Великий художник-портретист умер от инфаркта, как и отец, 22 ноября 1911 г. И потому закономерно, что славную галерею портретов подвижников русской культуры Валентин Серов начал с портрета отца.
Репин вспоминал: «Первую свою картину он начал в Москве, живя у меня в 1878—1879 году. В 1907 году Серов исполнил темперой картину «Петр I». Одно из важнейших полотен в этом разделе экспозиции – портрет И. А. Морозова на фоне натюрморта А. Матисса, который был написан в стилистике фовистов (1910, Третьяковская галерея). Полтора века назад простой петербургской девушке Оле Трубниковой несказанно повезло. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности.
Репин вспоминал: «Первую свою картину он начал в Москве, живя у меня в 1878—1879 году. Мамонтова, И. Е. В 1907 году художник совершает поездку в Грецию. Все более популярными становятся портреты Огюста Ренуара. К числу лучших произведений романовской серии относится портрет Николая II 1900 года.
и «Пётр I» 1907 года, являющие собой портрет эпохи великих преобразований XVIII века. Дервиза Домотканово. Начало 1890-х гг.
Тот «забавы» младшего Серова оценивает высоко: «дарование несомненное». В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы.
Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. Драматургом и режиссером выступил сам Савва Иванович.
В 1892 году Серов начинает писать портреты высочайших особ, чему послужило поводом участие Серова (совместно с Коровиным) на выигранном им конкурсе на создание большого группового портрета Александра III в память чудесного спасения императорской семьи в железнодорожной катастрофе 17 октября 1888 года в Борках (окончен в 1894 г. ). Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное». Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы. В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. Вот таким образом, если семья и не бедствовала, то многого не могла себе позволить.
На уроки по наукам ему надо было ходить почти от Девичьего поля (Зубово) к Каменному мосту на Замоскворечье. Родился сын Георгий. Рафинированно-изысканный образ – свидетельство изменения эталона красоты в искусстве. В 1885 году Савва Иванович поставил-таки театральную Москву на уши премьерой «Аида» в своей Частной опере. На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3.
Человеком, который, потеряв многомиллионное состояние, не потерял себя. Правда, многие опасались ему позировать, ведь художник видел то, что люди пытались скрыть. В это же время он создал ряд портретов, наполненных глубоким психологическим содержанием: А. Н. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку.
Работа продвигалась с большим трудом и художник решил отказаться от заказа. Фигуры русских богатырей написаны в ракурсе «снизу вверх», вот таким образом они и выглядят такими мощными. Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино15. Чем.
Там Серов изучает древнегреческое искусство, делает зарисовки в музеях, обдумывает сюжеты своих будущих произведений на темы античного эпоса и мифологии. В этих картинах произошло смешение жанров: портрет соединился с пейзажем, с интерьером. Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки». В перерывах между работами над заказами Серов отдыхал в Тверской губернии в имении своего друга В. Д. Был написан портрет императора Николая II. Был написан портрет императора Николая II. Акимовой (1908). Она оказалась права.
Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая. Над образом Александра III Серов работал пофотографии. Отец Иван Федорович (1800-1869 гг. ) недюжинным трудолюбием и природной смекалкой из крестьян выбился в купцы. 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств.
Но тогда, в Домотканово, Валентин Серов пишет без устали: пейзажи, друзей, домочадцев. На уроки по наукам ему надо было ходить почти от Девичьего поля (Зубово) к Каменному мосту на Замоскворечье. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Репину тогда было всего 30 лет, однако он уже был признанным художником.
К 10-летию Московского Художественного Театра Серов получил заказ написать серию портретов знаменитых актёров. «Портрет балерины Корсавиной»выполнен в необычной манере – балерина изображена спиной к зрителю. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых — Александр. Возродить все угасающие ремесла он, разумеется, не мог. Это ли не символ детской пытливости, которая ставит взрослых порою в тупик.
Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. Левитана (1893), писателя Н. С. Коровиным по Северной Двине и побывал в Архангельске и Мурманске. Сам Серов часто говорил о себе: «Я ведь всё-таки и немного пейзажист», о чём свидетельствуют не только упомянутые выше пейзажи Венеции, но и виды Домотканово из которых примечательны «Осенний вечер. С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й) — с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова.
Здесь нельзя не сказать и теме Петра, наиболее ярко выраженной в таких работах как «Пётр I в Монплезире» 1910-1911 гг. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. Это полотно вместе с картиной «Девушка, освещенная солнцем» были показаны на восьмой выставке Товарищества передвижников в 1888 году.
Он также увлеченно пишет детские портреты. Портрет самого С. И. Мамонтова (1887 г. ), П. А. Мамонтовой (1887 г. ), М. Ф. Якунчивой (1888 г. ), Л. А. Мамонтовой (1884 г. – первое значительное произведение художника) и знаменитая «Девочку с персиками» – портрет В. С. Мамонтовой (1887 г. ) выразили приверженность Серова не только импрессионизму, созвучного творчеству Ренуара, но и рождение собственного художественного видения, зрелого и уверенного собственного почерка. После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. Сына она оставляет то у знакомых в некоей народнической «коммуне», то у родственников, то в Абрамцеве у Мамонтовых. Из работ, сделанных Серовым в 1879 году, следует отметить портреты С. И. 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова.
Тогда двадцатидвухлетний художник не подозревал, что его желание «писать отрадное» станет на многие годы эстетической программой для молодой московской школы. 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. На пиру Одиссей рассказал о том, сколько бед пришлось испытать ему и его товарищам. Мюнхенский рисовальщик К. Кеппинг становится его первым учителем.
А где Илья Ефимович. В 1900 году В. И. Ленин и Г. В. Плеханов основывают в эмиграции большевистскую газету «Искра» – будильник народного сознания. Без труда можно сопоставить и серовского пастушка с чеховским Ванькой Жуковым, сочинившим бесконечно наивное письмо на деревню дедушке, – во всех произведениях отчетливо видна «детская» душа, такая уязвимая в мире взрослых и вместе с тем ищущая способ быть включенной во вполне зрелую, осознанную деятельность.
Многие полагали: блажь барина. Не забыл Мамонтов и о театре. Позже этот занавес на аукционе Sothebys купил Мстислав Ростропович и привез на родину. Репина, Т. А.
В. В. Стасов предполагал, что инициатором таких музыкальных вечеров в доме Серовых был «великий приятель Николая Ивановича» протоиерей, который любил петь, аккомпанируя себе на фортепиано. Художник изображал крестьян занятыми своими повседневными делами. Мамонтовой. В 1880 году Серов поступает в Петербургскую Академию художеств в класс П. П. На сеансах позировал артист, похожий на композитора, в его костюме. С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. В 1885 году Валентин бросает Академию: настолько велико было его стремление работать самостоятельно. Летом 1885 года Валентин Александрович совершает поездку в Германию и Голландию, где изучает европейскую живопись. Непредвиденная встреча окажется судьбоносной в жизни Валентина Серова.
Я хочу отрадного и буду писать только отрадное». Трубниковой — «У окна» (1887). Первым произведением Серова, которое поставило его в ряд крупнейших мастеров русской живописи, стала картина «Девочка с персиками». Оно одухотворяет все то, что окружает человека.
Выбор техники и основы рисунка диктовался характером самой натуры. По словам И. Э. Грабаря, «Серов-рисовальщик, быть может, даже сильнее Серова-живописца». Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса. Его даже допустили на коронацию Николая II в Успенский собор. Что Серов и сделал. На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене.
Ученики-художники убедили солдат отдать им портрет и ученики принесли его художнику Нерадовскому, который его сохранил1213. Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. Моделью для Алёши Поповича послужил сын Саввы Мамонтова Андрюша. Но есть у Серова и портрет отца – причем живописный, большеформатный (отец, Александр Серов – автор опер «Юдифь», «Рогнеда», «Вражья сила», автор симфоний, первый постановщик в России оперы Вагнера «Лоэнгрин», а также автор двух с половиной сотен статей о музыке).
Валентин Серов был одним из лучших портретистов своего времени. Московское купечество косо поглядывало в сторону Абрамцево. Сам же Серов с супругой воспитывал шестерых детей. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. У нее в планах – дописать недописанную оперу мужа, написать собственную (напишет и не одну).
Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное, — написал он одному из друзей. В такой среде склонность ребенка к музыке, как и его дальнейшая судьба, заранее определены. Серова и А. П. За эту работу в 1888 году награждён премией Московского общества любителей художеств.
Бывший акционер правления Московско-Ярославско-Архангельской дороги писал в газете «Руль» : «На виду же у всех была ясная вражда всесильного тогда графа Витте и министра юстиции Н. В. Муравьева, хотевшего также стать всесильным. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. Апофеозом нового стиля стал двухметровый портрет Иды Рубинштейн. О последнем мать – а она переживет не только мужа, но и сына – впоследствии напишет мемуары – «Как рос мой сын». На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). На картине «Дети» (1889 г. ) изображены два его сына, которые охотно позировали отцу.
Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). Врубелем, несмотря на то, что тот был старше Серова почти на десять лет. Именно ему обязана своей нынешней славой другая тверская деревушка — Домотканово (с 1930 называетсяКрасная новь), которой художник посвятил сразу несколько полотен. Там живет, там работает. В 1890-м году Серов впервые обратился к жанру религиозной живописи, совместно с М. В. Врубелем в создании картины «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам) для церкви Косьмы и Дамиана в Костроме при фабрике П. М. Третьякова и В. Д. Коншина.
Морозовой и С. М. Домотканово» (1886 г. ), «Заросший пруд. 1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. Воздействие Врубеля на человека – яркое, шокирующее. Конечно, Валентин Серов затевал большой, основательный портрет певца в масле. Эта поездка, свершённая им на средства от созданного им плафона «Феб лучезарный» дома в тульском имении помещиков Селезнёвых во многом поправило здоровье художника, незадолго до этого в феврале заболевшего от воспаления предстательной железы.
Серов обладали одинаково зорким глазом. А пока – первые уроки сына под руководством требовательного педагога. Работы «Выезд на охоту Петра II и Елизаветы Петровны» (1900), «Выезд Екатерины II на охоту» (1902), «Юный Петр I на псовой охоте» (1902), «Охота с борзыми» (1906) предназначались для издания Кутепова «Царские охоты». Гибнет крейсер «Варяг». 1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства». Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова».
Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене. В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. На портрете два персонажа – Юсупов и его мопс Клоун, – такой же своенравный, как хозяин.
Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. К тому времени пьеса Серова-старшего «Вражья сила» была одной из самых популярных на московской сцене. Для того, что бы это понять, надо «разрезать» портрет на две части по вертикали и закрыть вторую половину картины. Васнецов, работая над картиной «Богатыри», писал, что именно абрамцевские дубы научили его, как надо писать богатырей.
Эта вторая, правая половина и не дала Морозову растратить всё состояние. Врубеля и Серова часто сравнивают, но ставить вопрос – кто из них лучше. С начала 1900-х гг. 1886 год — в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов.
Она, позируя художнику, была погружена в свои драматические мысли. Оба – единомышленники в вопросах демократического обновления искусства. Написан портрет в 1889 году.
Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. В коллекции ГТГ находитсяпортретещё одного друга Серова –Константина Коровина. В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора». Задачу поставил более реальную: выбрать наиболее востребованные. Именно эти две картины принесли художнику успех и славу. В портретах выдающихся деятелей русской культуры Серов тяготеет к строгости и сдержанности колористического и композиционного решения, утверждает в них значительность внутренне свободной творческой личности (портреты М. Горького, 1904, Музей М. Горького, Москва М. Ермоловой, 1905 Ф. Шаляпина, 1905, оба — Третьяковская галерея). Она надеялась на досуге подготовить к изданию неизвестные публике пьесы Александра Серова.
Через год Серов пишет «Девушку освещенную солнцем», натурой для которой была его двоюродная сестра. Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса. Не меня одну – многих. Подлинным Шедевром Серова-графика стала афиша Русских сезонов 1909 года с Анной Павловой в образе Сильфиды, о котором в своих мемуарах Л. Л. Новиков отмечал, что «Портрет Павловой работы Серова вызвал больше откликов в печати, чем сама Павлова».
Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. 1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. конец XVII-XVIII век» И. И. Кутепова (СПб.
Маленькие Александр и его сестра Софья, чутко воспринимавшие музыку, опрометью бежали к матери, чтобы сообщить: «Бог тата-та. » – в детском сознании служитель церкви Турчанинов был равнозначен Богу. А декораторами и актерами – художники. И поза Морозова купеческая. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая.
Сама Мария Николаевна была крайне недовольна своим портретом, в нём Серов несколько «состарил» Ермолову. Коровин кричал: «Не устраивайте хаоса из моей жизни».
По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный» и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь — в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года — в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). Предпринимая попытку поставить «Юдифь» на сцене Мариинского театра в 1887 году, так и не состоявшуюся, Серов принял деятельное участие в постановке оперы в 1898 году в Частной опере вместе с Коровиным. На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». портрет стал одним из основных жанров в творчестве Серова. Таким образом, осенью 1874 года Серовы переезжают в Париж.
И был в восторге от дягилевских сезонов. Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Через два года, в 1882 году, Серов стал учеником Академии художеств. Почти как скульптор Серов высекает портрет в масле, выделяя фигуру, обрисовывая небрежной линией антураж фона, концентрируя всё внимание на лице. Плодом этой любви стали не только замечательные дети (их в семье художника было шестеро), но и 12 портретов самой Ольги.
Маша сама была художницей, видела все этапы работы над портретом и очень боялась, что работая так долго и сосредоточено Валентин Александрович «засушит» портрет. Недоверчиво отнесся к Частной опере Мамонтова и его давний приятель Сергей Юльевич Витте, тогдашний министр финансов: «Знаете, это как-то несерьезно». Когда рисунки мальчика увидел скульптор М. М. Об этом уже трудно судить сейчас, но, может быть, умение носить сюртук пришло к Федору Ивановичу значительно позже.
На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках — в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. На это государь ответил: «Распоряжение уже сделано: Савва Иванович освобожден от суда до тюрьмы». А в этот раз Щербатовы долго ждали художника и, наконец, решили позвонить ему домой. И ехал в Москву». Вместе с Репиным юный «Тоша» (сокращенное от «Валентоша» впрочем, домашние и друзья иногда звали Валентина Серова и вовсе «Антоша» или даже Антоном) ездил на этюды в Запорожье, вместе со своим наставником делал эскизы для знаменитой картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Когда люди будут думать только о хлебе насущном, пожалуй, не будет и хлеба». Этим подчеркнута значительность личности Петра. Художник, по рассказам дочери, работал над портретами с творческим горением. И главное – подготовить и создать всемирно известные «Русские сезоны».
Копирует, как и его предшественники, «Нарцисса, влюбленного в свое изображение в источнике». Особым заказом императорского двора стал заказ акварели «Миропомазание Государя Императора» для альбома по случаю коронации Николая II, в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора Кремля, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. – «Это серьезнее железных дорог, – отпарировал Савва. Съездив вместе в Париж на Всемирную художественную выставку, они поселяются в Москве.
В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. Художников объединяло вдумчивое отношение к творчеству они работали в одной мастерской, часто «спорили об искусстве», что способствовало формированию их художественных взглядов. Родился сын Георгий.
Все его спутники погибли в пути. Репина (1892), И. И. потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. В 1887 году Серов побывал в Италии. Из ранних произведений художника можно отметить картины «Волы» (1885), «Осенний вечер. Самому Серову было всего 46.
Середина 1880-х гг. В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи18. В 1898 году создается новое художественное объединение — «Мир искусства». Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». Чистякова. На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму».
Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр. В первую половину 1890-х гг. «Я расписался», — когда-то давно писал А. С. Пушкин своей супруге в Санкт-Петербург из далёкого Болдино.
Разрыв Серова с императорским домом пришёлся на события 9 января 1905 года, когда сам художник также вышел из Академии художеств, которую возглавлял великий князь Владимир Александрович, сыгравший большую роль в «кровавом воскресенье». Много бед претерпел Одиссей, возвращаясь из-под Трои на родину. (Константин Сомов запросто мог запросить и шесть и восемь тысяч рублей). 1884 год — летом, работая в Абрамцеве, создал одно из первых своих значительных произведений — портрет Л. А. Мамонтовой в переписке с Ольгой Трубниковой уже обнаруживаются их взаимные чувства. После выставки В. В. Стасов просил Серова написать портреты В. Шварца и А. Бычкова, но художник выбрал другое предложение: по заказу П. М. Третьякова был написан портрет Н. С. Лескова. Чехов и мастер кисти В. А. С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком).
«Портрет А. Н. Серова» выдающегося музыканта, одного из основоположников русской национальной оперы, автора очень популярных в свое время опер «Рогнеда» и «Вражья сила», стал одним из первых в созданной В. А. Серовым галерее образов замечательных деятелей отечественной и зарубежной культуры: музыкантов, артистов, художников. Лескова (1894), композитора Н. А. Они предназначались для дальнейшего написания семейного портрета императора.
Еще один портрет супруги являет нам тёплый, солнечный, пленэрный образ. В Москву его привезли впервые, транспортировка была непростой. Практически с натуры Серов написал картину «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. ».
В 1880 году по совету Репина Валентин едет в Петербург, где поступает в Академию художеств в мастерскую Павла Петровича Чистякова, знаменитого педагога. Начинается оборона крепости «Порт-Артур». Единственной монументальной работой в творчестве художника стал занавес к балета «Шехерезада» 1910 года, впервые представленный широкой публике юбилейной выставке в честь художника в Третьяковской галерее в 2015 году. 1894 год — был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. Корсавина всегда была очень закрытым человеком, публика мало что знала о её личной жизни. Но публика приняла портрет любимой актрисы с восторгом.
Картина синтезирует не только эволюцию живописного и графического языка мастера. Но центральным в образной системе портрета остается лицо, в котором раскрывается истинная духовная сущность модели. В стенах училища интерес к музыке всячески поощрялся и здесь состоялась встреча двух музыкально одаренных юношей, определившая их дружбу на долгие годы. Сближению способствовало и то, что знакомы друг с другом были и их отцы они входили в комиссию по постройке Смольного собора: архитектор Василий Петрович Стасов проектировал собор, а отец Серова представлял в комиссии Министерство финансов. Хотя сам Серов говорил, что ему очень трудно писать глаза этого человека, они разные.
Эта крепкая дружба продлилась до конца дней. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. В 1894 г. Серов стал членом Товарищества передвижных выставок и получил широкую известность в эти годы он много писал парадные портреты, которые отличаются импозантностью, красотой композиции и колорита («Портрет великого князя Павла Александровича», 1897, Третьяковская галерея «Портрет княгини О. К. Орловой», 1911, Русский музей, Петербург). Он и стал, что называется, пробой пера. Александру Серову было тогда шестнадцать лет, Владимиру Стасову – двенадцать. Тут же пришлось опираться на фотографии, на портреты отца, писанные ранее другими художниками.
Созданные им портреты Кончаловского, К. Коровина (1891 г. ) и И. Е. Репина (1892 г. ), Е. И. Лосевой (1903 г. ) по-серовски выражают различные черты характера и, вместе с тем, апеллируют к почерку самих художников, с узнаваемыми приёмами используемыми ими в своих полотнах. Реализм побеждает сухой, хотя и классический, академизм. Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни.
Мама, Валентина Семеновна, тоже композитор. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». Друзья так их и называли – не Коровин и Серов, а Серовин и Коров. Деление экспозиции на живописную и графическую части является основной интригой выставки. Сделав несколько эскизов старших детей, он отпускал их играть и Ольга беспокоилась: «Не убежали ли далеко, не отправились бы на пруд, спит ли маленький, услышит ли она его пробуждение, не ушли бы старшие одни в лес», – и сотни других мыслей, которые только могут промелькнуть в голове матери, когда она не видит детей.
Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова. Серов берет на себя все хлопоты по облегчению участи своего наставника. И разорен: всё – и заводы и дома – лихо продали с аукциона.
Захватив девятилетнего Валю, она отправляется в тогдашнюю Мекку творческой богемы. Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства». В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. Интересно, что отзывы об этой картине были точно такими же, как и отзывы на картину Ренуара «Обнажённая» иногда называемую «Жемчужиной» (ГМИИ).
Наиболее известные картины этого направления – «Октябрь. Этим произведением Серов приблизился к стилистике экспрессионизма. После того, как Репин увидел нарисованную Серовым фигуру горбуна (впоследствии Репин использовал его в картине «Крестный ход в Курской губернии»), он сказал ученику — «Антоша, вам пора учиться. Савва Иванович Мамонтов – друг художников, он всегда поддерживал нас».
В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова. В январе 1904 года объявлена русско-японская война за Маньчжурию и Корею. 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. И этой радостью проникнута «Девушка, освещенная солнцем» — один из лучших портретов в истории мировой живописи. Серов успел-таки (он умер внезапно в 1911 году от сердечного приступа) узнать о закулисной стороне дела, возбужденного против Мамонтова. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). 1900 год — в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи.
Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. Масса вариантов пограничных техник – важнейшая особенность этой выставки. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. Наиболее известные из них это картина «Дети» (1899), на которой изображены сыновья художника, портрет дочерей С. Боткина (1900), портрет Мики Морозова (1901). Помимо творческой деятельности художник вел общественную деятельность. Когда картина ещё была на выставке и Павел Михайлович Третьяков только высказал своё желание её приобрести, то его спросили: «С каких это пор вы прививаете своей галерее сифилис. » На что Третьяков ответил: «Спасибо, я ваше мнение выслушал».
Также Серова должен был принять участие в росписи Владимрского собора в Киеве, для чего представил эскиз росписи «Рождество Христово», однако, представленный позже срока, оставшись лишь в эскизе. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. От нее веет здоровьем, безмятежностью. Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался». Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым.
1897 год — в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой — матери С. Т. Морозова. Она лаконична и строга, а ее красота это красота благородных черных тонов. После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. Стасов и Серов, такие разные и внешне и по характерам, еще больше сближаются. Проходит у него школу классического рисунка. Репина, который в то время находился в Париже в качестве пенсионера Академии художеств.
Он известен своим собирательством современной ему французской живописи. В эти 5 рам и заключён образ актрисы. Летом 1888 года Серов тоже «расписался» не на шутку. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова.
Работа над полотном шла три месяца. Кризисные и переломные. Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок.
Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. Серов же наоборот, терпеть не мог беспорядка и грязи. Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем».
Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». После этих событий Валентин Александрович вместе с В. Д. Там же Серов написал несколько портретов из которых «Девушка освещённая солнцем» – портрет М. Я. Симонович по-праву считается одно из лучших работ раннего периода творчества художника, наряду с «Девочкой с персиками».
И даже учитель Валентина Серова Илья Репин сказал о картине: «Гальванизированный труп. ». Витте уходит в отставку, уступая место П. А. Столыпину.
В Сибири сколотил небольшой капитал и подался в середине 19-го века в Москву. Домотканово» (1895 г. ). В 1898 году, после смерти П. М. Эти работы можно отнести к раннему русскому импрессионизму. И купил картину.
Более десяти лет – с 1898 по 1909 год – художник преподавал в Московской школе живописи, ваяния и зодчества. Важное место в творчестве Серова тема природы и простой деревенской жизни. Последний период (1897-1911) в творчестве Серова охарактеризовано существенным изменением его манеры, предпосылки к чему наметились ещё в Академии, когда 1885 году Серов как художник решительно начал поиски своего стиля. Боткиной (1899) принесло Серову славу одного из лучших портретистов Европы конца XIX века. Потом Серов вслед за матерью отправился в Киев, а позднее и в имение Ахтырка Харьковской губернии.
Она пригласила героя во дворец своего отца. Так началась целая серия портретов императорской семьи. В то время там затевалось строительство Ярославской железной дороги. Серов осознал, что в системе Репина ему было удобно, привычно, спокойно, но неинтересно. Это произведение вместе с портретами М. Ф.
Ольга Фёдоровна изображена так, что она готова встать и немедленно уйти. Создание Серовым «Девочки с персиками» во многом перевернуло представление о детском портрете. На портрете изображены бесконечные рамы их 5, включая собственно раму картины. В феврале родилась дочь Ольга.
Вечер неуклонно двигался к полуночи: уже без четверти одиннадцать. В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. Вот перед нами портрет жены художника в шляпке – Ольги Федоровны (урожденной Трубниковой). Никто не мог объяснить: за что.
В последующие годы Серовым были написаны «Сестры Боткины», портрет Мики Морозова, также поражающие глубоким пониманием и точной передачей детского характера. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885 г. за этюд с натуры». Вот такой она и получилась на портрете – с широко раскрытыми, беспокоящимися глазами. В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров.
Это наполняет картину теплом домашнего уюта. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. Великий русский художник Валентин Серов родился в в семье композитора и музыкального критика Александра Николаевича Серова и Валентины Семёновны Бергман – ученицы и жены композитора. Однако в результате раскола Товарищества художник вместе с Архиповым, А. Васнецовым, Досекин, Светославским, Первухиным и Левитаном в 1899 году выходит из его состава. В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой8, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения9. Он хотел, чтобы мы догадались: его портреты – не просто портреты.
за этюд с натуры». Манифест от 17 октября 1905 года, разработанный С. Ю. Витте, народ не усмирил. Дело прибыльное, да малознакомое.
В феврале родилась дочь Ольга.
Им были созданы подлинные шедевры портретного искусства, например знаменитый портрет В. С. Мамонтовой известный как «Девочка с персиками» (ГТГ) и портрет М. Я. Симонович «Девушка, освещенная солнцем» (ГТГ). В январе 1886 года ее трижды поставил Большой театр, а друг семьи Серовых и владелец первого частного театра Савва ИвановичМамонтов (именно его дочь Вера и есть та самая девочка с персиками со знаменитой картины Серова) обещал поставить эту пьесу. Бомонд попался на наживку: валом валил. в зеркале у края холста). Отец, Александр Николаевич, выдающийся композитор, музыкальный критик.
В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене6. Михаил Врубель ввёл Серова в Абрамцевский кружок, где Серова очень полюбили и сам Савва Иванович и его жена Елизавета Григорьевна и сестра Саввы Вера, которая была замужем за Павлом Михайловичем Третьяковым и Костя Алексеев (Станиславский), родственник жены Саввы Мамонтова. «Портрет Ермоловой», примадонны Малого театра. Будь то «розовая принцесса» Ольга, дочь Александра III или совсем маленький Мика Морозов (будущий замечательный шекспировед), запечатленный в детском стульчике или собственный сын Серова – Саша – за столиком, с книжкой и куклой на втором плане – во всех этих работах убедительно явлен мир отрадный и неприкосновенный, принадлежащий только им, только этим детям, в глазах которых сквозит жажда познания. Перед тем как покинуть страну феокийцев, Одиссей обещал Навзикае вечно помнить ее и поклоняться ей как богине. А отец любил и умел доискиваться. В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III.
У Врубеля же была совсем другая манера. А потом, вдруг – бремя славы, когда поклонники едва давали жить. Графическая часть экспозиции уникальна по-своему. Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. Валентин Серов всегда гораздо глубже подходил к модели.
В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию. – совсем неправильно. С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице — они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву — в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). 1887 год — в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы.
Интересно рассмотреть графическое наследие Серова не только в портретах, но и в дружеских шаржах, на И. Э. Грабаря, И. И. Трояновского, С. П. Дягилева и самого себя. Она не могла себе этого позволить, все её мысли были о детях. Позднее, в 1907 году, «Юдифь» всё-таки была возобновлена на сцене Мариинского театра, а Серов проявил себя не только как тонкий декоратор, но и как исследователь, методично и скурпулёзно стремящийся реконструировать эпоху древней Ассирии, культура которой была открыть на рубеже веков. Почитатели её таланта воспринимали М. Н. Ермолову так, как её написал художник. В 15 лет он стал одним из самых молодых слушателей Академии художеств. Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»13. В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. Прежде она часто гостила здесь в доме Николая Васильевича Верещагина, который держал здесь знаменитую на всю Россию сыроварню (см. заметку «На родине русского сыра»).
равно как и в жанре исторической графики, черты монументального графического видения проступают в портрете С. П. Дягилева (1904 г) исполненного маслом, портрете Иды Рубенштейн (1910 г. ) и в варианте «Похищение Европы» (1910 г. ). Турчанинова (1907), М. Н. Однако основной жанр, которому Серов в дальнейшем посвятил свое творчество, — это портрет. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова11. Но подражать, копировать манеру друга тоже неправильно. Завершает экспозицию выдающаяся работа позднего Серова – портрет Иды Рубинштейн.
На портрете наследника гигантского состояния, шестнадцатилетнего Феликса Юсупова, которого Серов за глаза называл «графчиком», многие разглядели самодовольство, капризность, а то и порок светского баловня, бисексуала и будущего убийцы Григория Распутина. Коровина (1891), И. Е. 1889 год — 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). А в 1887 году в Абрамцево появляется полотно «Девочка с персиками», на котором изображена 12-ти летняя дочка Мамонтовых Вера.
Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем — я отказался». С этой картиной произошёл необыкновенный случай. А сердечные друзья Абрамцевского дома, где они, как и Серов, учились жить по Мамонтову. Растет недовольство среди нарождающегося пролетариата. Побывав на премьере «Шахерезады» Римского-Корсакова в декорациях Бакста, был покорен – вызвался написать занавес для спектакля. был ознаменован обращению Серова к жанру театральной сценографии. В Академии юный художник сближается с М. А.
Она выражает надрыв, очень тяжёлое детство и юность Шаляпина. А товар выставлен у него за спиной – это полотна Матисса, которые Анри писал для Морозова. Родился Серов в 1865 году в Петербурге, в музыкальной семье. А в 1900-м он рисует портрет Николая II. Негодование достигает высшей точки: восстание на броненосце «Князь Потемкин Таврический» и как взрыв – первая революция. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. Домотканово» (1895), «Баба в телеге» (1896), «Зимой» (1898), «Стог сена» (1901), «Полоскание белья» (1901), «Финляндский дворик» (1902), «Стригуны на водопое. Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте.
Значит, надо ехать к нему. Бывал у Серовых И. С. Тургенев. Вернувшись в Москву, в 1886-м художник рисует этюд «Зима в Абрамцево», а также несколько портретов, включая и портрет Трубецкой. Дочь Серова ответила князю: «Папа не может подойти к телефону, так как он умер».
Прошло десять лет. Чехова. Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». «Портрет Николая» в коллекции ГТГ – авторское повторение так называемого портрета царя «в тужурке», которое Серов написал для Александры Фёдоровны. Поезжайте-ка Вы в Академию».
В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки.
И так уж случилось, что одну из самых значительных своих картин — знаменитую «Девушку, освещённую солнцем», он напишет не с возлюбленной, а со своей двоюродной сестрыМаши Симонович. Одним из первых портретов художника был портрет О. Ф. «Портрет Портретыч», как ласково называл свои работы автор, не только талантливо воссоздает внешний облик, но и передает внутренний мир изображаемой личности, чем привлекает ценителей настоящего искусства.
И советует, не мешкая, отдать его в ученики к И. Е. Репину, крупнейшему художнику той поры. Серов был очень обязателен и всегда предупреждал клиентов, если не смог прийти на сеанс. Сплотить его вокруг журнала и объединения «Мир искусства». В результате в 1910 году художник создает декоративное панно «Похищение Европы», пишет картину «Одиссей и Навзикая». В 1910 году Серов пишет знаменитый портрет танцовщицы Иды Рубинштейн.
Контраст ощутимый. С 1878 года Серов вновь вернулся в Москву, где продолжил обучение у Репина. Как будто он сидит за прилавком, облокотившись на него и стережёт свой товар.
Его рисунок Павловой был использован в первой афише Русского балета в 1909г. Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке. Одно время эти два мастера снимали вместе одну студию, там Серов написал«Портрет Коровина» в манере, характерной именно для Коровина. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку.
Откликом на события 9 января 1905 г., очевидцем которых оказался Серов, был демонстративный выход из Академии художеств и создание сатирических произведений: «После усмирения», «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. » (1905, Русский музей). Также в этот период художник написал несколько портретов деятелей искусства: портрет итальянских певцов Анджело Мазини (1890), Франческо Таманьо (1893), художников К. А. Домотканово» (1888). Хотя Серов выбрал такую позу певца, конечно, неслучайно.
Для него отрадным было то, что доставляло ему искреннюю радость. 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г.
1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. Не к лицу они столь значительной персоне, как председатель железной дороги. Однако Серов властно держал «за душу». Работник музея, видя эту сцену, попросил солдат отдать ему эту картину. В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица» — это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения.
1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков. Во времена благостные и драматические. Даже фигура императора, отодвинутая в край композиции, не сразу различима. Недосказанностью. Портрет княгини Щербатовойостался неокончен. Витте промолчал.
Певец изображён в очень неудобной, нехарактерной позе. Она – само воплощение материнства. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885) — копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). Это кровавое преступление властей против собственного народа сильно потрясло художника.
Будучи сыном крупного композитора А. Н. Серова, оставившего большой след в истории русского музыкального искусства, оставившего богатое музыкальное наследие, в том числе и оперы «Юдифь» (1861-1863), «Рогнеда» (1863-1865) и «Вражья Сила» (1867-1871), художник не мог не прикоснуться к этой теме и как сын и как сценограф. Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения». Государь, услышав это, с неподдельной грустью сел за стол. В Париже.
Серов тоже относился с большой теплотой к семье Мамонтова, а Елизавету Григорьевну называл своей второй матерью. В эти году (в мае 1887 года) Серов впервые посетил Италию, воочию увидев творения итальянских мастеров. Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках. И сложно даже назвать другого художника его эпохи (за исключением, разве, Левитана), чье наследие и творческие достижения имели бы такое большое значение и влияние на все последующее русское искусство. И весьма продуктивные: мальчик так продвинулся в своем художественном развитии, что вскоре стал «разбираться в произведениях искусства первой величины». Хотя и кроме портрета, ему, казалось, было подвластно все.
Отец Анны Карловны, Карл Людвиг (позднее – Карл Иванович) Таблиц, происходил из семьи немецких евреев, переселившихся в середине XVIII века из Пруссии в Россию. Домотканово» (1888) и «Октябрь. Своей картиной Серов хотел подчеркнуть талант актрисы, создать ей памятник.
Дело двигалось к концу. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков и т. д. ), совестно становится. Здесь В. Серов изобразил еще одну свою кузину – Машу. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»7 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). 1892 год — после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй — Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям.
Римского-Корсакова (1898). Первым официально-парадным произведением Валентина Александровича, написанным с натуры, был портрет великого князя Павла Александровича (1897). Художник настоял, чтобы собачка была на портрете, уверяя, что именно «это лучшая его модель». Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил.
Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». С 1890-х гг. Художник деформировал тело, удлинил руки и ноги, лишил фигуру плоти.
На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. В результате Репин практически заменил мальчику рано ушедшего отца, называл Валентина Серова «зарождающимся Геркулесом в искусстве» — при том, что «Геркулесу» тогда было всего 12 лет. 9 января 1905 года – кровавое воскресенье в Петербурге.
А когда через несколько месяцев появилась «Снегурочка» на музыку Н. А. Римского-Корсакова, да еще в новом сценическом обличье – живопись шла рука об руку с музыкой, пением, хореографией – реакция оказалась двойственной. Антокольский, он посоветовал матери Серова дать сыну художественное образование. Серов так и решил его портрет – написал его в манере Матисса, в фигуре Ивана Абрамовича нет объёма, это плоскостное изображение. И то значение, которое имел для искусства его отец и та среда, где жила его мать, – все способствовало выработке в нем безупречного вкуса.
Пел сам Ф. Таманьо – знаменитый итальянский тенор. Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). И работал медленно иногда требуя 90 сеансов, что бы написать один портрет. Васнецов очень долго работал над своими «Богатырями», постоянно отвлекаясь на другие заказы, выигрывая конкурсы на росписи храмов, в отличие от Врубеля, которые эти конкурсы постоянно проигрывал.
В 1893-м художником были созданы портреты дочерей Александра III Ольги и Ксении. В России царствуют передвижники: сюжетная живопись, мрачноватые краски. Трубниковой.
и он долго-долго засиживался над лоскутком бумаги, перетирая его до дыр, переходя на свежие листки, но неуклонно преследуя композицию своей картины. «Девушка, освещённая солнцем»- это работа, вызвавшая весьма резкую реакцию критиков. А знаменитый портрет Николая II дался Валентину Серову непросто.
Тогда вся Россия находилась на перепутье: старое отживало, новое властно заявляло о себе. Портрет написан в очень необычной для законченной работы технике – углём на холсте. Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми.
В 1900 году Серов пишет портрет Николая II. Хорош аристократ. 1888 год — в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков. И вдруг художник узнает: Мамонтов арестован.
1902 г. ) – «Петр II и Елизавета на псовой охоте» и «Петр I на псовой охоте» рассматриваются как полотно, а не иллюстрация. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. В балерине исполнявшей на Дягилевских сезонах партии Клеопатры и Шахеразады, Серов разглядел «стихийный, подлинный Восток», который и выразил новыми средствами. Вскоре Серовы переезжают в Москву. 1896 год — В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года.
Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. Домотканово» (1886), «Заросший пруд. Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». Предметы обстановки утрачивают свою прозаическую обыденность и приобретают новый, более глубокий смысл. Нет того смирения и терпения, как в позе кузины на картине «Девушка, освещённая солнцем», когда Маша была готова сидеть и позировать часами и днями.
Для этого он особым образом выстроил композицию. Дело в том, что если в любом портрете испорчены глаза, то реставрировать его невозможно. фон Меккк рисунка Володе фон Мекку. Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора».
В коллекции ГТГ находится авторское повторение «Портрета в тужурке», которое было написано за один сеанс. К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). А «Портрет Шаляпина», выполненный углём, критика разругала. Рубеж 1890-1900-х гг.
В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. В качестве учителя Антокольский порекомендовал известного русского художника И. Е. Пора, пора уходить. С другой, все больше тяготел к модернизму.
Однажды морская волна вынесла Одиссея на берег страны феокийцев. Заказывают у него портреты и другие известные личности: князья Юсуповы (1893), мультимиллионер Морозов (1902), банкир Гиршман (1911). Однако чего только не узнаешь, если сильно захочешь.
Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова. Детские годы будущего живописца проходили в атмосфере высокого служения искусству, которую создавали не только родные, но и друзья дома: художники В. Д. Поленов, Н. Н. Ге, М. М. Антокольский, Л. О. Пастернак (отец поэта Бориса Пастернака), композиторы Ф. Лист, Г. Берлиоз, знаменитый критик В. В. Стасов. Домотканово» (1904). В 1905 году Серов стал свидетелем расстрела рабочих в Петербурге. Не удивительно ли, что мастер слова А. П.
1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. В это время у Серовых родилось уже трое детей (всего их было шестеро). 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. Не менее значимы портреты великих князей Михаила Николаевича в тужурке (1900 г. ) и Георгия Михайловича (1901 г. ). «Могла бы быть и попроще», – сказала она.