Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках.
Иван Иванович выбирал такое время суток, когда тень практически отсутствует и выразительность и достоверность достигаются иными способами. Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы. Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная.
У работы было очень много положительных отзывов. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Последнюю свою работу он так и не закончил. Его увлекала техника, он занимался археологией историей, стремился во все начинания внести что-то свое, новое и полезное.
Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. Он их назвал «Записки достопримечательностей разных». Сами сосны в роще особенные – из таких деревьев делали когда-то корабельные мачты. На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ». Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887). С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи.
Дорога утопает во ржи, по которой бредут два путника, а над ними высоко-высоко в голубом зените кружат птицы. Здесь он учиться под руководством А. Н. Мокрицкого. В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи.
Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. Это очевидно. Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт. В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Успехи молодого художника отмечаются золотыми и серебряными медалями.
В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. Медведей написал Савицкий в самой картине.
Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. В сентябре за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1864) Шишкин получает звание академика и с октября окончательно поселяется в Петербурге. Уже в первый год пребывания в академии ему была присуждена малая серебряная медаль за «Вид в окрестностях Петербурга». В июне 1865 года он возвращается в Россию, лето проводит на родине – в Елабуге. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы.
В 1880-е годы художник создает много пейзажей, в сюжетах которых обращается к теме русской природы. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. Все эти произведения представляли различные направления в единых рамках русского реалистического пейзажа. Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. Облик этот был многолик. Картина «В лесу графини Мордвиновой» поражает нас не свойственной Шишкину проникновенностью и сосредоточенностью настроения. Именно этот чуткий педагог помог Ивану найти себя в художестве.
И. И. Шишкин представлял своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Местность Кукко, демонстрировавшейся на академической выставке 1860 года и удостоенной Большой золотой медали. О наступлении утра говорит и рассеивающийся в глубине рощи туман. Задний фон мрачен.
Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье. Мастер смело экспериментировал. От долго стоящей жары небо обесцветилось, утратило звонкую синеву. Он охотно с ними занимался, брал их на этюды, совершал с ними дальние поездки» (с. 19, 2). В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Некоторые из его произведений – Рожь (1878), Среди долины ровныя (1883), Лесные дали (1884) – закономерно воспринимаются как романтико-символические образы России. Наряду с далевыми видами Шишкин часто писал и лесные интерьеры (Утро в сосновом лесу, 1889). Многочисленные этюды Шишкина, над которыми он особенно увлеченно трудился в пору творческого расцвета, свидетельствуют о его чуткости к тенденциям развития русского искусства последних десятилетий XIX века, когда усиливается интерес к работам этюдного характера как особой живописной форме.
В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги».
Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения.
Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением. Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке.
В лучших произведениях Шишкина все настойчивей и сильней начинают звучать эпические ноты. Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна.
Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). Таким образом, в 1852 году Шишкин поступил в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, где проучился до января 1856 года.
В 1868 году Шишкин женился на сестре художника Ф. А. Шишкин Иван Иванович (1832-1898) родился в г. Елабука, в купеческой семье. В 12 лет по настоянию отца был определён в 1-ю Казанскую гимназию. «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса.
Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Воробьева.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Наряду с растительностью, он старательно изображал телеги, сараи, лодки или, например идущую крестьянку с котомкой за спиной. Мрачное настроение.
Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) – последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы. 1) В. – «Корабельная роща» – это символ Родины, её спокойствия, величия, незыблемости. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии.
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. У него умерли сыновья. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте.
Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин. Быть грозе.
В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. «Произведения, созданные Шишкиным в годы учения, носили нередко романтические черты» (с. 7, 2). Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Природа – сама благородство.
Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа. Человек Шишкина прикреплён к земле.
Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. Сосны придают картине величественное звучание.
Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. В 1860-х гг. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Васильева.
И то, что Шишкин показывал на своих персональных выставках не картины, а именно этюды, позволяет судить о том, сколь принципиально важной была для него эта область художественной деятельности. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). Из-за горизонта уже ползут первые грозовые тучи.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И.
Он рисует подмосковные леса.
Деревенька эта небольшая и довольно-таки глуховатая. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Тогда только картина будет выглядеть достоверно. Его отец был купцом, культурным человеком.
Прозрачный ручей на переднем плане, в котором можно сосчитать все камушки. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство.
И солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. Немного поразмыслив над этим вопросом, я поняла, что это картины Ивана Ивановича Шишкина. Широкие просторы ржаного поля изобразил художник в картине. В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека.
«И вот среди этого лесного царства вдруг возникает фигура старика-лесника, сразу незаметного – его одежда по цвету сродни лесу» (с. 32, 1). Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва. Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме». Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало. Ведь он создал настоящую эпопею русского леса, запечатлев не только облик национальной природы, но и характер народа.
Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. На их воскресеньях разыгрывались шарады, дурачились, танцевали в разных смешных костюмах, веселились от души, без стеснения. Были созданы картины «Рубка леса» (1867 г. ), «Рожь» (1878 г. ). Крамским.
Перенесли сюда и могилу Шишкина. Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. Совсем другая по настроению картина «Дождь в дубовом лесу». Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев.
Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения.
В 1984 -85 г. г. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. «Молодые художники постоянно бывали в доме Шишкина. Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени.
Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Она была представлена в 1878 году на VI Передвижной выставке. В России художнику было присуждено звание академика (1865 г. ). В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств.
А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Это дерево давно должны были спилить на дрова. Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2.
Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в краю суровом и величественном. С этого времени начался наиболее плодотворный период творчества живописца. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890). он все же побывал в Германии, где познакомился с Дюссельдорфской художественной школой. Шишкин стал одним из участников российского художественного объединения «Передвижники», благодаря которым выставки картин талантливых художников проходили в различных городах.
Знойный летний день предвещает грозу. И в девяностые годы, в трудный для Товарищества передвижных художественных выставок период, отмеченный кризисными явлениями в творчестве многих художников старшего поколения и возникающими в среде передвижников разногласиями, грозящими распадом всей организации, Шишкин оставался с теми, кто сохранял верность демократическим идеалам шестидесятых годов.
9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. Ведь, у художника была нелёгкая судьба. Внушительные дубы достойны восхищения.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Создаваемые Шишкиным и Куинджи художественные образы их творческие методы, приемы, как впоследствии и система преподавания, резко отличались, что не умаляло достоинство каждого из них. Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник.
Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы. А. Беггров, в 1884—1885годах издал в двух сериях сборник 24фототипических снимков с угольных рисунков исполненных для него Шишкиным. На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. При посредстве её состояний человек размышляет о жизни.
В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». И в этом уже проявляется своеобразие художника. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. Его рисунки передают настоящую жизнь леса.
На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Кажется, каждая веточка и травинка прислушивается к музыке просыпающегося дня. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома.
У него были какие-то свои трения с Савицким. Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины.
За картину «Лесная глушь» (1872) Шишкин получает звание профессора пейзажной живописи. Здесь исчезла всякая таинственность. «В последние десятилетия XIX века, в трудный для Товарищества период, когда возникшие в его среде разногласия грозили распадом всей организации, Шишкин был с теми художниками, которые продолжали исповедовать демократические просветительские идеалы шестидесятых годов» (с. 17, 2). Почему ошибка не была исправлена – остается загадкой.
Воробьев. А. Беггров создал фотоснимки с угольных рисунков исполненных для него Шишкиным. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией. В 1860 году за пейзаж «Вид на острове Валааме» Шишкин удостаивается первой золотой медали, а вместе с ней и права на заграничную командировку.
— Ср. В течение всей жизни Шишкин писал лес. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. «Но, пожалуй, самой мощной по своему звучанию явилась картина «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги» (с. 20, 1). Картина «Рубка леса» (1867) – своеобразный итог раннего периода творчества художника.
Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени. Ничуть не бывало. организованы две выставки работ художника.
Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор. Отец не стал настаивать. Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно».
Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Это несомненно. Шишкин вообще любил высшие точки состояний природы, равно как и наиболее мощные и стойкие породы деревьев (рис. 1). Шишкин был околдован тишиной лесной чащобы, вслушивался в ветер и треск сучьев, ломающихся под ногами.
Художник пейзажист Иван Иванович Шишкин исполнил более ста работ. Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев. Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания. Сосновый бор». Каждое из них вызывало интерес зрителей.
Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Глядя на картину, чувствуешь запах хвои и влажного мха. Приобретя вместе с этой последней наградой право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 году в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников Бенно и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью анималистов, а затем в 1863 году перебрался в Цюрих, где под руководством профессора Р. Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры. География работ Шишкина чрезвычайно широка.
В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. В семидесятых годах художник много работает над изучением природы. Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень». В училище сразу определилось влечение Ивана к пейзажу. Художник одушевляет деревья.
Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. Самыми главными произведениями его жизни были и остаются такие полотна как «Утро в сосновом лесу», «Дождь в дубовом лесу», «Полдень», «В окрестностях Москвы», «Корабельная роща». Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Третьяков решил судьбу картины по-своему. В образах художника живёт эпоха, мнится могучий неторопливый народ, видится огромная бескрайняя страна, которой нет конца и которая всё удаляется и удаляется в бескрайние горизонты.
В 1848 году, не закончив казанской гимназии (чтобы не сделаться чиновником, как Шишкин объяснял позднее), юноша вернулся в отчий дом, где томился в течение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющего большинства окружающих его обывателей и не находя еще возможности определить дальнейший творческий путь. В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты.
В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». Ребятам рассказали биографию и показали работы художника Шишкина. Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри. Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали.
На переднем плане изображены вековые, могучие сосны и манящий прохладой ручей. В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Лес выглядит небольшим и просторным.
В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи.
Картина Полдень. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен.
Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. В его лучших произведениях реалистическая пейзажная живопись поднимается на одну из самых высоких ступеней.
Идущие под дождем люди усиливают ощущение обжитости природы. В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены.
Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата. Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. В 1852 году Иван едет в Москву и поступает в Московское училище.
Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три. В окрестностях Москвы. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Вы говорили мне, что в способе и манере рисования рисунки Ваши напоминают Калама – я не вижу в манере Вашей есть нечто свое. Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора.
Начал систематическое обучение Шишкин в гимназии в Казани, но работа чиновника не привлекала его. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Драматичное действие разворачивается будто на сцене.
Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране.
Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве. Картина «Утро в сосновом лесу» (рис. 2) пользуется популярностью занимательным сюжетом. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. Среди русских пейзажистов Шишкину бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. В этой картине всё живёт: и мощные размашистые сосны, освещённые золотыми лучами утреннего солнца и влажный покров земли и сочная листва кустарников и дыхание сиреневого тумана. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885).
Шишкин Иван Иванович родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком городке, расположенном на высоком берегу Камы. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Каждое дерево обладает своим «характером».
Природа выражает музыку человеческой души. Проходя от картины к картине, дети увидели вековые сосны, простор и раздолье полей, «жителей» леса. 90-е годы Шишкин встретил полный сил.
Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах.
В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Они свидетельствовали о многообразии замыслов, об исключительной зоркости глаза и высоком мастерстве шестидесятилетнего пейзажиста. Весной 1862 года вместе с В. И. «В Московском училище живописи и ваяния, где более трех лет занимался художник, широко применялась прогрессивная педагогическая система А. Г. Венецианова, основанная на внимательном и бережном отношении к натуре» (с. 5, 2).
«Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии». 4) В. – Рожь – одно из лучших произведений в творчестве художника. К ним относятся Уголок заросшего сада. Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни. Шишкин не облагораживал природу.
Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. Чувствуется глубина оврага, глушь. Создать же национальный пейзаж можно было только в России, куда Шишкин и вернулся в 1865 году.
До 1860 года Шишкин продолжает обучение в Петербургской Академии художеству С. М. В его произведениях встаёт дремучая Россия.
Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. Они были куплены и художник получил первые большие деньги. Тогда как Шишкину было свойственно спокойное созерцание природы во всей обыденности ее проявления, Куинджи присуще романтическое ее восприятие, его увлекали в основном эффекты освещения и вызванные ими цветовые контрасты.
В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. Эту технику художник освоил еще за границей. В 24-летнем возрасте Шишкин переехал в Санкт-Петербург на учебу в Академии художеств. Ему уже сопутствовала известность. В сентябре-октябре 1869 года она экспонировалась на академической выставке и, видимо, не была приобретена.
В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. А их было немало. Крамским. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж.
Шишкин был членом кружка аквафортистов. Однако все его наброски предельно просты – сосна у воды, куст на болотистой равнине, берег реки. Если использовать цвета, соответствующие лиственнице, которая в воде тонет, то от картины будет ощущение недостоверности, дисгармонии. На удивление личная жизнь пейзажиста складывалась не так хорошо, как профессиональная.
Парит. В январе 1856 годаИван Шишкин поступил в петербургскую Академию художеств, однако учился без интереса. Творчество Шишкина проникнуто пафосом жизни и утверждением красоты и силы природы родной страны. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. В его картинах – чуткое отношение к деталям. Он немало сделал для родного города, а главное когда-то построил действующий водопровод. Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы.
Сюжет их – жизнь русских лесов. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского. На первой передвижной выставке он выступает с картинами «Вечер», «Сосновый лес» и «Березовый лес», а в 1872 году по этюдам с натуры пишет в мастерской Крамского «Сосновый бор.
Это произошло в 1950 году. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Выставка проходила под девизом «Память в сердце храня».
Наличие картины ни в коей мере не умаляет самостоятельной художественной ценности исполненного на натуре этюда с особенно удавшейся живописью неба с серебристыми по краям облаками, освещенными из глубины солнцем. Первая в 1891 г. носила ретроспективный характер: свыше пятисот этюдов раскрывали творческую лабораторию художника, его поиски. В последнее года своего творчества Шишкин добился успехов в области колорита, в передаче световоздушной среды. Наставником будущего живописца в Москве был А. Мокрицкий. Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним.
И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Их он стремился передать как можно конкретнее.
На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно.
Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства. Особенный, тихий, погожий выдался день.
Есть в этом пейзаже особенная поэтичность и даже таинственность. В частности, русских лесов. Предельно яркого выражения тема эпического пейзажа достигла в знаменитой картине «Рожь». В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя. Иван Иванович выделялся среди учеников блестящими способностями и уже через три месяца после поступления художник обратил на себя внимание пейзажными рисунками.
Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Поделюсь с вами кусочком деревенского леса. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина.
В академии его картины одна за другой награждались медалями. Кроме этого увлекался археологоией историей. Тем более, что остров славился своей живописной природой. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник.
Много работал Шишкин и за границей. Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. Якоби пенсионер Шишкин выезжает в Германию. Однако истинной ценностью произведения является прекрасно выраженное состояние природы.
Шишкин стремился к другому. Это полотно принесло Шишкину заслуженную славу. Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. Но для начала расскажу немного о том, почему именно Шишкин. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее.
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Густые кроны бросают на них тень.
О его рисунках постепенно узнала вся школа. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника. На стволах деревьев и листьях зеленой травы заметна утренняя роса. В своей теще, которая поселилась у него, он находил даже поддержку этому.
В 1848 году, проявив известную самостоятельность и не закончив казанской гимназии (чтобы не сделаться чиновником, как Шишкин объяснял позднее), юноша вернулся в отчий дом, где томился в течение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющего большинства окружающих его обывателей и не находя еще возможности определить дальнейший творческий путь. Они стремились к изображению типичных черт родной земли.
Он передал тишину, успокоенность леса. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого.
К концу обучения стало ясно: у художника был несомненный — и действительно единственный в своем роде — талант. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Судьба ее в настоящее время неизвестна. В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году». Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей.
Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Отсюда и дорога, теряющаяся в поле. Биография художника зашифрована в его творениях. «Отобразить родную природу без прикрас, рассказать о ней правдиво и ясно – к этому стремился Шишкин» (с. 14, 2).
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. Что впереди. В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея).
Богато нюансирован цвет. В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу. Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Никто до Шишкина с такой ошеломляющей открытостью и с такой обезоруживающей сокровенностью не поведал зрителю о своей любви к родному краю, к неброской прелести северной природы. Русский художник – один из самых значительных пейзажистов-передвижников.
В 90-е гг. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). С Крамским у них были особенно теплые отношения.
Примером таких работ является картина Рубка леса. На опушке изображен сосняк – стройный, высокий. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Знатоки живописи утверждали и утверждают до сих пор, что среди всех русских живописцев «ему, бесспорно, принадлежит место самого сильного рисовальщика».
Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Шишкин с благодарностью согласился отдать ее в коллекцию за 300 рублей – сумму, предложенную Третьяковым. В них нет политики и социальной направленности. С какой любовью выписал художник склонившийся забор и причудливые камни-валуны.
Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу.
Высокой стеной подошли они к дороге, уходящей вдаль. Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. Внешне она продолжала сохраняться и после возвращения Шишкина из-за границы, куда он уехал в 1862 году как пенсионер Академии.
В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М. Невероятная тишина царит в пейзаже.
В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Вертикали пересекаются косыми линиями. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме».
Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему. В этом с ним может соперничать лишь И. К. Айвазовский. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. И. Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков.
Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Летом 1880 года Шишкин был уже ее женихом. «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888).
Как-то после одного из походов в Третьяковскую галерею, кто-то из знакомых спросил меня о том, какие картины мне понравились больше всего. Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»).
Много картин И. И. Первое место занимает Шишкина Рожь. Окрестности Москвы. Характерно, что Куинджи изображавший, как правило, явления природы, не поддающиеся длительному изучению, обходился без предварительных натурных этюдов, в то время как Шишкин считал их первоосновой творческого процесса.
Здесь его творчество расцвело. Так в реальной жизни не бывает. Характерна в этом смысле «Рожь».
Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. Пейзаж представляет зрителю высший летний расцвет. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. Шишкин в период обучения в Академии художеств менее других проявлял симптомы подражательности, но некоторые влияния коснулись и его. В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности, максимально близкой к реальности» (с. 52, 1).
Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Бросив гимназию, Иван поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885). Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе.
Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах» (с. 40, 1).
в 1878 году мастер снова всех шокирует своим новым пейзажем Рожь, на 6-й передвижной выставке. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. На протяжении всех последующих лет он неоднократно демонстрировал этюды, к которым относился как к самостоятельным законченным художественным произведениям.
Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. Состояние покоя подчеркивает прозрачный, скользящий по чистым камням ручей. Лучшая работа этих лет – Полдень. В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно.
«Замысел картины подсказал Шишкину Савицкий К. А. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора.
Его репутация была безупречной. Медведи получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался вместе с Шишкиным на картине. 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом.
Все сковано морозом и погружено в тень. Художник изобразил сосновый мачтовый лес, освещенный солнцем. Это послужило свою роль в его карьере, как художника. Позднее, когда И. И. Шишкин поступит учиться в Петербуржскую академию искусств, А. Н. Мокрицкий скажет: «Лишились мы отличного и даровитого ученика, но надеемся увидеть в нем со временем отличного художника, если он с той же любовью будет заниматься в Академии».
Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в купеческой семье. В то время как многие художники использовали офорт для репродуцирования своих картин, для Шишкина искусство офорта стало самостоятельной и важной областью творчества. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы.
Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте.
Над землёй летают ласточки. До 1865 года он будет жить в основном в Германии, Швейцарии и Франции.
За границей, помимо живописи, он много занимался рисунками пером произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев и некоторые были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров.