Природу Шишкин воспевал без преувеличений, без прикрас и всё же можно с уверенностью сказать, анализируя творчество художника Шишкина Ивана Ивановича: его картины – это гимн красоте отечественных пейзажей. Искусствоведы, берущиеся за описание картин Шишкина, признаются его в качестве самого сильного рисовальщика среди русских пейзажистов. Картины природы у Шишкина были настолько правдивы и точны, что его часто называли фотографом русской природы, – одни с восторгом, другие, новаторы, с легким презрением, но на самом деле до сих пор они вызывают у зрителей волнение, восхищение.
Современники называли его "царем леса" и не случайно, ведь среди творений Шишкина можно найти немало картин с изображением лесных пейзажей. Сегодня многие из картин Шишкина можно увидеть в знаменитой Третьяковке. В этом полотне больше, чем в какой-либо другой картине Шишкина, обнаружилась народность его восприятия природы.
Имя Ивана Ивановича Шишкина знакомо всем с детства: именно его картина изображена на обертке конфеты «Мишки в лесу».
Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Разбавляют все это несколько холодных оттенков, которые Шишкин мастерски распределил по картине. Во время учебы его работы неоднократно отмечались наградами: в 1856 г. двумя малыми серебряными медалями, в 1958 г. – большой серебряной медалью, в 1859 г. – малой золотой медалью, а в 1860 г. – большой золотой медалью и пенсионерством для дальнейшего обучения за границей. С 1861 г. по 1866 г. Иван Иванович Шишкин занимается в мастерских известных европейских художников, осваивает технику литографии и офорта, технику рисунка пером. В 1865 г. он возвращается на родину и за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» ему присваивается звание академика. И всюду, куда ни кинешь взор, колосятся созревшие хлеба.
Подобная тенденция характерна только для работ, где используется большая цветовая палитра. Его любовь к родине особенно эффектно проявилась во время посещения кабака в Мюнхене, где сидевшие за соседним столиком семеро немцев, глядя на него, бросили презрительное "руссише швайн" (русская свинья). Парит. Сосновый бор», «Лес (Шмецк близ Нарвы)», «Уголок заросшего леса.
Иван Иванович, не дождавшийся от них ни объяснений, ни извинений, принялся обрабатывать их кулаками и железным шкворнем (металлическим прутом). Кстати именно за «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», посланной в Россию в качестве своего рода отчёта, Иван Иванович Шишкин получил право называться академиком. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы. Ведь, у художника была нелёгкая судьба.
В 1871 году вышла его книга в Москве «История города Елабуги». Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. В 1852 году Шишкин поступил в Московское училище живописи и ваяния, где обучался под руководством художника-портретиста Аполлона Мокрицкого. Иван Шишкин выходец из купеческой семьи, родился в Елабуге Вятской губернии (Республика Татарстан). Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна ("Родник в сосновом лесу") снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. В картине Шишкина дорога – «мудрая наивность».
Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. Для семидесятых годов такой картиной стала "Рожь" (1878). Вечер», «Сосны, освещенные солнцем», «Дубки», «В лесу графини Мордвиновой.
Тема русского леса после "Рубки леса" продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. Ещё не рассеявшийся утренний туман, подтверждает название картины.
В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: ". В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Только на Sothebys за это время было продано 17 картин. На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Однако первые два меньше всего нравились Шишкину. Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. В заголовке «Рожь», как кажется на первый взгляд, нет ничего величественного и интригующего, но стоит вглядеться в величавые сосны, которые стоят как богатыри, складывается впечатление, что эти деревья являются своего рода защитникам ржаных полей и всей русской земли. Одним из его учредителей являлся Иван Шишкин.
Последняя работа автора является наиболее известной. В окрестностях Москвы" (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года.
В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – "Вид на острове Валааме" (1858). Больше Шишкин в Европу не ездил. Замшелые выкорчеванные пни, острые сучья, обломанные ветви создают сложную композицию, отмеченную контрастами света и тени. Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя. Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали.
Эту картину приобрёл П. Третьяков. просто поле, лес, реку, – и они у него выходят так же красивы, как и швейцарские виды.
Ближе всего к зрителю – просторное поле. В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины. Шишкин работал над «Рубкой леса» в 1867 году во время поездки на Валаам.
Со словами матери были согласны и преподаватели гимназии, в которой учился Шишкин-младший. Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина "Корабельная роща" (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Но они вздрогнули от ужаса, когда Иван объявил о своем желании обучаться живописи.
При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно "Среди долины ровныя. Молодой человек отправился в Мюнхен, затем в Цюрих, Женеву, Дюссельдорф, посещая мастерские ведущих живописцев эпохи. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын.
Родственники считали художников «пьяницами и арестантами» и не хотели, чтобы их дитятко зналось с такой компанией. Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах. Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра.
На аукционе MacDougalls полотно «Сумерки» (Twilight) «ушло» за 2 100 000 фунтов стерлингов (5 июня 2013). А картина «Лесная поляна» (The Forest Clearing) успела побывать на аукционах Christies дважды: в ноябре 2005 г. она была продана за 736 000 фунтов стерлингов, а в апреле 2008 г. – уже за 3 177 000 долларов США. Шишкин передает изумительную красоту зимнего пейзажа, спокойную и величавую. Шишкин верный своему делу продолжает заниматься творчеством создавая новые полотна и на передвижной выставке выставляет новые картины: Вечер, Сосновый бор, Березовый лес и картину Лесная глушь очень хорошо оцененную современниками, много положительных отзывов написал к этой картине Прахов А. В. За это произведение Ивану Шишкину присуждается почетное звание профессора в пейзажной живописи. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж.
Внушительные дубы достойны восхищения. Был незаурядной личностью, его интересовала архитектура история, естественные науки. Никогда еще Шишкин не писал такого неба и такого, наполненного воздухом, пейзажа. Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие.
Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. Болел за идеи товарищества, участвовал в каждой передвижной выставке до конца своих дней. Обратите внимание как прекрасно написаны стволы старых сосен: каждая имеет "свой характер" и "свое лицо", но в целом – впечатление единого мира природы, полного неиссякаемых жизненных сил.
Позже подпись Савицкого удалена, купившим картину, П. Третьяковым. Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. Деревня Константиновка близ Красного Села» и «Рубка леса» демонстрируют это наилучшим образом. Приближается страшная гроза. Этот суховатый по живописи, но свидетельствующий о хорошем владении рисунком этюд лег в основу конкурсной картины Шишкина "Вид на острове Валааме.
Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов. Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. Вторая жена его тоже скончалась, буквально через год после свадьбы — и художник снова ушел с головой в работу, которая позволяла ему забыться. Молодой человек получал сплошные «двойки» и даже «единицы», отучился всего четыре класса, а потом ушел из гимназии, «чтобы не сделаться чиновником». Мощный ствол его никогда не согнется под ударами ветра.
Картины с названиями «Сосновый бор», «Бревна. Но облачное небо уже начинает светлеть. Иван Шишкин – один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу. Эту технику художник освоил еще за границей. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля.
Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. Достойным завершением цельного и самобытного творчества Шишкина явилась картина 1898 года "Корабельная роща". Живой, общительный, обаятельный, деятельный Шишкин был окружен вниманием товарищей.
Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. Параллельно художник трудился над картиной «Полдень.
Этот шедевр известный многим ценителям живописи еще с детства, был написан в 1878 г. Картина «Рожь» передает широту русской земли и души русского человека: две трети полотна занимает голубое небо с низкими белоснежными облаками, а остальное пространство отведено ржаному полю, в некоторых местах которого прорастают высокие сосны. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Картина была подписана двумя художниками: Шишкиным и Савицким. Впереди – синяя пропасть, наверху – такого же цвета ясное, но грустное небо.
После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые. Крамской точно охарактеризовал Ивана Ивановича Шишкина: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и не задумывается, как, что и почему это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом». Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. В окрестностях Москвы», «Прогулка в лесу» – это лишь малая, но достойная коллекция произведений великого русского художника-реалиста.
Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. Волнующееся поле спелой ржи словно налито золотом, отливающим тускловатым блеском. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка.
8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. Таковым является Иван Иванович Шишкин. Прослеживаются схожие черты с автопортретом, над которым в 1856 году работал сам Шишкин.
Глубокая предгрозовая тишина царит в природе. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Весь пейзаж залит рассеянным светом восходящего солнца. Его отец был купцом, культурным человеком.
Иван Иванович Шишкин (1832-1898) родился в зажиточной купеческой семье. Эта картина была представлена на второй передвижнической выставке в 1872 году. В его произведениях встаёт дремучая Россия.
В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Суд оправдал россиянина. Дорога, поворачивая, врезается в гущу хлебов и они тотчас скрывают ее. В полотнах Шишкина, созданных в эти годы, очевидны черты романтизма, сквозь которые уже проступал спокойный и уравновешенный взгляд на природу. «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. Орудовал Шишкин железным прутом, который потом был представлен на суде в качестве доказательства вины художника.
Драматичное действие разворачивается будто на сцене. Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. Единственная деталь, навевающая неотчётливую тревогу – засохшая сосна. В окрестностях Москвы», которую закончил в 1869 году.
Но движение продолжают высокие сосны, выстроившиеся в ряд вдоль дороги. Природа насыщена сырым воздухом. Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу.
Возмущенный художник ринулся к молодым людям и потребовал извинений. Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми мозолистыми от работы пальцами начнет корежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно чудом или волшебством каким от такого грубого обращения автора выходит все изящней и блистательней". В 1860 году Шишкин блестяще, с Большой Золотой медалью заканчивает Академию художеств.
Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. Если бы поэт жил во время написания картины, наверняка эту строфу заимствовал бы Шишкин. Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Природа – сама благородство. На первом плане несколько столетних сосен-исполинов.
Участвовал в раскопках древнебулгарской культуры, за что удостоен звания члена-корреспондента Московского археологического общества. На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил. Задний фон мрачен. Над землёй летают ласточки.
Сосны не только верно изображены, не только похожи, но красивы и выразительны. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Он, как гордый богатырь, ожидает поединка со стихией. Раздолье, простор, угодье. Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. В 1867 г. эта картина была показана на Всемирной выставке в Париже. В 1870 г. художник становится членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок, вступает в Общество русских акварелистов. Иван Иванович Шишкин принимает активное участие в выставках в Академии художеств, Всемирных выставках в Париже (1867 г. и 1878 г. ), а также Всемирной выставке в Вене (1873 г. ). В 1873 г. он становится профессором живописи Императорской Академии художеств. Умер Иван Иванович Шишкин 8 марта 1898 г. С 2004 г. по 2014 г. на аукционах работы Ивана Ивановича Шишкина выставлялись достаточно часто.
Сныть-трава», «В сосновом лесу» и другие. Особенный, тихий, погожий выдался день. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Это послужило свою роль в его карьере, как художника.
И вот там якобы имело место вот что. Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. В 1889 году Шишкин написал картину – «Утро в сосновом лесу».
В образах художника живёт эпоха, мнится могучий неторопливый народ, видится огромная бескрайняя страна, которой нет конца и которая всё удаляется и удаляется в бескрайние горизонты. Благодать. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. В окрестностях Москвы" выбивалась из общего строя. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице.
Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. Низко над землёй стремительно стригут ласточки, кажется, тени не поспевают за ними. Более всего он дружил с И. Крамским, который всегда поддерживал и продвигал творческие работы Шишкина. Искусствоведы доказали, что «Утро в сосновом бору» писалась с натуры. Если первый план выписан подробно, то самый дальний пейзаж теряет четкость, размыт. Крамской в письме от 10 апреля 1872 года извещая Третьякова об отправке картин, называет картину Шишкина "замечательнейшим произведением русской школы".
По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры. «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). Картина "Полдень. Они стремились к изображению типичных черт родной земли.
В 1874 году умерла его жена, отчего он замкнулся, его характер — и работоспособность — стали портиться из-за частых запоев. В это время, в 1863 году в мире искусства происходят большие перемены.
Кажется, будто исполины тяжелой размеренной поступью шагают по степи. Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин. С момента задумки до полного завершения работы над полотном прошло 4 года и сегодня «Утро в сосновом лесу» красуется в Третьяковской галерее, как и другие картины художника Шишкина (с названиями проблем нет, все работы подписаны). Сныть-трава" (1884), "Лес (Шмецк близ Нарвы)", "У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)" (оба 1888 г. ), "На песчаном грунте. Это было выступление против мёртвого академизма. Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными.
Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта.
Говорил: "Сейчас только понял, что не туда попал. Практически каждый русский художник писал дорогу среди бескрайних полей. Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания. Этот мрак возвышается над лесным хаосом, царящим на высветленной прогалине с болотистым ручьём. Могучая, полная богатырских сил природа, богатый, привольный край.
А правда ли, нет ли со шкворнем – не копал. Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого зимнего дня. Быть грозе.
Однако талант автора от этого не становится меньше – стоит взглянуть на произведение «Итальянский мальчик». Зимний лес на этой картине скован морозом, он как будто оцепенел. Глядя на эту известнейшую картину, невольно вспоминаются строфы из стихотворения Лермонтова, которые являются продолжением этого пейзажа Шишкина: «Стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь и снегом сыпучим Одета, как ризой, она». Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1890) и целый ряд других. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков.
Шишкин всю жизнь изображал лес, а здесь одно-единственное дерево на всё безбрежное пространство. Мрачные тени от туч побежали по равнине темными волнами. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним.
Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. Последнюю свою работу он так и не закончил.
Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Все вокруг погружено в зимний сон. Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны.
Глядя на картину «Рожь», невольно вспоминаются строки из поэзии О. Мандельштама: «И сосна до звезды достает. ». Картины напоминают красивые, но все же случайно сделанные фотографии. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу. Рожь. Художник одушевляет деревья.
Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину "В окрестностях Петербурга" (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Природа выражает музыку человеческой души. В том числе:– «Поляна» (The Clearing, 1878) – 289 250 фунтов стерлингов (25 ноября 2008, Sothebys)- «Лесной пейзаж» (Forest Landscape) – 847 400 долларов (15 апреля 2009, Sothebys)– «Ручей» (The Brook) – 722 500 долларов (2 ноября 2009, Sothebys)– «Темное дерево» (The Dark Wood) – 1 217 250 фунтов стерлингов (7 июня 2010, Sothebys)– «Стога, Преображенское» (Haystacks, Preobrazhenskoe) – 397 250 фунтов стерлингов (28 ноября 2011, Sothebys)- «Сосновый бор» (Pine Forest) – 881 250 фунтов стерлингов (26 ноября 2012, Sothebys). Художник Бялыницкий-Бируля высоко оценил полотно «На севере диком» и дал комментарий, что Лермонтов был бы счастлив, увидев такую достойную иллюстрацию к своему стихотворению.
Проселочная дорога вьется среди полей и теряется вдали. Крамским. Главное в картине построение эпического образа с помощью предельно простого, сознательная «объективность» живописи. Сосны придают картине величественное звучание. Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н.
Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1889), "Молодые сосенки у песчаного обрыва. Большую часть картины занимают серые облака. За эту картину Шишкин получил звание профессора. Это дерево навсегда стало символом русской земли. У работы было очень много положительных отзывов.
Облик этот был многолик. «Утро в сосновом лесу» – это классика русского реалистичного пейзажа.
Петергоф», «Пруд в старом парке», «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Полдень. Мачтовый лес в Вятской губернии". Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств.
Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. Вместо этого художник был представлен к ордену, чем, видно, был раздосадован. Биограф Шишкина писал, что до него никто так красиво не писал природу:. Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега. «Сосновый бор.
О его рисунках постепенно узнала вся школа. В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов. По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне. Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие.
Хрупкие и нежные, они подчеркивают силу и величие могучего дуба, гордо возвышающегося над равниной. Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников.
Так была основана Артель художников, куда вступает и Иван Шишкин в конце 1860-х годов. Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении. Широкая, простирающаяся до самого горизонта равнина (художник специально располагает пейзаж вдоль вытянутого холста).
В 80-90-х годах XIX столетия писались самые известные картины Шишкина. Именно Крамской предоставил мастерскую Шишкину для написания работы, давшей известность автору, картины – «Полдень в окрестностях Москвы» (1869). Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Лесная глушь (1872). Шишкин не облагораживал природу. Он вернулся в отчий дом и каждую свободную минуту посвящал рисованию, вот таким образом родители называли юношу «мазилкой». Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина "Туманное утро" (1885).
Став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, Шишкин сдружился с Константином Савицким, Иваном Крамским, позже – в 1870-х годах – с Архипом Куинджи. Разумеется, пускаться здесь в какое-то подобие анализа его творчества – с моей стороны и самонадеянно и глупо будет. Потому приведу один исторический анекдот (вроде как в старом значении этого слова). С 1857 года Шишкин продолжил образование в Императорской академии художеств и в 1860-м был отмечен большой золотой медалью за два вида местности Кукко, на Валааме. Не дождавшись их, он отправил в нокаут насмешников, а заодно еще и компанию из 10 человек.
Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Уже на первой выставке передвижников появилась известная картина Шишкина "Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Лиственный лес», «Еловый лес», «Дубы. Другие картины, воссоздающие величавые лесные массивы – «Чернолесье», «Лесная глушь», «Еловый лес», «Заповедник.
Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину "Зима" (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Вертикали пересекаются косыми линиями.
Справа темнеет непроходимая чаща леса. Работа над картиной происходила в 1889 году. Благодаря интересу к световоздушной среде, к колориту ему теперь больше, чем раньше, удаются такого рода произведения. Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). Поваленные деревья – частое явление, которое изображал Шишкин Иван Иванович.
Чувствуется глубина оврага, глушь. Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. Художник заставляет зрителя любоваться тонким сочетанием темных силуэтов стволов, молочно-серой пелены дождя и серебристых приглушенно-серых оттенков зелени. Невероятная тишина царит в пейзаже. Его походы в кабак частенько заканчивались драками. К концу обучения стало ясно: у художника был несомненный — и действительно единственный в своем роде — талант. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий.
Картины (с названиями), большая часть которых представлена пейзажами, располагаются в Третьяковской галерее и других авторитетных государственных учреждениях, но судьба «Итальянского мальчика» остается неизвестной. «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля. Эта картина – очень светлая и яркая.
Неподвижна кудрявая зелень дуба-великана. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. С Крамским у них были особенно теплые отношения. У него умерли сыновья. Репин писал о Шишкине: «Громче всех раздавался голос богатыря Шишкина.
К ним относятся "Уголок заросшего сада. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. Человек Шишкина прикреплён к земле. Некоторые другие картины Ивана Шишкина (с названиями) также включены в книги художественной литературы, что доказывает неоценимый вклад живописца в развитие русского искусства XIX века. Такова музыка поля в Шишкинском шедевре. Русское богатство".
Картина написана в холодной серебристо-зеленой гамме. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера.