Подбор репродукций с портретами известного русского художника и аннотации к ним были подготовлены старшим научным сотрудником Дома-музея И. И. Шишкина Надеждой Курылёвой. Существует два портрета художника Ивана Ивановича Шишкина, написанных Иваном Крамским: 1873г. Предлагаемый комплект открыток «И. И. Шишкин в портретах» знакомит с портретным рядом художника Ивана Ивановича Шишкина (1832-1898 гг. ).
Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота.
Глядя на картину «Рожь», невольно вспоминаются строки из поэзии О. Мандельштама: «И сосна до звезды достает. ». Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы.
Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Иван Иванович Шишкин (1832-1898) родился в зажиточной купеческой семье. Только на Sothebys за это время было продано 17 картин. Но и в это время художник не ограничивается студийными занятиями: он активно пишет на природе изучая окрестности Санкт-Петербурга и острова Валаам.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Во время учебы его работы неоднократно отмечались наградами: в 1856 г. двумя малыми серебряными медалями, в 1958 г. – большой серебряной медалью, в 1859 г. – малой золотой медалью, а в 1860 г. – большой золотой медалью и пенсионерством для дальнейшего обучения за границей. С 1861 г. по 1866 г. Иван Иванович Шишкин занимается в мастерских известных европейских художников, осваивает технику литографии и офорта, технику рисунка пером. В 1865 г. он возвращается на родину и за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» ему присваивается звание академика. Облик этот был многолик. Невероятная тишина царит в пейзаже. Чувствуется глубина оврага, глушь. Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане.
Вечер», «Сосны, освещенные солнцем», «Дубки», «В лесу графини Мордвиновой. Русский художник, наряду с А. К. Саврасовым – один из самых значительных пейзажистов-«передвижников». Всех исполненных Шишкиным офортов Д. Ровинский насчитывает до сотни он указывает, сверх того, на 68 оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера. Биограф И. И. Шишкина А. Т. Комарова вспоминала: «Ни один человек не имел на Ивана Ивановича такого сильного влияния, как Крамской, он всегда вспоминал его, когда затруднялся чем-нибудь в картинах или хотел знать беспристрастную оценку своих вещей». Под изображением подпись художника: «Сам с себя 1854 17 февраля».
Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу. В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. В семидесятых годах идет стремительный процесс развития пейзажной живописи, обогащение ее новыми талантами.
А чуть раньше скончался его отец. В 1850-х гг. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. Теперь всё ощутимее его стремление к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры.
На портрете И. И. Шишкин изображён в верхней одежде волосы по плечи зачёсаны назад, яркая граница светотени по середине лица: сильно освещена правая половина лица, левая — в тени, а лёгкая улыбка, весёлое беззаботное выражение лица свидетельствуют о том, что годы его обучения в училище прошли успешно. И. Н. Крамской занимает особое место среди художников, писавших портреты И. И. Шишкина. В окрестностях Москвы», «Прогулка в лесу» – это лишь малая, но достойная коллекция произведений великого русского художника-реалиста.
Картина "Полдень. Деревня Константиновка близ Красного Села» и «Рубка леса» демонстрируют это наилучшим образом. Его отец был купцом, культурным человеком. Если бы поэт жил во время написания картины, наверняка эту строфу заимствовал бы Шишкин.
В 1873 академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). Иван Шишкин – один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу. К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил.
На рисунке И. Е. Репин изобразил И. И. Шишкина в период преподавания в Академии художеств (1894–1895), где он был профессором-руководителем пейзажной мастерской Высшего художественного училища. Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1890) и целый ряд других. В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией.
Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу».
«Сосновый бор. Он поселился в деревне, снова сошелся с однокашниками по Московскому Училищу живописи и ваяния и Академии художеств, часто выпивавшими вместе с ним. Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина "Туманное утро" (1885). Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома.
Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Шишкин находил, что такая работа способствует постижению форм природы, помогает совершенствованию рисунка. Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении. У него умерли сыновья.
В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – "Вид на острове Валааме" (1858). Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь».
Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Однако талант автора от этого не становится меньше – стоит взглянуть на произведение «Итальянский мальчик». За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним.
«СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Как известно, в 1852 году Иван Шишкин стал студентом этого училища. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. Другие картины, воссоздающие величавые лесные массивы – «Чернолесье», «Лесная глушь», «Еловый лес», «Заповедник. Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость.
Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. Рожь. Тяжёлые душевные переживания надломили, но не сломали художника. Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
Благодать. Внушительные дубы достойны восхищения. Однако первые два меньше всего нравились Шишкину. Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины.
В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Над землёй летают ласточки. Эту технику художник освоил еще за границей. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Пожалуй, это был последний счастливый период великого русского художника И. Шишкина. 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом.
В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). Данный комплект не претендует на полное раскрытие образа И. И. Шишкина. Этот шедевр известный многим ценителям живописи еще с детства, был написан в 1878 г. Картина «Рожь» передает широту русской земли и души русского человека: две трети полотна занимает голубое небо с низкими белоснежными облаками, а остальное пространство отведено ржаному полю, в некоторых местах которого прорастают высокие сосны.
«УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». Современники всторгались достоинствами картины, замечая существенную особенность этого произведения: в нем раскрыты те черты жизни природы, которые дороги и близки любому русскому человеку, отвечают его эстетическому идеалу и запечатлены в народной песне. Сосновый бор», «Лес (Шмецк близ Нарвы)», «Уголок заросшего леса.
Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. Вместо этого художник был представлен к ордену, чем, видно, был раздосадован. Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. В его произведениях встаёт дремучая Россия. С 1870, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи.
Особое значение имели для него натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он не раз наезжал), а также на острове Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. Они стремились к изображению типичных черт родной земли. В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. Таковым является Иван Иванович Шишкин.
Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина "Корабельная роща" (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции. К ним относятся "Уголок заросшего сада.
Искусствоведы доказали, что «Утро в сосновом бору» писалась с натуры. «Утро в сосновом лесу» – это классика русского реалистичного пейзажа. Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов. В окрестностях Москвы" (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Силу не угасшего духа мы чувствуем во всём облике портретируемого. Это послужило свою роль в его карьере, как художника.
Художник одушевляет деревья. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. – родился и вырос в г. Москве. Картины (с названиями), большая часть которых представлена пейзажами, располагаются в Третьяковской галерее и других авторитетных государственных учреждениях, но судьба «Итальянского мальчика» остается неизвестной. Эти страшные невзгоды надломили художника.
Раздолье, простор, угодье. Председатель Товарищества передвижных выставок, неизменным членом которого был и Шишкин, И. Н. Крамской был не просто его другом, но и идейным вождём и вдохновителем многих творческих начинаний. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива».
Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885). Парит.
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. В эту пору художник живёт в доме своих родителей в городе Елабуге.
Человек Шишкина прикреплён к земле. — Ср. О его рисунках постепенно узнала вся школа. Впереди – синяя пропасть, наверху – такого же цвета ясное, но грустное небо. Шишкин с благодарностью согласился отдать ее в коллекцию за 300 рублей – сумму, предложенную Третьяковым.
Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. Андрей Алексеевич Шишкин, 1960 г. р. У работы было очень много положительных отзывов. На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
", которое можно считать классическим по полноте художественного образа, завершенности, монументальности звучания. Так, И. И. Шишкина Крамской написал с этюдником и зонтиком на фоне лесной поляны. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти.
Творчество Шишкина проникнуто пафосом жизни и утверждением красоты и силы природы родной страны. Быть грозе. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») 1880, «Заповедник. Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Мачтовый лес в Вятской губернии".
Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Петергоф», «Пруд в старом парке», «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Полдень.
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. Иван Иванович Шишкин воплотил в своём творчестве величие и безбрежность российских лесных просторов. Крамским. Через несколько месяцев после создания этого портрета Иваном Крамским, в 1874 году, умерла жена И. Шишкина— Евгения Александровна (сестра художника Ф. А. Васильева, скончавшегося годом раньше). Эта картина – очень светлая и яркая.
В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Этот человек был по-настоящему влюблен в леса, рощи, реки и озера России, вот таким образом прорабатывал их до мельчайших деталей в своих работах.
Ведь, у художника была нелёгкая судьба. Шишкина и Крамского связывала долгая и плодотворная дружба, они часто работали вместе. При посредстве её состояний человек размышляет о жизни.
Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. Местность Кукко", демонстрировавшейся на академической выставке 1860 года и удостоенной Большой золотой медали. Похоронили великого живописца в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре.
Время создания портрета — период с 1848 по 1852 год. Художник Бялыницкий-Бируля высоко оценил полотно «На севере диком» и дал комментарий, что Лермонтов был бы счастлив, увидев такую достойную иллюстрацию к своему стихотворению. Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя.
Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. Перед зрителем— художник-пейзажист, вышедший искать натуру для своих полотен. Картины напоминают красивые, но все же случайно сделанные фотографии. «Он стоит на высоком постаменте и смотрит на свой дом.
Изображал ли он дубы или березы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Жил преимущественно в Петербурге. В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне.
По воспоминаниям А. Т. Комаровой (племянницы и биографа художника), «на товарищей он производил впечатление очень скромного малого, держался в стороне от буйной компании и удивлял всех своей работой. В этой картине всё живёт: и мощные размашистые сосны, освещённые золотыми лучами утреннего солнца и влажный покров земли и сочная листва кустарников и дыхание сиреневого тумана. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. Работа над картиной происходила в 1889 году. Шишкин не облагораживал природу. Вместе с К. Е. Маковским И. И. Шишкин учился в Московском училище живописи и ваяния.
Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину "Зима" (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». В окрестностях Москвы" выбивалась из общего строя. Картины обладают большой энергетикой, глубиной и выразительностью.
Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. В 1867 г. эта картина была показана на Всемирной выставке в Париже. В 1870 г. художник становится членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок, вступает в Общество русских акварелистов. Иван Иванович Шишкин принимает активное участие в выставках в Академии художеств, Всемирных выставках в Париже (1867 г. и 1878 г. ), а также Всемирной выставке в Вене (1873 г. ). В 1873 г. он становится профессором живописи Императорской Академии художеств. Умер Иван Иванович Шишкин 8 марта 1898 г. С 2004 г. по 2014 г. на аукционах работы Ивана Ивановича Шишкина выставлялись достаточно часто. Образование, труд, любовь к занятиям — вот девиз Шишкина в ту пору.
А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Посещавший знаменитые "четверги" Санкт-Петербургской Артели художников И. Е. Репин, рассказывал о нем впоследствии: "Громче всех раздавался голос богатыря И. И. Шишкина: как зеленый могучий лес, он поражал всех своим здоровьем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». После того как учредилось Товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером.
Сосновый бор» 1881, «Сосновый лес» 1885, «В сосновом лесу» 1887 и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Поваленные деревья – частое явление, которое изображал Шишкин Иван Иванович. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. Этюд "Сосна на Валааме" – один из восьми удостоенных в 1858 году серебряной медали – дает представление об увлеченности, с которой художник подходит к изображению натуры.
С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. В том числе:– «Поляна» (The Clearing, 1878) – 289 250 фунтов стерлингов (25 ноября 2008, Sothebys)- «Лесной пейзаж» (Forest Landscape) – 847 400 долларов (15 апреля 2009, Sothebys)– «Ручей» (The Brook) – 722 500 долларов (2 ноября 2009, Sothebys)– «Темное дерево» (The Dark Wood) – 1 217 250 фунтов стерлингов (7 июня 2010, Sothebys)– «Стога, Преображенское» (Haystacks, Preobrazhenskoe) – 397 250 фунтов стерлингов (28 ноября 2011, Sothebys)- «Сосновый бор» (Pine Forest) – 881 250 фунтов стерлингов (26 ноября 2012, Sothebys). От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта.
Последняя работа автора является наиболее известной. И масляными красками и графическими материалами художник владел в совершенстве, что довольно редко встречается среди творческих людей. Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин.
В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые. А еще через год, в 1875 году, умер маленький сын Константин. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
В скором времени этот семинарист удивил всех своими успехами». Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания. Как «пенсионер» Академии жил в 1862–1865 в Германии и Швейцарии, где посещал мастерскую Р. Коллера в Цюрихе испытал влияние романтических пейзажей А. Калама. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка.
Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: ". Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны.
Он попробует найти счастье еще раз. Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. Последний, предположительно и является автором картины. Год написания портрета неизвестен, но, вероятно, Иван Иванович создал его в поздний период своего творчества. Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство.
Драматичное действие разворачивается будто на сцене. Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. С момента задумки до полного завершения работы над полотном прошло 4 года и сегодня «Утро в сосновом лесу» красуется в Третьяковской галерее, как и другие картины художника Шишкина (с названиями проблем нет, все работы подписаны). В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов.
Его избранницей станет его же ученица, моложе его на 18 лет, Ольга Антоновна Лагода (1850—1881) они поженятся в 1880 году, но вскоре скончается и она, оставив новорожденную дочь Ксению. Картины с названиями «Сосновый бор», «Бревна. В его облике нету еще того горя, которое поселится через несколько лет и— навсегда. С Крамским у них были особенно теплые отношения. В 80-90-х годах XIX столетия писались самые известные картины Шишкина.
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Большую часть картины занимают серые облака. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. В свободное время художники зарисовывали Елабугу и её окрестности. Живой, общительный, обаятельный, деятельный Шишкин был окружен вниманием товарищей.
Тема русского леса после "Рубки леса" продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Сосны придают картине величественное звучание. За эту картину Шишкин получил большую золотую медаль и право совершенствовать своё творчество за рубежом после окончания Академии. Училище возникло в 1893 году после реформы Академии.
В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». Он создал по памяти ряд портретов-набросков, среди которых целая серия рисунков под названием «Шишкин на заседании Совета Академии художеств». Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Член-учредитель «Товарищества передвижников» (с 1870).
Ближе всего к зрителю – просторное поле. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину "В окрестностях Петербурга" (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Чувствуется глубина оврага, глушь. Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора.
И. Шишкин остался один с маленькой дочерью Лидией (1869—1931). Для ранней живописи художника (Вид на острове Валааме, 1858, Музей русского искусства, Киев) характерна еще некоторая дробность композиционных и цветовых решений. Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). В. П. Верещагин и К. Ф. Гун находились в Елабуге в 1862 — 1863 гг. В 1852 году не окончив учёбу, поступил в Московское училище живописи, после окончания поступил в новое учебное заведение – Петербуржскую Академию Художеств. Задний фон мрачен.
По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры. Этот портрет не вызывает чувства жалости. В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. Это живое лицо разом делающее вас, постороннего наблюдателя, знакомым художника.
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Основное направление в творчестве – портрет историческая, жанровая живопись. На аукционе MacDougalls полотно «Сумерки» (Twilight) «ушло» за 2 100 000 фунтов стерлингов (5 июня 2013). А картина «Лесная поляна» (The Forest Clearing) успела побывать на аукционах Christies дважды: в ноябре 2005 г. она была продана за 736 000 фунтов стерлингов, а в апреле 2008 г. – уже за 3 177 000 долларов США.
Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. Некоторое из его произведений – та же Рожь, Среди долины ровныя (начальная строка песни на слова А. Ф. Мерзлякова 1883, Музей русского искусства, Киев), Лесные дали (1884, Третьяковская галерея) – закономерно воспринимаются как романтико-символические образы России. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно "Среди долины ровныя. Художник немало путешествовал по России и получил репутацию одного из самых именитых и лучших русских живописцев и пейзажистов. Подобная тенденция характерна только для работ, где используется большая цветовая палитра.
Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Соотечественники гордятся их картинами как национальными сокровищами, настолько велико обобщённое чувство гражданственности и ощущение Родины в этих реалистических произведениях. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие. Картина «Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) — как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу.
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Один из критиков писал: «Едва ли кто из товарищей И. И. Шишкина представлял собой такой цельный и законченный образ, такую фигуру, как этот истинный «поэт природы». Произведения молодого Шишкина, созданные в годы учения в Академии, отмечены романтическими чертами, однако то было скорее данью господствующей традиции.
Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна ("Родник в сосновом лесу") снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Природа выражает музыку человеческой души. Он придерживает правой рукой раму для очередной своей картины, в левой руке крепко держит кисти и зорко вглядывается в даль, как бы стараясь увидеть ту красоту, которая вдохновила его на создание величественных полотен родной природы», — так писал о памятнике казанский журналист Ю. И. Фролов. Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих.
Это дерево навсегда стало символом русской земли. Глядя на эту известнейшую картину, невольно вспоминаются строфы из стихотворения Лермонтова, которые являются продолжением этого пейзажа Шишкина: «Стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь и снегом сыпучим Одета, как ризой, она». Русское богатство". Здесь прошло его детство, сюда он постоянно приезжал и писал этюды для своих картин, рисовал с натуры камские берега, сосновые леса. Родился в Елабуге 13 (25) января 1832 в семье И. В. Шишкина – купца, а также археолога и краеведа. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе.
Нужно также заметить, что с Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным художником: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. В преддверии XX века, когда возникают различные течения и направления идут поиски новых художественных стилей, форм и приемов, Шишкин продолжает уверенно следовать по своему раз избранному пути, создавая жизненно правдивые, содержательные и типические образы русской природы.
Для семидесятых годов такой картиной стала "Рожь" (1878). Прослеживаются схожие черты с автопортретом, над которым в 1856 году работал сам Шишкин. Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения.
В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов. Очерки по истории русской живописи II половины XIX века»). Сныть-трава" (1884), "Лес (Шмецк близ Нарвы)", "У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)" (оба 1888 г. ), "На песчаном грунте.
Вертикали пересекаются косыми линиями. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Лиственный лес», «Еловый лес», «Дубы. Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Внешний образ Шишкина был очень привлекателен. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Все произведения Шишкина показывают, как расширялись его творческие задачи и как подлинный пейзажист хотел выразить в образах русской природы лучшие народные идеалы и чаяния.
«Небольшой автопортрет 1854 года, написанный Шишкиным старательно, но не сухо, показывает, что юный художник достаточно прочно усвоил основы рисунка с натуры» (Ф. С. Мальцева «Мастера русского реалистического пейзажа. Природа – сама благородство. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской.
В заголовке «Рожь», как кажется на первый взгляд, нет ничего величественного и интригующего, но стоит вглядеться в величавые сосны, которые стоят как богатыри, складывается впечатление, что эти деревья являются своего рода защитникам ржаных полей и всей русской земли.
В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Рисунок И. Е. Репина «Шишкин на заседании Академии художеств» находится в Государственном Русском музее. Сныть-трава», «В сосновом лесу» и другие. Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Некоторые другие картины Ивана Шишкина (с названиями) также включены в книги художественной литературы, что доказывает неоценимый вклад живописца в развитие русского искусства XIX века. Особенный, тихий, погожий выдался день. Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. Уже на первой выставке передвижников появилась известная картина Шишкина "Сосновый бор. Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы.
Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. Позже Шишкин и Маковский станут членами Общества товарищества передвижных выставок. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). Последнюю свою работу он так и не закончил. Шишкин и Гине учились в Казанской гимназии и там ещё сдружились». Шишкин работал над «Рубкой леса» в 1867 году во время поездки на Валаам.
Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля. Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. Свои художественные взгляды того периода (1852–1856) художник отразил в набросках к биографии: «Явный протест против классицизма: я, Перов, Маковский К., Седов, Ознобишин». Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
С пятнадцати лет занимается живописью, работает художником в частной студии. К тому времени относится большое количество образов И. И. Шишкина, созданных К. Е. Маковским. Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. Кроме того Шишкин отмечал, что бездарный будет ее рабски копировать в то время как "человек с чутьем возьмет то, что ему нужно".
Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1889), "Молодые сосенки у песчаного обрыва. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство». До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. На них Иван Иванович в одной и той же позе: сидит за столом, пишет, размышляет.