13 (25) января 1832 года, 180 лет назад родился будущий выдающийся русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист Иван Иванович Шишкин. Шишкин рисовал не только российский пейзажи. Творчество Шишкина – образец пейзажного реализма.
Современники называли его "царем леса" и не случайно, ведь среди творений Шишкина можно найти немало картин с изображением лесных пейзажей. Эта картина не считается очень удачной среди других пейзажей Шишкина благодаря излишней красивости, отклонению от жизненной правды, что непривычно для произведений художника. Из всех видов живописи Шишкин предпочитал пейзаж. Одним из самых знаменитых полотен мастера реалистического пейзажа Ивана Ивановича Шишкина является картина «Дубовая роща». Искусствоведы, берущиеся за описание картин Шишкина, признаются его в качестве самого сильного рисовальщика среди русских пейзажистов.
Пейзажи Шишкина это цвет, свет, воздух. Среди мастеров старшего поколения И. И. Шишкин представлял своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Звучащая панорама родного русского края на картине «Рожь» – это настоящее рукотворное чудо гения реалистического пейзажа Ивана Ивановича Шишкина.
Пейзажи Шишкина заставляют поверить в изображение. Правда, не все при этом могут назвать фамилию автора картины и это печально, потому что Иван Иванович Шишкин – один из самых известных русских пейзажистов. Данный лесной пейзаж, как и большинство картин Шишкина, написан маслом на холсте. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж.
Картина «Рожь» – одно из самых знаменитых произведений пейзажиста-классика Ивана Ивановича Шишкина. Иван Иванович Шишкин — русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист. Известны несколько зимних пейзажей Ивана Шишкина – Зима (1890), Зима в лесу (1877), На севере диком (1890), Лес зимой (1884) и Еловый лес зимой (1884). Подлинной школой для Шишкина стал Валаам, служивший местом летней работы на натуре академическим ученикам-пейзажистам.
Природу Шишкин воспевал без преувеличений, без прикрас и всё же можно с уверенностью сказать, анализируя творчество художника Шишкина Ивана Ивановича: его картины – это гимн красоте отечественных пейзажей. Картины Ивана Шишкина— совокупность картин русского художника-пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина (13 (25) января 1832— 8 (20) марта 1898), который создал более пяти сотен полотен. Одним из самых знаменитых полотен мастера реалистического пейзажа Ивана Ивановича Шишкина является картина «Дубовая роща».
Он умел его писать, улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета. Во время учебы его работы неоднократно отмечались наградами: в 1856 г. двумя малыми серебряными медалями, в 1958 г. – большой серебряной медалью, в 1859 г. – малой золотой медалью, а в 1860 г. – большой золотой медалью и пенсионерством для дальнейшего обучения за границей. С 1861 г. по 1866 г. Иван Иванович Шишкин занимается в мастерских известных европейских художников, осваивает технику литографии и офорта, технику рисунка пером. В 1865 г. он возвращается на родину и за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» ему присваивается звание академика. – взволнованно ответил художник. Уже спустя три с небольшим месяца после поступления он привлек внимание профессоров своими натурными пейзажными рисунками.
Шишкин умел изображать национальные черты русского пейзажа. Многие полотна Шишкина сегодня хранятся в Государственной Третьяковской галерее. Справа темнеет непроходимая чаща леса. «Полдень» предваряет группу пейзажей с изображением соснового бора. Его называли «царем леса». Он родился в Елабуге, в семье небогатого купца.
(1832г -1898г)Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно. В окрестностях Москвы" выбивалась из общего строя. Разбавляют все это несколько холодных оттенков, которые Шишкин мастерски распределил по картине. Благодать. О его рисунках постепенно узнала вся школа.
Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали. Вместо этого художник был представлен к ордену, чем, видно, был раздосадован.
Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми, мозолистыми от работы пальцами начнет корежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно чудом или волшебством каким, от такого грубого обращения автора выходит все изящней и блистательней» Репин И. Е. Увидел в окно это чудо и выскочил поглядеть.
Все вокруг погружено в зимний сон. Стилистика этой картины вполне в духе романтической живописи Куинджи. От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта. На аукционе MacDougalls полотно «Сумерки» (Twilight) «ушло» за 2 100 000 фунтов стерлингов (5 июня 2013). А картина «Лесная поляна» (The Forest Clearing) успела побывать на аукционах Christies дважды: в ноябре 2005 г. она была продана за 736 000 фунтов стерлингов, а в апреле 2008 г. – уже за 3 177 000 долларов США. Это была ювелирная работа. Глядя на картину «Рожь», невольно вспоминаются строки из поэзии О. Мандельштама: «И сосна до звезды достает. ».
После смерти А. Ф. Лихачёва «Швейцарский пейзаж» в составе его коллекции поступил в 1895 году в открывшийся тогда в городе Научно-промышленный музей. После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. Кстати именно за «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», посланной в Россию в качестве своего рода отчёта, Иван Иванович Шишкин получил право называться академиком. И. Крамской говорил: «До Шишкина в России были пейзажи надуманные, такие, каких нигде и никогда не существовало».
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). К этим картинам глаз привыкал и уже не искал в них чего-то особенного. Природа может облагородить человека и непосредственно и в воспроизведении ее искусством. Художник долго выбирал животное, которое могло бы стать символом русского леса: кабан, лось или медведь.
Этот впечатляющий пейзаж с человеческой фигурой является «портретом» окрестностей Петергофа и Ораниенбаума. В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». Картина "Полдень.
В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25-ти. В 80-90-х годах XIX столетия писались самые известные картины Шишкина.
Снова он пишет русский лес, который великолепной колоннадой вздымается к лазурному небу. Но облачное небо уже начинает светлеть. Проселочная дорога вьется среди полей и теряется вдали. – спросила она. Какая необычайная картина. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж.
Это дерево навсегда стало символом русской земли. А она очень «шишкинская», поскольку в ней отчетливо обозначена тема леса и вместе с тем представляет некое исключение ибо в ней отложилось вроде бы не свойственное художнику состояние, близкое «унынию» произведений русских художников 1870-х годов. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Деревня Константиновка близ Красного Села» и «Рубка леса» демонстрируют это наилучшим образом. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку.
Все в ней сыро, мокро, вязко и тоскливо. И всюду, куда ни кинешь взор, колосятся созревшие хлеба. Это довольно большая по размеру картина: 139213см. И он действительно был царем в своей любви к русскому лесу.
Натурализм поднялся здесь до своих вершин. Никогда еще Шишкин не писал такого неба и такого, наполненного воздухом, пейзажа. В 1860 году Шишкин блестяще, с Большой Золотой медалью заканчивает Академию художеств. «Сосновый бор. Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи.
Вдали виднеются еще три сосны: они расположены композиционно так, чтобы не сбить зрителя с главного в картине. Другие картины, воссоздающие величавые лесные массивы – «Чернолесье», «Лесная глушь», «Еловый лес», «Заповедник. В том числе:– «Поляна» (The Clearing, 1878) – 289 250 фунтов стерлингов (25 ноября 2008, Sothebys)- «Лесной пейзаж» (Forest Landscape) – 847 400 долларов (15 апреля 2009, Sothebys)– «Ручей» (The Brook) – 722 500 долларов (2 ноября 2009, Sothebys)– «Темное дерево» (The Dark Wood) – 1 217 250 фунтов стерлингов (7 июня 2010, Sothebys)– «Стога, Преображенское» (Haystacks, Preobrazhenskoe) – 397 250 фунтов стерлингов (28 ноября 2011, Sothebys)- «Сосновый бор» (Pine Forest) – 881 250 фунтов стерлингов (26 ноября 2012, Sothebys). Этот дождь, это солнце, эти росчерки падающих капель. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
Недаром на выставках Товарищества передвижников (Шишкин был одним из его основателей) они привлекали пристальное внимание передовой общественности. Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1890) и целый ряд других. По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне. – Гроза застала меня дома. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в петербургской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва.
Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Настроение создается самой унылой естественностью сырого промозглого леса. И нигде художник не впадает в салонность, сентиментальность. «Утро в сосновом лесу» – это классика русского реалистичного пейзажа. Лес – главный, живой и многоликий персонаж картины.
В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Неподвижна кудрявая зелень дуба-великана. Его картины – гимн живой природе, гимн ее красоте. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года.
Художнику хорошо удалось передать характер соснового бора, величаво-спокойного, объятого тишиной. К ним относятся "Уголок заросшего сада. В окрестностях Москвы», «Прогулка в лесу» – это лишь малая, но достойная коллекция произведений великого русского художника-реалиста. Иван Шишкин – один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу. Эта дружба оказалась крепкой, связавшей их на всю жизнь.
Крамским. Ближе всего к зрителю – просторное поле. Этот шедевр известный многим ценителям живописи еще с детства, был написан в 1878 г. Картина «Рожь» передает широту русской земли и души русского человека: две трети полотна занимает голубое небо с низкими белоснежными облаками, а остальное пространство отведено ржаному полю, в некоторых местах которого прорастают высокие сосны. За день он мог нарисовать 2-3 этюда, такая была у него большая работоспособность. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким.
Сосны не только верно изображены, не только похожи, но красивы и выразительны. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского.
Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого зимнего дня. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного рисовальщика.
Несмотря на то, что лирика не была стихией Шишкина, он отдал ей дань. Весь пейзаж залит рассеянным светом восходящего солнца. Иван Иванович Шишкин (1832-1898) родился в зажиточной купеческой семье. – Вы тоже попали под дождь.
Среди работ Шишкина имеется одна, мимо которой обычно проходят исследователи. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Картины напоминают красивые, но все же случайно сделанные фотографии. Рядом с такими великанами все кажется маленьким и незначительным.
Волнующееся поле спелой ржи словно налито золотом, отливающим тускловатым блеском. В окрестностях Москвы» (1869). Картины с названиями «Сосновый бор», «Бревна. С юности им владела страсть к живописи и в 1852 году он покидает родные места и едет в Москву, в Училище живописи и ваяния.
Картины (с названиями), большая часть которых представлена пейзажами, располагаются в Третьяковской галерее и других авторитетных государственных учреждениях, но судьба «Итальянского мальчика» остается неизвестной. Картина «Корабельная роща» считается одной из вершин творчества художника. Именно это и позволило ему в 1898 году написать подлинно эпический шедевр – картину «Корабельная роща», которая считается одной из вершин творчества художника. От этого пронзительная любовь художника к русской природе уходила в тень.
Мачтовый лес в Вятской губернии», «Лиственный лес», «Еловый лес», «Дубы. Природа насыщена сырым воздухом. Ее иногда называют картиной-завещанием. С Крамским у них были особенно теплые отношения. Приближается страшная гроза. Учился в МУЖВЗ (1852-56) и в петербургской АХ (1856-65 профессор с 1873, руководитель пейзажного класса в 1894-95) пенсионер АХ в Мюнхене, Праге, Дюссельдорфе (1862-65).
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. Картина также находится вКиевском музее русского искусства. Он ничего не утрирует, не акцентирует, не преувеличивает.
Сныть-трава», «В сосновом лесу» и другие. Он, как гордый богатырь, ожидает поединка со стихией. Всё это, конечно, способствовало его широкой известности. Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1889), "Молодые сосенки у песчаного обрыва.
Художник Шишкин, как ни кто другой видел в природе леса все потаенные красоты в диких заросших местах куда редко ступала нога человека. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. На картине «Корабельная роща» известного русского живописца Шишкина Ивана Ивановича представлен типично русский лесной пейзаж с вытянувшейся мощной стеной плотного хвойного бора. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
Иван ИвановичШишкин — русский художник-пейзажист, гравёр-аквафортист, рисовальщик. Живой, общительный, обаятельный, деятельный Шишкин был окружен вниманием товарищей. Шишкин знал русскую природу ученым образом (И. Художник умер внезапно, за мольбертом, работая над новой картиной 8 марта 1898 года. У работы было очень много положительных отзывов.
в 1878 году мастер снова всех шокирует своим новым пейзажем Рожь, на 6-й передвижной выставке. Кажется, что реализм Шишкина достиг здесь апогея. Но вернёмся к картине.
Картина находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые.
Местность Кукко» (1860). В 1862 году Шишкин едет за границу в качестве пенсионера Академии и работает в Германии и Швейцарии до 1865 года. Чувствуется глубина оврага, глушь. Раздолье, простор, угодье.
Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов. Не разрешалось писать картины на собственный сюжет. Глядя на полотно, сложно понять, что это не фотография, а картина – настолько искусно Шишкин передал игру света и теней, а также деятельность своих главных персонажей – медведицы с тремя медвежатами. Швейцарский пейзаж. Шишкин сдержан и величественен.
— взволнованно ответил художник. Сныть-трава" (1884), "Лес (Шмецк близ Нарвы)", "У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)" (оба 1888 г. ), "На песчаном грунте. Петергоф», «Пруд в старом парке», «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Полдень. Но у Шишкина его голос всегда совпадал с голосом природы. Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н.
Рожь. Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 году ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним.
Одна из них (самая главная) – золотая медаль за две картины одного названия – «Вид на острове Валааме. По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры. В 1867 г. эта картина была показана на Всемирной выставке в Париже. В 1870 г. художник становится членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок, вступает в Общество русских акварелистов. Иван Иванович Шишкин принимает активное участие в выставках в Академии художеств, Всемирных выставках в Париже (1867 г. и 1878 г. ), а также Всемирной выставке в Вене (1873 г. ). В 1873 г. он становится профессором живописи Императорской Академии художеств. Умер Иван Иванович Шишкин 8 марта 1898 г. С 2004 г. по 2014 г. на аукционах работы Ивана Ивановича Шишкина выставлялись достаточно часто.
«С Куинджи Шишкин был в самых лучших отношениях, обезоруживаемый его уступчивостью Куинджи бывал постоянно у Шишкиных, чуть не каждый день, как свой человек после обеда поднимались разные интересные вопросы, например, об искусстве как религии будущего». Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. Бенуа, К. Сомов, Е. Лансере, М. Добужинский).
Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. Кучевые облака нависают над полем и грозят проливным дождем – очищающим и благодатным. Глубокая предгрозовая тишина царит в природе.
1866 г. холст, масло. Картина является вариантом отчётной работы «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» 1865, ГРМ. Зимний лес на этой картине скован морозом, он как будто оцепенел. Мощный ствол его никогда не согнется под ударами ветра. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин.
Впереди – синяя пропасть, наверху – такого же цвета ясное, но грустное небо. В заголовке «Рожь», как кажется на первый взгляд, нет ничего величественного и интригующего, но стоит вглядеться в величавые сосны, которые стоят как богатыри, складывается впечатление, что эти деревья являются своего рода защитникам ржаных полей и всей русской земли. Уже на первой выставке передвижников появилась известная картина Шишкина "Сосновый бор.
В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Лесная глушь» (1872) и «Лесные дали» (1884). «Лесные дали» – эту картину часто называли символом самой России, с ее широкой панорамой, открывающейся с вершины холма. Глядя на эту известнейшую картину, невольно вспоминаются строфы из стихотворения Лермонтова, которые являются продолжением этого пейзажа Шишкина: «Стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь и снегом сыпучим Одета, как ризой, она». Некоторые другие картины Ивана Шишкина (с названиями) также включены в книги художественной литературы, что доказывает неоценимый вклад живописца в развитие русского искусства XIX века. Его картина поет.
Произведение было подготовлено к пятидесятилетию со дня смерти Михаила Юрьевича и стало достойной иллюстрацией сборника его стихотворений. 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. Это было время тесной дружбы двух художников. Однако талант автора от этого не становится меньше – стоит взглянуть на произведение «Итальянский мальчик».
Третьяков считал, что «начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину». Не довольствуясь занятиями в стенах академии, усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валааме, благодаря чему приобретал все большее и большее знакомство с её формами и умение точно передавать её карандашом и кистью. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков.
Широкая, простирающаяся до самого горизонта равнина (художник специально располагает пейзаж вдоль вытянутого холста). Дорога, поворачивая, врезается в гущу хлебов и они тотчас скрывают ее. Работа над картиной происходила в 1889 году. К слову, паломничество художников сюда после этого продолжилось в самом конце XIX века в Ораниенбауме очень любили работать «мирискусники» (А.
Дело в том, что в России в начале 60-х годов XIX в. началась эпоха Великих реформАлександра II – было отменено крепостное право, проведены другие реформы, молодёжь того времени жаждала изменений: «Мы ждём перемен», как пел Виктор Цой. Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина "Утро в сосновом лесу". Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии.
Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова). Чисто-белый снег, занимающий одну треть картины, сияет в лучах солнца, однако ему не скоро суждено растаять, ведь погодные условия на севере диком очень суровые. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. «Иван Иванович.
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Правда их больше интересовали дворцы и памятники садово-паркового искусства. Биограф Шишкина писал, что до него никто так красиво не писал природу:. Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно "Среди долины ровныя. Шишкин передает изумительную красоту зимнего пейзажа, спокойную и величавую.
В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля. Передвижники).
Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Кажется, будто исполины тяжелой размеренной поступью шагают по степи. Тема русского леса после "Рубки леса" продолжалась и не иссякала до конца жизни художника.
Искусство художника гораздо глубже и содержательнее. Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега. Могучая, полная богатырских сил природа, богатый, привольный край. Только на Sothebys за это время было продано 17 картин.
«Утро в сосновом лесу» постоянно экспонируется в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Но успевает посетить и Францию и Чехию и Бельгию и Голландию. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. Былинным величием веет от лесных пейзажей Шишкина, более всего любившего изображать могучие вековые дубы («Дубы»), стройные золотящиеся на солнце сосны («Сосновый бор», «Корабельная роща»).
Член-учредитель ТПХВ (см. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина "Туманное утро" (1885). Рожь.
Он не искал в природе «красивые», «изящные» мотивы: наоборот, предметом искусства он делал, как в картине «Лесная глушь» (1872, Государственный Русский Музей) и затянутую тиной болотистую лужу и поросший бурым мхом валежник. Какая необычайная картина. Не останавливаясь на достигнутом, в 1856 году Шишкин поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, где быстро зарекомендовал себя как блестящий студент с выдающимися способностями.
Мрачные тени от туч побежали по равнине темными волнами. В картине «Рожь» (1878, Государственная Третьяковская Галерея) колышущееся под свежим ветром море колосьев, полевая дорога, уводящая вдаль, к возвышающимся на заднем плане соснам-великанам, порождают мысли о русском приволье, о бескрайних просторах полей, создают обобщенный, эпический образ русской природы. В окрестностях Москвы" (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. В этой картине художник по-прежнему совершенно точен и «объективен».
» «Нет, я вышел под дождь. Если бы поэт жил во время написания картины, наверняка эту строфу заимствовал бы Шишкин. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу. Искусствоведы доказали, что «Утро в сосновом бору» писалась с натуры. Таковым является Иван Иванович Шишкин.
Цена, назначенная Вами за неё, без сомнения, не высока и я опять–таки должен Вас благодарить за то, что Вы соразмерили её с моими финансами, которые далеко не так велики, как моя страсть к изящным произведениям» (из письма А. Ф. Лихачёва И. И. Шишкину от 7 июня 1866 года). И масляными красками и графическими материалами художник владел в совершенстве, что довольно редко встречается среди творческих людей. Эту технику художник освоил еще за границей. Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу.
На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: ". Но движение продолжают высокие сосны, выстроившиеся в ряд вдоль дороги. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину "В окрестностях Петербурга" (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Шишкин И. И.
Мачтовый лес в Вятской губернии". Но отец смог понять и поддержать странное для их среды желание сына – стать художником. К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил. Так писались и «Сосновый бор.
Эта картина – очень светлая и яркая. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Шишкин стал основоположником национального реалистического пейзажа: он видел природу глазами своего народа. Недаром Крамской называл его «верстовым столбом в развитии пейзажа», «человеком-школой».
Вечер», «Сосны, освещенные солнцем», «Дубки», «В лесу графини Мордвиновой. Русское богатство". Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. Для семидесятых годов такой картиной стала "Рожь" (1878). Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры.
Сосновый бор», «Лес (Шмецк близ Нарвы)», «Уголок заросшего леса. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». К концу обучения стало ясно: у художника был несомненный — и действительно единственный в своем роде — талант. Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя.
Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. Этот дождь, это солнце, эти росчерки падающих капель И темный лес.
Первый шедевр Шишкина стал гимном радости – «Полдень. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину "Зима" (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи.
взволнованно ответил художник. Последнюю свою работу он так и не закончил. просто поле, лес, реку, – и они у него выходят так же красивы, как и швейцарские виды. Последняя работа автора является наиболее известной. Его называли лесной богатырь-художник, царь леса, старик-лесовик, его могли сравнивать со старой крепкой сосной, мохом поросшей, но, скорее, он подобен одинокому дубу со своей знаменитой картины, несмотря на множество поклонников, учеников и подражателей. Однако первые два меньше всего нравились Шишкину. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе.
Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Подобная тенденция характерна только для работ, где используется большая цветовая палитра. Он же написал медведей. Картина написана в холодной серебристо-зеленой гамме. В Товариществе передвижных художественных выставок он особо ценил мнение И. Н. Крамского.
Картина эта называется «Первый снег» (1875). Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие. Это послужило свою роль в его карьере, как художника.
Поваленные деревья – частое явление, которое изображал Шишкин Иван Иванович. Картина находится вКиевском государственном музеерусского искусства.
В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – "Вид на острове Валааме" (1858). Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина "Корабельная роща" (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции. На картине «Корабельная роща» известного русского живописца Шишкина Ивана Ивановича представлен типично русский лесной пейзаж с вытянувшейся мощной стеной плотного хвойного бора. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. В этот период написаны «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубы», «Утро ссосновом лесу» (1889), «Дождь в дубовом лесу» (1891). Последняя картина художника – «Корабельная роща».
Эта верность родной природе, стремление научиться запечатлевать ее на полотне привели двадцатилетнего юношу сначала в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а затем — в Петербургскую Академию художеств. В ней Шишкин выразил все, что чувствовал, что умел, о чем думал. Большую часть картины занимают серые облака.
Если первый план выписан подробно, то самый дальний пейзаж теряет четкость, размыт. Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер не картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Вместе с ними выставляются и произведения другого «масштабного», на сей раз исторического, живописца – В. И. Сурикова, картины которого тоже в своё время подвергались разрушительной критике за «скученность» (везде у него – толпы людей, бессистемно заполняющих пространство). Солнечный просвет на заднем плане, соотносясь с затененным передним планом, позволяет выстроить композицию картины пространственно, вводя в нее «нечувствительно», как сказали бы во времена Шишкина, зрителя.
Кроме дошедших до нас светлых шишкинских рисунков с подписью "Братцево", свободных от скованности его академической манеры, главным, конечно, были исполнявшиеся им живописные этюды, в одном из которых и был запечатлен мотив зреющего ржаного поля и дороги, послуживший впоследствии, в 1869 году основой для картины "Полдень. Шишкин работал над «Рубкой леса» в 1867 году во время поездки на Валаам. На первом плане несколько столетних сосен-исполинов.
И только на пейзажах Шишкина она заговорила множеством оттенков и звуков. Хочу запомнить и свет и цвет и линии» Не тогда ли он «подсмотрел» эту свою работу. Лесной пейзаж кажется необъятным. Художник Бялыницкий-Бируля высоко оценил полотно «На севере диком» и дал комментарий, что Лермонтов был бы счастлив, увидев такую достойную иллюстрацию к своему стихотворению. Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина.
Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна ("Родник в сосновом лесу") снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Прослеживаются схожие черты с автопортретом, над которым в 1856 году работал сам Шишкин. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Однако он не учитывал, что копирование с фотографий отдельных деталей, взятых вне их естественной среды не приближает, а отдаляет от глубокого познания ее, которого он добивался от своих учеников. Не обходил Шишкин вниманием и потайные уголки леса.
Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. С момента задумки до полного завершения работы над полотном прошло 4 года и сегодня «Утро в сосновом лесу» красуется в Третьяковской галерее, как и другие картины художника Шишкина (с названиями проблем нет, все работы подписаны). Его успехи были стремительны, он получал одну награду за другой. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств.