Мотив купальщиц был неотъемлемой частью творчества Сезанна на протяжении более сорока лет.
Как и Мане, вариации на темы картин которого он создавал, Сезанн хотел следовать традициям старых мастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра он даже подписал два декоративных панно «Весна» и «Осень». Творчество залечивало его душевные противоречия и трагедии. Достичь желаемого мешала ему увеличивавшаяся слабость, а также убеждение в том, что его система требовала для каждого вершка цветовых оттенков соотнесения со всей поверхностью полотна. Одна из первых картин с названием «Купальщицы» датирована 1775 годом и создана французским художником эпохи рококо Жану Оноре Фрагонару. Учился в экском колледже Бурбон, где подружился с Эмилем Золя (дружба была прервана публикацией в 1886 году романа Золя «Творчество», где в образе Клода Лантье отразились черты личности Сезанна). Совместная работа с Писсарро в Понтуазе и Овере (1872 – 1873) открыла импрессионистический период творчества Сезанна.
Слухи о проделках его сына на поприще живописи дошли и до Экса. Над ним же все смеются. И не только более скупым, но и более нетерпимым, более злым. Спустя практически два века (1853) работу с аналогичным названием закончил Густав Курбе и выставил ее на Осеннем Салоне в Париже.
Один из крупнейших современных исследователей творчества Сезанна, американец Т. Рефф, писал: «В поздних «Купальщиках» застылые, часто не имеющие лиц фигуры выглядят менее выразительными, чем окружающий их пейзаж Однако более важно то ощущение, которое создает сама живописная поверхность, — живые мерцающие мазки, тонкий, острый рисунок и прежде всего бесконечно разнообразный цвет, вибрирующий и мужественный в мужских фигурах, нежный и воздушный в последних «Больших купальщицах». Этим знойным летом в Эксе Сезанн писал пейзажи. И через некоторое время работа приобретает вполне законченные формы. Полотно ничем не выделяется среди других работ этого периода: пастельные тона, беззаботность и «рюшечность». Особого упоминания заслуживает картина «Купальщицы» 1900 года, хотя бы так как они вдохновили Пабло Пикассо на создание полотна «Авиньонские девицы» – картины, которая ознаменовала возникновение кубизма.
На пике своей карьеры Сезанн начинает понимать прелесть естественности и спокойствия. «Анри Матисс, посылая в дар парижскому музею Пти-пале маленький этюд «Купальщиков» Сезанна, написал: «Этот холст был моей собственностью на протяжении тридцати семи лет он поддерживал меня в критические моменты моего творческого пути, я черпал в нем мою веру и стойкость». Он мечтал создать такую композицию, чтобы достичь в ней той степени «реализации», которая была в лучших полотнах Рубенса.
У Сезанна эту фигуру заимствовал Пикассо использовав её в «Авиньонские девицы» (1907, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Их лица не выписаны, а намечены лишь эскизно. Правда долгое время, примерно до начала 20 века, публика крайне негативно относилась к «обнажёнке». Он стал позором семьи.
В дальнейшем один из крупнейших исследователей творчества художника Теодор Рефф отметит, что пейзаж на картине выглядит более выразительно, нежели изображения людей. В 1863 году Жан Энгре закончил свою главную работу – «Турецкая баня». С каждой новой версией «Купальщиц» Сезанн всё больше отодвигался от традиционной живописи, намеренно усложняя картины для восприятия3, дабы избежать мимолётных тенденций в изобразительном искусстве и подготовить почву будущим поколениям художников для создания картин вневременной ценности3.
Свобода и лиричность позволяет сюжета передается через жесты и позы купальщиц. В конце века он отдалился от своей жены Ортанс, которая воспитывала их сына Поля. Если смотреть на «Больших купальщиц» в Лондонской Национальной галерее достаточно долго и достаточно тщательно, можно достичь такой же погруженности, как у Сезанна и внезапно ощутить то самое единство глубины и плоскостности, о котором он мечтал. Но он хотел другого «осуществления» — в рамках его новой системы видения цвета с новой трактовкой объема и формы, плоскостности и глубины. Что касательно размеров и принципа написания, то «Большие купальщицы», написанные в 1906 исполнены маслом, а размер около 82 7/8 х 98 frac34.
У Сезанна эту фигуру заимствовал Пикассо использовав её в «Авиньонскиедевицы» (1907, Музейсовременногоискусства, Нью-Йорк). Сезанн утверждает могущество живописи как области духовного созидания. По приезде он понял, что не ошибся: Луи Огюст стал даже хуже, чем он себе представлял. В 1888 – 1900 работал попеременно в Эксе и в Париже, в последние годы – в Эксе. И это только самые известные работы мастера. Не являются исключением и «Купальщицы».
Его страсть к правдивости, стремление показать мир таковым, каков он есть, достигла кульминации при решении задачи, которую он поставил перед собой в «Купальщицах»: выразить идею вечного блаженства, твердо пони- мая при этом, что в мире нет ничего постоянного, что изменчивость заложена в генетическом коде любого существа, живущего в плену времени. У Сезанна эту фигуру заимствовал Пикассо использовав её в «Авиньонские девицы» (1907, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Поль никак не мог сладить со своим страхом перед отцом — страх был сильнее его. Они обнажённые, но не раздетые ибо не знают ещё одежды. Его картины начинают быть плавными и нежными, но цветовая гамма не изменяется.
Другой художник-импрессионист – Эдгар Дега – тоже не ограничивался изображением танцовщиц. Здесь он действовал как хороший строитель, прежде всего заботившийся о прочности постройки. Того и гляди пустят по ветру семейное состояние. Линии женских тел плавные и пышные.
Абсолютно прямые линии редки в его картинах: они то изгибаются, то наклонны. Обнаженное женское тело всегда привлекало художников. Не являются исключением и «Купальщицы».
Ему принадлежат картины «Сидящая купальщица» (1884), «Купальщицы» (1887), «После купания» (1888), «Купальщица, расчесывающая волосы» (1893), «Купальщица, вытирающая ногу» (1910), «Купальщицы» (1918) и «Купальщицы» (1919). Казалось, семейные дрязги мало трогают его. Но Сезанн был не в силах решиться на этот шаг. Причём внебрачные.
Участвовал в первой и третьей выставках импрессионистов (1874, 1877). Мог ли он поступить иначе.
Картина «Купальщица» или «Купальщицы» есть в послужном списке многих художников, но больше всего этот сюжет был популярен среди французских мастеров. Сезанн выработал свою систему единообразных прямоугольных мазков, спускающихся по диагонали полотна (обычно от верхнего правого угла к нижнему левому) и покрывающих весь холст. И в этом нет ничего удивительного. Некоторые исследователи связывают мотив «Купальщиц» с романом Флобера «Мучения святого Антония». Такая тематика выбрана не случайно.
В гораздо большей степени, чем его последователи, Сезанн со своими поздними «Купальщицами» стоит на переломе европейского искусства, ностальгически оглядываясь на старую традицию и предсказывая новую». Родился в Экс-ан-Провансе. У Сезанна эту фигуру заимствовал Пикассо использовав её в «Авиньонские девицы» (1907, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Приобретение картины, в целом одобренное общественностью, тем не менее было подвергнуто критике в газете «The Philadelphia Record», обратившей внимание, что 10 жителей Филадельфии не имеют даже ванн и что средства можно было потратить более разумным образом9. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна.
У них нет ни роскошных тел купальщиц Ренуара, ни изящества танцовщиц Дега. 20 лет борьбы с традициями, с влиянием Пуссена и Эль Греко, 20 лет поисков того единственного пути к строго выверенной архитектуре живописного полотна, величественной, почти абстрактной, о которой явно помнил Пикассо, работая над своими «Авиньонскими девушками».
В позе женщины, стоящей лицом к зрителю, можно увидеть аллюзию на «» Рубенса (1622—25, Лувр), фигуру Победы из которой Сезанн не раз копировал. Он был единственным сыном властного отца и вырос в тихом тенистом Экс-ан-Провансе, старой провинциальной столице Южной Франции, в 15 милях в глубь страны от Марселя.
Занимавшая его многие годы тема «Купальщиков» и «Купальщиц» была попыткой решить эту задачу. На первом этаже молодой Сезанн написал десяток настенных композиций. Хотя художественные таланты Сезанна всегда подвергались нападкам критиков, один из них заметил, что «в своих неуклюжих купальщицах Сезанн воплотил верх беззаботного летнего блаженства»10.
Он – свободный и мудрый творец. А натюрморт оставался на месте, позволяя художнику не спешить, добиваться совершенства. Его провансальские пейзажи стали странным образом походить на пейзажи Иль-де-Франса с тамошним пасмурным небом и вымоченным дождём солнцем И вдруг на фоне этих неброских видов начали появляться силуэты обнажённых женщин, этакие невинные купальщицы с массивными формами, с крепкими ягодицами Они теперь надолго станут его спутницами: появившись в его творчестве в короткий «импрессионистический» период, они и потом не оставят художника. Эти фигуры, напоминающие пирамидальные конструкции, будто сливающиеся с природой, часто показанные со спины и практически лишённые половых признаков, так что не всегда можно понять, кто это — мужчины или женщины, кое-кого заставляли заподозрить у Сезанна «латентную гомосексуальность». Сейчас картина хранится в Музее искусств Филадельфии. Но и «обычные» купальщицы не были обделены вниманием художника: «Две купальщицы на траве» (1896) «Лежащая купальщица» (1888).
Oколо десяти лет Поль работал над «Большими купальщицами». Что позволяет себе Поль. Писал пейзажи, натюрморты, фигурные композиции и портреты. Другая «лицензионная» возможность изобразить на картине обнаженную натуру – это использование темы купания или омовения.
Среди источников, питавших тему «Купальщиков» и «Купальщиц» исследователи называют одну из любимых картин Сезанна в Лувре — «Ужин в Эммаусе» Веронезе, прототипами для отдельных фигур служили скульптуры из Лувра. Не являются исключением и «Купальщицы».
Он — свободный и мудрый творец. Один из крупнейших исследователей творчества Сезанна Т. Рефф резюмирует значение упомянутых полотен: «В гораздо большей степени, чем его последователи, Сезанн со своими поздними Купальщицами стоит на переломе европейского искусства, ностальгически оглядываясь на старую традицию и предсказывая новую». Это вам не «красотки».
Но картина была хорошо принята публикой. Художник — не раб натуры, не пленник своих чувств и настроений. Большим ценителем женской красоты был Огюст Ренуар. Это какие-то ненастоящие женщины, они лишь в чём-то схожи с ними. Художник также владел гипсовой скульптурой Купидона работы Пюже (Puget) или Дюкенуа (Duquesnoy), хранящейся сейчас в Лувре.
Невозможно одновременно утверждать и свободу и каноны. Зайдя в воду, каждый человек будто погружается в лоно природы, желая остаться подольше. У Сезанна эту фигуру заимствовал Пикассо использовав её в «Авиньонские девицы» (1907, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
В 1856 году начал посещать Школу рисования в Эксе. Вода олицетворяет спокойствие, гармонию, душевное ощущение. В 1895 году Амбруаз Воллар организовал его первую персональную выставку. Это можно назвать даже его мастерской традицией в истории искусства. Сезанн легко пренебрегает перспективой. В позе женщины, стоящей лицом к зрителю, можно увидеть аллюзию на «Апофеоз Генриха IV» Рубенса (1622 – 25, Лувр), фигуру Победы из которой Сезанн не раз копировал.
В 1882 году выставлялся в Салоне, в 1889 и 1900 на Всемирных выставках в Париже. Картина была куплена принцем Наполеоном. Отнесенное к разряду исторических памятников поместье в Жа де Буффан (Обитель ветров) и его парк открыты для экскурсий в сопровождении экскурсовода, дающих представление, чем было это семейное поместье для художника: местом жизни, пристанищем, живым пейзажем его первых произведений и творческой мастерской. С этим он и пришёл ко мне. Художник также владел гипсовой скульптурой Купидона работы Пюже (Puget) или Дюкенуа (Duquesnoy), хранящейся сейчас в Лувре. Для Сезанна образ обнаженных купальщиц в лесу был вдвойне притягателен. Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года. Некоторые исследователи связывают мотив «Купальщиц» с романом Флобера «Мучения святого Антония».
Они существуют вне времени, представляя собой некую форму. Он подозревал, что с годами Луи Огюст стал ещё более скупым. Художник также владел гипсовой скульптурой Купидона работы Пюже (Puget) или Дюкенуа (Duquesnoy), хранящейся сейчас в Лувре. Сезанн не стал задерживаться в Париже. Картину также часто сравнивают с другой известной работой того времени— «Авиньонскими девицами» Пикассо67. В этом случае перед живописцем открывался практически необозримый простор для творчества.
Это данная картина, а также «Большие купальщицы» из Художественного музея в Филадельфии и произведение под таким же названием, принадлежащее фонду Барнса в Марионе в США. Так у него самого-то есть профессия, он хороший врач». В позе женщины, стоящей лицом к зрителю, можно увидеть аллюзию на «Апофеоз Генриха IV» Рубенса (1622—25, Лувр), фигуру Победы из которой Сезанн не раз копировал. Некоторые из них очень целомудренны, лишь оставляют большой простор для воображения, например «Купальщица в шляпе», «Купальщицы» (1892), «Сидящая купальщица» (1884) Пьера Ренуара, «Купальщица Мюлуз» Джошуа Чаплина, «Купальщица Вальпинсона» (1808) Жана Энгра, «Купальщица Сен-Тропе» (1906) Анри Лебаска, «Купальщицы» Эдварда Кукуэля, «Купальщица в сорочке» (1894) Берты Моризо, «Купальщицы» (1916) Вильяма Бугро и некоторые другие.
А это отнюдь не одно и то же. Он уезжал, терзаемый угрызениями совести, недовольный собой. Художник также владел гипсовой скульптурой Купидона работы Пюже (Puget) или Дюкенуа (Duquesnoy), хранящейся сейчас в Лувре. Нет, он не мог в этом признаться. Он любил рисовать женщин после принятия ванны, занимающимися своим туалетом: пастель «Сидящая женщина, вытирающая спину» (1885), «После купания» (1896), «Женщина, которой расчесывают волосы» (1888) – одна из самых абсолютной и законченной среди других картин художника: великолепные пропорции обнаженного тела и совершенные техника исполнения.
Некоторые исследователи связывают мотив «Купальщиц» с романом Флобера «Мучения святого Антония». Сезанн, видимо испытывал страх перед женщинами, они были для него неразрешимой загадкой. Не стоит думать, что все эти картины – неприкрытая эротика. В годы «романтического» периода испытал влияние Эжена Делакруа и Гюстава Курбе.
Картина была представлена в телевизионном сериале BBC Two «100 великих картин». Натюрморты нравились Сезанну тем, что, работая над ними, он не зависел от ситуации. Итак, решено: вначале он поедет домой один, а там уж будет видно. Воздействие искусства Сезанна сказалось на творчестве Гогена, фовистов и кубистов.
Луи Огюст лишь пожал плечами: «Гаше. Он использовал эту скульптуру в нескольких своих натюрмортах, а на этой картине Сезанн передал положение ног и наклонённую назад позу Купидона в фигуре женщины, стоящей спиной к зрителю. Там он познакомился со своей будущей женой, Гортензией Ортанс, юной натурщицей.
В 1906 году Сезанн писал известному живописцу Эмилю Бернару: «Я стар, болен и я поклялся умереть за работой». Что до отцовского согласия на очередной отъезд Поля из Экса (Сезанну 35 лет. ), то к этому вопросу, сказал Луи Огюст, они ещё вернутся. Некоторые исследователи связывают мотив «Купальщиц» с романом Флобера «Мучения святого Антония».