Ван Зандт» (1886, СОХМ), «Портрет С. П. Потом будут и психологические портреты в Репинской традиции и портреты в стиле модерн, женские (Трубниковой, Юсуповой, Ермоловой, Орловой, Гиршман, Голицыной и другие), дружеские, заказные исторические, царские, домашние, светские, официальные, графика, пейзажи (российские итальянские, греческие), античные сюжеты, театральная живопись, слияние, взаимодействие стилей. Девушки забавлялись игрой с быком, украшая его рога цветочными гирляндами (обрывок гирлянды можно видеть и в серовской картине). Здесь же есть типичный серовский прием: собачка уподоблена силуэту балерины. Именно там, в частности, блистала Ида Рубинштейн, портрет которой Серов написал в Париже. Драгомировой» (1889, ГМИИ РТ) – не только безусловным сходством, но и особой лирической интонацией.
Кто эта женщина. Фигурка не то гренадера, не то арлекина за плечом у модели. Сбоку на черной клеенке стола розовеет и лиловеет маленький букетик душистого горошка. Тут слишком широко, здесь надо поднять, там опустить. Но особенно подчеркивалось увлечение художника Веласкесом.
Он, например, писал поясной портрет и задавал вопрос, заметно ли, что он высокого роста. Однако уже изначально у Серова возникает индивидуальный подход к натуре. Серова «Рогнеда» и «Вражья сила». Всей душой она рвалась сначала к тому, чтобы «выучиться музыке», а потом чтобы эту музыку «распространять в народе». Женская можель появилась в самые последние годы XIX века, в Третьяковской галерее этому была посвящена отдельная выставка, она называлась «Магия тела». академика И. Э. Грабаря — Прим.
Исполнение «Портрета графини О. К. Когда он узнал, что его собираются арестовывать, он приехал в Москву в Третьяковскую галерею, а потом перешел в институт Грабарей (Всероссийский художественный научно-реставрационный центр (ВХНРЦ) им. И здесь есть немного иронии.
Глава благотворительного фонда «Ренова» (его учредитель Виктор Вексельберг входит в попечительский совет Третьяковки) Ольга Башкирова рассчитывает увидеть экспозицию еще раз: «Выставка потрясающая. Ей за помощь и содействие большое спасибо. Художник писал «Явление Мессии» в Италии, потом не без приключений переправлял полотно в Россию, а после критики и непризнания картины на родине, скоропостижно скончался. Репинская трактовка личности, его пластические приемы угадываются в таких серовских картинах, как «Портрет М. Я. Версий того, каким образом исчезла с полотна подпись Савицкого, существует несколько.
Он даже сделал карикатуру на самого себя, мы ее показываем внизу и назвал «Скучный Серов». Это было большое достижение и вел этот класс Серов. И все — не без оснований. Но о том, что он существует, узнали лишь недавно. Уникальность ее в том, что здесь впервые собраны вместе картины, которые никогда не выставлялись ни в СССР, ни в России». Это требование распространялось даже на членов царской фамилии.
«. В нем «был виден артист высшего порядка, с внешностью гения вроде Листа, Гете, Вагнера или Бетховена» 2, отметил молодой Илья Репин сразу после первой встречи с А. Н. Какой глубины и разнообразия коричневого цвета Серов добивается в «Портрете А. Мазини» (1890) или «Портрете Ф. Таманьо» (1891, оба – ГТГ), как по-рембрандтовски благородно эта гамма зазвучала в «ускользающем облике» 34 М. К.
Не пропустите в нижнем этаже отдела графики у лестницы басенный цикл. Это лучшее, что можно выбрать. На портрете наследника гигантского состояния, шестнадцатилетнего Феликса Юсупова, которого Серов за глаза называл «графчиком», многие разглядели самодовольство, капризность, а то и порок светского баловня, бисексуала и будущего убийцы Григория Распутина. Серов. Хочется смотреть и смотреть на них.
Императрица Мария Федоровна подарила шедевр королю датскому Кристиану IX. Остались многочисленные свидетельства очевидцев о том, как работал мастер над портретами. На самом деле очень известный художник. Для них «неделя прожита не зря» : есть, чем гордиться и что обсуждать в кругу знакомых. С такой же страстью, какой ее супруг служил своей «музе», она отдавала все силы на алтарь общественного служения.
В одной «Девочке с персиками», которая не только встречает зрителей при входе на выставку, но и стала тизером к ней, деталей и нюансов столько, что внимания на все может и не хватить. Бенуа (1908, ГРМ) по поводу «Портрета Д. В. Однако и это мнение в скором времени стали активно опровергать.
За Гиршман в зеркале несколькими мазками изображено отражение художника и модели, намек на «Менины» Веласкеса. Люди, желающие увидеть картины художника, готовы стоять в очереди по несколько часов. Известно, что для большинства мастеров Союза предпочтительным стал пейзажный жанр. Но это не просто Рафаэль, это энгровский Рафаэль.
И мне кажется, что для того, чтобы его понять, надо понять, кем он был. Серов иногда говорил об этом «как это хорошо, как это подробно» и вот здесь он включил Европу как миф, который лежит в основе европейской культуры, в каждую молекулу. За один день не успеешь все посмотреть, а на открытии очень много людей. – говорил он с несвойственным ему воодушевлением». – Артгид). Она умерла в 32 года от воспаления легких.
В графике она начиналась как раз с Серова. Однако сам художник после успеха этих первых картин больше к теме «отрадного» не возвращался. Из Национальной галереи Армении привезен портрет Марии Акимовой (1908), который сам Серов считал одной из лучших своих картин. Но ведь именно жизнь напоказ есть вечная тема парадного портрета и, доводя данную идею до грани гротеска, Серов с его репутацией «злого портретиста» (заказчики, впрочем, за редким исключением бывали довольны) лишь возвращает традиционной форме ее генетическое предназначение. Художники до него такими задачами не интересовались».
Демонстрация вариантов – один из немногих концептуальных ходов выставки. Толстого она занялась сбором средств для бедноты и организацией в отдаленных губерниях России бесплатных столовых и больниц.
и положила руки на теплые изразцы. Нет и вещей, проданных в последние годы на аукционах за сенсационные суммы (портреты Марии Цетлин, четы Грузенберг, Прасковьи Мамонтовой и других) факт этих продаж, кстати, сделал Серова одним из самых востребованных и дорогих русских художников.
Это балерина, не Большого театра, но с осанкой и достоинством балерины. Во всяком случае, так считали С. В. Ида Рубинштейн в начале своей карьеры не имела специального балетного образования.
– Он был до такой степени увлечен ею, что решил во что бы то ни стало ее писать. После ранней смерти Серова современники пытались определить его место в истории русского искусства. Мединский говорил с журналистами с охотой: «Нет смысла рекламировать Валентина Серова. У Репина и Крамского не было статичных портретов, но такого парадного и светского портрета они не писали. Серову, в частности, было интересно пластическими средствами передать приятный смех З. Н. Племянница Львовой Мария Фаворская (жена знаменитого графика Владимира Фаворского) вспоминала, как создавался портрет: «Свет с двух сторон падал сзади и золотил на просвет ее как будто гофреные пышные волосы.
Сам Серов открытие фотографии не слишком жаловал. Здесь можно увидеть еще один портрет«девушки, освещенной солнцем», – двоюродной сестры художника Марии Симонович, но уже в более старшем возрасте, замужней женщиной, у которой теперь фамилия Львова. Хрестоматийная картина в буквальном смысле – «Петр I» был написан по заказу издателя и книготорговца Иосифа Николаевича Кнебеля и воспроизведен в книге «Картины по русской истории (М., 1908), своего рода учебнике. Между портретами их водила самолично директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. Разделения на периоды и техники в случае Серова, кажется, достаточно условны.
Везде одна и та же картина. Вот таким образом они решают посмотреть, что же еще написал этот художник, помимо «Девочки с персиками». Справа, по ходу движения, в зале 25 располагается картина Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом лесу» (иногда полотно ошибочно называют «Утро в сосновом бору»).
Но зрителей ждет и немало сюрпризов: так, впервые показаны «Портрет Александра Третьего» из коллекции Офицерского фонда Королевской лейб-гвардии Дании, «Портрет Марии Акимовой» из Национальной галереи Армении, «Портрет Марии Яковлевны Львовой» из парижского музея Орсэ. Увезла ее сама модель, которая вышла замуж во Франции. Картина Серова представляет не только Петра, но и его столь же «ужасное и прекрасное», как и он сам творение – Петербург.
Но Зельфира Исмаиловна внесла свою лепту: немного изменила экспозицию, ей важно было привезти работы, которые не показывались здесь с момента их создания. Он воплотил философию и творческий поиск эпохи.
В своих произведениях он хотел выразить ее смех, ее улыбку. Чувствуешь, что перед тобою произведение как бы не рук человеческих. Безусловно, для них автор «Девочки с персиками» (1887, ГТГ) и «Девушки, освещенной солнцем» (1888, ГРМ) всегда оставался кумиром, даже когда он вместе с петербургской группой художников в 1910 году вышел из состава СРХ. И здесь практически нет цвета, он очень аскетичный. Но и того, что есть, более чем достаточно: от абрамцевских портретов и домоткановских пейзажей (к ним и лишь к ним относится присяга молодого художника «писать только отрадное», знаменитая «Девочка с персиками» – экстракт этого стремления) до Иды Рубинштейн, в которой экстрагировался, если не сказать исчерпался уже русский модерн.
Медынский говорит, что русская душа всегда тянется к искусству. Конечно, визит главы государства прибавил проекту популярности. К тому же со стороны заказчиков Серов не выносил никаких замечаний. Серов мог».
Верхний, «парадный», светлый – живописные работы, преимущественно портреты, а два других, нижних, затемненных – графика и, быть может, для внимательного зрителя именно там, в сумраке и скрываются главные серовские сокровища. В пресс-службе ГТГ «МК» прокомментировали заявление министра культуры так: «Мы надеемся, что все успеют зайти до 23 часов и до полуночи музей будет свободен, чтобы восстановить температурно-влажностный режим, подготовить выставку к работе следующего дня. Мать живописца, Валентина Семеновна Серова (1846-1924), урожденная Бергман, была полной противоположностью супругу5. По свидетельству одного из друзей Серова Степана Яремича, ему «доставляло удовольствие отыскивать в людях черты, родственные тому или иному животному, он очень тонко подмечал сходство человека с каким-нибудь зверем и радовался, когда ему это удавалось передать». – вспоминал Жилинский.
На выставке «Два века русского искусства и живописи» в 1906 году он не очень прозвучал и понял, что постарел. Очередной серовский шедевр, «Портрет М. А. Это подарок вдовствующей императрицы Марии Федоровны королю датскому Кристиану Девятому. Но и того, что есть, более чем достаточно: от абрамцевских портретов и домоткановских пейзажей (к ним и лишь к ним относится присяга молодого художника «писать только отрадное», знаменитая «Девочка с персиками» — экстракт этого стремления) до Иды Рубинштейн, в которой экстрагировался, если не сказать исчерпался уже русский модерн. «Будто он перенес тяжелую болезнь или утрату близких» 14, – отмечала его двоюродная сестра Н. Я.
Глядя на это произведение, чувствуешь, что. Нелишне упомянуть, что 18 января выставку осмотрел Президент России. Вот таким образом здесь можно найти такую двойную стилизацию и игру. Это фрейлина императорского двора. Каждая волна как устрица, как моллюск, скрывает в себе изгиб быка, Европу. Зельфира Трегулова: Серов действительно был человек очень сложного характера. Во время голода 1891 года по примеру Л. Н. Но почему я останавливаюсь на Юсуповой.
Вот таким образом многие современники усматривали в серовских полотнах признаки карикатурности. Орловой» потребовало ста сеансов, даже император Николай II выдержал 16 сеансов во время написания портрета «в тужурке».
Он показывал самую суть человека, больше, чем есть во внешнем облике. Ф. О. Простудилась в сочельник, объезжая магазины Москвы в поисках подарков многочисленным родственникам.
Еще подростком начинающий художник мог с детской прямолинейностью заявить: «. если. Обязательно нужно увидеть настоящую сенсацию – занавес для балета «Шехерезада» Н. Римского-Корсакова в постановке Сергея Дягилева. Что, по-моему, хорошо: настоящая кураторская работа должна быть неочевидна. «Пришлось писать с 8 утра до 8 вечера (этак со мной еще не было). Это влияние особенно ощутимо в работах «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем». Бенуа, И. Э.
А иначе как объяснить тот ажиотаж, который возник у дверей Третьяковской галереи на днях. Мамонтова. Сам художник осознавал ту весомую роль, которую сыграл в его жизни известный передвижник и с уважением относился к таланту учителя.
И укрепился в своем стиле.
И кто-нибудь сможет по памяти, не глядя, точно сказать, сколько там персиков. С великим удовольствием посетила бы его выставку. Экспозиции выстроены в хронологическом порядке истории русского искусства. Сам натюрморт Матисса («Фрукты и бронза», 1910), на фоне которого изображен Морозов, находится в постоянной экспозиции Государственного музея изобразительных искусств имени А. С.
«Серов создал целый цикл портретов семьи Юсуповых и все они высочайшего уровня. Скорее всего, если бы эта выставка проходила в другое, более спокойное для общества время, то такой экстремальной популярностью она бы не пользовалась. Все, кто хорошо знал Серова, запомнили его демонстративный флегматичный, «унылый» вид и редкостное «малословие» в соседстве с иронией. Посмотрите, какой резкий скачок он сделал за это время.
«Мы хотели представить этого художника так, чтобы сегодняшний зритель, который уже с неким скепсисом относится к классическому фигуративному искусству, понял, как много было сделано этим художником, как его искусство и то, что он делал, на самом деле вымостило путь к искусству ХХ века», – поясняет директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. Но тем не менее это абсолютно новая страница его творчества. – вспоминает Репин об этой серовской работе, – прелестные рисунки, я их очень люблю». Портрет исполнен во время одного из приездов Марии из Парижа в Россию, в Домотканове имении друга Серова Владимира фон Дервиза, расположенном под Тверью (Домотканово, ныне Красная Новь, было одним из любимых мест отдыха Серова). Сама выставка получилась действительно хорошей.
Но мы готовы работать до последнего посетителя». Он в корне изменил свое искусство, стал иначе думать иначе работать. В то же время «разноцветность» Матисса, невероятное, с точки зрения Серова, «варварское» сочетание активного оранжевого с насыщенным синим цветом, чуть позже пронзительно зазвучавшее в его «Похищении Европы» (1910, Музей искусства авангарда), на первых порах возмущали русского живописца. ред. ). Даже пройдя всю выставку, очень трудно представить себе, что «Девочку с персиками» и портрет Иды Рубинштейн написал один и тот же художник.
И все – не без оснований. Типичная фраза экскурсоводов перед картиной: «Обратите внимание. » (и далее внимание привлекается к обычно ускользающим от взора деталям). В чем обвиняли Серова.
С заказами во дворце было покончено, а в семье Серовых к тому времени уже шестеро детей. Я с этюдничком, с картоном, сделал копию с этого портрета. ». Кутепова «Царская и императорская охота на Руси», значительно отличается от тонких, порой гротескных стилизаций А. Н. Но смотреть, как пишется портрет, нам не пришлось.
И Серов для меня был, конечно, главным героем. На портрете два персонажа – Юсупов и его мопс Клоун, – такой же своенравный, как хозяин. «Меня и уговаривают все ехать, – пишет она, – чтоб ободрить упавших духом, как интеллигентных, так и голодающих. «Великим молчальником» назвал своего друга Ф. И. В частности, некоторые портреты членов царской семьи и «Занавес» из бывшей коллекции Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской, которая сейчас находится в Константиновском дворце в Санкт-Петербурге. Ее особенность заключается в том, что здесь собраны работы всех периодов творчества, всех жанров, в которых работал художник. Серовой, в лексике родственников – «материнскую горячку» 10, у художника постепенно сформировались замкнутость и непримиримость характера. Часто присутствующий в работах художника момент игры с художественными воспоминаниями явлен и здесь: ритмично ныряющие дельфины напоминают, например, фрагмент росписи килика Диониса, выполненного греческим мастером VI века до н. э. Экзекием, да и бык напоминает изображения быков на древнегреческих сосудах (быть может, отчасти вот таким образом Серов первый из художников изображавших миф о похищении Европы, отступил от первоисточника, рассказывающего о белом быке с золотыми рогами – коричневый бык напоминает о росписях краснофигурных ваз).
Большой «Портрет Г. Л. Гиршман» написан темперой по холсту и формально отнесен к графике, хотя мог органично вписаться в живописный зал и составить конкуренцию многочисленным портретам светских красавиц, даже таким блистательным и хрестоматийным, как портреты Зинаиды Юсуповой и Ольги Орловой. Похищение Европы Серова – не столько изображение мифа, сколько его отблеск, эмблема всего мира греческого искусства с его высокой декоративностью, граничащей с пафосом, как говорил Серов в одном из писем. Посмотрите, какого здесь цвета море, можно ли передать это зеленое балтийское море. «Чтобы понять весь смысл этого портрета для Серова, нужно пройти специальный раздел выставки, который мы посвятили его работе над портретами Генриетты Леопольдовны. Добужинского, Е. Е.
Содержательность и сила их были зато предельными» 11. Художник настоял, чтобы собачка была на портрете, уверяя, что именно «это лучшая его модель». И можно проследить рождение отдельных произведений из десятков набросков. И то обстоятельство, что (как было замечено Глебом Поспеловым) очерк зеленой шали похож на силуэт змеи, напоминает о том, что это предсмертный час, – это словно танец Клеопатры со змеей. Выставка получилась тематическая».
Чоколова» (1887), «Портрет П. И. Есть абсолютно замечательный двухтомник «Серов в дневниках, в воспоминаниях и переписке современников» и это невероятный источник для понимания того, что же этот человек хотел сделать в искусстве и сделал. Эта картина Серова принадлежит Национальной галерее Армении в Ереване.
Одно из важнейших полотен в этом разделе экспозиции – портрет И. А. Морозова на фоне натюрморта А. Матисса, который был написан в стилистике фовистов (1910, Третьяковская галерея). Интересно, что на полотне среди прочих изображен Николай Васильевич Гоголь и сам Иванов. В прессе возникала дискуссия и по другому поводу. Сначала — общие сведения: три этажа замечательно преображенной Третьяковки на Крымском Валу отданы под выставку работы из 25 российских и четырех зарубежных музеев, а также из девяти частных коллекций много открытий (не только царские портреты) солидный каталог. Майоликовая тарелка на стене (разумеется, она не просто так там висит). Либо глухоту мог выразить. Эту пастель с изображением лошадей-подростков (стригунов) и непередаваемым ни в какой репродукции светом (опять-таки, не пропустите, потом ее снова сошлют в запасники Третьяковки) Серов, по воспоминаниям Надежды Симонович-Ефимовой, «рисовал в Домотканове много вечеров подряд с натуры. – Такого анималиста, как Серов, я не видывал и в России, ни за границей».
Серов говорил, что его интересует «не сам человек, а та характеристика, которую из него можно сделать на холсте», «формула личности», подразумевающая композиционную режиссуру и заострение характерного порой вплоть до карикатурности (Голицын подкручивает ус, лезет в карман за золотым или все-таки за часами Гиршман, моделям не всегда уютно в прокрустовом ложе «формулы»), но и язвительность не противоречит импозантности. Помимо картин здесь еще и, например, занавес, сделанный для дягелевской «Шахерезады» по эскизам Серова: предмет из коллекции Ростроповича и Вишневской. «Был небольшой заказец от А. И. Стасова» (1908, ГРМ) критик С. К. Морозова» (1910, ГТГ) он изобразил коллекционера на фоне принадлежавшего ему матиссовского натюрморта «Фрукты и бронза» (1910, ГМИИ) исполненного, по мнению А. В.
Симонович-Ефимова. И портрет получился – светлый, добрый, легкий и – очень продуманный. Они так меня заворожили, что захотелось узнать о его творческой деятельности побольше. На выставке невозможно миновать нежно любимых Серовым «лошадок» (именно так он их неизменно называет в письмах и так вспоминают о деревенских пейзажах художника мемуаристы: что ни пейзаж – то почти непременно «с лошадкой»). В тенистом усадебном парке с восемью прудами и тихими липовыми аллеями Серов создал свои первые пленэрные полотна, в том числе «Заросший пруд» (1888, ГТГ), близкий по настроению к живописи французских художников-барбизонцев. «Каждый портрет для меня целая болезнь» 43, – признавался художник.
Голодец выставка, кажется, абсолютно поглотила. С подобной же целью он тщательно подбирал цвет и фасон одежды, тщательно продумывал позу. Он прошел стремительный путь, все время менялся. Серов часто говорил, что недолюбливает людей: «Скучные они, ужас, до чего скучные, – звери лучше и красивее и веселее и просто лучше». Сарджентом.
Барятинского Кабардинского полка» (1900, частное собрание, Великобритания) между Серовым и императрицей Александрой Федоровной произошел конфликт, отраженный в мемуарной литературе. Так, музейщикам не удалось получить картину «Похищение Европы». Выступления Иды Рубинштейн в дягилевских Русских сезонах в Париже – в поставленных Михаилом Фокиным балетах «Клеопатра» и «Шехеразада» – сопровождались громоподобным успехом. Он и рассказал, что портрет Александра Третьего хранится за городом, в какой-то вилле. Много ли общего у Серова с художниками «Мир искусства», с которыми он находился в более тесном и плодотворном общении.
Их даже не пугают морозы, которые в Москве сейчас не такие уж и маленькие. Но живой человек, воплощающий этот идеал, оказывается на пьедестале беззащитным, «голым». И абсолютно фантастический рисунок рукавов. Бенуа, М. В.
Также и о картине мастера «Петр I» (1907, ГТГ) Добужинский с восхищением писал, что это «одно из самых проникновенных "видений" прошлого» 40. В зарубежной и русской прессе того времени художника часто сравнивали с Каролюс-Дюраном, Ф. фон Ленбахом и особенно с Дж. С. Маковский писал, что лишь «грань отделяет "сходство" от карикатурной утрировки» 46, а в экспрессивном «Портрете М. А. Юсуповой создавался на протяжении нескольких лет. А если последние посетители будет стоять до пяти утра. Ошибались ли позднее, в дни посмертной выставки.
В Третьяковской галерее одни из лучших специалистов. «Как будто жестко, криво и косо, а между тем не хочется смотреть на висящие рядом вещи мастеров исполненные в давно знакомой манере. И собачка совершенно повторяет ее силуэт и задает ключ этим потрясающим кружевам и цвету».
Серовым исполнены несколько живописных вариантов Похищения Европы, а также (редчайший случай в творчестве Серова) скульптура – небольшая статуэтка, повторяющая композицию картины. Для многих людей, чье советское детство было достаточно счастливым и безоблачным по нынешним меркам, картины Серова, хотя бы та же самая «Девочка с персиками», ассоциируются с иллюстрациями в школьном учебнике. Серов скопировал те миниатюры, которые находились в коллекции Щукина и вот из этой миниатюры — как в колористическом решении, так и в композиции — возникает занавес». Рассматривая искусство как сильнейшее воспитательное средство, В. С. Вот таким образом — только аплодисменты и высочайшие похвалы».
С этим можно поспорить, но все равно это была очень энергичная рекламная кампания. Также выпущен уникальный альбом «Валентин Серов». Когда в 1897 году на скандинавской выставке в Петербурге, организованной С. П.
Большой стиль – и люди большого стиля. О существовании этого портрета, специально созданного в качестве подарка королевской семье Дании (Серов писал императора по фотографиям, ему позировал солдат в мундире), как-то забыли, до тех пор пока художник Дмитрий Жилинский не отправился писать портрет датской королевы Маргарет. Сегодняшняя выставка Серова на Крымском Валу – это уникальное явление. Серов, напротив, считал себя по преимуществу портретистом.
Он единственный, как писал Сарабьянов, воплотил в своих работах стиль модерн в полной мере: «Модерн воплотился в творчестве Серова в его совершенстве и его совершенством же и закончился». Уговаривая горюющую после смерти сына Гиршман позировать, художник уверял, что изобразит ее «теперь уже не под Энгра, а к самому Рафаэлю подберемся». Постепенно он извлекал тему, которую затем обратно проецировал на модель, при этом «главные качества модели в портретах как бы оттачивались, намеренно подчеркивались, становились обнаженными, гиперболизовались» 44.
Еще один знаменитый портрет, который очень редко можно увидеть не в репродукции. Потрясающая карьера этого неординарного человека, стремительно взлетевшая с поста чиновника-правоведа до выдающегося композитора и кумира музыкальной молодежи, является тому доказательством.
Здесь нет никакой иронии, никакого гротеска, он изобразил ее такую, какой он ее увидел. Он очень часто менял свое искусство, старался быть всегда во времени. Занавесов сохранилось мало, хотя и не так мало, как нам кажется.
Морозова» видели даже элементы социальной сатиры. Графическая часть экспозиции уникальна по-своему. Ведь в основу эстетической программы объединения был положен серовский девиз «писать отрадное» 41. На картине преднамеренно изображена не сама казнь, а лишь люди в её ожидании.
Об этом же писал близкий друг художника В. Д. Юбилейная выставка Валентина Серова в Третьяковской галерее должна понравиться почти всем. Тоша безжалостно выгонял нас, когда брал кисти в руки».
Серову позировал солдат, а лицо монарха художнику пришлось писать с фотографии. Портрет был написал в 1908 году по натуре княгини.
А у меня дух настроен высоко и я говорю тебе истинную правду – даже смерти не боюсь» 7. Юсуповой (1903, местонахождение неизвестно) или глухоту А. В. Грабарь утверждал, что Серову ничего не стоило ответить отказом на просьбу написать портрет и откровенно заявить: «Не пишу, так как вы мне не нравитесь» 29. Практически с натуры Серов написал картину «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. ». Был издан каталог, показаны его работы.
Что мы видим здесь. Он меня туда отвез. Сотрудники Третьяковской галереи с удовольствием вспоминают описанный Игорем Грабарем эпизод, когда бескомпромиссный художник проявил характер во время портретного сеанса с Николаем II: «Царица попросила царя принять свою обычную позу и, взяв сухую кисть из ящика с красками, стала внимательно просматривать черты лица на портрете, сравнивая их по натуре и указывая удивленному Серову на замеченные ею мнимые погрешности в рисунке. нравилось все, что носило характер праздничности, что отличалось от серой будничности, от тоскливой "мещанской" порядочности» 13.
После этого случая Серов во дворце Романовых отказался работать. На замечание государыни, увидевшей «недочеты» в изображении лица супруга и попросившей их исправить, художник буквально «взорвался» и, передавая ей палитру и краски, предложил: «Может, Вы сами исправите, Ваше императорское величество. ». Сработал и PR-эффект.
Кустодиева, в той или иной степени посвятивших себя этой области. Графиня шутила, что за это время она «то полнела, то худела», а Серов все продолжал искать нужную форму. Серовым. Это вызывает у людей состояние регрессии, желания вернуться в прошлое.
И не только «Девочка с персиками», но и вот эта возможность погрузиться в другую эпоху оставили от выставки мощное впечатление. Мы назвали раздел, где висит эта работа, «Формула портрета», так как каждый раз работая с новой моделью Серов выбирал новую систему приемов. Посетители выставки восхищались красотой княгини Марии Акимовой. Это действительно великий художник. Неожиданно вошел Серов: Вот так и буду вас писать. Большой стиль — и люди большого стиля. Деление экспозиции на живописную и графическую части является основной интригой выставки.
В целом она устроена по старинке: с разделами «по видам» (темперы отнесены к графике), с очень точной развеской, учитывающей визуальные рифмы и контрапосты, с привлечением документального материала – книг, писем, фотографий. Какое-то время он работал в Третьяковской галерее, но совсем недолго, в 1934–1935 годах. Демонстрация вариантов — один из немногих концептуальных ходов выставки. Особый интерес вызовет привезенный из Дании портрет императора Александра III (1899, Офицерский фонд Королевской лейб-гвардии), подаренный императором Николаем II офицерам Королевской лейб-гвардией, шефом которой был Александр III. Именно такие работы Грабарь объединил под названием «крестьянский Серов». Он работает ограниченно в цвете и на самом деле использует всего несколько цветов.
Например, версии портрета Генриетты Гиршман — вот минималистский линейный арабеск, вот «арнувошный гламур» (поза почти повторяет позу Зинаиды Гиппиус в портрете Бакста) и, наконец итог всем известный и совсем иной. «Шехеразада» – балет на музыку Николая Римского-Корсакова – была одной из триумфальных постановок Русских балетных сезонов Сергея Дягилева в Париже в 1910 году. Но применительно к юбилейной выставке Серова, собравшей около сотни живописных произведений и примерно 150 графических, – на что прежде всего обращать внимание. Я его родственник, внучатый племянник. Симонович. Чаще всего это случалось, когда он навещал своих родственников фон Дервизов в Домотканове Тверской губернии.
Их сын Андре Львов стал микробиологом и лауреатом Нобелевской премии. Дальнейшие поступки Серова: письменный протест царской фамилии, выход из состава членов Академии художеств и отказ от общения с близкими друзьями, в которых он увидел «тень соглашательства» 15, вскрыли в нем такую принципиальность, которой не обладала даже его мать16. На выставке, впрочем, целая гроздь императорских портретов и портретов членов императорской семьи, хотя Серов по своему складу менее всего был приспособлен к амплуа «придворного портретиста». То, как Валентин Серов видел, заставляет призадуматься о собственной внимательности и проницательности. «Хотя больше я люблю портреты Коровина и Левитана, где чувствуется глубина», — признался он.
Лансере. И он одновременно вместе с Врубелем вернулся к искусству большого стиля. А эта версия перегружена и более насыщена деталями. Серов явился формообразующим художником для русского искусства, он внес новаторские идеи в развитие традиционных жанров портрета, пейзажа, жанровой зарисовки.
Даже императрице Александре Федоровне на ее просьбу подправить что-то, на ее взгляд, неверное в лице царственного супруга протянул палитру: Может, вы сами исправите, Ваше императорское величество. «Другой важной его работой я бы назвала портрет Михаила Абрамовича Морозова. Зал 10 практически полностью посвящен картине Александра Андреевича Иванова «Явление Мессии» (более известное название – «Явление Христа народу»). Нужно идти в будний день украдкой в обед или утром.
Основное ядро выставки составили 50 работ из фондов Третьяковской галереи. Надо другое платье. Александр Попов, директор Научно-исследовательской независимой экспертизы имени П. М. Третьякова, прокомментировал «МК»: «Внимание руководителей государства важно: их пример позволяет заинтересовать публику, не разбирающуюся в искусстве.
По словам Серова, живопись великого испанца «оттесняла» даже весь современный Париж. Но он вечно был недоволен собой. Фокин, к которому она явилась с просьбой дать ей несколько балетных уроков, взялся сделать из нее балерину, так как, по его словам, увидел в ней прекрасный «материал в стиле Бердслея» – одного из кумиров эпохи модерна и художников, формировавших сам этот стиль.
Например, версии портрета Генриетты Гиршман – вот минималистский линейный арабеск, вот «арнувошный гламур» (поза почти повторяет позу Зинаиды Гиппиус в портрете Бакста) и, наконец итог всем известный и совсем иной. Если бы не это, мы не знаем, что было бы дальше со стилем модерн в России». По словам И. Э. Грабаря, «Серов-рисовальщик, быть может, даже сильнее Серова-живописца». Растерявшийся царь побежал за нею, в чем-то ее убеждая, но она и слушать его не хотела. На этот раз живописная экспрессивность полотна заставила вспомнить не только Цорна, но и Эдварда Мунка – его «Портрет немца» (1903), кстати, написанный лишь год спустя. Петр со свитой шествует по необжитой, суровой земле, где бродят коровы, «по мшистым, топким берегам», к которым подступают, «котлом клокоча и клубясь», тяжелые невские волны.
Серова, пожалуй, первая среди художественной интеллигенции стала заниматься популяризацией классической музыки и создавать в сельской местности народные хоры и театры6. Правда, многие опасались ему позировать, ведь художник видел то, что люди пытались скрыть. В этом, по мнению критика, одна из причин того, что в его творчестве сразу наметилась тенденция к красоте, «гармоничности целого», решению чисто живописных задач. Мамонтов, С. П. Так, парадный портрет З. Н. Либо писал портрет Турчанинова, в котором слышится его голос с хрипотцой. Грабарь утверждал, что художник «страшно не любил проявление пошлости, был к этому безжалостен и даже жесток, причем, когда говорил, он не лукавил и не произносил комплиментов» 30. Впервые в России показан портрет Александра Третьего.
Он прекрасен, // Он весь, как божия гроза». «Матисс, хотя и чувствую в нем талант и благородство, – но все же радости не дает, – и странно, все другое зато делается чем-то скучным – тут можно попризадуматься» 25, – писал Серов жене из Парижа, находясь под впечатлением от увиденных там на Осеннем салоне произведений фовистов. Масса вариантов пограничных техник – важнейшая особенность этой выставки. Ну а дальше началась война, как только умер Серов. Картина произвела большое впечатление на замгендиректора «Северстали» по коммуникациям и взаимодействию с органами госвласти Алексея Егорова.
«Девушку, освещенную солнцем» помнят многие, но не все знают, что на портрете из Музея Орсэ в Париже – та же модель. И за пару часов как будто прожил целую жизнь. И в его словах действительно есть доля истины. Орловой» (1911, ГРМ) со знаменитым «Портретом Иннокентия Х» (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим) Веласкеса, называя оба полотна «чудом живописи» 33. Он многое успел сделать, сменил несколько направлений.
Я подошла погреться к печке. Вот таким образом «Артгид» решил обозначить в первую очередь «редких гостей» – произведения из региональных российских или зарубежных коллекций, частных собраний или же хрестоматийные вещи из столичных музеев, которые, однако известны в основном по репродукциям, так как причислены к графическим работам (картон, пастель, гуашь и т. д. ) и хранятся в запасниках (графика, как известно, больше живописи боится света). Ошибались ли мы тогда, пять лет назад. Касьянова (1907, томский областной художественный музей), обозначить в поясном портрете высокий рост Д. В. Вот таким образом я была в черном платье с белым горностаем и оттого кожа на моем лице сероватая («бритая», как находили многие).
«Гений – парадоксов друг», Серов увидел Петра в том парадоксальном двуединстве, которое у Бенуа выражено словами «спаситель и каратель» и которое с разительной точностью и лаконизмом отформулировано Пушкиным в «Полтаве» : «Лик его ужасен. Так что этот портрет – можно сказать, открытие. Это двоюродная сестра Серова, художник и скульптор Мария Симонович (1864 – 1955), вышедшая замуж за врача-психиатра Соломона Львова и уехавшая вместе с ним в Париж. Эти пять лет решительно и определенно ответили за нас: "Нет, не ошибались"». А энгровский портрет, в свою очередь, отсылает нас к образу Форнарины Рафаэля. Но ведь именно жизнь напоказ есть вечная тема парадного портрета и, доводя данную идею до грани гротеска, Серов с его репутацией «злого портретиста» (заказчики, впрочем, за редким исключением бывали довольны) лишь возвращает традиционной форме ее генетическое предназначение.
Малявина, Б. М. Их, к примеру, А. Н. От хрестоматийной «Девочки с персиками», написанной 22-летним художником, до авангардного образа балерины Иды Рубинштейн.
Яремич, А. Н. Формально работы художника разделены на живописную и графическую части, по смыслу они выстроены как иллюстрация его пути от нежной живописной «Девочки с персиками», где румяные щечки юной героини бархатистей кожицы лежащих перед ней плодов, к портрету Иды Рубинштейн, где сухое тело балерины выписано бесстрастно, плоско и восхитительно красиво. Одно из значений имени Европа – широкоглазая, что удивительно созвучно тому изображению лица Европы, которое дает Серов. Нестеров своим родным32.
Выбрал он композицию абсолютно случайно. С 1899 года портрет находился в лейб-гвардии королевского полка в Копенгагене. А я и правда не любила богатых платьев. Еще – из 9 частных коллекций. Нет и вещей, проданных в последние годы на аукционах за сенсационные суммы (портреты Марии Цетлин, четы Грузенберг, Прасковьи Мамонтовой и других) факт этих продаж, кстати, сделал Серова одним из самых востребованных и дорогих русских художников. Ее мало привлекала утонченная полемика о «святом искусстве», которую виртуозно вел композитор со своими знаменитыми друзьями в аристократических салонах.
Император Александр III изображен стоящим у главной лестницы северного фасада дворца Фреденсборг в Дании в офицерской форме полковника датской Королевской лейб-гвардии (он получил почетное звание полковника этой гвардии в 1879 году). Бларамберга» (1888, оба – ГТГ) и многих других. Вершиной модернизма в его творчестве считаются «Портрет Иды Рубинштейн» и «Похищение Европы».
Полотна Серова идут сразу за блистательными шедеврами золотого века передвижников. Издание, задуманное Мамонтовым, не состоялось, однако «небольшой заказец», за осуществление которого взялся Серов, обернулся целым циклом рисунков, работу над которыми художник не прекращал до последних дней жизни и весь 1912 год (до которого он не дожил) он собирался отдать именно им. (Эту конкретную выставку компания не финансирует, но Третьяковку поддерживает, в частности в приобретении новых полотен).
И от этого теряются, тускнеют в восприятии пресыщенного взгляда посетителя. Хорошо и то, что в центральном зале – и это заслуга экспозиционеров – возникает дополнительное поле восприятия: мы наблюдаем еще и мир людей рубежа веков, где лица словно отсвечивают друг на друга.
Валентин Серов стал ключевой фигурой русского творческого процесса рубежа XIX-XX веков. // Движенья быстры. Серов относился к своей модели с симпатией, но это не помешало ему изобразить ее в орбите бессмысленно свисающих отовсюду тканей, в мельтешении безделушек и флакончиков, чей дробный ритм вносит суету в парадную композицию. «Замечательно милая женщина Генриетта Леопольдовна чем больше ее видишь, тем больше ее ценишь, простой, правдивой, доброжелательной, не гордой и что совсем странно при ее красоте совсем не занята собой. », – писал коллега Серова Константин Сомов.
Занавес имел такой успех, что на спектакле удостаивался отдельных аплодисментов. Но Серов значим не только для изобразительного искусства, его фигура и творчество явились целостным эстетическим феноменом всей культуры Серебряного века. Пушкина, в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX – XX веков. Есть еще большая канторовская версия, но она более плакатная. Софья Владимировна Олсуфьева (1884 – 1943) была фрейлиной при дворе императрицы Александры Федоровны, после революции жила в Сергиевом Посаде, помогая мужу, работавшему в библиотеке Троице-Сергиевой Лавры.
Выставка Серова занимает три этажа. Серов говорил, что его интересует «не сам человек, а та характеристика, которую из него можно сделать на холсте», «формула личности», подразумевающая композиционную режиссуру и заострение характерного порой вплоть до карикатурности (Голицын подкручивает ус, лезет в карман за золотым или все-таки за часами Гиршман, моделям не всегда уютно в прокрустовом ложе «формулы»), но и язвительность не противоречит импозантности. Я посетил десятки художественных музеев России. «Про «Похищение Европы» я знаю художественную тайну. Европа была дочерью финикийского царя Агенора. Однако «Девочку с персиками», как и многие другие знаменитые вещи Серова, всегда можно увидеть в постоянной экспозиции Третьяковки, для этого не обязательно идти именно на выставку.
«Здесь штрих абсолютно другой. Щербатов: «. Серовский натюрморт «Яблоки на листьях» (1879, Музей-заповедник «Абрамцево») поражает лаконичностью композиции, а «Портрет С. М.
Его в этом случае сравнивали с Цорном, говорили, будто он что-то берет от него. Эти цветы мы с сестрой набирали каждое утро свежими. Думаю, выставка будет пользоваться грандиозным успехом. Серов излагал Грабарю свое представление о Петре I так: «Обидно.
Некоторые сюжеты выставки позволяют наглядно увидеть этот выбор, осуществленный через множество отвергнутых вариантов. Морозова» (1902, ГТГ), сначала появившийся на выставке «Мир искусства», а в 1906 году показанный в Париже на выставке «Два века русской живописи и скульптуры», также вызвал оживленную полемику. Сначала – общие сведения: три этажа замечательно преображенной Третьяковки на Крымском Валу отданы под выставку работы из 25 российских и четырех зарубежных музеев, а также из девяти частных коллекций много открытий (не только царские портреты) солидный каталог. Еще более резко по этому поводу высказывался князь С. А.
Он не хотел быть злым, просто видел гораздо больше, чем видим мы». Цорновская экспрессия была новаторской, хотя что можно понимать под новарторством. Ирина Шумалова, куратор выставки (графическая часть): «Между портретом, который начинает эту выставку, «Девочка с персиками» и портретом Иды Рубинштейн — пропасть. «Мне охранник говорит: А вы знаете такого художника Серова.
Он несколько раз принимался ее писать, но оставался недоволен набросками, считая, что вместо светской львицы получается какая-то «провинциальная барышня». А потом Серов увидел Гиршман в будуаре, обставленном свежекупленной дорогой мебелью из карельской березы, среди хрустальных флакончиков и безделушек и решил, что именно такая обстановка соответствует облику великосветской красавицы: «Стены моей комнаты были затянуты серым холстом (Серов очень любил серый цвет) и на нем желтая карельская береза, зеркала, хрусталь создавали гармонию.
Зрелище на дальнем плане – прекрасное видение, словно пророчество о будущем великом городе: «Прошло сто лет и юный град, // Полнощных стран краса и диво, // Из тьмы лесов из топи блат // Вознесся пышно, горделиво». – Я говорю: Как же. Столбики термометров ниже -10 градусов. Нетрудно заметить, что знаменитая серовская серия графических произведений на сюжеты из истории петровского и елизаветинского времени исполненных как иллюстрации к изданию Н. И. Здесь же, в Домотканове, в 1890-х годах он открыл для себя поэзию деревенского пейзажа. Говоря другими словами, обозначен путь от романтического реализма к упадническому модерну.
Если первый портрет Гиршман напоминает о Веласкесе, обыгрывает системы «Менин» с отражением в зеркале, близок по колористической гамме — а это понятно, Веласкес был важен для Серова, — то здесь, как писал сам художник, он обращается уже к Рафаэлю. Именно эту ситуацию, в сущности и продемонстрировал Серов в своем портрете – он как бы «пригвоздил» Иду Рубинштейн к определенному эстетическому кодексу, показав ее как эстетского идола: вот то, чему поклоняются сегодня, вот современный кумир на том пьедестале, который раньше занимала Венера Джорджоне. Обязательно нужно посмотреть графику, которую нечасто выставляют. «Страшно, судорожно, как автомат, шагает Петр. Картины просто великолепные, не тяжелые на восприятие.
Серов относился к своей модели с симпатией, но это не помешало ему изобразить ее в орбите бессмысленно свисающих отовсюду тканей, в мельтешении безделушек и флакончиков, чей дробный ритм вносит суету в парадную композицию. В «Портрете И. А. Эстеты и знатоки будут рады видеть русскую живопись самого высокого класса, причем не только мастерскую, виртуозную, но и умную, в которой поставлены и решены многие пластические задачи, считывание которых не мешает чистой радости от линий, цвета и света картин. Видимо, столько времени уходило на то, чтобы изучить модель.
Олив (1895, ГРМ), как помогает она всякий раз передавать то жизненную силу, то трепетность образов. Интересно, что Бакст исполнивший по возвращении из Греции (куда он путешествовал вместе с Серовым) картину Древний ужас, также изобразил в ней статую Коры с ее загадочной архаической улыбкой как символ и вечную тайну античного мира. Сколь сложна в его картинах нюансировка белого, наполненного различными цветными рефлексами, а порой внутренним свечением, как на сугробах снега в раннем пейзаже «Зима в Абрамцеве» (1886) или в белой кофточке О. Ф. Ольга Атрощенко, куратор выставки (живописная часть): «Девочка с персиками» была написана двадцатидвухлетним мастером, тогда совсем еще никому не известным художником и сразу снискала заслуженную славу. Шаляпин.
Браза, Ф. А. Событием станет показ портрета двоюродной сестры художника Марии Львовой (1895, Музей Орсе), той самой Маши Симонович, которая изображена в знаменитой «Девушке, освещенной солнцем». В 1930-х годах Олсуфьева некоторое время работала художником-реставратором декоративно-прикладного искусства в Государственном музее изобразительных искусств. Что, по-моему, хорошо: настоящая кураторская работа должна быть неочевидна.
«Занавес — это, конечно, сенсация выставки. «Если подметит, бывало, яркую отрицательную черточку, – вспоминал Грабарь, – или чванство или глупость или гениальничанье или просто смешную манеру стоять, сидеть – непременно внесет ее в свою характеристику» 45. Коллекционер, основатель «Института русского реалистического искусства» и совладелец «Промсвязькапитала» Алексей Ананьев тоже остался доволен, причем не только картинами, но и драматургией экспозиции: «Выставка уникальная, такой никогда еще не было и, наверное и не будет. Трубниковой, невесты Серова, в картине «У окна» (1886), в воротничке В. О.
Конечно, такой масштаб требовал большой подготовительной работы. Это не каталог-резоне и в экспозиции не «весь Серов». У Энгра есть портрет Рафаэля с Форнариной в том же тюрбане. Толстого, с «высокой точностью» 27.
Очень здорово прорисованы детали, каждый штрих несет в себе теплоту мастера. Это памятник Ермоловой. » 49. поеду с художником Репиным в деревню, то за лето сделаю огромные успехи» 18.
Особенность выставки в ее планировании и концепции, которой предшествовала большая исследовательская работа. Есть еще и второй пласт регрессии. Вчера побывал на периодической выставке, где любовался поразительным (тициановским) портретом некой m-me Мориц работы Серова» – писал М. В. Выбор техники и основы рисунка диктовался характером самой натуры.
Совершенная поза, будто вошла и присела ненадолго (хотя Вера позировала ему более 10 раз), сияющий фон – словно пленэрная живопись (а не привычное светлое лицо на тёмном фоне), композиционная завершенность, спокойствие и чистота, гармония цвета, света и тени, портрета, пейзажа и натюрморта. В качестве ответной реакции на чрезмерную социальную активность В. С. Гиршмана (1911, все – ГТГ). Монументальность есть в каждом ее движении – просто оживший архаический барельеф. Драгомировой.
Так, собственно и был создан ее живописный портрет, в окружении которого на выставке можно увидеть ее другие, графические портреты и то, как «живет» модель в интерпретации художника. Широко демонстрируются портреты царственных особ. Здесь же, в 28-ом зале, находится еще одно эпическое полотно Сурикова — «Утро стрелецкой казни». Это не каталог-резоне и в экспозиции не «весь Серов».
Бенуа находил в прекрасном графическом портрете своей супруги А. К. В целом она устроена по старинке: с разделами «по видам» (темперы отнесены к графике), с очень точной развеской, учитывающей визуальные рифмы и контрапосты, с привлечением документального материала — книг, писем, фотографий. Серов также находил ее «умной, образований, культурной, простой и скромной, без замашек богатых выскочек и очень симпатичной». Его опосредованное влияние находили во многих произведениях русского живописца, как ранних, так и поздних. Ермоловой. Ее муж построил храм на Куликовом поле, оплачивал иконостасы общества «Русская икона», разрабатывал понятие обратной перспективы вместе со Флоренским.
Стасова (1908, ГРМ)28. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Домотканово» (1895, ГТГ), «Баба в телеге» (1896, ГРМ), «Стог сена» (1901, СГХМ), оживляя пейзаж будничными сценками из крестьянской жизни. Так, Бенуа не без основания сравнивал стильный «Портрет княгини О. К.
Серова критик воспринимал «более нервным и с несравненно более тонким чувством красок, нежели Цорн» 23, к тому же, по его мнению, русский художник больше заботился о содержательной части, выявлении внутренней, сокровенной стороны предмета, всегда оставаясь преданным строгому рисунку, форме и крепкой композиции. Мария Симонович не смогла вернуться в Россию, какие уж возвращения после революции. Серов писал императора по фотографии, ему позировал датский солдат.
«Серов начал класс обнаженной натуры в России. Они сомневаются, правильными ли были их представления о жизни и задаются вопросом: «Как жить. ».