Через несколько дней серов, по приглашению врубеля, вновь навестил его, чтобы оценить переделки в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини юсуповой, серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты».
Что за бедствие вся жизнь этого многострадальца, – вспоминал И. Е. Поленовым, П. П. Обнинской с зайчиком» (1904).
Врубель, – пишет Головин, – идеально выражал свою мысль. Именно в этот кружок, по настоянию Серова, были приглашены Коровин и Врубель. Очень тщательно прописано лицо модели, словно заглаженное кистью. Она была осуждена Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ как «член контрреволюционной монархической организации ИПЦ», за «антисоветскую пропаганду, помощь ссыльным» и приговорена к ссылке в Казахстан14. Только Пасхалова блистала солисткой, а Забелу изредка выпускали ее дублершей. Между тем, то был этюд к Восточной сказке, которая вот уже сто лет украшает Русский музей.
Еще один портрет супруги являет нам тёплый, солнечный, пленэрный образ. Как эта, так и другая картина, — Девушка, освещенная солнцем (1888), дышали светом и свежестью, воспевали юность и красоту, чувство радости бытия. И, что не часто с ним случалось, прогадал. Елена Балина была одной из ее постоянных клиенток, так же как Е. П. Так не раз происходило с его моделями.
Знамениты художественные проекты ускорения чаемой трансформации. Девушка, освещенная солнцем (портрет Марии Яковлевны Симонович), созданная в Домотканове (имении друга Серова Владимира Дервиза), написана абсолютно по-иному, чем Девочка с персиками. Его приглашали в Абрамцево, где культом был театр и почти до конца жизни знакомые из этого круга Валентина иначе, чем Антошей и не называли, настолько ему удалась его роль. Из этого узора выделяются гипнотизирующим блеском его горящие, широко раскрытые глаза. Творили Репин, Суриков, Поленов, Левитан.
Он вырабатывает свой живописный язык, свой графический стиль, свое понимание цвета. Она учат любить свою Родину, осмысливать и ценить ее историю, ее достояние и ценности. В ноябре 1911 года, незадолго до смерти Серова, первый его биограф Игорь Грабарь и Серов рассматривали в Третьяковской галерее Девушку, освещенную солнцем. Врубель был не только художником-мыслителем, но и живописцем, поэтом краски и линии.
В мучительном желании вернуть зрение он «придумывал разные аскетические искусы, отказывался от пищи, по ночам целые часы простаивал перед кроватью говорил, что в награду прозреет и глаза его будут из изумрудов». Главной задачей реферата является изучение особенностей творчества художников. Я выбрала эту тему так как я увлекаюсь живописью.
Серова решено было отдать в обучение к Репину. В первые же дни после врубелевской кончины Валентин Серов с его другом, профессором, мастером офорта, великодушным добряком Василием Васильевичем Матэ «как будущие устроители этой выставки» обратились в академический совет с ходатайством о проведении таковой «в стенах Академии художеств ибо М. А. Врубель был ее питомцем». Жизнь и творчество Михаила Врубеля стали легендой еще при жизни.
Листы эти создают впечатление богатой красочности, почти как «Восточная сказка», хотя фактически они монохромны — исполнены чёрной акварелью с добавлением белил. Выражать цвет без цвета, одними градациями тёмного и светлого — эту проблему Врубель ставил перед собой сознательно, как показывает его гораздо поздняя работа над «Перламутровой раковиной». до: как это сделать. Я ничего подобного не видел никогда. В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки. А потом «снова забывал о слепоте, бредил о великих замыслах и уверял, что перед новыми картинами все созданное им раньше покажется ничтожным». К 10-летию Московского Художественного Театра Серов получил заказ написать серию портретов знаменитых актёров. «Портрет балерины Корсавиной»выполнен в необычной манере – балерина изображена спиной к зрителю. Даже фон (на котором, кстати, никогда не было якобы стертой, по рассказу Брюсова, сирени) в тонкой перекличке со стилистикой двух подаренных художнику поэтических сборников. Художник легко включается во все затеи абрамцевских жителей. Авангард неистово рвался вперед, а Врубель тормозил, дорожа строгой дисциплиной пластики.
Он был арестован уже после нее, от него требовали выдачи ценностей, пытали. Н. Ульянов, не раз наблюдавший за работой Серова, вспоминает: «Он писал быстро, быстро схватывал сходство и, однако, . Отец юного Валентина, большой любитель Вагнера и Россини, всячески пытался привить сыну любовь к искусству.
Зато. Софья Михайловна Драгомирова (в замужестве Лукомская) рассказывала Игорю Грабарю, как, позируя Репину для портрета в малорусском костюме, она познакомилась с Серовым, зашедшим в мастерскую к учителю. М. А. Солировала, естественно, Надежда Ивановна Забела. Вопрос нерешаемый. Дочь Серова ответила князю: «Папа не может подойти к телефону, так как он умер».
Борьба света и тьмы – вот содержание большинства работ Врубеля. Актриса, певица, светская дама. В какой бы области ни работал художник, он создавал первоклассные произведения.
Но как ему при всем этом удалось добиться такой реалистичности. Поэт Брюсов подарил свой сборник с надписью «Михаилу Александровичу Врубелю в знак восторженного преклонения перед его гением» и принес новое, посвященное художнику, «очень лестное» стихотворение. На живопись Врубеля Дягилев, как говорится, делал ставку. В. А.
Желание неисполнимое. Сапунов, М. С. Самому Серову было всего 46.
Серовский метод работы был жесток. Лишь изредка он мог выкинуть пару едких замечаний. Это был Пикассо». Она выражает надрыв, очень тяжёлое детство и юность Шаляпина.
Врубель отличался редкой многогранностью дарования. Врубель – один из моих любимейших художников. Там же, в Костроме, собралась почти вся большая семья, кроме сына, работавшего на московском заводе. Как же хватало на это сил у него и терпения у модели. Большую роль в появлении Союза сыграл «Мир искусства», хотя московские мастера во многом стремились противопоставить себя петербуржцам. Морозову, все же остальное как-то не спорилось и, помню, Серов был одно время этим не мало удручен. Отец будущего художника часто приглашал в гости Тургенева, Антакольского (знаменитого скульптора), Николая Ге и прочих известных личностей.
Он критически относился к современному искусству. Неожиданно заболел ребёнок – маленький Саввочка, только начинавший говорить. Ученики: П. В. Незнакомый дотоле Валерий Яковлевич Брюсов ему понравился как наружностью («очень интересное и симпатичное лицо: брюнет с темно-карими глазами, с бородкой и с матовым бледным лицом: он мне напоминает южного славянина»), так и стихами («в его поэзии масса мыслей и картин»). Среди произведений Врубеля имеются такие, в которых он занимателен как рассказчик и которые можно пересказать словами: такова его картина К ночи (1900) с пасущимися среди озаренной цветами лужайки конями, которых стережет голый сатир, таков его Пан (1899) — лохматый старик, сжимающий флейту в волосатой руке, угрожающе страшный среди ночного пейзажа с ущербной луной над горизонтом, такова Царевна-Лебедь (Русский музей) — большеглазая гордая красавица в низанном жемчугом кокошнике с лебедиными крыльями, отливающими сиреневыми оттенками.
Ситуация позирования нередко доводилась до степени мучительной – для большого парадного портрета Серов требовал девяноста сеансов, трех месяцев ежедневной работы модели (то есть выдерживания на портретном сеансе нужной ему позы) и многие из тех, кого портретировал Серов, пишут о том, как суров был художник, настаивая на выполнении своих требований в ущерб даже самочувствию модели. Но ни имени ее, ни дальнейшей биографии семейные предания не сохранили.
Вторая рука спрятана в складках одежды, так же как в овальном портрете Е. П. В качестве фона был выбран главный харьковский зал собрания. Художник в периоды помрачения впадал то в манию величия, то в полное самоуничижение. Он рисует, хотя «голоса» требуют отринуть дьявольский творческий соблазн. В 1900 году Валентин Серов вошел в объединение под названием Мир искусства.
Он лежал совсем низко и говорил вполголоса: нужно изящно страдать». Валентина Семёновна была буквально одержима идеями Чернышевского, вплоть до нигилизма и на воспитание сына это весьма повлияло. Работая темперой, художник большей частью пользовался холстом фабричного изготовления, покрытым полугипсовым грунтом, на нем были исполнены портреты А. П. Ленского и А. И. Южина, Иды Рубинштейн (1910) и другие. Вообще, сама по себе эта церковь уникальна. Она была пианисткой, так будущий художник близко познакомился с классической музыкой.
Может быть, кто-то и прочтёт здесь иронию, которая, несомненно, присутствует здесь, но весь в целом образ Морозова положительный, тёплый. Таково его декоративное панно Пророк (1898). Но кризис прошел, его поместили в частную лечебницу доктора Ф. А. Но подражать, копировать манеру друга тоже неправильно. Творчество художника было страстным протестом против зла.
Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против мирового зла, против ночи. Работал над картиной Врубель уже в Москве, в доме Мамонтова, в предоставленной студии. Те, кто видел историю его болезни, свидетельствуют: все было очень страшно.
Тогда он «жестоко страдал, горько жаловался жене и сестре на судьбу и плакал, что не может их видеть». По громогласному плану Малевича искусство, которое «вырабатывает тончайшие шелковины нервных волокон», должно презреть мещанскую привязанность к натуре и выйти на простор благородного перевоплощения всех форм в строй чистой беспредметной гармонии. Тех миров, которые видели они, мы не видим. Но даже они впечатляют. Но иначе работать Серов не умел, да и не хотел. И так благостно смотреть на такие портреты – душа радуется.
Упрек Маковского относился ко всем, кроме В. А. Ульянов, К. Ф. Причем собрание Балиных позволяло периодически менять экспозицию.
Но линия его — это не тот ясный и четкий контур, которого так упорно искал В. Серов. Они задались вопросом, кто же такой Валентин Серов. Блокнад могилой Врубеля сказал: Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи.
Вот такой она и получилась на портрете – с широко раскрытыми, беспокоящимися глазами. В поздний период (начало 1900-х гг. ) Серов связан с Миром искусства. Портрет написан в очень необычной для законченной работы технике – углём на холсте. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи.
Длительность работы над тем или иным портретом у него зависело во многом от знания модели. Были слезы, конечно. Врубель был превосходным рисовальщиком. Особенно это характерно для портретов Сомова, Бакста, Врубеля.
Остальное сделано уже до меня, только выбирай». С тех пор эта трещина так и стала называться «серовской». Биография художника содержит и еще один весьма интересный промежуток времени. Многое исчезло безвозвратно.
Каждое помещение оформлено в духе определенной эпохи – от готики до модерна. Покидая Академию, Серов писал Антокольскому: «Могу работать, как сам хочу, вверяя себя только Репину и Чистякову». В эпоху модерн творили также такие великие художники, как О. Вагнер, Г. Климт.
В мучительном желании вернуть зрение он «придумывал разные аскетические искусы, отказывался от пищи, по ночам целые часы простаивал перед кроватью говорил, что в награду прозреет и глаза его будут из изумрудов». Яркое апрельское солнце сквозь церковные окна, толпа коллег, лица юных академистов, дамы в черном, горы цветов — Кате показалось, «что эта картина понравилась бы покойному. Он лежал совсем низко и говорил вполголоса: нужно изящно страдать». Из мастеров русского модерна отметим и И. Э. Гиршман. 21 марта 1916 года Обнинский застрелился.
Грустно и неловко за эту триумфаторскую легенду и ее восторженные тиражи. Уже в мае 1902 года в Турликах с ответным визитом гостил В. Д.
Это становится понятным не только по манере письма. Работу на холсте художник начинал с наброска рисунка, в котором намечал несколькими линиями костяк формы, определял ее силуэтную линию. И когда все сказки были прочитаны, мама дала мне альбом с репродукциями Врубеля. Однако в юном Валентине Чистяков увидел настоящего гения. И работал медленно иногда требуя 90 сеансов, что бы написать один портрет. Это было последнее воспринятое его рассудком событие.
В середине 1900-х гг. Отдельные портреты темперой, как, например, Г. Л. Гиршман (1907), Серов выполнял на незагрунтованной, а только проклеенной тонким слоем столярного клея поверхности среднезернистого, довольно плотного холста.
Всё тело Демона составлено из металлических мускулов. С Абрамцевым связаны многие творческие искания Врубеля. Там произошло его последнее возвращение к жизни.
Новоселова и А. Ф. Почитатели её таланта воспринимали М. Н. Ермолову так, как её написал художник. Таковы, например, портреты Г. Н. Федотовой (1905), М. Н. Ермоловой (1905), Г. Л. Гиршман (1907). такую же безмятежность. Ее обвиняли по групповому делу организации «Истинно-Православная церковь».
Лошадь деликатно переминается с ноги на ногу, словно в нетерпеливом ожидании и недоумении относительно непонятной задержки своего хозяина, почему-то надолго впавшего в остолбенение. Помимо общих интеллектуально-художественных вкусов у Врубеля и Лапшина имелось сходство в деликатности, тактичности и выделявшем их обоих джентльменстве, в чудаковатом изъявлении влюбленных чувств к певице, покорившей «нездешним строем души». Да не потряс, конечно, Врубель ни Пикассо, ни других парижских новаторов. Жизнь и творчество Михаила Врубеля стали легендой еще при жизни.
В портрете С. Мамонтова (1897) в его огромной и неуклюжей фигуре, в его вытаращенных глазах с остановившимся взглядом есть что-то грозное, величественное, как в древних византийских мозаиках. Другая его работа, написанная годом позже, называлась Девушка, освещенная солнцем. Катя догадалась похлопотать, чтобы с покойного художника сняли маску (это сделал Петр Бромирский), ездила в траурный магазин, заказывала место на кладбище, оттуда поспешила на панихиду в академической церкви. Кроме того, жестокая прагматика.
Трудно восстановить ее образ. Когда картина ещё была на выставке и Павел Михайлович Третьяков только высказал своё желание её приобрести, то его спросили: «С каких это пор вы прививаете своей галерее сифилис. » На что Третьяков ответил: «Спасибо, я ваше мнение выслушал». Вместе с Серовым Надежда Петровна придумала и необычный наряд Балиной. С Врубелем я впервые познакомилась лет в 10-11, дедушка купил репродукцию «Девочки, сидящей на фоне персидского ковра» я рассматривала просто часами. Конечно, Валентин Серов затевал большой, основательный портрет певца в масле. Вот таким был Валентин Серов.
Коровин кричал: «Не устраивайте хаоса из моей жизни». В мае 1903 года Врубели доехали до Киева и остановились в гостинице. В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров. Портреты певца Таманьо и художника И. Левитана были также выполнены в несколько сеансов.
У Врубеля сложились близкие отношения с другим русским художником в Академии – В. Серовым. Это результат длительного наблюдения, скрупулезного анализа формы и движения. Турлики были давно проданы М. К. В шесть лет его постигла первая утрата – умер горячо любимый отец. «Портрет Ермоловой», примадонны Малого театра. Прогнозы великого психиатра очень скоро сбылись. Серов был очень обязателен и всегда предупреждал клиентов, если не смог прийти на сеанс.
Хотя сам Серов говорил, что ему очень трудно писать глаза этого человека, они разные. Серов жил у Репина почти на правах члена семьи, сопровождая его во всевозможных поездках этюды, а в остальное время, рисуя с гипсов, с натуры и копируя репинские холсты. В памяти Ольги Форш-Срезневской она осталась «прелестной старинной женщиной». В одной небольшой картине, тонкой по выполнению, как восточная миниатюра (1888), Гамлет с черными кудрями и в черном берете похож на романтического героя, Офелия хрупка, как стройное деревце, мечтательна, как далекая полоска моря за обеими фигурами. У Врубеля же была совсем другая манера.
Биография его тем не менее поворотными событиями не богата. Чистяков разглядел необыкновенную одаренность ученика и выделял его среди других. Просто так. Сыновья приумножили состояние.
Это и понятно – поздний Серов. Юон. Именно на Таврической выставке 1905 года, которая много значила для Серова, зрители могли впервые увидеть его «Портрет К. А. От него и сейчас трудно оторвать взгляд.
Уже с 5 лет он увлеченно занимался в рисовальной школе. Обвинения носили политический характер. Александр Николаевич Серов ушел из жизни, когда Валентину было всего 6 лет.
Отсюда особая теплота в отношении к модели, мягкость и деликатность серовской манеры. Открыла, например, поэту Владимиру Пясту, а через него – Александру Блоку ошеломившую их книгу Августа Стриндберга «Одинокий». Девяти лет от роду он по памяти копировал Микеланджело. Тех миров, которые видели они, мы не видим.
Серова, то он был великим мастером портретной живописи. Фон написан легко и воздушно, как только в картинах самых больших живописцев. То он сидит на земле с заломленными руками и печалью во взоре (картина, 1890, Третьяковская галерея), — образ истомленного тоской Титана, которого можно сравнить с Мыслителем Родена, то он с густыми, закрывающими лоб кудрями, с полными чувственными губами и огромными широко раскрытыми глазами смотрит прямо перед собой, как прекрасный древний бог (майоликовая скульптура, 1900). Лучшие произведения Серова принадлежат к вершинам русского реалистического искусства. У него и правда всё шло хорошо – даже в личной жизни, что редкость.
Однако вскоре работа вновь наладилась» 3. Петров-Водкин, Н. П. Не мог же я писать этот портрет с любовью и нежностью. Анна Александровна не захотела говорить о менее красивых деталях немощи, заставлявшей ее брата мучиться и ворчать «хоть бы яду дали. ». «Могла бы быть и попроще», – сказала она.
Есть какая-то безошибочность во всем, что он сделал. «В последний сознательный день, перед агонией, – пишет Анна Александровна, – он особенно тщательно привел себя в порядок (сам причесался, вымылся с одеколоном), горячо поцеловал с благодарностью руки жены и сестры и больше уже мы с ним не беседовали: он мог только коротко отвечать на вопросы и раз только ночью, придя в себя, сказал, обращаясь к человеку, который ухаживал за ним: Николай, довольно уже мне лежать здесь – поедем в Академию».
В 1884 году Врубель уходит из Академии. Поленов.
Воздействие Врубеля на человека – яркое, шокирующее. Но с какой радостью ему вернули акварель, когда он принес долг. Ладно идите. Через два дня его не стало.
Вестник блага отнюдь не походил на серафимов. В то же время он как будто театральный – фантастичный, неподвижный, декоративный. У генерала (отца модели) в доме висело два портрета дочери, писанных одновременно – Репина и Серова. Биография, личная жизнь могли бы сложиться радужно и блестяще. Портрет Н. Забелы-Врубель, жены художника (1898), носит характер этюда с натуры. Там темнота смешивается с волшебством и рождает что-то необузданно прекрасное. Она могла, как говорится, «устроить» свою жизнь.
Портрет княгини Щербатовойостался неокончен. Мамонтов был в ужасе. Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. После Таврической экспонировался на посмертной и нескольких персональных выставках Серова. Более подробные сведения о том, как проходили сеансы, не сохранились. Ее поза спокойна и величава.
Рождественской, жене живописца и дочери бывшего управляющего имением Балиных в Ачкасове. В 1899 году Врубель потерял отца, а в 1901 году у него родился сын Савва, с врождённым дефектом – «заячьей губой», – что произвело на художника тягостное впечатление. Сразу же вспоминается его учитель, профессор Чистяков.
Отношения Врубеля младшего с мачехой сложились хорошо и благодаря её призванию (она была пианисткой) художник вырос на классической музыке. – Ничего нельзя понять, – пожала плечами она. В 1897 году Клеопатра, унаследовавшая материнскую красоту, вышла замуж за друга своего брата Виктора Обнинского. Биография Валентина Серова, художника весьма тщательного, говорит о кропотливой и очень медленной работе, чему удивлялись все коллеги. Человеку, по своей природе, присущ творческий процесс.
Наезжал в Абрамцево. По сведениям, полученным у Н. П. Ульянова, Серов для грунтовки своих холстов употреблял массу, состоявшую из раствора французского кроличьего клея, приготовленного из 55 г сухого клея и 700 см воды (Клей, вывариваемый из обезжиренных кроличьих шкурок, освобожденных от волоса). Так Врубель превращается в постоянного обитателя психиатрических клиник. «Демон поверженный» великолепен, но Серова и Остроухова смущали погрешности в живописной технике.
Длящуюся десятилетиями дискуссию о том, что означали для художника версии крылатого персонажа — поднявшегося, вновь воспарившего Демона или, напротив, его антагониста, «антитезу Демону», — оставим знатокам небесных междоусобиц. Катя догадалась похлопотать, чтобы с покойного художника сняли маску (это сделал Петр Бромирский), ездила в траурный магазин, заказывала место на кладбище, оттуда поспешила на панихиду в академической церкви. И его Царевна-лебедь. Без него справились. Его преподавателями были П. Чистяков и И. Репин. В коллекции ГТГ находится авторское повторение «Портрета в тужурке», которое было написано за один сеанс.
Жил в Петербурге и Москве. Врубель, в 1880 году становится студентом Академии художеств. Моделью для Алёши Поповича послужил сын Саввы Мамонтова Андрюша. – Но. Вскоре Серовы переезжают в Москву. Ульяновым, А. В. Благо в мастерской всегда находилось достаточно разнообразных материалов, чтобы подобрать нужную автору цветовую гамму.
В коллекции ГТГ находитсяпортретещё одного друга Серова –Константина Коровина. К началу 1904 года он почти умирал. От него ждали аналогичного началу и продолжения: столько же солнца. И это.
«По дороге, — пишет она, — я купила синих цветов с длинным стеблем, мне хотелось, чтобы были цветы, как на врубелевской картине» У гроба было столько букетов: розы, лилии, охапки сирени и такая масса венков, что «гробовщик стал уже беспокоиться, как их повезут ими была занята вся погребальная колесница». Серова. Кузнецов, Н. Н. Черкеса, у которого в 1972 году был приобретен Нижегородским (тогда Горьковским) государственным художественным музеем.
Свое видение мира Врубель претворил в глубоко своеобразный живописный стиль. В 1890 году свет увидела его картина – «Демон сидящий». «Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника. Но доверительность в портрете Лукомской носит почти исповедальный характер. Цель: «возможно полнее представить все им сделанное и этим путем собрать деньги для могилы и надгробного ему памятника».
С этой картиной произошёл необыкновенный случай. Что же касается В. А. Сапунов, М. С.
Высшее озарение, состояние экстаза увидено глазами художника, выражено на языке живописи. Это случилось в день рождения близкого друга, Константина Коровина, которому в этот день исполнилось 50 лет. Его считали человеком редких достоинств, прогрессивным политиком – «убежденным федералистом и сторонником самого широкого национального самоопределения» 4. Его живопись складывается из энергичных широких мазков кристаллической формы.
В 1905 году Врубеля избрали академиком живописи. Лучшие произведения Серова принадлежат к вершинам русского реалистического искусства. Ильина, расстрелянного в 1937-м. Тогда он переехал в Москву. Круг жизни замыкался.
Почему Надежда Ивановна не бросила всё и не приехала к больному мужу. Союз русских художников — объединение, которое возникло в 1903 г. в Москве. Художник признавался, что писал этот портрет для отдыха.
Но летом 1884 года художник остался в чужом городе без всяких средств. Получает она 3600 р., но положение свое мало понимает». Ко времени приезда Серова Клеопатра ожидала второго ребенка. Трояновскому, женатому на родной сестре Обнинского: «Кланяюсь очень Виктору Петровичу.
Создавая трагические образы, он воплощал в них светлое благородное начало. Брюсову Врубель сказал, что сирень не подходит к его характеру и что он сделает новый фон с изображением свадьбы Амура и Психеи, по фотографии с итальянской фрески. Михаил Врубель ввёл Серова в Абрамцевский кружок, где Серова очень полюбили и сам Савва Иванович и его жена Елизавета Григорьевна и сестра Саввы Вера, которая была замужем за Павлом Михайловичем Третьяковым и Костя Алексеев (Станиславский), родственник жены Саввы Мамонтова.
Серов и вправду многое перенял у своего наставника. Анна Александровна отметила, что «с потерей зрения, как это ни кажется невероятным, психика брата стала успокаиваться». Там Врубель начал писать портрет В. Брюсова (1906, ГРМ), но болезнь неотвратимо обострялась, в 1906 году художник ослеп, портрет остался незавершенным.
Какое-то время Михаил Александрович страдал бредом, слуховыми галлюцинациями. На нем были исполнены портреты Д. В. Стасова (1908), Е. П. Олив (1909)и И. А. Морозова (1910). Екатерина Ге вспоминает, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво.
Утренняя девочка и девушка в полдень. Да не потряс, конечно, Врубель ни Пикассо, ни других парижских новаторов. Мне кажется, это как начальный портрет Демона. Он умер в Петербурге 1 (14) апреля 1910 года в больнице для душевнобольных доктора Бари, умер от воспаления легких.
Серов же стал поистине популярен и среди простых людей. Эта крепкая дружба продлилась до конца дней. Настораживали и переливающиеся, необычно яркие краски, которыми выполнен «Демон». Или это было самоубийство.
Он создавал не раскрашенную фотографию, стараясь уловить только внешнее сходство. Надежда Ивановна предположить не могла, что приходившие ей после оперных спектаклей возвышенно восторженные письма от анонима («скромного человечка») писал не раз встречавшийся на «средах» Римского-Корсакова крупный ученый, знаток музыки, близкий друг и советчик композитора. Словно будущего ребенка, бережно прижимает к себе зайчика прекрасная молодая женщина.
Мы из милости ее держим благодаря особому положению затруднительному Врубеля.
Надо кипеть, – говорил он. Фактически это автопортрет. Потеряв сына, практически потеряв безнадежно помешавшегося мужа, потерять и оперную сцену — с чем остаться. Какой она была. Морозова (1902), Третьяковская галерея), И. Рубинштейн (1910) и О. К. Орловой (1911 оба в Русский музее) Серов, выявляя некоторые черты в облике и характере модели (порой прибегая к гиперболизации и гротеску), придаёт им значение своеобразных формул социально – обусловленных черт в человеке. У будущего художника не было родного гнезда и связанных с ним воспоминаний.
Брюсову нужно было уехать на две недели в Петербург по возвращении он ахнул — весь фон с сиренью оказался стёрт. Здесь иной возраст модели иной темп жизни иная пластика и другая живопись – не стремительная и подвижная, а плотная и густая. В памяти Ольги Форш-Срезневской она осталась «прелестной старинной женщиной».
Кроме одного, но важного момента. Друзья так их и называли – не Коровин и Серов, а Серовин и Коров. Васнецов, работая над картиной «Богатыри», писал, что именно абрамцевские дубы научили его, как надо писать богатырей. Для этого он особым образом выстроил композицию. Савва Иванович Мамонтов (1841 — 1918) — один из богатейших людей в Российской империи, крупный железнодорожный магнат и благотворитель. Портрет художника Левитана, например, написан в строгой классической манере.
Его работы узнавались, а непередаваемый стиль ценился. Так вот вопрос: имел ли Врубель представление о том, что именно возвестит людям его страстно вскинувший изможденное лицо, удостоенный откровения Пророк.
Мне очень близка его темнота, мистика, страсть и декаданс. Ее мать в свое время слыла первой московской красавицей и три дочери пошли в нее. Молодые Судейкин и Ларионов предварительно подновили врубелевского «Микулу Селяниновича» — это исполинское панно открывало показ. Врубель родился 5 (17) марта 1856 года в Омске. 14 апреля 1931-го Елена Балина была арестована.
Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. Отсюда понятно, почему интерьер написан так обобщенно. Во время следствия ее два месяца содержали под стражей в Бутырской тюрьме. «Демон поверженный» был скорбной вехой в биографии Врубеля. В Париже юный Серов оказался фактически предоставленным самому себе. Выдающийся мастер портретной живописи Валентин Александрович Серов (1865 – 1911) с 8-летнего возраста учился под непосредственным руководством И. Репина.
Дальнейшая история это обычно подтверждала.
Так, как Врубель написал «демона», не мог писать ни один из его современников. Возглавлял семейное дело старший брат Николай, Валентин был третьим директором Товарищества, заведовал Южской мануфактурой (ныне – Южская прядильно-ткацкая фабрика в Ивановской области). (Константин Сомов запросто мог запросить и шесть и восемь тысяч рублей).
Маша сама была художницей, видела все этапы работы над портретом и очень боялась, что работая так долго и сосредоточено Валентин Александрович «засушит» портрет. В 1913 году рядом похоронили его жену, Н. И. К середине января у Врубеля для жены много хороших новостей.
Грабаря. Это магия. Так в 1874 году М. Врубель учиться на юриста в Петербургском университете. Чистяков был невероятно жестоким и даже злобным человеком. Заботы о похоронах взяла на себя свояченица Михаила Врубеля.
Валентин Серов всегда гораздо глубже подходил к модели. Его тянуло на Украину. Это было время пика, наивысшего расцвета идеи передвижничества.
Берет уроки вокала у известной оперной певицы В. Н. Видимо, он никогда не оставлял художника в покое. Интересно, что отзывы об этой картине были точно такими же, как и отзывы на картину Ренуара «Обнажённая» иногда называемую «Жемчужиной» (ГМИИ). Открыла, например, поэту Владимиру Пясту, а через него — Александру Блоку ошеломившую их книгу Августа Стриндберга «Одинокий». В 1933 году в порядке частичной амнистии ей было разрешено проживание в Костроме, куда из Бутырской тюрьмы отпустили умирать ее мужа. Он был не столько аналитиком, сколько синтетиком. Морозовой (еще одной модели Серова), Белкино в 1918 году национализировали.
Сам художник не однократно упоминал, что демон с греческого переводится как «душа». Ермоловой, 1905, Ф. И. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1909).
Но особенно сильное впечатление произвели на Врубеля древние мозаики Киева и Венеции. Эта картина была задумана ещё в Киеве. Я только высмотрел, подметил".
Демон поверженный был скорбной вехой в биографии Врубеля. Прекрасно владея всеми техниками живописи и рисования, Серов первым утвердил карандашный портрет в качестве полноценого произведения искусства (портреты Шаляпина, Левитана и др. ) Конечно же, столь одаренная натура не могла сковывать себя только лишь рамками портретной живописи.
Скончавшемуся Врубелю было 54 года, Серову – 46. Образ человека у Врубеля действенный, развивающийся изменчивый, порывистый. Мужем блистательной княгини был князь В. Н. Орлов, очень богатый и влиятельный человек. Дело в том, что если в любом портрете испорчены глаза, то реставрировать его невозможно. Фалька, смотрят на портрет Клеопатры.
Картина «Демон сидящий» написана в 1890 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Так началась целая серия портретов императорской семьи. Серов – также участник «Свободной эстетики» – часто встречался с Обнинским на заседаниях общества в 1908-1911 годах.
Для примера стоит взять всю ту же Девушку, освещенную солнцем. Вскоре Серов покидает академию. Ни у одного другого творца не получалось столь мощно и ярко передать игру света и теней. Блок видел в «демоне» – «Юношу в забытье Скуки». Когда закрывали гроб, Анна Александровна стала на колени, как всегда покорная». Упал и умер от приступа стенокардии.
Единственным утешением оставалась музыка. Перед рассветом на вопрос, что у него болит, Врубель ответил: «Ничего» Умер он тихо. Срединым, К. А.
Присутствие естественных животных обостряет напряженную искусственность ситуации, которую сочинял своим моделям Серов – животные, не умеющие позировать, становятся мерой человечности изображенных на портрете людей. О своей картине Врубель написал отцу: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбящий, при всём этом дух властный, величавый».
Холст грунтовался приготовленной массой, которая наносилась последовательно на проклеенную за один раз поверхность холста двумя-тремя тонкими слоями. «Стараюсь остаться похожим на свой портрет, сделанный Врубелем», — любил потом повторять Брюсов. Однако привлекают они не столько этим, сколько чисто живописными достоинствами. Особенно часто оставались недовольны этим обстоятельством женщины. Действительно эта работа – признанный и бесспорный шедевр. А где можно было брать основной материал.
Хоронили Врубеля на Новодевичьем кладбище. Итак, в первых рядах оказался художник Валентин Серов. Шаляпина) иной раз трактовалась как преддверие кубизма. Врубеля и Серова часто сравнивают, но ставить вопрос – кто из них лучше.
Среди произведений, близких к стилю модерн, он делал исключение для очень немногих. Она оказалась права. Забелу-Врубель. Шаляпина) иной раз трактовалась как преддверие кубизма.
Его отец Асигкрит Яковлевич, основатель «Товарищества мануфактуры А. Я. Среди библейских провозвестников своим героем Михаил Врубель выбрал Иезекииля и горячился изумляясь, как неверно понимают его столь ясно описанное в Библии видение. В нем особенно ясно видно, как близок был Врубель к реальному. это реальная сказка.
Был членом Товарищества передвижников и объединения Мир искусства. Часто присутствующие в серовских портретах животные – комнатные собачки или лошади – это не только дань традициям европейского парадного портрета, каприз заказчика или атрибуты модного интерьера. Своей картиной Серов хотел подчеркнуть талант актрисы, создать ей памятник. Надежда Ивановна терпела.
красиво. Авангард неистово рвался вперед, а Врубель тормозил, дорожа строгой дисциплиной пластики. Клеопатра меняла вещи на еду, сдавала комнаты летчикам соседнего аэродрома.
В Петербурге жена и сестра художника квартировали теперь вместе. Заказчица оказалась незаурядной, одаренной личностью. Так это или иначе, но иного выхода для себя человек измученный внутренними противоречиями и «сердечной тоской», не видел. От Чистякова эта серовская вдумчивость письма. Певец изображён в очень неудобной, нехарактерной позе.
В конце работы я постараюсь сделать некоторые выводы об изученной мною теме. Гадалка Врубеля (1895), один из его шедевров, переносит нас в атмосферу неги и красоты, влекущей загадочности Востока, в мир узоров ковров и тканей. С легкой руки Грабаря рисунок так и стали называть: «Портрет К. А. Иным методом работал Серов в эти годы над многосеансными портретами. В русском модерне ярко проявилось романтическое начало.
По мотивам и стремлению передать дух времени, не прибегая к изображению значительных исторических событий, она близка исторической живописи художников Мира искусства, отличаясь от неё большим богатством оттенков в характеристике героев и обстановки (Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту, 1900, Русский музей), глубиной постижения исторического содержания эпохи (Петр 1, темпера, 1907, Третьяковская галерея). Сама Мария Николаевна была крайне недовольна своим портретом, в нём Серов несколько «состарил» Ермолову. В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств.
Вессель. Она думала о возвращении в Москву, возлагая тут определенные надежды на Рахманинова. Детство Серова прошло в артистической среде. Серовы жили открыто их дом всегда был полон гостей.
Что за бедствие вся жизнь этого многострадальца, – вспоминал И. Е. Как можно видеть по графическим эскизам «Раковины», он действительно приближался к решению этой задачи.
А «Портрет Шаляпина», выполненный углём, критика разругала. В 1901 году Обнинский с женой переезжает в усадьбу своего отца Белкино – родовое гнездо, которым семья владела с 1840 года. Их произведения учат доброте, пониманию прекрасного в жизни, в природе, в искусстве. Много путешествовал по России и Западной Европе, в 1907 посетил Грецию.
Одновременно в левых художественных группировках происходит всплеск поиска нового художественного языка, приведший к отличным результатам (Казимир Малевич, Илья Машков, Пётр Кончаловский, Аристарх Лентулов, Александр Осмёркин, Роберт Фальк, Натан Альтман и проч. ). Грустно и неловко за эту триумфаторскую легенду и ее восторженные тиражи. Фигуры русских богатырей написаны в ракурсе «снизу вверх», вот таким образом они и выглядят такими мощными. Она же едва ли не осью жизни сделала преданность «Мишуреньке». Молодые Судейкин и Ларионов предварительно подновили врубелевского «Микулу Селяниновича» – это исполинское панно открывало показ.
Когда художник писал демона, в начале работы, тот вполне умещался на холсте. Более того, стиль Ге можно проследить, взглянув на лучшие картины Валентина Серова. Без него справились.
Трудно восстановить ее образ. Но в таком случае подарок уже не стал бы неожиданностью. И поза Морозова купеческая.
Работа над полотном шла три месяца. Проявлял Серов интерес и к античной мифологии, таковы серии эскизов к картинам «Похищение Европы» и «Одиссей и Навзикая». Ничего похожего среди опубликованных костюмов Ламановой не встречается. Вместе с тем превосходно передана форма, расставлены цветовые акценты на волосах и в черном лорнете.
В изображении молодой женщины с прекрасными, чуть печальными глазами, нежно прижимающей доверчиво прильнувшего к ней зайчика, нет никакой позы искусственности. Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке. Врубель отличался редкой многогранностью дарования. И Серов пишет иначе: живопись густая, плотная, неторопливая, цветовые пятна мозаичны, напоминают письмо Врубеля, стилем которого Серов был тогда увлечён. Я только высмотрел, подметил.
А потом «снова забывал о слепоте, бредил о великих замыслах и уверял, что перед новыми картинами все созданное им раньше покажется ничтожным». Хоронили Врубеля на Новодевичьем кладбище. В 1890 году он показал своего Демона сидящего, задуманного еще в Киеве.
В свои девять лет М. Врубель по памяти копировал Микеланджело. Так он был настроен и тогда, когда вышел из лечебницы (в феврале 1903 года) и поехал на отдых в Крым. Может быть я как-то напишу про нее.
Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Сарьян, К. С. Уже тогда Валентин Александрович заметно выделился среди остальных творцов. Биография Крамского окончилась – умер великий портретист, символ на знамени реализма передвижников, – и тут же написана картина Девочка с персиками (1887), словно наследство от автора Неизвестной получено. Коровиным, В. Д. Он считал себя преступником, достойным наказания за то, что писал и Христа и Демона.
А. М. Во второй половине XIX века вкус к иллюстрации на Западе утратился. Здесь при чтении мемуаров Судейкина патриотичные сердца должны затрепетать. Тот, кто видел Дон-Кихота Домье, будет всегда его вспоминать, читая Сервантеса.
Вессель. Посмертный ретроспективный показ творений Михаила Врубеля так и не состоялся. Вчера был роскошный чай». Здесь В. Серов изобразил еще одну свою кузину – Машу.
Даже самые суровые критики отмечали невероятную реалистичность полотна. А еще сказочный. Из мемуаров известно, что Врубель выступал в самых разных образах.
В какой бы области ни работал художник, он создавал первоклассные произведения. это только и есть искусство". Такова картина «Прачки» (конец 90-х гг. «Захотелось получить род аттестаций от Парижа, явилась потребность как-то экспортировать то, чем была духовно богата Россия», – пояснял идею выставки принимавший участие в ее формировании Александр Бенуа.
В начале 1902 года В. Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием. Вот в чем особый метод Серова. На портрете изображены бесконечные рамы их 5, включая собственно раму картины. А еще Николай Павлович заплатил за портрет вперед и не 200 рублей, как обещал, а 300, да в придачу купил за 100 рублей рисунок «Голова пророка». Миф о Европе принадлежит к первомифам. Серов казался между ними просто любимцем богов.
Жуть берет. Занятия с Репиным и самостоятельное рисование были единственным его развлечением. Тогда он «жестоко страдал, горько жаловался жене и сестре на судьбу и плакал, что не может их видеть». Но Врубель не считал его безнадёжным. Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное».
Пришлось даже пойти в гувернеры. На самом деле современникам стали известны и другие факты: все произошло якобы «из-за романтической любовной драмы» 8. И уж конечно не явился Врубель зачинателем «всех основ кубизма, конструктивизма и сюрреализма». Клеопатра Александровна происходила из состоятельного дворянского рода Саловых. Она появилась в «лебедином», «каком-то крылатом» платье, в руках – свиток с текстом стихов.
В марте 1902 года В. Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием. Носова и ГЛ. Ведь всё художник взял с натуры, отобрал из самых ярких живых черт модели только глаза, пронзительность брюсовских «очень острых, каких-то колючих глаз» одухотворил взглядом глаз неповторимо «врубелевских»: смотрящих, видящих, как мы, все остальные смотреть и видеть не способны. Ученице, которой Анна Александровна давала уроки немецкого языка, она запомнилась строгой и суховатой «фрау». Живопись как часть этого творчества, даёт возможность проявить своё видение мира.
Мой самый любимый художник навсегда. Но сохранил своё видение жизненных ценностей художник Валентин Серов. Но добираться туда от Театральной площади было долго, неудобно и режим содержания там был строгий, вот таким образом окончательным пристанищем Михаилу Врубелю стала имевшая более свободный распорядок клиника Адольфа Эдмонтовича Бари на 5-й линии Васильевского острова, недалеко от Академии художеств. Подле нее был верный рыцарь, Иван Иванович Лапшин, человек весьма недюжинный. Возраст модели другой, мироощущение – соответственно. Ученице, которой Анна Александровна давала уроки немецкого языка, она запомнилась строгой и суховатой «фрау».
Ничто его не интересовало, Крым не нравился, работать он почти не мог. «По дороге, – пишет она, – я купила синих цветов с длинным стеблем, мне хотелось, чтобы были цветы, как на врубелевской картине» У гроба было столько букетов: розы, лилии, охапки сирени и такая масса венков, что «гробовщик стал уже беспокоиться, как их повезут ими была занята вся погребальная колесница». Он понял несовершенство своего метода работы и необходимость внесения в него корректив. Потом он начал поправляться, писать вполне здравые письма близким, пытался рисовать, но это давалось ему с трудом — после эйфорического подъёма, которым сопровождалась работа над «Демоном», наступила долгая депрессия, состояние художника всё время было угнетённым, подавленным, себя он считал теперь ни на что не годным. В 1875 году Серовы – мать и сын – вернулись в Россию. Серов попросил разрешения тоже писать ее портрет во время сеансов у Репина.
Анна Александровна не захотела говорить о менее красивых деталях немощи, заставлявшей ее брата мучиться и ворчать «хоть бы яду дали. ». Серов же наоборот, терпеть не мог беспорядка и грязи. Он известен своим собирательством современной ему французской живописи. Семью Балиных переселили на 2-ю Мещанскую в крохотные проходные комнаты. В складках небрежно сброшенной одежды он угадывает очертание человеческого тела.
Вот таким образом, если семья и не бедствовала, то многого не могла себе позволить. Художник М. Курилко пишет: «Валентин Александрович ставил мольберт почти рядом с натурой. Так он был настроен и тогда, когда вышел из лечебницы (в феврале 1903 года) и поехал на отдых в Крым. – совсем неправильно.
В. Васнецов так же чутко изображал литературные произведения в своих картинах. Не следует забывать, что в России время его возникновения было кануном великих событий. тоже такая печаль и тоска берет, когда смотришь. Надежда Ивановна ненадолго пережила мужа. Здесь описано более длительное состояние природы и человека – явный постимпрессионизм.
Помимо часто применяемых среднезернистых холстов, художник употреблял и мелкозернистые, плотные холсты. Творчеством художников интересовалась практически вся интеллигенция. Петров-Водкин, Н. П. У психиатра Усольцева относительно Врубеля вывод: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления — эстетические — погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми». Спустя 4 года его отец вновь женился – на Е. X.
Громадное влияние на Серова как на будущего художника оказывал Николай Николаевич Ге. В свете много говорили о ее огромных тратах на шляпы и туалеты. В этом он имеет в виду обращение живописи к литературе. В Петербурге жена и сестра художника квартировали теперь вместе. На шум вышла его дочь, взяла в руки странную картинку.
«Михаил Александрович так пожелал», — объяснил молодой художник, посещавший Врубеля в больнице и помогавший ему смывать фон. Можно стоять в оцепенении, так гипнотизирует. "подробный плач". Однако и не такое видел святой Сатир. Это, по свидетельству родных, произошло в конце 1920-х13.
Нельзя сказать, что рассудок Врубеля не действует. Над образом Александра III Серов работал пофотографии. Была идея. )) и, может быть, это не в тему, но там есть фреска "ангел, сворачивающий небо". Вдохновенную речь на похоронах произнес А. Блок, назвав художника вестником иных миров.
В отдельных случаях Серов не ограничивался эскизом в карандаше, а выполнял его гуашью или темперой в цвете (эскиз к портрету Г. Л. Гиршман). Эта вторая, правая половина и не дала Морозову растратить всё состояние. И проницательный мастер неизменно им отвечал примерно то же самое. Человек живой, страстный, увлекающийся, Врубель стоял в центре умственных интересов и идейных движений своего времени.
Мать будущего художника также была известной личностью. Вскоре у художника снова начались приступы болезни.
Были слезы, конечно. И купил картину. Все равно в итоге на портрете немощный растерянный старик со следами чего-то былого. В картинах, рисунках всегда видно что собой представляет человек. Его ядро составляли Константин Юон, Абрам Архипов, Игорь Грабарь, Аркадий Рылов. Сыновья Серова Юра и Саша охотно позировали отцу и при всей их похожести друг на друга художник сумел всё-таки передать разницу – позами, жестами. Сарьян, К. С.
Муж был крайне занятым человеком, часто уезжал по делам фабрики. «Захотелось получить род аттестаций от Парижа, явилась потребность как-то экспортировать то, чем была духовно богата Россия», — пояснял идею выставки принимавший участие в ее формировании Александр Бенуа. Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения».
Серов хотел вот такой беззаботности, лёгкости. Ситуация позирования нередко доводилась до степени мучительной – для большого парадного портрета Серов требовал девяноста сеансов, трех месяцев ежедневной "работы" модели (то есть выдерживания на портретном сеансе нужной ему позы) и многие из тех, кого портретировал Серов, пишут о том, как суров был художник, настаивая на выполнении своих требований в ущерб даже самочувствию модели. Всё было бы благополучно, только очки опять неудачные и замучили голоса. На таком холсте с очень крупным зерном и саржевым характером плетения нитей был выполнен портрет М. Н. Ермоловой (1905), но большинство портретов маслом художник предпочитал писать на различного вида грунтованных холстах фабричного изготовления, преимущественно покрытых масляным грунтом. Все-таки он рисует.
То, наконец, этот демон со скованными руками лежит поверженный среди своих павлиньих крыльев, которые голубыми отсветами сливаются с блеском далеких снежных гор (панно, 1902, Третьяковская галерея). Шаляпина, 1905 – оба в Третьяковской галерее). Фигуру князя обрамляет свободно развернутый в пространстве корпус лошади. Вахтангова и А. И.
Вообще Лермонтовский цикл, в особенности иллюстрации к «Демону», можно считать вершиной мастерства Врубеля-графика. часто девяносто сеансов. Кончаловским, Н. П. «В последний сознательный день, перед агонией, — пишет Анна Александровна, — он особенно тщательно привел себя в порядок (сам причесался, вымылся с одеколоном), горячо поцеловал с благодарностью руки жены и сестры и больше уже мы с ним не беседовали: он мог только коротко отвечать на вопросы и раз только ночью, придя в себя, сказал, обращаясь к человеку, который ухаживал за ним: Николай, довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию». Идейным вождем «Золотого руна» был признан мэтр символизма Валерий Брюсов, духовным знаменем — Михаил Врубель.
Я ходила туда на утренние службы. Утром 22 ноября 1911 года Серов спешил на портретный сеанс к Щербатовым. Михаил Врубель иногда досадовал на возню Нюты со всякими «нищими», на эту филантропию в духе близких ей и чуждых ему идей нравственного подвижничества, но глубоко уважал и просто с детства любил свою «мамашечку». Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович.
Сестре художник писал так: «Поиски мои – исключительно в области техники. Коллеги-передвижники были не столько возмущены, сколько обескуражены.
Художник впадал то в манию величия, то в полное самоуничижение. Джури. Да и в этих портретах Серов как бы устраивает диалог с самим собой. А уж время для его жизни выпало на события чрезвычайно богатое. То он «вельможный пан» с иголочки одетый (отец его был поляком), то он одет в чёрный бархатный костюм, панталоны и чулки как венецианец с картины Тициана, то окружает себя странными людьми: снобами, кутилами, цирковыми артистами итальянцами, бедняками, алкоголиками (так говорил друг Коровин).
Вот таким образом немудрено, что Серова окружающие любили. Анна Александровна отметила, что «с потерей зрения, как это ни кажется невероятным, психика брата стала успокаиваться».
Для того, что бы это понять, надо «разрезать» портрет на две части по вертикали и закрыть вторую половину картины. А у Серова в кармане ни гроша и им с Лелей пришлось ждать своей свадьбы 9 лет. Какой она была. Ермоловой, 1905, Ф. И. Серов долго бился над портретом Врубеля, работу сдал заказчику лишь через год.
Я хочу, хочу отрадного. В этом различие между Врубелем с его верой в человека и многими его современниками. Чуть склоненная голова опирается на обнаженную до локтя руку с тонким запястьем. Для сольной голосовой партии своего дифирамба «Врубель» он взял стихотворение Валерия Брюсова. Портрет жены его Ольги Фёдоровны, например.
Вряд ли император согласился бы позировать в течение нескольких недель. Художник легко включается во все затеи абрамцевских жителей. Несомненно похож: это его характерная, памятная современникам «замкнутая» поза со скрещенными руками, его «густые прямые брови и азиатские скулы», его облик умного эрудита и рокового покорителя сердец. В Одессе мальчик учиться рисованию в школе Общества изящных искусств.
На живопись Врубеля Дягилев, как говорится, делал ставку.
Его позднее чувство к молодой княжне Вере Урусовой осталось безответным. Хотя Серов выбрал такую позу певца, конечно, неслучайно. Серов осознал, что в системе Репина ему было удобно, привычно, спокойно, но неинтересно. Девочка на фоне персидского ковра написана за год до Девочки с персиками. Они были далеки от символизма и связанных с ним идей.
Эта картина пришлась по сердцу многим критикам. Видимо, на нее подействовало неодобрительное отношение к портрету ее светских друзей. Обнинской с прирученным зайчиком. Большое место в позднем творчестве Серова занимала историческая живопись. В 1890 – годы В. А. На следующее утро Усольцев увез Врубеля в Москву, в свой санаторий. Знакомство Серова с Клеопатрой Александровной Обнинской (1880-1928) и ее супругом Виктором Петровичем (1867-1916) известным в России общественным деятелем, состоялось в начале 1900-х годов.
Леля же была с ним подчеркнуто холодна. На следующий день гроб с телом Врубеля был установлен в церкви Академии художеств. Когда Серов сказал, что надо бы переделать правую руку демона, Врубель побледнел и закричал: «Ты ничего не смыслишь в рисунке, а берешься мне указывать. » Одно нелепое обвинение сменяло другое, оскорбление следовало за оскорблением.
Коровин изображён развалясь, среди творческого беспорядка, который он всегда и везде устраивал и очень сердился, когда кто-то пытался навести хоть видимость порядка. Ничто его не интересовало, Крым не нравился, работать он почти не мог. Шаляпина, 1905 – оба в Третьяковской галерее). Врубель хотел созерцанием красоты и тайны «будить душу», а лидеры авангарда усомнились в ее наличии у толстокожих зрителей и действовали сильными средствами в обстановке, когда, как писал Дали, «всё, что тише взрыва, не доходит до слуха». Например, Врубель, находящийся в 80-е годы в Киеве, был известен лишь узкому кругу лиц.
Фотографии – вот основной источник, с которым должен был иметь дело Серов. В 1913 году рядом похоронили его жену, Н. И. Они работали одновременно и оба – по первоисточникам венецианского Возрождения. У психиатра Усольцева относительно Врубеля вывод: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления – эстетические – погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми». Родные надеялись, что это будет способствовать общению Врубеля с коллегами, однако посещения художников ослепший Врубель не любил и отклонял. Художник Абрам Ефимович Архипов (1862—1930) учился у знаменитых передвижников — В. Г. Перова и В. Д. Поленова.
Он стал одним из учредителей общества «Свободная эстетика» имевшего своей целью объединить творческую интеллигенцию России. Не менее примечателен портрет другой «серовской» женщины – Елены Балиной (1877-1945). Что у Серова получалось такого, что никак не могло получиться у других. Она хотела заказать Серову свой портрет для подарка мужу. Но публика приняла портрет любимой актрисы с восторгом.
Репин, – и какие есть перлы его гениального таланта. Весной 1905 года Врубель снова ощутил симптомы приближения недуга.
"Он слышал выстрелы, видел убитых. В отличие от предыдущего портрет Грабарю не нравился, в списке работ 1950-х годов он прокомментирован как «малоинтересный» 10. Олив (1909). Серовым, К. А.
Когда закрывали гроб, Анна Александровна стала на колени, как всегда покорная». Усольцева в окрестностях Москвы. Вы художник. Он искал мучительно. Его разносторонние интересы простирались и на сферу культуры. Произошло это спустя пять лет после поступления.
В эти 5 рам и заключён образ актрисы. А уже через неделю, потрясенный, сообщил Коровину: Вы видели, что он пишет. Сейчас, уже в моем доме, у меня висят все его Демоны, Сирень, Пан, Валькирия, Гадалка, Азраил, ну и конечно же, моя самая любимая его картина – «Царевна-Лебедь». Сомовым. Вот как об этом вспоминает Грабарь: «Весной он поехал в Италию.
Их отношения давно дали трещину, как в старом белкинском доме. Легко сказать, но трудно поверить. Привели они, между прочим, к ситуации, которую не кто-нибудь, а сам Пабло Пикассо определил так: «Живопись кончилась, а художники остались». Он говорил: «Эта удивительная игра переливов заключается не в красках, а в сложности структуры раковины и в соотношении светотени в другой раз я передам цвет только белым и чёрным». Даже лекарства полумертвый Врубель ощущал эстетически.
Здесь при чтении мемуаров Судейкина патриотичные сердца должны затрепетать. Сидорова7.
Двадцать шестой год они были знакомы. По мотивам и стремлению передать дух времени, не прибегая к изображению значительных исторических событий, она близка исторической живописи художников "Мира искусства", отличаясь от неё большим богатством оттенков в характеристике героев и обстановки ("Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту", 1900, Русский музей), глубиной постижения исторического содержания эпохи ("Петр 1", темпера, 1907, Третьяковская галерея). Современники глубоко переживали утрату. Лиловое небо в картине написано тем загадочным цветом, который был так любим в эпоху угасания, как называли конец XIX века. В доме Серовых всегда было шумно и весело.
Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки». Серов считал его мнение даже авторитетнее мнения Репина. Художник создает в своих работах некий фантастический мир, наполненный ирреальными существами. Ветхое состояние особняка не мешало многочисленному клану Обнинских собираться летом в старом имении, устраивать совместные прогулки, отдыхать, расположившись у огромного «годуновского» вяза.
Она, позируя художнику, была погружена в свои драматические мысли. И Елена на рижской сцене (в Москве при ее положении в обществе она позволить себе этого не могла) с успехом исполняет партию Любаши в опере Н. А. Весна и лето.
В это время у Серовых родилось уже трое детей (всего их было шестеро). Впрочем, Чистякову именно это качество ученика и нравилось более всего. В раковине Врубель замечает, как из переливов перламутра рождаются стройные фигуры женщин. И, что не часто с ним случалось, прогадал. В 1898 году среднюю, Елену, выдали замуж за молодого интересного, энергичного миллионера Валентина Асигкритовича Балина (1869/70-1934), происходившего из семьи известных текстильных промышленников, которым принадлежали в разное время до десяти фабрик во Владимирской губернии. А еще Рябушинский «желает мой портрет заказать Серову».
В противоположность «Обнинской» это заказная работа, выполненная в 1911-м, последнем году жизни художника. (Снегурочка и Садко) Вслед за Викто Сильное и устойчивое воздействие Врубеля испытали почти все крупные русские художники XX века. Большое место в творчестве Серова в последние годы жизни занимала историческая живопись – картины исполненные мажорного, а не критического пафоса (Петр I, Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту и др. ). Название «Золотое руно» от рассказа Андрея Белого «Аргонавты», от поэтической жажды покинуть темную, душную для свободного человека землю и улететь к солнцу, за солнечным золотым руном. А еще Врубелю скоро пришлют из Академии художеств диплом академика живописи (это не бред: 28 ноября 1905 года Врубеля избрали академиком «за известность на художественном поприще»). В 1903 году умирает малолетний сын Врубебя, через год после написания его портрета. Серов приготовлял как клеемеловые, так и полугипсовые грунты.
Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. Вдохновенную речь на похоронах произнес А. Блок, назвав художника вестником иных миров. А. В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора». Его законченный проект экспонировался на выставке «Мира искусства» в 1911 году, потом попал в частную коллекцию А. А. – писал Серов из Венеции своей невесте.
Кроме руководителей М. А. Неприметной, невеселой, волевой, на редкость образованной, чрезвычайно начитанной. Преклонявшийся перед Врубелем Гнесин, «утонченно культурный музыкант», как сказал о нем Борис Асафьев, увлекался поэзией символистов и был автором вокальных циклов на стихи Блока, Бальмонта, Сологуба.
Не имея возможности снимать квартиру, семья переехала на свою дачу в Петровском парке. Планы редакции включали также портретную галерею выдающихся современных мастеров, с тем чтобы Бальмонта, например, рисовал Валентин Серов, Блока — Сомов, Андрея Белого — Бакст, Сологуба — Кустодиев, а уж Брюсова — сам Врубель. Сестра знала: Врубелю это было бы больнее всего. Да, «харчевня», как ни прискорбно, процветает.
Все усилия сына и сделанная во Франции операция оказались напрасными. Римского-Корсакова «Царская невеста». Так, например, работая над портретами членов семьи Юсуповых в их подмосковном имении «Архангельское», художник написал портрет младшего сына в 18 дней, портрет самого Юсупова – в 24 дня, а портрет княгини Юсуповой пастелью – в 7 дней.
Ульянов, К. Ф. Кузнецов, Н. Н. Корсавина всегда была очень закрытым человеком, публика мало что знала о её личной жизни. Тот обед 28-летнего Врубеля стоил всего два рубля. «Девушка, освещённая солнцем»- это работа, вызвавшая весьма резкую реакцию критиков. Есть какая-то безошибочность во всем, что он сделал.
Академия ответила положительно согласовывались сроки, назначались залы, время шло, а через год после смерти Врубеля неожиданно умер Серов. Это было открытием, которое, конечно же, не все восприняли адекватно. «У меня проклятое зрение, я вижу всякую мелочь, каждую пору на теле. Его вклад в женскую иконографию своего времени не оспаривался. А в этот раз Щербатовы долго ждали художника и, наконец, решили позвонить ему домой.
Кажется, вся красота раковины заключена именно в переливах цвета и пытаться воспроизвести эти переливы без помощи красок — безнадёжное дело. Портрет идет прекрасно: «Я работал три сеанса: портрет коленный, стоя со скрещенными руками и блестящими глазами, устремленными вверх к яркому свету».
Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора». И люди народятся с тем самым шестым чувством, которое пока только у гениев. Унизительной фазы превращения в бессмысленное подобие человека он не допустил, февральской ночью простудил себя, как пишет его сестра, «умышленным стоянием под форточкой» и получил воспаление легких, которое перешло в скоротечную чахотку. Его художественные способности проявились очень рано. Похоронена она в Париже.
Именно цвет является главным выразительным средством живописи. Морозова (1902), Третьяковская галерея), И. Рубинштейн (1910) и О. К. Орловой (1911 оба в Русский музее) Серов, выявляя некоторые черты в облике и характере модели (порой прибегая к гиперболизации и гротеску), придаёт им значение своеобразных формул социально – обусловленных черт в человеке. Есть особенная правда в небрежности ее позы, в беспорядке карт, брошенных ею на ковер. Удивительно, но им оставили все картины, которые были отданы на время Н. И.
Врубель еще в молодости обращался к Шекспиру. Балиной» и где были собраны «только первоклассные вещи» 11. Перед рассветом на вопрос, что у него болит, Врубель ответил: «Ничего» Умер он тихо. Унизительной фазы превращения в бессмысленное подобие человека он не допустил, февральской ночью простудил себя, как пишет его сестра, «умышленным стоянием под форточкой» и получил воспаление легких, которое перешло в скоротечную чахотку. Образ демона проглядывает у Врубеля и во многих других его произведениях. Сестра знала: Врубелю это было бы больнее всего.
Там же Серов писал Обнинскую. Врубель достигает здесь силы воздействия монументальной фрески. Валентину Серову было 22 года, когда к нему пришла первая волна популярности. А товар выставлен у него за спиной – это полотна Матисса, которые Анри писал для Морозова. Юон. Работник музея, видя эту сцену, попросил солдат отдать ему эту картину.
Окончив Петербургский университет и пройдя военную службу М. А. Савва Мамонтов отдал в полное распоряжение Врубеля одну из лучших своих мастерских. Своей картиной Девочка с персиками (1887) Серов заявил о себе как о зрелом художнике.
Из Парижа она дюжинами вывозила платья.
XIX в. ). Ольга Фёдоровна изображена так, что она готова встать и немедленно уйти. Его манера писать "разноцветными кубиками" (по словам Ф. И. Потом я видела Кириловскую церковь до реставрации. В 1904 году художник был приглашен в их имение. В последний период Частной оперы Сергей Васильевич там дирижировал оркестром и, кажется, благоволил к Забеле, которой он посвятил романс «Сумерки». Через несколько лет сыграли две свадьбы: фон Дервизы женились на сестрах Симонович.
«Портрет Николая» в коллекции ГТГ – авторское повторение так называемого портрета царя «в тужурке», которое Серов написал для Александры Фёдоровны. И уж конечно не явился Врубель зачинателем «всех основ кубизма, конструктивизма и сюрреализма».
Даже лекарства полумертвый Врубель ощущал эстетически. Моя свекровь работала в "Укрпроектреставрации" и я даже видела как все восстанавливали. Большое место в позднем творчестве Серова занимала историческая живопись. Начало его работы на полотне поражало всегда своей смелостью. Она не могла себе этого позволить, все её мысли были о детях. Умер в самом расцвете сил, мастерства, творческих замыслов, в возрасте сорока шести лет.
Забелу-Врубель. Однако художественное воспитание отец прививал сыну лишь для общего развития. Прахов с просьбой рекомендовать кого-либо из способных студентов для реставрации древних фресок в храме Кирилловского монастыря (XII в) под Киевом, Чистяков без колебаний представил ему Врубеля со словами: Лучшего, более талантливого для выполнения твоего заказа я никого не могу рекомендовать. Мое первое знакомство с его картинами было в самом маленьком возрасте.
Все 40 сеансов, которые Серов писал актрису, прошли в полной тишине, Ермолова не произнесла ни слова. Ученики: П. В. Он прошел превосходную школу. Казалось, он ни в чем не знал трудностей, все давалось ему легко и просто. Похож Валерий Брюсов на своем врубелевском портрете. Поступаться натурной правдой Серов не умел. Неожиданная смерть художника потрясла его современников.
К примеру, говорил учителю Репину, в глаза, что тот не умеет рисовать. Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы. Все эти произведения в силу сказочности своего сюжета пользуются наибольшей известностью, хотя в них есть нечто от оперной бутафории или от мифологических картин А. Бёклина.
В портретах М. А. Вот таким образом, когда к Чистякову обратился его старый друг профессор А. В.
Михаил Врубель иногда досадовал на возню Нюты со всякими «нищими», на эту филантропию в духе близких ей и чуждых ему идей нравственного подвижничества, но глубоко уважал и просто с детства любил свою «мамашечку». Незадолго до этого он написал страшную в своей обречённости картину – «Демон поверженный». Поленовым. Среди них были и приближенные императора. Она же едва ли не осью жизни сделала преданность «Мишуреньке». (1884, ГРМ). Серова.
Врубельский «демон» сочетает в себе красоту, ум, величие, мощь и в то же время – бессилие, беспомощность (что видно из его безнадёжно сцепленных рук). Привели они, между прочим, к ситуации, которую не кто-нибудь, а сам Пабло Пикассо определил так: «Живопись кончилась, а художники остались». Врубель жениться на Е. Х. Обладая артистическими и вокальными способностями, она упорно осваивает сценическое искусство. Из-за службы отца семья часто переезжала.
Помню, меня очень потряс "Моисей". Ему было 49 лет. Детство в столь творческом семейном окружении не могло отрицательно сказаться на Серове. Зато. Только очень счастливый человек так глубоко чувствует внутренний мир ребёнка.
В другом широко написанном этюде (1884) в Гамлете нет ничего романтического: у него широкое полное лицо, которому художник придал черты автопортрета сосредоточенный взгляд и судорожно сжатые руки рисуют все душевное смятение датского принца. Для русского модерна было характерно переплетение различных жанров и видов искусства. Портретов Репина у Серова очень много, вот этот – один из самых известных. В знаменитой картине Демон сидящий (1890, ГТГ) Врубель пишет молодую, уныло-задумчивую фигуру среди фантастического лилово-терракотового ландшафта, кристаллических, драгоценных цветов.
Так, над портретом М. Я. Симонович – «Девушка, освещенная солнцем» – Серов работал в течение почти 90 сеансов. Педагог это был чрезвычайно строгий. А потом, вдруг – бремя славы, когда поклонники едва давали жить. И ещё множество таких же примет, дат и переброшенных мостиков от одного события к другому. С полной уверенностью можно говорить о том, что В. А.
Мамонтов, по уверению современников, был жестоким и недалеким человеком. Последними его словами были: Хватит лежать, собирайся, Николай, поедем в Академию. Его отвезли сначала в Ригу, потом перевели в клинику Сербского в Москву. Княгиня Орлова была одной из самых элегантных женщин Петербурга. Судьба родины занимала его лучших представителей.
При первом взгляде на портрет собачка выглядит еще одним цветком. Кто мог додуматься сделать заказ полуслепому умалишенному художнику. В этом образе была доля болезненного преувеличения, нечто сверхчеловеческое, гиперболическое в духе вкусов конца XIX века. а творил образ человека, раскрывая его внутреннее содержание». Одна из сложнейших техник Валентина Александровича – игра со светом. В предсмертном письме к жене он просил простить его.
Серов был столь же замечательным рисовальщиком, сколь и живописцем. Хозяин, даже не взглянув на рисунок, поднял скандал. На собраниях Валентин Александрович часто отмалчивался и даже был нелюдим. Несмотря на то, что работа над произведениями античного цикла осталась незавершенной интимная тема в серовских импровизациях получила проникновенное и цельное воплощение, вполне сопоставимое с теми версиями античности, которые предлагалисьпрежними эпохами возрождений. В поздний период (начало 1900-х гг. ) Серов связан с "Миром искусства". Здесь они спокойно созерцают что-то в мире своих безмятежных детских фантазий. Чему так завидовали многие художники конца 19 века. Васнецов очень долго работал над своими «Богатырями», постоянно отвлекаясь на другие заказы, выигрывая конкурсы на росписи храмов, в отличие от Врубеля, которые эти конкурсы постоянно проигрывал.
Фон только на этой картине реалистичен. Сумбатова-Южина.
Обнинской с зайчиком». Краткая биография того периода может быть выражена двумя словами – жизнь кочевая. Врубель хотел созерцанием красоты и тайны «будить душу», а лидеры авангарда усомнились в ее наличии у толстокожих зрителей и действовали сильными средствами в обстановке, когда, как писал Дали, «всё, что тише взрыва, не доходит до слуха». Она родилась в Москве, в богатой патриархальной семье. Интереснее всего вопрос в связи с Пророком.
Врубель, – пишет Головин, – идеально выражал свою мысль. Придут другие боги. В портретах М. А. Все причастные к христианской культуре помнят, разумеется, виде.
А тут – радость. Постникова сегодня хорошо знают специалисты ювелирного антикварного рынка. Однако в 1925 году особняк передали под посольство Турции.
Репин, – и какие есть перлы его гениального таланта. Грабарь писал, что выразительные печальные глаза заинтересовали одного европейского невропатолога, случайно увидевшего фотографию с этого серовского портрета и он точно определил тяжелое душевное настроение дамы, позировавшей художнику. Нет того смирения и терпения, как в позе кузины на картине «Девушка, освещённая солнцем», когда Маша была готова сидеть и позировать часами и днями.
Заботы о похоронах взяла на себя свояченица Михаила Врубеля. Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». Вот и остался почти в одиночестве Серов Валентин Александрович. Позирующие Серову видели, как он кроит, примеряет, шьет и по нескольку раз бросает. Дягилевым в 1905 году в Таврическом дворце в Петербурге. Наиболее яркими представителями этого периода был М. Врубель.
Впрочем, дом продолжал оставаться тем же уютным «дворянским гнездом» с залитой солнечным светом анфиладой комнат, каким изображен у Серова. Возможно, предвидя реакцию мужа, в ответ на ее недоумение Серов сказал: «Вы дальше будете похожи». Петровой-Званцевой. В последние годы жизни Серов создал несколько вариантов картин на сюжеты из античной мифологии.
Одно время эти два мастера снимали вместе одну студию, там Серов написал«Портрет Коровина» в манере, характерной именно для Коровина. Неприметной, невеселой, волевой, на редкость образованной, чрезвычайно начитанной. Это был Пикассо». А в 1886 году он знакомится с К. Коровиным. На следующий день гроб с телом Врубеля был установлен в церкви Академии художеств.
Мир искусства считался действительно знаменитой организацией. После смерти отца (Валентину тогда было шесть лет) для Серова началась жизнь скитальца. Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства». Его отец считал это полезным для общего развития, но на будущее сына смотрел с точки зрения положительных взглядов – непременным условием выбора профессии была польза для общества. В реферате по культурологи я рассматриваю следующую тему : «В. А. Серов и М. А. Врубель: особенности творчества». Своей декоративной экспрессией выделяются и театральные работы художника – оформление оперы "Юдифь" А. Н. Серова в Мариинском театре, Петербург, 1907 эскизы занавеса к балету "Шехеразада" на музыку Н. А. Римского-Корсакова – для «Русских сезонов» С. П. Дягилева, 1910–1911 (Всадники). Думаю, ему теперь легко – вот тем, кто гуляет на полной свободе, потруднее – совестно» 5.
Лишь через три года занятия с Репиным продолжились. Он перекликается с опустошённостью души.
Они помогают формированию гармоничной личности человека. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1909). В середине 1900-х гг. В серии этих образов, заряженных ощущением собственной судьбы, безусловная художественная вершина — сделанный незадолго до возвращения к Усольцеву рисунок «Голова пророка». Зимой 1911 года сочинение было исполнено на петербургской сцене в ряду концертов под управлением Зилоти. Но в этом жанре – пленэрном – Серов уже всё показал, что хотел. Сделав несколько эскизов старших детей, он отпускал их играть и Ольга беспокоилась: «Не убежали ли далеко, не отправились бы на пруд, спит ли маленький, услышит ли она его пробуждение, не ушли бы старшие одни в лес», – и сотни других мыслей, которые только могут промелькнуть в голове матери, когда она не видит детей.
Воронцовым. Фамилию ее деда А. М.
Основные сюжетные мотивы вокруг образа Пророка и явившегося ему Шестикрылого серафима. Он в самом деле был купеческого рода, один из восьми братьев Рябушинских, но в отличие от них, банкиров и промышленников, политиков и ученых, ничем дельным заняться не хотел, звался в семье «беспутным Николашей». Как будто он сидит за прилавком, облокотившись на него и стережёт свой товар. Валентин Серов (ставший с годами другом Врубеля и добившийся места для его картин в Третьяковке), заглянувший в мастерскую Врубеля, откровенно признался: Я этого не понимаю.
Картина Девочка с персиками стала широко известной, причем не только в творческих кругах. Отец художника Александр Михайлович Врубель был военным юристом, в прошлом строевой офицер, участвовал в Крымской кампании и боевых действиях на Кавказе.
Она находила так необходимые слова ободрения, утешения для людей, близких ей, была для них опорой, воплощением женственности и достоинства, стойкости и мужества.