Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского.
Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). Но в произведении воплощено и то глубочайшее знание русской природы, которое было накоплено мастером за почти полувековую творческую жизнь. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Картина «Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) — как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу.
Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Они стремились к изображению типичных черт родной земли. Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. У него были какие-то свои трения с Савицким.
Облик этот был многолик. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Случайность. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи.
До конца разгадать личность изображенной на полотне дамы так и не удалось.
8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство». Здесь он познакомился с сообществом аквафортистов и вернулся к старому увлечению гравирования «царской водкой» которое не оставлял до конца своих дней. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. Все сковано морозом и погружено в тень.
Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-1860). Крамским. Особенный, тихий, погожий выдался день.
Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. Чувствуется глубина оврага, глушь. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Человек Шишкина прикреплён к земле. Возмущенный художник ринулся к молодым людям и потребовал извинений.
Первая в 1891 г. носила ретроспективный характер: свыше пятисот этюдов раскрывали творческую лабораторию художника, его поиски. Вместе с последней художнику назначили пенсион для продолжения образования за границей. Что впереди. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
«Утро» полностью лишено всего этого. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств.
Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага.
Был похоронен на Смоленском православном кладбище. Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны. Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. В 1848 году, проявив известную самостоятельность и не закончив казанской гимназии, юноша вернулся в отчий дом. К систематическим занятиям в московском Училище живописи и ваяния Шишкин приступил лишь в двадцатилетнем возрасте, с трудом преодолев патриархальные устои семьи, противившейся (за исключением отца) его желанию стать художником. Ему уже сопутствовала известность.
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Яркими примерами являются «Рожь», «Болото» и «Полдень». Окрестности Москвы. В это время, в 1863 году в мире искусства происходят большие перемены.
В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. Густые кроны бросают на них тень. На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Так в реальной жизни не бывает.
Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Сосны придают картине величественное звучание.
Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее. Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении. Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа. Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику.
С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Не согласен с такой судьбой и художник, но он пытается смириться ищет способ, как научиться жить в новой реальности. В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин. Единственная деталь, навевающая неотчётливую тревогу – засохшая сосна.
Жил преимущественно в Петербурге. Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень». Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы.
Эту технику художник освоил еще за границей. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Полотно «Дама с собачкой» покрыто занавесом тайны и лишь недавно коллекционеры смогли определить, что эта картина была написана великим художником Шишкиным. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.
Был незаурядной личностью, его интересовала архитектура история, естественные науки. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. На собственные средства Иван Васильевич Шишкин реставрировал расположенную в пригороде старинную башню. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство».
В его картинах – чуткое отношение к деталям. Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва.
Сосновый бор» 1881, «Сосновый лес» 1885, «В сосновом лесу» 1887 и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Художник Шишкин, биография и творчество которого неразрывно связаны с Россией, писал не только отечественные пейзажи. Как пенсионер Академии жил в 1862-1865 в Германии и Швейцарии, посещал мастерскую швейцарского пейзажиста Р. Коллера. Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера. Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт.
Для Шишкина мрачная природа – нонсенс. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Отсюда и дорога, теряющаяся в поле. Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства.
Он усердно работал как во время занятий в академии, так и во время пленэров. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858).
По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов.
Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М. Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни. Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу». Воробьев. На одной из выставок которые проходили в 80-х годах Шишкина признали лучшим пейзажистом.
Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890). В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. Картина Полдень.
Такова музыка поля в Шишкинском шедевре. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Помимо солнечных летних пейзажей, Шишкин изобразил зимнюю холодную ночь. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858).
Для семидесятых годов такой картиной стала Рожь (1878). Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку.
В семидесятых годах идет стремительный процесс развития пейзажной живописи, обогащение ее новыми талантами. За эту картину Шишкин получил звание профессора. Это было выступление против мёртвого академизма.
Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. В 12 лет Ивана отдали в 1-ю казанскую гимназию.
Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного, в своём роде, аквафортиста. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор.
Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением. Однако трактованы они с большей живописной свободой. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Шишкин не облагораживал природу. Задний фон мрачен. Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы.
Его походы в кабак частенько заканчивались драками. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.
Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека. После получения столь престижной награды у него выпала возможность отправится за рубеж для улучшения своих навыков. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Эта картина была представлена на второй передвижнической выставке в 1872 году.
В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской.
В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. В его произведениях встаёт дремучая Россия. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.
Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Богато нюансирован цвет. Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в петербургской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. В 1873 академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». У работы было очень много положительных отзывов.
Внушительные дубы достойны восхищения. Быть грозе. Над землёй летают ласточки. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого.
Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Параллельно художник трудился над картиной «Полдень. В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Именно Крамской предоставил мастерскую Шишкину для написания работы, давшей известность автору, картины – «Полдень в окрестностях Москвы» (1869).
Не дождавшись их, он отправил в нокаут насмешников, а заодно еще и компанию из 10 человек. Этой же школой для начинающих художников, конечно, являлся и сам Шишкин, его опыт, его знания, его непосредственные занятия с ними. Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в семье купца. Молодой человек получал сплошные «двойки» и даже «единицы», отучился всего четыре класса, а потом ушел из гимназии, «чтобы не сделаться чиновником». Такое положение дел привело к тому, что в 1866 году Шишкин вернулся в Санкт-Петербург.
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва.
Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Первые приметы внутреннего недовольства своим положением, а возможно и сложившимся живописным методом проявились у Шишкина весьма наглядно уже в следующем году по возвращении из-за границы. Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии. Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи.
Но художник словно чувствовал природу с которой сотрудничал во время написания полотна. Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи.
В окрестностях Москвы.
Ничуть не бывало. Картина была подписана двумя художниками: Шишкиным и Савицким. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора.
Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Вы говорили мне, что в способе и манере рисования рисунки Ваши напоминают Калама – я не вижу в манере Вашей есть нечто свое.
Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина Корабельная роща (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции. Третьяков решил судьбу картины по-своему.
Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким.
Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три.
Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. Чувствуется глубина оврага, глушь.
— Ср. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Природа – сама благородство.
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. К ним относятся Уголок заросшего сада. В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина.
За границей, помимо живописи, он много занимался рисунками пером произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев и некоторые были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров. Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы.
Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Лежащий в основе работ художника четкий рисунок является существенным признаком, дающим возможность отличить подлинные произведения мастера. Перов Василий Григорьевич (1833 – 1882) – русский художник и график, академик живописи, один из учредителей товарищества передвижников. Моделировка формы становится у него предельно точной и уверенной.
После смены обстановки и входа в творческое окружение, юноша словно ожил. Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду. Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане.
К ним относятся Уголок заросшего сада. Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору.
Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. Кроме этого увлекался археологоией историей. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. На родине Шишкина эту картину оценили настолько высоко что пожаловали ему титул академика.
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему. Родственники считали художников «пьяницами и арестантами» и не хотели, чтобы их дитятко зналось с такой компанией.
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). Но такие все-таки имеются, знаменитое творение «Утро в сосновом лесу» было написано во время рассвета. Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). Подлинной школой для художника стал Валаам, куда он отправился для летней работы на натуре.
Эту картину приобрёл П. Третьяков. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме».
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Это относится прежде всего к творчеству чрезвычайно популярного в свое время швейцарского пейзажиста А. Калама, художника неглубокого, но с любовью изучавшего альпийскую природу, умевшего ее внешне опоэтизировать.
Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Затосковав по отечеству, в 1866 вернулся в Санкт-Петербург до истечения срока своего пенсионерства. Практически каждый русский художник писал дорогу среди бескрайних полей.
В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году». Тогда только картина будет выглядеть достоверно. Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране.
Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания. В 60-е Шишкин окончательно преодолевает свойственную академической школе отвлеченность пейзажа.
С их приходом в Академии воцарился дух творчества, но эти идиллические отношения продолжались недолго. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. Многим, видимо, обязанный участию Крамского, Шишкин открыто называл его тем художником, который оказывал на него благотворное влияние. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали.
Сосновый бор». Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. Его отец был купцом, культурным человеком. Ещё не рассеявшийся утренний туман, подтверждает название картины.
Шишкин верный своему делу продолжает заниматься творчеством создавая новые полотна и на передвижной выставке выставляет новые картины: Вечер, Сосновый бор, Березовый лес и картину Лесная глушь очень хорошо оцененную современниками, много положительных отзывов написал к этой картине Прахов А. В. За это произведение Ивану Шишкину присуждается почетное звание профессора в пейзажной живописи. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Однажды он пропал на несколько дней и вернулся с полотном «Лесная глушь» за которое его удостоили профессорского звания. В них нет политики и социальной направленности. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу.
Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины. Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна. После вступления в действие нового устава академии, в 1892 году был приглашён руководить её учебной пейзажной мастерской, но по различным обстоятельствам исполнял эту должность недолго. Крамской в письме от 10 апреля 1872 года извещая Третьякова об отправке картин, называет картину Шишкина замечательнейшим произведением русской школы.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу.
С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу».
Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Шишкин стремился к другому.
Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Мастер смело экспериментировал. Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. Низко над землёй стремительно стригут ласточки, кажется, тени не поспевают за ними.
«Рожь» была написана после того как художник посетил свой родной город, который и вдохновил его своим спокойствием и умеренностью красок. В 1871 году вышла его книга в Москве «История города Елабуги». Однако трактованы они с большей живописной свободой. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон.
В окрестностях Москвы (1869), с которой, собственно и началась слава художника. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского.
Парит. Со словами матери были согласны и преподаватели гимназии, в которой учился Шишкин-младший. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Занимательный жанровый мотив, введённый в картину, во многом способствовал её популярности, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы.
Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. С Крамским у них были особенно теплые отношения. Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». В 1870-х годах Шишкин еще сильнее сблизился с передвижниками, став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов.
Спустя некоторое время он посетил Женеву, а затем Дюссельдорф, где им было выполнено полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Много работал Шишкин и за границей. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». С 1870, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи.
Это очевидно. В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. Его репутация была безупречной. В окрестностях Москвы», которую закончил в 1869 году. Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища.
Шишкин был одним из его учредителей. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Художник одушевляет деревья. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их.
Это несомненно. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Картина «Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) — как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Судьба ее в настоящее время неизвестна.
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887). Так была основана Артель художников, куда вступает и Иван Шишкин в конце 1860-х годов. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках.
Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. В эго коллекции работ не так много полотен которые были написаны утром или в сумерках. В 1848 году, не закончив казанской гимназии (чтобы не сделаться чиновником, как Шишкин объяснял позднее), юноша вернулся в отчий дом, где томился в течение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющего большинства окружающих его обывателей и не находя еще возможности определить дальнейший творческий путь.
Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Первое место занимает Шишкина Рожь. О его рисунках постепенно узнала вся школа. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте.
Он их назвал «Записки достопримечательностей разных». Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство. И в этом уже проявляется своеобразие художника.
Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы.
Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». В Цюрихе Иван Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу. География работ Шишкина чрезвычайно широка.
Полотно «На севере диком» показывает, как высоко было мастерство художника. Позже подпись Савицкого удалена, купившим картину, П. Третьяковым. Каждое из них вызывало интерес зрителей.
Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. С 1870, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Шишкин Иван Иванович родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком городке, расположенном на высоком берегу Камы. Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень. Главное в картине построение эпического образа с помощью предельно простого, сознательная «объективность» живописи.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. Они были куплены и художник получил первые большие деньги. Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная.
«УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. Это дерево давно должны были спилить на дрова. Как он и поступил: к 16 годам талант его было уже невозможно отрицать.
Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Крамской точно охарактеризовал Ивана Ивановича Шишкина: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и не задумывается, как, что и почему это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом». Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. Одним из его учредителей являлся Иван Шишкин.
Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. Добиваясь предельного сходства с натурой, художник на первых порах тщательно выписывает каждую деталь и это мешает целостности образа. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.
В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. Невероятная тишина царит в пейзаже. Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остается неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой».
Он вернулся в отчий дом и каждую свободную минуту посвящал рисованию, вот таким образом родители называли юношу «мазилкой». В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен.
В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. Одинокая сосна на краю обрыва несет в себе некую символичность и одиночество. Драматичное действие разворачивается будто на сцене.
Иван Иванович Шишкин родился 25 января (13 января по старому стилю) 1832 года, в Елабуге, ныне Татарстан, в купеческой семье. В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме. А их было немало.
В 1889 году Шишкин написал картину – «Утро в сосновом лесу». Уже тогда можно было заметить его любовь к искусству и рисованию, в частности. Характерна в этом смысле «Рожь».
Золотое поле и несколько одиноких сосен были изображены с невероятной детализацией и в целом картина выглядит словно фотография. После того как было создано Товарищество передвижных выставок, он по большей части выставлял свои начерки пером. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу.
«Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер не картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Городом, который он предпочел посетить стал Мюнхен.
Вертикали пересекаются косыми линиями. Но тот же академический метод предполагал твердое исполнение правил, а не поиски нового. В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу.
Крамским. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы.
До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других.
Теперь всё ощутимее его стремление к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры. В 1873 академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина.
Лучшие холсты художников становятся вехами в развитии искусства страны, в которой они жили и писали. При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение нескольких лет была тесно связана с идейным вдохновителем Товарищества передвижников И. Н.
У него умерли сыновья. На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. Иван Шишкин выходец из купеческой семьи, родился в Елабуге Вятской губернии (Республика Татарстан). Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства. «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». Художник постоянно рисовал в подмосковном лесу – в Сокольниках изучая форму растений, проникая в анатомию природы и делая это с огромным увлечением. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине.
В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы.
Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией. В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке).
Лесная глушь (1872). Став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, Шишкин принимал участие в выставках Товарищества передвижников начиная с первой передвижной выставки, прошедшей в 1873 году и в течение последующих 25 лет. Спустя 4 года в «копилке» художника были, кроме них, большая серебряная, малая и большая золотые медали. Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день.
Из Артели в 1870 году и выросло Товарищество передвижных художественных выставок, ставшее символом новой художественной эпохи. Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах. Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. В образах художника живёт эпоха, мнится могучий неторопливый народ, видится огромная бескрайняя страна, которой нет конца и которая всё удаляется и удаляется в бескрайние горизонты.
Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри. Природа выражает музыку человеческой души. Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Биография художника зашифрована в его творениях.
И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин.
Примером таких работ является картина Рубка леса. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне.
В таких картинах, как «Полдень. Иван Васильевич поощрял тягу сына к живописи и согласился на отъезд будущего художника в Москву. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте.
Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25-ти. Помимо лесных пейзажей художник не редко изображал степные или прибережные мотивы.
Мрачное настроение. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. Иван Иванович Шишкин воплотил в своём творчестве величие и безбрежность российских лесных просторов. Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») 1880, «Заповедник.
В 90-е гг. Тем более, что остров славился своей живописной природой. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Но они вздрогнули от ужаса, когда Иван объявил о своем желании обучаться живописи. В картине Шишкина дорога – «мудрая наивность».
В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).
Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ». Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Это была первая шишкинская картина, приобретённая П. Третьяковым.
Вот таким образом талант Шишкина иногда гораздо ярче высказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками», — считают некоторые критики. Болел за идеи товарищества, участвовал в каждой передвижной выставке до конца своих дней.
Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии.
Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы. В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
Иван Шишкин умер скоропостижно, 8 марта 1898 г. Среди русских пейзажистов Шишкину бесспорно принадлежит место самого сильного рисовальщика. Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Ведь, у художника была нелёгкая судьба.
Лучшая работа этих лет – Полдень. Репин писал о Шишкине: «Громче всех раздавался голос богатыря Шишкина. Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885).
«Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии». Шишкин был членом кружка аквафортистов. Их он стремился передать как можно конкретнее. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина Утро в сосновом лесу. организованы две выставки работ художника.
Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. Однако все его наброски предельно просты – сосна у воды, куст на болотистой равнине, берег реки.