Пушкина открылась выставка «Олимпия» — в Москву привезли знаменитый шедевр импрессиониста Эдуара Мане. 300-килограммовый ящик несут вдесятером и очень бережно, внутри – шедевр Франции, знаменитая «Олимпия» Эдуарда Мане. В Петербурге всем желающим представится возможность увидеть один из знаменитых шедевров Мане «Олимпию».
Пушкина изсобрания музея дОрсэ, что вПариже, привезли «Олимпию»— знаменитый шедевр импрессиониста Эдуарда Мане, наделавший всвое время много шума.
Надо было, чтобы кто-нибудь подтолкнул его. Эдуарду это так наскучило, что он только и мечтал, как бы убежать в гимнастический зал. Никакие нападки на импрессионистов (с которыми Мане был дружен, но не отождествлял себя) несравнимы с теми, что выпали на долю автора «Олимпии». Из-за «Олимпии» Мане разразился один из самых крупных скандалов в искусстве XIXв. дон. э. ). Факт третий: В1870 году втом самом «Гербуа» случилась дуэль: дискуссия между Мане икритиком Эдмоном Дюранти закончилась тем, что второй был ранен. Эдуард Мане привлекал сверстников своей простотой и открытой манерой.
А пока Мане вместе с единомышленниками – Писсарро, Сезанном, Моне, Ренуаром, Дега – доказывают свое право на свободное творчество в рамках созданной ими батиньольской школы. Скандал вокруг «Олимпии» был не первым в биографии Мане. Этот роскошный букет (скорее всего, от поклонника) заменил в картине Мане розы (символ богини любви) в правой руке тициановской Венеры.
Вдохновившись полотном из Лувра, «Сельским концертом» Джорджоне (1510), Мане по-своему переосмыслил его сюжет. Сначала, встретив Дюранти в«Гербуа», двинул ему полицу, апотом, абсолютно неудовлетворившись, еще исатисфакции потребовал.
Клод работает, забывая оеде исне, нонеидет дальше набросков— ничто неудовлетворяет его. Зато вся компания молодых живописцев искульпторов— легкий ициничный насмешник Фажероль, честолюбивый сын каменотеса Магудо, расчетливый критик Жори— уверены, что Клод станет главой новой школы. Жори прозвал её«школой пленэра». Вся компания, разумеется, занята нетолько спорами обискусстве: Магудо сотвращением терпит рядом ссобойшлюху-аптекаршуМатильду, Фажероль влюблен впрелестную кокотку Ирму Беко, проводящую время схудожниками бескорыстно, вот ужподлинно излюбви кискусству. Расположение и позы персонажей Мане позаимствовал с гравюры художника XVI века Маркантонио Раймонди «Суд Париса», выполненной по рисунку Рафаэля. Газеты в один голос обвиняли художника в аморальности, вульгарности и цинизме, но особенно досталось от критиков самой картине и изображенной на ней молодой женщине: «Эта брюнетка отвратительно некрасива, ее лицо глупо, кожа – как у трупа», «Это – самка гориллы, сделанная из каучука и изображенная абсолютно голой молодым женщинам, ожидающим ребенка, а также девушкам я советую избегать подобных впечатлений». Добавим, что полюбоваться на «Олимпию» можно в Петербурге до 30 октября. Скандал был полным. Кончик покрывала девушка придерживает рукой.
Напомним, что одну из героинь популярного романа (1848) и одноименной драмы (1852) Александра Дюма-Младшего «Дама с камелиями» звали Олимпией. 9 декабря в качестве юнги он поднимается на борт корабля Гавр-и-Гваделупа. Дескать, мелковато, нетот масштаб, ненужен нам этот странный художник. Но «Олимпию» Мане считал своим лучшим полотном и не хотел продавать. Оставив рутину художественной школы, 24-летний Эдуард занялся самообразованием.
Тогда, в 1864 году, жюри парижского художественного Салона отвергло почти три четверти представленных художниками произведений. Ни один музей, ни одна галерея, ни один частный коллекционер не захотели ее приобрести. Он радостно наблюдал, как во время этих экскурсий Эдуард с карандашом и альбомом в руках пытался передать свои впечатления то от картин старых мастеров, то от природы. Вскоре оказалось, что он болен атаксией — нарушением координации движений. «Олимпия» погружена в широкий исторический контекст, говорят в Эрмитаже. Эдуард Мане не проявляет попыток к новаторству с первых своих самостоятельных работ. В сентябре 1879 года у Мане случился первый острый приступ ревматизма.
Зрителю видна и тёмно-красная обивка кровати. Звали ее Сюзанна Мане и была она женой мастера. Ввиде дуэли.
Факт второй: Когда-то наГранрю деБатиньоль, 11 (впоследствии авеню деКлиши) находилось знаменитое Caf Guerbois, где несколько лет подряд собирались импрессионисты. В Париже середины XIX столетия это имя какое-то время было нарицательным для «дам полусвета». Это было настолько смело, что он сам долго не решался показать Олимпию. Ее признают неприличной, а сам Эдуард Мане упрекается в безнравственности за ее написание.
Подобную манеру цитирования с перенесением ренессансного мотива в современные парижские реалии Мане уже использовал при создании «Завтрака на траве». Ту же геометрическую форму образует и зелёная драпировка над ними. Бедная красавица изображенная на полотне, тут же обрела нелестные эпитеты «потаскухи, возомнившей себя королевой» и «бесстыжей девки, вышедшей из-под кисти Мане». Кто такой этот Коэл – об этом история умалчивает. Но главное – все та же ода к женской красоте – непременная константа, проходящая через века и стили.
Непосредственный переход от тени к свету был предметом его постоянных поисков. Так, Гюстав Курбе сравнил Олимпию с «дамой пик из колоды карт, которая только что вышла из ванны». Аэто значит, свою одежду она сняла намеренно, бросив, тем самым, вызов обществу.
Болезнь быстро прогрессировала, ограничивая творческие возможности художника. В том же 1863 году, что и «Олимпию», художник написал еще одну значительную картину – «Завтрак на траве». Художник, казалосьбы, замногие годы привыкший ккритике, отдруга терпеть еенестал. Сорок лет «Олимпия» пребывала под одной кровлей со своим прототипом – «Венерой Урбинской». Кончик покрывала девушка придерживает рукой. Юношу привлекла эта скандальная слава.
Впервые ее работы были выставлены в Салоне в 1864 г., когда Берте было всего 23 года. В 1865 году она начала свою профессиональную подготовку и взяла уроки рисунка.
Мане обвинили в аморальности и вульгарности. Художнику становилось всё труднее не только работать, но и передвигаться. В основе композиции картины положено многократное повторение треугольноеформы. Но вот об именах тех, кто на этих работах изображен, мы почти ничего не знаем. Мане с ней познакомился годом раньше в Лувре, где она копировала Рубенса.
Весь Париж стоял на голове. Поразил современников и выбор Гогена на роль его Королевы. Место действия картины – бар, находящийся на первом этаже популярного столичного варьете. По инициативе Клода Моне они собрали по общественной подписке 20 тысяч франков, выкупили «Олимпию» у вдовы художника и принесли ее в дар государству.
Мане, однако, был единственным среди импрессионистов, кто писал военные сцены. Несмотря на уговоры друзей, он долго колебался. Но друзья художника не могли допустить, чтобы шедевр Мане покинул Францию. Мане решает в этой картине сложнейшие колористические задачи. Букет в руках негритянки, распадающийся на отдельные мазки, дал искусствоведам повод говорить о том, что Мане произвел «революцию красочного пятна», утвердил ценность живописи как таковой, независимо от сюжета и тем открыл новый путь художникам последующих десятилетий. Олимпией звали куртизанку, героиню романа и драмы Александра Дюма — сына «Дама с камелиями» это эффектное античное имя служило «творческим псевдонимом» многим дорогим парижским проституткам.
Гюстав Курбе сравнил Олимпию с дамой пик из колоды карт, только что вышедшей из ванны. Ксчастью, несильно. Героиней картины стала простая жительница Таити с золотистой смуглой кожей. Критики всвоих отзывах буквально разгромили картину, название которой лишь усугубляло ее«неприличие» ибо так звали одну изгероинь романа (1848г. ) иодноименной драмы (1852г. ) Александра Дюма-сына «Дама скамелиями».
Но он уже не ласкается к женщине, а ощетинившись смотрит в пространство картины, как бы охраняя мир своей госпожи от постороннего вторжения. Сравнительно новым лицом была Берта Моризо, третья и центральная фигура на картине. Ее отец известный писатель Эммануэль Гонсалес, а мать музыкант. В молодости Мане, как и другие художники его круга, много копировал классические полотна Лувра, в том числе (1856) и картину Тициана. Чрезвычайно талантливая внучка Ж. О. Подобно мастеру эпохи Возрождения, он представил на лоне природы обнаженных дам и одетых мужчин.
Там, он подружился с Антоненом Прустом. На заднем плане едва виден с графином в руке Леон Леенхофф, предположительно, сын Мане. Лежащая на приготовленной постели девушка с картины Мане смотрит прямо на зрителя откровенным и немного циничным взглядом — как на только что вошедшего клиента и это злило респектабельных (по крайней мере, на публике) столичных буржуа. Добропорядочных буржуа это сильно шокировало. Ее акварельные работы с их яркими цветами и мягкими формами пользовались большим успехом.
В последний апрельский день 1883-го не стало Эдуарда Мане, картины же его – бессмертны. Среди ее учеников были младшие братья Эдуарда Мане – Эжен и Гюстав. Толпа, хохоча, завывая и угрожая тростями и зонтами, не пугалась и военного караула.
«Каждый может ошибаться», — задумчиво добавил посол, пересказав эту историю. Ее работы напоминали раннего Мане (Испанский период), прославившиеся темной палитрой с резким контрастом светлых и темных пятен. Считается, что именно тогда Эдуард и познакомился с Сюзанной.
Всю барную стойку, натюрморт на переднем плане художник соорудил самостоятельно. Светящиеся тени Тициана вдохновляли его, а примитивисты выводили из себя.
ВПариже XIX века это имя какое-то время было нарицательным для всех дам еепрофессии. Задние ряды нажимали на передние. «Мы не привыкли видеть такое простое и искреннее толкование действительности», – писал Эмиль Золя, один из немногочисленных защитников автора «Олимпии». Фигура негритянки в розовом справа также вписана в треугольник.
Ноги девушки украшают изящные туфли-панталеты. Ева Гонсалес (19 апреля 1849 г. – 5 мая 1883 г. ), французская художница, родилась в Париже. Гонсалес выросла в среде ценителей искусства. Венера кокетливо склонила головку набок, Олимпия смотрит прямо на зрителя и этот пристальный взгляд напоминает нам о другой картине – «Обнаженной махе» Франсиско Гойи (1800). Иэто при том, что парни долгое время дружили ичастенько вместе выпивали. Ноги девушки украшают изящные туфли-панталеты. Это было воспринято критиками как неслыханное ханжество.
Но по возвращении вновь терпит неудачу на приемных экзаменах. УМане Олимпия— проститутка, обслуживающая высший свет. В центре картины стоит Антуан Гийеме, ученик Коро, чья манера оказывала на творчество Мане устойчивое воздействие. Скандальным оказался как сюжет картины, так и живописная манера художника.
Казалось бы, что отличало обнаженную девушку с картины Мане от «Венер», «Сусанн», «Купальщиц» и прочих ню, которые в середине XIX века присутствовали на каждой выставке. Наконец какая-то толстая дама протолкнула его в зал и он увидел «Олимпию», свою «Олимпию», окруженную толпой. Так, выставку сопровождают произведения искусства Возрождения, барокко и Нового времени, начиная с «Данаи» Тициана и продолжая серией редких гравюр XVI — XIX веков. После этого мужчины обменялись рукопожатиямии, перевязав рану Дюранти, пошли выпивать вкафе. Шедевр Джулио Романо Дама за туалетом — тоже свежий ветер. От Мане отворачивались знакомые, на него ополчились все газеты.
Мане прислушался к шуму, который доносился из соседнего зала. Зрители шестидесятых годов XIX века безошибочно определяли по этим атрибутам, что Олимпия – их современница, что красотка, принявшая позу Венеры Урбинской, не более чем преуспевающая парижская куртизанка.
Этот толчок, которому Мане не мог противостоять исходил от Бодлера2. Единственным плюсом было то, что именно в мастерской Тома, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, создатель картины «Лола из Валенсии» открыл для себя классическое наследие. Видимо, недавало покоя мушкетерское наследие.
Фигура негритянкив розовом справа также вписана в треугольник.
Она стала его студенткой, моделью и другом. М-сье Мане весьма плохо встретил этот совет. Настоящий мастер, по словам Бодлера, должен «чувствовать поэтический и исторический смысл современности и уметь увидеть вечное в обыденном».
Ту же геометрическую форму образует и зелёная драпировка над ними. Не удивительно, что после этого художник с трудом решился выставить «Олимпию» на следующем Салоне в 1865 г. : ведь в этой картине он «покусился» на еще один шедевр классического искусства – картину «Венеру Урбинскую» (1538), написанную Тицианом. В 1879 году она вышла замуж за Анри Герарда, графического художника. Но подлинным центром притяжения стала картина Эдуарда Мане Завтрак на траве. Прямо там художник начинал работу над своим творением.
Почетвергам ивоскресеньям Эдуард Мане устраивал здесь оживленные дискуссии. Раздавались сальные остроты, непристойные намеки. Многие дамы хотели пырнуть зонтиком бедный холст, мужчины размахивали тросточками. Похожи и поза и образ. В 1869 году она встретила Эдуарда Мане. Все хотели видеть изображение двух молодых мужчин и двух женщин, – одна из которых была полуодета, а вторая абсолютно обнаженной, – устроивших пикник на лесной поляне.
Эти картины представлены из собраний Эрмитажа. Два военных караульных пытались осадить разбушевавшуюся публику. В 1868 г. в Лувре она знакомится с Э. Манэ, а в 1874 г. выходит замуж за его брата Эжена. Он закончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850—1856), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего. При жизни Мане так и не дождался признания Олимпии. Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии. Перед безвременной кончиной маэстро создал свое последнее полотно – «Бар в «Фоли-Бержер».
В этот период появились многочисленные натюрморты и акварели. В основе композиции картины положено многократное повторение треугольной формы. Сравним картины. Несколько раз солдатам приходилось обнажать оружие. Мане «оскорбил» не только нравственность, но и эстетическое чувство парижан.
«Тон тела грязный и никакой моделировки», – вторил ему поэт Теофиль Готье. О жизни Сюзанны того периода почти ничего не известно. Сегодняшнему зрителю стройная «стильная» Олимпия (для картины позировала любимая модель Мане Викторина Меран) кажется не менее привлекательной, чем женственная тициановская Венера с ее округлыми формами.
У французского живописца Эдуарда Мане тоже была такая любимая модель. Работая впоследствии над «Олимпией», он с удивительной свободой и смелостью придал новый смысл хорошо знакомой ему композиции. Это «одиночество в толпе» мастеру удалось передать просто гениально. 19 апреля 1883 года ему ампутировали левую ногу, а через 11 дней он умер в страшной агонии. Изрители отправились рассматривать картину. Олимпия— антагонистка главной героини, блестящая, холодная, расчетливая. Однако экспозиция не будет выставкой одной картины. А ведь это было бы интересно – узнать, кем были эти люди, которые вдохновляли мастеров живописи на творчество и сегодня вызывающее вздохи восхищения.
Творческая свобода художника в 1863 году являет миру первый из скандальных его шедевров – «Завтрак на траве» изображающий обнаженную женскую натуру в обществе одетых мужчин. Мане оказался проворнее иранил бывшего друга вгрудь. В ногах у Венеры свернулась белая собачка, символ супружеской верности и семейного уюта, на постели Олимпии мерцает зелеными глазами черная кошка, «пришедшая» в картину из стихотворений Шарля Бодлера, друга Мане.
Для нас «Олимпия» – такая же классика, как полотна старых мастеров, вот таким образом современному любителю искусства непросто понять, почему вокруг этой картины, впервые показанной публике на выставке парижского Салона в 1865 году, разразился невиданный скандал. Впервые она участвовала в выставке-салоне в 1870 году.
Именно он познакомил Сезанна с Мане. Дело было так: Дюранти написал едкую критическую заметку наочередное творение Мане. После учёбы и небольшого плавания, Эдуард поступает в школу Изящных Искусств в Париже, вместе с А. Прустом, который потом написал воспоминания о Мане. Но о связи его с Сюзанной в тот период никто ничего не знал.
У ног обнаженной Олимпии появляется кот с тем же горящим взглядом округленных глаз. Представленная на выставке скульптура – копия из запасников Пушкинского. Ксожалению, «Гербуа» больше несуществует, зато вНациональной галерее искусства Вашингтона хранится рисунок Эдуара Мане «Вкафе «Гербуа». Биограф художника Эдмон Базир писал: Он задумал и выполнил Олимпию в год своей женитьбы (1863), но выставил ее только в 1865 году. Справа, с удивительно японовидной внешностью, – пианистка Фани Кло, участница квартета Сент-Сесиль она часто музицировала в доме Мане вместе с Сюзанной, тоже способной пианисткой.
Возмущенные посетители пытались плюнуть на полотно, ударить его тростью или зонтом. «Олимпия» Эдуарда Мане— едвали несамый знаменитый шедевр одного изоснователей импрессионизма, написанный имв1863году истех пор лишь однажды покидавший стены Музея дОрсэ вПариже, предстает перед нами вокружении трех работ изсобрания ГМИИ: картины «Королева (Жена короля)» Поля Гогена (1895г. ), полотна «Дама затуалетом или Форнарина» Джулио Романо (нач. Все-таки мужчины— очень странные люди. Правильнее было бы сравнить эту упрощенную живопись с японскими ксилографиями, напоминающими ее своим странным изяществом и ярким цветовым полем. Факт четвертый: Эдуард Мане, хоть ибыл прочно женат наголландке Сюзанне Леенхоф, заженщинами «волочился» безо всякого стыда иложной скромности, предпочитая помоложе иснепременно аппетитными формами. Через год он снова энтузиазмом пишет на страницах LArtiste.
Сам же Мане говорил, что существует только одна правда – сразу передать то, что видишь. Обе женщины одинаково опираются на правую руку, у обеих женщин правая рука украшена браслетом, а левая— прикрывает лоно и взгляд обеих красавиц направлен прямо на зрителя. «Олимпия» Мане обнаруживает большое сходство с картиной Тициана, ведь именно с неё Мане написал копию в годы ученичества.
После того, как Эдуард окончил школу художников, он начинает путешествовать с целью изучения полотен мастеров старой школы со всего света. Она умерла во время родов, через пять дней после Мане. «Батиньольская прачка» (мастерская Мане находилась в квартале Батиньоль), «Венера с кошкой», «вывеска для балагана, в котором показывают бородатую женщину», «желтопузая одалиска» Пока одни критики изощрялись в остроумии, другие писали, что «искусство, павшее столь низко, не достойно даже осуждения». 350г. Мане явно скучал в мастерской Кутюра. Название картины усугубляло ее «неприличие». Под впечатлением от общения с ним Б. Моризо примыкает к импрессионистам и на знаменитой выставке 1874 г. показывает 9 своих работ, одной из которых была картина У колыбели (1872, Музей Орсэ, Париж).
Путешествие через Атлантику и пребывание в Рио оставили глубокий след в сознании Мане. 1865 год является годом рождения «Олимпии», вызвавшей еще более нещадную критику и непонимание со стороны поклонников изобразительных искусств. И Венера Урбинская и Олимпия изображены в домашней обстановке как и на картине Тициана задний план «Олимпии» Мане чётко разделён на две части вертикалью в направлении лона лежащей женщины.
В общем, этот вопрос так и остался без ответа. Затем она выставляла свои работы каждый год. Правда, там Леон был представлен всем как младший брат Сюзанны. Особенно потешалась публика над картиной Эдуарда Мане Завтрак на траве, которую Наполеон III счел неприличной. Однажды он попробовал поговорить об этом с отцом Эдуарда. Оно стало экспонатом еще одного Парижского салона (1882-го года).
Зрителю видна и тёмно-красная обивка кровати. Картина Мане (первоначально она называлась «Купание») была выставлена в знаменитом «Салоне отверженных» 1863 года, где демонстрировались работы, забракованные официальным жюри и крайне шокировала публику. Уже через пару лет после скандала с «Олимпией» парижане, познакомившиеся на Всемирной выставке (1867) с искусством Японии, были увлечены и очарованы им, но в 1865-м году многие, в том числе и коллеги художника, не приняли нововведений Мане.
Фрагонара, училась живописи у К. Коро, работая с ним на пленэре. В 1889 г. она вошла в экспозицию «Сто лет французского искусства», устроенную на Всемирной выставке в ознаменование столетия Великой французской революции. А ведь художник написал свою Олимпию очень деликатно, нежно и целомудренно, но взбудораженная критикой толпа подвергла ее циничному и дикому глумлению.
И если внимательно вглядеться в «Королеву», то в ней легко можно узнать «Олимпию» Мане. Сюзаннабыла известна, как замечательная пианистка. Инепросто смотрит, асловно спрашивает: «Вам что-то надо. ». Девушка полностью обнажена, на ней лишь несколько украшений: её убранные назад рыжие волосы украшает крупная розовая орхидея, на шее у нее завязанная бантиком чёрная бархоткас жемчужиной.
.