В творчестве Сезанна следует выделить работу «Гора Святой Виктории» (1897-1898), которая по праву принадлежит к одному из его кульминационных достижений в искусстве позднего периода. На восток, поДороге Сезаннаоткрывается гора Святой Виктории: 75 км вокруг горной гряды, начиная от Толоне, через мост Труа- Сотэ в Мейрей и лодочную станцию в Фюво, также прославленные кистью художника.
СЕЗАНН (Czanne) Поль (19. 1. 1839, Экс-ан-Прованс– 23. 10. 1906, там же), франц. Мастер говорил, что начал свой путь как импрессионист, но с самого начала «хотел выйти за пределы оптического смешения красок и культа света, разрушающего форму». Забавным кажется тот факт, что именно Золя мечтал стать художником, а Сезанн помышлял о писательской славе. Отец Сезанна был банкиром, за увлечение сына искусством он отказал ему в наследстве, но позже выплачивал ему ежемесячное пособие, которое было большим подспорьем Сезанну, эта так называемая «зарплата» от отца помогала ему.
Он и сам писал стихи. Затем учился юриспруденции, работал в банке. Импрессионизм происходит от французского слова «impression» (впечатление), поскольку французские художники писали свои пейзажи, портреты и целые композиции непосредственно с натуры, на природе, а не в помещении мастерской, как их предшественники XVII и XVIII веков.
мастеров постимпрессионизма, С. приобрёл мировую известность лишь после посмертной выставки (1907). Виктории. Постимпрессионизм.
1890-хгг. ) портрет А. Воллара (1899, Музей Пти-Пале, Париж) и др. Суть своего подхода он как раз и определял, как отсутствие любого теоретического посредничества между художником и природой вещей. Сезанн ищет и сопоставляет повторяющиеся ритмы и формы: шар, куб, пирамида, призма, конус. Рентгеновский снимок картины «Девушки в чёрном» демонстрирует экспрессивный характер живописной манеры Ренуара. Управляемое кистью художника, все пространство картины приходит в движение: то почти незаметно прогибаясь, то «опрокидываясь прямо на зрителя».
Тип холста использованного в «Автопортрете» идентичен холсту, на котором написаны «Красные виноградники в Арле» ван Гога, это не противоречит письмам Винсента из которых известно, что он собственноручно подготавливал холсты для себя и для Гогена. И делал это всю свою сознательную жизнь. Один из гл. Родился всемье банкира. В дальнейшем знакомство и совместная работа с Камилем Писарро привели к тому, что палитра Сезанна стала намного более светлой, а мазки— раздельными.
собраниях) «Игроки в карты» (с 1890), «Курильщик», «Купальщицы» (оба с сер. Родился в Экс-ан-Провансе. Гора Святой Виктории влечет Сезанна не «своей объемной массой, но своим внутренним светом Дорога, ведущая по долине к горе, — это дорога из мрака к свету Кажется, будто Сезанн тихо читает вечернюю молитву» (Л.
Вот таким образом работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками». В отличие от импрессионистов, устремлявшихся в своем творчестве в погоню за ускользающим мгновением, Сезанн надеялся превратить «импрессионизм в искусство такое же прочное и долговечное, как искусство музеев».
В пейзажной ткани полотна преобладают голубые, золотистые зелёные оттенки. Участвовал в первой и третьей выставках импрессионистов (1874, 1877). Виктории – запечатлен со стороны холмов Лов, где находился построенный в 1901 году новый дом-мастерская художника.
Мотив горы Св. Это позволяло ему делать его мастерское владение кистью и карандашами. Поль Сезанн приехал в Париж из провинции. Нередко в пейзажах С. доминирует вертикаль– ось, вокруг которой чётко распределяются пространственные планы («Гавань Марселя», 1883–85, Метрополитен-музей, Нью-Йорк и др. ). Сезанн был постимпрессионистом как художник он никогда не уходил от изображения реальности природы и окружающих предметов, но, по утверждению Вернера Хофмана, «он не реалист, глаз которого прилежно регистрирует изменяющиеся формы явлений и накапливает детали, а реалист, который пробуждает «героизм действительности в мощных живописных образах». Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. характерны некоторая чрезмерность эмоций, пастозность и стремительность живописи, давшие повод назвать этот период «романтическим» («Оргия», ок.
С. воссоздаёт не историю жизни или эмоции человека, но утверждает сам факт его пребывания в этом мире– формула, которая лежит в основе его худож. В 1861 уехал в Париж, занимался в академии Сюиса, где познакомился с К. Писсарро, позднее работал сним в Понтуазе и Овер-сюр-Уазе (1872–73), пользовался его советами. По лаконизму средств художественной выразительности, обнаженности чувств полотно кажется созданием художника Италии или Мексики XX века. Невозможно одновременно утверждать и свободу и каноны.
Он выяснил, что, создавая пейзаж, Сезанн смотрел на гору с дороги из Толоне (в его каталоге картина названа Le Mont Saint-Victoire au-dessus de la route du Tholonet")-На полпути из Толоне к горе святой Виктории находится Черный замок, гдехудожникснимал комнату для работы, — на полотне этот дом скрыт за деревьями. Он даже никогда не использовал настоящих персиков или груш, только муляжи из папье-маше. Прямой взгляд, прямое впитывание и передача ответа природы на полотне были для него естественным подходом к живописи, которую Сезанн считал способом непосредственного соприкосновения с истиной, не укладывающейся в рамки мыслей и слов. Он добился этого, соединив непосредственное изучение натуры с классическим чувством формы. Это Паоло Веронезе, Тинторетто, Эжен Делакруа и Оноре Домье.
Именно на этом этапе возникли лучшие, самые глубокие и содержательные работы Сезанна. Он добился этого, соединив непосредственное изучение натуры с классическим чувством формы. Портрет актрисы «Комеди Франсез» Жанны Самари производит впечатление, будто он выполнен с натуры в один сеанс. ясностью. Его мысль о «власти» над моделью важна для понимания художественных идей Новейшего времени: художник утверждал право на собственное видение мира, на волевую трансформацию натуры.
Самоценные живописные достоинства картины одним из первых почувствовал искусствовед Павел Муратов, еще в 1908 году написавший: «Живопись этой картины так прекрасна, так потрясающе сильна, что любой кусок, вырезанный из нее, будет высоким художественным произведением, как будет им обломок античной статуи». Он вечно твердил о неспособности «осуществить» собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать и каждая новая картина становилась и опровержением и подтверждением этого. Отдельные перспективы в пейзажах Сезанна словно наплывают друг на друга. музеях мира) и исполинская красноствольная сосна– в их торжеств. Картина исполненная в последние годы жизни художника, – своего рода итог развития пейзажной концепции Сезанна.
масс призвана передать незыблемость вещного мира («Дом повешенного», 1873, Музей Орсе и др. ). Пушкина). Характерно в этом смысле принципиальное отличие пейзажей Сезанна от пейзажей Писарро. Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника.
Сезанн — человек мощного творческого темперамента, суровой воли, сильных чувств. Приёмом «по сухому» написаны окна уходящих вглубь улицы домов. 1878, Париж, частное собрание Натюрморт с драпировкой, ок. Это видно и в изменении гаммы красок — от холодного голубоватого тона таких пейзажей, как «Берега Марны», до горячих, расплавленных красок в пейзажах с видами горы Святой Виктории. Эдинбург.
В 1888 – 1900 работал попеременно в Эксе и в Париже, в последние годы – в Эксе. 67 x 92 см. В портрете своего друга Виктора Шоке (ок. Лаконичнее в этот период становится и лепка форм на холсте, а также их обобщённость.
напряжения, в неспокойных цветовых соотношениях. Сезанн на полотне создает мощную гармонию «цветоформ» и воплощает классическое единство формального и содержательного начала природного явления.
1864–68, собрание Леконта, Париж и др. ). В них есть нечто грандиозное, подлинная духовная мощь, они покоряют классической ясностью. Галереи института Курто.
Утрилло писал по почтовой открытке, продававшийся для туристов на Монмартре. (прежде всего на формирование фовизма, кубизма, рус.
Для реализации своих замыслов и идей Сезанн предпочитает жанр натюрморта. Гора и окружающая природа упрощены и сведены к геометрическим формам и плоскостям цвета. А. С.
Сочетанием форм, ритмов, музыкой цвета художник воплощал энергию собственного творческого духа — отсюда та, почти магическая, сила воздействия этих поздних пейзажей. Наследие С. включает также многочисл. Местность влечет его к себе, побуждает еще полнее выразить стремление к созиданию, потребность свести хаотическое движение вещей к немногим формам, освобожденным от всего случайного, почти геометрически строгим. Известно, что именно в таком виде Воллару удалось заполучить немало холстов мастера. С. вносит коррективы в принципы традиц. Данный вид представляет собой один из первых вариантов этой темы в пейзажах Сезанна.
Участвовал в «Салоне отверженных» (1863) вместе с Э. Мане, Писсарро и др.
1880-хгг. Всё это, вместе взятое: и сюжеты работ и откровенно слабая школа рисунка и живописи, предопределили невозможность как выставить, так и продать эти работы. до конца жизни картины в разл. Возможно, в силу тревожно-обострённого ощущения ускользающего времени для С. было важно утвердить некие вневременные ценности, мир непререкаемо сущий, – так, в «Натюрморте с чёрными часами» (ок.
Однако мастер вносит коррективы в принципы линейной перспективы, господствовавшие в европейской живописи со времен Ренессанса, приближая трактовку глубины пространства к более естественной, соответствующей зрительному восприятию (так называемая «перцептивная» перспектива), он добивается передачи пространственных планов с помощью градации цвета (Шато Медан, 1880, Цюрих, Кунстхауз Панорама Овера, 1873—1875, Чикаго, Институт искусств Деревня на севере Франции, 1879—1882, Сан-Франциско, Дворец ордена Почетного легиона Овер-сюр-Уаз, 1879—1882, Цюрих, частное собрание). Сезанн же не показывает разницу в текстуре фруктов, в их поверхности. Для него все фрукты лишь материал. Внимательное изучение рентгеновского снимка картины не опровергает этого мнения.
Именно здесь запечатлел Сезанна Морис Дени на фотографиях и в своей картине «Сезанн за работой на мотиве». Свободная, сведенная к чистой выразительности форм и красок живописная манера, максимально приближенная к беспредметности, заставляет считать картину наиболее авангардной среди пейзажей Сезанна и превращает ее в своего рода творческое завещание, которое он оставил искусству ХХ века, разрешившему проблему абстракции. В своём творчестве художник попытался ценой титанических усилий примирить классику и современность, Пуссена и природу, законы большого стиля и право на индивидуальный выбор. Холст, масло.
Для работ раннего «романтического» периода характерна экспрессия форм, линий, цвета бурные страсти, снедающие художника ищут выхода в живописи (Оргия, 1864—1868, Париж, частное собрание Похищение, 1867—1869, Кембридж, Музей Фитцуильям). В юности познакомился с Э. Золя, увлекался лит-рой. Виктории (с сер. Он стал как бы импрессионистом наоборот.
Гора и окружающая природа упрощены и сведены к геометрическим формам и плоскостям цвета. красоте художник словно обрёл искомую им гармонию мироздания. Творчество Сезанна оказало существенное влияние на развитие ряда направлений XX столетия, на становление таких мастеров, как Матисс, Пикассо, Брак, Дерен, на русских «сезаннистов» — Лентулова, Машкова, Кончаловского, Удальцову, Фалька и других. Совместная работа с Писсарро в Понтуазе и Овере (1872 – 1873) открыла импрессионистический период творчества Сезанна. Несмотря на свою принадлежность к новому направлению живописи, Ренуар прекрасно понимал оптические принципы «классической» живописной техники мастеров XVII и XVIII столетий, вот таким образом при построении объёма широко пользовался подмалёвком с большим количеством белил, являвшийся оптической основой картины.
Вот таким образом уже с середины XIX века появляется стандартизация размеров холстов. «впечатления» С. стремился к воссозданию образов, в которых как бы отразился отсвет вечной гармонии Вселенной: предметы наделены объёмом, плотностью уравновешенность цветовых и пластич. В 1895 году Амбруаз Воллар организовал его первую персональную выставку.
Вопреки воле властного и деспотичного отца (от которого он материально зависел в течение всей жизни) Поль уезжает в Париж (1861), чтобы стать живописцем. Мы воспринимаем токи мощной духовной энергии исходящие от полотен мастера. Копировал старых мастеров в Лувре, картины Э. Делакруа и Г. Курбе. А. С. Учился в экском колледже Бурбон, где подружился с Эмилем Золя (дружба была прервана публикацией в 1886 году романа Золя «Творчество», где в образе Клода Лантье отразились черты личности Сезанна). Вначале он работал вместе с Эмилем Золя.
Именно вот таким образом творчество Сезанна остаётся своеобразной «художественной кладовой» для современных художников. Для Сезанна каждая картина — это итог долгого изучения натуры и размышлений. Сезанн прибег к значительному перспективному искажению, сильно придвинув вперед гору. Вентури). акварели и рисунки. Великий Поль Сезанн – особый художник в истории живописи XX века. Виктории, которую Сезанн писал с разных точек зрения, доминирует в его позднем творчестве.
В 1856 году начал посещать Школу рисования в Эксе. Картине свойственна особая легкость дыхания. Для произведений 1860-хгг. Писатель был его другом детства и эта дружба продолжалась всю жизнь.
В 1882 году выставлялся в Салоне, в 1889 и 1900 на Всемирных выставках в Париже. Вот таким образом толстый слой белильного подмалёвка на рентгенограмме виден даже под визуально тёмными деталями на картине (чёрные платья девушек). Но, правда, делал он это практически в разных стилях.
Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе. Натюрморт становится излюбленным жанром С. : предметы, фрукты, ткани исполнены торжеств. Царящая над окрестностями, она воплощала для художника величие, простоту, неразрушимость в природе – все то, что лежало в основе его мироощущения. 1877, Колумбус, шт. Силуэтное изображение горы обрамлено насыщенным, глубоким синим цветом.
Художник не задумывался, на что он будет покупать кисти и краски. В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство. Пейзаж не устаёшь рассматривать и любоваться интересными оттеночными сочетаниями.
В ее торжественной красоте он видит отблеск гармонии мироздания, отсвет мировой души. Главное при восприятии картин Сезанна— не поддаться соблазну выстроить на их основе какую-либо теорию, художественную или философскую.
В годы «романтического» периода испытал влияние Эжена Делакруа и Гюстава Курбе. Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна. Холст, масло.
Лондон. Родственны Сезанну были и те защитные барьеры, которые ставил классицизм на пути произвольного подхода к решению живописных задач и задач выражения формы. 55 x 65 см.
многозначительности, объёмы вылеплены цветом, что выявляет мощную геометрию форм. Учился в Муниципальной школе рисунка Экс-ан-Прованса (1857–61) у Ж. Жибера. Среди пейзажей С. особое место занимают сияющий голубой кристалл горы Св. Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно. С этим связано также понятие живописи «en plaine air» (на открытом воздухе). Этих живописцев объединяет темпераментность стиля, что и было привлекательно для молодого Сезанна, отличавшегося резкими сменами настроения. Картинная плоскость пейзажа точно раскрашена разноцветными мелками.
Здесь он полностью властен над натурой. Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания. Излюбленный мастером мотив – вид горы Св. Виктории. Один из любимых мотивов в творчестве Сезанна – изображение горы св.
Картина довольно сильно повреждена в верхней и нижней частях оттого, что до поступления к Ивану Морозову не имела подрамника и хранилась свернутой в рулон. Особенно выразительны картины, моделью для которых послужил негр Сципион (Скорбь, 1864—1868, Париж, Музей Орсэ). Франция. художник, график. Пушкина Вид на гору Сент-Виктуар со стороны Бельвю, 1883 Гора Сент-Виктуар. Для художника персики — это сферы, кувшин — это цилиндр, сахарница — полусфера. Постимпрессионизм.
Сезанн говорил, что он «хочет вернуться назад к Пуссену через Природу». Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. Однако ряд специалистов относят картину уже к началу таитянского периода (1894 г. ), обосновывая своё мнение некоторыми стилистическими особенностями картины. 1888, ГМИИ), циклы картин (в разл. Сезанн говорил, что он «хочет вернуться назад к Пуссену через Природу». Почитатель классического пейзажа, он считает необходимым «вернуться к Пуссену через природу».
В верхней части рентгенограммы хорошо видны следы движения широкого флейца, при помощи которого наносилась грунтовочная краска.
Голубые, сиреневатые оттенки создают лёгкие тени и призрачное сияние окон в домах. концепции. зрительному восприятию глубины пространства. Наиболее убедительную датировку картины дал Ревалд: 1896-1898.
Так вот тоже самое и с Сезанном. Писал пейзажи, натюрморты, фигурные композиции и портреты. «Автопортрет» имеет спорную датировку.
Франция. Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями. Пространство подчинено кисти живописца: оно то сферически прогибается, то опрокидывается прямо на зрителя. Участвовал в выставках импрессионистов (1874 и 1877), однако в изображении человека и природы вместо импрессионистич.
В творчестве Сезанна не было мотива более любимого, чем гора Св. Но интересно отметить, какие художники в этот период влияли на Сезанна. У самого Сезанна никаких теорий никогда не было.
линейной перспективы используя «перцептивную» перспективу, отвечающую естеств. Впоисках сути образа С. избегал преходящих моментов (мимики, жестикуляции, даже психологизма) портретируемые выглядят серьёзными, самоуглублёнными: автопортреты (с 1861), «Пьеро и Арлекин» (ок. Сезанна абсолютно не интересуют разные планы пространства. авангардизма).
Виадук, 1906, обе — Нью-Йорк, Музей Метрополитен Гора Сент-Виктуар, ок.