Иван Иванович Шишкин появился на свет в 1832 г. в семье елабужского купца. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. «Отобразить родную природу без прикрас, рассказать о ней правдиво и ясно – к этому стремился Шишкин» (с. 14, 2). Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три. Весной 1862 года вместе с В. И. Якоби пенсионер Шишкин выезжает вГерманию. В 1860-х гг. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Шишкина" (СПб., 1885) и Д. Ровинский "Подробный словарь русских граверов XVI – XIX веков" (том II, СПб., 1885). В 1880-е годы Шишкин создаёт много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье. На рубеже 1880-1890-х годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи.
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887). Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали.
Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте. Да и сама жизнь требовала этого.
«В Московском училище живописи и ваяния, где более трех лет занимался художник, широко применялась прогрессивная педагогическая система А. Г. Венецианова, основанная на внимательном и бережном отношении к натуре» (с. 5, 2). А. Беггров создал фотоснимки с угольных рисунков исполненных для него Шишкиным. Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Они стремились к изображению типичных черт родной земли. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой.
Крамского и приобретена П. М. В 1860 годуза пейзаж «Вид на острове Валааме»Шишкин удостаивается первой золотоймедали, а вместе с ней и права назаграничную командировку. Летом 1880 года Шишкин был уже ее женихом. Кроме этого увлекался археологоией историей. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы.
Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. Иван Васильевич Шишкин занимал пост городского головы и пользовался уважением жителей. Отец не стал настаивать.
Так в реальной жизни не бывает. Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни. В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Ему уже сопутствовала известность. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги».
Строки автобиографии, написанной в третьем лице, позволяют узнать о занятиях молодого Шишкина, получившего свободу от «гимназии с ее узкой формалистикой». Сосновый бор».
Успехи молодого художника, отмеченные золотыми и серебряными медалями, подтверждают отзыв его прежнего наставника Мокрицкого в связи с поступлением Шишкина в Академию: «Лишились мы отличного и даровитого ученика, но надеемся увидеть в нем со временем отличного художника, если ой стой же любовью будет заниматься в Академии». Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
Биография художника зашифрована в его творениях. Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. В семидесятых годах художник много работает над изучением природы. Ведь, у художника была нелёгкая судьба.
Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Наряду с живописными работами особое место в творчестве Шишкина принадлежит графике. «В последние десятилетия XIX века, в трудный для Товарищества период, когда возникшие в его среде разногласия грозили распадом всей организации, Шишкин был с теми художниками, которые продолжали исповедовать демократические просветительские идеалы шестидесятых годов» (с. 17, 2).
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы.
Прожив все детство в Елабуге, впитав в себя красоту и покой любимого края, к дорогим сердцу пейзажам впоследствии всю жизнь будет возвращаться Иван Иванович Шишкин. и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Эти медведи с некоторымиразличиями в позах и количестве (сначалаих было двое) фигурируют в подготовительныхрисунках и эскизах» (с. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. ИванШишкин родился 13 (25) января 1832 года вЕлабуге – маленьком провинциальномгородке, расположенном на высоком берегуКамы, в купеческой семье.
В течение всей жизни Шишкин писал лес. Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. На первой передвижной выставке он выступает с картинами «Вечер», «Сосновый лес» и «Березовый лес», а в 1872 году по этюдам с натуры пишет в мастерской Крамского «Сосновый бор. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах» (с. 40, 1). Выставка давала представление об огромном труде художника, глубоко чувствовавшего и стремившегося передать красоту и богатырскую силу российской природы.
Шишкин был членом кружка аквафортистов. В его картинах – чуткое отношение к деталям. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Иван Иванович Шишкин родился в январе 1832 года в провинциальном городке Елабуге. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы.
Совсем другая по настроению картина «Дождь в дубовом лесу». В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Затосковав по отечеству, Шишкин, в 1866 г. возвратился в СПб. В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей.
Каменев не достигли такого художественного уровня, как Шишкин, последний вместе с В. Д. Г. Характерна в этом смысле «Рожь». Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека.
По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. Его отец был купцом, культурным человеком. После вступления в действие нового устава академии, в 1892 г. Шишкин был приглашен руководить ее учебной пейзажной мастерской, но, по различным обстоятельствам исполнял эту должность недолго. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Окончив курс этого заведения, с 1857 года продолжал образование в Императорской Академии художеств, где, вместе с Гине, Джонгином и др., числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Шишкин начинает пить не в компании, как раньше, а дома, постоянно и его некому было удержать.
Крамским. Он часто приезжал к ней и, работая на пленэре, для своих сюжетов выбирал такие места, которые напоминали ему Елабугу, пойму Камы, сосновые рощи. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Прозрачный ручей на переднем плане, вкотором можно сосчитать все камушки. Биография художника зашифрована в его творениях. Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету.
В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. «В Московскомучилище живописи и ваяния, где болеетрех лет занимался художник, широкоприменялась прогрессивная педагогическаясистема А. Г. Венецианова, основанная навнимательном и бережном отношении кнатуре» (с. 90-е годы Шишкин встретил полный сил. Отец его, небогатый купец, был большим ревнителем старины.
художественная галерея) и другим. Картина «Рубка леса» (1867) – своеобразный итог раннего периода творчества художника. Но картина не является иллюстрацией стихов.
Она – свидетельствуяо том, что и в старости художник нискольконе утерял твердости руки, зоркостивзгляда, способности к типизации присохранении точности фактуры и деталировки, – словно суммирует все достоинствашишкинской творческой манеры. В сентябре за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1864) Шишкин получает звание академика и с октября окончательно поселяется в Петербурге. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива».
Это очевидно. Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. Художник мастерски владел искусством рисунка и гравюры. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой».
Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Много работал Шишкин и за границей. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, так и мельчайших отличительных черт всякой породы деревьев, кустов и трав. Именно из любви Шишкина к природе родились образы, которые давно стали своеобразными символами России. Потому он отдал юного Ивана в мужскую гимназию в Казани.
Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. В 1868 году Шишкин женился на сестре художника Ф. А. Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. В 1865 году Шишкин возвращается в Россию и за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865, ГРМ) получает звание академика. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». В окрестностях Москвы, но она не была приобретена.
Шишкин стал одним из участников российского художественного объединения «Передвижники», благодаря которым выставки картин талантливых художников проходили в различных городах. Что впереди. Иван Иванович Шишкин родился 25 января (13 января по старому стилю) 1832 года, в Елабуге, ныне Татарстан, в купеческой семье. В 12 лет был определён в ученики, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в (1852—1856). Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении.
Юноша хотел продолжить своё обучение в Московском училище живописи и ваяния. С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии. В академии его картины одна за другой награждались медалями. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Ничуть не бывало. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. Лучшая работа этих лет – Полдень. Драматичное действие разворачивается будто на сцене.
При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. Ему уже сопутствовала известность, а картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1864, ГРМ), написанная в Германии по заказу Н. Быкова и присланная в Петербург, принесла художнику в сентябре 1865 года звание академика. «Но, пожалуй, самой мощной по своему звучанию явилась картина «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги» (с. 20, 1). Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве. Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы.
Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу». Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках.
В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Быть грозе. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. Немало нарисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков. Стремясь привить и сыну интерес к истории, он привлекал его к археологическим раскопкам древнего Болгарского царства на Волге, где Иван Васильевич помогал московскому профессору К. И. Невоструеву.
В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Ощущение русского раздолья рождает образный строй самого полотна. Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края. Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей.
Достаточно будет упомянуть о Шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»).
Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. Медведей написал Савицкий в самой картине. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним.
Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Шишкин провёл в Елабуге, а в октябре 1865 года окончательно поселился в Петербурге.
Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). 40, 1). Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. У работы было очень много положительных отзывов.
Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. Творческая деятельность И. И. Шишкина была завершена величественной композицией «Корабельная роща» (1898, ГРМ), в которой опыт и мастерство художника выразили неизгладимые впечатления детства. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Всентябре за картину «Вид в окрестностяхДюссельдорфа» (1864) Шишкин получаетзвание академика и с октября окончательнопоселяется в Петербурге.
В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены.
Примером таких работ является картина Рубка леса. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
Но и в это время художник не ограничивается студийными занятиями: он активно пишет на природе изучая окрестности Санкт-Петербурга и острова Валаам. В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи.
Воробьева. «Произведения, созданные Шишкиным в годы учения, носили нередко романтические черты» (с. 7, 2). Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Каждое дерево обладает своим «характером». В 1891 году в Академии было выставлено более шестисот этюдов и гравюр Шишкина.
В его произведениях встаёт дремучая Россия. «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна. В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина.
Случайность. В некоторых живописных произведениях И. И. В 1862-1865 годах он жил в Германии (в Мюнхене и Дюссельдорфе) и Швейцарии (в Цюрихе и Женеве), посещал мастерские известных художников, в том числе немецких анималистов Бенно и Франца Адамов, швейцарского пейзажиста Р. Коллера. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля.
Особенный, тихий, погожий выдался день. В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). Над землёй летают ласточки. Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «». Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Якоби пенсионер Шишкин выезжает в Германию.
Картина«Утро в сосновом лесу» (рис. В Московский публичный музей поступили, по завещанию, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. На опушке изображен сосняк – стройный, высокий.
Природа выражает музыку человеческой души. Ему хотелось, чтобы сын получил серьезное образование. Здесь его творчество расцвело. Отсюда и дорога, теряющаяся в поле.
Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж. Сосны придают картине величественное звучание. Картина «Утро в сосновом лесу» (рис. 2) пользуется популярностью занимательным сюжетом. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника.
Предельно яркого выражения тема эпического пейзажа достигла в знаменитой картине «Рожь». Для Шишкина мрачная природа – нонсенс. Стремление к «верности, сходству, портретности изображаемой природы» проявляется уже в ранней работе «Вид в окрестностях Петербурга» (1856, ГРМ). Но могучая натура Шишкина победила тяжёлые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского.
Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Шишкин (Иван Иванович) – один из даровитейших русских пейзажистов, художник, рисовальщик и гравер-аквафортист, сын купца, родился в Елабуге (Вятской губернии) 13 января 1831 г., двенадцати лети от роду был определен в ученики 1-й казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил ее и поступил в московское училище живописи, ваяния и зодчества. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888).
Тогда только картина будет выглядеть достоверно. Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему.
Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. В 1870-х годах Шишкин еще сильнее сблизился с передвижниками, став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). «И вот средиэтого лесного царства вдруг возникаетфигура старика-лесника, сразу незаметного– его одежда по цвету сродни лесу» (с.
В 1852 году Иван едет в Москву и поступает в Московское училище. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. В 1858 г. Иван Шишкин получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 г. — малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 г. — большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин. В это же десятилетие Шишкин создаёт замечательные картины «Среди долины ровныя» (1883), написанную по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова, а также «Лесные дали» (1884), «Дубовая роща» (1887) и «Бурелом. Под чутким руководством педагога С. Воробьева он неустанно работал и даже заслужил зарубежную стажировку, от которой отказался в угоду поездки в родную Елабугу.
Васильева. Пейзажист. В России художнику было присуждено звание академика (1865 г. ). С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии, а потом, после того как учредилось товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером и с 1870 г., примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование крепкой водкой, которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества.
художественный музей) и «Сосны, освещенные солнцем» (1886, ГТГ) привлекает не столько линейная композиция, сколько гармония светотени и цвета. Внушительные дубы достойны восхищения. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания. Это же свойственно пейзажам «Дубы» (1887, ГРМ), «Золотая осень» (1888, Пермская гос.
Два таких рисунка были приобретены Дюссельдорфским музеем, а картина Вид в окрестностях Дюссельдорфа принесла художнику звание академика. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Однако трактованы они с большей живописной свободой. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы. Газета Новости дня писала 12 (24) марта: В роковой день утром он чувствовал ещё себя здоровым.
Биография художника тесно сплетает между собой вехи его судьбы и созданные им живописные полотна. 2) пользуетсяпопулярностью занимательным сюжетом. В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается ещё более восторженно., 1883, Дубовая роща, 1887, – оба произведения в Киевском музее русского искусства). «Молодые художники постоянно бывали в доме Шишкина.
Это дерево давно должны были спилить на дрова. Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией. Это несомненно.
Отсюда он сделал экскурсию в с целью ознакомиться с работами и, а потом переехал в и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва.
Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Чувствуется глубина оврага, глушь. Куинджи, разрабатывающий совершенно необычную живописную систему. Отец не препятствовал тяге сына к искусству и дал согласие на его отъезд в Москву, для обучения в Московском училище живописи.
Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в купеческой семье. Отца любили и уважали в небольшом провинциальном городке, Иван Васильевич даже несколько лет занимал кресло главы населенного пункта.
На Вторую выставку передвижников художник представил картину Лесная глушь (1872, ГРМ), за которую в 1873 году получил звание профессора пейзажной живописи Петербургской Академии Художеств. Есть в этом пейзаже особеннаяпоэтичность и даже таинственность. Были созданы картины «Рубка леса» (1867 г. ), «Рожь» (1878 г. ). Отец не стал настаивать и Ваничка был водворён в верхнем этаже родительского дома». Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Будущий художник родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года.
Он умер, сидя за мольбертом, работая над новой картиной Лесное царство. Наставником будущего живописца в Москве был А. Мокрицкий. Его рисунок претерпел такую же эволюцию, как и живопись. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу.
Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. После того как учредилось, на этих выставках производил рисунки пером. Монументальнаякартина (самая крупная по размеру втворчестве Шишкина) – последнийторжественный образ леса в созданнойим эпопее, символизирующей богатырскуюсилу русской природы. Шишкин не облагораживал природу.
Однако истинной ценностью произведения является прекрасно выраженное состояние природы. 32, 1). До 1860 года Шишкин продолжает обучение в Петербургской Академии художеству С. М. В июне 1865 года он возвращается в Россию, лето проводит на родине – в Елабуге.
Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Воробьева. Всего богаче ими Московская Третьяковская галерея. и, наконец, в 1860 г. – большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме.
В окрестностях Москвы. Знатоки живописи утверждали и утверждают до сих пор, что среди всех русских живописцев «ему, бесспорно, принадлежит место самого сильного рисовальщика». Лето И. И. В 1872 году в письмах к Васильеву из усадьбы Шишкина в деревне Выра под Лугой (где Крамской и Шишкин жили вместе) Крамской часто писал о занятиях этюдами. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой».
Учился в МУЖВЗ (1852-56) и в петербургской АХ (1856-65 профессор с 1873, руководитель пейзажного класса в 1894-95) пенсионер АХ в Мюнхене, Праге, Дюссельдорфе (1862-65). Здесь исчезла всякая таинственность. О его рисунках постепенно узнала вся школа. Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. И. Н. Крамской, высоко ценивший искусство Шишкина, помогавший ему, вплоть до того, что предоставлял свою мастерскую для работы над конкурсной картиной «Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872, эта картина под названием «Сосновый бор» находится в ГТГ), писал о достоинствах Шишкина: «Шишкин нас просто изумляет своими познаниями И когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок, не задумывается, как, что и почему тут он все знает, я думаю, что это единственный у нас человек, который знает природу ученым образом Шишкин — верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа».
Природа – сама благородство. Шишкин вообще любил высшие точки состояний природы, равно как и наиболее мощные и стойкие породы деревьев (рис. 1). Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии. В таких картинах, как «Полдень. В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу.
Шишкина, созданные в конце 1860-х годов, знаменуют новый этап в его творчестве. Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. музей русского искусства, Киев), в нем сочетаются величие и задушевная лирика. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности, максимально близкой к реальности» (с. 52, 1). Художник владел усадьбой в деревне (ныне—).
В 1870-е годы большинство работ Шишкина посвящено хвойному лесу: Чернолесье, Еловый лес. Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий.
Шишкин обращается к возможно более объективному изображению русского лесного пейзажа от некоторой описательности и детализации (Рубка леса, 1867, ГТГ) он переходит к созданию целостных образов природы (Рожь, 1878, Лесные дали, 1884, – оба в ГТГ), раскрывает типически-выразительные и поэтические черты национального ландшафта (Среди долины ровныя. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы.
Там будущий художник скучал. В это время он активно вырабатывал собственный художественный стиль и живописную манеру. Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. Передвижники). Не закончив учёбу, он вернулся домой.
В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Отец не стал настаивать. География работ Шишкина чрезвычайно широка.
В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов. Именно этот чуткий педагог помог Ивану найти себя в художестве. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) – последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж.
Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. На удивление личная жизнь пейзажиста складывалась не так хорошо, как профессиональная. Что впереди. Его племянница А. Т. Но в этой фиксации содержалась своя поэзия своеобразия жизни дерева.
Уже в первый год пребывания в академии ему была присуждена малая серебряная медаль за «Вид в окрестностях Петербурга». С Крамским у них были особенно теплые отношения. В 1886 г. сам художник выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-1860). доставила художнику звание академика. Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт.
И солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. Родители не одобряли страсти Ивана к рисованию, но отпустили сына. К концу обучения стало ясно: у художника был несомненный — и действительно единственный в своем роде — талант. Крамским. Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства.
Картина «В лесу графини Мордвиновой» поражает нас не свойственной Шишкину проникновенностью и сосредоточенностью настроения. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Задний фон мрачен. Он охотно с ними занимался, брал их на этюды, совершал с ними дальние поездки» (с. 19, 2). Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок.
В 1860 году за пейзаж «Вид на острове Валааме» Шишкин удостаивается первой золотой медали, а вместе с ней и права на заграничную командировку. На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. — Ср.
Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна. Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан). Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. И. Е. Втечение всей жизни Шишкин писал лес.
Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». В 1873 году художник получил звание профессора в Академии Художеств, а после какое-то время был руководителем учебной мастерской. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». организованы две выставки работ художника. Прозрачный ручей на переднем плане, в котором можно сосчитать все камушки.
В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. Член-учредитель ТПХВ (см. Отталкиваясь от традиций позднего русского романтического пейзажа (Вид на острове Валаам, 1858, Киевский музей русского искусства), с 60-х гг. – Ср. 20, 1). Это несомненно.
Что-то радостное и вместе с тем задумчивое есть в широко распахнувшейся степи (именно такое ощущение вызывает свободная, незамкнутая композиция картины), в чередовании освещенных и затемнённых пространств, в засохших стеблях, словно стелющихся под ноги путнику, в величественном дубе, возвышающемся среди равнин. Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. В картине — то знакомое сочетание большого и малого, могучего и хрупкого, что так зорко видел художник в природе родного края, что знал и любил и так искренне воспел своей кистью «русской, простой, бесхитростной. » 8 марта 1898 года художника не стало.
В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве). В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». По окончании учёбы молодой художник отправился в путешествие по Европе.
Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы. Совсем другая по настроению картина«Дождь в дубовом лесу». Произведения Шишкина «Рубка леса» (1867, ГТГ), «При закате» (1869, ГРМ), «Полдень в окрестностях Москвы» (1869, ГТГ), где раскрываются особенности национального пейзажа, отвечали направлению, которое развивалось впоследствии Товариществом передвижных художественных выставок.
Третьяков решил судьбу картины по-своему. К ним относятся Уголок заросшего сада. Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата.
Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. Не довольствуясь занятиями в стенах академии, усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях и на острове, благодаря чему приобретал всё большее знакомство с её формами и умение точно передавать её карандашом и кистью. он все же побывал в Германии, где познакомился с Дюссельдорфской художественной школой. Невероятная тишина царит в пейзаже. В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти.
В 90-е гг. У работы было очень много положительных отзывов.
Так в реальной жизни не бывает. «Утро» полностью лишено всего этого. Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. Весной 1862 года вместе с В. И. Есть в этом пейзаже особенная поэтичность и даже таинственность. Пейзаж представляет зрителю высший летний расцвет. Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ».
У него были какие-то свои трения с Савицким. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. до истечения срока своего пенсионерства.
Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина. Он немало сделал для родного города, а главное когда-то построил действующий водопровод.
Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране. Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. В 24-летнем возрасте Шишкин переехал в Санкт-Петербург на учебу в Академии художеств.
Жил преимущественно в Петербурге. Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному. Лес выглядит небольшим и просторным. Шишкин Иван Иванович (1832-1898) родился в г. Елабука, в купеческой семье. В 12 лет по настоянию отца был определён в 1-ю Казанскую гимназию. Потому в картинах Шишкина «Туманное утро» (1885, Горьковский гос.
Это дерево давно должны были спилить на дрова. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25.
Однако истинной ценностью произведенияявляется прекрасно выраженное состояниеприроды. В лучших произведениях Шишкина все настойчивей и сильней начинают звучать эпические ноты. Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. С этого времени начался наиболее плодотворный период творчества живописца.
Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Мясоедовым, А. К. Смерть его была мгновенной, как он сам себе и желал. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. Человек Шишкина прикреплён к земле.
В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Художник одушевляет деревья. Характерна в этом смысле «Рожь». С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом.
Идущие под дождем люди усиливают ощущение обжитости природы. Тем не менее, работы, выполненные в Германии и Швейцарии, автора не удовлетворяли. Он стремился к изображению леса, чтобы угадывалась порода деревьев, тщательно прописывая каждый листок. Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств.
Воробьев. Савицкого, Вечер на Украине А. И. В 1867 году художник снова отправился на остров Валаам. Облик этот был многолик. В 1858 году он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 году— малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 году— большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их.
Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны. Парит. Гуркин бросился на помощь к своему учителю, но увы. Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы.
Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Самыми главными произведениями его жизни были и остаются такие полотна как «Утро в сосновом лесу», «Дождь в дубовом лесу», «Полдень», «В окрестностях Москвы», «Корабельная роща». «Но, пожалуй, самой мощной по своемузвучанию явилась картина «Афонасовскаякорабельная роща близ Елабуги» (с.
До 1865 года он будет жить в основном в Германии, Швейцарии и Франции. Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме».
Самая местность под деревьями – камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и пр. «Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии». Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. Шишкин Иван Иванович (1832-1898), русский художник.
«И вот среди этого лесного царства вдруг возникает фигура старика-лесника, сразу незаметного – его одежда по цвету сродни лесу» (с. 32, 1). Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Однако уклад гимназии, по словам самого Шишкина, препятствовал его стремлениям и наклонностям и он после летних каникул 1848 года не вернулся в гимназию, «чтобы не стать чиновником».
«Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. В своей теще, которая поселилась у него, он находил даже поддержку этому. Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень». Картины и рисунки И. И. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще.
Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. Отсюда и дорога, теряющаяся в поле. Ф. Булгаков "Альбом русской живописи. Она была представлена в 1878 году на VI Передвижной выставке.
Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины. Если хронологически рассмотреть картины, которые написал Шишкин Иван Иванович, краткая биография, даже не краткая, а полная прослеживается в его работах.
Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885). Начиная с 1-й Передвижной выставки, на которой он выступает с картинами «Вечер», «Сосновый лес» и «Берёзовый лес», в течение всех двадцати пяти лет Шишкин участвовал на выставках своими картинами. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкою водкою. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Вертикали пересекаются косыми линиями.
Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, раздражало и то, что подросток абсолютно не приспособлен к домашним делам, сидит и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги». Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Поэтическим чувством проникнуто полотно «Среди долины ровныя» (1883, Гос. Немедленно прибывший врач мог только констатировать смерть от разрыва сердца. Сам отец был небогатым купцом, торговал зерном с арендованной мельницы. В Цюрихе Иван Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. 5, 2).
В них нет политики и социальной направленности. У него умерли сыновья. Эту технику художник освоил еще за границей.
Музей имп. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. Чтобы не гневить родителей, художник упражнялся в рисовании по ночам – так обозначились первые его шаги в живопись. Мрачное настроение. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина.
Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890). Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры.
За картину «Лесная глушь» (1872) Шишкин получает звание профессора пейзажной живописи. «Замысел картины подсказал Шишкину Савицкий К. А. Шишкина" (СПб., 1892) А. Пальчиков "Перечень печатных листов И. И. Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.
На опушке изображен сосняк – стройный, высокий. Успехи молодого художника отмечаются золотыми и серебряными медалями.
Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. В этой более поздней авторской ремарке раскрывается суть созданного образа. Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И.
И как настоящий лес, этот пейзаж открывается зрителю не сразу. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской.
Всего богаче ими московская. – получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.