Их лица не выписаны, а намечены лишь эскизно. Творчество залечивало его душевные противоречия и трагедии. Свобода и лиричность позволяет сюжета передается через жесты и позы купальщиц. Этим знойным летом в Эксе Сезанн писал пейзажи. Что позволяет себе Поль.
Невозможно одновременно утверждать и свободу и каноны. Поль никак не мог сладить со своим страхом перед отцом — страх был сильнее его. Это можно назвать даже его мастерской традицией в истории искусства. Отнесенное к разряду исторических памятников поместье в Жа де Буффан (Обитель ветров) и его парк открыты для экскурсий в сопровождении экскурсовода, дающих представление, чем было это семейное поместье для художника: местом жизни, пристанищем, живым пейзажем его первых произведений и творческой мастерской. С этим он и пришёл ко мне.
Хотя художественные таланты Сезанна всегда подвергались нападкам критиков, один из них заметил, что «в своих неуклюжих купальщицах Сезанн воплотил верх беззаботного летнего блаженства»10. Один из крупнейших исследователей творчества Сезанна Т. Рефф резюмирует значение упомянутых полотен: «В гораздо большей степени, чем его последователи, Сезанн со своими поздними Купальщицами стоит на переломе европейского искусства, ностальгически оглядываясь на старую традицию и предсказывая новую». Это какие-то ненастоящие женщины, они лишь в чём-то схожи с ними. Воздействие искусства Сезанна сказалось на творчестве Гогена, фовистов и кубистов.
Над ним же все смеются. Достичь желаемого мешала ему увеличивавшаяся слабость, а также убеждение в том, что его система требовала для каждого вершка цветовых оттенков соотнесения со всей поверхностью полотна. Это вам не «красотки».
Хотя художественные таланты Сезанна всегда подвергались нападкам критиков, один из них заметил, что «в своих неуклюжих купальщицах Сезанн воплотил верх беззаботного летнего блаженства». Однако композиции поздних версий несколько схематичны и жестковаты по сравнению с живыми ритмами более ранних небольших вариантов этой темы. Он — свободный и мудрый творец. В любом случае все его купальщицы, включая последних, с полотен гигантского размера, вызывают смущение. Он подозревал, что с годами Луи Огюст стал ещё более скупым. У них нет ни роскошных тел купальщиц Ренуара, ни изящества танцовщиц Дега.
Он – свободный и мудрый творец. Как и Мане, вариации на темы картин которого он создавал, Сезанн хотел следовать традициям старых мастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра он даже подписал два декоративных панно «Весна» и «Осень». С каждой новой версией «Купальщиц» Сезанн всё больше отодвигался от традиционной живописи, намеренно усложняя картины для восприятия, дабы избежать мимолётных тенденций в изобразительном искусстве и подготовить почву будущим поколениям художников для создания картин вневременной ценности. В 1906 году Сезанн писал известному живописцу Эмилю Бернару: «Я стар, болен и я поклялся умереть за работой».
Сезанн утверждает могущество живописи как области духовного созидания. Картину также часто сравнивают с другой известной работой того времени— «Авиньонскими девицами» Пикассо67. С каждой новой версией «Купальщиц» Сезанн всё больше отодвигался от традиционной живописи, намеренно усложняя картины для восприятия3, дабы избежать мимолётных тенденций в изобразительном искусстве и подготовить почву будущим поколениям художников для создания картин вневременной ценности3. Его провансальские пейзажи стали странным образом походить на пейзажи Иль-де-Франса с тамошним пасмурным небом и вымоченным дождём солнцем И вдруг на фоне этих неброских видов начали появляться силуэты обнажённых женщин, этакие невинные купальщицы с массивными формами, с крепкими ягодицами Они теперь надолго станут его спутницами: появившись в его творчестве в короткий «импрессионистический» период, они и потом не оставят художника.
Сейчас картина хранится в Музее искусств Филадельфии. И не только более скупым, но и более нетерпимым, более злым. Не являются исключением и «Купальщицы».
По сюжетам их можно отнести к романтизму, но сам выбор сюжетов определённо связан с серьёзными психическими проблемами автора. Приобретение картины, в целом одобренное общественностью, тем не менее было подвергнуто критике в газете «The Philadelphia Record», обратившей внимание, что 10 жителей Филадельфии не имеют даже ванн и что средства можно было потратить более разумным образом. Зайдя в воду, каждый человек будто погружается в лоно природы, желая остаться подольше. Его картины начинают быть плавными и нежными, но цветовая гамма не изменяется. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. Что до отцовского согласия на очередной отъезд Поля из Экса (Сезанну 35 лет. ), то к этому вопросу, сказал Луи Огюст, они ещё вернутся. Он стал позором семьи.
Художник — не раб натуры, не пленник своих чувств и настроений. Но Сезанн был не в силах решиться на этот шаг. Он мечтал создать такую композицию, чтобы достичь в ней той степени «реализации», которая была в лучших полотнах Рубенса. Итак, решено: вначале он поедет домой один, а там уж будет видно. Он уезжал, терзаемый угрызениями совести, недовольный собой. И через некоторое время работа приобретает вполне законченные формы.
А это отнюдь не одно и то же. В конце века он отдалился от своей жены Ортанс, которая воспитывала их сына Поля. Картину также часто сравнивают с другой известной работой того времени— «Авиньонскими девицами» Пикассо. Он использовал эту скульптуру в нескольких своих натюрмортах, а на этой картине Сезанн передал положение ног и наклонённую назад позу Купидона в фигуре женщины, стоящей спиной к зрителю. Один из крупнейших современных исследователей творчества Сезанна, американец Т. Рефф, писал: «В поздних «Купальщиках» застылые, часто не имеющие лиц фигуры выглядят менее выразительными, чем окружающий их пейзаж Однако более важно то ощущение, которое создает сама живописная поверхность, — живые мерцающие мазки, тонкий, острый рисунок и прежде всего бесконечно разнообразный цвет, вибрирующий и мужественный в мужских фигурах, нежный и воздушный в последних «Больших купальщицах».
У Сезанна эту фигуру заимствовал Пикассо использовав её в «Авиньонские девицы» (1907, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года. Нет, он не мог в этом признаться. Обнаженные в картинах Сезанна обретают вид неких народившихся в стихии живописного творчества человеческих существ. Так у него самого-то есть профессия, он хороший врач». Что касательно размеров и принципа написания, то «Большие купальщицы», написанные в 1906 исполнены маслом, а размер около 82 7/8 х 98 frac34.
Если смотреть на «Больших купальщиц» в Лондонской Национальной галерее достаточно долго и достаточно тщательно, можно достичь такой же погруженности, как у Сезанна и внезапно ощутить то самое единство глубины и плоскостности, о котором он мечтал. Некоторые исследователи связывают мотив «Купальщиц» с романом Флобера «Мучения святого Антония». У Сезанна эту фигуру заимствовал Пикассо использовав её в «Авиньонские девицы» (1907, Музей современного искусства, Нью-Йорк). «Анри Матисс, посылая в дар парижскому музею Пти-пале маленький этюд «Купальщиков» Сезанна, написал: «Этот холст был моей собственностью на протяжении тридцати семи лет он поддерживал меня в критические моменты моего творческого пути, я черпал в нем мою веру и стойкость». Художник также владел гипсовой скульптурой Купидона работы Пюже (Puget) или Дюкенуа (Duquesnoy), хранящейся сейчас в Лувре.
Линии женских тел плавные и пышные. Сезанн не стал задерживаться в Париже. Эти фигуры, напоминающие пирамидальные конструкции, будто сливающиеся с природой, часто показанные со спины и практически лишённые половых признаков, так что не всегда можно понять, кто это — мужчины или женщины, кое-кого заставляли заподозрить у Сезанна «латентную гомосексуальность». Некоторые исследователи связывают мотив «Купальщиц» с романом Флобера «Мучения святого Антония». Сезанн выработал свою систему единообразных прямоугольных мазков, спускающихся по диагонали полотна (обычно от верхнего правого угла к нижнему левому) и покрывающих весь холст.
Такая техника придает его живописи сходство с тканой или даже ковровой поверхностью и ощущение ритмического движения. Причём внебрачные. Мнительный и нелюдимый, Сезанн становился цельным и сильным человеком при написании своих полотен.
Занимавшая его многие годы тема «Купальщиков» и «Купальщиц» была попыткой решить эту задачу. Вода олицетворяет спокойствие, гармонию, душевное ощущение. Картина была представлена в телевизионном сериале BBC Two «100 великих картин». В позе женщины, стоящей лицом к зрителю, можно увидеть аллюзию на «Апофеоз Генриха IV» Рубенса (1622—25, Лувр), фигуру Победы из которой Сезанн не раз копировал.
Картина была представлена в телевизионном сериале BBC Two «100 великих картин».
Такая тематика выбрана не случайно. Это данная картина, а также «Большие купальщицы» из Художественного музея в Филадельфии и произведение под таким же названием, принадлежащее фонду Барнса в Марионе в США. Луи Огюст лишь пожал плечами: «Гаше.
Он менял направление мазка не только в разных работах, но и на разных участках одной картины, при этом всегда строго следил за тем, чтобы внутри каждого участка мазки сохраняли одинаковую форму и ложились строго параллельно. 20 лет борьбы с традициями, с влиянием Пуссена и Эль Греко, 20 лет поисков того единственного пути к строго выверенной архитектуре живописного полотна, величественной, почти абстрактной, о которой явно помнил Пикассо, работая над своими «Авиньонскими девушками». В гораздо большей степени, чем его последователи, Сезанн со своими поздними «Купальщицами» стоит на переломе европейского искусства, ностальгически оглядываясь на старую традицию и предсказывая новую». Казалось, семейные дрязги мало трогают его.
Мог ли он поступить иначе. Там он познакомился со своей будущей женой, Гортензией Ортанс, юной натурщицей. Но он хотел другого «осуществления» — в рамках его новой системы видения цвета с новой трактовкой объема и формы, плоскостности и глубины. Слухи о проделках его сына на поприще живописи дошли и до Экса. Среди источников, питавших тему «Купальщиков» и «Купальщиц» исследователи называют одну из любимых картин Сезанна в Лувре — «Ужин в Эммаусе» Веронезе, прототипами для отдельных фигур служили скульптуры из Лувра. На первом этаже молодой Сезанн написал десяток настенных композиций.
На пике своей карьеры Сезанн начинает понимать прелесть естественности и спокойствия. Абсолютно прямые линии редки в его картинах: они то изгибаются, то наклонны. Сезанн стремится сделать итогом своего творчества большую картину, олицетворяющую единство людей и природы. Приобретение картины, в целом одобренное общественностью, тем не менее было подвергнуто критике в газете «The Philadelphia Record», обратившей внимание, что 10 жителей Филадельфии не имеют даже ванн и что средства можно было потратить более разумным образом9. По приезде он понял, что не ошибся: Луи Огюст стал даже хуже, чем он себе представлял.
Как большие композиции с фигурами, созданные Матиссом и Пикассо в 1907-1909 годах, которые отчасти были вдохновлены ими, они выразительны, но пересказать их нельзя. Они обнажённые, но не раздетые ибо не знают ещё одежды. Они существуют вне времени, представляя собой некую форму. Того и гляди пустят по ветру семейное состояние.