Последнюю свою работу он так и не закончил. Благодать. Поваленные деревья – частое явление, которое изображал Шишкин Иван Иванович. Художник Бялыницкий-Бируля высоко оценил полотно «На севере диком» и дал комментарий, что Лермонтов был бы счастлив, увидев такую достойную иллюстрацию к своему стихотворению. Работа над картиной происходила в 1889 году.
Петергоф», «Пруд в старом парке», «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Полдень. Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1889), "Молодые сосенки у песчаного обрыва. Между тем помимо "Сосен, освещенных солнцем" и сочного по живописи, чрезвычайно выразительного пейзажа "Дубы. Однако первые два меньше всего нравились Шишкину.
Если бы поэт жил во время написания картины, наверняка эту строфу заимствовал бы Шишкин. В заголовке «Рожь», как кажется на первый взгляд, нет ничего величественного и интригующего, но стоит вглядеться в величавые сосны, которые стоят как богатыри, складывается впечатление, что эти деревья являются своего рода защитникам ржаных полей и всей русской земли.
Сныть-трава" (1884), "Лес (Шмецк близ Нарвы)", "У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)" (оба 1888 г. ), "На песчаном грунте. Искусствоведы доказали, что «Утро в сосновом бору» писалась с натуры. Некоторые другие картины Ивана Шишкина (с названиями) также включены в книги художественной литературы, что доказывает неоценимый вклад живописца в развитие русского искусства XIX века.
Таковым является Иван Иванович Шишкин. Глядя на картину «Рожь», невольно вспоминаются строки из поэзии О. Мандельштама: «И сосна до звезды достает. ». Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи.
Тема русского леса после "Рубки леса" продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. считаются зрелым периодом в творчестве пейзажиста и такие картины Ивана Шишкина как «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» и «Рожь» являются тому подтверждением. Живой, общительный, обаятельный, деятельный Шишкин был окружен вниманием товарищей. С момента задумки до полного завершения работы над полотном прошло 4 года и сегодня «Утро в сосновом лесу» красуется в Третьяковской галерее, как и другие картины художника Шишкина (с названиями проблем нет, все работы подписаны).
К ним относятся "Уголок заросшего сада. Картины с названиями «Сосновый бор», «Бревна. В окрестностях Москвы" (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину "Зима" (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу.
Русское богатство". В 80-90-х годах XIX столетия писались самые известные картины Шишкина. Вечер», «Сосны, освещенные солнцем», «Дубки», «В лесу графини Мордвиновой. Мачтовый лес в Вятской губернии".
Последняя работа автора является наиболее известной. Уже на первой выставке передвижников появилась известная картина Шишкина "Сосновый бор.
Картины напоминают красивые, но все же случайно сделанные фотографии. В 1867 г. эта картина была показана на Всемирной выставке в Париже. В 1870 г. художник становится членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок, вступает в Общество русских акварелистов. Иван Иванович Шишкин принимает активное участие в выставках в Академии художеств, Всемирных выставках в Париже (1867 г. и 1878 г. ), а также Всемирной выставке в Вене (1873 г. ). В 1873 г. он становится профессором живописи Императорской Академии художеств. Умер Иван Иванович Шишкин 8 марта 1898 г. С 2004 г. по 2014 г. на аукционах работы Ивана Ивановича Шишкина выставлялись достаточно часто. Произведение было подготовлено к пятидесятилетию со дня смерти Михаила Юрьевича и стало достойной иллюстрацией сборника его стихотворений. Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства. Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.
Раздолье, простор, угодье. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. Это послужило свою роль в его карьере, как художника.
В поисках идеальных медведей и подходящего леса он объездил всю Вятскую губернию и, повстречав бурое семейство, дописывал его по памяти. Вместо этого художник был представлен к ордену, чем, видно, был раздосадован. Иван Иванович Шишкин (1832-1898) родился в зажиточной купеческой семье.
Однако талант автора от этого не становится меньше – стоит взглянуть на произведение «Итальянский мальчик». В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – "Вид на острове Валааме" (1858). Деревня Константиновка близ Красного Села» и «Рубка леса» демонстрируют это наилучшим образом. Шишкин с благодарностью согласился отдать ее в коллекцию за 300 рублей – сумму, предложенную Третьяковым. Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса.
Занимательный жанровый мотив, введенный в картину, во многом способствовал ее популярности, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы. Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина "Утро в сосновом лесу". В том числе:– «Поляна» (The Clearing, 1878) – 289 250 фунтов стерлингов (25 ноября 2008, Sothebys)- «Лесной пейзаж» (Forest Landscape) – 847 400 долларов (15 апреля 2009, Sothebys)– «Ручей» (The Brook) – 722 500 долларов (2 ноября 2009, Sothebys)– «Темное дерево» (The Dark Wood) – 1 217 250 фунтов стерлингов (7 июня 2010, Sothebys)– «Стога, Преображенское» (Haystacks, Preobrazhenskoe) – 397 250 фунтов стерлингов (28 ноября 2011, Sothebys)- «Сосновый бор» (Pine Forest) – 881 250 фунтов стерлингов (26 ноября 2012, Sothebys).
Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно "Среди долины ровныя. В окрестностях Москвы», «Прогулка в лесу» – это лишь малая, но достойная коллекция произведений великого русского художника-реалиста. В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов. Впереди – синяя пропасть, наверху – такого же цвета ясное, но грустное небо.
Прослеживаются схожие черты с автопортретом, над которым в 1856 году работал сам Шишкин. Картина "Полдень. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина "Туманное утро" (1885).
Во время учебы его работы неоднократно отмечались наградами: в 1856 г. двумя малыми серебряными медалями, в 1958 г. – большой серебряной медалью, в 1859 г. – малой золотой медалью, а в 1860 г. – большой золотой медалью и пенсионерством для дальнейшего обучения за границей. С 1861 г. по 1866 г. Иван Иванович Шишкин занимается в мастерских известных европейских художников, осваивает технику литографии и офорта, технику рисунка пером. В 1865 г. он возвращается на родину и за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» ему присваивается звание академика. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Глядя на эту известнейшую картину, невольно вспоминаются строфы из стихотворения Лермонтова, которые являются продолжением этого пейзажа Шишкина: «Стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь и снегом сыпучим Одета, как ризой, она».
Классические картины Ивана Шишкина – «Рожь», «Лесные дали», «Среди долины ровныя» — стали воплощением обобщенного, эпического образа России. На аукционе MacDougalls полотно «Сумерки» (Twilight) «ушло» за 2 100 000 фунтов стерлингов (5 июня 2013). А картина «Лесная поляна» (The Forest Clearing) успела побывать на аукционах Christies дважды: в ноябре 2005 г. она была продана за 736 000 фунтов стерлингов, а в апреле 2008 г. – уже за 3 177 000 долларов США. К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил.
Тогда как Шишкину было свойственно спокойное созерцание природы во всей обыденности ее проявления, Куинджи присуще романтическое ее восприятие, его увлекали в основном эффекты освещения и вызванные ими цветовые контрасты. «Сосновый бор. Рожь. Шишкин работал над «Рубкой леса» в 1867 году во время поездки на Валаам. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Лиственный лес», «Еловый лес», «Дубы. В окрестностях Москвы" выбивалась из общего строя. Только на Sothebys за это время было продано 17 картин.
Чувствуется глубина оврага, глушь. Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1890) и целый ряд других. Лето 1866 года он проводит в Москве и работает в Братцеве вместе с Л. Л. Каменевым, его товарищем по Московскому Училищу живописи и ваяния. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину "В окрестностях Петербурга" (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина "Корабельная роща" (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции.
Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу. Для семидесятых годов такой картиной стала "Рожь" (1878).
На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: ". 1870-е гг. Этот шедевр известный многим ценителям живописи еще с детства, был написан в 1878 г. Картина «Рожь» передает широту русской земли и души русского человека: две трети полотна занимает голубое небо с низкими белоснежными облаками, а остальное пространство отведено ржаному полю, в некоторых местах которого прорастают высокие сосны. После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора.
Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Это дерево навсегда стало символом русской земли. Картины (с названиями), большая часть которых представлена пейзажами, располагаются в Третьяковской галерее и других авторитетных государственных учреждениях, но судьба «Итальянского мальчика» остается неизвестной. «Утро в сосновом лесу» – это классика русского реалистичного пейзажа.
Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна ("Родник в сосновом лесу") снова вызвала восторженные похвалы Крамского.