В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу. Характерна в этом смысле «Рожь». Отсюда и дорога, теряющаяся в поле. 4) В. – Рожь – одно из лучших произведений в творчестве художника.
Мать художника, Дарья Романовна, была из мещанского рода. Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи. В 1880-е годы художник создает много пейзажей, в сюжетах которых обращается к теме русской природы. В течение всей жизни Шишкин писал лес.
Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства. Во всех своих произведениях он проявляет себя удивительным знатоком растительных форм – деревьев, листвы, травы, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. Наставником будущего живописца в Москве был А. Мокрицкий. Это полотно принесло Шишкину заслуженную славу.
Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. Но и в это время художник не ограничивается студийными занятиями: он активно пишет на природе изучая окрестности Санкт-Петербурга и острова Валаам. В 1844 году мальчик был отдан в Казанскую гимназию, но уклад гимназии препятствовал его творческим устремлениям и он после летних каникул 1848 года решил в гимназию не возвращаться. Мрачное настроение.
Он напряженно работал, встречался с друзьями, нравился многим женщинам. Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке).
Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы. На переднем плане изображены вековые, могучие сосны и манящий прохладой ручей. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Это дерево давно должны были спилить на дрова.
Таким и увидела его в доме Д. М. Менделеева Ольга Антоновна Лагода, начинающая художница, ставшая с 1880 г. верной женой и другом Ивана Ивановича. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Его увлекала техника, он занимался археологией историей, стремился во все начинания внести что-то свое, новое и полезное.
Рисунок должен следовать за ней во всех ее прихотях формы». Сами сосны в роще особенные – из таких деревьев делали когда-то корабельные мачты. В них нет политики и социальной направленности. Наружность его была типично великорусская, вятская. Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии.
Васильева. «В Московском училище живописи и ваяния, где более трех лет занимался художник, широко применялась прогрессивная педагогическая система А. Г. Венецианова, основанная на внимательном и бережном отношении к натуре» (с. 5, 2). Именно этот чуткий педагог помог Ивану найти себя в художестве. Их дом всегда был полон гостей. Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ».
Домашние рано подметили страсть младшего Ванечки к краскам и одно время звали его «мазилкой». Здесь исчезла всякая таинственность. Эту технику художник освоил еще за границей. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника. Якоби пенсионер Шишкин выезжает в Германию. Лес выглядит небольшим и просторным. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. «Утро» полностью лишено всего этого.
Учился Ваня прилежно, но из гимназии ушел раньше срока – ему претила чиновничья жизнь. Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией.
«Отобразить родную природу без прикрас, рассказать о ней правдиво и ясно – к этому стремился Шишкин» (с. 14, 2). Картина «Утро в сосновом лесу» (рис. 2) пользуется популярностью занимательным сюжетом. В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). В 1852 году Иван едет в Москву и поступает в Московское училище. О его рисунках постепенно узнала вся школа.
Окрестности Москвы. Шишкин бросил работать, запил. Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду. На удивление личная жизнь пейзажиста складывалась не так хорошо, как профессиональная. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Но счастье вновь отвернулось от художника.
Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного рисовальщика. Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри. Медведей написал Савицкий в самой картине. Что впереди. В училище сразу определилось влечение Ивана к пейзажу. Отец не стал настаивать. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва.
Самыми главными произведениями его жизни были и остаются такие полотна как «Утро в сосновом лесу», «Дождь в дубовом лесу», «Полдень», «В окрестностях Москвы», «Корабельная роща». А. Беггров создал фотоснимки с угольных рисунков исполненных для него Шишкиным.
В академии его картины одна за другой награждались медалями. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Особенно удавались художнику рисунки пером. Есть в этом пейзаже особенная поэтичность и даже таинственность.
Идущие под дождем люди усиливают ощущение обжитости природы. Третьяков решил судьбу картины по-своему. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
Предельно яркого выражения тема эпического пейзажа достигла в знаменитой картине «Рожь». Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт. Картина «В лесу графини Мордвиновой» поражает нас не свойственной Шишкину проникновенностью и сосредоточенностью настроения. На стволах деревьев и листьях зеленой травы заметна утренняя роса.
То же чувствует и зритель, глядя на это полотно. Но семейное счастье художника оказалось недолгим. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Она станет первой картиной художника, которую приобрел известный собиратель русской живописи П. М. Третьяков. 90-е годы Шишкин встретил полный сил. За картину «Лесная глушь» (1872) Шишкин получает звание профессора пейзажной живописи.
За границей, помимо живописи, Шишкин много занимался рисунками пером, произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев и некоторые были помещены в дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров. Шишкина спас разве только его успех, который он уже себе обеспечил, восприимчивость и сила, которыми отличался его организм. Не довольствуясь занятиями в стенах академии, усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валааме, благодаря чему приобретал все большее и большее знакомство с её формами и умение точно передавать её карандашом и кистью. Ничуть не бывало.
Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Не позволяя себе раскиснуть, художник создавал одну картину за другой («Кама», «Дубки», «Вечер», «Речка», «Полесье», «Заря», «Ручей в березовом лесу», серия станковых рисунков). Его отец, купец второй гильдии, городской староста, был большим ревнителем старины, увлекался краеведением и археологией издал книгу «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, написанная им самим в 1867 г». Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного аквафортиста. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Среди русских пейзажистов Шишкину бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. И только получив большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу за большое полотно «Кукко» (урочище на Валааме), Иван Иванович поверил в свои силы, но ехать сразу не решился, а вернулся в Елабугу, порадовав родителей званием «классного художника первого разряда».
Успехи молодого художника отмечаются золотыми и серебряными медалями. География работ Шишкина чрезвычайно широка. Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень. С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. «И вот среди этого лесного царства вдруг возникает фигура старика-лесника, сразу незаметного – его одежда по цвету сродни лесу» (с. 32, 1). Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье.
Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. В воспоминаниях о знаменитых «четвергах» Артели И. Е. Репин писал: «Громче всех раздавался голос богатыря И. И. Шишкина как зеленый могучий лес, заражал он всех здоровьем, весельем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью. «Замысел картины подсказал Шишкину Савицкий К. А. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов.
Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три. С Крамским у них были особенно теплые отношения. Шишкин вообще любил высшие точки состояний природы, равно как и наиболее мощные и стойкие породы деревьев (рис. 1). Однако истинной ценностью произведения является прекрасно выраженное состояние природы.
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. В Тевтобургском лесу было написано этюдов намного больше, чем за все время пребывания за границей. Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. «Работать ежедневно, отправляться на эту работу, как на службу.
Тогда только картина будет выглядеть достоверно. В 1860 году за пейзаж «Вид на острове Валааме» Шишкин удостаивается первой золотой медали, а вместе с ней и права на заграничную командировку. Это несомненно. В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой».
Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве. Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в купеческой семье. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. 1) В. – «Корабельная роща» – это символ Родины, её спокойствия, величия, незыблемости. Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы.
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Сюжет их – жизнь русских лесов. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды».
У него были какие-то свои трения с Савицким. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте.
Сестрорецк», сказал: «Да, вот это живопись. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. На обороте подготовительного рисунка Иван Иванович написал: «Раздолье, простор, угодье, рожь, благодать, русское богатство».
Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи. В апреле 1874 года умирает жена, оставив двоих детей, дочь и сына, который тоже вскоре умирает.
Совсем другая по настроению картина «Дождь в дубовом лесу». В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. Деревенька эта небольшая и довольно-таки глуховатая.
Он высоко ценил ее талант и посоветовал серьезно заняться пейзажами цветов и растений (в 1887 г. даже сам издал альбом ее рисунков). Иван Иванович Шишкин родился 25 января (13 января по старому стилю) 1832 года, в Елабуге, ныне Татарстан, в купеческой семье. «Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии». «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин.
Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. «Произведения, созданные Шишкиным в годы учения, носили нередко романтические черты» (с. 7, 2). Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885). Уже в первый год пребывания в академии ему была присуждена малая серебряная медаль за «Вид в окрестностях Петербурга». В Цюрихе Иван Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой.
Из-за горизонта уже ползут первые грозовые тучи. Бросив гимназию, Иван поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой.
«Но, пожалуй, самой мощной по своему звучанию явилась картина «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги» (с. 20, 1). Да и к купеческим делам он был непригоден. У работы было очень много положительных отзывов. Лето 1885 г., проведенное на острове Валаам, который, казалось, был создан для подвига человеческого духа, раскрыло Шишкину истину: «Природу нужно писать во всей ее простоте.
В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». В октябре 1868 г. Иван Иванович обвенчался с Евгенией Александровной Васильевой, «милой Женькой», простой и хорошей женщиной. Она была представлена в 1878 году на VI Передвижной выставке. Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-1860).
В 1881 г. Ольга Антоновна скоропостижно скончалась. В 1848 году, проявив известную самостоятельность и не закончив казанской гимназии (чтобы не сделаться чиновником, как Шишкин объяснял позднее), юноша вернулся в отчий дом, где томился в течение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющего большинства окружающих его обывателей и не находя еще возможности определить дальнейший творческий путь. Только в Дюссельдорфе русский пейзажист оттаял душой.
Зрители и критики увидели, что Шишкин «не исписался, не выдохся и в колорите он истинный виртуоз». В частности, русских лесов. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). Летом 1880 года Шишкин был уже ее женихом. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах» (с. 40, 1). Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Его картины «Сосновый лес», «Сосновый бор» (звание профессора 1873 г. ), «Святой ключ близ Елабуги», «Горелый лес», «Песчаный берег», «Ручей в лесу», «Родник в сосновом лесу», «Лес», «На опушке леса», «Вырубка леса» – дали ему право занять первое место среди мастеров пейзажа.
Но удачный показ своих работ в Дюссельдорфе, Бонне, Аахене и Кельне задержал его отъезд, да и Академия художеств разрешила досрочное возвращение лишь летом 1865 г. По возвращении Шишкин представил на суд совета академии «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» и получил звание академика. О наступлении утра говорит и рассеивающийся в глубине рощи туман. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
Крамским. «Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их сочетание и смеси, получали у него своё истинное лицо, без всяких прикрас или преуменьшений, – тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. В 1868 году Шишкин женился на сестре художника Ф. А.
Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Шишкин стремился к другому. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний.
Были созданы картины «Рубка леса» (1867 г. ), «Рожь» (1878 г. ). От долго стоящей жары небо обесцветилось, утратило звонкую синеву. Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в краю суровом и величественном.
Для своих детей Шишкин был самым нежным и любящим отцом. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». он все же побывал в Германии, где познакомился с Дюссельдорфской художественной школой. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». В России художнику было присуждено звание академика (1865 г. ). В таких картинах, как «Полдень.
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Прожив все детство в Елабуге, впитав в себя красоту и покой любимого края, к дорогим сердцу пейзажам впоследствии всю жизнь будет возвращаться Иван Иванович Шишкин. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. И. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Воробьев. Некоторые из его произведений – Рожь (1878), Среди долины ровныя (1883), Лесные дали (1884) – закономерно воспринимаются как романтико-символические образы России. Наряду с далевыми видами Шишкин часто писал и лесные интерьеры (Утро в сосновом лесу, 1889). Многочисленные этюды Шишкина, над которыми он особенно увлеченно трудился в пору творческого расцвета, свидетельствуют о его чуткости к тенденциям развития русского искусства последних десятилетий XIX века, когда усиливается интерес к работам этюдного характера как особой живописной форме.
В ноябре 1891 года в залах Академии художеств открылась ретроспективная выставка работИвана Шишкина, написанных за сорок лет. В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. В его картинах – чуткое отношение к деталям.
В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. В 1984 -85 г. г. А «Утро туманное» (1885 г. ) И. Н. Крамской назвал «одной из удачнейших вещей Шишкина». И солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес.
Выставка проходила под девизом «Память в сердце храня». Его рисунки передают настоящую жизнь леса. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина.
Впоследствии, оттиски с досок, служивших для этого альбома, подправленных и несколько переделанных, были изданы, с прибавкой нескольких других офортов, в виде нового альбома господином Марксом. Воробьева. Здесь он учиться под руководством А. Н. Мокрицкого. Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. Шишкин стал одним из участников российского художественного объединения «Передвижники», благодаря которым выставки картин талантливых художников проходили в различных городах. Так в реальной жизни не бывает.
Он всегда сам находил себе учеников, выделяя тех, кому было тесно в академических рамках. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Все это развивало поэтическое воображение мальчика. Немало рисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков. Братцево» (1866 г. ).
Весной 1862 года вместе с В. И. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
В 1860-х гг. Глядя на картину, чувствуешь запах хвои и влажного мха. Нечего ждать пресловутого вдохновенья. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника.
От пейзажей «Вид на острове Валаам», «Сосна на Валааме» повеяло заброшенной, дикой красотой, мощной духовной силой, суровостью и величием природы. Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. — Ср. Высокой стеной подошли они к дороге, уходящей вдаль. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М. А когда эту картину приобрел Третьяков, он снял подпись Савицкого, оставив авторство за Шишкиным. В семидесятых годах художник много работает над изучением природы.
В то время в Академии главными мастерами ландшафтной живописи считались Никола Пуссен и Клод Лоррен. Много картин И. И. Прозрачный ручей на переднем плане, в котором можно сосчитать все камушки. Высокий, стройный, красивый силач, с зорким взглядом, густой бородой и густыми волосами».
Его первые пейзажи с натуры заслужили всеобщую похвалу. Друзья ничего не могли поделать и надеялись только на «крепкую натуру» Ивана Ивановича. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве). Вдали от них он никогда не был спокоен и почти не мог работать.
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Но все чаще и чаще в адрес создателя «Утра в сосновом лесу», «Золотой осени», «На севере диком» иллюстратора книги Д. Н. Китайгородова «Беседы о русском лесе» сыпались обвинения в превращении его в художника-фотографа. Это очевидно.
Он передал тишину, успокоенность леса. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой».
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Но не только в живописи он был мастер. Живые облака, легкий ветер, мокрая земля – все просто, естественно и достоверно. Знатоки живописи утверждали и утверждают до сих пор, что среди всех русских живописцев «ему, бесспорно, принадлежит место самого сильного рисовальщика». Широкие просторы ржаного поля изобразил художник в картине. Художник изобразил сосновый мачтовый лес, освещенный солнцем.
Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке. Картина «Рубка леса» (1867) – своеобразный итог раннего периода творчества художника. За лето он «написал разных картин до 50-ти штук клеевыми и масляными красками». Отец выписывал сыну книги по искусству. В январе 1893 г. после посещения, по желанию царя Александра III, беловежских лесов Шишкин выставил 58 этюдов (из них 17 «громадных»), наработанных за лето и осень.
Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Она оставила академию и начала заниматься с учениками Шишкина. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. Состояние покоя подчеркивает прозрачный, скользящий по чистым камням ручей. Здесь его творчество расцвело. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890). Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах.
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. Он решил учиться на художника. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. У них родилась дочь, а затем двое сыновей.
Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна. Несмотря на успех его персональной выставки, где были собраны только черновые этюды (300 шт. ) и более 200 рисунков, друзья настойчиво советовали Шишкину обратить внимание на выразительные средства при передаче световоздушной среды. Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей.
Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты. В лучших произведениях Шишкина все настойчивей и сильней начинают звучать эпические ноты. До 1860 года Шишкин продолжает обучение в Петербургской Академии художеству С. М.
В 1885 году В. Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезенных из поездки на Восток. Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. Шишкин был членом кружка аквафортистов. Бельгии, Голландии, Швейцарии не вдохновляли Шишкина.
К занятиям подходил серьезно, работал без устали. Знойный летний день предвещает грозу. В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году». Кажется, каждая веточка и травинка прислушивается к музыке просыпающегося дня.
Родился будущий художник в Елабуге. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата. Он немало сделал для родного города, а главное когда-то построил действующий водопровод.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887).
С этого времени начался наиболее плодотворный период творчества живописца. Евгения Александровна болела, умер старший сын Владимир, а вскоре и любимая жена (1874 г. ), а через год смерть унесла младшего – Константина. Через три года на основе этого этюда Шишкин создаст картину «Полдень» – бескрайний простор и воздух, напитанный покоем, покорят зрителей (это первое полотно Шишкина, приобретенное П. М. Третьяковым для своей галереи). Окрестности Москвы.
Много работал Шишкин и за границей. Горе постепенно отпустило художника. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности, максимально близкой к реальности» (с. 52, 1). Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. Еще в 1857 г. художник увлекся литографией, серьезно занимался офортом, разработал новый в России способ гравирования – так называемый рельефный штрих или «выпуклый офорт», позволяющий печатать репродукции одновременно с текстом. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме».
До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. Он писал друзьям: «Полюбить природу чужого народа – что изменить своей церкви». Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской.
Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме. Третий альбом его офортов (1886 г. ) назвали «поэмами в рисунках». Она создавала в доме уют и скромный комфорт, которому всегда были рады многочисленные гости и друзья. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Вдохновение – это сама работа», – говорил Иван Иванович своим ученикам, когда руководил пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств.
Иван Иванович выделялся среди учеников блестящими способностями и уже через три месяца после поступления художник обратил на себя внимание пейзажными рисунками. А художник, чтобы опять не потерять душевного покоя, приступил к работе над «Рожью» (1878 г. ). Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Он рисует подмосковные леса. Виной тому, по-видимому, несколько детских лет, проведенных у бабушки в деревне, расположенной в 75-ти км от Москвы.
На опушке изображен сосняк – стройный, высокий. Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни. Родилась дочь Ксения.
Шишкин обучался вначале в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало. Случайность. Поделюсь с вами кусочком деревенского леса.
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Для Шишкина мрачная природа – нонсенс. Проходя от картины к картине, дети увидели вековые сосны, простор и раздолье полей, «жителей» леса.
Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». А восемнадцатилетний Ваня записал в тетради: «Посвятить себя живописи – значит отказаться от всяких легкомысленных занятий в жизни». Сосновый бор». Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник.
В 1950 году прах художника был перенесён вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры. «Молодые художники постоянно бывали в доме Шишкина. Он их назвал «Записки достопримечательностей разных». Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме».
Выйдя замуж, она посвятила себя дому и шестерым детям. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Каждое дерево обладает своим «характером». А вот зарисовки лесных берегов Камы, «Чертова городища» всех приводили в восхищение.
Шишкин Иван Иванович (1832-1898) родился в г. Елабука, в купеческой семье. В 12 лет по настоянию отца был определён в 1-ю Казанскую гимназию. В. В. Верещагин, посмотрев этюд «Сосны, освещенные солнцем. Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. Но для начала расскажу немного о том, почему именно Шишкин. С какой любовью выписал художник склонившийся забор и причудливые камни-валуны. Позднее, когда И. И. Шишкин поступит учиться в Петербуржскую академию искусств, А. Н. Мокрицкий скажет: «Лишились мы отличного и даровитого ученика, но надеемся увидеть в нем со временем отличного художника, если он с той же любовью будет заниматься в Академии». Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. На первой передвижной выставке он выступает с картинами «Вечер», «Сосновый лес» и «Березовый лес», а в 1872 году по этюдам с натуры пишет в мастерской Крамского «Сосновый бор.
Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением. Они были куплены и художник получил первые большие деньги. Жил преимущественно в Петербурге. Он охотно с ними занимался, брал их на этюды, совершал с ними дальние поездки» (с. 19, 2). Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень». На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков.
Немного поразмыслив над этим вопросом, я поняла, что это картины Ивана Ивановича Шишкина. Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека. В 24-летнем возрасте Шишкин переехал в Санкт-Петербург на учебу в Академии художеств. В сентябре за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1864) Шишкин получает звание академика и с октября окончательно поселяется в Петербурге. В этом с ним может соперничать лишь И. К. Айвазовский.
Биография художника зашифрована в его творениях. Среди них – «Шалаш», «Мельница в поле», «Болотистая местность при закате солнца», «Речка». Несмотря на молчаливый нрав (товарищи дали ему прозвища: Монах, Семинарист), он имел множество друзей: А. Гине, В. Перов, Е. Ознобишин, К. Маковский. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще.
Ребятам рассказали биографию и показали работы художника Шишкина. В июне 1865 года он возвращается в Россию, лето проводит на родине – в Елабуге. Медведи получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным.
Крамским. «В последние десятилетия XIX века, в трудный для Товарищества период, когда возникшие в его среде разногласия грозили распадом всей организации, Шишкин был с теми художниками, которые продолжали исповедовать демократические просветительские идеалы шестидесятых годов» (с. 17, 2). Тем более, что остров славился своей живописной природой. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы.
Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) – последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы. В своей теще, которая поселилась у него, он находил даже поддержку этому. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. И. И. Шишкин представлял своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области).
До 1865 года он будет жить в основном в Германии, Швейцарии и Франции. «Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа», – говорил о нем И. Крамской и это известное высказывание главы передвижников можно отнести и к преподавательской деятельности художника. Пейзаж представляет зрителю высший летний расцвет. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина.