– а под ней находится «парадно-выходной» костюм, так контрастирующий с пестрым народом. На картине «Дети» (1889 г. ) изображены два его сына, которые охотно позировали отцу. Праздничная феерия кустодиевской ярмарки разворачивается за его спиной: балаганы, скоморохи, мчащиеся кони, веселые извозчики, гармоники, подвыпившие мастеровые, связки воздушных шаров. Так началось формирование нового художественного образа. Был в нем тот надрыв, который так свойственен русским людям. Не проходило и дня, чтобы он с кем-то не поссорился. «Вот бы царь послухал, – говорили они.
Серов нарисовал не артиста, до пресыщения избалованного абсолютно исключительным успехом, а того Шаляпина, каким мы его помним еще до этих успехов много свежего, непосредственного, а в глазах не только вдумчивость, но и необыкновенное облагораживающее человека страдание», — отметило «Русское слово» 7 апреля 1906 года. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. В. А. Серов в 1900-х годах — признанный мастер, «модный художник», он зарабатывает заказными портретами. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет.
Часто не ладил с дирижерами, считая, что многие из этих «идиотов» не понимают, что играют: «Ноты – это еще не музыка. Некоторые серовские портреты современники считали шаржами и даже карикатурами. Шаляпин мгновенно вырос и его могучая фигура стала еще величественнее и монументальнее». Шаляпин любил сетовать, что народ спаивают, замечая при этом, что водка придумана исключительно для того, чтобы «народ положения своего не понимал». Торжеству нового на сцене был посвящен лукавый шарж Серова.
Художник, по рассказам дочери, работал над портретами с творческим горением. Страна детства была родной и Шаляпину. На просторной заснеженной площади кипит веселый праздник широкой масленицы. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город.
Шаляпин мог напрямую заявить, что не понимает, что на картине: «Разве ж это человек. В своих мемуарах «Маска и душа» Шаляпин писал: «Есть буквы в алфавите и знаки в музыке. Н. И. Для земских школ, гимназий и реальных училищ великолепно напечатанные хромолитографии большого формата (61, 0х83, 0 см) стали прекрасными наглядными пособиями по отечественной истории.
Есть какая-то артистическая тайна в этой способности соборного певчего из крестьян превратиться в европейца с манерами, которым позавидует самый взыскательный arbiter elegantarum», — писали «Одесские новости» 2 июня 1910 года. – Может, поплакал бы, узнав крестьянскую жизнь». На ногах модные ботинки на пуговках – серая замша и черный лак. Он всегда считал, что русские люди должны жить лучше. Петр дубиной укладывает и этого на месте: Будешь знать, как царя не признавать. Она по-прежнему феерична и раскована, что делает ее действо похожим на Венецианский карнавал. Один из них — беглая зарисовка певца в роли Головы из «Майской ночи» Римского-Корсакова, поставленной Мамонтовым в 1898 г. На другом портрете исполненном в технике офорта в апреле 1897 г., запечатлен шаляпинский Грозный в начале его многолетней сценической жизни. Он купил портрет и не расставался с ним до конца жизни.
его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Фон картины становится ярче по нарастающей: отливает розовато-голубыми отблесками снег, желтеют шатры из досок, золотятся солнечными лучами холмы снега, краснеют и синеют вдалеке воздушные шарики, вспыхивают разным цветами «мигали» 20-х годов. У Шаляпина был скверный характер. Первоначальное название картины – Новый город, в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). Он как бы пытается проникнуть в их души, разгадать затаенную измену и скрытые козни. «Вся деятельность г. Шаляпина заставляет нас предполагать в нем силу реальную, абсолютно чуждую той мечтательности и того меланхолического оттенка, который придал ему художник», — писали «Русские ведомости» (1906.
«Мой Пушкин», — когда-то сказала о поэте Марина Цветаева, настаивая на собственном постижении и понимании гения. Серов часто изображал ярких, талантливых людей на своих портретах. Но события 1905 года только ухудшили ситуацию. по: Шаляпин. – Сделай нерукотворное счастье – прибудь ко мне.
Когда принесли показать театральные марионетки играл с куклами, как ребенок. 2). Суть шаржа, высмеивавшего обывательское понимание образа Олоферна, раскрывает надпись, сделанная рукою художника: «алаферна злая пятнистая. » (стрелка указывает на Шаляпина) «то ли дело сия душка» (стрелка указывает на Корсова). I I Т. 2.
29 апреля). Известность и признание пришли к Борису Михайловичу Кустодиеву, когда он еще учился в Академии художеств в Петербурге. 1906. Да, Шаляпин не был на Родине уже 5 лет – в 1922 году он отправился в заграничные гастроли, а накануне «приговора» посмел передать деньги от концерта детям эмигрантов (по другой версии, Шаляпин в эмиграции щедро финансировал монархистов). Очень соскучился по тебе».
Через мгновение, может быть, рассмеется и, схватив вас за руку, увлечет за собою в сад. Ноты – это только знаки. Выступал в Русской частной опере СИ.
1906. С. 276). «Шаляпин и в жизни поневоле продолжат ощущать себя на сцене, не столько жил, сколько «играл себя» и от наития данной минуты зависело, каким, в какой роли он себя обнаружит», — вспоминал Сергей Маковский. Портрет Серова создавался в московской квартире Шаляпина в 3-м Зачатьевском переулке. «Стоит как живой. Вокруг него сверкающий солнечной улыбкой, убранный чистым снегом- русский город.
На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом. Мамонтова и Большом театре в Москве, в Мариинском театре в Петербурге. Такой она останется на века ибо этой картиной «Девочка с персиками» художник обессмертил не только себя, но и Верушу Мамонтову, двенадцатилетнюю дочь Саввы Ивановича Мамонтова, крупного промышленника, любителя искусств и художественного деятеля. В то время он был на вершине славы, современники отмечали его надменность и взбалмошность, свойственные избалованной успехом «звезде». Сходство поразительное» (Русский голос. Он считал четыре года у Мамонтова важнейшими, ведь в его распоряжении был репертуар, который позволял реализовываться.
Эскизы Серова для постановки «Юдифи» в Мариинском театре более совершенны с точки зрения исторической достоверности и передачи восточного колорита. такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей.
Из них особенно ценны те, которые изображают артиста в первых операх, спетых на московской сцене. Школа жизни Федора Шаляпина неотделима от школы театра. Он словно надевал на себя маску: вот он, Шаляпин, парень-рубаха, душа на распашку и одновременно «барин», постоянно на кого-то жалующийся и намекающий на свою горькую участь. «Меня поразило, — пишет Шаляпин, — у всех этих людей профильное движение рук и ног, — всегда в одном и том же направлении. Серов неоднократно рисовал Шаляпина.
Действительно, Шаляпин был человеком нервным и обидчивым часто жаловался, что стоит ему показаться где-нибудь в ресторане или просто выйти на улицу, как окружающие, узнав его, сразу начинают ждать какого-то необычного поведения от «знаменитости». Ломаная линия рук с двумя углами в локтевом сгибе и у кисти наступательно заострены вперед. Шаляпин изображен именно как артист – в концертном костюме, с актерской выправкой, в ситуации несколько аффектированного позирования.
Шаляпина, силуэт которого четко вырисовывается на фоне зимнего пейзажа – яркого, лубочного, условно изображающего ярмарку. Если вы внимательно присмотритесь к выражению лица тенора, то увидите, что Новгород ему близок – по своей народной среде, по массовости масленичных гуляний, по быту россиян. 11 апреля). Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. В последующие годы Серовым были написаны «Сестры Боткины», портрет Мики Морозова, также поражающие глубоким пониманием и точной передачей детского характера.
Трудился в архивах и запасниках Эрмитажа, зарисовывая в разных ракурсах посмертную маску Петра (ее снял с лица царя после его смерти скульптор Бартоломео Карло Растрелли), посещал исторические лекции, без устали занимаясь рутинной подготовительной работой. Каждый его портрет — почти биография». Идет дальше. Этатрадиционная трактовка была развенчана подлинным драматизмом шаляпинского воплощения. Во времена Серова эти полотна украшали московский особняк С. И. Щукина на Пречистенке.
Заказывают у него портреты и другие известные личности: князья Юсуповы (1893), мультимиллионер Морозов (1902), банкир Гиршман (1911). А может быть, начнет показывать дом, познакомит с его обитателями. Вернувшись в Москву, в 1886-м художник рисует этюд «Зима в Абрамцево», а также несколько портретов, включая и портрет Трубецкой. «Дорогой Антось – пишет артист, вернувшись с гастролей. Т. 1. И этим же вечером – напивался. Постыдился бы».
Летом они втроем уезжали в деревню, где занимались рыбной ловлей и охотой. Часто во время отдыха у друзей в деревне у него не получалось поговорить с крестьянами по душам. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И.
Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. Данный портрет исполнен по заказу МЛХК. Серову принадлежат и несколько портретов Шаляпина в ролях. Первым, кто дал самую высокую оценку портрету, был сам Шаляпин.
Картины Серова удивительно красивы по краскам, не будучи написаны «в красивом тоне». «Валентин Серов казался суровым, угрюмым и молчаливым.
Однозначно ответить на этот вопрос трудно. Рисунок безукоризнен. А в 1900-м он рисует портрет Николая II. Судьба Федора Шаляпина – это история о том, как крестьянский паренек сумел подняться к вершинам не только российской, но и мировой славы. Именно во время работы у Мамонтова Шаляпин приобрел известность.
Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. Его Портрет художника И. Я. Шаляпиной, «после Алексея Максимовича Горького Фёдор Иванович больше всех своих друзей любил Серова – за его принципиальность и человеческое достоинство» (Серов в воспоминаниях. Так и не была осуществлена долго лелеянная мечта». С. 601).
Не случайно современники порой ощущали в его облике «меланхолический оттенок», а в глазах — «необыкновенно облагораживающее страдание», по-видимому, страдание человека, уставшего от бесконечной «игры в амплуа». Шаляпина вспоминала: «В большом зале, где стоял рояль и где работал отец, В. А. Но ведь и всякий человек в разных обстоятельствах неравен сам себе, то есть так или иначе что-то «воображает из себя». По словам дочери певца И. Ф. Когда-то актерское кочевье по России стало для Шаляпина его «университетом». Он не пытался подбирать слова или сглаживать острые углы.
Об этом наглядно говорят его автопортреты и другие рисунки» (цит. Я б такую не повесил у себя. » В итоге он рассорился почти со всеми. Разве в портрете этого нет.
Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Портрет Шаляпина написан углем на холсте и то, что Серов обратился здесь именно к рисунку, симптоматично. Фёдор Иванович Шаляпин (1873-1938) – всемирно известный оперный певец, режиссер, мемуарист. Именно эти две картины принесли художнику успех и славу.
Для него Федор Иванович специально запасался интересными «случаями из жизни». Именно таким образом – в рисунке – исполнены наиболее интимные, лирические портреты позднего Серова (портрет Обнинской с зайчиком, портреты девочек Касьяновых). Именно таким образом — в рисунке — исполнены наиболее «интимные», лирические портреты позднего Серова (портрет Обнинской с зайчиком, портреты девочек Касьяновых).
За Серовым признавали «мощь художника-портретиста, подчеркнувшего во всей фигуре артиста черты гениальной характерности таланта самородка» (Прометей. Участвовал в Русских сезонах СП. Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. Как раз в «мамонтовский» период творчества, готовя роль Бориса Годунова, Шаляпин, по свидетельству певицы В. И. Страховой-Эрманс, слушал лекции выдающегося русского историка, профессора Московского университета Василия Осиповича Ключевского, «не только ушами, но как бы ловил их ртом казалось, что Шаляпин тут же претворяет мысли Ключевского, облекая их в художественную форму для сцены».
Альбомы художника говорят о длительной работе. Недаром Федор Шаляпин говорил:. Роль Олоферна исполнял артист Б. Б. Корсов в сентиментальной мелодраматической манере. «Электричества нет, даже рестораны закрыты» И несмотря на сетования, он проживет в России еще 17 лет – целую жизнь.
В 1893-м художником были созданы портреты дочерей Александра III Ольги и Ксении. Серов написал его портрет углем, во весь рост. Он любил Волгу, говорил, что народ здесь абсолютно другой, «не сквалыжники». Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние.
Крестьяне же боготворили «золотого парня» и его песни, которые «за душу берут». Не мог Серов также упустить возможность изобразить на полотне Шаляпина. Шаляпину запретят вернуться в Страну Советов и лишат звания Народного в 1927 году по причине его якобы нежелания «возвращаться и обслуживать тот народ, звание артиста которого было ему присвоено». Глубокое восхищение мастерством Серова заставило и самого Фёдора Ивановича взять карандаш. Опера «Юдифь» была и в репертуаре Большого театра.
Как и каждое кустодиевское полотно, «Портрет Шаляпина» невозможен без ярмарки. А в 1887 году в Абрамцево появляется полотно «Девочка с персиками», на котором изображена 12-ти летняя дочка Мамонтовых Вера. Среди «истолкователей» насыщенной событиями жизни великого артиста, ее интерпретаторов мы встречаем литераторов, артистов, музыкантов, критиков, художников, просто искренних почитателей и поклонников его таланта. – Да, пожалуй, с виду он такой.
Примечательно, что подобная композиция характерна и для «Купчихи» – высота главного персонажа над остальным миром. Певец открыт всем.
Он встал и заложил руку в жилет, так, как изображен на портрете, затем слегка откинулся. Друзья же метко подмечали, что после ссор Шаляпин всегда пел великолепно. Возвеличивая камерный вид искусства до степени монументальной, художник заставляет помнить, что рисунок — в первую очередь средство не создания «героических образов», а передачи «трепета душевной жизни». И. Ф. Дескать, любишь – плати. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Роскошная шуба из бобра распахнута – истинно русский жест.
А когда Шаляпина упрекнули в неблагодарности, ведь именно благодаря Мамонтову он получил и имя и славу и деньги, бас воскликнул: «А каменщикам, которые театр строили, я тоже должен быть благодарен. » Говорили, что когда Мамонтов разорился, Шаляпин ни разу его не навестил. В его творчестве имеются портреты Максима Горького, Левитана, Репина и Лескова. Как написать или начертать эту интонацию. Через год Серов пишет «Девушку освещенную солнцем», натурой для которой была его двоюродная сестра.
«Мой Шаляпин» — мог бы сказать о своей работе и Серов. 11). «При этом, — вспоминал Станиславский, — по своей актерской привычке он показал, как Федор Иванович жрет знания, сделал из обеих рук и пальцев подобие челюсти, которая жует пищу». Видишь, — сказал он, — точь-в-точь. Можно привести здесь и мнение Б. В. Асафьева (И. Глебова): «В рисунке Ф. Шаляпина В. Серов не мог удержаться, чтобы тонко не отметить, что в высоком росте великого артиста, столь прекрасно выразительном на сцене, заключается нечто нелепое при сюртучном оформлении».
В бродячих театральных труппах житейский опыт и сценическое мастерство передавались «из уст в уста», перетекали от одного поколения к другому — зримо, наглядно, в репетициях и спектаклях, наскоро собранных предприимчивыми антрепренерами, в неустроенном быте постоялых дворов. На всю жизнь запомнил Шаляпин выразительную жестикуляцию и мимику художника. Есть какая-то аристократическая тайна в этой способности соборного певчего из крестьян превратиться в европейца». И, конечно же, в рассказах, «случаях», воспоминаниях, невероятных поучительных историях побед и поражений, увлечений и разочарований, коварства и любви истины и лжи, преданности и вероломства, за которыми коротали время в долгих переездах и затянувшихся межсезоньях удачливые и невезучие вдохновенные и ревностные служители Талии и Мельпомены. Личное отношение к «модели» художник никогда не скрывает, оно отчетливо отражается на полотне, Серов не льстит «заказчикам» и потому многие недовольны: на полотнах неожиданно проступают черты характера, которые портретируемый не стремился выставить напоказ. Саша и Юра были разными по натуре, несмотря на внешнюю схожесть и художник сумел это передать в своей картине.
Отец охотно позировал Валентину Александровичу. А тут сиди неподвижно в комнате за столом. И особенно, что Серов прекрасно осознавал, человек склонен принимать определенную позу играть роль перед лицом художника образ и облик человека двоится между тем, что он есть и чем желает казаться. В тот вечер он пел особенно восхитительно. И на этом фоне стоит подавляющая своей мощью фигура Шаляпина. Таким Серова знали только самые дорогие ему люди.
Он также увлеченно пишет детские портреты. Сходство поразительное», – восхищается другой. «А Серов был такой, знаете, скрытый сатирик. Комиссаржевский). Навсегда остались с ним карусели, шары, балаганы, шарманка, нырянье под пароходы. Если это писали в газетах, то что же, думал я, передается из уст в уста.
Заливающее все радостное, бодрящее зимнее солнце, нарядные кроны инея, голубые и розовые тени на сверкающем снегу. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. Произошло нечто изумительное. Что мы видим на портрете.
– И художник мчался к другу, чтобы послушать его пение, поговорить по душам. В один из таких дней, перед исполнением главной партии в «Борисе Годунове», Шаляпин умудрился поскандалить с дирижером, парикмахером и хором. Так что барин в роскошной шубе он только внешне, внутренне он тот же крестьянский мальчишка, который начал петь из-за побоев отца.
В своих работах Серов подчеркивал внутренние черты позировавших ему людей, которые были спрятаны от окружающих. Именно он открыл русскую оперу не только для мировой публики, но и для самой России. «Мой Шаляпин» — так могли бы выразиться те, кто, восхищаясь портретом Серова, делился своими впечатлениями об артисте и его портрете.
Сам Шаляпин говорил, что ощущал себя на сцене Борисом. Что он видит. Неудивительно, что этим личностям дано было встретиться.
В композиции картины Б. Кустодиев использовал прием, похожий на тот, что был в его Купчихе: высокий первый план, за которым далеко внизу развертывается огромное пространство. (И Шаляпин представил Серова, под густыми седыми бровями засветился насмешливый взгляд. ) Молча принес половую щетку, смерил меня, потом портрет. Он видит березы там невыразимо высокие, возвышенные парящие над землей в белом инее, как фонтаны из снега, повсюду толпы людей, которые радуются ярмарке. В выписывании ярмарки Кустодиев со всей щедростью разбросал запасы своей неистощимой наблюдательности, заполнив живописное пространство множеством фигур, предметов, движущихся линий переливающихся красок. Позади артиста и значительно ниже его ног в лакированных туфлях со светлыми гетрами, возле афиши, оповещающей о его концерте, проходят три человека- мужчина, заложивший руку за борт пальто и две девочки. я в Монте-Карло получил от моего друга художника Серова кучу газетных вырезок о моей «монархической демонстрации. ». Шаляпину очень нравилась артистичность Серова его «умение.
Серова и Шаляпина связывала крепкая дружба. Здесь снова со всей яркостью выступают черты портрета-картины. За первую картину Серова наградили премией МОЛХ, а вторую приобрел для своей галереи Третьяков. При одном лишь взгляде на кустодиевские произведения у каждого возникнет ассоциация с чем-то сочным и аппетитным, с крепким сладким чаем и сдобными булочками, с яркими женскими платками и торжеством жизни. Снимался в кино.
Дягилева. Серов гениально воссоздал живописными средствами визуальный образ петровской эпохи. Рисунок безукоризнен.
Федор Шаляпин – выдающийся оперный певец, живший в начале двадцатого века. «Портрет Портретыч», как ласково называл свои работы автор, не только талантливо воссоздает внешний облик, но и передает внутренний мир изображаемой личности, чем привлекает ценителей настоящего искусства. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. Но тщеславное желание «заказчиков» быть изображенным талантливым живописцем оказывалось сильнее опасности оказаться «разоблаченным» проницательным взглядом портретиста.
ЗнакомствоШаляпина с произведениями искусства Древнего Востока натолкнуло его на мысль представить Олоферна «ожившим барельефом». Отчего происходила эта иллюзия, Шаляпин объяснил наглядно. Третий считает: «Серов дал в портрете то, что дало возможность Шаляпину сделаться великим художником – душу, большую душу большого артиста». На снежных холмах вовсю идет народное гуляние, представлено множество мелко написанных человеческих фигурок, мчащиеся санки, лотошники, у балаганов и карусельных гор толпится праздничный народ. «Изображённый Серовым Ф. И. Шаляпин стоит как живой. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника.
Но посмотрели бы вы этого удивительного «сухого» человека, когда он с Константином Коровиным и со мною в деревне отправлялся на рыбную ловлю: какой это сердечный весельчак и как значительно-остроумно каждое его замечание». «Высокий, с выправкой денди, как будто бы с десятого поколения привыкший носить фрак, Шаляпин ни в ком из посвященных не вызвал бы сомнения в высокой аристократичности своего происхождения. Глядя в окно, Шаляпин говорил, что «в этой стране жить нельзя». Дворищина.
Они предназначались для дальнейшего написания семейного портрета императора. По-новому были решены Серовым и эскизы декораций. Шаляпин сам рассказал об этом в книге «Маска и душа»: «Каково же было мое горестное и негодующее изумление, когда.
Даже болезнь не превратила художника в солидного взрослого. Эта мысль захватила всех. Коровин лежит на какой-то богемной кровати.
На нем шуба, подбитая бобровым мехом и такая же меховая шапка с бархатным верхом. Как-то не хочется называть эту красавицу персонажем картины.
Но есть интонация вздоха. Много лет спустя литератор Илья Груздев вспоминал разговор с певцом.
Они отмечены, как писал Б. В. Асафьев, «ощущением монументального», что, несомненно, было подсказано шаляпинским исполнением роли. Серовская художественная правда глубже внешней, кажущейся. Художник, щедро одаренная природой личность, великий работник в искусстве. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. Терпеливо, день за днем, учился он у Серова рисунку и очень скоро достиг совершенства. » (Там же).
Всё вы можете написать этими буквами и начертать этими знаками. Как бы то ни было, увидеть родной дом Шаляпину больше не удастся. Яркий, лубочный пейзаж, – это ярмарка. На зрителя смотрит, скорее, высокообразованный штабной военачальник, несколько уставший, слегка «мягковатый» по характеру и чем-то немного встревоженный. Но, по словам И. Э. Грабаря, художник остался недоволен портретом: «Это только небольшая часть Шаляпина, а он (Серов. — В. Д. ) задумал дать его всего. «Втроем строили мы этот деревенский дом.
Смерть оборвала поиски Серова резко и вдруг. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве.
Но ведь и всякий человек в разных обстоятельствах неравен сам себе, то есть так или иначе что-то воображает из себя. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Указав на значение Серова, Шаляпин тем самым подчеркнул то, что их роднило в творчестве. Федор Иванович Шаляпин — фигура в той же мере реальная, сколь и легендарная, воссозданная в исследовательской и художественной литературе, в богатом мемуарном, эпистолярном, кинематографическом, «звуковом» наследии, наконец — в устных рассказах, передаваемых из поколения в поколение.
Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. Вершиной творчества художника является Портрет Федора Шаляпина. Именно таким образом – в рисунке – исполнены наиболее интимные, лирические портреты позднего Серова (портрет Обнинской с зайчиком, портреты девочек Касьяновых). Валентин Серов – прекрасный художник двадцатого века. И отсюда как будто даже что-то отталкивающее от этого человека», — писали «Известия Общества преподавателей графических искусств в Москве» (1911. Пестрый астраханский мир.
Кустодиев рисует ярмарочное гуляние более чем подробно – он заполняет людьми все полотно. А между тем, по воспоминаниям современников, Шаляпин словно стеснялся крестьян. Ни одного в сторону раскинутого движения. Часто такие посетители жестоко действовали на него и он говорил с унынием: «Ведь вот, поди же, знаю, что он ничего не смыслит в живописи, а умеет сказать, что хоть бросай всё, всю охоту к работе отобьёт. » Он не боялся ни соскоблить, ни стереть ту свою живопись, которая его не удовлетворила и тогда часть лица и рук шла насмарку: он терпеливо и упорно доискивался своего живописного идеала».