Приближалась гроза. Иван Шишкин как будто спокойно заснул. Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. – Твои братья-сестры дома учились, а тебя любимчика, отец в Казань отправил в Гимназию.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. А прямо перед художником, ярко освещенный солнцем, возвышался дуб-исполин. Какие этюды. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. – загудела мамаша. Неумолимая смерть не оставила на лице его никакого следа.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Чувствуется глубина оврага, глушь. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Это дерево давно должны были спилить на дрова.
Он поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). В 1880-е годы Шишкин создаёт много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики. Выражая свою любовь к учителю, студенты несли гроб на руках от Сокольников до Ваганькова города Москвы. – шипит в ответ Федя. Девушка недобро смотрит на брата:- Это же заговоренное дерево. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство». Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства. Отсюда он сделал экскурсию вЖеневу с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал вДюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана вСанкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Молодежь не могла не признавать в нем глубочайшего знатока и вдумчивого изобразителя русской природы, не могла не оценить его высокого мастерства.
Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. Федя мечтал стать художником, рисовал с 10 лет, только никто не замечал его таланта. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Иван написал: Желаю быть пейзажистом.
Летом, забрав Лиду, уехали на дачу в Сиверскую. Писали этюды, собирали друзей-художников. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Что впереди.
Шишкин был членом кружка аквафортистов. Четыре года не осилил – домой вернулся. Иван Иванович Шишкин родился 25 января (13 января по старому стилю) 1832 года, в Елабуге, ныне Татарстан, в купеческой семье. Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом.
До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране.
Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще., – срывается Федя и убегает. - Выходите за меня замуж. «Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии». Родная природа приняла художника, утешила и вернула к жизни., – рявкнул своим громогласным басом Шишкин на всё издательство. «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова.
В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве). В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи.
Задний фон мрачен. Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы. Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. Все сковано морозом и погружено в тень.
Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. В его картинах – чуткое отношение к деталям. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
Я её частенько рисую. И вот в один из таких грустных вечеров родилось стихотворение.
Окончил университет в Москве и преподавал в нем более 25 лет. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Учителя пришли в восторг. Крамским., – писал он в письме старинному другу. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Третьяков решил судьбу картины по-своему.
Обычно из года в год оба художника по летам селились вместе, где-нибудь среди природы средней полосы России. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Не любил ходить в гости, принимать участие в семейных торжествах. Первая его супруга, Евгения Александровна Шишкина (Васильева), сестра художника Федора Васильева, умерла в 1874 году. Ударит ли погодушка —Кто будет защищать.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Картина «Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) — как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Видите книгу, которую Николай Угодник в руках держит. Одинокий дуб – могучий титан, бросивший вызов судьбе. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Иван редко участвовал в развлечениях семьи.
Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Педагоги не особо удивились выбору Шишкина. В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов. Он был страстно влюблен в свою ученицу Анисью Федоровну Вельяминову-Зернову.
Выйдет на часок и бежит обратно, проведать – как там Женечка. РаботыИвана хвалят, говорят, надо учиться дальше – ехать в столицу, в Петербуржскую Академию Художеств (1856—1865), где он числился учеником профессораС. М. Воробьёва. – Сама ты лишняя. Больше они это лето не видились.
Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). Два художника, два любящих человека, они удивительно понимали и чувствовали друг друга. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи.
Он любил работать в родных местах, они придавали ему сил. Однако трактованы они с большей живописной свободой. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Тогда только картина будет выглядеть достоверно.
Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. Внушительные дубы достойны восхищения. Тем более, что остров славился своей живописной природой.
Картина Среди долины ровныя. На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. В могучем дереве художник узнал собрата по судьбе.
А наутро в газете Новое времяпоявилась анонимная статья, где всё его творчество раскритиковали в пух и прах. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Правда, он очень скучал по родным местам. Особенный, тихий, погожий выдался день. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. В решении колористических задач Шишкин уступал Куинджи, но зато был сильнее его как рисовальщик. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.
И все один. Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. К нему нельзя приходить втроем, может случится несчастье. увидел самого себя.
Богато нюансирован цвет. Над землёй летают ласточки. С Крамским у них были особенно теплые отношения. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского.
Колючие метели, ветры, дожди, засуха не сломили его, а только сделали устойчивее, упорнее. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне.
Чувствуется глубина оврага, глушь. В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). Оно оказалось настолько напевным, что вскоре стало песней. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. Весной 1880 года они обвенчались.
У работы было очень много положительных отзывов. Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-1860). Отец научил его только читать и писать.
– сухо заметил профессор. Однако Шишкин представил свои рисунки по своему. Не успев перекреститься, купец-булочник второй гильдии Иван Васильевич Шишкин вбежал в церковь. Ольга умерла. Много ли купцов занималось подобным. В роковой день утром он чувствовал еще себя здоровым. Большинство выбрало исторический жанр.
Шишкин был поражен, как виртуозно её карандаш скользил по бумаге. Ученики все из бедных семейств, зато сплошь таланты – Перов, Маковский, Ознобишин. Драматичное действие разворачивается будто на сцене. Шишкин стал одним из участников российского художественного объединения «Передвижники», благодаря которым выставки картин талантливых художников проходили в различных городах. - Я думал мы будем работать, а вы цветочки собираете для моей сестры. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги».
Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. Немедленно прибывший врач мог только констатировать смерть от разрыва сердца. – Начальство жалуется: ты только и делал, что тетради разрисовывал. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. Но как спокоен и благороден был его дуб-брат.
Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры.
В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Глинки. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. На всех его картинах есть или лучи полуденного солнца или много открытого неба или водоём или дорога. Назвали малыша Иваном, чтоб не потерять отца – Ивана из семьи. День тянулся за днем, месяц за месяцем, а боль не утихала.
Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер не картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов. Она выдержит всё и всё преодолеет, одарит каждого и поделится тем, что у нее есть. И провел. 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом.
Невероятная тишина царит в пейзаже. Картина одновременно является и пейзажом и автопортретом художника. Отсюда и дорога, теряющаяся в поле. Примером таких работ является картина Рубка леса. Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного, в своём роде, аквафортиста. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь.
Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Жить будем в радости. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». Ведь и ему Бог определил одиночество, не только на личном пути.
Всё, что написал за 40 лет. Смерть к художнику пришла неожиданно. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Но это, пожалуй, самое известное и проникновенное.
Не так ли и русская душа. Художник одушевляет деревья. Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии. Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека.
Иваннедоумевал:- Разве нельзя нарисовать простой русский пейзаж. С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии. От зноя поникли травы.
Она встретила его на крыльце – прелестная, тонкая, гибкая -это красавица сестра Феди. один. В контексте русской пейзажной живописи второй половины XIX века картина имеет значение этапного произведения, лучше всего выразившего в тот период путь передвижнического пейзажа, в котором конкретный национальный образ русской природы приобрел особую социальную значимость. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887).
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Несмотря на внешнюю нескладность профессора, студенты его очень любили за благородную преданность литературе: он раскрыл перед ними законы русского языка и поэзии. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы.
написана на стихотворение Одиночество поэта, переводчика, профессора Алексея Федоровича Мерзлякова. — Ср. В 24-летнем возрасте Шишкин переехал в Санкт-Петербург на учебу в Академии художеств. Однако трактованы они с большей живописной свободой. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли.
Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ». Тебя, дурочка, каждый покупатель обсчитать может. Вертикали пересекаются косыми линиями.
Облик этот был многолик. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника. Маленькому сынишке Вани было тогда только четыре года.
Я опять слова не сказала. он все же побывал в Германии, где познакомился с Дюссельдорфской художественной школой. И пусть водопровод примитивный, далек от современных систем, но он был построен. Но для начала расскажу немного о том, почему именно Шишкин.
Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. Шишкин с благодарностью согласился отдать ее в коллекцию за 300 рублей – сумму, предложенную Третьяковым. И вот. Характерна в этом смысле «Рожь». Немного поразмыслив над этим вопросом, я поняла, что это картины Ивана Ивановича Шишкина.
Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского.
Как он и поступил: к 16 годам талант его было уже невозможно отрицать. Биография художника зашифрована в его творениях. Зрители почувствовали настроение художника, созвучное тому, которое вызывала песня. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Причем, авторами музыки называли сразу нескольких современников Алексея Федоровича: Д. Н.
В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». Наставником будущего живописца в Москве был А. Мокрицкий. Стилистически близкие его живописным произведениям, сочные эстампы художника отличаются выразительностью образного строя и удивительной тонкостью исполнения.
Летом 1869 года Шишкин работал над несколькими картинами, готовясь к академической выставке. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе.
Давыдова и О. А. Ученик бросился на помощь к своему учителю, но увы Это было напрасно. В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три.
Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень». Кроме этого увлекался археологоией историей. Ведь, у художника была нелёгкая судьба. Быть грозе. С 1870, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи.
Третийлишний. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. – Голубчик.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остаётся неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Песня, природа и душа художника словно слились в одно.
Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией.
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Осенью, вернувшись в Петербург, они обвенчались. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой.
Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. Поделюсь с вами кусочком деревенского леса. Сосны придают картине величественное звучание. Художник Николай Ярошенко прямо заявил, что Шишкин запятнал свою репутацию. У него были какие-то свои трения с Савицким.
Не сломили его ни бури, ни грозы, ни невзгоды. Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. Воробьев.
В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. Попрыгалис набережной в Канавку, тут их урядник и засек. Кому желают смерти, того не достанут черти. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота.
Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Я вас от всех несчастий уберегу. А их было немало. Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением. При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. Спустя 4 года в «копилке» художника были, кроме них, большая серебряная, малая и большая золотые медали.
Самыми главными произведениями его жизни были и остаются такие полотна как «Утро в сосновом лесу», «Дождь в дубовом лесу», «Полдень», «В окрестностях Москвы», «Корабельная роща». Этой же школой для начинающих художников, конечно, являлся и сам Шишкин, его опыт, его знания, его непосредственные занятия с ними. Друг нежный спит в сырой земле, На помощь не придет. И что. В окрестностях Москвы. На удивление личная жизнь пейзажиста складывалась не так хорошо, как профессиональная. Позже к этому списку добавилось имя М. И.
У нас в роду отродясь мазилок не водилось. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885).
После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. Прячься соколик. Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу.
Как прокормить. Окрестности Москвы. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты. Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.
Его репутация была безупречной. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Однако трактованы они с большей живописной свободой. Именно этот чуткий педагог помог Ивану найти себя в художестве. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Мерзляков написал несколько произведений, ставших песнями. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало. Это очевидно. На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков.
Он и раньше встречал Ольгу в Академии, даже правил какой то её рисунок. - Это вам. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890). Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя.
Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. Лекции Мерзлякова были чрезвычайно популярны. Таким образом был открыт целый мир ранее неведомых предметов, поэтических вдохновений и восторгов. А все ты виноват, разгневаннаясупруга обратилась к мужу. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Так её ваш Иван написал. Так в реальной жизни не бывает.
Первое место занимает Шишкина Рожь. Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему. Я в Казань написала. Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания.
Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении. Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах. Я как ни борюсь и мужаюсь, но тоска и обида гнетет и давит меня.
И построил. Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт. Он их назвал «Записки достопримечательностей разных».
Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. Козловского. Как то летом 1868 года, Федина мать сняла дачу в деревне под Петербургом.
организованы две выставки работ художника. О. А. Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины.
Работа очень понравилась знаменитому коллекционеру Петру Третьякову, но он потребовал вымарать подпись Савицкого, оставив авторство за Шишкиным. Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. В один из дней он шел по долине, раскинувшейся от края и до края. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Шишкин Иван Иванович родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком городке, расположенном на высоком берегу Камы.
Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи. 26 июля 1830 года в возрасте 52 лет поэта не стало. Козловский – боевой офицер, ставший профессиональным композитором и дирижером. Это послужило свою роль в его карьере, как художника.
Сосновый бор». Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени.
Пригласила и уважаемого учителя. Иван Иванович скончался у мольберта 8 (20) марта 1898 года, работая над картиной Лесное царство. Это горе сломило его. В этом отходе отдельные старшие передвижники усматривали не естественное для молодых стремление к поиску новых решений, к непрерывному движению вперед, а отступление от славных завоеваний предыдущего поколения в его нелегкой борьбе с отживающим академизмом.
Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно. Природа выражает музыку человеческой души. Много работал Шишкин и за границей. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
Все хором захохотали. – вдруг услышали они сердитый шепот Жени. - Сама уходи. – заговорщически улыбаясь, увлекает Шишкина за собой. - Смотрите, какая краса.
В том доме и рос Ваня Шишкин. Пейзажи цветов и трав — так называл Шишкин лирические работы жены и радовался ее успехам. К ним относятся Уголок заросшего сада. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня.
Картина Полдень. Он не проронил ни слова и тихо отошел в вечность. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Последнюю свою работу он так и не закончил.
– набравшись смелости выдыхает Иван. Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. Густые кроны бросают на них тень. Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день.
В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. Родился Иван Шишкин 25 января 1832 года. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь».
Первые двое были его хорошими знакомыми, с которыми он сотрудничал много лет. Парило. Шишкин выпускал эстампы то отдельными листами, то целыми сериями, которые он объединял в альбомы, пользовавшиеся большим успехом.
26 ноября 1891 года в залах Академии открылась выставка Ивана Шишкина. Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме». Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Короче, столичностью не блистал. Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы. Он родился в 1778 году в селе Далматово Пермской губернии в семье небогатого купца. В семье скоро ждали прибавления.
В 1873 академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Мальчик родился в тот январский день, когда его отец, провалившийся на Каме в полынью, лежал в горячке и почти умирал. Кашина, С. И.
О его рисунках постепенно узнала вся школа. Его учениками были Петр Вяземский, Михаил Лермонтов, Федор Тютчев, Александр Грибоедов. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение нескольких лет была тесно связана с идейным вдохновителем Товарищества передвижников И. Н. В участке приятели всю вину свалили на москвича. Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников.
Разве я возражала. Человек Шишкина прикреплён к земле.
Мастер смело экспериментировал. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. В 1852 году Шишкин поступил в Московское училище живописи и ваяния, где обучался под руководством художника-портретиста Аполлона Мокрицкого. Всего в жизни он достиг благодаря необыкновенной одаренности и трудолюбию. Вместе с последней художнику назначили пенсион для продолжения образования за границей.
Они стремились к изображению типичных черт родной земли. Судьба ее в настоящее время неизвестна. Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. В его произведениях встаёт дремучая Россия.
Лида-дочка заказаласестренку. Ночь напролетпили, а на рассвете хмельные столичные повели его остужаться. – Нельзя живописца клясть перед иконами. Все произведения Шишкина показывают, как расширялись его творческие задачи и как подлинный пейзажист хотел выразить в образах русской природы лучшие народные идеалы и чаяния.
Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи. Среди ранних графических работ Шишкина интересен лист исполненный в 1853 году, с двадцатью девятью пейзажными набросками, большинство которых очерчено. Возможно, что существовали несколько музыкальных вариаций. У него умерли сыновья. Ничуть не бывало. В 1860-х гг.
Деревенька эта небольшая и довольно-таки глуховатая. Больше он искушать судьбу не стал, взвалив на себя крест одиночества и пустоты. Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа.
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную.
Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. География работ Шишкина чрезвычайно широка. Они были куплены и художник получил первые большие деньги.
Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. В академии его картины одна за другой награждались медалями. – Ладно. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина.
Случайность. В 1848 году, не закончив казанской гимназии (чтобы не сделаться чиновником, как Шишкин объяснял позднее), юноша вернулся в отчий дом, где томился в течение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющего большинства окружающих его обывателей и не находя еще возможности определить дальнейший творческий путь. Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». А на следующий год родилась обожаемая дочь Лидочка. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени. Лучшая работа этих лет – Полдень.
Вот таким образом талант Ивана Шишкина иногда гораздо ярче выказывается в одноцветных рисунках и офортках, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками. Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу.
Затосковав по отечеству, в 1866 году вернулся в Санкт-Петербург до истечения срока своего пенсионерства. В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме. Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж.
Деревенские сказали, что это заговоренное дерево. Шишкин с удовольствием согласился, мечтал каждый день ходить на этюды, но. Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа. Надежды обернулись новой трагедией. Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду.
В Цюрихе Иван Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Их он стремился передать как можно конкретнее.
Дом восстановили и несколько расширили: он стал двухэтажным, с плоской крышей и пристроенной верандой. Он немало сделал для родного города, а главное когда-то построил действующий водопровод. Пришлось бросить учебу в гимназии и пойти работать учеником к реставратору. Сосновый бор» 1881, «Сосновый лес» 1885, «В сосновом лесу» 1887 и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Природа – сама благородство.
Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Тебя маманя ищет. В одиночестве дуба он увидел самого себя, свою собственную судьбу. Горизонт уже начинал синеть, слышались глухие раскаты грома. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Здесь его творчество расцвело. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого.
Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году».
И в этом уже проявляется своеобразие художника. «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). А солнце пропитало светом, одарило красотой. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы.
Учись коль хочешь. Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. Внешне она продолжала сохраняться и после возвращения Шишкина из-за границы, куда он уехал в 1862 году как пенсионер Академии. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Две вспорхнувшие желтые бабочки над водой, зеленоватые отражения в ней, чуть голубоватые рефлексы от неба, скользящие лиловатые тени на стволах привносят трепетную радость бытия, не нарушая при этом впечатления разлитого в природе покоя.
Таким образом, пейзаж художника выражают состояние природы и чувства человека, отзывающегося на это состояние. Но нельзя же на родительской шее сидеть. Собиравшиеся в тучи облака прочертили по земле резкие тени. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей).
Прищурился: со света в церковном полумраке видно плохо, хоть горит множество свечей. Стахеев унаследовал крупное состояние от семейного предприятия и сумел собрать замечательную коллекцию произведений искусства, несмотря на миллионные проигрыши в казино. Ясно – шишки лесные. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу. Должно также заметить, что с Иваном Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и не гармоничным, все-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры.
Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. От неожиданности мать выпустила сыновий вихор и Ваня дал деру. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Да, они строили дома, храмы, занимались благотворительностью, но, чтобы раскопками.
Для Шишкина мрачная природа – нонсенс. Ольга появилась в его классе только зимой.
«Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу. Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей. Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка.
он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. После учёбы он проводил время за холстом, рисуя пейзажи в Петербуржских лесах и на острове Валааме. Его отец был купцом, культурным человеком.
Но через год всё вдруг оборвалось. Творчество Шишкина проникнуто пафосом жизни и утверждением красоты и силы природы родной страны. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы.
В таких картинах, как «Полдень. Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах. Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. Они ведь тоже художниками писаны. Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса.
Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу». Вон брат, как справно в лавке торгует, а ты. Музыка карандаша – напишет он в отзыве.
Жил преимущественно в Петербурге. Каждое из них вызывало интерес зрителей. Мрачное настроение. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. В частности, русских лесов. Среди русских пейзажистов Шишкину бесспорно принадлежит место самого сильного рисовальщика.
Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств.
В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). Шишкин не облагораживал природу. Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна.
В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии.
Разве что сорняки на дороге или дикую чащу. Ванечка – так ласково звал его отец. Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина. – Дарья Романовна потрясла письмом.
Парит. Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье.
В них нет политики и социальной направленности. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. Но в этой, казалось бы, протокольной фиксации содержалась своя поэзия бесконечного своеобразия жизни дерева. Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. Беды и невзгоды искривили ветви-руки, но наполнили их силой. Но в изобразительном искусстве конца XIX столетия наблюдалась уже иная, чем прежде, расстановка художественных сил. Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Он обладал даром импровизатора, чувством красоты языка, прекрасно излагал свои мысли.
Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. – Сам вечно книжки читаешь, а Ивану картинки даешь срисовывать. Судите сами. Осталось свидетельство о разговоре, состоявшемся между Иваном Ивановичем и Ильёй Ефимовичем Репиным. Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице.
Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») 1880, «Заповедник. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Это несомненно. Где польза от твоей учебы. В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. – Видно, что вы тщательно потрудились, отсекли всё лишнее.
Они были счастливы. Шишкин стремился к другому. Публика была в восторге. Сколько веков рос здесь этот дуб, сколько гроз видел, сколько ясных, тихих дней. Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада.
Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте. в общем всё по ранжиру. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы.
«Утро» полностью лишено всего этого. Шишкин же впервые выступил с группой этюдов в 1880 году, показав двенадцать крымских пейзажей. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Крамским.
Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны. Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра.
Схвативсына за вихор, та потащила его из храма. Взойдет ли красно солнышко —Кого под тень принять.
Справа петляла, сверкая серебром, быстрая речка. Ему уже сопутствовала известность.
В 90-е гг. Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно.
Заметив сына, стоявшего с кистью в руке около лика Николая Чудотворца, купец крикнул:- Ванечка. Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остается неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Эту технику художник освоил еще за границей.
Наверное, немного. Шишкин взялся за его обучение. В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
—вдруг вспомнились Ивану Ивановичу слова старинной песни. Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане.