На портрете княгини О. К. Орловой – роскошная гостиная, украшенная стильной мебелью и картинами в золоченых рамах, силуэт позирующей княгини с обнаженными плечами, остро выдающимся вперед коленом, в меховом манто и огромной, словно воронье гнездо, шляпе, лицо Орловой, красивое и холодное, образуют одно целое, по выражению И. Грабаря, образ «одной из последних русских аристократок при дворе последнего царя». Уже в 1890-е появился удивительный по выразительности рисунок исчезающей в метели фигуры извозчика («Извозчик»), эфемерный исполненный акварелью в один тон. Наибольшую известность получила гуашь «Петр I» (1907).
Краткая биография того периода может быть выражена двумя словами – жизнь кочевая. В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. В ореоле струящегося света мягко вырисовывается «девочка в розовом» с приколотой к черному банту красной гвоздикой. Александр Николаевич Серов ушел из жизни, когда Валентину было всего 6 лет.
Другая его работа, написанная годом позже, называлась Девушка, освещенная солнцем. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. В этих образах царит большой стиль модернаМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков.
Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Мать, молодая и творческая личность, вскоре уезжает в Мюнхен, желая совершенствовать музыкальное образование, а юный Валентин остается на попечении подруги матери в Смоленской губернии.
В России Валентина Серова была первая профессиональная женщина-композитор. Громадное влияние на Серова как на будущего художника оказывал Николай Николаевич Ге. На рубеже веков Валентин Александрович стал лучшим русским мастером светского и придворного портрета. Серов традиционен в истории русской живописи его можно было бы назвать сыном Репина.
Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». Портрет великого князя Павла Александровича. 1898. Ее первый вариант относится к 1903 году. Репина, который в то время находился в Париже в качестве пенсионера Академии художеств.
1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. Мамонтовым. Серов и вправду многое перенял у своего наставника.
В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки. В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию. До последних лет Серов упражнялся в оттачивании линии и формы, рисуя с натуры. Оказалось, что можно просто радоваться жизни, умиляться её краскам и благодарить за то, что жизнь вообще послана миру. Избран членом попечительского Совета Третьяковской галереи. 1900. В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры «Девушка, освещенная солнцем» (1888г. ). От Чистякова эта серовская вдумчивость письма.
В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой «Девочка с персиками» (1887г. ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить «свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров». Девочка на фоне персидского ковра написана за год до Девочки с персиками.
На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). Например, Врубель, находящийся в 80-е годы в Киеве, был известен лишь узкому кругу лиц. Он слышал выстрелы, видел убитых.
Работу над ними художник вел с 1895 года и до последних дней жизни. Портрет художника Левитана, например, написан в строгой классической манере. Я хочу, хочу отрадного. К тому моменту, как Серов покинул учебное заведение, он являлся постоянным участником культурных мероприятий в Абрамцеве.
Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора». Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке. В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры «Девушка, освещенная солнцем» (1888г. ). Основными избранными сюжетами с некоторыми вариациями были: «Диана и Актеон», «Эрот, Аполлон и Дафна», «Венера». В «Девочке с персиками» изображена дочь С. И. Мамонтова Веруша. Петр на «журавлиных» ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру.
Эта картина пришлась по сердцу многим критикам. Уже в ранних своих работах Валентин Серов ярко раскрыл свое дарование живописца, создав ряд великолепных полотен. такую же безмятежность.
В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. Поленовым и М. А.
– Невольно вспоминается отец, собиравшийся накануне смерти в Индию». В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. («Н.
В 1911 году он исполнил портрет Станиславского. Но как ему при всем этом удалось добиться такой реалистичности. за этюд с натуры». Серов искал больше, чем другие.
1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. Приведя к мощному обновлению всего художественного языка, авангардизм придал особую масштабность утопическим надеждам на возможность переустройства общества посредством искусства, тем более, что его расцвет совпал с волной войн и революций. «Детство Серова прошло в артистической среде.
В эти несчастные пропуски он писал пруд («Заросший пруд. После усмирения» — Третьяковская галерея, темпера «Солдатушки, бравы ребятушки. » — Русский музей). Через 6 лет после рождения сына, прожив 51 год, умирает отец. Петр I Портрет Г. Л. О. Гиршман», 1910-1911 все — Третьяковская галерея «Ида Рубинштейн», темпера, уголь, 1910, Русский музей) живопись и графика соперничают тут друг с другом на равных, хотя в ряде случаев (напр., в портрете И. А. Морозова — темпера, 1910, Третьяковская галерея) сильные цветовые эффекты доминируют. 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года.
С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. Домотканово, 1888, ГТГ). Поездка с Л. С.
С детства Серов был знаком с К. С. Коровиным по Северной Двине и побывал в Архангельске и Мурманске. Серову была заказана роспись столовой на сюжеты из «Метаморфоз» Овидия.
Живет с матерью в Мюнхене. В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. «Работа над картинами порядком измучила Серова и в 1911 году он их не трогал, как будто бы забросив» 15.
Мамонтова Веруша. Переезд с матерью в Париж. Мамонтов, по уверению современников, был жестоким и недалеким человеком. Своему другу А. С. Мамонтову Серов сообщает в 1890 году: Написал я в Костроме два портрета. Вот таким образом он и стал тем художником, который органично соединил искусство XIX и XX столетий.
Возвращение в Москву. Лесков (1894, ГТГ). Картины Серова «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» сделали его знаменитым. Вот таким образом немудрено, что Серова окружающие любили.
Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства». Особую главу Валентина Александровича составляют произведения «деревенского Серова» — этюды и картины с сельским пейзажемПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа.
Детство в столь творческом семейном окружении не могло отрицательно сказаться на Серове. 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. В портрете Ермоловой идеал Серова выражается наиболее полнокровно и ярко. Каждый раз художник создает разные образы, то напоминающие Г. Л. В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III.
Лишь изредка он мог выкинуть пару едких замечаний. Рождение сына Георгия. 1895. 22 ноября (5 декабря) Серов скоропостижно скончался. Таманьо» (1891), «Н. Отклоняет приглашение преподавать в Академии художеств. Эти чувства выплескиваются в антимонархических карикатурах 1905 года (рисунок «1905 год.
Правильней всего на этот вопрос было бы ответить так: и то и другое. Я только высмотрел, подметил. Бенуа. П. П. Чистяков говорил о Серове, что он еще не встречал в другом человеке такой меры всестороннего художественного постижения в искусстве, какая отпущена была природой его ученику.
В 1910 году увидели свет лучшие полотна в данном жанре, вышедшие из под пера мастера, а именно: «Одиссей и Навзикая» и «Похищение Европы». Природа и люди пребывают в удивительном единстве. Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника.
Работа над полотном шла три месяца. У генерала (отца модели) в доме висело два портрета дочери, писанных одновременно – Репина и Серова. Валентин Александрович Серов (1865 – 1911) – ключевая фигура в русском искусстве рубежа XIX – XX веков. Таким образом, осенью 1874 года Серовы переезжают в Париж.
После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. Портрет И. И. Участие во Всемирной выставке в Париже (Grand Prix за портрет Павла Александровича). Мир искусства считался действительно знаменитой организацией.
В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики. «Серов-рисовальщик, быть может, даже сильнее Серова-живописца», – писал И. Э. В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова.
Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911, ГТГ), который, по свидетельству дочери Серова, все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана. И никто ещё из русских художников, даже самых прославленных, не передавал этой поэзии юности с такой пленительной свежестью, с таким изящным, тонким мастерством. «Иначе писать не умею, – говорил он на это, – виноват, не столько не умею, сколько не люблю».
Врубель влюбился в Машу Симонович, послужившую моделью для серовской «Девушки, освещенной солнцем», Дервиз – в Надю Симонович, а Серов – в воспитанницу Симоновичей, Олю Трубникову. Рождение дочери Натальи. 1909. От нее веет здоровьем, безмятежностью. В окрестностях Абрамцева» (1879), «Ахтырка. В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина). Он рос среди людей, для которых самым главным в жизни было искусство. Результатом стал сильнейший сердечный приступ.
Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России). Стиль этого полотна значительно отличается от предыдущих работ мастера и живопись здесь совсем непохожа на представленную в «Девочке с персиками». В 1880 году, несмотря на юный возраст (менее положенных 16 лет), Серов поступает в Императорскую Академию художеств и начинает обучение в мастерской П. П. В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства.
Вот таким был Валентин Серов. Выходит из ТПХВ. Здесь они спокойно созерцают что-то в мире своих безмятежных детских фантазий.
С детских лет будущего художника окружала атмосфера искусства.
Стиль: реализм, неоклассицизм. Она обожала музыку и училась в консерватории Санкт-Петербурга. Многие лучшие сельские картины-этюды Серова выполнены акварелью, гуашью, пастелью. Именно в этот кружок, по настоянию Серова, были приглашены Коровин и Врубель. Сам же художник особенно был доволен последним, овальным портретом Гиршман (1911). Были две абсолютно разные фигуры того же мальчика. "Девушка, освещенная солнцем" "Заросший пруд".
На мамонтовской усадьбе в возрасте 22 лет Серов написал одну из самых лучших своих картин «Девочка с персиками». По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»8 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). 10 марта в знак протеста выходит из состава действительных членов Академии.
Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911г. ), который, по свидетельству дочери Серова, «все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана». Кроме музыкантов в их доме бывали Антокольский, Репин. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. Над образом Александра III Серов работал пофотографии. У околицы», 1900-е «Карета», 1908).
Гиршмана. Природа в этюдах Валентина Александровича противопоставляется человеку и предстает в «неласковом» и суровом виде. Среди них были и приближенные императора. Но Серов здесь как будто не находил места: то ли ввиду своего постоянного желания создавать что-то новое, то ли из-за сложного характера.
Его картины «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» стали свежим и исключительно сильным словом в изобразительном искусстве. Затем Серовы обосновались в Москве. 1891. Картина Девочка с персиками стала широко известной, причем не только в творческих кругах. Очень достоверно передана обстановка комнаты. Два из этих романов завершились венчанием. Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. В 1900-е гг.
Итак, в первых рядах оказался художник Валентин Серов. В шесть лет его постигла первая утрата – умер горячо любимый отец. В академии художеств, куда Серов поступил в 1880 году, появились первые друзья. Портретов Репина у Серова очень много, вот этот – один из самых известных. В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы.
Аристократизм духа интеллектуальная и нравственная высота, сознание предназначения русского актера как глашатая идей и чувств народа рождают гордость и чувство собственного достоинства. Наверное, потому, что Павел Петрович был первым, кто указал ему на сокровища старых мастеров. Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное». Левитана. Виды на урожай 1906 года» (1905г. ).
Первым официально-парадным произведением Валентина Александровича, написанным с натуры, был портрет великого князя Павла Александровича (1897). Здесь молодой художник завоевывает уважение, его талант вызывает восхищение. Вскоре после этого B. C.
В эти несчастные пропуски он писал пруд (Заросший пруд. Художник побывал в Петербурге, в Костроме и Харькове, посетил Владимирскую и Симбирскую губернии, Крым, путешествовал вместе с К. А. В отличие от крупноформатного живописного портрета Сергея Михайловича (1895), эскиз портрета Павла Михайловича (1899) невелик и выполнен в технике акварели, однако остается для нас одним из самых драгоценных свидетельств не только внешнего облика Третьякова, но и тончайших проявлений его великой и неординарной души. Портрет жены его Ольги Фёдоровны, например. На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму».
Он рано начал учиться рисовать, учился у многих художников (у австрийского художника Кёппинга, у Репина, в Академии художеств у Чистякова), рано выучился и стал самостоятельным. Интересно, что и в этот раз его особенно волновал вопрос благородства постановки. Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника.
Серов всегда и прежде всего портретист и в «Девочке с персиками» его влекла к себе живая и непосредственная девочка-подросток с густыми каштановыми волосами, смуглым румянцем и темными, подетски чистыми и ясными глазами, в «Девушке, освещенной солнцем»— задумчивая девушка, за спокойствием которой угадывается богатая внутренняя жизнь. Возвращение в Россию. В детстве учился в Париже и Москве у Ильи Репина и в Санкт-Петербургской Академии художеств (1880-1885) у Павла Чистякова. Для примера стоит взять всю ту же Девушку, освещенную солнцем.
Среди молодых живописцев нового поколения он сразу оказался впереди других. Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. «И рисунок и колорит и светотень и характерность и чувство цельности своей задачи и композиция – все было у Серова и было в превосходной степени». Портрет, написанный позднее, на котором запечатлена Мария Яковлевна Симонович, созданный в Домотканове (это имение, принадлежавшее другу Серова Владимиру Дервизу). В этих картинах произошло смешение жанров: портрет соединился с пейзажем, с интерьером. В доме Серовых всегда было шумно и весело.
Имя Валентина Серова имеет особое значение для Третьяковской галереи. В доме постоянно были гости, хорошие друзья его отца: Тургенев, например, Антокольский, Ге, который был чрезвычайно ласков с мальчиком и рисовал ему лошадок в альбоме. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома».
Поездка в Париж. Использовал он также карандаш, кисть и уголь, владел которыми он поистине великолепно. Грабарь причислил портрет к лучшим произведениям Серова. Отец будущего художника часто приглашал в гости Тургенева, Антакольского (знаменитого скульптора), Николая Ге и прочих известных личностей.
Его картины «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» стали свежим и исключительно сильным словом в изобразительном искусстве. Шемякина) Веры Ивановны3. Знакомство с семьей Мамонтовых. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). Серова «Юдифь», поставленной на сцене Мариинского театра в Петербурге в 1908 году. В качестве учителя Антокольский порекомендовал известного русского художника И. Е.
При их написании художник искал новые, собственные приемы передачи света и тени, стремился к максимальному сохранению свежести красок «при полной законченности, как у старых мастеров». Сам Серов объяснял ее позу и выражение на портрете словами: «А я Ольга Орлова и мне все позволено и все, что я делаю, хорошо». При этом сама картина относилась к жанру постимпрессионизма, для которого, как правило, совсем не характерна реалистичность.
Смерть отца. 1872. Именно вот таким образом Врубелю, а также некоторым другим творцам столь сильно не везло на фоне Серова они несколько блекли. Но, по свидетельству мемуариста, «Врубель не нравился тогда: находили его диким, непонятным, а именно Серова признавали». Педагог это был чрезвычайно строгий. Биография его тем не менее поворотными событиями не богата.
Валентину Серову было 22 года, когда к нему пришла первая волна популярности. Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903г. ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году и продолжил в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902г. ).
Постепенно Серов становился замкнутым и угрюмым – черты характера, сохранившиеся в нем на всю жизнь. Вместе каждый вечер спешили в семейство тетки Серова, Аделаиды Семеновны Симонович.
Набросок гуашью на картоне изображающий сидящую Гиршман (1904), плавностью линий созвучен стилистике модерна. В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой9, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения10. В начале XX века Серов создавал героические портреты в жанре светского портрета он сосредоточился на резком изображении значительных творчески мыслящих художников, писателей, актёров и музыкантов: портреты Максима Горького (1904), музей Горького, Москва Ермоловой Марии (1905), Фёдора Шаляпина (уголь, 1905) – оба в Третьяковской галерее и Елены Ивановны Рерих (1909). Из работ, сделанных Серовым в 1879 году, следует отметить портреты С. И.
Пейзаж», «Греция. Эволюция его стиля заметна в акварелях. Грабарь.
Такова знаменитая акварель «Венера перед зеркалом» (1890-е) исполненная с картины Тициана2. Творчество художника виртуозно и артистично выразило практически все важнейшие устремления русской живописи и графики (прежде всего тенденцию к импрессионизму и модерну) накануне авангардаАвангардизм (авангард) — совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Биография творца на этом моменте пополнилась еще одним важным событием: художнику поступил крупный заказ от харьковских дворян, желавших приобрести портрет царя. Еще более их сближал интерес к театру. и Ю. С. Репина, Т. А.
Виды на урожай 1906 года (1905, ГТГ). Совсем портретчиком становлюсь. В собрании Третьяковской галереи имеется несколько изображений «любимой натурщицы Серова» (по воспоминаниям М. Ф. Ольга Фёдоровна была очень хрупкой, нежность её словно просвечивала изнутри, слегка пугливая, но всегда старающаяся казаться естественной, – всё это вместе с поведенческими нюансами и весь характер модели перед зрителями оказались, как на ладони. В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой Девочка с персиками (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров.
Если про «Девочку с персиками» можно однозначно сказать, что эта картина является совершенным образцом живописи в стиле импрессионизма, то в «Девушке, освещенной солнцем», прослеживаются стилистические особенности, позволяющие отнести картину к жанру постимпрессионизма. Шествие радостно и торжественно-величаво. Дмитриев, «. только в рисунках и в любимых баснях Серов мог безбоязненно и прямо идти к заветным идеалам, так как современники здесь его не контролировали, так как эти вещи казались современникам второстепенными, побочными в серовском творчестве» 18. Становится преподавателем МУЖВЗ.
Творческие поиски Серова выходили далеко за рамки портретного жанра. На выставке было представлено более 2000 портретов от разных художников. Лескова (1894), композитора Н. А. Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»14. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г. Однако в юном Валентине Чистяков увидел настоящего гения.
Родился сын Георгий. Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался». В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. Но ведь подлинные продолжатели традиций не останавливаются на месте, а идут вперед и ищут. Это становится понятным не только по манере письма. Но сохранил своё видение жизненных ценностей художник Валентин Серов.
Это было время пика, наивысшего расцвета идеи передвижничества. Параллельно мастер работал над портретом княгини П. И. Знакомство с К. А. С детских лет будущего художника окружала атмосфера искусства. После усмирения», «1905 год.
Я. Дервиз с ребенком», 1888-89 «Мика Морозов», 1901 оба — Третьяковская галерея). Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. В картине «Одиссей и Навзикая» (1910) все проникнуто ощущением просветленности, гармоничной целостности. Мать будущего художника также была известной личностью. Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора».
Серов хотел показать реальную личность, а не приукрашенный образ монарха. Валентин Александрович Серов родился в Петербурге 7 января 1865 года (старый стиль) в семье известного композитора Александра Николаевича Серова. Желание писать «только отрадное» (о чем сам художник свидетельствовал в письме своей невесте О. Ф. Трубниковой, в 1887 году) с годами все более противоречит нервной реакции на возрастающую политическую нестабильность — в особенности в годы революции и контрреволюции 1905-1907 годов, когда Серова мучительно гнетет «тупая мгла» «российского кошмара» (из письма О. Ф. Серовой, 1907). Антокольский, он посоветовал матери Серова дать сыну художественное образование. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г.
Поездка с женой в Италию. 1905. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова12. Шишкина. Это полотно вместе с картиной «Девушка, освещенная солнцем» были показаны на восьмой выставке Товарищества передвижников в 1888 году.
Сложно судить о том, к какому решению пришел бы Серов в итоге, но во всех эскизах прослеживается «то стремление к упрощенности линий и форм, которое характерно для последнего года серовских исканий» 16. К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). В мамонтовский кружок в 1889 году Врубеля привел именно Серов. Сказочный народ, обитающий на нем, постоянно пребывает в полусонно-блаженном бытии. В портретах детей Серов стремился захватить позу и жест, чтобы показать и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения искреннюю чистоту и ясность взгляда ребёнка («Дети», 1899, Русский музей «Мика Морозов», 1901, Третьяковская галерея). 15 в. ) привело к резкому росту выпуска книг. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности.
Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. Портрет O. K. Возникновение книгопечатания (в Китае — в 11 в., в Европе — в сер. Были две абсолютно разные фигуры того же мальчика.
Они работали одновременно и оба – по первоисточникам венецианского Возрождения. Потом махнул рукой и сказал, не столько мне, сколько в пространство: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как не пыжился, ничего уже не вышло, тут весь выдохся». За картину «Девочка с персиками» Серов получил премию Московского общества любителей художеств, а второй портрет тотчас купил Третьяков.
Мая. 1876. Ранним утром 22 ноября (5 декабря – по новому стилю) 1911 года спешивший на портретный сеанс Серов упал и умер от приступа стенокардии. Первым способом множественного репродуцирования книги была ксилография.
В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров. Поездка в Крым и Сочи с В. Д. Пришлось писать с 8 утра до 8 вечера (этак со мной еще не было). Поездка в Вену и Италию с И. С. В эти несчастные пропуски он писал пруд («Заросший пруд. потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов.
Домотканово», 1904 обе — Третьяковская галерея). В 1900 году Валентин Серов вошел в объединение под названием Мир искусства. Иной по трактовке – рисунок, выполненный гуашью и темперой. Более того, стиль Ге можно проследить, взглянув на лучшие картины Валентина Серова. С. Лесков» (1894 все — там же) — люди искусства, чей творческий пыл как бы вступает в увлеченный, страстный диалог со свободным размахом серовской кисти.
Вместе с В. Д. На собраниях Валентин Александрович часто отмалчивался и даже был нелюдим.
«Мнение Серова, – свидетельствовал М. Добужинский, – все очень дорожили и с ним считались как с неоспоримым авторитетом». В античном мире и в средние века книги размножали путем переписывания. Но иначе работать Серов не умел, да и не хотел. Чистякова. Далее, он практически стал членом семьи Репиных.
Домотканово», 1888г. ). А. Бенуа называл его «совестью Мира искусства», к основанию которого художник был причастен. Впоследствии, эти черты характера постепенно усугублялись. При их написании художник искал новые, собственные приемы передачи света и тени, стремился к максимальному сохранению свежести красок «при полной законченности, как у старых мастеров». В 1906 году И. Н.
В портретах Серова – не разбор отрицательных или положительных свойств человека, а едкая ирония или остроумие, выраженное в блистательной эстетической форме. Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903, ГРМ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году, а затем в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ). Н. Ермолова», 1905 «Ф. В ореоле струящегося света мягко вырисовывается «девочка в розовом» с приколотой к черному банту красной гвоздикой. Биография, личная жизнь могли бы сложиться радужно и блестяще.
Похоронен на Донском кладбище в Москве. Правда, больше всего понравились Валентину огромный пес и диковинные фазаны, разгуливающие по внутреннему двору композитора. Ему неизвестно было чувство удовлетворенности. 18 февраля вместе с В. Д.
Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Жолтовского реконструировался «в классическом вкусе» особняк B. В. и Е. П. 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. «. Он только что встал, не выспался, больной, лицо зеленое» 7, – объяснял художник свой замысел. Это было открытием, которое, конечно же, не все восприняли адекватно.
Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911г. ), который, по свидетельству дочери Серова, «все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана». Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова. Рождение сына Михаила. 1897.
После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. В «Похищении Европы» (1910) имеющем не только живописный и графический, но и скульптурный вариант, характерная для модерна проблема соединения условного и реального, получила наиболее последовательное разрешение. Реализм Репина и строгая педагогическая система Чистякова вызвали в нём ранние творческие способности.
Что у Серова получалось такого, что никак не могло получиться у других. Изысканная элегантность цвета и пластики замечательно передают в этих образах («Великий князь Павел Александрович», 1897, Третьяковская галерея «Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон, впоследствии князь Юсупов», 1903, Русский музей) блеск и гордую замкнутость этого аристократического мира. «Лабораторией поиска» 17 той самой линии идеальной по своей лаконичности и остроте характеристики, стали для Серова иллюстрации к басням И. А. Крылова. Биография художника содержит и еще один весьма интересный промежуток времени.
Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. Краткая биография и та обычно отмечает, что именно отсюда, от одиночества и произошли не только замкнутость и угрюмость, которые были характерны для художника всю его жизнь, но и неистребимое стремление к свету, общению, красоте и радости. А. Коровин» (1891), «Ф.
«Девочка с персиками», как я назвал в свое время этот портрет-картину, давно уже вошла в золотой фонд русского искусства. «Девочка с персиками» – лирическая поэма о светлой юности, созданная талантом и молодостью двадцатидвухлетнего художника, безмерно влюбленного в жизнь и лучшее её порождение – человека. Основные материалы для изготовления книги: папирус, со 2 в. до н. э. — пергамент и с 13 века (в Европе) — бумага. «Его бравурность меня смущает, – писала мать художника. Часто бывало, что композитор Александр Николаевич, окруженный восторженными почитателями его таланта играл на рояле фрагменты новой оперы, а в другом конце квартиры его жена с «лохматыми» гостями заводила либеральные споры, мешая слушанию музыки. Римского-Корсакова (1898).
Трубниковой с 1884 года. Картина вся овеяна безмятежной радостью весенней поры в жизни человека. В начале 1889 года Валентин Александрович Серов женится на О. Ф. Одна из лучших композиций – темпера «Петр I» (1907г. ).
Толстым во время работы над портретом С. А. Толстой. 1893. А уж время для его жизни выпало на события чрезвычайно богатое. Из этого товарищества Серов вышел в 1900 году, вступив в объединение под названием «Мир искусства». Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор. : культ сильной линии, броского, монументального жеста и позы («М. Только очень счастливый человек так глубоко чувствует внутренний мир ребёнка.
Работавший в эти годы бок о бок с И. Е. Вскоре Серов покидает академию. в зеркале у края холста). Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Л. Гиршман», темпера, 1907 «В.
«Я ведь все-таки немного и пейзажист», – говорил он6. Награжден орденом Отечественной войны I степени и медалью За боевые заслуги. (1905, ГРМ), Баррикады, похороны Н. Э. Баумана (1905, Гос. Трубниковой.
Многие часы он провел в Эрмитаже, копируя творения Рембрандта, Веласкеса, Веронезе.
Будучи полноправным членом Санкт-Петербургской Академии художеств с 1903 года, в 1905 году Серов ушёл в отставку в знак протеста против казни бастующих рабочих и их семей 9 января, в «Кровавое воскресенье». Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая.
Героическая эпоха Петра 1, суровая и небывалая, завладевает воображением художника. Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения». В дальнейшем серовская чересчур медленная и кропотливая работа порой вызывала удивление. Юный Валентин многое перенял от своего наставника: здесь стоит выделить и спокойную, вдумчивую манеру письма и здоровый перфекционизм и умение грамотно обращаться с цветовой гаммой. Оба портрета несут на себе печать романтической одухотворенности, особой возвышенной поэтичности, подчеркнутой ясной и чистой цветовой гаммой.
Съездив вместе в Париж на Всемирную художественную выставку, они поселяются в Москве. Таким он образом он незаметно стал одним из лучших и наиболее авторитетных портретистов. Поездка в Берлин и Париж. 1910. В 1910 – 1911 годах художник работал над новой трактовкой темы.
Мамонтова, И. Е. Переезд с матерью в Киев. 1878. Заказ на иллюстрации послужил поводом к написанию картин, эскизы которых – «Выезд на охоту (Петр II и цесаревна Елизавета Петровна на псовой охоте» (1900), «Выезд Екатерины II на соколиную охоту» (1900 – 1902) – хранятся в собрании Третьяковской галереи. В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств.
Первые значительные произведения Валентина Серова («Девочка с персиками», 1887 «Девушка, освещенная солнцем», 1888 обе — Третьяковская галерея) явились новым этапом истории русского искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. В совместно снятой мастерской Серов, Врубель, Дервиз зимой 1882-1883 годов писали натурщицу в стиле «Ренессанс». Работа над композициями Похищение Европы и Одиссей и Навзикая портрет Иды Рубинштейн. 1911. Первым произведением Серова, которое поставило его в ряд крупнейших мастеров русской живописи, стала картина «Девочка с персиками». Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса.
А где можно было брать основной материал. В «Девочке с персиками» изображена дочь С. И. Свобода самовыражения, неразличимо сливаясь с правдой образа, достигла особой непринужденности в женских и детских портретахПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. Остров Крит» оба – 1907).
«Он с таким самозабвением впивался в свою работу, – вспоминал Репин, – что я заставлял его иногда оставить её и освежиться на балконе перед моим большим окном. Отец – композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов (1820-1871), автор опер Юдифь, Рогнеда, Вражья сила. Прожив в Париже немногим менее года, Серовы летом 1875 года возвращаются в Москву. Здесь описано более длительное состояние природы и человека – явный постимпрессионизм. В ноябре 1911 года, незадолго до смерти Серова, первый его биограф Игорь Грабарь и Серов рассматривали в Третьяковской галерее «Девушку, освещенную солнцем».
Выставка «Валентин Серов. мастерство Серова-портретиста достигла апогея. Бакстом в Грецию и на Крит. Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». Однако при жизни Серова музей обладал лишь немногими его работами.
На полотне изображена дочь Саввы Ивановича обаятельная Верочка. В 1900 году он написал портрет Николая II (сохранился авторский вариант того же года — Третьяковская галерея) самодержец, одетый в тужурку Преображенского полка, представлен тут скромно, почти по-домашнему, без пышных аксессуаров), который обычно считается лучшим изображением последнего русского императораИмператор (латинское imperator — повелитель) — монархический титул. Немножко суховато, но не неблагородно в отличие от бакстовской сладкой роскоши» 10. Во время позднего периода, который начался в 1900 году, Серов был членом влиятельного общества и журнала русского искусства «Мир искусства», который вырос, в частности из неудовлетворенности движением передвижников.
Серов же стал поистине популярен и среди простых людей. Серова решено было отдать в обучение к Репину. Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось.
Впрочем, Чистякову именно это качество ученика и нравилось более всего. Его стали ценить, от него ждали новых «солнечных» полотен, похожих на портреты девушек, которые так понравились. С 1904 года любимой моделью Серова становится Г. Л. Домотканово», 1895 обе — там же «Зимой», 1898, Русский музей «В деревне.
Однако Серов не был удовлетворен этим рисунком и пытался его уничтожить. Избран действительным членом венского Сецессиона.
Виды на урожай 1906 года» (1905г. ). Он был первым, кто открыл Серову сокровища Эрмитажа и начал говорить о необходимости изучения старых мастеров. Первоначально в Древнем Риме слово imperium обозначало верховную власть (военную, судебную, административную), которой обладали высшие магистраты — консулы, преторы, диктаторы и др. Исполнение декораций было поручено К. А.
Начало работы над портретами семейства Юсуповых. 1901. В портретах Серова – его современники, разные по характеру, внутреннему миру: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891, ГТГ), обладающий, по образному выражению художника, золотой глоткой, жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1891, ГТГ), одухотворенный И. И. Левитан (1893, ГТГ), подчеркнуто-нервный Н. G.
Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). Я только высмотрел, подметил». Однако после раскола общества Серов, Левитан, Архипов, Васнецов инекоторые другие художники вышли изего состава. Поездка с Репиным в Крым и Запорожье.
Как вспоминал один из мемуаристов, Серову в Академии попросту надоело. В качестве фона был выбран главный харьковский зал собрания. «Серов был реалистом в лучшем значении этого слова, — писал В. Брюсов. Мать – Валентина Семеновна Серова (урожд. Бергман, 1846-1927), композитор и музыкально-общественный деятель. 1871.
Вот и остался почти в одиночестве Серов Валентин Александрович. и жанром («Заросший пруд. о русском прошлом, которые превратились в самостоятельный цикл, где центральное место заняла фигура Петра I, запечатленная удивительно остро и экспрессивно (темпера «Петр I», 1907, Третьяковская галерея).
Творчеством художников интересовалась практически вся интеллигенция. Серов хотел вот такой беззаботности, лёгкости. Более проработанный вариант, выполненный гуашью, отличает теплый колорит и обрамляющий орнамент «елочка», который был заимствован Серовым непосредственно из крито-микенского искусства. Серов казался между ними просто любимцем богов.
Становится членом "Мира искусства". Вот таким образом итальянский певец Анджело Мазини, дававший гастроли в лучших столичных заведениях всего мира изображен в стиле Веласкеса. Николаю II пришлось извиниться перед Александром Валентиновичем и инцидент был исчерпан. Дервизом. 1885.
Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним. За картину «Девочка с персиками» Серов получил премию Московского общества любителей художеств, а второй портрет тотчас купил Третьяков. Это произведение вместе с портретами М. Ф. Коровину, однако Серов остался недоволен, сочтя, что декорации лишились «той небольшой доли благородства» 9, которая имелась в его эскизах.
Начало систематических занятий с И. Е. Вопрос нерешаемый. Но в этом жанре – пленэрном – Серов уже всё показал, что хотел.
Поездка в Мюнхен и Голландию. Осенние и зимние тропинки и дороги изображенные на них, выглядят унылыми и необитаемыми. В Париже юный Серов оказался фактически предоставленным самому себе. 1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков. Коровиным.
Кнебель предложил Серову создать композицию, представляющую царя-реформатора в период строительства Петербурга, для издания серии школьных пособий «Картины по русской истории» (М., 1908). Знаменитое блюдо изображенное на картине «Девочка с персиками», является своеобразным памятным знаком, в котором отдается дань тем пристрастиям, которым отдавались члены абрамцевского кружка. Просто так. Продолжение занятий с Репиным. 1880. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси. Также в этот период художник написал несколько портретов деятелей искусства: портрет итальянских певцов Анджело Мазини (1890), Франческо Таманьо (1893), художников К. А.
Я только высмотрел, подметил». В 1910 году по проекту И. В. Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. 1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов.
Они задались вопросом, кто же такой Валентин Серов. Валентин стал принимать самое активное участие в жизни данного общества, организуя различные выставки и добывая деньги на выпуск печатного издания объединения «Мир искусства». Поездка в Рим и Париж. В феврале родилась дочь Ольга.
Избран членом ТПХВ. К тому же сам отец будущего художника был страстным любителем рисования. Валентин Александрович Серов родился в Петербурге 7 января 1865 года (старый стиль) в семье известного композитора Александра Николаевича Серова. Утренняя девочка и девушка в полдень. В 20 лет он бросил Академию, а в 22—23 года стал известным живописцем – автором великолепных картин «Девочка с персиками» (1887) и «Девушка, освещенная солнцем» – портреты Верочки Мамонтовой и Маши Симонович, двоюродной сестры художника.
Работа шла ежедневно: только для «Девушки, освещенной солнцем» потребовалось не менее 90 сеансов. И никто ещё из русских художников, даже самых прославленных, не передавал этой поэзии юности с такой пленительной свежестью, с таким изящным, тонким мастерством. Коровина. 1892.
Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним. В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой «Девочка с персиками» (1887г. ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить «свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров». Гиршман (поворотом головы, пышной прической и изящными туфельками), то лаконичностью и колоритом отсылающие к произведениям на античные темы («Похищение Европы», 1910). 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова.
У него и правда всё шло хорошо – даже в личной жизни, что редкость. Именно Третьякову принадлежит эпохальная фраза: «Большая дорога лежит перед этим художником» именно Третьяков дал начинающему Серову путевку в жизнь, став одним из первых ценителей и собирателей его произведений. Героическая эпоха Петра, суровая и небывалая, завладевает воображением художника. Творили Репин, Суриков, Поленов, Левитан. Мамонтовыми. Ни у одного другого творца не получалось столь мощно и ярко передать игру света и теней.
Одна из сложнейших техник Валентина Александровича – игра со светом. Зарождались романы. Морозовой и С. М. Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х годов обозначен фовизмом и измом.
Действительно эта работа – признанный и бесспорный шедевр. В альбоме художника появились рисунки: атаки казаков на безоружный народ, а затем и картина «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. » (1905г. ), «Баррикады, похороны Н. Э. Баумана» (1905, Гос. Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки». Знакомство с А. Н. Женитьба на О. Ф. Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино16.
Баба с лошадью», 1898 «Стригуны на водопое. Участие в Международной выставке берлинского Сецессиона. Театральная среда была близка художнику с детства.
В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи19. Домотканово», 1888 «Октябрь. Картина вся овеяна безмятежной радостью весенней поры в жизни человека.
Поленовым подает заявление в Совет Академии художеств, в котором обвиняет президента Академии (и одновременно главнокомандующего петербургским военным округом) в организации расстрела. Художник был дружен с наследниками П. М. Именно здесь у мальчика впервые появился интерес к рисованию. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку.
Боткиной (1899) принесло Серову славу одного из лучших портретистов Европы конца XIX века. Тот же прием использован и в монументальном портрете Ф. И. Шаляпина (1905). На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики.
Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр. В 1889 году художник написал портрет, на котором изображена Прасковья Мамонтова, двоюродная сестра знаменитой «Девочки с персиками».
Он вернулся в Москву. Были две абсолютно разные фигуры того же мальчика. У Чистякова Валентин перенял и «вдумчивую» неторопливую манеру письма, которая со стороны воспринималась как излишне кропотливая и медлительная. В светском портрете нарастают черты иронического сарказма («Княгиня О. К. Орлова», 1911, там же). Здесь молодой художник завоевывает уважение, его талант вызывает восхищение.
От натуралистичных и подробных пейзажей художник с годами движется к большему обобщению, к работе лаконичным цветовым пятном («Пейзаж. Несмотря на свой авторитет и лучшие заказы, о которых другим известным художникам оставалось только мечтать, Александр Валентинович не хотел записывать себя в «придворные портретисты» и не льстил высокопоставленным чинам ради личной выгоды. Мамонтовой. «Он слышал выстрелы, видел убитых.
Сразу же вспоминается его учитель, профессор Чистяков. Влиянию Чистякова Серов обязан и своей «вдумчивой» манере письма: Чистяков не терпел легкости и приблизительности в запечатлении натуры. Но и Чистяков любил Серова и гордился им.
Валентин Александрович состоял в творческом кружке, организатором которого был знаменитый купец Мамонтов. Его работы узнавались, а непередаваемый стиль ценился. Именно в эти годы сформировался облик Серова-гражданина, остро осознающего социальную несправедливость. Здесь молодой художник завоевывает уважение, его талант вызывает восхищение. Коллеги-передвижники были не столько возмущены, сколько обескуражены. Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил.
Сарабьянова интересовали история русского и советского искусства Нового времени, русская художественная культура, зарубежное искусство конца XIX-начала XX веков, проблема взаимоотношения живописи и литературы, взаимодействие русского искусства с западноевропейским, стиль модерн, проблема внутренней традиции в русском искусстве, своеобразие русского авангарда. Дмитрий Сарабьянов был кандидатом искусствоведения (1953), доктором искусствоведения (1971), профессор (1973). Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». Там, решив тряхнуть стариной, принял участие в игре в городки. «Все, чего я добивался, — это свежести, — говорил впоследствии художник, — той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Портреты Ермоловой, Горького. 1906.
Репина (1892), И. И. Он был все время в пути. В отличие от крупноформатного живописного портрета Сергея Михайловича (1895), эскиз портрета Павла Михайловича (1899) невелик и выполнен в технике акварели, однако остается для нас одним из самых драгоценных свидетельств не только внешнего облика Третьякова, но и тончайших проявлений его великой и неординарной души. Ныне Третьяковская галерея обладает наиболее полной и значительной коллекцией рисунков и акварелей мастера (более 750 отдельных листов, 45 альбомов). Как метко подметил В. А.
В 1879 году в Репин снова дает уроки живописи четырнадцатилетнему Серову. Этим подчеркнута значительность личности Петра. Русский художник Валентин Александрович Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге. Конец XVII и XVIII век». Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. Мазини» (1890), «К.
Официальное оформление выхода из Академии художеств. «Девочка с персиками» – лирическая поэма о светлой юности, созданная талантом и молодостью двадцатидвухлетнего художника, безмерно влюбленного в жизнь и лучшее её порождение – человека. Получает звание академика живописи. 1899. Ими стали М. Врубель и В. Дервизор. «Прошло свыше шестидесяти лет с тех пор, как написан портрет, — писал И. Грабарь. С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком).
Биография Крамского окончилась – умер великий портретист, символ на знамени реализма передвижников, – и тут же написана картина Девочка с персиками (1887), словно наследство от автора Неизвестной получено. В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. Поездка в Париж. 1907. Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. После смерти отца (Валентину тогда было шесть лет) для Серова началась жизнь скитальца. Выход Серова явился единственным подобным актом за всю историю существования Академии. Произошло это спустя пять лет после поступления.
Домотканово". 1896. «Девочка с персиками» сделала его известным, поставила в один ряд с крупнейшими русскими живописцами и стала самой знаменитой картиной Серова. "Октябрь. Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. Уже тогда Валентин Александрович заметно выделился среди остальных творцов.
Поэзия юности, выраженная поэзией света и цвета, – вот, в сущности, тема картины. Так началась целая серия портретов императорской семьи. К двадцати годам художник выработал собственный аутентичный стиль, который отличался от манеры исполнения всех учителей Валентина. Высшими достижениями раннего периода являются портреты-картины Девочка с персиками (1887), Девушка, освещенная солнцем (1888 обе в Третьяковской галерее). Домотканово», 1888 г. ).
Сначала женился Дервиз, а в январе 1889 года – Серов, считавшийся, впрочем, женихом О. Ф. Когда рисунки мальчика увидел скульптор М. М. Левитана (1893), писателя Н. С. Носовых в Москве.
Два главных принципа системы основателя Московского Художественного театра – «поиски характерного и переживание воплощаемого образа» 11 – можно с легкостью отнести и к творчеству Серова. Одна из лучших композиций – темпера Петр 1 (1907, ГТГ). Да, я просидела три месяца и почти без перерыва, если не считать те некоторые сеансы, которые приходилось откладывать из-за плохой погоды. С той же свободой и безупречным видением цвета написана и «Девушка, освещенная солнцем»: светлая блуза с цветными тенями, нежно-зеленоватыми и перламутровыми рефлексами листвы, голубые отсветы юбки на руках.
Римского-Корсакова «Шехеразада» для Русских сезонов С. П. Дягилева в Париже. Кроме музыкантов в их доме бывали Антокольский, Репин. Возможно, темы «Одиссея и Навзикаи» и «Похищения Европы» были оставлены лишь на время и то ради заказа, соответствовавшего интересу Серова к воплощению античной темы в монументальных образах. Поступление в петербургскую Академию художеств. 1883. Весна и лето. История создания ее портретов – это история поиска «большого стиля», опирающегося на достижения мастеров прошлого и отвечающего запросам нового времени.
1865, 7 (19) января родился в Петербурге. А он был страшный: долговязый. Дервиза Домотканово. Картины «Девушка, освещенная солнцем» и «Девочка с персиками» принесли Валентину Серову заслуженную популярность, которая значительно выдвинула его вперед по сравнению с остальными молодыми живописцами того поколения. В 1875 году Серовы – мать и сын – вернулись в Россию.
заменялся кодексом. Гиршман. 1908. В 1871 году отец мальчика скоропостижно скончался. Совмещение карьеры и семьи проходило не так успешно.
Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. Занятия с Репиным и самостоятельное рисование были единственным его развлечением. Осенью 1911 года заваленный работой Серов поехал отдохнуть в Домотканово.
Материнское сердце не обманулось в предчувствиях. Репиным. Дом с садом» (1879). В работе «Одиссей и Навзикая» изображен фрагмент древнегреческого мифа о потерпевшем крушение Одиссее, очутившемся на берегу феакийского острова. В альбоме художника появились рисунки: атаки казаков на безоружный народ, а затем и картина «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. » (1905г. ), «Баррикады, похороны Н. Э. Баумана» (1905, Гос.
Остроуховым, М. С. Получая широкую популярность, в 1894 году Серов присоединился к передвижникам и взял важные заказы, среди которых были портреты великого князя Павла Александровича 1897 года (Третьяковская галерея), Боткина С. М. 1899 года, Юсуповой Ф. Ф. 1903 года, а также княгини Ольги Орловой (все три портрета находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге). Лишь через три года занятия с Репиным продолжились. Встречается с Л. Н. К тому же сам отец будущего художника был страстным любителем рисования. Таковы «А.
«Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника. Был написан портрет императора Николая II. Обучение в гимназии К. И.
Поездка в Германию. 1903. Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (19011903г. ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году и продолжил в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902г. ). Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы. И. Шаляпин», уголь, мел, 1905 «Г. Встреча с А. Матиссом, посетившим Москву осенью.
Оба портрета наполнены не только увлеченностью новой техникой живописи, но и особой одухотворенностью, поэтичностью, что сразу выделило молодого художника и сделало его известным. Даже самые суровые критики отмечали невероятную реалистичность полотна. Его первая масштабная работа для театра – оформление оперы А. Н.
Серов считал его мнение даже авторитетнее мнения Репина. Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых.
Трубниковой (1865-1927). 1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства».
Орловой. Чему так завидовали многие художники конца 19 века. Петр на журавлиных ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру. Как правило, это не «дословные» копии, а свободная авторская интерпретация шедевра.
После усмирения», «1905 год. Именно Третьякову принадлежит эпохальная фраза: «Большая дорога лежит перед этим художником» именно Третьяков дал начинающему Серову путевку в жизнь, став одним из первых ценителей и собирателей его произведений. После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897г. ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899г. ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника. Как и в случае с «Похищением Европы», существует несколько вариантов композиции «Одиссей и Навзикая».
Поэзия юности, выраженная поэзией света и цвета, – вот, в сущности, тема картины. И ещё множество таких же примет, дат и переброшенных мостиков от одного события к другому. Одна из древнейших форм книги — свиток (4-3-е тысячилетине до н. э. ), со 2-4 вв. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. Он добился поставленной цели — чувства «свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах» (как он позднее рассказывал художник и искусствовед Игорь Эммануилович Грабарю), воплотив в этих образах юности, света, радости принципы импрессионизма, — причем с беспрецедентной для национальной традиции последовательностью и полнотой. Идеально сохранившаяся обстановка петровского домика Монплезир в Петергофе вдохновила Серова на создание композиции «Петр I в Монплезире» (1910 – 1911).
Самое сильное и интенсивное пятно — лицо актрисы. Акимовой (1908). Художник избрал точку зрения снизу, словно изображенный находится на сцене, слегка возвышаясь над зрителем. Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом».
Годы расцвета творчества мастера пришлись на время создания объединения «Мир искусства», с членами которого он сотрудничал и дружил. – писал Серов из Венеции своей невесте. На выставке представлен эскиз горизонтального формата с намеченным тушью мотивом шествия.
С 1899 года В. А. Серов работал над иллюстрациями к книгамКнига — непериодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала (объемом более 48 страниц) средство информации. В августе был в Абрамцеве, затем— в Москве в октябре путешествовал в Киев и Одессу, где договорился со своей невестой об их венчании в январе следующего года в декабре— в Санкт-Петербурге: написал портрет композитора П. И. Бларамберга и начал писать портрет отца. 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене7. Участие в Международной выставке мюнхенского Сецессиона. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище.
От него ждали аналогичного началу и продолжения: столько же солнца. Рождение сына Александра. 1894. Становится свидетелем расстрела демонстрации 9 января. В Мюнхене Серов изучает коллекцию Старой Пинакотеки, копирует Веласкеса. 1886.
Похоронен он на Новодевичьем кладбище в Москве. Таньона – бывшего гувернера и друга семьи Мамонтовых (1884). Чистяков был невероятно жестоким и даже злобным человеком. Участие в Первой коллективной выставке произведений русских художников, организованной в Вене. Дальнейшее влияние на Серова оказали картины старых мастеров, которые он рассматривал в музеях России и Западной Европы, дружба с Михаилом Врубелем и (позже) Константином Коровиным, а также творческая атмосфера Абрамцево, с которым он был тесно связан.
Портреты Ф. Таманьо, К. А. Коровина (1891), И. Е. Фотографии – вот основной источник, с которым должен был иметь дело Серов. Друзей Валентин обрел не только в стенах Академии, но и за ее пределами. Там регулярно ставились домашние и любительские спектакли, в которых Валентин принимал самое активное участие и быстро стал любимцем публики.
И так благостно смотреть на такие портреты – душа радуется. Избран действительным членом Академии художеств. 1904. Вернувшись из путешествия, Серов начал делать наброски в античном стиле. Мальчик появился на свет 7 (19) января 1865 года в Петербурге. А тут – радость. Таков рисунок сгоревшего дома, увиденного им под Рождество из окна репинской квартиры («После пожара», 1880). Линия жизни», проходящая в Третьяковской галерее с декабря 2011 по май 2012 года, предоставляет возможность проследить творческий путь мастера на примере коллекции его произведений из собрания отдела графики ГТГ, никогда ранее не экспонировавшихся в подобном объеме.
В 1906 он приступил к работе над портретом Гиршман в интерьере ее будуара. Художник сам вызвался написать занавес к уже осуществленной постановке. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. Спустя много лет, уже признанный мастер, Серов признавался наставнику: «Помню Вас как учителя и считаю Вас единственным (в России) истинным учителем вечных незыблемых законов формы, чему только и можно учить. » 1 К периоду занятий у Чистякова относится рисунок с изображением уснувшего Ю. П. Аудитория воспринимала подобные спектакли на ура, а у Валентина появилось прозвище «Антоша», которым его величали люди из самого близкого окружения.
ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи. Но у самой Валентины Семёновны к торговым делам не было никакого влечения. Щербатовой. Это наполняет картину теплом домашнего уюта. К его словам внимательно прислушивались. После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника. Серов построил этот портрет по законам монументальной формы — строго, торжественно, без лишних деталей, максимально упростив цветовые отношения, достигнув предельной выразительности силуэта фигуры.
К оформлению интерьеров были привлечены М. В. Добужинский, К. А. Сомов, А. Н. Бенуа. На исходе 1890-х годов к Серову пришла настоящая слава. В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры Девушка, освещенная солнцем (1888, ГТГ). Турчанинова (1907), М. Н. На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3.
Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. Акварельный эскиз портрета, представленный на выставке, передает замысел художника, многоплановостью композиции и игрой с отражением в зеркале вызывающий ассоциации с «Менинами» Веласкеса.
1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. Вряд ли император согласился бы позировать в течение нескольких недель. Рождение сына Антона. 1902.
В этом портрете Серов изображает жену известного московского капиталиста именитую московскую красавицу, на фоне богатого туалетного столика, отделанного модной тогда карельской березой. Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках. В задачу Валентина Александровича входило написание как самого императора, так и его семьи. Участие в 5-й периодической выставке МОЛХ. 1887. Возраст модели другой, мироощущение – соответственно.
Валентина Семёновна была буквально одержима идеями Чернышевского, вплоть до нигилизма и на воспитание сына это весьма повлияло. Поздняя любовь – в сорок три года Александр Николаевич женился на семнадцатилетней ученице Валентине Бергман – была вознаграждена рождением единственного сына. Фигуры в портретах Серова постепенно становились всё более и более графически изысканными и экономичными, особенно в поздний период (Василий Качалов, 1908, Тамара Карсавина, 1909 многочисленные персонажи из басен Ивана Крылова, 1895-1911). В начале XX века, у Серова был стилистический переломный момент: из его работ исчезли черты импрессионизма и развился модернистский стиль, но присущее ему истинное и реалистичное понимание характера объектов изображения осталось постоянным.
С поразительной свободой Серов пишет девочку в розовой кофточке с черным бантом, скатерть и будто случайно брошенные на стол румяные персики, обстановку старинной усадьбы, летний солнечный день за окном. Бергман-Серовой, в Москве бывали музыканты, артисты, художники. А кар тины кажутся созданными, что называется, на одном дыхании.
Гиршман, хозяйка известного московского салона, жена крупного промышленника и коллекционера В. О. "Девочка с персиками". 1888. После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897г. ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899г. ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника.