Произведения, воспроизведенные в данном комплекте, дают наглядное представление о том, как богато и полно творчество Ивана Ивановича Шишкина отражено в собрании Государственной Третьяковской галереи.
В это время, в 1863 году в мире искусства происходят большие перемены. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы.
Так была основана Артель художников, куда вступает и Иван Шишкин в конце 1860-х годов. Вертикали пересекаются косыми линиями. Рядом с двухсотлетними деревьями поднимаются юные сосенки. В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые. Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого зимнего дня. И Шишкин сумел снова двинуться вперед.
Мир «Лесных далей» — не интимный мир. 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств.
До 1865 года он будет жить в основном в Германии, Швейцарии и Франции. Васильева. Саврасов, Ф. А.
8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство». Весь пейзаж залит рассеянным светом восходящего солнца. В окрестностях Москвы» (1869) говорят о другой, лирической стороне таланта художника.
А их было немало. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872), «Хвойный лес» (1873), «Сумерки. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу».
Предельно яркого выражения тема эпического пейзажа достигла в знаменитой картине «Рожь». В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников.
Тема родины составила основное содержание его картины «Полдень. Работа с натуры — основа творческого метода И. И. Шишкина.
Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. Наследие Шишкина не ограничивается живописными произведениями. Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25.
Глядя на эту известнейшую картину, невольно вспоминаются строфы из стихотворения Лермонтова, которые являются продолжением этого пейзажа Шишкина: «Стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь и снегом сыпучим Одета, как ризой, она». Первый шедевр Шишкина стал гимном радости – «Полдень. Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Над землёй летают ласточки.
Весной 1862 года вместе с В. И. Приобретя право на поездку за границу в качестве пенсионера императорской Академии художеств, И. И. Шишкин отправился в 1861 г. в Берлин, Дрезден, Саксонскую Швейцарию и Прагу, знакомится с Богемией и, наконец, поселяется в Мюнхене. Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. Медведи – «хозяева» русских лесов излюбленные герои сказок, забавные и трогательные, – удачно введены в картину. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Зритель словно стоит на пороге того мира, который окружает его и в котором все ему доступно и близко (принцип активного композиционного построения, словно бы сталкивающего зрителя с жизнью изображенной художником и уничтожающего воображаемую преграду между пространством реальным и живописным, был применен Репиным, Суриковым, Серовым в произведениях тех же 1880-х гг. ). Особенный, тихий, погожий выдался день.
Мрачные тени от туч побежали по равнине темными волнами. «Замысел картины подсказал Шишкину Савицкий К. А. Иным произведением является вторая картина. Окончив курс этого заведения, Иван Шишкин уехал в Петербург, где продолжал свое образование в Санкт-Петербургской императорской Академии художеств, став учеником профессора С. М. Воробьева с 1857 года.
Ближе всего к зрителю – просторное поле. Шишкин стремился выявить и запечатлеть устойчивые ценности пейзажа. Этюд Сосна на Валааме – один из восьми удостоенных в 1858 году серебряной медали – дает представление об увлеченности, с которой художник подходит к изображению натуры и о начавшем проявляться уже в то время характерном свойстве дарования Шишкина – содержательном восприятии природы. Шишкин был членом кружка аквафортистов.
Крамской писал Ф. А. Затем он обосновался в Дюссельдорфе, крупном центре художественной жизни Западной Европы. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. На переднем плане изображены вековые, могучие сосны и манящий прохладой ручей. К ним относятся Уголок заросшего сада. Чувствуется глубина оврага, глушь.
«Но, пожалуй, самой мощной по своему звучанию явилась картина «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги» (с. 20, 1). Левитаном и К. А. В Товариществе передвижных художественных выставок он особо ценил мнение И. Н. Крамского.
Перейдя в 1856 году в петербургскую Академию художеств, он соприкоснулся с господствовавшей в ней практикой «сочинения» внешне эффектных пейзажей. В окрестностях Москвы», «Прогулка в лесу» – это лишь малая, но достойная коллекция произведений великого русского художника-реалиста. Картины с названиями «Сосновый бор», «Бревна. О наступлении утра говорит и рассеивающийся в глубине рощи туман.
Кажется, будто исполины тяжелой размеренной поступью шагают по степи. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. В своей теще, которая поселилась у него, он находил даже поддержку этому. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина.
В сентябре за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1864) Шишкин получает звание академика и с октября окончательно поселяется в Петербурге. Нужно также заметить, что с Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». Мало-помалу он отдалялся от общества Крамского, который один имел на него влияние и опять сошелся ближе с друзьями своей юности, которые все страдали той же болезнью и в это время совсем уже опустились как художники.
«Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Задний фон мрачен.
В конце того же 1891 года Шишкин (совместно с И. Е. Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. Сложные противоречия русской художественной жизни проявились в том, что Шишкин, член Товарищества передвижных художественных выставок, за картину «Лесная глушь» был признан Академией художеств профессором (хотя реализм Товарищества передвижников был враждебен академическим воззрениям). В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25-ти. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне.
Он был прекрасным мастером рисунка и офорта. Репиным) организовал в залах Академии художеств выставку своих произведений. За картину «Лесная глушь» (1872) Шишкин получает звание профессора пейзажной живописи. В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Суховатой чеканностью исполнения сходны с ними и его ранние картины. Но отец смог понять и поддержать странное для их среды желание сына – стать художником.
Однако талант автора от этого не становится меньше – стоит взглянуть на произведение «Итальянский мальчик». До 1860 года Шишкин продолжает обучение в Петербургской Академии художеству С. М. В том же году появляется его знаменитая «Рожь» (1878). В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой».
Ведь, у художника была нелёгкая судьба. Дорога, поворачивая, врезается в гущу хлебов и они тотчас скрывают ее. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь».
Судьба ее в настоящее время неизвестна. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». — Ср. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Сосны придают картине величественное звучание. Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии.
Особенно ярко проявилась его творческая зрелость в двух картинах 1872 года – «Сосновый бор» и «Лесная глушь». Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. Чувствуется глубина оврага, глушь. Иван Шишкин – один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу. Оценивая влияние А. Калама на манеру письма молодого художника А. Мокрицкий пишет к Шишкину в Петербург 26 марта 1860 года пишет: Я помню.
Двенадцати лет от роду Ваня Шишкин был определен в ученики 1-ой гимназии в Казани, но, «чтобы не сделаться чиновником», оставил ее, немного не доучившись и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества уже двадцатилетним юношей (1852-1856) гг. Глядя на картину «Рожь», невольно вспоминаются строки из поэзии О. Мандельштама: «И сосна до звезды достает. ». Кажется, слышно, как дышит каждая былинка.
С большой заботливостью относился к даровитому ученику профессор училища А. Н. – получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны.
Работы начала 90-х годов отмечены усилением внутренней сложности и поэтического начала. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в петербургской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Сосны вздымаются к небу, уходят за раму картины.
он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. Именно в это время при всем гнете политической реакции Репин, Суриков, Васнецов, Верещагин, Поленов и другие представители реалистического искусства сумели создать ряд произведений идейно значительных и художественно выразительных.
Цветовая гамма этой работы – теплая состоит в основном из салатовых, коричневых, охристых и желтоватых оттенков. Однако трактованы они с большей живописной свободой. То, что Шишкин явился перед публикой с выставкой такого рода, было многозначительно. В картине нет глубоких просторов, подчеркнутого центра, она нарочито далека от декоративности и именно потому она прозвучала как резкий вызов «выдуманным пейзажам» (так определял их И. Н.
Эти искания были подкреплены постоянной работой на натуре. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Картина «Рубка леса» (1867) – своеобразный итог раннего периода творчества художника. В ней художник выразил многогранные особенности своего дарования.
Он улавливал в ней все более богатое содержание, видел новые мотивы. Вспоминает А. Т. И он действительно был царем в своей любви к русскому лесу. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Природа и человек в них начали жить все более слитно и нераздельно.
Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя. Биограф Шишкина писал, что до него никто так красиво не писал природу:. Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова). Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. По мере удаления в глубь изображения изменяется цвет: сочно-зеленые, коричневато-песочные первого плана переходят в зеленовато-бурые, которые потом постепенно блекнут, становятся все более легкими, холодными, голубоватыми и в конце цонцов сливаются с голубой дымкой, окутывающей холмы.
Она была представлена в 1878 году на VI Передвижной выставке. Рядом с ними возвышается мощная фигура Ивана Ивановича Шишкина. Не случайно друзья Шишкина, художники-передвижники, находили его этюды не менее интересными, чем картины, а подчас даже более свежими и колоритными. Густые кроны бросают на них тень. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Здесь исчезла всякая таинственность.
Занимательный жанровый мотив, введённый в картину, во многом способствовал её популярности, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы. На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Его популярность при всей, казалось бы нейтральности пейзажного жанра – поистине легендарна. Художник долго выбирал животное, которое могло бы стать символом русского леса: кабан, лось или медведь.
В поисках идеальных медведей и подходящего леса он объездил всю Вятскую губернию и, повстречав бурое семейство, дописывал его по памяти. С этими мастерами был и Шишкин. Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада.
Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. В сентябре 1864 года Иван Шишкин переехал в Дюссельдорф.
Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Шишкин вообще любил высшие точки состояний природы, равно как и наиболее мощные и стойкие породы деревьев (рис. 1).
Поступив в гимназию, он встретил там нескольких товарищей, с которыми мог не только устраивать себе развлечения в бурсацком вкусе, как, например, выходить на кулачные бои, но и рисовать и рассуждать об искусстве. «Подобной выставки этюдов у нас еще не было», – заявляли газеты. Его репутация была безупречной. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок, не задумывается: тут он все знает.
Лучшей из них следует считать картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865), за которую он получил звание академика. Крамским. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
(1896), «Корабельная роща» (1898) и другие. Сосновый бор» 1881, «Сосновый лес» 1885, «В сосновом лесу» 1887 и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. 90-е годы Шишкин встретил полный сил. «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). Иван Иванович Шишкин написал в это время в Германии по заказу этого же коллекционера Н. Д. Быкова картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865), которая принесла художнику звание академика пейзажной живописи Санкт-Петербургской Академии художеств наряду с картиной «Тевтобургский лес».
Стилистически близкие его живописным произведениям, сочные эстампы художника отличаются выразительностью образного строя и удивительной тонкостью исполнения. «Полдень. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов.
Низко над землёй стремительно стригут ласточки, кажется, тени не поспевают за ними. Идущие под дождем люди усиливают ощущение обжитости природы. В 1871 году вышла его книга в Москве «История города Елабуги». Шишкин многое отбросил из более ранней картины: в «Корабельной роще» нет последовательности нескольких планов, боковых кулис, нет подробного рассказа о разнообразных растениях – художник достиг здесь композиционной живописной и смысловой выразительности. Невероятная тишина царит в пейзаже.
Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885). Мокрицкий, сам когда-то прошедший реалистическую выучку у А. Г. Разнообразные, выявляющие форму и фактуру мазки подчеркивают мягкость травы, пушистость хвои, крепость стволов.
В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. В 1860 году Шишкин блестяще, с Большой Золотой медалью заканчивает Академию художеств. По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. Неподвижна кудрявая зелень дуба-великана. В 1884 году он создал величественный пейзаж-панораму «Лесные дали», в котором.
Единственная деталь, навевающая неотчётливую тревогу – засохшая сосна. Искусствоведы доказали, что «Утро в сосновом бору» писалась с натуры. Первое место занимает Шишкина Рожь.
Драматичное действие разворачивается будто на сцене. не форсируя конкретных примет природы, заговорил поистине высоким слогом. Свет приобрел большую роль в произведениях Шишкина (и не только в живописи, но ив его рисунках 80-х гг. ) – он оживляет цвет, вызывает к жизни все богатство его тонов.
Однако истинной ценностью произведения является прекрасно выраженное состояние природы. Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. Последнее особенн: хорошо чувствуется в картине «В лесу графини Мордвиновой. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Художник умер внезапно, за мольбертом, работая над новой картиной 8 марта 1898 года. Его отец был купцом, культурным человеком. Глядя на картину, чувствуешь запах хвои и влажного мха. Лишь темнеющие на его фоне мощные стволы огромных деревьев да птица на ветке привносят ощущение жизни.
Изображал ли он дубы или берёзы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. В основном экспонатами выставки являлись его недавние этюды.
Если в картинах «Святой ключ близ Елабуги» и «Дубовая роща» (обе 1886 г. ) он дал прекрасные образцы своей годами выработанной живописи, точно определенной в цвете, верно характеризующей предметный мир, с краской, положенной плотным слоем, то в том же 1886 году он создал совсем иное, чудесное произведение – «Сосны, освещенные солнцем». Сосны не только верно изображены, не только похожи, но красивы и выразительны. Из лесов Вологодской губернии»). В творчестве молодых живописцев росло стремление к новым средствам художественной выразительности, усиливались поиски иных образных решений.
В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Вторая картина – «Лесная глушь» – более целостна. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
Этот талантливейший этюд, воспринимаемый как завершенная картина, свидетельствует о завидной душевной бодрости и молодости пятидесятичетырехлетнего художника этюд лиричен и радостен по выражению, богат в сочетаниях золотистых, светло-зеленых, голубых и бархатистых темно-зеленых цветовых пятен. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня.
Отец не стал настаивать. В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство. Эта картина была представлена на второй передвижнической выставке в 1872 году. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы.
Так писались и «Сосновый бор. Но облачное небо уже начинает светлеть. Эту картину приобрёл П. Третьяков. «В Академии художеств к середине XIX века сложилась пейзажная школа классико-романтического направления», но за год до поступления Ивана Шишкина в пейзажный класс императорской Академии художеств знаменитый руководитель пейзажного класса профессор М. Н. Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в краю суровом и величественном.
Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Картина Полдень. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») 1880, «Заповедник. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Летом 1880 года Шишкин был уже ее женихом.
Таковым является Иван Иванович Шишкин. Художник открывал обширный мир непримечательных составляющих природы, ранее не внесенных в оборот искусства. Деревня Константиновка близ Красного Села» и «Рубка леса» демонстрируют это наилучшим образом.
Был незаурядной личностью, его интересовала архитектура история, естественные науки. Более всего он дружил с И. Крамским, который всегда поддерживал и продвигал творческие работы Шишкина. Постоянная работа на натуре развивала в Шишкине понимание природы.
Он родился в Елабуге, в семье небогатого купца. Такова музыка поля в Шишкинском шедевре.
Его путь к стилевой особенности своего творчества был далеко не простым, поскольку в формировании его как пейзажиста еще сказывалась прочная связь с Академией и ее эстетическими принципами. В окрестности Москвы» (1869), «Пейзаж с гуляющими» (1869), «За грибами» (1870), «Вечер» (1871), «Сосновый бор. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
В окрестностях Москвы». Что может быть лучше природы». В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках.
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Для него, казалось, не было трудностей, – отмечает А. Н. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов. Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему. Васильева.
Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Репин: «Громче всех раздавался голос богатыря И. И. Он охотно с ними занимался, брал их на этюды, совершал с ними дальние поездки» (с. 19, 2).
Средства уже позволяли иметь скромный комфорт, хотя с постоянно увеличивающимся семейством Иван Иванович не мог позволять себе ничего лишнего. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного рисовальщика. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области).
Иван Шишкин, по словам педагогов Московского училища ваяния и зодчества «обладал исключительным трудолюбием». Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. Однако первые два меньше всего нравились Шишкину.
Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. Он мог создать несколько выдающихся произведений – картины «В лесу графини Мордвиновой. «Полевые цветы у воды».
Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
И когда он перед натурой. Только весной 1862 года он уехал за границу. Все сковано морозом и погружено в тень. С момента задумки до полного завершения работы над полотном прошло 4 года и сегодня «Утро в сосновом лесу» красуется в Третьяковской галерее, как и другие картины художника Шишкина (с названиями проблем нет, все работы подписаны).
это человек-школа. » (письмо от 5 июля 1872 г. ). Иван Шишкин выходец из купеческой семьи, родился в Елабуге Вятской губернии (Республика Татарстан). Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Петергоф», «Дождь в дубовом лесу», «На севере диком. », столь несхожие между собой, были написаны за несколько месяцев 1891 года. Эта картина – очень светлая и яркая.
В ней Шишкин выразил все, что чувствовал, что умел, о чем думал. Петергоф», «Пруд в старом парке», «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Полдень. Снова он пишет русский лес, который великолепной колоннадой вздымается к лазурному небу. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник.
Это послужило свою роль в его карьере, как художника. На опушке изображен сосняк – стройный, высокий. В еще большей мере это видно в незавершенном этюде «Дубы. Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины. Парит. Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане.
А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. В 1868 году Шишкин женился на сестре художника Ф. А. Художник одушевляет деревья.
В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) – последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы.
Его успехи были стремительны, он получал одну награду за другой. Шишкин не облагораживал природу. Картина «В лесу графини Мордвиновой» поражает нас не свойственной Шишкину проникновенностью и сосредоточенностью настроения. Мерзлякова, которое стало в XIX веке народной песней).
Кажется, каждая веточка и травинка прислушивается к музыке просыпающегося дня. «В последние десятилетия XIX века, в трудный для Товарищества период, когда возникшие в его среде разногласия грозили распадом всей организации, Шишкин был с теми художниками, которые продолжали исповедовать демократические просветительские идеалы шестидесятых годов» (с. 17, 2). «Утро в сосновом лесу» – это классика русского реалистичного пейзажа. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва.
Он соединил могущество сосен с благостным летним светилом, блики солнца играют в теплых водах ручья. За эту картину Шишкин получил звание профессора. Сами сосны в роще особенные – из таких деревьев делали когда-то корабельные мачты. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Полнота чувства и зрелость мысли отличают эти поздние картины художника.
Искусствовед А. В. Внушительные дубы достойны восхищения. Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. В заголовке «Рожь», как кажется на первый взгляд, нет ничего величественного и интригующего, но стоит вглядеться в величавые сосны, которые стоят как богатыри, складывается впечатление, что эти деревья являются своего рода защитникам ржаных полей и всей русской земли. Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника.
Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Картина написана в холодной серебристо-зеленой гамме. Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора.
Родился И. И. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, раздражало и то, что подросток абсолютно не приспособлен к домашним делам, сидит и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги». он помогает человеку настроиться на торжественный лад, подняться до его величия. В семидесятых годах художник много работает над изучением природы. Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали. Мощное и беспомощное, высокое и малое, вековое и мгновенное (две бабочки на первом плане) образуют систему противопоставлений, далекую от назойливости и нарочитости, но подлинно выразительную в своей жизненной правде.
Преображенское». Последнюю свою работу он так и не закончил. Стасов писал: «Наши пейзажисты представили на передвижную выставку несколько прекрасных вещей Первое место занимает Рожь г. Шишкина – мотив им, кажется, еще никогда не пробованный и мастерски нынче выполненный. Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера.
Это была ювелирная работа. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу. Иным произведением является вторая картина. Воплощением достижений Шишкина в 80-х годах явилась картина «Бурелом», созданная в 1888 году (показанная впервые на XVI выставке Товарищества передвижников, она называлась «Бурелом.
На первом плане несколько столетних сосен-исполинов. Шишкин много читал и размышлял об искусстве и пришел к убеждению, что художнику необходимо изучать природу и следовать ей. Болел за идеи товарищества, участвовал в каждой передвижной выставке до конца своих дней.
На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. Природа – сама благородство. Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера. Картина была подписана двумя художниками: Шишкиным и Савицким. За картину «Лесная глушь» (1872) Шишкин получает звание профессора пейзажной живописи.
Он создал образы, в которых природа выражала себя почти в совершенной степени». В 1889 году Шишкин написал картину – «Утро в сосновом лесу». Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени. Крамской точно охарактеризовал Ивана Ивановича Шишкина: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и не задумывается, как, что и почему это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом». Его картина поет.
Шишкин не искал легкого успеха эффектных итальянских или швейцарских видов, модных в те годы. В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. Процесс развития русской живописи 70-х годов, в котором принимал непосредственное участие и Шишкин, подготовил возможность ее дальнейшего подъема в 1880-х годах и еще более зрелых и широких обобщений жизненного материала. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы. На каждой передвижной выставке он обязательно бывал представлен несколькими работами.
География работ Шишкина чрезвычайно широка. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Его творчество охватывает почти всю вторую половину столетия.
Картин в Елабуге он не видал – их не было, он знал о них по рассказам из книг. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Он, как гордый богатырь, ожидает поединка со стихией.
«90-е годы Шишкин встретил полный сил. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Глубокая предгрозовая тишина царит в природе. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. Шишкин Иван Иванович – известный русский пейзажист, художник и гравер-аквафортист.
Петергоф» (1891), в которой изображение старика-лесничего почти сливается с окружающей его чащей стройных сосен. Волнующееся поле спелой ржи словно налито золотом, отливающим тускловатым блеском. Воробьева. Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств.
В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Прослеживаются схожие черты с автопортретом, над которым в 1856 году работал сам Шишкин. Лес – главный, живой и многоликий персонаж картины. Именно Крамской предоставил мастерскую Шишкину для написания работы, давшей известность автору, картины – «Полдень в окрестностях Москвы» (1869). В картинах «Лес весной», «Лесные дали» (обе 1884 г. ) или «Туманное утро» (1885) Шишкин обращается к переживаниям человека пейзажные образы напоминают зрителю о том душевном волнении, которое он сам испытывал, присматриваясь к природе, улавливая ее далекие, чистые голоса.
«В Московском училище живописи и ваяния, где более трех лет занимался художник, широко применялась прогрессивная педагогическая система А. Г. Венецианова, основанная на внимательном и бережном отношении к натуре» (с. 5, 2). Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу.
В 80-90-х годах XIX столетия писались самые известные картины Шишкина. Шишкина. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в купеческой семье. Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах» (с. 40, 1).
Говорят, что он писал «портрет природы». «Сосновый бор. О его рисунках постепенно узнала вся школа. Васильеву, который сам был блестящим мастером работы с натуры: «. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков.
Отец не стал настаивать и Ваничка был водворен в верхнем этаже родительского дома». Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
Отец художника, автор «Истории города Елабуги», привил сыну любовь к чтению книг и рисованию, пробудившуюся рано. Для него, казалось, не было трудностей. Поваленные деревья – частое явление, которое изображал Шишкин Иван Иванович. По-новому здесь разработана композиция пейзажа: зритель не смотрит на него «со стороны», а как бы может войти в него первый план нарочито иллюзорен, а от него в глубину уходит тропинка. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.
В лучших произведениях Шишкина все настойчивей и сильней начинают звучать эпические ноты. В окрестностях Москвы» (1869). Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
Шишкин передает изумительную красоту зимнего пейзажа, спокойную и величавую. В картине Шишкина дорога – «мудрая наивность».
Нужно также заметить, что с Ш. повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Взамен этого он много работал с натуры то в ближайших окрестностях Петербурга, то среди суровой природы на острове Валаам (в северной части Ладожского озера).
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. У работы было очень много положительных отзывов.
«Изображение природы в связи с жизнью и трудом народа» получило в ней свое конкретное воплощение так, в ниве золотистых хлебов художник видит дело рук человека, однако содержание картины «Рожь» много шире — это образ самой России. Широкая, простирающаяся до самого горизонта равнина (художник специально располагает пейзаж вдоль вытянутого холста). В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). Шире и свободнее, чем хотя бы «Лесная глушь» 1872 года, картина выражает мысль о жизни природы – многообразной, перекликающейся с богатством чувств и мыслей человека. Друг Шишкина – Крамской – хвалил его картины, но указывал, что «другие ушли дальше».
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Много работал Шишкин и за границей. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея и Государственный Русский музей.
«Отобразить родную природу без прикрас, рассказать о ней правдиво и ясно – к этому стремился Шишкин» (с. 14, 2). Он тщательно осматривал, прощупывал изучал каждый стебель, ствол дерева, трепещущую листву на ветках, воспрянувшие травы и мхи. Первая — «Дождь в дубовом лесу».
Впереди – синяя пропасть, наверху – такого же цвета ясное, но грустное небо. Но Шишкин еще не решал в этой картине проблемы живописного объединения всего богатства пейзажных мотивов. В лучших произведениях Шишкина все настойчивей и сильней начинают звучать эпические ноты.
В этот период написаны «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубы», «Утро ссосновом лесу» (1889), «Дождь в дубовом лесу» (1891). Последняя картина художника – «Корабельная роща». Вечер», «Сосны, освещенные солнцем», «Дубки», «В лесу графини Мордвиновой. Иное дело «Полдень.
Но движение продолжают высокие сосны, выстроившиеся в ряд вдоль дороги. Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском.
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Созданные в первой половине века пейзажи А. Г. Шишкину нравятся картины «без нарочитой эффектности», художник тяготеет к строгой законченности, но «без немецкой сухости пейзажей, обставленных фигурками животных». Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. Замысел этой картины был подсказан Шишкину его приятелем, выдающимся художником-передвижником К. А. Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. На стволах деревьев и листьях зеленой травы заметна утренняя роса.
Крамской) академического направления. Чисто-белый снег, занимающий одну треть картины, сияет в лучах солнца, однако ему не скоро суждено растаять, ведь погодные условия на севере диком очень суровые. Картины «Прогулка в лесу» и «Полдень.
Мощный ствол его никогда не согнется под ударами ветра. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Ее иногда называют картиной-завещанием. Лес выглядит небольшим и просторным. Сиверская» (1883). Однако Шишкин не довольствовался умением писать природу вообще.
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. С названиями художник был прост, но одновременно оригинален: он не выбирал эпитеты и метафоры из-за которых смысл полотна был бы двояким. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. И то, что Шишкин показывал на своих персональных выставках не картины, а именно этюды, позволяет судить о том, сколь принципиально важной была для него эта область художественной деятельности. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.
В июне 1865 года он возвращается в Россию, лето проводит на родине – в Елабуге. Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург.
Природа выражает музыку человеческой души. Относящиеся к 60-м годам слова художника: «Главнейшее дело пейзажиста есть прилежное изучение натуры, вследствие чего картина с натуры должна быть без фантазии», свидетельствуют об этом. Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. Пейзаж представляет зрителю высший летний расцвет. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). Савицкий), картина кажется прозрачной и легкой. Лесной пейзаж кажется необъятным. Картины (с названиями), большая часть которых представлена пейзажами, располагаются в Третьяковской галерее и других авторитетных государственных учреждениях, но судьба «Итальянского мальчика» остается неизвестной.
Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Лесная глушь» (1872) и «Лесные дали» (1884). «Лесные дали» – эту картину часто называли символом самой России, с ее широкой панорамой, открывающейся с вершины холма. Старинный, основанный в XVI веке город Елабуга привольно расположился на берегу полноводной Камы. Позже подпись Савицкого удалена, купившим картину, П. Третьяковым. На переднем плане мы видим начало пшеничного поля: художник расположил красноватые, бордовые и темно-охристые мазки так, чтобы чувствовалась глубина этих снопов.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Особой непринужденностью подкупают его этюды «Папоротники в лесу. Оно была представлена в 1878 году на Шестой передвижной выставке. Последняя работа автора является наиболее известной.
Каменевым. Некоторые другие картины Ивана Шишкина (с названиями) также включены в книги художественной литературы, что доказывает неоценимый вклад живописца в развитие русского искусства XIX века. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). На первой передвижной выставке он выступает с картинами «Вечер», «Сосновый лес» и «Березовый лес», а в 1872 году по этюдам с натуры пишет в мастерской Крамского «Сосновый бор.
Главное в картине построение эпического образа с помощью предельно простого, сознательная «объективность» живописи. Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. «Молодые художники постоянно бывали в доме Шишкина. Картина «Утро в сосновом лесу» (рис. 2) пользуется популярностью занимательным сюжетом.
Это дерево навсегда стало символом русской земли. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Девяностые годы Шишкин встретил полный сил.
Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Совсем другая по настроению картина «Дождь в дубовом лесу». Коровин. Его картины – гимн живой природе, гимн ее красоте.
От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта. Зимний лес на этой картине скован морозом, он как будто оцепенел. Одна из этих деталей – прислонившийся к сосне старый покосившийся крест – создает определенный элегический настрой. Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их.
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Айвазовского, С. Ф. С Крамским у них были особенно теплые отношения. В картине «Рубка леса» (1867) Шишкин воспроизводит, а точнее перечисляет, все то, что попадает в поле его зрения, не забывая и пересчитать годичные кольца на торце спиленного дерева. Шишкин стал основоположником национального реалистического пейзажа: он видел природу глазами своего народа. Недаром Крамской называл его «верстовым столбом в развитии пейзажа», «человеком-школой». Картина «Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) — как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Приближается страшная гроза.
Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Важную роль в постижении им поэзии природы играли этюды «Береза и рябинки» (1878). На протяжении всех последующих лет он неоднократно демонстрировал этюды, к которым относился как к самостоятельным законченным художественным произведениям. Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж.
С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Прозрачный ручей на переднем плане, в котором можно сосчитать все камушки.
У него умерли сыновья. Это – Афонасовская корабельная роща близ Елабуги он уже показал ее почти с той же точки в картине «Сосновый бор» 1872 года. С какой любовью выписал художник склонившийся забор и причудливые камни-валуны. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека.
Тянутся тоненькие жерди, переброшенные через мелкий ручей. Медведей написал Савицкий в самой картине.
Большую часть картины занимают серые облака. Этот суховатый по живописи, но свидетельствующий о хорошем владении рисунком этюд лег в основу конкурсной картины Шишкина Вид на острове Валааме. Проселочная дорога вьется среди полей и теряется вдали. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника.
Шишкин 13 / 25 января 1832 года в Елабуге, на берегу реки Камы, в «краю суровом и величественном». Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Шишкин сдержан и величественен. В 1858 г. он получил большую серебряную медаль за пейзаж «Вид на острове Валааме», следуя традициям романтического пейзажа середины XIX века.
Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина. По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне. Яркую оценку Шишкину как рисовальщику дал в своей книге «Далекое-близкое» И. Е. Одна из них (самая главная) – золотая медаль за две картины одного названия – «Вид на острове Валааме.
Это было выступление против мёртвого академизма. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина Утро в сосновом лесу.
В семидесятых годах художник очень много работает над изучением природы. Шишкин работал над «Рубкой леса» в 1867 году во время поездки на Валаам. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). Каждое из них вызывало интерес зрителей. Репин писал о Шишкине: «Громче всех раздавался голос богатыря Шишкина.
Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля. Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. Небо в картине бледно-голубое, прзрачное, легкое, с еле заметными облачками, светлеющее к горизонту и чуть тронутое золотистым налетом.
В 1868 году Шишкин женился на сестре художника Ф. А. Мастер смело экспериментировал. Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни.
В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Якоби пенсионер Шишкин выезжает в Германию. Во всех своих произведениях он проявляет себя удивительным знатоком растительных форм – деревьев, листвы, травы, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. В его произведениях встаёт дремучая Россия.
Успехи молодого художника отмечаются золотыми и серебряными медалями. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Солнечный день» (1895), «Роща у пруда. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края. Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега. С 1870, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Он ставил перед собой более существенные задачи, связанные с исканиями передовых мастеров всего русского реалистического искусства. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. В первой из них Шишкин «рассказывает» о березовой роще, в которую отправилось на прогулку барское семейство и ни одна подробность: ни валун на переднем плане, ни замшелые корни старого дерева, ни ствол сломанной березы с ободранной корой — ничто не ускользнуло от его пытливого взгляда, однако до художественно-образного обобщения здесь еще очень далеко.
В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Его увлекала техника, он занимался археологией историей, стремился во все начинания внести что-то свое, новое и полезное. Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
В стремлении стать живописцем Ивана Шишкина поддерживал его отец. Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному. Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении. Медведи получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался вместе с Шишкиным на картине. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи.
Этот шедевр известный многим ценителям живописи еще с детства, был написан в 1878 г. Картина «Рожь» передает широту русской земли и души русского человека: две трети полотна занимает голубое небо с низкими белоснежными облаками, а остальное пространство отведено ржаному полю, в некоторых местах которого прорастают высокие сосны. Богато нюансирован цвет. В 1858-1859 годах молодой художник упорно занимается рисунком с натуры, много работая в летние месяцы под Сестрорецком и на острове Валааме на Ладожском озере. «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова.
Венецианова и И. К. На каждой передвижной выставке он обязательно бывал представлен несколькими работами. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник.
И в этом уже проявляется своеобразие художника. А оригинальность своя ещё слишком юна и надо силу», писал Иван Шишкин в письме другу в Россию. Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин. Ф. Булгаков «Альбом русской живописи.
В 1860 году за пейзаж «Вид на острове Валааме» Шишкин удостаивается первой золотой медали, а вместе с ней и права на заграничную командировку. По картинам Шишкина можно не только описывать климат России, но и изучать основы пленэрной живописи. Однако академический условно-романтический пейзаж его не удовлетворял.
Практически каждый русский художник писал дорогу среди бескрайних полей. Из писем художника в это время в Россию, мы узнаём, что Ивана Шишкина не вдохновляет «чужая природа», он с грустью противопоставляет её русской, в которой находит больше красот и достоинств». «Пейзажист – истинный художник, он чувствует глубже и чище», записал Иван Шишкин в своём дневнике. Как поэт словами, так и кистью с краской художник передает настроение, в данном случае – задумчивое и немного грустное.
Савицкий), картина кажется прозрачной и легкой. Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания. Вечер» (1887) использованном затем при создании картины «Дубовая роща» (Киевский государственный музей русского искусства). От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее.
Быть грозе. Они стремились к изображению типичных черт родной земли. Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу». (1832г -1898г)Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно. Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин.
Та же тема торжества жизни составляет основу известного произведения «Утро в сосновом лесу» (1889). В 1891 году Шишкин исполнил две картины. Он не останавливался в своем развитии.
В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Он умел его писать, улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета.
Прекрасные произведения создали А. К.
Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи. Шишкин же впервые выступил с группой этюдов в 1880 году, показав двенадцать крымских пейзажей. Заход солнца» (1874), «Первый снег» (1875), «Рожь» (1878), «Ручей в берёзовом лесу» (1883), «Лес зимой» (1884), «Сосновый лес» (1885), «Ели в Шуваловском парке» (1886), «Святой ключ близ Елабуги» (1886), «Автопортрет» (1886), «Зима» (1890), «Утро в сосновом лесу», (1889), «На Севере диком» (1891), «Хвойный лес. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Кстати, последнее со всей наглядностью выявляет исследование произведений Шишкина в инфракрасном свете. Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными.
Куинджи и, чуть позднее, И. И. Есть в этом пейзаже особенная поэтичность и даже таинственность. Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев.
Облик этот был многолик. Иван Шишкин – сын купца из традиционной русской патриархальной семьи Вятской губернии. Если бы поэт жил во время написания картины, наверняка эту строфу заимствовал бы Шишкин.
Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. «Полдень» предваряет группу пейзажей с изображением соснового бора. Его называли «царем леса». Сиверская» (середина 80-х годов) и «Заросший пруд на опушке леса.
Будущий художник родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года. Иван Иванович Шишкин родился 13 января 1832 года в Елабуге.
В 1873 академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». просто поле, лес, реку, – и они у него выходят так же красивы, как и швейцарские виды. Эта дружба оказалась крепкой, связавшей их на всю жизнь. Предельно яркого выражения тема эпического пейзажа достигла в знаменитой картине «Рожь». Как вспоминает А. Т.
Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства. Дорога утопает во ржи, по которой бредут два путника, а над ними высоко-высоко в голубом зените кружат птицы. «Произведения, созданные Шишкиным в годы учения, носили нередко романтические черты» (с. 7, 2).
Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Все это ясно видно также в картинах «Дубы», «Дубовая роща», написанных в 1887 году. При посредстве её состояний человек размышляет о жизни.
Если первый план выписан подробно, то самый дальний пейзаж теряет четкость, размыт. 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом.
Отец не препятствовал тяге сына к искусству и дал согласие на его отъезд в Москву, для обучения в Московском училище живописи.
Изображал ли он дубы или березы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. В течение всей жизни Шишкин писал лес. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Разработка множества оттенков основного цвета («Тон почуял», – говорил Крамской о Шишкине), сложные светотеневые градации, даже разнообразие приемов наложения краски – все свидетельствует об исканиях наибольшей правды в изображении природы. В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя.
В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. Могучая, полная богатырских сил природа, богатый, привольный край. Эти черты свойственны картине «Ручей в лесу» (1880) и еще более – картине «Среди долины ровныя. » (1883, ее названием служит первая строка стихотворения А. Ф.
Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. Но тема торжественной и ясной красоты родной земли была для него основной. Лучи света проникают в глубину леса и появляются неожиданно среди дальних деревьев.
Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. Местность Кукко» (1860). В 1862 году Шишкин едет за границу в качестве пенсионера Академии и работает в Германии и Швейцарии до 1865 года. Каждое дерево обладает своим «характером». Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная.
Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Показан не глухой дремучий лес, а солнечный свет, пробивающийся сквозь колонны великанов, чувствуется глубина оврагов, мощь вековых деревьев. Венецианова.
Справа темнеет непроходимая чаща леса. Лесная глушь (1872). Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. Эпическим размахом выделяется среди них картина «Кама близ Елабуги», созданная в 1895 году. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав.
Но успевает посетить и Францию и Чехию и Бельгию и Голландию. Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа.
Природа насыщена сырым воздухом. Подлинной школой для художника стал Валаам, куда он отправился для летней работы на натуре. Щедрина и А. А.
Не изменяя делу всей своей жизни. В. В. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. Васильев, А. И. Их он стремился передать как можно конкретнее.
Ещё не рассеявшийся утренний туман, подтверждает название картины. Его занятия имели самостоятельный характер. Все вокруг погружено в зимний сон. «И вот среди этого лесного царства вдруг возникает фигура старика-лесника, сразу незаметного – его одежда по цвету сродни лесу» (с. 32, 1). Весной 1863 года, И. И. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности, максимально близкой к реальности» (с. 52, 1).
Человек Шишкина прикреплён к земле. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи. Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. Никогда еще Шишкин не писал такого неба и такого, наполненного воздухом, пейзажа.
Сама эпоха 60-х годов выдвигала перед искусством и художником принципиально новые важные задачи, а жизнь на каждом шагу открывала перед ним богатый, сложный мир явлений, которые требовали коренной ломки условных и обедненных приемов академической системы живописи, лишенной живого отношения к природе и чувства художественной правды. В 1852 году Иван едет в Москву и поступает в Московское училище. Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан). Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Даже чисто живописные особенности картины были новы и необычны для тех лет.
Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Работа над картиной происходила в 1889 году. Уже само изменчивое состояние природы – задача для него новая, но справился он с ней превосходно.
Воробьёв скончался и его место занял его сын «не способный отойти от архаических методов преподавания». И все-таки И. И. Шишкин — прежде всего мастер большой эпической пейзажной картины. Художник Бялыницкий-Бируля высоко оценил полотно «На севере диком» и дал комментарий, что Лермонтов был бы счастлив, увидев такую достойную иллюстрацию к своему стихотворению. И солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке.
И всюду, куда ни кинешь взор, колосятся созревшие хлеба. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Лиственный лес», «Еловый лес», «Дубы.
Деревья уходят далеко вверх, за пределы картины, этим художник показывает их громадность, данный приём характерен для всего творчества Шишкина. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Его записи в дневнике заполнены такими эпитетами как: «великолепные ивы», «богатые сосны», «чудный дубовый лес».
Но стремительное развитие русской художественной культуры нуждалось в большем: Шишкин создавал свои пейзажи в годы, когда Крамской требовал «живописи живой и разительной», когда Репин уже написал «Крестный ход в Курской губернии» и мощную по живописи картину «Иван Грозный и царевич Иван», когда Суриков работал над созданием «Боярыни Морозовой», абсолютной в своем живописном решении. По сравнению с картиной композиция этюда более фрагментарна, органическое единство рисунка и колорита придают ему особую цельность, а некоторая незавершенность, позволяя нам заглянуть в творческую лабораторию художника, убеждает в высоком уровне его мастерства. То, что «другое» нужно, но не только «дальше», а и теперь, Шишкин сам хорошо понимал. Одним из его учредителей являлся Иван Шишкин. Левитан и К. А. Сосновый бор».
Савицким (написавшим в картине медведей).