, наверху – такого же цвета ясное, но грустное небо. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Рядом с Шишкиным экспонирует на пяти передвижных выставках свои восемь знаменитых картин А. И. Куинджи, разрабатывающий абсолютно необычную живописную систему. У работы было очень много положительных отзывов.
С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии. В воспоминаниях о знаменитых «четвергах» Артели И. Е. Репин писал: «Громче всех. В лучших картинах Шишкина И. И., созданных к конце 70-х и в 80-е годы ощущается монументально-эпическое начало.
Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил. Воробьева. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области).
Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Иван Иванович Шишкин родился 13 января 1832 года в Елабуге. 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. В 1872г За картину Сосновый бор. Из лесов Вологодской губернии»).
Внушительные дубы достойны восхищения. Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Немало рисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков.
Картины с названиями «Сосновый бор», «Бревна. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата. Сосны не только верно изображены, не только похожи, но красивы и выразительны. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25.
Сосновый бор» 1881, «Сосновый лес» 1885, «В сосновом лесу» 1887 и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. В этом отходе отдельные старшие передвижники усматривали не естественное для молодых стремление к поиску новых решений, к непрерывному движению вперед, а отступление от славных завоеваний предыдущего поколения в его нелегкой борьбе с отживающим академизмом. О наступлении утра говорит и рассеивающийся в глубине рощи туман.
Мокрицкий, сам когда-то прошедший реалистическую выучку у А. Г. И когда он перед натурой. Лес выглядит небольшим и просторным. «В последние десятилетия XIX века, в трудный для Товарищества период, когда возникшие в его среде разногласия грозили распадом всей организации, Шишкин был с теми художниками, которые продолжали исповедовать демократические просветительские идеалы шестидесятых годов» (с. 17, 2).
Их дом всегда был полон гостей. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. Картина была подписана двумя художниками: Шишкиным и Савицким. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним.
Моментально». Быть грозе. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.
И всюду, куда ни кинешь взор, колосятся созревшие хлеба. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы.
Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне.
Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Друзья ничего не могли поделать и надеялись только на «крепкую натуру» Ивана Ивановича. Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в купеческой семье. Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого зимнего дня. Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва.
В сентябре за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1864) Шишкин получает звание академика и с октября окончательно поселяется в Петербурге. Прозрачный ручей на переднем плане, в котором можно сосчитать все камушки. Предельно яркого выражения тема эпического пейзажа достигла в знаменитой картине «Рожь». Шишкин был первым из русских пейзажистов второй половины XIX века, придававшим огромное значение этюду с натуры. В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея).
Однако Шишкин не довольствовался умением писать природу вообще. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна ("Родник в сосновом лесу") снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса. И Шишкин сумел снова двинуться вперед.
В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые. Затем он обосновался в Дюссельдорфе, крупном центре художественной жизни Западной Европы.
В этом отношении важно только одно, чтобы художник подсмотрел, так сказать, этот манер в самой натуре, а не усвоил его себе несознательно. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага.
Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Буйство выгоревшей травы очень выделяется на фоне желтоватой массы колосьев и создает необыкновенный контраст. Парит. Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». В своей теще, которая поселилась у него, он находил даже поддержку этому. Драматичное действие разворачивается будто на сцене. Искусствоведы доказали, что «Утро в сосновом бору» писалась с натуры. Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок.
На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. И в этом уже проявляется своеобразие художника. В картинах «Лес весной», «Лесные дали» (обе 1884 г. ) или «Туманное утро» (1885) Шишкин обращается к переживаниям человека пейзажные образы напоминают зрителю о том душевном волнении, которое он сам испытывал, присматриваясь к природе, улавливая ее далекие, чистые голоса. участвует во Всероссийской промышленно-торговой выставке в Москве.
Отец не стал настаивать. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. В основном экспонатами выставки являлись его недавние этюды. Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.
Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. В то время как многие художники использовали офорт для репродуцирования своих картин, для Шишкина искусство офорта стало самостоятельной и важной областью творчества. Зритель словно стоит на пороге того мира, который окружает его и в котором все ему доступно и близко (принцип активного композиционного построения, словно бы сталкивающего зрителя с жизнью изображенной художником и уничтожающего воображаемую преграду между пространством реальным и живописным, был применен Репиным, Суриковым, Серовым в произведениях тех же 1880-х гг. ). В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. Полнота чувства и зрелость мысли отличают эти поздние картины художника.
В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. Облик этот был многолик.
Он охотно с ними занимался, брал их на этюды, совершал с ними дальние поездки» (с. 19, 2). Успехи молодого художника отмечаются золотыми и серебряными медалями. Свет приобрел большую роль в произведениях Шишкина (и не только в живописи, но ив его рисунках 80-х гг. ) – он оживляет цвет, вызывает к жизни все богатство его тонов.
А вот зарисовки лесных берегов Камы, «Чертова городища» всех приводили в восхищение. Для своих детей Шишкин был самым нежным и любящим отцом. Шишкин передает изумительную красоту зимнего пейзажа, спокойную и величавую.
Евгения Александровна болела, умер старший сын Владимир, а вскоре и любимая жена (1874 г. ), а через год смерть унесла младшего – Константина. Не изменяя делу всей своей жизни. Некоторые другие картины Ивана Шишкина (с названиями) также включены в книги художественной литературы, что доказывает неоценимый вклад живописца в развитие русского искусства XIX века. Главное в картине построение эпического образа с помощью предельно простого, сознательная «объективность» живописи. На первом плане несколько столетних сосен-исполинов. На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: ".
Биограф Шишкина писал, что до него никто так красиво не писал природу:. Позже подпись Савицкого удалена, купившим картину, П. Третьяковым. В картине нет глубоких просторов, подчеркнутого центра, она нарочито далека от декоративности и именно потому она прозвучала как резкий вызов «выдуманным пейзажам» (так определял их И. Н. Густые кроны бросают на них тень. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь».
Учился Ваня прилежно, но в 1848 из гимназии ушел раньше срока (из четвертого класса) и вернулся в Елабугу. Вертикали пересекаются косыми линиями. «Подобной выставки этюдов у нас еще не было», – заявляли газеты. «В Московском училище живописи и ваяния, где более трех лет занимался художник, широко применялась прогрессивная педагогическая система А. Г. Венецианова, основанная на внимательном и бережном отношении к натуре» (с. 5, 2).
Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Глубокая предгрозовая тишина царит в природе. Даже чисто живописные особенности картины были новы и необычны для тех лет.
Шишкин бросил работать, запил. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство. «Молодые художники постоянно бывали в доме Шишкина. он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор.
В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. «В рисунке природы не должно быть фальши. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне.
Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. С 1870, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи.
Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. Эпическим размахом выделяется среди них картина «Кама близ Елабуги», созданная в 1895 году. Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно "Среди долины ровныя. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». По картинам Шишкина можно не только описывать климат России, но и изучать основы пленэрной живописи. Шишкин вообще любил высшие точки состояний природы, равно как и наиболее мощные и стойкие породы деревьев (рис. 1).
И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин.
Это – Афонасовская корабельная роща близ Елабуги он уже показал ее почти с той же точки в картине «Сосновый бор» 1872 года. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка.
Так была основана Артель художников, куда вступает и Иван Шишкин в конце 1860-х годов. Зимний лес на этой картине скован морозом, он как будто оцепенел. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Здесь исчезла всякая таинственность. В окрестностях Москвы», «Прогулка в лесу» – это лишь малая, но достойная коллекция произведений великого русского художника-реалиста.
Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. Художник увлечен не только красотой открывшегося перед ним вида, но и разнообразием природных форм.
В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25-ти. Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины.
Вторая картина – «Лесная глушь» – более целостна.
Ближе всего к зрителю – просторное поле. Уже на первой выставке передвижников появилась известная картина Шишкина "Сосновый бор. Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остаётся неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. После вступления в действие нового устава академии, в 1892 году был приглашён руководить её учебной пейзажной мастерской, но, по различным обстоятельствам исполнял эту должность недолго.
В лучших произведениях Шишкина все настойчивей и сильней начинают звучать эпические ноты. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Лиственный лес», «Еловый лес», «Дубы. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра.
К концу обучения стало ясно: у художника был несомненный — и действительно единственный в своем роде — талант. Работа над картиной происходила в 1889 году. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Картина "Полдень.
В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Богато нюансирован цвет. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Но движение продолжают высокие сосны, выстроившиеся в ряд вдоль дороги. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу».
Это было выступление против мёртвого академизма. Если бы поэт жил во время написания картины, наверняка эту строфу заимствовал бы Шишкин. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Он мог создать несколько выдающихся произведений – картины «В лесу графини Мордвиновой. Он решил учиться на художника.
Но тема торжественной и ясной красоты родной земли была для него основной. «Сосновый бор. Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина "Корабельная роща" (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции. Шишкин не облагораживал природу. «Замысел картины подсказал Шишкину Савицкий К. А. Лесная глушь (1872). «Утро в сосновом лесу» – это классика русского реалистичного пейзажа.
Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Последняя работа автора является наиболее известной. Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения.
В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Левитан и К. А. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Техника глубокой печати, позволяющая свободно рисовать без каких-либо физических усилий, оказалась ему особенно близка – он мог сохранить свободную и живую манеру линейно-штрихового рисунка.
Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Большую часть картины занимают серые облака. Сами сосны в роще особенные – из таких деревьев делали когда-то корабельные мачты. Весной 1862 года вместе с В. И. Из Артели художников в 1870 году возникло Товарищество передвижных художественных выставок, как символ новой художественной эпохи.
Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. С момента задумки до полного завершения работы над полотном прошло 4 года и сегодня «Утро в сосновом лесу» красуется в Третьяковской галерее, как и другие картины художника Шишкина (с названиями проблем нет, все работы подписаны). Домашние рано подметили страсть младшего Ванечки к краскам и одно время звали его «мазилкой». Существует предположение, что сюжет картины Шишкину предложил К. Савицкий, что он же написал медведей. Мрачные тени от туч побежали по равнине темными волнами. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине.
Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу. Душевный мир. К ним относятся "Уголок заросшего сада. Работа над этюдом была для него и приемом изучения природы и непрерывной профессиональной тренировкой и основой для формирования пейзажных композиций. Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора.
Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника.
Всех исполненных Шишкиным офортов Д. Ровинский насчитывает до сотни он указывает, сверх того, на 68 оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера. Зимой 1877 года Иван Иванович познакомился с молодой красавицей, художницей Ольгой Антоновной Лагодой. В 1860 году Шишкин блестяще, с Большой Золотой медалью заканчивает Академию художеств. Однако талант автора от этого не становится меньше – стоит взглянуть на произведение «Итальянский мальчик». Этюд "Сосна на Валааме" – один из восьми удостоенных в 1858 году серебряной медали – дает представление об увлеченности, с которой художник подходит к изображению натуры. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») 1880, «Заповедник. Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1890) и целый ряд других.
Много работал Шишкин и за границей. Мастер смело экспериментировал. В 1868 году Шишкин женился на сестре художника Ф. А.
Справа темнеет непроходимая чаща леса. Пейзаж представляет зрителю высший летний расцвет. Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии. Все вокруг погружено в зимний сон. В 1860 году за пейзаж «Вид на острове Валааме» Шишкин удостаивается первой золотой медали, а вместе с ней и права на заграничную командировку.
Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) – последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы. Глядя на картину «Рожь», невольно вспоминаются строки из поэзии О. Мандельштама: «И сосна до звезды достает. ». Они стремились к изображению типичных черт родной земли.
Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. Однако истинной ценностью произведения является прекрасно выраженное состояние природы. Петергоф», «Дождь в дубовом лесу», «На севере диком. », столь несхожие между собой, были написаны за несколько месяцев 1891 года.
Художник одушевляет деревья. В картине Шишкина дорога – «мудрая наивность». В 1873 году художник получил звание профессора в Академии Художеств, а после какое-то время был руководителем учебной мастерской. Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Савицкий), картина кажется прозрачной и легкой. С большой заботливостью относился к даровитому ученику профессор училища А. Н. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия.
Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов. «Произведения, созданные Шишкиным в годы учения, носили нередко романтические черты» (с. 7, 2). Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин. Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. Этот шедевр известный многим ценителям живописи еще с детства, был написан в 1878 г. Картина «Рожь» передает широту русской земли и души русского человека: две трети полотна занимает голубое небо с низкими белоснежными облаками, а остальное пространство отведено ржаному полю, в некоторых местах которого прорастают высокие сосны.
Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края. В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов.
Картина Полдень. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Вместо этого художник был представлен к ордену, чем, видно, был раздосадован.
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Это послужило свою роль в его карьере, как художника. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний.
С Крамским у них были особенно теплые отношения. В произведении воплощено то глубокое знание природы, которое было накоплено мастером за почти полувековой творческий путь. Созданные в первой половине века пейзажи А. Г.
В 1844 он поступает в Первую мужскую гимназию Казани. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. После того как учредилось Товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером. В его произведениях встаёт дремучая Россия. Эскиз-вариант, хранящийся в Государственном Русском музее имеет авторскую надпись: Корабельная Афонасовская роща близ Елабуги.
Все это ясно видно также в картинах «Дубы», «Дубовая роща», написанных в 1887 году. Она была представлена в 1878 году на VI Передвижной выставке. Все более многогранно год от года решал он задачу воплощения в живописи своего поэтического восприятия русской природы эпическая величавость и неподдельная задушевность неразрывно сливаются в 80-х годах в его лучших произведениях. Если первый план выписан подробно, то самый дальний пейзаж теряет четкость, размыт. Художник заставляет зрителя любоваться тонким сочетанием темных силуэтов стволов, молочно-серой пелены дождя и серебристых приглушенно-серых оттенков зелени.
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Кажется, каждая веточка и травинка прислушивается к музыке просыпающегося дня. Вдали от них он никогда не был спокоен и почти не мог работать. Природа насыщена сырым воздухом.
Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня.
Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Все сковано морозом и погружено в тень. В 1848 году, не закончив казанской гимназии (чтобы не сделаться чиновником, как Шишкин объяснял позднее), юноша вернулся в отчий дом, где томился в течение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющего большинства окружающих его обывателей и не находя еще возможности определить дальнейший творческий путь. А. Беггров, в 1884 — 1885 гг. издал в двух сериях сборник 24-х фототипических снимков с угольных рисунков исполненных для него Шишкиным.
Живой, общительный, обаятельный, деятельный Шишкин был окружен вниманием товарищей. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Рядом с двухсотлетними деревьями поднимаются юные сосенки.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. Идущие под дождем люди усиливают ощущение обжитости природы. Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. Его творчество охватывает почти всю вторую половину столетия.
До 1860 года Шишкин продолжает обучение в Петербургской Академии художеству С. М. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885). Мачтовый лес в Вятской губернии".
90-е годы Шишкин встретил полный сил. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу».
Иным произведением является вторая картина. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Отец выписывал сыну книги по искусству.
На стволах деревьев и листьях зеленой травы заметна утренняя роса. Куинджи и, чуть позднее, И. И. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким.
Мать художника, Дарья Романовна, была из мещанского рода. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Его отец, купец второй гильдии, городской староста, был большим ревнителем старины, увлекался краеведением и археологией издал книгу «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, написанная им самим в 1867 г». Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остается неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов.
Это все одно, что сфальшивить в молитве, произнести чужие и чуждые ей слова», – так полагал Иван Иванович Шишкин, Академик (1865г. ) и профессор (1873г. ) живописи Петербургской академии художеств и последовательно воплощал эту мысль в своих знаменитых полотнах. Саврасов, Ф. А. В ней художник выразил многогранные особенности своего дарования. У него умерли сыновья. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой».
Эту картину приобрёл П. Третьяков. Левитаном и К. А. Глядя на картину, чувствуешь запах хвои и влажного мха. Над землёй летают ласточки. Был незаурядной личностью, его интересовала архитектура история, естественные науки.
Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». Шишкин многое отбросил из более ранней картины: в «Корабельной роще» нет последовательности нескольких планов, боковых кулис, нет подробного рассказа о разнообразных растениях – художник достиг здесь композиционной живописной и смысловой выразительности. Невероятная тишина царит в пейзаже.
Друг Шишкина – Крамской – хвалил его картины, но указывал, что «другие ушли дальше». Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Сложные противоречия русской художественной жизни проявились в том, что Шишкин, член Товарищества передвижных художественных выставок, за картину «Лесная глушь» был признан Академией художеств профессором (хотя реализм Товарищества передвижников был враждебен академическим воззрениям). Его «Корабельная роща» (1898 г. ) стала гимном русскому лесу, его вековому могуществу и покою. Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств.
Летом работает с натуры в Сиверской. Прослеживаются схожие черты с автопортретом, над которым в 1856 году работал сам Шишкин. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
С вниманием биолога он осматривал и ощупывал стволы деревьев, травы, мхи, мельчайшие листья. По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка.
Болел за идеи товарищества, участвовал в каждой передвижной выставке до конца своих дней. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство». Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Отвечая в 1893 г. на вопросы «Петербургской газеты», Шишкин признался: «- Мой идеал счастья. В. В. Стасов В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест.
Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. Неподвижна кудрявая зелень дуба-великана. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Дорога, поворачивая, врезается в гущу хлебов и они тотчас скрывают ее.
Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности, максимально близкой к реальности» (с. 52, 1). На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Деревня Константиновка близ Красного Села» и «Рубка леса» демонстрируют это наилучшим образом.
Мерзлякова, которое стало в XIX веке народной песней). Иван Шишкин – один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу. От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта. В 1873 академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». Лучшей из них следует считать картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865), за которую он получил звание академика. Все это развивало поэтическое воображение мальчика. Ещё не рассеявшийся утренний туман, подтверждает название картины. Воплощением достижений Шишкина в 80-х годах явилась картина «Бурелом», созданная в 1888 году (показанная впервые на XVI выставке Товарищества передвижников, она называлась «Бурелом.
На первой передвижной выставке он выступает с картинами «Вечер», «Сосновый лес» и «Березовый лес», а в 1872 году по этюдам с натуры пишет в мастерской Крамского «Сосновый бор. Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа. Волнующееся поле спелой ржи словно налито золотом, отливающим тускловатым блеском.
Он, как гордый богатырь, ожидает поединка со стихией. Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер не картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов. Картина «Утро в сосновом лесу» (рис. 2) пользуется популярностью занимательным сюжетом. В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. В июне 1865 года он возвращается в Россию, лето проводит на родине – в Елабуге. Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику.
Иван Шишкин выходец из купеческой семьи, родился в Елабуге Вятской губернии (Республика Татарстан). Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой».
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Медведей написал Савицкий в самой картине. На каждой передвижной выставке он обязательно бывал представлен несколькими работами.
А их было немало. Она – свидетельствуя о том, что и в старости художник нисколько не утерял твердости руки, зоркости взгляда, способности к типизации при сохранении точности фактуры и деталировки, – словно суммирует все достоинства шишкинской творческой манеры. Крамским. Но в этой, казалось бы, протокольной фиксации содержалась своя поэзия бесконечного своеобразия жизни дерева.
Венецианова и И. К. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. Посещавший знаменитые "четверги" Санкт-Петербургской Артели художников И. Е. Репин, рассказывал о нем впоследствии: "Громче всех раздавался голос богатыря И. И. Шишкина: как зеленый могучий лес, он поражал всех своим здоровьем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью. Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции.
Художник Бялыницкий-Бируля высоко оценил полотно «На севере диком» и дал комментарий, что Лермонтов был бы счастлив, увидев такую достойную иллюстрацию к своему стихотворению. «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. Он не останавливался в своем развитии. Последователь Крамского, убежденный сторонник просветительской идейно-художественной программы передвижников, активно участвовавший своим творчеством в ее претворении в жизнь, он в 1896 году с гордостью писал: Приятно вспомнить то время, когда мы, как новички, прокладывали первые робкие шаги для передвижной выставки. Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. Кажется, будто исполины тяжелой размеренной поступью шагают по степи. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса.
Эту технику художник освоил еще за границей. Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина.
В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу. Ведь, у художника была нелёгкая судьба.
Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. В семидесятых годах идет стремительный процесс развития пейзажной живописи, обогащение ее новыми талантами. Весь пейзаж залит рассеянным светом восходящего солнца. Разработка множества оттенков основного цвета («Тон почуял», – говорил Крамской о Шишкине), сложные светотеневые градации, даже разнообразие приемов наложения краски – все свидетельствует об исканиях наибольшей правды в изображении природы.
В поисках идеальных медведей и подходящего леса он объездил всю Вятскую губернию и, повстречав бурое семейство, дописывал его по памяти. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. Взамен этого он много работал с натуры то в ближайших окрестностях Петербурга, то среди суровой природы на острове Валаам (в северной части Ладожского озера).
После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса. Он стремился к изображению леса, чтобы угадывалась порода деревьев, тщательно прописывая каждый листок. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину "Зима" (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Глядя на эту известнейшую картину, невольно вспоминаются строфы из стихотворения Лермонтова, которые являются продолжением этого пейзажа Шишкина: «Стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь и снегом сыпучим Одета, как ризой, она».
В конце того же 1891 года Шишкин (совместно с И. Е. Последнюю свою работу он так и не закончил. В 1889 году Шишкин написал картину – «Утро в сосновом лесу». Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Иванова поэтически воплощают светлое, проникнутое гуманистическим духом восприятие природы. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. В 1852 году Иван едет в Москву и поступает в Московское училище.
– Величайшее несчастье. Чувствуется глубина оврага, глушь. В 1871 году вышла его книга в Москве «История города Елабуги». Раздолье, простор, угодье. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»).
Картина «Рубка леса» (1867) – своеобразный итог раннего периода творчества художника. Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, раздражало и то, что подросток абсолютно не приспособлен к домашним делам, сидит и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги». Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке.
Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. В течение всей жизни Шишкин писал лес. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи.
Только весной 1862 года он уехал за границу. Это его царство и тут он не имеет соперников, он единственный. Их он стремился передать как можно конкретнее. Однако первые два меньше всего нравились Шишкину.
А восемнадцатилетний Ваня записал в тетради: «Посвятить себя живописи – значит отказаться от всяких легкомысленных занятий в жизни». Картины (с названиями), большая часть которых представлена пейзажами, располагаются в Третьяковской галерее и других авторитетных государственных учреждениях, но судьба «Итальянского мальчика» остается неизвестной. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Картин в Елабуге он не видал – их не было, он знал о них по рассказам из книг. Крамской писал Ф. А. Низко над землёй стремительно стригут ласточки, кажется, тени не поспевают за ними. Для него, казалось, не было трудностей.
Вечер», «Сосны, освещенные солнцем», «Дубки», «В лесу графини Мордвиновой. «Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа», – говорил о нем И. Крамской и это известное высказывание главы передвижников можно отнести и к преподавательской деятельности художника.
С этими мастерами был и Шишкин. В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов. Ему претила чиновничья жизнь, да и к купеческим делам он был непригоден.
После обучения в училище живописи и ваяния (г. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Для семидесятых годов такой картиной стала "Рожь" (1878).
И солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского.
Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Особенно ярко проявилась его творческая зрелость в двух картинах 1872 года – «Сосновый бор» и «Лесная глушь».
Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера. По-новому здесь разработана композиция пейзажа: зритель не смотрит на него «со стороны», а как бы может войти в него первый план нарочито иллюзорен, а от него в глубину уходит тропинка. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу.
В 1873г присуждается звание профессора за картину Лесная глушь. Девяностые годы Шишкин встретил полный сил.
Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Шире и свободнее, чем хотя бы «Лесная глушь» 1872 года, картина выражает мысль о жизни природы – многообразной, перекликающейся с богатством чувств и мыслей человека. К ним относятся Уголок заросшего сада. Но семейное счастье художника оказалось недолгим. Судьба ее в настоящее время неизвестна. Природа – сама благородство.
Сосны придают картине величественное звучание. Известность Шишкина прошла через многие годы и он остался одним из наиболее любимых художников русского народа. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
Приближается страшная гроза. Отца любили и уважали в небольшом провинциальном городке, Иван Васильевич даже несколько лет занимал кресло главы населенного пункта. После того как учредилось Товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером.
Эти черты свойственны картине «Ручей в лесу» (1880) и еще более – картине «Среди долины ровныя. » (1883, ее названием служит первая строка стихотворения А. Ф. «Но, пожалуй, самой мощной по своему звучанию явилась картина «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги» (с. 20, 1). Шишкин – художник народный. Родилась дочь Ксения. Репиным) организовал в залах Академии художеств выставку своих произведений. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса.
Две вспорхнувшие желтые бабочки над водой, зеленоватые отражения в ней, чуть голубоватые рефлексы от неба, скользящие лиловатые тени на стволах привносят трепетную радость бытия, не нарушая при этом впечатления разлитого в природе покоя. «Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их сочетание и смеси, получали у него своё истинное лицо, без всяких прикрас или преуменьшений, – тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Единственная деталь, навевающая неотчётливую тревогу – засохшая сосна.
Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания. Шишкин много читал и размышлял об искусстве и пришел к убеждению, что художнику необходимо изучать природу и следовать ей. Начав картину «Краснолесье» изображавшую «целое море соснового леса – лесное царство», художник выронил уголь и рисунок и упал замертво. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина.
Шишкин Иван Иванович родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком городке, расположенном на высоком берегу Камы. Он улавливал в ней все более богатое содержание, видел новые мотивы. Тема родины составила основное содержание его картины «Полдень.
Якоби пенсионер Шишкин выезжает в Германию. Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя. Венецианова. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку.
Васильев, А. И. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». Летом 1880 года Шишкин был уже ее женихом. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина "Туманное утро" (1885).
Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. Эта картина – очень светлая и яркая. Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Одиночество. «И вот среди этого лесного царства вдруг возникает фигура старика-лесника, сразу незаметного – его одежда по цвету сродни лесу» (с. 32, 1).
Это дерево навсегда стало символом русской земли. Никогда еще Шишкин не писал такого неба и такого, наполненного воздухом, пейзажа.
Крамской) академического направления. Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега. Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. Рядом с ними возвышается мощная фигура Ивана Ивановича Шишкина. В 1881 г. Ольга Антоновна скоропостижно скончалась. – Как бы я хотел умереть.
География работ Шишкина чрезвычайно широка. Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
Петергоф», «Пруд в старом парке», «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Полдень. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Первое место занимает Шишкина Рожь. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Благодать. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Прекрасные произведения создали А. К.
Совсем другая по настроению картина «Дождь в дубовом лесу». Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в краю суровом и величественном. Судя по описанию оказавшегося в Чехо-Словакии пейзажа, задний план его с участком густого леса напоминает дальний вид исполненного маслом эскиза картины Утро в сосновом лесу, принадлежащего Государственной Третьяковской галерее. Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1889), "Молодые сосенки у песчаного обрыва. По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры.
Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. Мощное и беспомощное, высокое и малое, вековое и мгновенное (две бабочки на первом плане) образуют систему противопоставлений, далекую от назойливости и нарочитости, но подлинно выразительную в своей жизненной правде.
Замысел этой картины был подсказан Шишкину его приятелем, выдающимся художником-передвижником К. А. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
В его лучших произведениях реалистическая пейзажная живопись поднимается на одну из самых высоких ступеней. Есть в этом пейзаже особенная поэтичность и даже таинственность. Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). Крамской точно охарактеризовал Ивана Ивановича Шишкина: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и не задумывается, как, что и почему это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом».
Шишкин был членом кружка аквафортистов. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Но облачное небо уже начинает светлеть. Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему. Здесь в то время разместилась шестая выставка передвижников, на которой экспонировались такие выдающиеся полотна, как Протодьякон И. Е. Репина, Кочегар и Заключенный Н. А. Ярошенко, Встреча иконы К. А. Савицкого, Вечер на Украине А. И. Куинджи.
Таковым является Иван Иванович Шишкин. Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны. Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее.
Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан). Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Тема русского леса после "Рубки леса" продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Репин писал о Шишкине: «Громче всех раздавался голос богатыря Шишкина.
Но стремительное развитие русской художественной культуры нуждалось в большем: Шишкин создавал свои пейзажи в годы, когда Крамской требовал «живописи живой и разительной», когда Репин уже написал «Крестный ход в Курской губернии» и мощную по живописи картину «Иван Грозный и царевич Иван», когда Суриков работал над созданием «Боярыни Морозовой», абсолютной в своем живописном решении. Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие. Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). Каждое из них вызывало интерес зрителей.
Могучая, полная богатырских сил природа, богатый, привольный край. Медведи – «хозяева» русских лесов излюбленные герои сказок, забавные и трогательные, – удачно введены в картину. За эту картину Шишкин получил звание профессора. Васильеву, который сам был блестящим мастером работы с натуры: «. Цветовая гамма этой работы – теплая состоит в основном из салатовых, коричневых, охристых и желтоватых оттенков.
Эти искания были подкреплены постоянной работой на натуре. Будущий художник родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года. Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. Тянутся тоненькие жерди, переброшенные через мелкий ручей. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Щедрина и А. А. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте.
Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. Особенный, тихий, погожий выдался день.
На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Та же тема торжества жизни составляет основу известного произведения «Утро в сосновом лесу» (1889). Постоянная работа на натуре развивала в Шишкине понимание природы. Проселочная дорога вьется среди полей и теряется вдали. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. На переднем плане изображены вековые, могучие сосны и манящий прохладой ручей. Картина «В лесу графини Мордвиновой» поражает нас не свойственной Шишкину проникновенностью и сосредоточенностью настроения.
Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. В среде молодых художников Шишкин пользовался заслуженным уважением, несмотря на то что исповедовал иные эстетические принципы, придерживался иной художественной системы. Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада.
В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Москва), начинающий художник поступил в Академию художеств в Петербурге. Эта картина была представлена на второй передвижнической выставке в 1872 году.
Мощный ствол его никогда не согнется под ударами ветра. Савицким (написавшим в картине медведей). В семидесятых годах художник много работает над изучением природы. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). Старинный, основанный в XVI веке город Елабуга привольно расположился на берегу полноводной Камы.
В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Картина написана в холодной серебристо-зеленой гамме. Задний фон мрачен. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий.
Густые кроны бросают на них тень. Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Чувствуется глубина оврага, глушь.
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя. Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи.
Ведь в ней начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину. Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. Именно Крамской предоставил мастерскую Шишкину для написания работы, давшей известность автору, картины – «Полдень в окрестностях Москвы» (1869).
Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – "Вид на острове Валааме" (1858). Коровин. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. На опушке изображен сосняк – стройный, высокий.
«Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Сосновый бор». Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. В 80-90-х годах XIX столетия писались самые известные картины Шишкина. В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией.
Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын.
Одним из его учредителей являлся Иван Шишкин. В окрестностях Москвы" выбивалась из общего строя. Суховатой чеканностью исполнения сходны с ними и его ранние картины.
Рожь. Широкая, простирающаяся до самого горизонта равнина (художник специально располагает пейзаж вдоль вытянутого холста).
В окрестностях Москвы" (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Человек Шишкина прикреплён к земле. Его репутация была безупречной. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину "В окрестностях Петербурга" (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. Крамским.
Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Его занятия имели самостоятельный характер. Родился будущий художник в Елабуге. В заголовке «Рожь», как кажется на первый взгляд, нет ничего величественного и интригующего, но стоит вглядеться в величавые сосны, которые стоят как богатыри, складывается впечатление, что эти деревья являются своего рода защитникам ржаных полей и всей русской земли.
Каждое дерево обладает своим «характером».