Первый период кубизма называется сезанновский, так как художники-кубисты продолжили эксперименты Поля Сезанна (1839-1906) с формой, перспективой и поиском новых композиционных решений. В своём развитии кубизм прошел несколько фаз и подразделяется на: сезанновский, аналитический и синтетический. I стадия: сезанновский кубизм (1907 – 1909) – выделение геометрических форм фигур и предметов, отделение формы от пространства/плоскости. Цветовая гамма картин сезанновского кубизма сильно ограничена: художники используют мягкие, приглушенные оттенки коричнево-охрового цвета, черный цвет активно используется для обозначения границ объектов.
Кубизм пережил в своем развитии три периода: сезанновский период (1907-1909 г. г. ), аналитический период (1909-1912 г. г. ) и синтетический (1913-1914 г. г. ) период.
А из него, в свою очередь и произошло такое понятие, как кубистский стиль. В 1908-1909 годах и Брак и Пикассо ищут приемы за пределами кубизма. Художнику отводилась роль создателя нового способа видения мира. Белого можно назвать кубистом в литера-туре. Изображенные на них большие черные птицы на фоне голубого неба стали одним из наиболее часто встречающихся мотивов в поздних работах мастера.
ближе к портрету Рафаэля, чем к кубистическому портрету Пикассо». Кубизм указывает на что-то современное. Художественная практика кубистов состояла в отказе от перспективы, сокращении фигур в ракурсах, показ их одновременно с нескольких сторон, тяготении к обратной перспективе. Пикассо и Брак часто включали в полотна определенные буквы или слова.
Голдинга, «кубизм был если не. В 1952-1953 гг. Считается, что Пикассо, как и Ж. Брак, этот совет воспринял буквально. Пабло Пикассо написал эту картину через два года после своего первого коллажа «Натюрморт с плетеным стулом». В 1904 и 1907 в Париже прошли выставки его работ.
Поль Сезанн, руководствуясь выдвинутой импрессионистами теорией передачи изменчивого изображения посредством света и цвета, он уделял не меньшее внимание самим формам предметов и их весомости. Следующая стадия развития кубизма – аналитическая (1910-1912).
Классическими в этом отношении могут считаться, например, «Танец» Ж. Метценже «Студент с газетой», «Музыкальные инструменты» П. Пикассо «Бутылка, стакан и трубка», «Хвала И. С. Добавьте в коллаж несколько «реальных» предметов, например фрагменты газет с подходящими буквами. В последней, «синтетической» стадии (1912-1914 г. ) побеждает декоративное начало, а картины превращаются в красочные плоскостные панно (П. Официально в русской литературе кубизма не было. Художественное творчество искало новое направление в искусстве.
феноменологическая редукция не может претендовать на адекватный метод познания мира): по формулировке А. Глеза и Ж. Метценже, «глаз умеет заинтересовать и соблазнить разум своими заблуждениями», но в основе этого соблазна – не что иное, как обман зрения, trompe loeil. Например, Н. Бердяев писал о П. Пикассо: «он, как ясновидящий, смотрит через все покровы.
Иными словами, зрелая концеп-туальная программа кубизма оказывается весьма далекой от исходной идеи отказа от объекта: как писал М. Дюшан (во время кубистского периода своего творчества), «я всегда стремлюсь изобретать, вместо того, чтобы выражать себя». «чистой живописи» (peinture pure) доводятся до своего логического завершения все базисные принципы кубизма: принцип анти-психологизма, принцип поисков «элементов мира» как геометрически артикулированных и принцип антивизуализма. Тоже не сразу.
В том же году вышла книга Глеза и Метценже О кубизме, а в 1913 поэт Гийом Аполлинер опубликовал книгу Художники-кубисты. В 1908-1909 годах и Брак и Пикассо ищут приемы за пределами кубизма. После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин «Мастерская» (1949-1956).
Способности и фантазии человека иногда просто поражают. В рамках «абстрактного кубизма» или «пуризма», т. е. По мнению Н. А. Двумя главными представителями кубизмаявляются: Пабло Пикассо иЖоржБрак.
20 февраля 1909 г. в газете «Фигаро» Маринетти опубликовал «Манифест футуризма». Колористическая палитра, оттеняя отдельные стороны объекта, подчеркивала и дробила объем. После знакомства с Сезанном стал писать в геометрическо-аналитической манере. Для «аналитического кубизма» (1910-1912 гг. ) была свойственна некоторая сдержанность и создание определенного, весьма строгого колорита с использованием зеленых и синих тонов.
Лейтмотив для всей Европы- «ДОЛОЙ СТАРОЕ, ДА ЗДРАВСТВУЕТ НОВОЕ» Автор слова и основоположник направления — итальянский поэт Филиппо Маринетти/1876 -1944/ (поэма «Красный сахар»). Общественное признание пришло к нему в 1922 г. после выставки, на которой художник представил серии картин, написан-ных в богатой живописной манере: «Камины», «Столы» и «Канефоры» (девушки, несущие корзины с жертвенной утварью). Когда в Петербурге готовилась к изданию книга В. Матвея «Искусство негров», в Москве была издана брошюра «Кризис искус-ства» Н. А. Линии становятся более ломанными, формы являющегося мира – менее артикулированными. В течение 1907 и в начале 1908 Пикассо продолжал использовать в своих работах формы негритянской скульптуры (позднее это время стали называть «негритянским» периодом в его творчестве). Ваза и стол- в разных ракурсах- сверху и на уровне глаз.
Показ под несколькими углами делает изображение более плоским. Малевича), немецких художников. На год основания компании. Но долги, связанные со смертью матери, вынуждают художника продать фамильное имение. В подобных картинах уже возникают переливистые краски, которые перекрещиваются через полупрозрачные плоскости и их расположение отчётливо не определено.
Художник воплощал свои знания о действительности всеми доступными способами. В 1920-х гг. Вещи в себе вовсе не существуют. Синтетический кубизм стремился обогатить реальность созданием новых эстетических объектов, которые обладают реальностью сами по себе, а не являются лишь изображением видимого мира.
Колористическая палитра, оттеняя отдельные стороны объекта, подчеркивала и дробила объем. Мало кто из его современников обладал такой способностью представлять с помощью изобразительных средств жестокость и глупость в столь обнаженном виде или восторг всепобеждающей любви.
С конца 1907 г. Брак и Пикассо начали работать в кубистическом стиле. Таким образом, кубизм приходит к идее пластического моделирования мира как когнитивного поиска его пластической (структурной) основы, т. е. французский поэт А. Сальмон зафиксировал «начало абсолютно нового искусства» – как применительно к живо-писи, так и применительно к поэзии. А благодаря коллажам картины больше походили на небольшие скульптуры.
Рассматривание объекта под всеми возможными углами. Этот период содержит в своих работах гораздо более геометрических фигур. Они постепенно перешли от пейзажей до натюрмортов. В 1907-1908 гг. Впервые некоторые черты кубизма проявились в начале 20 века в творчестве П. Сезанна, зрелые работы которого характеризовались явным упрощением формы, грани которой намечали абсолютно новую пространственную систему и создавали потрясающий визуальный эффект: изображение будто «выдвигалось» навстречу зрителю.
Портрет Ренуара. Глез), а именно – ее геометрической основе. Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо «Авиньонские девицы» (1907).
Они стремились раздробить объекты реальности на стереометрические примитивы. Бретон полагал «абсолютно недопустимым, чтобы. ОН демонстрирует совокупность ракурсов. Так была изобретена техника коллажа. Под воздействием этого действа и возникли знаменитые на всю планету «Авиньонские девицы» П. Пикассо (1907), это и стало зарождением кубизма.
Миссия художника в этом контексте артикулируется как освобождение себя (а посредством этого – и других) от «банального вида вещей» (А. Колористическая гамма подобных работ приобретала «пластическое и поэтическое значение». Как писал Ж. Брак, «чувства лишают формы, дух формирует. Такое творчество содержало в себе вызов традициям реалистического искусства.
Философов. Пикассо пишет некоторые из своих наиболее известных, классических работ, отчасти навеянных впечатлениями от поездки в Италию. В 1869 году женой Поля становится Мария-Гортензия Фике. Гароди).
В 1902-1904 гг. Розенблюм).
То есть художники работают с мысленно усвоенным материалом, не требующим сверки с действительностью. В это время известное как «голубой период», объектами его творчества были бедняки изгои общества. Более того, по оценке Дж. Но требовательное жюри отвергало все картины художника. В 1904 и 1907 годах в Париже прошли выставки его работ.
Ж. Брак считал, что «чувства деформируют, рассудок – формирует». Термин «кубизм» впервые применил критик Леон Восель в 1908 г., описывая работы Брака, отвергнутые Осенним салоном того года. Кубизм представляет собой сложное художественное явление, объединившее живописцев и скульпторов, музыкантов и поэтов. Переверните эти кусочки, сложите их в композицию и наклейте на бумагу формата А2. он был революцией не менее важной, чем революция раннего Ренессанса» (Дж. В начале XX века в русской периодике наблюдалось предчувствие кризиса в искусстве. «Капот которой украшают как огнедышащие змеи.
Следуя советам Сезанна, а также находясь под впечатлением от искусства изображения африканских масок, в 1907 году Пикассо создает свою первую картину, написанную в стиле кубизма «Авиньонские девицы» (дерзкие, рубленые линии, заостренные углы, практическое отсутствие теней, тон нейтральный, близкий к натуральному). Направление во французском искусстве 1900–1910-х г., начало которому положило совместное творчество Пабло Пикассо и Жоржа Брака в десятилетие, предшествовавшее Первой мировой войне. Это произведение искусства было выдержано в стиле кубизм. В последний, «синтетический» период предпочтение отдается декоративному началу. Сюжеты картин художников-кубистов (пока мы говорим только о творчестве Пикассо и Брака) незамысловаты, особенно это относится к раннему периоду – его называют «сезанновским» кубизмом (1907-1909).
Р. Делоне по этому поводу говорил: «Элементы объемов еще более распадаются, палитра сводится к черному, белому, к их распаду на промежуточные тона и к землистым краскам. Как пишет А. Лот, в практике «кубизм представлений» обычная «перспективная структура низвергнута.
Буквально следующие по важности революционеры от живописи – это кубисты. В эволюции философских оснований кубизма может быть выделено два этапа. И все это соединяется в виде плоскостей, которые с треском сталкиваются на поверхности картины, ложатся рядом друг с другом, перекрывают друг друга и проникают друг в друга».
Превалирующей эмоциональной тональностью кубизма стало острое и остро катастрофичное переживание рубежа XIX–XX вв., связанное с доминированием того, что М. Дюшаном было обозначено как «механические силы цивилизации»: предметный мир открыл миру человека новое свое лицо, поставив под сомнение прежнюю версию человеческого его понимания, разрушив привычные онтологизации традицион-ного знания. В 1906-1907 гг. Картины в стиле кубизм отличались тяготением к аскетичности цвета, к осязаемым, простым формам и элементарным мотивам (например, утварь, дерево или дом). Произведения составлялись из разнородных фрагментов, выполненных разнообразными материалами (куски обоев, обрывки газет и части одежды, наклейки и спичечные коробки, всевозможные фактуры и имитации).
После импрессионистов были и другие революционеры, сильно повлиявшие на развитие живописи. Исходной презумпцией эстетической концепции кубизма является презумпция деструкции объекта как такового: по оценке Р. Делоне (начинавшего свой творческий путь с Кандинским), «до тех пор, пока искусство не освободится от предмета, оно осуждает себя на рабство». Кубизм осуществляет радикальный поворот от критики объекта как такового к критике неадекватного (в частности, субъективного) его понимания. Ежегодно он представлял свои творения в Салоне. «Произведение, которое представляло собой лишь точное зеркало эпохи исчезало во времени так же быстро, как и эта эпоха». Последняя, синтетическая стадия (1912-1914) отличается большей декоративностью, картины становятся красочными плоскостными панно, появляются некоторые фактурные элементы – объемные конструкции, наклейки (коллажи), присыпки. Найдем ли мы новую красоту, создадим ли новую культуру. » – сомневался в своей работе Д. В.
Все виды свободы дозволены художнику, при условии, что он создает лиризм». Построение усложняется и последовательно проводится единый принцип. Брак). Работы Пикассо эмоциональны, многие из них, несмотря на пессимистическую тональность, проникнуты страст-ной верой в жизнь.
И если в рамках «аналитического кубизма» художника меньше всего интересовал феномен движения и проблема его живописной фиксации («картина есть молчаливое и неподвижное откровение» у А. Глеза), то «кубизм представлений», напротив, конституирует программный динамизм (например, «Обнаженная, спускающаяся по лестнице» М. Дюшана во многом близка футурис-тическим находкам в области передачи «динамической» или «энергетической линии» движения). Родился 13 мая 1882 года в Аржантей (департамент Сена и Уаза) в семье художника-декоратора. Наиболее известными и знаковыми работами стали картины «Авиньонские девицы» Пикассо (1907) и «Дома в Эстаке» Брака (1908), в которых в качестве выразительных средств использовались геометрические схемы и кубы. О чем может рассказать кубизм1.
Данный принцип лежит в основе провозглашенной кубизмом программы «борьбы со зрением», т. е. «Все старое мы покинули безвозвратно. В течение 1907 г. и в начале 1908 г. Пикассо продолжал использовать в своих работах формы негритянской скульптуры (позднее это время стали называть «негритянским» периодом в его творчестве). Осенью 1907 г. произошли два важных события: ретроспективная выставка Сезанна и знакомство Брака и Пикассо. Различия между пространством и формой стираются. национальные дворцы служили местом для демонстраций столь антихудожественного и антинационального характера» при этом, однако, был сделан вывод, что «жандармов звать не следует» (формулировка депутата Самбы).
Позже художники стали изображать даже музыкальные инструменты. С конца 1907 г. Брак и Пикассо начали работать в кубистическом стиле. – атрибутами, присущими образу жизни художественной богемы начала века.
Многочисленные посткубические серии Жорж Брак начал создавать в 1915 году. Так в «Натюрморте с соломенным стулом» Пикассо применяет технику коллажа с помощью кусочков ткани, страниц газет, Брак в форме «папье-колле» использует бумагу, наклеенную на холст. Период с 1905 по 1907 гг. Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов». Разрушая внешнюю форму предметов, они обозначали их «скелеты» и использовали одновременно несколько точек зрения. Грис). Лебель).
Архипенко). Однако интенсивнее начал созревать аналитический кубизм тогда, когда зародился творческий союз «Золотое сечение» во главе со знаменитыми мастерами. В это время он продолжает экспериментировать, обнаруживая близость с сюрреализмом. Сложный коллаж. В кубизме художники совсем отошли от реалистичности, натуральности, гармонии света и тени.
На полотне Пабло Пикассо «Портрет Амбруаза Воллара» 1910 г. контрасты цвета и фактурысведены до минимума, чтобы они не мешали выявлению конструкции и картина с ее приглушенной тональностью кажется почти монохромной. отметил радикальное изменение в художественном восприятии движения. Первая групповая экспозиция кубистов состоялась в 1911 в отдельном помещении парижского «Салона независимых» и в ней приняли участие художники Ф. Леже, Р. Делоне, А. Ле Фоконье, Ж. Метценже и А. Глеза. Соответственно этому, «когда кубизм.
Несколько богатых буржуа приобрели несколько его работ. В действительности, была выполнена сложная работа, чтобы эта картина появилась на свет.
Большая композиция «Музыкантша» (1917-1918, Базель, Публичное художественное собра-ние) стала итогом фазы синтетического кубизма в творчестве Брака и обозначила отправную точку в его новых творческих поисках. С 1913 года начинается «синтетическая» стадия, когда появляется большее внимание к цвету, преобладают натюрморты, преимущественно с музыкальными инструментами, трубками и короб-ками из-под табака, нотами, бутылками с вином и т. п. Одним из таких способов был коллаж – монтаж картины из наклеек. Перед нами эпоха аналитического кубизма».
Однако художник создавал потрясающие портреты и натюрморты в стиле кубизм. С. Показывает то, КАК мы видим. Определение поэта перекликалось со словами художника Жоржа Брака: «Не следует имити-ровать то, что собираешься создать». Это не равнодушная зарисовка на военную тему, а страшный пафос черной войны.
Со временем к ним присоединились многие другие молодые поэты и художники с Монмартра. Кубизм – «самая полная и радикальная художественная революция со времен Ренессанса» (Дж. «Музеи – кладбища, . Пабло Пикассо (1881-1973) – французский художник испанец по происхождению.
Глез, Ж. Метценже). Использование геометрических фигур, представляющих все грани объекта, знаменует собой разрыв с перспективой (глубиной). «Абстрактный» («чистый») кубизм фактически положил начало традиции абстракционизма в истории искусства XX в., – именно к его эстетической программе восходят все направления и версии абстракционизма, – по словам Л. Вентури, «сегодня, когда мы говорим об абстрактном искусстве, мы имеем в виду кубизм и его наследников». Маковский и др. В 1908-1914 гг. Кубизм конституируется в качестве неопластицизма, основанного на отрицании традиционной пластики: «кубизм считает картину абсолютно независимой от природы и он пользуется формами и красками не ради их подражательной способности, а ради их пластической ценности» (Озанфан, Жаннере).
Мы как бы отреклись от старой культуры. Еще дальше пойти вглубь и не будет уже никакой материальности – там уже внутренний строй природы иерархия духов», – и тенденция этого движения «ведет к выходу из физической, материальной плоти в иной, высший план». Уроки его столь же полезны для философа, сколь и для художника». С помощью изломов линий и фигур можно продемонстрировать направление движения.
Художник ищет объема. Он был написан для молодых итальянских художников. Как и гносеология Р. Декарта, так и концепция художественного творчества кубизма фундирует отказ от эмпиризма и сенсуализма, приведший в своей далекой перспективе к конституированию в европейской культуре парадигмы «постмодернистской чувствительности». По оценке критиков, кубизм может рассматриваться как одно из наиболее радикальных направлений модернизма, поскольку «отважно порывает с большей частью традиций, действовавших безотказно со времен эпохи Ренессанса» (М. (Именно в силу этого в марксистской художественной критике, центрированной вокруг ценностей материализма, кубизм был оценен однозначно негативно: от безапелляционного вердикта Г. Плеханова «чепуха в кубе. » – до изысканного тезиса М. Лифшица: «формула «весь мир признает» ничего не значит.
Пикассо и его друзья восприняли совет буквально». Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. Голдинг).
известен как «розовый период»: художник отдавал предпочтение розово-золотистому и розово-серому тонам, а персонажами были странствующие комедианты, танцовщики и акробаты картины этого периода проникнуты духом трагического одиночества обездоленных. Один из художников-кубистов, Р. Делоне, в свое время заметил: «Начальная эпоха кубизма, ориентированная еще на Сезанна, состояла в упрощении объемов на основе пейзажей, фигур, натюрмортов, написанных непосредственно с натуры». Вызывающе грубые, с нарочито деформированными фигурами, «Авиньонские девицы» произвели сенсацию, поощрив других художников к более смелым экспериментам.
Жорж Брак (1882-1963) – французский художник, вместе с Пикассо ставший основателем кубизма. Порой предметы, линии, формы, вступающие в игру друг с другом, трудно различимы. Именно эта картина и положила начало кубизму.
В этом контексте кубизм постулирует в качестве своего метода специфическим образом артикулированный «лиризм» или «лиризм наизнанку» (термин Г. Аполлинера), который был понят кубизмом как метод освобожде-ния сознания от рабства предметного мира, достигаемого посредством программного вызывания художником чувства отвращения к предмету его творчества (как писал Ж. Брак, «похоже на то, что пьешь кипящий керосин»). мотор, словно пулемет, – она прекраснее, чем крылатая статуя Ники Самофракийской». Веяние чего-то неординарного и интересного. В картинах «Скрипка и палитра» (1909-1910, музей Гуггенхейма, Нью-Йорк), «Женщина с мандолиной» (1910, Государственная галерея современного искусства, Мюнхен) натуральные формы объектов рассекались на множество мелких граней, образующих динамичную кристалли-ческую структуру. Пикассо и его друзья восприняли совет буквально».
Кубизм активно вовлекает в свое рефлексивное осмысление природы художественного творчества идеи Платона, средневекового реализма, Г. Гегеля, – прежде всего, в аспекте поисков абстрактной сущности (идеального эйдоса) объекта и философского обоснования презумпции вариабельности онтологии, фундирующей идею релятивного моделирования возможных миров (речь идет не столько о концептуально-содержательном овладении академической философской традицией, сколько о подключенности художников к той культурной атмосфере начала XX в., в которой философские идеи оказались своего рода в фокусе моды: например, о Ж. Браке Л. Рейнгардт отмечает, что он, «сын пармского крестьянина. Данное направление стремилось к обогащению мира созданными объектами эстетики. А в конце этого же года они начали близкое сотрудничество в кубистическом стиле. Рейнгардт). Движение кубизма от симультанизма к пуризму рельефно демонстрирует творческая эволюция Р. Делоне: если в его работе «В честь Блерио» концентрические окружности представляют собой продукт анализа («преломления») такого феномена, как перелет Блерио через Ла-Манш и могут быть прочитаны как проекции движения пропеллеров аэроплана, то в «Циркулярных ритмах» те же окружности (при всей внешней схожести) являются фиксацией элементов mouvement – продуктом сущностного анализа того, что знает художник о движении.
Зеркально отражают и дополняют друга. Он зародился в начале ХХ века. Согласно программным заявлениям художников-кубистов, в самой своей основе кубизма есть иной, «новый способ представления вещей» (Х. Натюрморт в таком стиле стал смелым творческим экспериментом.
Серюлаз). Разберём три стиля данного течения.
Те, кто выбирают кубизм, делают более оригинальное заявление. Генетически кубизм восходит к экспрессионизму (по признанию П. Пикассо, «когда мы изобретали кубизм, мы совсем не собирались изобретать его, мы лишь хотели выразить то, что было в нас самих»).
Кубизм был реакцией на художественные произведения XIX-го века и особенно натурализм (литературно-художественное движение, которое заинтересовано в социальных и политических проблем своего времени). Уже в манифесте «О кубизме» (1912) фиксируется, что картина как таковая – есть своего рода картина (концепция) мира (в истории искусства зафиксировано, что критики уже у П. Сезанна усматривали «написанную красками критику теории познания» – Э. Новотны). В формировании пережило три стадии: сезанновскую, аналитическую и синтетическую. Коллаж – композиция исходные материалы которой могут принадлежать к разным художественным сферам (газетный текст, фотографии, наклейки, куски обоев и т. п. ) Таким образом, в одном пространстве соединены предметы различной степени реальности. В этой работе прослеживается проработка художником геометрических форм (кругов, овалов и ромбов), направление линий рисунка к некоторой точке, а также нестандартный угол зрения: зритель смотрит на персонажей как бы немного сверху и слева. В полотнах «Натюрморты на круглом столе», «Камины», «Биллиарды» цветовая гамма составлена из голубых, серых, оливковых и бледно-желтых оттенков.
Баху» Ж. Брака «Портрет Чесс Прейерс» М. Дюшана и т. п. В качестве своего фундаментального credo кубизм принимает формулу «Довольно декоратив-ной живописи и живописной декорации. » (А. Если возникает вопрос «подоконник вровень или выпирает», то кубизм поможет на него ответить. 3. Давайте, поджигайте библиотечные полки.
То есть на аналитической стадии предмет полностью дробился на составляющие его части, расслаивался на мелкие грани, отделенные друг от друга. Наиболее ярко эта черта проявляется в раннем его творчестве в сезанновский период (1907-1909). Лето 1907 г. Брак провел в Эстаке, где увлекся живописью Сезанна. художник выполнил росписи плафонов в Лувре. Формы, которые передаются в стиле кубизма, осязаемы, незамысловаты и просты. Не случайно Н. Бердяев усматривал в кубистских работах своего рода портреты неподлинного бытия («это демонические гримасы скованных духов природы»), что с необходи-мостью предполагает постановку вопросов о подлинном лице мира, о возможности этой подлинности и о возможности ее изображения.
В 1904 и 1907 годах в Париже были выставки его трудов. Английский искусствовед Эрнст Гомбрих выводит истоки кубизма из творчества французского художника Поля Сезанна, приводя как пример его работы «Гора Сент-Виктуар со стороны Бельвю» и «Горы в Провансе», а также его ответ на письмо молодого Пабло Пикассо: «В одном из писем Сезанн рекомендует молодому художнику рассматривать натуру как совокупность простых форм – сфер, конусов, цилиндров. В 1912-1914 г. г. Если в аналитическом и герметическом кубизме все художественные средства должны были служить созданию изображения формы, то в синтетическом кубизме цвет, фактура поверхности, узор и линия используются для конструирования (синтезирования) нового объекта.
Несмотря на то, что новое направление в искусстве пришлось по нраву художникам, «русский» период в истории кубизма был скорее переходным или, как его еще называли, «школой авангарда». подлинного его лица, не скрытого за феноменологическим рядом. Истоками стали картины Поля Сезанна и африканские скульптуры. мире чистых геометрических форм: как писал Мондриан, «идеи Платона плоские» (небезынтересно, что в теоретических дискуссиях кубистов принимал непосредственное участие математик Прэнсе). После 1912 года начинается период так называемого «синтетического» кубизма именуемого также «кубизмом представления».
Cпособности и фантазия человека порой поражают. Отдельные черты нового направления проникли и в музыкальное искусство. Примером подобного синтеза искусств служит произведение Жана Кокто «Парад» в исполнении дягилевской балетной труппы, музыку к которому написал Эрик Сати, а декорации создал П. Пикассо. В композициях появляется «кубистическая тайнопись»: зашифрованные номера телефонов, домов, обрывки имен возлюбленных, названий улиц, кабачков.
Его фигуры похожи на скульптуры. В 1904 и 1907 годах в Париже прошли выставки его работ. учился в Технической школе в Париже.
Исчезают образы предметов. Примером данного направления кубизма служит картина его основателя У. Льюиса «Артиллерийская батарея», являющаяся основным произведением творчества данного художника. Именно после выставки Пикассо в галерее Канвейлер, Воксель Луи (1870–1945), художественный критик, описывая одну из картин художника использовал слово «куб» в статье в 14 ноября 1908 года.
Цвета использовались в основном приглушенные и эта стадия известная как «аналитический кубизм», продолжалась с 1909 по 1912 гг. Они стали использовать в некоторых картинах лаковые краски маляров вместо масляной краски, наклеивали на холст куски клеенки, наносили рисунки на наклеенные куски обоев, выходя за их пределы. Пикассо «Гитара и скрипка», 1913 г. Ж. Брак «Женщина с гитарой», 1913 г. ) появляется интерес ко всякого рода фактурным эффектам – наклейкам (коллажам), присыпкам, объемным конструкциям на холсте, т. е. Основной упор делался на структуре и упорядоченности композиции. Существовали правила, в рамках которых все творили.
Пикассо написал портрет известного арт-дилера Амбруаза Воллара. В 1907 г. П. Пикассо создал картину «Авиньонские девицы», она произвела сильное впечатление на Ж. Брака.
Таким образом, peinture pure – это, по определе-нию А. Глеза, «род живописи новых ансамблей посредством элементов, заимствованных не из видимой реальности, но целиком созданных художником и наделенных им могущественной реальностью». Таковы, например, картины «Круглый стол» и «Буфет», которые впоследствии были приобретены Метрополитен-музеем и базельской галереей Бейелера. Пикассо впервые посетил Париж в 1900 г. В 1900-1904 гг. Пабло Пикассо (1881–1973) изображает обнаженных женщин весьма необычным способом. Холст, масло.
усвоил философию в застольных разговорах начала века»). Они существуют лишь через (в) нас» (Ж. он живет попере-менно в Париже и Барселоне. В «синтетический» период появляется стремление к более гармоничным цветам и уравновешен-ным композициям.
В 1907 г. Пикассо создает композицию «Авиньонские девицы» – большое панно изобража-ющее сцену в борделе: розовые фигуры персонажей геометризированы, лица написаны в штрихо-вой манере имитирующей приемы африканских скульпторов. Глез, Ж. Метценже). Яркие цвета используются как можно меньше. После 1912 г. художники-кубисты в своих работах начинают использовать фрагменты «реального» мира, к примеру, клочки обоев, буквы, вырезанные из газет и небольшие кусочки тонкой фанеры, которые приклеивались на поверхность холста — так появились их первые коллажные картины.
Это были реалистические произведения, написанные в неподражаемой индивидуальной манере. Если компания хочет сделать акцент на что-то новое, отличное от других, то этот стиль ей подойдет. 4. Форма у кубистов предстает в виде плоского отпечатка, одновре-менно с разных сторон. По оценке Ж. Маритена, «в дни Ренессанса искусство открыло глаза на самого себя. Аполлинер).
Упорно постигая эти законы, Сезанн подолгу разрабатывал один и тот же мотив в поисках структурной конструктивности природных форм (многочисленные изображения горы Сент-Виктуар, Оперируя преимущественно градациями трех основных цветов (зеленого, голубого и желтого), то тонкими и прозрачными, то резко контрастными, нанесенными плотными корпусными мазками, он обозначал с их помощью пространственные планы и степень освещенности. духовным сходством». Творческой целью Пикассо и Брака было конструирование объёмной формы на плоскости, расчленение её на геометрические элементы. Кроме живописи, кубисты увлекались и другими видами искусства.
В Портрете Гертруды Стайн, который сотворил Пикассо, уже отмечается увлечённость искусством Сезанна. Татлин, частично творчество К. С. В данном контексте А. Глез усматривает сущностные аналогии между конституированной в живописи Ренессанса парадигмой перспективы (того, что А. Глез называет «пространством-формой») и ломающем саму идею перспективы кубизме (тем, что у А. Глеза получает название «время-формы»), с одной стороны и естественнонаучным и мистичес-ким (картина как «молчаливое откровение») подходами к действительности – с другой.
Использование печатных знаков непосредственно в картинах является большим нововведением. Берджер). Это в первую очередь абстракция, примитивизм и авангардизм.
Всегда нужно с чего-то начинать. Предметы очерчены плавными линиями и располо-жены параллельно, близко друг от друга. Так или иначе, установка на рефлексивный анализ творчества как такового является одной из отличительных (и одной из самых сильных) сторон кубизма.
По оценке Озанфана и Жаннере, «лиризм» может рассматриваться как базисная парадигма для раннего кубизма: «его теоретический вклад можно резюмировать следующим образом: кубизм рассматривает картину как объект, создающий лиризм, – лиризм как единственную цель этого объекта. Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. В целом, роль кубизма в эволюции художественного модернизма «почти невозможно переоценить» ибо «в истории искусства. Работа«Авиньонские девицы»является отправной точкой кубизма.
П. Пикассо «Авиньонские девицы» (1907). Благодаря этому, данные произведения наиболее ярко раскрывали понятие «кубизм». Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном. К какому направлению причисляют кубизм в живописи.
Человеческие тела массивные и угловатые. В течение 1907 г. и в начале 1908 г. Пикассо продолжал использовать в своих работах формы негритянской скульптуры (позднее это время стали называть «негритянским» периодом в его творчестве). Лето 1907 г. Брак провел в Эстаке, где увлекся живописью Сезанна. Картина превращается в красочное плоскостное начало (Пикассо «Гитара и скрипки», 1918 Брак «Женщина с гитарой», 1913). В то же время зарождается и кубистическая скульптура.
Показательно, что Р. Лебель называет свою монографию, посвященную кубизму, «Изнанка живописи», подчеркивая тем самым интенцию кубистов на проникновение за (сквозь) феномено-логический ряд. Объект можно рассматривать с нескольких точек зрения. Пример аналитического кубизма – портрет Амбруаза Воллара (1910), лицо которого разделено на грани, цвет почти отсутствует. Простую формулировку основных целей и принципов кубизма дать довольно трудно в живописи можно выделить три фазы этого направления, отражающие разные эстетические концепции и рассмотреть каждую в отдельности: сезанновский (1907–1909 г. ), аналитический (1909–1912 г. ) и синтетический (1913–1914 г. ) кубизм. Сезанновский кубизм – так обычно называется первая фаза кубизма, для которой характерна склонность к абстракции и упрощению форм предметов. Достоверно лишь то, что произведено духом».
Так, Соня Делоне рисовала орнамент для тканей, моделировала одежду. Кубизм придает объем фигурам. Художник работал большими циклами изображая один и тот же мотив в разных вариантах. Это первая ступень кубизма, характеризуется абстрактными и упрощёнными формами объектов. Таким образом, у вас получится коллаж в стиле «синтетического кубизма». Соответственно этому, эстетика кубизма строится на идее деформации традиционной (визуально наблюдаемой) формы объекта, – деформации, которая призвана обнажить подлинную сущность объекта.
Эта стадия направления получила название «синтетический кубизм». Практически это означает выход кубизма за пределы изобразительного искусства – к искусству абстрактному: если визуально наблюдаемый мир может быть (есть) иллюзорен, то интерес художника должен быть сосредоточен на подлинном (сущностном) мире, т. е. Бердяева, примером кубизма в русской литературе являлся роман А. Белого «Петербург»: «А. Элементы аналитического кубизма появились в работах Брака уже в 1909, а в произведениях Пикассо – в 1910 однако более сильный импульс развитию этой фазы стиля дало художественное объединение «Золотое сечение», которое основали в 1912 Альбер Глез, Жан Метценже и братья Марсель Дюшан, Раймон Дюшан-Вийон и Жак Вийон.
Примерно в тот период, присоединившаяся к Пикассо и Браку группа, которая известна как «Бато-Лавуар», провозгласила про рождение нового направления в искусстве, вскоре получившее свое название.
Впервые элементы синтетического кубизма появились в работах Хуана Гриса с 1911 года. А истоки его – в односторонней интерпретацией системы Сезанна, который рекомендовал молодому художнику Пикассо «рассматривать натуру как совокупность простых форм – сфер, конусов, цилиндров». Формально его можно сопоставить с Пикассо в живописи».
Таким образом, «вместо разброда чувственных переживаний Моне и Ренуара кубисты обещают миру нечто более прочное, не иллюзорное – знание» (Л. Музей современного искусства, Нью-ЙоркВ 1907 г. им были написаны «Авиньонские девицы». Геометризация форм подчеркивала устойчивость и предметность окружающего мира. Английский искусствовед Эрнст Гомбрих выводит истоки кубизма из творчества французского художника Поля Сезанна, приводя как пример его работы «Гора Сент-Виктуар со стороны Бельвю» и «Горы в Провансе», а также его ответ на письмо молодого Пабло Пикассо: «В одном из писем Сезанн рекомендует молодому художнику рассматривать натуру как совокупность простых форм— сфер, конусов, цилиндров. Еще Гегелем (1770-1831) было замечено, что искусство нового времени все более проникается рефлексией, образное мышление вытесняется абстрактным, так что грань между искусствоведением и практическим творчеством становится слишком тонкой.
В этом отношении кубизм полагает, что тайна творчества аналогична и близка таинству Творения: «художник поет, как птица и это пение нельзя объяснить» (Пикассо). Синтетический периодосновным своим приемом сделал коллаж. Отсюда и появился авангардизм – результат развития множества творческих идей и планов. Кубизм создает принципиально новый язык искусства и в этой сфере «открытия, сделанные кубизмом, столь же революционны, как открытия Эйнштейна и Фрейда» (Р. Естественное влияние на развитие кубизма оказали опыты с конфигурацией в творениях Поля Сезанна. кубизм оформился как направление в живописи (визитной карточкой кубизма традиционно считается картина П. Пикассо «Авиньонские девицы», 1907) в конце 1910-х гг.
Эстетика кубизма практически представляет собой специфическое моделирование когнитивного процесса, основанное на базисном для кубизма принципе «отрицания наивного реализма», предполагающего отказ художника от опоры на визуальное восприятие предметного мира. Формы постоянно располагаются в пространстве по-разному. Все изображаемые объекты, будь то человек или предмет неживой природы, приобретали черты геометрических фигур их объем и массивность существенно увеличивались, а также появлялся эффект «выпирания» или «выдвижения» вперед в сторону зрителя.
Они прожили вместе сорок лет. В этом контексте, естественно, оценивая кубизм, можно сказать, что, «желая достичь пропорции идеала, художники, не будучи более ограниченными чем-то человеческим, представ-ляют нам произведения более умозрительные, нежели чувственные» (Г. Баха, 1912 г. ). Скульптурные произведения Пикассо также свидетельствуют о мощи его незаурядной фанта-зии, а как график (рисовальщик, офортист, литограф, линогравюр и дизайнер в дягилевских «Русских сезонах»), Пикассо считается одним из великих художников XX века.
В манифесте Маринетти провозглашается «телеграфный стиль». Г. Аполлинер обозначает эту способность субъекта творчества как «орфизм» (но аналогии с животворным импульсом песен Орфея, могущих двигать камни) и понимает в этом контексте художника как субъекта, вносящего в чувственный хаос интегральную структуру, непосредственно усмотренную в сфере абстракции. Материальная весомость красочной фактуры гармонично сочетается в произведениях Сезанна со смелым лаконичным рисунком, конструктивно четкой, пластически обобщенной лепкой формы и ясной уравновешенностью композиции (Сезанн стал в итоге родоначальником живописи форм в европейском искусстве, одним из направлений которой вскоре после Сезанна был кубизм. Кубизм 20 века коснулся и России, когда предприниматель и коллекционер С. И. Щукин привез в Москву ранние работы Пикассо.
На холсте изображены мощные объёмы, а цвет этот объём усиливает ещё больше. Представители: Жорж Брак, Хуан Грис, Джино Северини, Пабло Пикассо, Юрий Анненков. Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово «кубизм». В данном контексте кубизм актуализирует семантические фигуры «эйдосов» у Платона и «универсалий» в схоластическом реализме: по оценке Г. Аполлинера, картина предстает в этом контексте как выражение «метафизических форм». На следующей стадии, названной «аналитической» (1909-1912), форма, предметы распадаются на множество граней и сходятся под углами плоскости используется ограниченный набор красок. Для конструирования объекта используются фактура поверхности, линии и узоры.
Период «синтетического кубизма» наступает несколько позже – в 1912-1914 гг. и этот временной отрезок является наиболее ярким в истории кубизма, потому как именно в период «синтетического кубизма» на первый план выдвинулись П. Пикассо и Ж. Брак. Большинство художников, заинтересовавшихся кубизмом, не пошли дальше «сезаннистского» этапа, а поспешили перейти к кубофутуризму, ставя его в противовес несколько устаревшему и на тот момент уже не актуальному кубизму.
Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, как бы «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. Коллаж позволял строить композицию абсолютно произвольно. Картина демонстрирует радикальный разрыв с традиционной точкой зрения в живописи.
Но не все было гладко. В 1900-1901 гг. В 1904 г. Пикассо обосновывается в Париже. Позднее можно удалить все следы реальности.
Он сложился под влиянием африканской скульптуры и работ Сезанна. (По критерию радикализма А. Сальмон сравнивал peinture pure с религией гугенотов). Французский критик Л. Восель впервые употребил термин кубист в 1908 году как насмешливое название художников изображающих действительность при помощи правильных геометрических объемных фигур (цилиндра, конуса, куба, шара). Английский искусствовед Эрнст Гомбрих выводит истоки кубизма из творчества французского художника Поля Сезанна, приводя как пример его работы «Гора Сент-Виктуар со стороны Бельвю» и «Горы в Провансе», а также его ответ на письмо молодого Пабло Пикассо: «В одном из писем Сезанн рекомендует молодому художнику рассматривать натуру как совокупность простых форм— сфер, конусов, цилиндров.
Раскрывая сущность «абстрактного кубизма» в одном из интервью, П. Пикассо практически говорит о его изобразительной технике как о реализации метода «идеального типа», как его понимал М. Вебер: «абстрактное искусство – это не что иное, как сочетание цветовых пятен. Однако Пикассо и его друзья восприняли совет буквально». К кубистам позднего периода примыкал некоторое время и скульптор А. Архипенко. 243, 9 х 233, 7 см.