Однако, на протяжении всей жизни Серов создал огромное количество произведений в различных жанрах: кроме портретов и пейзажей, он работал в исторической живописи, в политической и иллюстративной графике, создал произведения театрально-декорационного искусства. Большое воздействие на Серова оказала живопись старых мастеров, виденная им в музеях России и Западной Европы, дружба с М. А. Врубелем, а позже с К. А. Коровиным. С 1898 по 1909 годы Валентин Серов руководил мастерской Московской школы живописи.
Серова на две равнозначные части, живописную и графическую, продиктовано уникальностью таланта художника. Серов — художник широкого диапазона: он работал в живописи и графике, в разных материалах и технике, обращался к портрету, пейзажу, жанровой композиции историческим и мифологическим сюжетам, предпринимал опыты в театральной декорации и стенной живописи, книжной иллюстрации и мелкой пластике. Этим подчеркивается умение Серова виртуозно синтезировать, в графике работая цветом, а в живописи делая акцент на силуэте. Картины Серова это всегда яркое и точное воспроизведение сути от мастера портретной живописи, творивших в XIX веке.
В этих правдивых, совершенных по композиции и живописному исполнению произведениях, Серов всё более последовательно использовал линейно-ритмические начала и декоративные цветовые сочетания. Кроме живописи, графики, работ для театра, здесь еще представлены и опыты Серова в монументально-декоративном искусстве – «Аполлон и Диана избивающие детей Ниобеи» – рисунки на античную тематику для росписи особняка Носовой. Валентин Александрович Серов (7 (19) января 1865, Санкт-Петербург — 22 ноября 1911, Москва) — русский живописец и график, мастер портрета.
Валентин Александрович Серов (19. 01. 1865, Санкт-Петербург, Российская империя — 22. 11. 1911, Москва, Российская империя)— русский живописец и график, мастер портрета. Валентин Александрович Серов (719января1865, Санкт-Петербург— 22ноября 5декабря1911, Москва)— русский живописец и график, мастер портрета. Особенности техники Серова, его метода работы над портретом, отличающиеся большим своеобразием, представляют значительный интерес и занимают особое место в истории развития русской портретной живописи конца XIX и начала XX столетий.
Александр Николаевич Серов ушел из жизни, когда Валентину было всего 6 лет. Радость беспричинная. Оригинальность, свежесть, лёгкость и воздушность его живописи тут же зацепили их своей непринуждённостью и глубокой философией, чувственностью. за этюд с натуры». Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом.
В жизни Валентин Серов и Константин Коровин были друзьями, которым за неразлучность дали прозвище «Коров и Серовин». Так, например, работая над портретами членов семьи Юсуповых в их подмосковном имении «Архангельское», художник написал портрет младшего сына в 18 дней, портрет самого Юсупова – в 24 дня, а портрет княгини Юсуповой пастелью – в 7 дней. Он прошел превосходную школу. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. Отклоняет приглашение преподавать в Академии художеств. Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами.
Лукомской» (1900, ГТГ), где сложная психологическая характеристика модели словно предрекает трагическую судьбу изображенной. Биография художника содержит и еще один весьма интересный промежуток времени. Да и картины у Коровина Мамонтов покупал за бесценок.
1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. С присущей ему скромностью или иронией художник отмечал: «Я ведь все-таки немного и пейзажист» 5. Настоящий успех принесли Серову иллюстрации на исторические темы. Чехова, по признанию современников, является портрет 1902 года (ГЛМ), написанный Серовым за несколько кратких сеансов.
Изысканная элегантность цвета и пластики замечательно передают в этих образах («Великий князь Павел Александрович», 1897, Третьяковская галерея «Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон, впоследствии князь Юсупов», 1903, Русский музей) блеск и гордую замкнутость этого аристократического мира. Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора». Возникновение книгопечатания (в Китае — в 11 в., в Европе — в сер. Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом».
Эти чувства выплескиваются в антимонархических карикатурах 1905 года (рисунок «1905 год. «Не каждый день бывают такие находки. Отец будущего художника часто приглашал в гости Тургенева, Антакольского (знаменитого скульптора), Николая Ге и прочих известных личностей. Грабарь отмечал «то стремление к упрощенности линий и форм, которое характерно для последнего года серовских исканий» 28. Над образом Александра III Серов работал пофотографии. В поисках ключа к созданию нового образа Гиршман он поначалу ориентировался на стиль Энгра, но в процессе работы точка отсчета сменилась: «Уж теперь не Энгр, а, пожалуй, к самому Рафаэлю подбираемся» 9.
Чему так завидовали многие художники конца 19 века. Отдельные портреты темперой, как, например, Г. Л. Гиршман (1907), Серов выполнял на незагрунтованной, а только проклеенной тонким слоем столярного клея поверхности среднезернистого, довольно плотного холста. Его творчество было замечено благодарным зрителем и критиками. В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора». Желание писать «только отрадное» (о чем сам художник свидетельствовал в письме своей невесте О. Ф. Трубниковой, в 1887 году) с годами все более противоречит нервной реакции на возрастающую политическую нестабильность — в особенности в годы революции и контрреволюции 1905-1907 годов, когда Серова мучительно гнетет «тупая мгла» «российского кошмара» (из письма О. Ф. Серовой, 1907).
Работая над сюжетом «Одиссея и Навзикаи», Серов признавался, что ему бы хотелось написать Навзикаю «не такой, как ее пишут обыкновенно, а такой, какой она была на самом деле» 27. Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино16. Бакстом в Грецию и на Крит. Портреты певца Таманьо и художника И. Левитана были также выполнены в несколько сеансов. Поездка в Рим и Париж.
Одним из самых достоверных образов А. П. О. Гиршман», 1910-1911 все — Третьяковская галерея «Ида Рубинштейн», темпера, уголь, 1910, Русский музей) живопись и графика соперничают тут друг с другом на равных, хотя в ряде случаев (напр., в портрете И. А. Морозова — темпера, 1910, Третьяковская галерея) сильные цветовые эффекты доминируют. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. Вместе с В. Д. Пастернак. Уже тогда Валентин Александрович заметно выделился среди остальных творцов.
С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). Живет с матерью в Мюнхене. На выставке представлены эскизы монументальных росписей, созданные по заказу издательств, графические «картины по русской истории», декорации для театра, знаменитая афиша для «Русских балетов Сергея Дягилева». Мария Симонович не смогла вернуться в Россию, какие уж возвращения после революции. Особую главу Валентина Александровича составляют произведения «деревенского Серова» — этюды и картины с сельским пейзажемПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа. Орловой (1911, ГРМ) – фиксация первого впечатления, которое трансформировалось в знаменитый парадный портрет княгини.
Мастер не нарушал границ жанра, предельно утрируя характеристику лишь в шаржах. На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». Симонович-Ефимовой. Рождение сына Георгия. 1895. Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». Работая темперой, художник большей частью пользовался холстом фабричного изготовления, покрытым полугипсовым грунтом, на нем были исполнены портреты А. П. Ленского и А. И. Южина, Иды Рубинштейн (1910) и другие. Особенно много работать акварелью Серов начал в конце 1890-х-1900-е годы. – В Египет. » 29.
Л. Гиршман», темпера, 1907 «В. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). Грабарем к лучшим произведениям Серова. Карзинкиной (1905, БГХМ) вторит мягкий пастельный штрих, а декоративную красоту изображения подчеркивает пустое пространство листа. Гиршман сохранил фрагменты и втайне от автора отдал на реставрацию. На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3.
Серов широко использовал метод калькирования: нарисовав фигуру на полупрозрачной бумаге, накрывал рисунок другим полупрозрачным листом и, обведя наиболее удавшиеся контуры, продолжал рисовать уже на новой «подложке». Мамонтова (1898), Мариинского театра (1888 и 1907) и антрепризы С. П. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». Для нового поколения художников был характерен поворот от изображения «язв общества» к запечатлению гармонии. Текучесть, «подвижная сущность» акварели раскрывает сам процесс создания портрета, отражает темп работы художника, обладающего способностью мгновенно схватывать облик и психологическое состояние модели.
Коровиным. Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. Рождение сына Антона. 1902. Они одинаково одеты, на голове – одна и та же копна кудрявых волос, но тем резче проявляется разница в психологии. В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию. Работа над композициями Похищение Европы и Одиссей и Навзикая портрет Иды Рубинштейн. 1911. Серова», 1880, ГТГ), хозяина Абрамцево С. И.
Работы Серова уже тогда были отмечены печатью таланта и мастерства. «Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника. Мамонтова (1879, ГРМ), двоюродной сестры М. Я. Искусственной позой княгиня напоминает манекен, а на лице отражаются надменность, властность, внутренняя пустота. Впоследствии, эти черты характера постепенно усугублялись.
Сразу же вспоминается его учитель, профессор Чистяков. В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. Через 6 лет после рождения сына, прожив 51 год, умирает отец. Привязанность к скупому северному пейзажу, умение увидеть и передать его особую выразительность художник перенес в свои исторические картины («Петр I», 1907, ГТГ «Петр I на работах», 1910-1911, ГТГ, ГРМ) и др. Биография мальчика неожиданно изменила направление, когда внезапно умер отец. Сколько любви и чувства изящного.
Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. Таковы «А. Коровина. 1892.
Немножко суховато, но не неблагородно, в отличие от бакстовской сладкой роскоши» 25. Спустя несколько месяцев после постановки «Юдифи» в Мариинском театре в 1907 году Серов был привлечен к оформлению этой же оперы в Париже. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. Большего контраста невозможно придумать.
В эскизах Серова И. Э. Смерть отца. 1872. Остроухову: «. я в две недели должен был написать свой персидский занавес, который и написал. Ростроповича) был исполнен в Париже в конце мая – начале июня 1911 года совместно с И. С. Рождение дочери Натальи. 1909. Дягилевым, стоял у истоков этого грандиозного предприятия. Чистякова (1881, ГТГ) и Е. Г.
ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи. Например, Мамонтов откровенно издевался над Врубелем (просто глумился). Отец – композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов (1820-1871), автор опер Юдифь, Рогнеда, Вражья сила.
В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. Уже в акварельном эскизе (1906, ГТГ) проступает сложный замысел художника. Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки».
Портрет И. И. Однажды он заказал у художника картину и обещал заплатить три тысячи рублей. В июне был отставлен от руководства попечительским советом Третьяковской галереи его друг И. С. Остроухов17. В. О. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. Олив (1909, ГРМ), по признанию И. Э. «Надо знать ремесло, рукомесло. Эта картина пришлась по сердцу многим критикам.
Поездка с Коровиным на Север, в Архангельск и на Мурман, где оба художника пишут многочисленные этюды. Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова. Валентин Александрович состоял в творческом кружке, организатором которого был знаменитый купец Мамонтов. Художник становился все более замкнут, угрюм, резок в суждениях, вспыльчив. В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова. Эти рисунки заполняли целую стену той боковой комнаты во двор (в великолепной квартире Сережи в доме 11 по Фонтанке), которая служила "редакцией" в тесном смысле и куда посторонние не допускались. Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая. Для молодого художника – это было настоящей удачей, которую подарила ему судьба.
Поездка в Париж. 1907. Выходит из ТПХВ. А между тем Серов всегда считал своим учителем Репина, не отрицал идей передвижничества – он просто смотрел на жизнь (и на живопись) под другим углом. Трубниковой (1865-1927).
Здесь можно увидеть еще один портрет«девушки, освещенной солнцем», – двоюродной сестры художника Марии Симонович, но уже в более старшем возрасте, замужней женщиной, у которой теперь фамилия Львова. Начало систематических занятий с И. Е. Избран действительным членом Академии художеств. 1904. Представленные на выставке в ГТГ шаржи на Л. С. Мир искусства считался действительно знаменитой организацией. Участие в 5-й периодической выставке МОЛХ. 1887.
Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил. Рисунок выполнялся кистью, обычно одной краской – натуральной умброй, кассельской коричневой землей или асфальтом, жидко разведенным лаком или разбавителем. Строгий, почти монохромный портрет греющейся у печки С. В. Валентину Серову было 22 года, когда к нему пришла первая волна популярности. Становится свидетелем расстрела демонстрации 9 января. Бальмонта (1905, ГТГ), сотканный из угольно-черных динамичных штрихов, которые подчеркивают нервическую натуру эпатирующего публику поэта.
Они настолько сблизились, что Валентин часто даже жил в их семье. В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене7. И если не всё творчество Серова можно назвать «отрадным», то есть в этой картине то, с чем художник не расстанется – стремление проникнуть во внутренний мир изображаемого. Дягилева в Париже Серов принимал живейшее участие в ее судьбе.
Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. Там были написаны лучшие его пейзажи: «Зимой» (1898, ГРМ), «Баба с лошадью» (1898, ГТГ), «Зимняя дорога в Домотканове» (1904, Рязанский художественный музей), «Стригуны на водопое» (1904, ГТГ) и другие. Левитана. Это наполняет картину теплом домашнего уюта. Разрабатывая эту тему, Серов как бы преодолевал сопротивление материала: испробовав масло, темперу, акварель, он обратился к технике иконописи, написав «Кору» (1910, частное собрание) на иконной доске яичными красками. Спустя много лет знаменитый уже мастер признался Чистякову: «Помню Вас как учителя и считаю Вас единственным (в России) истинным учителем вечных незыблемых законов формы, чему только и можно учить» 3.
С. П. Хрупкой женственности Е. С. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. Знакомство с семьей Мамонтовых.
Толстым во время работы над портретом С. А. Толстой. 1893. Петр I Портрет Г. Л. Карсавиной и А. П. Так же преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В пастельном портрете жены художника А. Н. Начало его работы на полотне поражало всегда своей смелостью. И. Э. Репиным.
«Острый глаз, острый карандаш» 4, – говорил о нем Л. О. Работа над полотном шла три месяца. Переезд с матерью в Париж.
Поездка художника в Грецию в 1907 году дала новый вектор этому увлечению архаикой. Бенуа писал о шуточных зарисовках, созданных Серовым во время встреч «мирискусников» : «Какие чудесные, необычайно меткие карикатуры нарисовал он на всех нас. Щербатовой (1911, ГТГ). В настоящее время его картины экспонируются в самых известных музеях России и зарубежья. Валентин Серов умер 22 ноября 1911 года в Москве.
Грабарь писал: «Серов берет свою модель каждый раз по-другому, так, как не брал до этого еще ни одну из прежних и так, как он находил это для нее наиболее характерным» 10. Произошло это спустя пять лет после поступления. Не от победы добра над злом, а радость от созерцания красоты. Бергман, 1846-1927), композитор и музыкально-общественный деятель. 1871. Эскизы отличает единая приглушенная цветовая гамма, поэтично охарактеризованная А. Н.
Обращение к работе над «Юдифью» и «Шехеразадой» было связано во многом с давним интересом Серова к искусству Древнего мира. мастерство Серова-портретиста достигла апогея. Симонович-Ефимова. Бенуа – А. К. Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения». 1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков.
В карандашном рисунке особенно наглядно прослеживается путь мастера от натурной штудии к лаконичному изображению-знаку, выразительной краткости высказывания, тот поиск «идеальной линии», которому были подчинены последние годы жизни художника. Целью его было оттачивание собственного рисовального стиля, доведение до совершенства лаконичной «серовской» линии. Был написан портрет императора Николая II. Возвращение в Россию.
Поездка с Л. С. Орловой напоминают рисование цветом.
Шаляпина (1907, ГЦТМ). В 1911-м он рисует К. С. Он сумел с раннего детства привить эту любовь и сыну.
Написанию занавеса предшествовала кропотливая подготовительная работа. Уходя, он сказал: Благодарю вас за глаза. » – рассказывала М. Я. Легко сказать, но трудно поверить. Поездка в Париж. Основные материалы для изготовления книги: папирус, со 2 в. до н. э. — пергамент и с 13 века (в Европе) — бумага.
Он создавал не раскрашенную фотографию, стараясь уловить только внешнее сходство. Шаляпин. Серов был крайне скромен, оценивая реакцию публики на свою работу. Властными, энергичными движениями угля мастер выявляет особую скульптурную стать модели. Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке. Хотя в результате работа стала самостоятельным полотном, это предположение объясняет, почему перед нами опять не столько портрет реального человека, сколько сценический образ «чаровницы, гибель с собой несущей».
Как же хватало на это сил у него и терпения у модели. Ловко и уверенно очерченный и как будто бы уже законченный, стоял перед вами тот, которого он только теперь собирался писать и писал долго». Репина (1901, ГРМ). Каждые ее поза и жест, лаконичные и выразительные, представляли находку для художника.
Заказ послужил поводом для создания не только иллюстраций, но и выдающихся станковых произведений: «Петр II и цесаревна Елизавета Петровна на псовой охоте» (1900), «Екатерина II на соколиной охоте» (1902), «Петр I на псовой охоте» (1902, все три – ГРМ). 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина).
Участие в Международной выставке берлинского Сецессиона. Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). Вот в чем особый метод Серова. В 1911 году Серов создал знаменитый овальный портрет Генриетты Леопольдовны, в котором он опять прибегает к эффекту «пластического цитирования» или, точнее, своеобразного творческого диалога со «старыми мастерами». Чистяков был невероятно жестоким и даже злобным человеком. «Монументальность есть в каждом ее движении – просто оживший архаический барельеф. » – говорил он.
Грабаря редко экспонируются, но именно они выявляют разницу между карикатурностью шутки и доведенной до предела выразительностью цельного художественного образа. Театр был частью жизни Серова. Поленовым подает заявление в Совет Академии художеств, в котором обвиняет президента Академии (и одновременно главнокомандующего петербургским военным округом) в организации расстрела. а творил образ человека, раскрывая его внутреннее содержание». Длительность работы над тем или иным портретом у него зависело во многом от знания модели.
Портрет O. K. Павловой (оба – ГТГ). Осенью мальчик был определен в Петербургскую гимназию-пансион. В 1900-е гг. Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату.
Впрочем, другие исследователи считают, что в трагическом лице модели отразилась драма современного Серову человека: противоречивого изломанного, опустошенного. Кроме музыки, отец увлекался естественными науками, архитектурой и хорошо рисовал. В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки. Первые значительные произведения Валентина Серова («Девочка с персиками», 1887 «Девушка, освещенная солнцем», 1888 обе — Третьяковская галерея) явились новым этапом истории русского искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок.
Репин признавал талант Серова-акварелиста еще в его ученические годы. В Никольском имении мальчик узнал красоту и магию русской природы. С 1899 года В. А. Серов работал над иллюстрациями к книгамКнига — непериодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала (объемом более 48 страниц) средство информации. Нарисовал Антокольского, сейчас буду хвастать. Черты этой натурщицы проступают в облике Европы в композиции «Похищение Европы» (1910).
Врубелем Серов писал декорации для домашних постановок, сам участвовал в них. Женитьба на О. Ф. 5 декабря 1911 года Валентин Серов спешил на портретный сеанс, но внезапно упал и умер от стенокардии.
По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»8 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса. В 1910 году Серов получил заказ на роспись столовой особняка Носовых на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, который позволил бы художнику реализовать свои идеи. Уже в ранних своих работах Валентин Серов ярко раскрыл свое дарование живописца, создав ряд великолепных полотен. Поездка в Вену и Италию с И. С. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси. «Он до страсти любил сцену и имел недюжинный актерский талант» 17, – отмечал И. Э.
В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи19. Особенно ярко это проявляется в графических портретах последнего десятилетия. В стремлении к максимальному обобщению формы художник пришел к графическому минимализму: «Хочу добиться, чтобы в рисунке было как можно меньше карандаша. » 13. В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию. Украшением выставки является впервые привезенный в Москву подлинный занавес к балету «Шехеразада» – единственный реализованный при жизни Серова проект, отражающий его стремление к монументальной форме.
Мамонтовым. Симонович в письме на родину. Бенуа как «древний ковровый подбор красок» 21. 1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства».
В поисках образа Европы в композиции «Похищение Европы» (1910 ГТГ, ГРМ, МАГМА) он мечтал «оживить» древнюю скульптуру Коры, придав ей пластику реальной женщины. В репинской свободной манере с мягкими растушевками выполнены портреты матери («В. С. Художник давал уроки русскому мальчику каждый день. Портреты Ермоловой, Горького. 1906.
Деньги на содержание этого общества добывались в основном путем издания одноименной печатной газеты. Не потому, что Савва Иванович был занят, а потому, что их благородие куражился. В 1900 году он написал портрет Николая II (сохранился авторский вариант того же года — Третьяковская галерея) самодержец, одетый в тужурку Преображенского полка, представлен тут скромно, почти по-домашнему, без пышных аксессуаров), который обычно считается лучшим изображением последнего русского императораИмператор (латинское imperator — повелитель) — монархический титул. Вскоре Серов покидает академию. А обращённый к человеку Юра станет актёром и режиссером.
Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Но близость не значит схожесть. Внимание художника привлекали подчеркнуто простые, неброские виды русской природы. В этих образах царит большой стиль модернаМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков. 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г. 22 ноября (5 декабря) Серов скоропостижно скончался.
Бакста (оба – первая половина 1900-х, ГРМ). 1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. И. Е. Незадолго до смерти он заключил договор с И. Н.
Иначе. видишь и ощущаешь близость Востока и признаешь сказку из тысячи и одной ночи» 24. В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. Надо кипеть, – говорил он. Однако в юном Валентине Чистяков увидел настоящего гения.
заменялся кодексом. Знакомство с А. Н. Н. Ермолова», 1905 «Ф. Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту». Возвращение в Москву.
Виды на урожай 1906 года», картины «Баррикады, похороны Н. Э. Баумана», «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. ». В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. Именно Серов первым ввел рисование с обнаженной женской модели. Именно тогда начал много рисовать маленький Тоша Серов – художник от Бога. В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ).
Среди воспоминаний учеников и художников, близко знавших Серова, сохранились сведения о его работе над портретом. И. Е. 18 февраля вместе с В. Д. и жанром («Заросший пруд.
Чаще всего источником вдохновения для Серова служило имение семьи Дервизов – Домотканово. Но весной он заболел и Валентина Семеновна сочла, что для здоровья сына им необходимо переселиться на юг. И оба трудились по первоисточникам венецианского возрождения. 1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок.
После усмирения» — Третьяковская галерея, темпера «Солдатушки, бравы ребятушки. » — Русский музей). Знакомство с К. А. Они задались вопросом, кто же такой Валентин Серов.
Серов писал: «. Остроуховым, М. С. Его картины «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» стали свежим и исключительно сильным словом в изобразительном искусстве. На выставке представлено несколько изображений любимой модели Серова – Веры Калашниковой.
Получает звание академика живописи. 1899. Встречается с Л. Н. Избран членом ТПХВ. Сарабьянов, «стиль модерн в его русском варианте достигает своих вершин. После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. Тогда с пути не собьешься» 12, – говорил он.
Все схватывая налету, Серов быстро перерос уровень академии и в 1885 году оставил учебу, так и не получив диплома, который был ему фактически не нужен. Таковы, например, портреты Г. Н. Федотовой (1905), М. Н. Ермоловой (1905), Г. Л. Гиршман (1907). Еще более Серова с мирискусниками объединял интерес к театру.
и Ю. С. Серовский метод работы был жесток. До конца жизни Серов продолжал учиться. Этим подчеркнута значительность личности Петра. Но как ему при всем этом удалось добиться такой реалистичности. Рождение сына Александра. 1894. Одна из сложнейших техник Валентина Александровича – игра со светом.
Творчеством художников интересовалась практически вся интеллигенция. часто девяносто сеансов. Он понял несовершенство своего метода работы и необходимость внесения в него корректив. Серов же стал поистине популярен и среди простых людей. Работа над ними была начата по приглашению А. И.
Начало работы над портретами семейства Юсуповых. 1901. Стиль: реализм, неоклассицизм. Поездка в Германию. 1903. Бенуа.
1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. При их написании художник искал новые, собственные приемы передачи света и тени, стремился к максимальному сохранению свежести красок «при полной законченности, как у старых мастеров». Валентин Серов родился в артистической семье. Мать – Валентина Семеновна Серова (урожд. В 1900 году Валентин Серов вошел в объединение под названием Мир искусства.
Она также позировала художнику во время работы над портретом ГЛ. Будучи полноправным членом Санкт-Петербургской Академии художеств с 1903 года, в 1905 году Серов ушёл в отставку в знак протеста против казни бастующих рабочих и их семей 9 января, в «Кровавое воскресенье».
Громадное влияние на Серова как на будущего художника оказывал Николай Николаевич Ге. Один из первых ее портретов – свободный рисунок гуашью на картоне (1904, ГТГ) – построен на выразительности изысканного силуэта и кажется идеальным воплощением стиля модерн. Дальнейшее влияние на Серова оказали картины старых мастеров, которые он рассматривал в музеях России и Западной Европы, дружба с Михаилом Врубелем и (позже) Константином Коровиным, а также творческая атмосфера Абрамцево, с которым он был тесно связан. Вскоре Серов заключил соглашение с Дягилевым о создании к следующему балетному сезону занавеса-эпиграфа к «Шехеразаде».
В этом портрете Серов изображает жену известного московского капиталиста именитую московскую красавицу, на фоне богатого туалетного столика, отделанного модной тогда карельской березой. Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках. "Девушка, освещенная солнцем" "Заросший пруд". Становится преподавателем МУЖВЗ.
Например, Врубель, находящийся в 80-е годы в Киеве, был известен лишь узкому кругу лиц. Позже Репин направил Валентина Александровича в Петербургскую академию художеств, гдеон занимался в мастерской Чистякова, став одним из самых способных и любимых учеников этого замечательного преподавателя. После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года.
Возможно из этой духовно питательной замечательной атмосферы и берет начало тот знаменитый Серов-художник, которого в начале двадцатого столетия узнал весь мир. Однако его приход открыл новую эпоху в истории училища. Поступление в петербургскую Академию художеств. 1883. Первым способом множественного репродуцирования книги была ксилография.
1904 год— В начале года, восстанавливая здоровье в Домотканове, написал там ряд картин в апреле-мае совершил с женой поездку в Италию. Ефимовым и Н. Я. Грабаря, – лучший из овалов, реминисценций живописи XVIII века. «В русской и французской прессе, современной спектаклям русского балета в Париже, о Серове не говорили.
Тот же прием использован и в монументальном портрете Ф. И. Переезд с матерью в Киев. 1878. Участие во Всемирной выставке в Париже (Grand Prix за портрет Павла Александровича). Домотканово», 1904 обе — Третьяковская галерея). Лишь изредка он мог выкинуть пару едких замечаний.
Фигуры в портретах Серова постепенно становились всё более и более графически изысканными и экономичными, особенно в поздний период (Василий Качалов, 1908, Тамара Карсавина, 1909 многочисленные персонажи из басен Ивана Крылова, 1895-1911). Бакста. Мальчик появился на свет 7 (19) января 1865 года в Петербурге. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку.
Как он рисует. 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. Он пишет их так, как если бы случайно увидел погружёнными в мысли и мечты. Позирующие Серову видели, как он кроит, примеряет, шьет и по нескольку раз бросает. В Мюнхене Серов изучает коллекцию Старой Пинакотеки, копирует Веласкеса. 1886. Бакста, С. П.
Позже позаказу Николая IIСеров написал парадный портрет Александра IIIв форме датского полка ипортрет самого Николая вдар гвардейскому полку. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. В феврале родилась дочь Ольга. Каждая из работ 1911 года самоценна.
Гиршман и О. К. Они вместе путешествовали по России, писали картины и этюды. Избран членом попечительского Совета Третьяковской галереи. 1900. Александр Николаевич вспоминал: «Серов очень ценил в моей жене ее "веселость" тот род шутливости, который был ей присущ» 18.
В 1910 году состоялась премьера «Шехеразады» в оформлении Л. С. Выдающийся мастер портретной живописи Валентин Александрович Серов (1865 – 1911) с 8-летнего возраста учился под непосредственным руководством И. Репина. Работы для театра выделены в отдельный раздел выставки. Сухой клей предварительно замачивался в воде в течение 10 – 12 часов, затем в него добавлялось необходимое количество воды и состав варился в клееварке на нежарком огне исключавшем возможность его закипания.
1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. Мамонтовыми. На нем были исполнены портреты Д. В. Стасова (1908), Е. П. Олив (1909)и И. А. Морозова (1910). Детство в столь творческом семейном окружении не могло отрицательно сказаться на Серове. Немецкому мастеру удалось разглядеть в усердном ученике того, кем станет спустя десятилетие Серов. Бенуа (1908, ГРМ) – передан жизнерадостный нрав женщины. К тому времени художник был увлечен эстетикой Древнего.
1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. А где можно было брать основной материал. В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой9, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения10. о русском прошлом, которые превратились в самостоятельный цикл, где центральное место заняла фигура Петра I, запечатленная удивительно остро и экспрессивно (темпера «Петр I», 1907, Третьяковская галерея). Особый раздел выставки составляют акварельные работы Серова. Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте.
Шаляпина (1905, ГТГ) и в рисунке знаменитой афиши с изображением Анны Павловой в образе Сильфиды (1909, ГРМ), по поводу которой один из современников то ли с иронией, то ли всерьез заметил, что в Париже «портрет Павловой работы Серова вызвал больше откликов в печати, чем сама Павлова» 19. Строгий А. Н. Увезла ее сама модель, которая вышла замуж во Франции. Днем люди трудились в поле, а по вечерам обучали крестьян грамоте. «Скупой на восторги» Серов был настолько очарован балетом, что выразил это в хвалебном отзыве: «Так много вложено в эти танцы истинной красоты, красоты одеяний, фона, красоты самих существ, движимых пленительной музыкой Римского-Корсакова, что.
Покидая Академию, Серов писал Антокольскому: «Могу работать, как сам хочу, вверяя себя только Репину и Чистякову». Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»14. Начиная с 1890-х годов в творчестве В. А. А. Коровин» (1891), «Ф.
Похоронен на Донском кладбище в Москве. Встреча с А. Матиссом, посетившим Москву осенью. Таков портрет К. Д. Орловой. Гиршман. 1908. Мать будущего художника также была известной личностью. Конец XVII и XVIII век».
Совмещение карьеры и семьи проходило не так успешно. Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х годов обозначен фовизмом и измом. Тогда была создана серия портретов близких ему по духу и интересам людей – С. С.
Его работы узнавались, а непередаваемый стиль ценился. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова12.
Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался». Похоже, княгиня прочла этот «подтекст» и избавилась от картины, подарив её музею Александра III (ныне Русский музей). Поездка в Мюнхен и Голландию. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище.
Другая его работа, написанная годом позже, называлась Девушка, освещенная солнцем. В 1906-м Серов приступил к работе над портретом ГЛ. Так началась целая серия портретов императорской семьи. Нет, Савва Иванович был себе на уме. Здесь, как писал Д. В. Чистяков хорошие семена посеял, да и молодежь эта золотая.
Гармоничная жизнь семьи вдруг разладилась. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Даже самые суровые критики отмечали невероятную реалистичность полотна.
В портретах детей Серов стремился захватить позу и жест, чтобы показать и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения искреннюю чистоту и ясность взгляда ребёнка («Дети», 1899, Русский музей «Мика Морозов», 1901, Третьяковская галерея). 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). 15 в. ) привело к резкому росту выпуска книг.
Поездка в Берлин и Париж. 1910. С самого возникновения антрепризы С. П. Портрет великого князя Павла Александровича. 1898. Тем не менее Серов продолжал создавать рисунки вплоть до 1911 года.
В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. Он добился поставленной цели — чувства «свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах» (как он позднее рассказывал художник и искусствовед Игорь Эммануилович Грабарю), воплотив в этих образах юности, света, радости принципы импрессионизма, — причем с беспрецедентной для национальной традиции последовательностью и полнотой. Таманьо» (1891), «Н. Первоначально в Древнем Риме слово imperium обозначало верховную власть (военную, судебную, административную), которой обладали высшие магистраты — консулы, преторы, диктаторы и др. В античном мире и в средние века книги размножали путем переписывания. «А я Ольга Орлова и мне все позволено и все, что я делаю, хорошо», – высказывался об образе сам художник.
Поездка с женой в Италию. 1905. "Девочка с персиками". 1888. По их мотивам Серов создал несколько вариантов эскизов (1910-1911 ГТГ, ГРМ, ГЦТМ), часть из которых представлена на выставке.
Олсуфьевой (1911, ГМИИ) соответствует аскетичной натуре этой удивительной женщины – фрейлины императрицы и. художника-реставратора. В начале XX века Серов создавал героические портреты в жанре светского портрета он сосредоточился на резком изображении значительных творчески мыслящих художников, писателей, актёров и музыкантов: портреты Максима Горького (1904), музей Горького, Москва Ермоловой Марии (1905), Фёдора Шаляпина (уголь, 1905) – оба в Третьяковской галерее и Елены Ивановны Рерих (1909). Выразительный образ экстравагантной О. К. Станиславского (ГТГ), друга детства, когда-то они вместе выступали на сцене в доме Мамонтовых. Серов приготовлял как клеемеловые, так и полугипсовые грунты. В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров.
Получая широкую популярность, в 1894 году Серов присоединился к передвижникам и взял важные заказы, среди которых были портреты великого князя Павла Александровича 1897 года (Третьяковская галерея), Боткина С. М. 1899 года, Юсуповой Ф. Ф. 1903 года, а также княгини Ольги Орловой (все три портрета находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге). 1902 год— Была завершена работа над портретом З. Н. Юсуповой её сын, Ф. Ф. Юсупов, писал: «терпеливое отношение моей матери увенчалось успехом и сам художник был удовлетворен своим произведением. Художник Репин продолжал заниматься с Серовым и в Москве. «Три впечатления захватили художника особенно: море, архаическая эллинская скульптура и Акрополь» 26.
Мамонтовой (1887, ГТГ) отличаются характерной четкой проработкой контуров острыми штрихами угольно-черного карандаша. С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. Первой масштабной работой Серова для театра становится оформление постановки оперы А. Н. В 1909-1910 годах он создает удивительные по своей графической чистоте рисунки балерин «Русских сезонов» – Т. П.
Он искал мучительно. Очень достоверно передана обстановка комнаты. Однако через год коммуна перестала существовать и ребенка отправили к матери в Мюнхен. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». Обучение в гимназии К. И. Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. Да ещё и с издевательствами. Генриетта Леопольдовна стала излюбленной моделью Серова.
Вы безусловно знаете, что Врубель и Серов работали одновременно. Гиршман в интерьере ее будуара. В отдельных случаях Серов не ограничивался эскизом в карандаше, а выполнял его гуашью или темперой в цвете (эскиз к портрету Г. Л. Гиршман). Поездка в Крым и Сочи с В. Д. Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного.
Один из критиков восторженно отзывался о Шаляпине в роли Олоферна, который, по его мнению, «развертывал "чудеса монументальной пластики", "громоздил один скульптурный момент на другой"» 22, но за каждой позой, за каждым жестом таился определенный смысл, содержание, подсказанное музыкой и главной чертой образа все же оставались понятность и простота. Серов и вправду многое перенял у своего наставника. Многие лучшие сельские картины-этюды Серова выполнены акварелью, гуашью, пастелью. Рождение сына Михаила. 1897. («Н.
Я у них учусь» 7. Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. В 1910-1911 годах мастер, чей талант был признан и в Европе (галерея Уффици заказала Серову автопортрет, а Париж рукоплескал его занавесу для балета «Шехеразада»), вместе с начинающими художниками работал в студиях Жюльена и Коларосси в Париже. Живя подолгу в Абрамцеве, он также не мог оставаться в стороне от театра, страстно любимого С. И.
Именно в этот кружок, по настоянию Серова, были приглашены Коровин и Врубель. По одной из версий, Иду Рубинштейн – танцовщицу, прославившуюся выступлениями в балетах «Клеопатра» и «Шехерезада» – Серов также писал для афиши «Русских сезонов». Мазини» (1890), «К. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России).
Радость, как жизненная ценность. Боткина, Л. С. Серова «Юдифь». Крылова».
Поездка с Репиным в Крым и Запорожье. Серову и Шаляпину удалось вдохнуть жизнь в каменные рельефы Ассирии. Портреты Ф. Таманьо, К. А.
Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства». Это случилось в 1871 году. Портреты Г. Л. Крылова – одного из самых знаменитых циклов Серова. Мая. 1876.
Отец, Александр Николаевич, был известным композитором и музыкальным критиком, мама, Валентина Семеновна, тоже была профессиональным композитором и писала статьи о музыке. Дягилева (1909). Его отец был композитором и музыкальным критиком, а мать — выдающейся пианисткой. Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное». Свобода самовыражения, неразличимо сливаясь с правдой образа, достигла особой непринужденности в женских и детских портретахПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность.
Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». Стремясь обрести «современную манеру» изображения древнего мифа, художник переходит от традиционной станковой картины к монументальной форме панно, созвучной и античным первоисточникам и художественным поискам эпохи модерна. Картина Девочка с персиками стала широко известной, причем не только в творческих кругах.
В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы». В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. Занавес (фонд М. Л. Иным методом работал Серов в эти годы над многосеансными портретами. Далее, он практически стал членом семьи Репиных. Врубелевская «Девочка на фоне персидского ковра» появилась за год до «Девочки с персиками».
«Он сказал: Глаза те же. Затем Серовы обосновались в Москве. 1891.
Участие в Международной выставке мюнхенского Сецессиона. Знакомство с Г. Л.
С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов. Талант, да и выдержка чертовские, – отмечал Репин успехи Серова на этих "воскресеньях", – Антон, да еще Врубель – вот тоже таланты. Биография любого творца не может обойтись без упоминаний об учителях, давших азы будущим гениям. Даже незаконченное полотно подтверждает: их желание, несомненно, было бы осуществлено. Ее организовали разночинцы.
Первоначально Серов воздерживался от полихромного, яркого стиля живописи 1880-х годов и часто предпочитал преобладающую гамму чёрно-серого или коричневого тона. Среди них были и приближенные императора. Становится членом "Мира искусства". В доме Серовых всегда было шумно и весело. Дягилев включил ее в программу своей антрепризы. Баба с лошадью», 1898 «Стригуны на водопое.
Мамонтова в 1895 году. В детстве учился в Париже и Москве у Ильи Репина и в Санкт-Петербургской Академии художеств (1880-1885) у Павла Чистякова.
Поленовым и М. А. Героями этого портрета стали сыновья художника, Юра (слева) и Саша (справа), которых он изобразил на веранде дачи неподалеку от берега Финского залива. Они неизменно вдохновляли Серова на создание острохарактерных образов. Грабарь. После этого была Девушка, освещённая солнцем и другие. Во время позднего периода, который начался в 1900 году, Серов был членом влиятельного общества и журнала русского искусства «Мир искусства», который вырос, в частности из неудовлетворенности движением передвижников.
Техника пастели, традиционно пограничная между живописью и рисунком, у Серова демонстрирует множество вариантов их сочетания: ранние его пейзажи – это скорее «живопись цветными мелками», а портреты Г. Л. Ведь этакое создание. «Какой молодец Антон. Ни у одного другого творца не получалось столь мощно и ярко передать игру света и теней. Родился сын Георгий.
Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор. : культ сильной линии, броского, монументального жеста и позы («М. На выставке представлены эскизы к постановке в Мариинском театре 1907 года (ГТГ, ГРМ). Мамонтов, по уверению современников, был жестоким и недалеким человеком. Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». Портрет Е. П.
Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы. «Угрюмый и нелегко сходившийся с людьми, Валентин Александрович был очень расположен к ней, находя ее умной, образованной, культурной, простой и скромной, без замашек богатых выскочек и очень симпатичной» 8. Чистякова. Как писал А. Эфрос: «Надо просто перейти на какой-то другой материк, погрузиться в другую действительность, чтобы отсюда добраться до его исторических картин Обращение Серова к личности Петра и к исторической теме в целом связано в том числе и с его сближением с художниками «Мир искусства», основными идеологами ретроспективизма. Избран действительным членом венского Сецессиона. Можно даже сказать, что он исчерпывается в серовском совершенстве» 30. И сложно даже назвать другого художника его эпохи (за исключением, разве, Левитана), чье наследие и творческие достижения имели бы такое большое значение и влияние на все последующее русское искусство. Серов писал, что портрет «должен быть не хуже Орловой – такова воля заказчиков» 11.
Так, над портретом М. Я. Симонович – «Девушка, освещенная солнцем» – Серов работал в течение почти 90 сеансов. Неудивительно, что художник пользуется языком архаики: это и живописный лаконизм (всего три цвета: синий, зеленый, коричневый) и плоскостность и обобщённость, декоративность, помогающие создать образ хрупкой, но притягательной балерины. В качестве фона был выбран главный харьковский зал собрания. Занавес нередко удостаивался специальных аплодисментов публики. Фотографии – вот основной источник, с которым должен был иметь дело Серов. К лучшим произведениям мастера относится акварельный «Портрет С. М. Вряд ли император согласился бы позировать в течение нескольких недель. На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене.
потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. Симонович (1879, ГТГ) – будущей «Девушки, освещенной солнцем». Домотканово". 1896. Серов был близок к кругу зачинателей «Русских сезонов» во главе с С. П. Пришлось писать с 8 утра до 8 вечера (этак со мной еще не было).
Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. Но, отвлекаясь от ужасов современности, он создал жизнеутверждающие, при всей их иронии и драматизме, образы родной истории. Хотя и кроме портрета, ему, казалось, было подвластно все. И. Э. Серов писал И. С. Я. Дервиз с ребенком», 1888-89 «Мика Морозов», 1901 оба — Третьяковская галерея).
"Октябрь. Более того, стиль Ге можно проследить, взглянув на лучшие картины Валентина Серова. Гиршман – начало целенаправленного поиска «большого стиля», опирающегося на достижения мастеров прошлого и отвечающего запросам нового времени. Дягилева, И. Э.
Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. Демократические убеждения Серова чётко проявились во время революции 1905-1907 годов: он изобразил ряд сатирических фигур, которые разоблачали карателей. В то же время появились его политические карикатуры «1905 год: После усмирения», «1905 год.
Вопрос нерешаемый. Продолжение занятий с Репиным. 1880. Домотканово», 1888 «Октябрь. Интересен показанный на выставке вариант разработки костюма и грима Олоферна для Ф. И.
Для примера стоит взять всю ту же Девушку, освещенную солнцем. Дервизом. 1885. Одна из древнейших форм книги — свиток (4-3-е тысячилетине до н. э. ), со 2-4 вв. И. Е. Репин рекомендовал подающего надежды живописца к обучению в Академию Санкт-Петербурга.
Живописный портрет 1907 года (ГТГ) был причислен И. Э. По сведениям, полученным у Н. П. Ульянова, Серов для грунтовки своих холстов употреблял массу, состоявшую из раствора французского кроличьего клея, приготовленного из 55 г сухого клея и 700 см воды (Клей, вывариваемый из обезжиренных кроличьих шкурок, освобожденных от волоса). На таком холсте с очень крупным зерном и саржевым характером плетения нитей был выполнен портрет М. Н. Ермоловой (1905), но большинство портретов маслом художник предпочитал писать на различного вида грунтованных холстах фабричного изготовления, преимущественно покрытых масляным грунтом. Первой печатной книгой считают текст, воспроизведенный ксилографическим путем в Корее в период с 704 по 751.
В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. Официальное оформление выхода из Академии художеств. Портреты П. П. Среди них и портрет учителя – И. Е.
На собраниях Валентин Александрович часто отмалчивался и даже был нелюдим. Многоплановость композиции и игра с отражением в зеркале отсылают зрителя к знаменитым «Менинам» Веласкеса. Репин был его наставником с 9 лет. Да и глядит-то она куда. Художник М. Курилко пишет: «Валентин Александрович ставил мольберт почти рядом с натурой.
От нее веет здоровьем, безмятежностью. Домотканово», 1895 обе — там же «Зимой», 1898, Русский музей «В деревне. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр. Однако это пошло Валентину только на пользу: не избалованный чрезмерным вниманием, он развивался как самостоятельная личность. В начале 1880-х в репинской мастерской устраивались «акварельные воскресенья» для начинающих художников.
В 1899-м он был привлечен к изданию Н. И. в зеркале у края холста). 1865, 7 (19) января родился в Петербурге. И. Шаляпин», уголь, мел, 1905 «Г. 10 марта в знак протеста выходит из состава действительных членов Академии. С. Лесков» (1894 все — там же) — люди искусства, чей творческий пыл как бы вступает в увлеченный, страстный диалог со свободным размахом серовской кисти. Что у Серова получалось такого, что никак не могло получиться у других.
Роскошный туалет, дорогая ваза и золочёная рама картины – все эти детали играют против Орловой, как бы намекая, что сама по себе личность недостаточно значима. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. Выход Серова явился единственным подобным актом за всю историю существования Академии. В светском портрете нарастают черты иронического сарказма («Княгиня О. К. Орлова», 1911, там же). Творчество художника виртуозно и артистично выразило практически все важнейшие устремления русской живописи и графики (прежде всего тенденцию к импрессионизму и модерну) накануне авангардаАвангардизм (авангард) — совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках.