Стоит отметить и то, что в пейзажах с панорамным охватом Сезанн достигал величественной эпичности («Берега Марны»), а в натюрмортах подчеркивал структуру предмета, как бы утяжеляя его с помощью красочной фактуры («Горшок с геранью и фрукты», «Натюрморт с яблоками и апельсинами»). В пейзажах с их широким, панорамным охватом наполненного светом ландшафта Сезанн достигает величественной эпичности (Берега Марны, 1888, Государственный музей изобразительных искусств, Москва).
В 1882 году выставлялся в Салоне, в 1889 и 1900 на Всемирных выставках в Париже. Своеобразие таких работ особенно ощутимо при сопоставлении их с пейзажами импрессионистов.
Вот таким образом о подобных состояниях и переживаниях следует говорить не словами, а используя краски и подходящую палитру. Отказавшись от буквальной точности в передаче зрительных восприятий (в частности, атмосферных условий, особенностей освещения), Ван Гог стремится с помощью экспрессивной формы вызвать эмоции, адекватные испытанным им самим. Это одно из редких качеств, присущих произведениям высокого искусства. Творчество этого периода имеет ярко выраженный романтический характер: сцены насилия (Убийство, 1867-70, Галерея Вильдштейн, Нью-Йорк), натюрморты типа суета сует (Натюрморт с черепом и подсвечником, 1865-67, частное собрание, Швейцария), эротические видения (Оргия, 1864-68, частное собрание, Париж). Порой он использует приемы обратной и сферической перспективы. Именно таков герой произведения.
Композиция Пьеро и Арлекин (1888, Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику марди гра последнему дню карнавала перед постом. Кто-то называл произведения Сезанна «мазней», «страшилищами», а кто-то – шедеврами, живописью с большой буквы. Картина «Хижины», написанная Ван Гогом в год смерти, дает представление о «полыхающем» стиле последнего периода в жизни мастера.
Кажется, куст колышется на ветру и звенят, шелестя, его листья. В Девушке у пианино (ок. Отсюда название этого стиля – «клуазонизм». Среди отверженных выставлялся и Поль Сезанн. Первые рисунки Поля вызывали насмешки других начинающих художников в Академии Сюиса.
Новизна, свежесть и необычность этих картин привлекли к ним внимание во Франции не только в связи с широким интересом в метрополии к колониям, но и в силу загадочности для европейцев и некоего скрытого смысла этих произведений, особенно в глазах приверженцев литературного символизма. Разговоры об искусстве почти бесполезны. Плотным кажется зеркало воды, отразившее деревья и здания на берегу реки. Участвовал в первой и третьей выставках импрессионистов (1874, 1877).
Разговоры об искусстве почти бесполезны. Невозможно одновременно утверждать и свободу и каноны. Но мотивы таитянской жизни, экзотическая пластика движений маори, среди которых он жил, особенности быта и верований, диковинные растения, яркие краски – все это обогатило искусство Гогена, по-особому трансформировавшись в работах «таитянского периода». Сезанн начинает работать над портретами (Портрет А. Воллара, 1899, Пти Пале, Париж Портрет Г. Жеффруа, 1895, Музей дОрсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными. Речи о браке быть не могло. Творчество Сезанна, одного из главных мастеров постимпрессионизма, стремившегося к созданию своего рода классического искусства, лишенного всего преходящего и мимолетного, к раскрытию неизменного величия и гармоничной уравновешенности природы, органического единства ее форм, оказало громадное влияние как на многих художников ХХ века, так и на целые направления изобразительного искусства, разрабатывавшие, как правило, отдельные стороны сезанновского наследия (кубизм, лучизм, так называемая симультанная живопись и др. ).
Строгая логика «Девушки у пианино» не была рождена внезапно, а была результатом длительного творческого поиска. Писал пейзажи, натюрморты, фигурные композиции и портреты. Плотным кажется зеркало воды, отразившее деревья и здания на берегу реки. В 1888 – 1900 работал попеременно в Эксе и в Париже, в последние годы – в Эксе. С импрессионизмом полотно роднит свободный мазок интерес к световым эффектам, однако, несмотря на эскизность письма и размытость контуров форма у Сезанна сохраняет большую определенность и плотность.
В своем искусстве Сезанн всегда шел от натуры. Сам художник, однако, предпочитал другой термин – «синтетизм», подчеркивая внутренний смысл этих образов, органически связанный с формой, его раскрывающей. Вскоре этот «грубый и жадный» человек — таким он запомнился друзьям детства Сезанна — сделался самым удачливым ростовщиком в Эксе. Родился в Экс-ан-Провансе. Композицию картины отличают равновесие форм, замкнутость, целостность. Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника.
Завсегдатаи и те, кто проходил вдоль витрин улицы Лаффит, называли картины Сезанна «уродливыми». Одна из лучших и наиболее характерных работ Гогена в Эрмитаже – «Таитянские пасторали». Искусство Поля Гогена (1848–1903) представлено в Эрмитаже 15 картинами (зал 316), относящимися к периоду, когда художник, покинув Францию, жил на острове Таити.
Но мотивы таитянской жизни, экзотическая пластика движений маори, среди которых он жил, особенности быта и верований, диковинные растения, яркие краски – все это обогатило искусство Гогена, по-особому трансформировавшись в работах «таитянского периода». Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника. Оперируя преимущественно градациями трех основных цветов (зеленого, голубого и желтого), то тонкими и прозрачными, то резко контрастными, нанесенными плотными корпусными мазками, он обозначал с их помощью пространственные планы и степень освещенности.
Один из них «Автопортрет в каскетке», написанный примерно в 1872 году. Поль Сезанн дождался заслуженного признания и славы в последние годы своей жизни после многолетней критики и яростного неприятия. Он вечно твердил о неспособности «осуществить» собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать и каждая новая картина становилась и опровержением и подтверждением этого. Учился в экском колледже Бурбон, где подружился с Эмилем Золя (дружба была прервана публикацией в 1886 году романа Золя «Творчество», где в образе Клода Лантье отразились черты личности Сезанна). Совместная работа с Писсарро в Понтуазе и Овере (1872 – 1873) открыла импрессионистический период творчества Сезанна. Впрочем, это не рекорд: Огюст Роден обвенчался со своей Розой, когда их сыну было 50.
Сам художник, однако, предпочитал другой термин – «синтетизм», подчеркивая внутренний смысл этих образов, органически связанный с формой, его раскрывающей. Здесь скорее можно говорить о том, что и пифагорейство, в свою очередь, лишь выразило некие прозрения, которые свойственны людям разных исторических эпох, независимо от того, знают эти люди взгляды пифагорейцев или нет. Так начался их роман их Битва любви. Люди и вещи составляют единый материальный мир. Изучая ее, он делал, например, вывод о том, что линия рисунка есть только в произведениях искусства, но не в натуре. Сезанн родился 19 января 1839 года.
Настолько образы получились пропитанными влагой, а очертания расплывчато-радужными. Построение пространства, создающее впечатление глубины, трехмерности, цветовое решение картины, тонкие фактурные градации впечатляют глубокой продуманностью и завершенностью, отличающими творческий почерк художника. В этих условиях альтернативный Салон отверженных стал настоящей сенсацией. Этот странный южанин стал для многих художников 20-ого века пророком потому, что он воплотил идеальный образ бескорыстного художника, которого интересует лишь «самореализация» в искусстве, для которого живопись – это способ «передать природу». Пять вариантов композиции Игроки в карты (1890-92, возможно, 1890-96) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея.
Вечность, сокрытая в видоизменениях мира, таит в себе великие радости и печали. Гоген добивается эффекта прежде всего чисто живописными средствами, создавая композицию, тяготеющую к плоскости, почти статичную, с упрощением форм, с сопоставлением контрастных сочетаний ярких, локальных цветовых пятен, не соответствующих естественному цвету изображаемого предмета (красные и лиловые плоскости, обозначающие поверхность воды в реке, оранжевая собака, черно-коричневые листья). Многие холсты позднего Сезанна остались незаконченными, в т. ч. и его итоговая композиция Большие купальщицы (1898-1905, Музей искусств, Филадельфия), призванная завершить большой цикл и ритмически строго выверенная.
Особой выразительности Сезанн достигает умелым использованием краски не только лишь как носителя цвета, но и как материала, обладающего определенными признаками (плотность, густота, шероховатая или маслянистая поверхность). Картины не покупали. В натюрмортах, подчеркивая структуру предмета, как бы утяжеляя его с помощью красочной фактуры и использования чистого цвета, художник выявляет материальную вещественность и строгую пластичность предметного мира (Горшок с геранью и фрукты, 1890-1894, Метрополитен-музей Натюрморт с драпировкой, 1898-1899, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Демонстративно открыто нанесенные на холст отдельными черточками, «штрихами» и «пятнами», они передают не только структуру предмета (ветви, стебли растений, листья), но как бы его жизнь, движение, рост и даже звук. Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна. Музицирование – мотив, популярный у художников-новаторов этой эпохи.
Поль Сезанн всегда стремился выявить в нарочито грубых образах себя, свой темперамент. Любовь налетела стремительно и через три года родился Поль, единственный сын. Гоген добивается эффекта прежде всего чисто живописными средствами, создавая композицию, тяготеющую к плоскости, почти статичную, с упрощением форм, с сопоставлением контрастных сочетаний ярких, локальных цветовых пятен, не соответствующих естественному цвету изображаемого предмета (красные и лиловые плоскости, обозначающие поверхность воды в реке, оранжевая собака, черно-коричневые листья). Отказавшись от буквальной точности в передаче зрительных восприятий (в частности, атмосферных условий, особенностей освещения), Ван Гог стремится с помощью экспрессивной формы вызвать эмоции, адекватные испытанным им самим.
Лаконичнее в этот период становится и лепка форм на холсте, а также их обобщённость. Этим характеризуются практически все его поздние полотна. Он стал как бы импрессионистом наоборот. В 1895 году Амбруаз Воллар организовал его первую персональную выставку. В 1856 году начал посещать Школу рисования в Эксе.
Вдобавок, узнав, что Поль живёт вместе с возлюбленной, отец вдвое уменьшил ему содержание. Зачастую материально помогал друг Эмиль Золя. Их, этих портретов, 29 – масло, акварель, графика.
Композиция картины с выделенным центром, обрамленным деревьями, замкнута и стабильна. Он отказывается и от импрессионистического метода нанесения красочных мазков и передачи воздушной среды. Динамичная композиция, построенная почти целиком на диагоналях и контрастах цвета, написанная как бы мгновенными, резкими и нервными движениями кисти, когда каждый мазок предельно активен и «врезается» в память зрителя, заставляет нас ощутить взволнованность, драматизм остроты переживания художника. Кое-где проступают совсем белые просветы.
В этом произведении Сезанна отражение неподвижно, вода напоминает застывшее зеркало. Из четырех картин Винсента Ван Гога (1853–1890), хранящихся в музее, наиболее яркое и мажорное впечатление производит «Куст» (зал 317). В числе значительных работ раннего периода Портрет отца (1867 (. ), частное собрание), довольно большого размера (198 118 см). начинается тема купальщиц и купальщиков, которая станет важной в последующие десятилетия.
Демонстративно открыто нанесенные на холст отдельными черточками, «штрихами» и «пятнами», они передают не только структуру предмета (ветви, стебли растений, листья), но как бы его жизнь, движение, рост и даже звук. После кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвращается в Париж, посещает т. н. академию Сюиса (1862-65), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуру. «Больше всего, – говорил Сезанн, – я люблю облик людей, которые состарились, ничем не нарушив обычаев».
В пейзажах Сезанна нет человека, здесь царит уплотненное пространство. Сезанн неоднократно писал виды реки Марны. Динамичная композиция, построенная почти целиком на диагоналях и контрастах цвета, написанная как бы мгновенными, резкими и нервными движениями кисти, когда каждый мазок предельно активен и «врезается» в память зрителя, заставляет нас ощутить взволнованность, драматизм остроты переживания художника. Вся жизнь этого замечательного живописца была постоянным борением. Они подобны аппликациям восточного ковра или четко разграниченным цветным пятнам французских перегородчатых эмалей – «клуазоне».
Кажется, куст колышется на ветру и звенят, шелестя, его листья. В этот ранний период творчества художника появилась картина «Девушка у пианино» (Увертюра в «Тангейзеру»). Это не было явное противоборство, когда герой вступает в прямой и открытый бой. И, конечно, в этой одноименной, полной чистой эротики картине присутствовала Гортензия. В изображении Сезанна курильщик непоколебим, как скала.
А она, восторженная умница, увидела, как друзья-художники ценят его живопись, продиктованную первым впечатлением, созданную в новообретённой стилистике, будто объёмную, полную воздуха, отмеченную высочайшей духовностью. Зато другие качества были выявлены сполна: форма шара, объемность, плотность, вес. Это можно увидеть, скажем, в произведениях Моне или в произведениях Мориса Вламинка, которые вы можете увидеть в соседнем зале («Вид на Сену», «Городок на берегу озера»). Художник ограничивает выбор сюжетов и тем. На картине изображена северная река Франции и правый приток Сены, река Марна.
Художник искал в натуре не сиюминутное, а вечное и неизменное. Картина «Хижины», написанная Ван Гогом в год смерти, дает представление о «полыхающем» стиле последнего периода в жизни мастера. Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания. Это был сложный период для французской живописи. Он вечно твердил о неспособности «осуществить» собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать и каждая новая картина становилась и опровержением и подтверждением этого.
Самым жестоким критиком свои произведений всегда был он сам. Своеобразие таких работ особенно ощутимо при сопоставлении их с пейзажами импрессионистов. В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франции второй половины ХIХ в. (другое название картины Увертюра к Тангейзеру). Краски Сезанна это градации (по его словам, модуляции) трех основных цветов (зеленого, голубого и охристого) и, естественно, белого. Материальная весомость красочной фактуры гармонично сочетается в произведениях Сезанна со смелым лаконичным рисунком, конструктивно четкой, пластически обобщенной лепкой формы и ясной уравновешенностью композиции («Автопортрет», 1879-1885, Пьеро и Арлекин, 1888, Персики и груши, 1895, — все в ГМИИ, Москва).
В «Натюрморте с драпировкой» он синей полосой очерчивает часть объема плодов и плотными мазками краски соответствующих цветов передает его среднюю, наиболее выпуклую часть, добиваясь впечатления объемности и, кроме того, тяжести и материальности. К 1880-м годам, когда уже определились основные черты искусства Поля Сезанна (1839–1906), относится эрмитажная картина «Берега Марны» (зал 318). В годы «романтического» периода испытал влияние Эжена Делакруа и Гюстава Курбе.