Иван Шишкин был самым просвещенным художником русского реализма, вот таким образом своим долгом считал изображать на полотне не только пейзажи, но и портреты, которых в коллекции живописца не так много. Русский художник, наряду с А. К. Саврасовым – один из самых значительных пейзажистов-«передвижников». Справа темнеет непроходимая чаща леса.
Лишь редкий луч холодного солнца проникает в царство снега и бросает легкие золотистые пятна на ветви сосен, на лесную поляну вдали. С момента задумки до полного завершения работы над полотном прошло 4 года и сегодня «Утро в сосновом лесу» красуется в Третьяковской галерее, как и другие картины художника Шишкина (с названиями проблем нет, все работы подписаны). И он действительно был царем в своей любви к русскому лесу. «Сосновый бор. Все в ней сыро, мокро, вязко и тоскливо. На первом плане несколько столетних сосен-исполинов.
Он родился в Елабуге, в семье небогатого купца. Проселочная дорога вьется среди полей и теряется вдали. Иван ИвановичШишкин — русский художник-пейзажист, гравёр-аквафортист, рисовальщик. В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1890) и целый ряд других. Его картины – гимн живой природе, гимн ее красоте. Но движение продолжают высокие сосны, выстроившиеся в ряд вдоль дороги.
Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина.
Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно "Среди долины ровныя. Поваленные деревья – частое явление, которое изображал Шишкин Иван Иванович.
Картины с названиями «Сосновый бор», «Бревна. О его рисунках постепенно узнала вся школа.
Так писались и «Сосновый бор. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие. Передвижники).
Хрупкие и нежные, они подчеркивают силу и величие могучего дуба, гордо возвышающегося над равниной. Эту технику художник освоил еще за границей. Последнюю свою работу он так и не закончил. Картины напоминают красивые, но все же случайно сделанные фотографии.
Неподвижна кудрявая зелень дуба-великана. Спасла его, видимо, привычка к труду: из-за своего самолюбия Шишкин не мог позволить себе упустить то место, которое он уже прочно занимал в художественных кругах и продолжал писать картины, которые становились все популярнее благодаря передвижным выставкам. После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. Учился в МУЖВЗ (1852-56) и в петербургской АХ (1856-65 профессор с 1873, руководитель пейзажного класса в 1894-95) пенсионер АХ в Мюнхене, Праге, Дюссельдорфе (1862-65).
«Утро в сосновом лесу» – это классика русского реалистичного пейзажа. Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Одна из фигур точно принадлежит женщине: мы видим платок, повязанный на голове и темную юбку. Картины (с названиями), большая часть которых представлена пейзажами, располагаются в Третьяковской галерее и других авторитетных государственных учреждениях, но судьба «Итальянского мальчика» остается неизвестной.
«Иван Иванович. Некоторые другие картины Ивана Шишкина (с названиями) также включены в книги художественной литературы, что доказывает неоценимый вклад живописца в развитие русского искусства XIX века.
Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. В заголовке «Рожь», как кажется на первый взгляд, нет ничего величественного и интригующего, но стоит вглядеться в величавые сосны, которые стоят как богатыри, складывается впечатление, что эти деревья являются своего рода защитникам ржаных полей и всей русской земли.
Картина находится вКиевском государственном музеерусского искусства. Одна из них (самая главная) – золотая медаль за две картины одного названия – «Вид на острове Валааме. Этот впечатляющий пейзаж с человеческой фигурой является «портретом» окрестностей Петергофа и Ораниенбаума.
Последняя работа автора является наиболее известной. Сосны не только верно изображены, не только похожи, но красивы и выразительны. Картина написана в холодной серебристо-зеленой гамме.
Природа насыщена сырым воздухом. Из этого знания и этой любви родились образы, которые давно стали своеобразными символами России. В ней Шишкин выразил все, что чувствовал, что умел, о чем думал. К ним относятся "Уголок заросшего сада. Это была ювелирная работа. Обычно из года в год оба художника по летам селились вместе, где-нибудь среди природы средней полосы России.
Художник умер внезапно, за мольбертом, работая над новой картиной 8 марта 1898 года. Сныть-трава" (1884), "Лес (Шмецк близ Нарвы)", "У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)" (оба 1888 г. ), "На песчаном грунте. Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина "Туманное утро" (1885). Кроме дошедших до нас светлых шишкинских рисунков с подписью "Братцево", свободных от скованности его академической манеры, главным, конечно, были исполнявшиеся им живописные этюды, в одном из которых и был запечатлен мотив зреющего ржаного поля и дороги, послуживший впоследствии, в 1869 году основой для картины "Полдень.
Но отец смог понять и поддержать странное для их среды желание сына – стать художником. Какая необычайная картина. Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого зимнего дня. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу.
Широкая, простирающаяся до самого горизонта равнина (художник специально располагает пейзаж вдоль вытянутого холста). Во время учебы его работы неоднократно отмечались наградами: в 1856 г. двумя малыми серебряными медалями, в 1958 г. – большой серебряной медалью, в 1859 г. – малой золотой медалью, а в 1860 г. – большой золотой медалью и пенсионерством для дальнейшего обучения за границей. С 1861 г. по 1866 г. Иван Иванович Шишкин занимается в мастерских известных европейских художников, осваивает технику литографии и офорта, технику рисунка пером. В 1865 г. он возвращается на родину и за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» ему присваивается звание академика. Кажется, что реализм Шишкина достиг здесь апогея. «Полдень» предваряет группу пейзажей с изображением соснового бора. Его называли «царем леса». Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора.
Кажется, будто исполины тяжелой размеренной поступью шагают по степи. Таковым является Иван Иванович Шишкин.
» «Нет, я вышел под дождь. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. Особое значение имели для него натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он не раз наезжал), а также на острове Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. Лес – главный, живой и многоликий персонаж картины.
Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. Никогда еще Шишкин не писал такого неба и такого, наполненного воздухом, пейзажа. Настроение создается самой унылой естественностью сырого промозглого леса. Жил преимущественно в Петербурге.
У работы было очень много положительных отзывов. Работа над картиной происходила в 1889 году. В 80-90-х годах XIX столетия писались самые известные картины Шишкина. Приближается страшная гроза. Картина эта называется «Первый снег» (1875). Однако талант автора от этого не становится меньше – стоит взглянуть на произведение «Итальянский мальчик».
Эта дружба оказалась крепкой, связавшей их на всю жизнь. Художник заставляет зрителя любоваться тонким сочетанием темных силуэтов стволов, молочно-серой пелены дождя и серебристых приглушенно-серых оттенков зелени. Этот шедевр известный многим ценителям живописи еще с детства, был написан в 1878 г. Картина «Рожь» передает широту русской земли и души русского человека: две трети полотна занимает голубое небо с низкими белоснежными облаками, а остальное пространство отведено ржаному полю, в некоторых местах которого прорастают высокие сосны. Петергоф», «Пруд в старом парке», «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Полдень. – Вы тоже попали под дождь. Мрачные тени от туч побежали по равнине темными волнами.
Член-учредитель «Товарищества передвижников» (с 1870). И всюду, куда ни кинешь взор, колосятся созревшие хлеба. В окрестностях Москвы" (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. В окрестностях Москвы» (1869). Бенуа, К. Сомов, Е. Лансере, М. Добужинский).
Он ничего не утрирует, не акцентирует, не преувеличивает. Однако первые два меньше всего нравились Шишкину. В окрестностях Москвы" выбивалась из общего строя. Если бы поэт жил во время написания картины, наверняка эту строфу заимствовал бы Шишкин.
Раздолье, простор, угодье. Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина "Корабельная роща" (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции.
8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. Впереди – синяя пропасть, наверху – такого же цвета ясное, но грустное небо. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку.
Местность Кукко» (1860). В 1862 году Шишкин едет за границу в качестве пенсионера Академии и работает в Германии и Швейцарии до 1865 года. Этот дождь, это солнце, эти росчерки падающих капель И темный лес. Хочу запомнить и свет и цвет и линии» Не тогда ли он «подсмотрел» эту свою работу. К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил.
Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Благодаря интересу к световоздушной среде, к колориту ему теперь больше, чем раньше, удаются такого рода произведения.
Волнующееся поле спелой ржи словно налито золотом, отливающим тускловатым блеском. На аукционе MacDougalls полотно «Сумерки» (Twilight) «ушло» за 2 100 000 фунтов стерлингов (5 июня 2013). А картина «Лесная поляна» (The Forest Clearing) успела побывать на аукционах Christies дважды: в ноябре 2005 г. она была продана за 736 000 фунтов стерлингов, а в апреле 2008 г. – уже за 3 177 000 долларов США. Увидел в окно это чудо и выскочил поглядеть. Зимний лес на этой картине скован морозом, он как будто оцепенел.
Картина "Полдень. Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1889), "Молодые сосенки у песчаного обрыва.
– спросила она. К слову, паломничество художников сюда после этого продолжилось в самом конце XIX века в Ораниенбауме очень любили работать «мирискусники» (А.
В Товариществе передвижных художественных выставок он особо ценил мнение И. Н. Крамского. А она очень «шишкинская», поскольку в ней отчетливо обозначена тема леса и вместе с тем представляет некое исключение ибо в ней отложилось вроде бы не свойственное художнику состояние, близкое «унынию» произведений русских художников 1870-х годов. Большую часть картины занимают серые облака. Весь пейзаж залит рассеянным светом восходящего солнца. Подобная тенденция характерна только для работ, где используется большая цветовая палитра. Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.
Картиной "Рожь" завершаются в семидесятых годах завоевания Шишкина – пейзажиста эпического склада. Благодать.
С Крамским у них были особенно теплые отношения. просто поле, лес, реку, – и они у него выходят так же красивы, как и швейцарские виды. – взволнованно ответил художник. «С Куинджи Шишкин был в самых лучших отношениях, обезоруживаемый его уступчивостью Куинджи бывал постоянно у Шишкиных, чуть не каждый день, как свой человек после обеда поднимались разные интересные вопросы, например, об искусстве как религии будущего». (1832г -1898г)Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно.
Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта. В полотнах Шишкина, созданных в эти годы, очевидны черты романтизма, сквозь которые уже проступал спокойный и уравновешенный взгляд на природу. Мачтовый лес в Вятской губернии". Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе.
Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса. Все вокруг погружено в зимний сон. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Лиственный лес», «Еловый лес», «Дубы.
Это дерево навсегда стало символом русской земли. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива».
Деревня Константиновка близ Красного Села» и «Рубка леса» демонстрируют это наилучшим образом. Лесной пейзаж кажется необъятным. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского.
Чувствуется глубина оврага, глушь. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Снова он пишет русский лес, который великолепной колоннадой вздымается к лазурному небу.
Его успехи были стремительны, он получал одну награду за другой. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Стилистика этой картины вполне в духе романтической живописи Куинджи. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков.
Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Но успевает посетить и Францию и Чехию и Бельгию и Голландию. В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов. Член-учредитель ТПХВ (см. В 1867 г. эта картина была показана на Всемирной выставке в Париже. В 1870 г. художник становится членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок, вступает в Общество русских акварелистов. Иван Иванович Шишкин принимает активное участие в выставках в Академии художеств, Всемирных выставках в Париже (1867 г. и 1878 г. ), а также Всемирной выставке в Вене (1873 г. ). В 1873 г. он становится профессором живописи Императорской Академии художеств. Умер Иван Иванович Шишкин 8 марта 1898 г. С 2004 г. по 2014 г. на аукционах работы Ивана Ивановича Шишкина выставлялись достаточно часто. Сныть-трава», «В сосновом лесу» и другие.
К концу обучения стало ясно: у художника был несомненный — и действительно единственный в своем роде — талант. Эта картина – очень светлая и яркая. Шишкин работал над «Рубкой леса» в 1867 году во время поездки на Валаам. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме».
Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Лесная глушь» (1872) и «Лесные дали» (1884). «Лесные дали» – эту картину часто называли символом самой России, с ее широкой панорамой, открывающейся с вершины холма. Картина находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. Родился в Елабуге 13 (25) января 1832 в семье И. В. Шишкина – купца, а также археолога и краеведа. Шишкин сдержан и величественен.
В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Выхватывая из лесного сумрака стволы отдельных сосен, золотистый свет солнца выявляет их стройность и высоту, широкий размах их ветвей. Живой, общительный, обаятельный, деятельный Шишкин был окружен вниманием товарищей.
А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Иван Иванович Шишкин (1832-1898) родился в зажиточной купеческой семье. Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера.
Для ранней живописи художника (Вид на острове Валааме, 1858, Музей русского искусства, Киев) характерна еще некоторая дробность композиционных и цветовых решений. В окрестностях Москвы», «Прогулка в лесу» – это лишь малая, но достойная коллекция произведений великого русского художника-реалиста. Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега. В том числе:– «Поляна» (The Clearing, 1878) – 289 250 фунтов стерлингов (25 ноября 2008, Sothebys)- «Лесной пейзаж» (Forest Landscape) – 847 400 долларов (15 апреля 2009, Sothebys)– «Ручей» (The Brook) – 722 500 долларов (2 ноября 2009, Sothebys)– «Темное дерево» (The Dark Wood) – 1 217 250 фунтов стерлингов (7 июня 2010, Sothebys)– «Стога, Преображенское» (Haystacks, Preobrazhenskoe) – 397 250 фунтов стерлингов (28 ноября 2011, Sothebys)- «Сосновый бор» (Pine Forest) – 881 250 фунтов стерлингов (26 ноября 2012, Sothebys). По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры. Художник Бялыницкий-Бируля высоко оценил полотно «На севере диком» и дал комментарий, что Лермонтов был бы счастлив, увидев такую достойную иллюстрацию к своему стихотворению. Иван Шишкин – один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу. Другие картины, воссоздающие величавые лесные массивы – «Чернолесье», «Лесная глушь», «Еловый лес», «Заповедник.
Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин. Натурализм поднялся здесь до своих вершин.
Как «пенсионер» Академии жил в 1862–1865 в Германии и Швейцарии, где посещал мастерскую Р. Коллера в Цюрихе испытал влияние романтических пейзажей А. Калама. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним.
Глядя на эту известнейшую картину, невольно вспоминаются строфы из стихотворения Лермонтова, которые являются продолжением этого пейзажа Шишкина: «Стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь и снегом сыпучим Одета, как ризой, она». В этот период написаны «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубы», «Утро ссосновом лесу» (1889), «Дождь в дубовом лесу» (1891). Последняя картина художника – «Корабельная роща». До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. Только на Sothebys за это время было продано 17 картин. Вместо этого художник был представлен к ордену, чем, видно, был раздосадован.
Это было время тесной дружбы двух художников. Глядя на полотно, сложно понять, что это не фотография, а картина – настолько искусно Шишкин передал игру света и теней, а также деятельность своих главных персонажей – медведицы с тремя медвежатами.
Крамским. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину "Зима" (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Мощный ствол его никогда не согнется под ударами ветра. Ближе всего к зрителю – просторное поле. В 1860 году Шишкин блестяще, с Большой Золотой медалью заканчивает Академию художеств. Кстати именно за «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», посланной в Россию в качестве своего рода отчёта, Иван Иванович Шишкин получил право называться академиком.
Шишкин стал основоположником национального реалистического пейзажа: он видел природу глазами своего народа. Недаром Крамской называл его «верстовым столбом в развитии пейзажа», «человеком-школой». Именно это и позволило ему в 1898 году написать подлинно эпический шедевр – картину «Корабельная роща», которая считается одной из вершин творчества художника. Его картина поет. Искусствоведы доказали, что «Утро в сосновом бору» писалась с натуры. Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали. В восьмидесятые-девяностые годы художника все чаще привлекают изменчивые состояния природы, быстро проходящие моменты.
Первый шедевр Шишкина стал гимном радости – «Полдень. Шишкин передает изумительную красоту зимнего пейзажа, спокойную и величавую. Могучая, полная богатырских сил природа, богатый, привольный край.
Для семидесятых годов такой картиной стала "Рожь" (1878). Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. Он умел его писать, улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета. Рожь. Ее иногда называют картиной-завещанием.
Вступив в пору творческой зрелости в 1870-е годы, Шишкин (в таких, к примеру, вещах, как Сосновый бор. Шишкин знал русскую природу ученым образом (И. Биограф Шишкина писал, что до него никто так красиво не писал природу:.
Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна ("Родник в сосновом лесу") снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Совместная работа с пейзажистом московской школы искренне увлеченным мотивами равнинного русского ландшафта, не проходит бесследно. Уже на первой выставке передвижников появилась известная картина Шишкина "Сосновый бор.
Тема русского леса после "Рубки леса" продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. В этой картине художник по-прежнему совершенно точен и «объективен». – Гроза застала меня дома.
Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие. Дорога, поворачивая, врезается в гущу хлебов и они тотчас скрывают ее. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину "В окрестностях Петербурга" (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Он, как гордый богатырь, ожидает поединка со стихией.
Прослеживаются схожие черты с автопортретом, над которым в 1856 году работал сам Шишкин. По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне. Некоторое из его произведений – та же Рожь, Среди долины ровныя (начальная строка песни на слова А. Ф. Мерзлякова 1883, Музей русского искусства, Киев), Лесные дали (1884, Третьяковская галерея) – закономерно воспринимаются как романтико-символические образы России. Если первый план выписан подробно, то самый дальний пейзаж теряет четкость, размыт.
Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов. Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова). Глядя на картину «Рожь», невольно вспоминаются строки из поэзии О. Мандельштама: «И сосна до звезды достает. ». Среди работ Шишкина имеется одна, мимо которой обычно проходят исследователи. Русское богатство".
В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – "Вид на острове Валааме" (1858). Картина также находится вКиевском музее русского искусства. Правда их больше интересовали дворцы и памятники садово-паркового искусства. Вечер», «Сосны, освещенные солнцем», «Дубки», «В лесу графини Мордвиновой. На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: ". Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля. Несмотря на то, что лирика не была стихией Шишкина, он отдал ей дань.
Сосновый бор», «Лес (Шмецк близ Нарвы)», «Уголок заросшего леса. Но облачное небо уже начинает светлеть. Глубокая предгрозовая тишина царит в природе.