Так началась целая серия портретов императорской семьи. В глубине зеркала Серов как бы случайно помещает автопортрет – угрюмое насупившееся лицо, – и это несколько тягостное смотрение в упор, которого так опасались модели Серова, странным образом не соответствует чрезвычайной элегантности портретной постановки (сочиненной самим же Серовым), которая должна по замыслу художника и по результату, предъявленному в живописи этого портрета, внушать радость. Увидев в ней «отличный материал для балетов в стиле а-ля Бердсли», он попал в стилистический нерв эпохи. После его портретов работы Репина кажутся грубоватыми и слишком академическими. Серов не мог сидеть на месте, не мог успокоиться, талант помог почувствовать ему дух времени.
Пушкина, в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX – XX веков. Даже пройдя всю выставку, очень трудно представить себе, что «Девочку с персиками» и портрет Иды Рубинштейн написал один и тот же художник. Женат был Юрий Александрович наСофье Владимировне Глебовой (1884–1943), внучке князя Н. П. Трубецкого. Они уехали из Посада и на какое-то время исчезли для НКВД. На выставке представлено несколько изображений любимой модели Серова – Веры Калашниковой.
Постыдился бы». «Гений – парадоксов друг», Серов увидел Петра в том парадоксальном двуединстве, которое у Бенуа выражено словами «спаситель и каратель» и которое с разительной точностью и лаконизмом отформулировано Пушкиным в «Полтаве» : «Лик его ужасен.
Однако после раскола общества Серов, Левитан, Архипов, Васнецов инекоторые другие художники вышли изего состава. Авесной 1917г., когда стало опасно оставаться вусадьбе, приехал сженой исыном вСергиев Посад, «под покров Преподобного». Граф Юрий Александрович Олсуфьев (1878–1938) известен, прежде всего, как один изосновных создателей Сергиевского историко-художественного музея (теперь Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника). Увидев ее, Серов сразу же, как бы делая рукой усилие удержать ее в понравившейся ему позе и боясь, что она двинется, чтобы поздороваться с ним, решительно сказал: Вот так я и буду вас писать. НаКавказском фронте вовремя Первой мировой войны.
И поворот головы и как вальяжно рука держит отворот сюртука. Не знаю, какими глазами президент смотрел выставку, что в ней «вычитал». В чертах же серовских портретируемых к началу века возникает нечто неожиданное и принципиально новое.
Но Серову было важно другое. С тех пор ее жизнь была связана с усадьбой в Буйцах, на Куликовом поле. В работе прослеживается совершенно иной темп жизни, нежели в написанной годом ранее «Девочке с персиками». При их написании художник искал новые, собственные приемы передачи света и тени, стремился к максимальному сохранению свежести красок «при полной законченности, как у старых мастеров». Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. «Софья Владимировна была тогда молодой, нодавно себя такой несчитала.
Серов писал, что портрет «должен быть не хуже Орловой – такова воля заказчиков», – говорил он. Орловой напоминают рисование цветом. Собрав вокруг себя весь цвет русской художественной интеллигенции, Мамонтов предоставлял гостящим в его усадьбе «Абрамцево» художникам уникальную возможность вдохновенного, свободного, не отягощенного никакими, в том числе финансовыми проблемами и бытом творчества. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси. Часто художник писал символичные работы.
И это только и есть искусство». Выставка Серова занимает три этажа. Еще позже он признавался, что его портреты получаются какие-то не очень портретные.
Гиршман сохранил фрагменты и втайне от автора отдал на реставрацию. // Движенья быстры. В своих произведениях он хотел выразить ее смех, ее улыбку.
Когда он узнал, что его собираются арестовывать, он приехал в Москву в Третьяковскую галерею, а потом перешел в институт Грабарей (Всероссийский художественный научно-реставрационный центр (ВХНРЦ) им. Кстати, в этот год Чехов написал «Каштанку». Хотя никогда ни в какой внешней политической жизни не участвовал. В 1911-м – Серов. Но почему я останавливаюсь на Юсуповой.
Тут слишком широко, здесь надо поднять, там опустить. Он попросту сажал его рядом с собой (сам он писал тогда свою картину-сказку «Садко») и ставил какой-нибудь натюрморт. Интересна в этом смысле была подготовительная работа В. Серова. Световым пятном выделяется кисть руки, безжизненно свесившись с кресла в белой манжете. Она является символичной, предсказывающей завершение жизненного пути великого метра.
Но смотреть, как пишется портрет, нам не пришлось. – Так как на них сфокусировано внимание. И в этой галерее лиц судьба страны. В девичестве она служила фрейлиной при дворе императрицы Александры Федоровны.
А ему в момент достижения этой вершины было 23 года. Он работает ограниченно в цвете и на самом деле использует всего несколько цветов. Серов был близок к кругу зачинателей «Русских сезонов» во главе с С. П. Ее высокие брови недоуменно подняты, а подбородок высокомерно вскинут. Это варварство.
Расстрелян наБутовском полигоне под Москвой 14марта 1938г. «Замечательно милая женщина Генриетта Леопольдовна чем больше ее видишь, тем больше ее ценишь, простой, правдивой, доброжелательной, не гордой и что совсем странно при ее красоте совсем не занята собой. », – писал коллега Серова Константин Сомов.
В этом можно убедиться, придя на выставку в Третьяковскую галерею на Крымском валу, где сразу от двери встречает ясный взгляд «Девочки с персиками». Серов. Вы безусловно знаете, что Врубель и Серов работали одновременно. Также, около пятнадцати лет Вееров создавал иллюстрации животных к басням Крылова. Посмотрите, какой резкий скачок он сделал за это время.
Матросы сводили счеты с портретом. ред. ). Графиня – реставратором фарфора и майолики.
Откуда бралась скорбь, всем было понятно. Он многое успел сделать, сменил несколько направлений. Он видел в деталях, как взрастает и разрушается человек, как он грешит и падает в грязь. Ольга Атрощенко, куратор выставки (живописная часть): «Девочка с персиками» была написана двадцатидвухлетним мастером, тогда совсем еще никому не известным художником и сразу снискала заслуженную славу. «Не признаю, – просто ответил Серов, – я признаю картины художественно написанные». Он умер в 1911 году по дороге на очередной сеанс от приступа стенокардии.
Не от победы добра над злом, а радость от созерцания красоты. Важна не техника, приемов здесь не так много, главное — что ты воплощаешь этой техникой, каким орудием она становится в руках художника. По всему внушительному облику хозяина страны видно – монументален, властен, устойчив, непобедим. Точный глаз и безошибочная рука мастера не умели иначе. План сорвался в последний момент. Вот таким образом «Артгид» решил обозначить в первую очередь «редких гостей» – произведения из региональных российских или зарубежных коллекций, частных собраний или же хрестоматийные вещи из столичных музеев, которые, однако известны в основном по репродукциям, так как причислены к графическим работам (картон, пастель, гуашь и т. д. ) и хранятся в запасниках (графика, как известно, больше живописи боится света).
Марка в Венеции. Я не знаю, как лучше описать это чувство оно похоже на счастье. Но когда Федор Иванович рухнул на колени перед Николаем, написал ему: «Что это за горе, что даже и ты кончаешь карачками. Вот, как встречал Чистяков «новеньких». Встроительстве храма наКуликовом поле. От нее веет здоровьем, безмятежностью. Мы можем судить о впечатлении, которое произвел на публику первый показ работ молодого Валентина Серова, по записи, сделанной в монографии Игоря Грабаря, написавшего: «Антитеза «правда жизни и правда искусства» может быть символизирована в следующих именах: Манэ и Курбэ во Франции, Аейбль и Менцель в Германии, Серов и Репин в России.
Он был чрезвычайно внимателен по отношению к своим моделям. – Никто не мог устоять перед её очарованием. Растерявшийся царь побежал за нею, в чем-то ее убеждая, но она и слушать его не хотела. Это фрейлина императорского двора.
Мы назвали раздел, где висит эта работа, «Формула портрета», так как каждый раз работая с новой моделью Серов выбирал новую систему приемов. Работа над полотном шла три месяца. Олив (1909, ГРМ), по признанию И. Э. Лучи света скользят по стенам, падают на белую скатерть играют на плечах и рукавах розового платья девочки, проникая через тонкую ткань, теплым «зайчиком» ложатся на смуглую кожу щеки. После смерти отца комитет по сооружению храма возглавил его сын Юрий и руководил им в течение 9 лет (храм был освещен в 1918 году). На портрете была изображена Софья Лукомская, дочь генерала Драгомилова. «Он передавал не только внешность изображаемого зверя, но умел как-то уловить миросозерцание каждого животного, – писал художник Александр Головин.
В поисках ключа к созданию нового образа Гиршман он поначалу ориентировался на стиль Энгра, но в процессе работы точка отсчета сменилась: «Уж теперь не Энгр, а, пожалуй, к самому Рафаэлю подбираемся». В карандашном рисунке особенно наглядно прослеживается путь мастера от натурной штудии к лаконичному изображению-знаку, выразительной краткости высказывания, тот поиск «идеальной линии», которому были подчинены последние годы жизни художника. Он подобрал ей роли, образы, он сделал из нее легенду. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра).
Ее муж построил храм на Куликовом поле, оплачивал иконостасы общества «Русская икона», разрабатывал понятие обратной перспективы вместе со Флоренским. В 1906 году Гиршманы были избраны почётными пожизненными членами парижского Салона. Никакого благородства.
Монументальность есть в каждом ее движении – просто оживший архаический барельеф. Цорновская экспрессия была новаторской, хотя что можно понимать под новарторством. Эту пастель с изображением лошадей-подростков (стригунов) и непередаваемым ни в какой репродукции светом (опять-таки, не пропустите, потом ее снова сошлют в запасники Третьяковки) Серов, по воспоминаниям Надежды Симонович-Ефимовой, «рисовал в Домотканове много вечеров подряд с натуры. Потом она счастливо выйдет замуж и уедет во Францию.
Мамонтовым. Серов однажды сказал: «Надо добиваться портретности в фигуре – чтобы и без головы похоже было». У раннего Серова каждый герой сдает что-то вроде теста: пригоден ли его человеческий материал к тому, чтобы сделать из него свет. Целью его было оттачивание собственного рисовального стиля, доведение до совершенства лаконичной «серовской» линии. У Энгра есть портрет Рафаэля с Форнариной в том же тюрбане.
Поприглашению И. Э. Грабаря поступил вЦентральные государственные реставрационные мастерские (ЦГРМ) вМоскве. На Александра III было совершено очередное покушение. Это же не фиксация реальности, это портрет-представление. С ней же он и делал отдельный этюд извлекая из черт ее лица черты Гиршман, вот таким образом в ней мы видим не только саму Калашникову — но и Генриетту Леопольдовну. В чем обвиняли Серова.
В 1881 году студент Гриневицкий убил царя-освободителя Александра II. Ажурные переливы солнечных бликов заливают блузку и кожу героини. «Про «Похищение Европы» я знаю художественную тайну. Женская можель появилась в самые последние годы XIX века, в Третьяковской галерее этому была посвящена отдельная выставка, она называлась «Магия тела». У нас это случилось довольно поздно, только в конце XIX века, — до того обнаженные женские модели художники рисовали только в Италии, а в России были исключительно обнаженные натурщики. Но дальше он все равно шел к следующей вершине.
Глядя на это произведение, чувствуешь, что. Тоша безжалостно выгонял нас, когда брал кисти в руки». «Портрет Генриетты Гиршман» – очередная и как всегда, строго индивидуальная картина, которую автор дозировано «приправляет» иронической нотой, найдя в сюжете место и для себя. И никогда он не подрифмовывался под чье-то мнение.
Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. О существовании этого портрета, специально созданного в качестве подарка королевской семье Дании (Серов писал императора по фотографиям, ему позировал солдат в мундире), как-то забыли, до тех пор пока художник Дмитрий Жилинский не отправился писать портрет датской королевы Маргарет. «Серов начал класс обнаженной натуры в России. Первый вошедший остолбенел. Княгиня Щербатова должна была сидеть с закинутой назад рукой и получила воспаление нерва.
А эта версия перегружена и более насыщена деталями. Какое-то время он работал в Третьяковской галерее, но совсем недолго, в 1934–1935 годах. Это может случиться в царство внука настоящего государя». На сей раз родственница, Машенька Симонович. Тут же, как бы радуясь своей находке, он начал делать наброски».
Подоив рано утром корову, она спешила вскит кранней обедне (расстояние отгорода около трех километров) итак жеторопливо возвращалась, чтобы поспеть кутреннему чаю дяди Юрия перед уходом его наслужбу. На выставке представлены эскизы к постановке в Мариинском театре 1907 года (ГТГ, ГРМ). До сих пор он рассказывал истории человеческих судеб, души и духа. Такая лошадь только из преисподней может выскочить. Ведь это носилось в воздухе. Если первый портрет Гиршман напоминает о Веласкесе, обыгрывает системы «Менин» с отражением в зеркале, близок по колористической гамме — а это понятно, Веласкес был важен для Серова, — то здесь, как писал сам художник, он обращается уже к Рафаэлю.
– говорил он с несвойственным ему воодушевлением». С годами менялась не только художественная манера Валентина Александровича, все сильнее тяготевшего к импрессионизму и модернизму, но и его мироощущение. Посмотрите, какого здесь цвета море, можно ли передать это зеленое балтийское море. Вот таким образом так раздражает, когда из него делают конфетного художника. Это балерина, не Большого театра, но с осанкой и достоинством балерины.
Никогда не бывший заносчивым Николай извинился перед художником за бестактность супруги. Впереди всадник на черном коне – совершенно апокалипсический образ. И рядом Николай II. Его в этом случае сравнивали с Цорном, говорили, будто он что-то берет от него. Говорят, что Серову боялись позировать.
Графиня Олсуфьева выдерживала семь минут, после чего падала в обморок. Он в корне изменил свое искусство, стал иначе думать иначе работать. Все, кто обучался искусству портрета, прежде всего, следили за выполнением этого требования. «Серов создал целый цикл портретов семьи Юсуповых и все они высочайшего уровня.
Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения». Виды на урожай 1906 года», картины «Баррикады, похороны Н. Э. Баумана», «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. ». Если в «Девушке с персиками» сплошной порыв и сияние, то здесь – трепет тишины и покоя.
Ирина Шумалова, куратор выставки (графическая часть): «Между портретом, который начинает эту выставку, «Девочка с персиками» и портретом Иды Рубинштейн — пропасть. На выставке «Два века русского искусства и живописи» в 1906 году он не очень прозвучал и понял, что постарел. Так, собственно и был создан ее живописный портрет, в окружении которого на выставке можно увидеть ее другие, графические портреты и то, как «живет» модель в интерпретации художника.
– Она же фыркнула. Выбрал он композицию абсолютно случайно. Однако его приход открыл новую эпоху в истории училища. Шаляпина (1905, ГТГ) и в рисунке знаменитой афиши с изображением Анны Павловой в образе Сильфиды (1909, ГРМ), по поводу которой один из современников то ли с иронией, то ли всерьез заметил, что в Париже «портрет Павловой работы Серова вызвал больше откликов в печати, чем сама Павлова» Серов умел находить уникальную черту, позу, жест модели и намеренно подчеркивал, заострял их в портретах. Занавес имел такой успех, что на спектакле удостаивался отдельных аплодисментов. Говорят, что Серову боялись позировать. Выделено лицо, рука и проблески света на драгоценном ожерелье. Окажется, что в молодости он видел этот портрет на передвижной выставке и влюбился.
Вот таким образом здесь можно найти такую двойную стилизацию и игру. «Пришлось писать с 8 утра до 8 вечера (этак со мной еще не было). Вспомните портрет княгини Орловой, абсолютный шедевр, вошедший в историю мировой живописи. Он единственный, как писал Сарабьянов, воплотил в своих работах стиль модерн в полной мере: «Модерн воплотился в творчестве Серова в его совершенстве и его совершенством же и закончился». Это несправедливо.
Иды не было без ее роли. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. И у Серова в его работах есть эта полифония многосложной, взрывоопасной реальности. А на выставке 1888 года Илларион Прянишников, типичный «шестидесятник» и член-учредитель Товарищества передвижников, ругался на весь павильон: «Это не живопись, это какой-то сифилис. » Все еще было по-прежнему. Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Первый – Александра III. Мощная.
«Другой важной его работой я бы назвала портрет Михаила Абрамовича Морозова. Кто эта женщина. Смотрит уже не глазами, а глазницами, словно из темноты.
Художник не мог удержаться от внесения в светские портреты небольшого количества иронии. академика И. Э. Грабаря —Прим. Это было в 1888. – У нас любят из неудобного человека сделать гламур, залакировать до предела.
Всегда она была быстрой, бодрой, веселой. И надо сказать, что сам Филипп IV был человеком, безусловно, умным. – Насколько важно для художника подобного масштаба самостояние, «неугождение» сильным мира сего. Есть вещи, трудно передаваемые словами.
Над образом Александра III Серов работал пофотографии. Художник также принимал участие в организации сатирического издания «Жупел», рисуя для него карикатуры политической направленности. Бенуа как «древний ковровый подбор красок» Написанию занавеса предшествовала кропотливая подготовительная работа.
В общественном плане. Хотя земной путь Серова был очень не велик по времени, его жизнь насыщена драматическими событиями и открытиями, была очень интенсивна. В портреты Серова надо долго вглядываться и они начинают перед тобой медленно открываться. Композицию портрета художник находил по вдохновению, неожиданно.
На портрете была изображена Софья Лукомская, дочь генерала Драгомилова. Именно там, в частности, блистала Ида Рубинштейн, портрет которой Серов написал в Париже. В этом портрете время, общественная психология выражены в концентрированной форме. Этот момент вплетает как бы невзначай в портрет тему неминуемой смерти.
В графике она начиналась как раз с Серова. Мне очень нравится портрет юной Веры Мамонтовой. Он был абсолютным светом общественной мысли, совестливости. и положила руки на теплые изразцы. Портрет исполнен во время одного из приездов Марии из Парижа в Россию, в Домотканове имении друга Серова Владимира фон Дервиза, расположенном под Тверью (Домотканово, ныне Красная Новь, было одним из любимых мест отдыха Серова).
А спустя 50 лет к ней с мужем зайдет в гости еще один русский, малознакомый человек. К тому моменту Репин уже начал писать свое знаменитое полотно «Не ждали». ВТретьяковской галерее.
Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. Чем ярче индивидуальность художника, чем глубже его талант, тем отчетливее «просвечивает» в картине его личность и тем определеннее — с первого взгляда — мы узнаем его произведения. Веласкес, молодым приглашенный во дворец и проживший там жизнь, писал королевских особ. Портрет долго не получался.
Вы же знаете, сам Серов среди сотен своих работ считал лучшими два ранних портрета. «Я хочу, хочу отрадного, – говорил, вступая на путь большого искусства, Серов, – и буду писать только отрадное. » Двадцать три года было ему, когда он писал «Девушку, освещенную солнцем». – Я говорю: Как же.
Одновременно занимался массой хозяйственных иадминистративных вопросов. Гиршман словно примеряет позу, репетирует роль. И вдруг история, которую стали рассказывать его глаза, переменились. Да и важен был сам факт того, что он никогда не поступился собой в попытке забежать и заглянуть в царственные очи: «А вот и я. » Никогда. Вот не было в нем «Федора Ивановича Шаляпина» в этом смысле. Но собранные на этой выставке портреты многое объясняют. Теперь, его занятиям по рисунку и живописи больше ничего не мешало.
А1ноября 1941года, когда немцы подошли кМоскве, ееарестовали. Возникла мысль, что будто быбывшие аристократы ждут прихода врага. Ида Рубинштейн в начале своей карьеры не имела специального балетного образования. Хотя суть экспозиции составляет сам Серов, его сложная личность. Невольно вспоминаешь ассирийский барельеф «Раненая львица». Есть еще большая канторовская версия, но она более плакатная. Художники до него такими задачами не интересовались».
Высокая, худощавая, немного смуглая– такой изобразил ееСеров наизвестном портрете. Даже сами персики изображенные на картине, являются участниками действия. Я с этюдничком, с картоном, сделал копию с этого портрета. ».
То есть дал ей толчок сразу четырьмя ногами, что дает ощущение страшного полета. Ну а дальше началась война, как только умер Серов. В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров. Вот, к примеру, замечательная «Ида Рубинштейн». Она сама вышивала для храма хоругви и плащаницу. Еще один знаменитый портрет, который очень редко можно увидеть не в репродукции.
Фигурка не то гренадера, не то арлекина за плечом у модели. Он же был необыкновенно образован. Эти рисунки заполняли целую стену той боковой комнаты во двор (в великолепной квартире Сережи в доме 11 по Фонтанке), которая служила редакцией в тесном смысле и куда посторонние не допускались. Сам натюрморт Матисса («Фрукты и бронза», 1910), на фоне которого изображен Морозов, находится в постоянной экспозиции Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Мамонтова.
Еще одной особенностью произведения является соединение на одном полотне различных жанров – пейзажа (за окном), натюрморта (на столе) интерьерной и портретной живописи. После его девушек и дам этот «оживший архаический барельеф» выглядел пощечиной общественному вкусу. В самом деле, вот я и вот мой нос. Хрестоматийная картина в буквальном смысле – «Петр I» был написан по заказу издателя и книготорговца Иосифа Николаевича Кнебеля и воспроизведен в книге «Картины по русской истории (М., 1908), своего рода учебнике.
На выставке, впрочем, целая гроздь императорских портретов и портретов членов императорской семьи, хотя Серов по своему складу менее всего был приспособлен к амплуа «придворного портретиста». Уверенность Зевса, великая сила и решительность передались ей. Серов мог». Надо другое платье.
Урожденная Глебова, Софья была шестым ребенком в большой семье (у нее было четыре брата и три сестры). Его картины «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» стали свежим и исключительно сильным словом в изобразительном искусстве.
Картина выполнена в стиле модерн. Он остановился там, где дальше было нельзя и честно реализовал закон искусства. Кто знает, может, задумал его как живописный, но сделал углем набросок – и понял, что дальше его некуда продвигать. Художника привели в назначенное место и оставили одного. Комаровскому заказал Олсуфьев написать иконы для храма воимя преподобного Сергия Радонежского наКуликовом поле– тот уже имел тогда опыт иконописца. По материнской линии она была внучкой Николая Трубецкого, создателя и соучредителя Московской консерватории. Даже не так: где вы и где ваш свет.
«Страшно, судорожно, как автомат, шагает Петр. Серов работал над портретом почти три месяца. Мамонтова (1898), Мариинского театра (1888 и 1907) и антрепризы С. П. Серов создал несколько декоративных картин-панно, посвященных античной теме: «Одиссей и Навзикая» (существует в нескольких вариантах) и поэтическое сказание о «Похищении Европы» (обе работы 1910 года, Государственная Третьяковская галерея, Москва). А за этой хмурой видимостью таится добрейшее сердце и самая нежная и чистая душа. В своей работе В. А. Через много лет Константин Коровин так отзовется о полотне: «Серов первым из художников уловил мягкость интеллигентность и вместе с этим слабость императора и запечатлел их на холсте8230».
Сложность искусства портрета состоит также и в том, что внешность человека не всегда дает возможность художнику правильно судить о человеке, следовательно, верно передать в рисунке образ данного человека. Что мы видим здесь. Вся жизнь втрудах. Новсе лизнают судьбу этой женщины. Каждый портрет как взрыв.
Глаза девушки были написаны так, что невропатолог немедленно сделал вывод о тяжелом душевном состоянии портретируемой. Она была сама скромность и простота. С помощью своей системы Чистяков воспитывал в учениках уважение к рисунку – первооснове искусства – и приучал их к мысли, что в искусстве нет и не может быть ничего легкого, что «все одинаково трудно, все одинаково интересно, важно и увлекательно».
Некий критик возмущался, что модель стоит в позе «еврейского танцора», другой не заметил ничего хорошего в картине, только «прелестный красноватый флакон на туалете». Портрет удивителен по свету – лицо погружено в полумрак. Единственный сын четы Серовых родился 7 января 1865 года. Онизучал рукописные лицевые книги и ихорнамент. Он бросал перед ним на табуретку карандаш и говорил: «Нарисуйте вот карандашик, оно не легче натурщика будет, а пользы от него много больше. » На следующий вечер снова являлся Чистяков, в течение десяти минут ухитрявшийся доказать «новенькому» воочию, что он не умеет нарисовать и простого карандаша.
Глядя на него, можно понять, почему в России произошла революция. Серов иногда говорил об этом «как это хорошо, как это подробно» и вот здесь он включил Европу как миф, который лежит в основе европейской культуры, в каждую молекулу. Глядя на эти картины, я испытываю то же отрадное чувство, какое наполняет меня, когда я вспоминаю чеховскую Мисюсь из «Дома с мезонином». Серов был беспощаден к своей натуре. И только в формулах, присущих живописи, полная ее выразительность.
Если бы не это, мы не знаем, что было бы дальше со стилем модерн в России». А у этого абсолютно фантастическая судьба: его на аукционе Sothebys купил Мстислав Ростропович. ред. ).
Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». И то обстоятельство, что (как было замечено Глебом Поспеловым) очерк зеленой шали похож на силуэт змеи, напоминает о том, что это предсмертный час, – это словно танец Клеопатры со змеей. Но результат поражал. Естественно, светская критика подвергла работу безжалостному разносу: «скверное подражание Матиссу», «декадентщина», «уродство». В это время пришел Серов, сказав горничной: докладывать не нужно", он вошел в комнату. Великие художники прошлого обладали такой способностью.
– Для меня уход Серова непостижимым образом связан со смертью выдающихся личностей. Где же свет. Ольга Атрощенко, куратор выставки (живописная часть):«Девочка с персиками» была написана двадцатидвухлетним мастером, тогда совсем еще никому не известным художником и сразу снискала заслуженную славу. По свидетельству одного из друзей Серова Степана Яремича, ему «доставляло удовольствие отыскивать в людях черты, родственные тому или иному животному, он очень тонко подмечал сходство человека с каким-нибудь зверем и радовался, когда ему это удавалось передать». «Что делать, если шарж сидит в самой модели, – чем я-то виноват. На выставке невозможно миновать нежно любимых Серовым «лошадок» (именно так он их неизменно называет в письмах и так вспоминают о деревенских пейзажах художника мемуаристы: что ни пейзаж – то почти непременно «с лошадкой»). А я и правда не любила богатых платьев.
Но какой ценой. И Серов снова оказался не у дел. А потом Серов увидел Гиршман в будуаре, обставленном свежекупленной дорогой мебелью из карельской березы, среди хрустальных флакончиков и безделушек и решил, что именно такая обстановка соответствует облику великосветской красавицы: «Стены моей комнаты были затянуты серым холстом (Серов очень любил серый цвет) и на нем желтая карельская береза, зеркала, хрусталь создавали гармонию. Техника пастели, традиционно пограничная между живописью и рисунком, у Серова демонстрирует множество вариантов их сочетания: ранние его пейзажи – это скорее «живопись цветными мелками», а портреты Г. Л. О ярко-выраженном таланте Серова, как художника-психолога говорит «Портрет С. М. Боткиной» (1899 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Часто, уже сочинив композицию и даже почти закончив портрет, на взгляд заказчика удачный, Валентин Серов мог вдруг ни с того ни с сего стереть живопись или порвать рисунок и начать все сначала: «Вдруг приходит Серов (ему оставалось доделать что-то в фоне), берет портрет и все счищает и стирает» (Олсуфьева). Графиня Олсуфьева выдерживала семь минут, после чего падала в обморок.
– На мой взгляд, это скверный знак. 1888 год – «Девушка, освещенная солнцем». Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное». Он изобразил сам себя в отражении на самом краю зеркала.
В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора». Присевший к столу.
В этот момент Серов увидел свет. Картина «Портрет Г Л. Гиршман» (1907 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва) представляет собой изысканный смысловой и живописный шедевр изобразительного искусства. Это лучшее, что можно выбрать. Он показывал самую суть человека, больше, чем есть во внешнем облике. Внуком Александра был Николай II. Он многое успел сделать, сменил несколько направлений.
Он несколько раз принимался ее писать, но оставался недоволен набросками, считая, что вместо светской львицы получается какая-то «провинциальная барышня». Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки». Разрабатывая эту тему, Серов как бы преодолевал сопротивление материала: испробовав масло, темперу, акварель, он обратился к технике иконописи, написав «Кору» (1910, частное собрание) на иконной доске яичными красками. Не удивительно, что свои первые и самые вдохновенные работы, принесшие ему известность, такие, как например, «Девочка с персиками», Валентин создал именно в этой замечательной усадьбе. «Всё виртуозно, начиная от схематичной цветовой гаммы до малейших деталей. Валентин Серов родился в артистической семье.
А энгровский портрет, в свою очередь, отсылает нас к образу Форнарины Рафаэля. Карзинкиной (1905, БГХМ) вторит мягкий пастельный штрих, а декоративную красоту изображения подчеркивает пустое пространство листа. «Девочку с персиками» и «Девушку, освещенную солнцем». «Здесь штрих абсолютно другой.
В то же время появились его политические карикатуры «1905 год: После усмирения», «1905 год. Этот рот с красными напомаженными губами уголком вниз. К сожалению, оригинал полотна был уничтожен в 1917 году, до нас дошла авторская копия.
Она верила в Репина и не ошиблась. в зеркале у края холста). Издание, задуманное Мамонтовым, не состоялось, однако «небольшой заказец», за осуществление которого взялся Серов, обернулся целым циклом рисунков, работу над которыми художник не прекращал до последних дней жизни и весь 1912 год (до которого он не дожил) он собирался отдать именно им. Вмае 1928г., когда вСергиеве начались аресты, Олсуфьев уехал изгорода. Он не хотел быть злым, просто видел гораздо больше, чем видим мы».
Серова после этого не приглашали во дворец Он ее уже просек. Когда он узнал, что его собираются арестовывать, он приехал в Москву в Третьяковскую галерею, а потом перешел в институт Грабарей (Всероссийский художественный научно-реставрационный центр (ВХНРЦ) им. Напортрете она причесана помоде 1910-хгодов, одета внарядное летнее платье. Был проницателен по отношению к текущей жизни.
ОГПУ проводило в Сергиевом Посаде операцию по ликвидации "антисоветской группировки". Заметьте, «Ида Рубинштейн», «Похищение Европы», у которой нет никакой красоты в привычном смысле слова, наоборот – припухлые веки, тяжелый овал лица, – это все создано на небольшом отрезке времени. Удивительное качество Серова – особого рода прозорливость. В 1899-м он был привлечен к изданию Н. И. Это работы «Девочка с персиками» (1887 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Девушка, освещенная солнцем» (1888 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Передвижники были на вершине славы. В нее воткнуты пучки стрел. Вот таким образом любимую модель Серова, а это Вера Ивановна Калашникова, мы узнаем и в рисунках Пищалкина, Машкова, других художников.
И здесь практически нет цвета, он очень аскетичный. Словно автор вспоминал четырех всадников Апокалипсиса. Тема актуальная для нынешних творцов. И собачка совершенно повторяет ее силуэт и задает ключ этим потрясающим кружевам и цвету». Здесь нет никакой иронии, никакого гротеска, он изобразил ее такую, какой он ее увидел. Но это не просто Рафаэль, это энгровский Рафаэль.
Врубелевская «Девочка на фоне персидского ковра» появилась за год до «Девочки с персиками». Но результат поражал. «Формулы натуры, — говорил Серов, — иные, чем формулы живописи. Каждая волна как устрица, как моллюск, скрывает в себе изгиб быка, Европу.
Но, несмотря на все бурные критические выкрики, Серов очень гордился этой своей работой. Серов также находил ее «умной, образований, культурной, простой и скромной, без замашек богатых выскочек и очень симпатичной». И подобного ажиотажа не было.
Однако «Девочку с персиками», как и многие другие знаменитые вещи Серова, всегда можно увидеть в постоянной экспозиции Третьяковки, для этого не обязательно идти именно на выставку. Фокин, к которому она явилась с просьбой дать ей несколько балетных уроков, взялся сделать из нее балерину, так как, по его словам, увидел в ней прекрасный «материал в стиле Бердслея» – одного из кумиров эпохи модерна и художников, формировавших сам этот стиль. «Занавес — это, конечно, сенсация выставки. Софья Владимировна основала в Буйцах детский приют (в нем проживало около 40 девочек), монастырскую общину и мастерские шитья. Они жили в разных местах Подмосковья, стараясь не привлекать к себе внимания.
В серой тужурке Преображенского полка. Грабаря, – лучший из овалов, реминисценций живописи XVIII века. Это такое страдание и в то же время борьба жизни со смертью. Композиция произведения очень проста.
В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки. Граф Владимир Алексеевич Комаровский был дружен сОлсуфьевым состуденческих лет– вначале XXвека оба учились вПетербургском университете, вместе путешествовали поИталии изучая памятники искусства. И это только и есть искусство». Серов не был бытописателем жизни царских особ. Эти отзывы доходили до Генриетты Леопольдовны, она лишь пожимала плечами, посмеивалась над своей «бритостью», очень любила свой портрет. Их сын Андре Львов стал микробиологом и лауреатом Нобелевской премии.
Потом у них расстроились отношения. А ведь Серов делает угольный портрет Шаляпина. Картина Серова представляет не только Петра, но и его столь же «ужасное и прекрасное», как и он сам творение – Петербург. Не даром хореограф Михаил Фокин считал внешность балерины незаменимой для модных в то время балетов «Шехерезада» и «Клеопатра» в знаменитых Дягилевских сезонах. А еще глубочайшее открытие Иды Рубинштейн как личности, мощного творца.
Либо глухоту мог выразить. Петр со свитой шествует по необжитой, суровой земле, где бродят коровы, «по мшистым, топким берегам», к которым подступают, «котлом клокоча и клубясь», тяжелые невские волны. Очень достоверно передана обстановка комнаты. «Шехеразада» – балет на музыку Николая Римского-Корсакова – была одной из триумфальных постановок Русских балетных сезонов Сергея Дягилева в Париже в 1910 году. В 1925 году графа арестовали. Его отец начал строительство храма воимя Сергия Радонежского наКуликовом поле.
«Однажды Софья Владимировна была дома одна, на ней было надето белое кисейное платье и длинный шарф на плечах. «Серов посмотрел на меня, на рисунок, потом спросил: Вам нравится. Либо писал портрет Турчанинова, в котором слышится его голос с хрипотцой. Племянница Львовой Мария Фаворская (жена знаменитого графика Владимира Фаворского) вспоминала, как создавался портрет: «Свет с двух сторон падал сзади и золотил на просвет ее как будто гофреные пышные волосы.
Серова предупредили, что царь будет говорить с ним на лестнице по дороге в сад. Но тем не менее это абсолютно новая страница его творчества. Так, у мальчика начались первые регулярные и серьёзные уроки рисования.
Непредсказуемая. ВЦентральных государственных реставрационных мастерских. Ну а дальше началась война, как только умер Серов. Она в черном платье с обрисованной фигурой. Он прекрасен, // Он весь, как божия гроза». К концу века Серов – признанный лучший портретист России.
Когда ученики-новички допытывались у Рембрандта, в чем секрет мастерства, как следует учиться писать, тот неизменно отвечал с лукавой усмешкой: «Берите в руку кисть и начинайте. » Репин, как видно, тоже держался этого мудрого правила. Некоторые забубенные головы даже сравнивали выдающегося живописца с Глазуновым. Людей, о которых не мог забыть и кому сочувствовал. Сама работала как реставратор. Граф-трудящийся– так можно было быназвать Олсуфьева.
Княгиня Щербатова должна была сидеть с закинутой назад рукой и получила воспаление нерва. Властными, энергичными движениями угля мастер выявляет особую скульптурную стать модели. «Не в свои сани не садись», – вспоминается хорошая пословица. – Он был до такой степени увлечен ею, что решил во что бы то ни стало ее писать. Все это дает стремительность движения.
Онзакончил юридический факультет Петербургского университета. Интересен в этом отношении рассказ Софьи Олсуфьевой о том, как создавался ее портрет. Бенуа (1908, ГРМ) – передан жизнерадостный нрав женщины. Там были написаны лучшие его пейзажи: «Зимой» (1898, ГРМ), «Баба с лошадью» (1898, ГТГ), «Зимняя дорога в Домотканове» (1904, Рязанский художественный музей), «Стригуны на водопое» (1904, ГТГ) и другие. Я его родственник, внучатый племянник.
И только в формулах, присущих живописи, полная ее выразительность. Неожиданно вошел Серов: Вот так и буду вас писать. – Артгид). Текучесть, «подвижная сущность» акварели раскрывает сам процесс создания портрета, отражает темп работы художника, обладающего способностью мгновенно схватывать облик и психологическое состояние модели. «Формулы натуры, – говорил Серов, – иные, чем формулы живописи.
Они неизменно вдохновляли Серова на создание острохарактерных образов. Внимание художника привлекали подчеркнуто простые, неброские виды русской природы. Онпроизвел наменя впечатление истинного наместника Лавры». Зрелище на дальнем плане – прекрасное видение, словно пророчество о будущем великом городе: «Прошло сто лет и юный град, // Полнощных стран краса и диво, // Из тьмы лесов из топи блат // Вознесся пышно, горделиво». Но за графа вступился его старый знакомый, академик архитектуры А. Щусев.
Именно эту ситуацию, в сущности и продемонстрировал Серов в своем портрете – он как бы «пригвоздил» Иду Рубинштейн к определенному эстетическому кодексу, показав ее как эстетского идола: вот то, чему поклоняются сегодня, вот современный кумир на том пьедестале, который раньше занимала Венера Джорджоне. Я подошла погреться к печке. Пока же на выставке передвижников 1887 года выставлялась «Боярыня Морозова» Сурикова. Но то было после Второй мировой. А листы его юношеских альбомов говорят не только о наблюдательности и меткости, но и об особенном, «серовском» изяществе, деликатности и благородстве рисунка. Это довело до «пугачевщины».
Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. Ему помогали художник и скульптор Иван Ефимов и его жена Нина Симонович-Ефимова, двоюродная сестра Серова, которая была не только художницей, но и театральным деятелем, одной из создательниц в России профессионального театра кукол. После окончания университета поселился вусадьбе Буйцы Тульской губернии. Он словно рассек композицию. Добавляли рожки к высокому лбу его Петра I. Он, девочка и персик входят в некий базовый русский миф – как Пушкин с Черномором и Чехов с Каштанкой.
Отправлена вконцлагерь, находившийся вСвияжском монастыре. То была беспощадность правды и недаром о Серове говорили, что у него «опасно писаться», — это действительно было опасно для тех, кто хотел бы скрыть свое истинное лицо за шелками и кружевами, за блеском золотого шитья, за величественностью позы или мнимо значительным выражением. По некоторым свидетельствам, Серовым было создано 6 вариантов картины. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра).
И здесь есть немного иронии. Он был сыном известного русского композитора, крупного теоретика музыки, автора опер «Рогнеда», «Юдифь» и «Вражья сила», в чьем доме всегда полно бывало музыкантов, художников, певцов. Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. Кто эта женщина. Когда сюжет обретал черты, а поза оказывалась найденной, Серов требовал от модели выдерживать строго определенное положение тела в течение многих десятков сеансов.
Сбоку на черной клеенке стола розовеет и лиловеет маленький букетик душистого горошка. В 1925 году графа арестовали. Но Серов находил. Если бы не это, мы не знаем, что было бы дальше со стилем модерн в России».
Да и какое мне до этого дело. – Упаси боже. Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы.
Хотя оба гении. Потом махнул рукой и сказал, не столько мне, сколько в пространство: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уже не вышло, тут весь выдохся». Часто живший с матерью в «Абрамцево», Валентин Серов с детства принимал самое непосредственное участие практически во всех направлениях творчества, которые развивала эта созидательная среда энтузиастов и единомышленников нового искусства. Иработал вней доареста 24января 1938г.
Его отец был композитором и музыкальным критиком, а мать — выдающейся пианисткой. – Такого анималиста, как Серов, я не видывал и в России, ни за границей». ВСергиевском историко-художественном музее. Софья Владимировна была приговорена к10годам лагерей. Там за горизонтом богатая, счастливая жизнь, полная любви и изобилия. – вспоминал Жилинский. Он не воплотил свои стенные росписи, а занавес остался и это есть его монументальная живопись, вот таким образом он так важен.
И здесь практически нет цвета, он очень аскетичный. Сам Серов сказал: «Портрет раненой львицы». Еще встуденческие годы проявил интерес кискусству. А вот какая-то незримая тайная связь его с внутренней жизнью страны была. От его портретов исходили какие-то волны. Она также позировала художнику во время работы над портретом ГЛ.
В 1910-1911 годах мастер, чей талант был признан и в Европе (галерея Уффици заказала Серову автопортрет, а Париж рукоплескал его занавесу для балета «Шехеразада»), вместе с начинающими художниками работал в студиях Жюльена и Коларосси в Париже. Работа Серова над разными портретами Гиршман образует в графической экспозиции выставки отдельный сюжет. Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. При всем «холоде», которым отдает композиция, светская красавица Гиршман слыла в обществе личностью доброжелательной, скромной и Серов симпатизировал ей.
Он меня туда отвез. «Мне охранник говорит: А вы знаете такого художника Серова. Жили вдоме Олсуфьевых. «Был небольшой заказец от А. И. Очень показательно произведение художника «Петр I на псовой охоте» (1903 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Серов со своим стремлением к свету слишком буквально понимал метафору всеобщего счастья. Особенно много работать акварелью Серов начал в конце 1890-х-1900-е годы.
Одной из подобных работ считается картина «Похищение Европы», написанная в 1910 году после посещения Серовым Греции, которая произвела на него неизгладимое впечатление. Те ученики, которым удавалось одолеть нелегкую чистяковскую систему, прощали впоследствии своему учителю его насмешливость, его жестокие подчас выходки и сохраняли на всю жизнь светлое воспоминание о «тесной, душной и фантастически пыльной мастерской мудрого академического кобольда».
Ноги задние отнялись. Строгий, почти монохромный портрет греющейся у печки С. В. Серов. Занавесов сохранилось мало, хотя и не так мало, как нам кажется. Историк Ю. В. Готье, много бывавший в тупору вСергиевом Посаде, вноябре 1919г. Так что этот портрет – можно сказать, открытие. Мне было жалко рисунка, так как он показался мне очень верным» (Василий Качалов). Восстание подавлено, Пугачев казнен, а жалованье рабочим увеличили вдвое.
И платье это тоже чудесно". – Он не гонится за эффектами, но в этих лицах судьба, как говорили современники: «каждый портрет – биография». Свет добра озаряет серовские картины, он разлит в воздухе, овевающем смуглое и зарумянившееся, как персик, лицо девочки в розовой блузке он трепещет теплыми пятнами на лице «Девушки, освещенной солнцем», он отражен в ее взгляде, чуть грустном и полном доброжелательного внимания к жизни. Рассуждаем о нем, как о пожившем, степенном авторе, а ему было всего 45. На стене будет висеть репродукция Машиного портрета.
ОГПУ проводило в Сергиевом Посаде операцию по ликвидации антисоветской группировки. «Девушку, освещенную солнцем» помнят многие, но не все знают, что на портрете из Музея Орсэ в Париже – та же модель. Вера позировала месяц.
Это нездоровый интерес. При этом всегда что-то недоговоренное. Он и рассказал, что портрет Александра Третьего хранится за городом, в какой-то вилле.
Серов часто говорил, что недолюбливает людей: «Скучные они, ужас, до чего скучные, – звери лучше и красивее и веселее и просто лучше». Слишком откровенен, зорок. И просвещенные люди предугадывали грядущие трагические события. Так как Гольбейн – сама природа, вскрытая уму человека».
По своей всегдашей привычке она грелась, прислонясь к печке и приложив к ней левую руку. Впрочем из будущего все видится в ином свете. Орловой (1911, ГРМ) – фиксация первого впечатления, которое трансформировалось в знаменитый парадный портрет княгини. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности.
Ида Рубинштейн – девочка без прошлого, найденная и созданная Фокиным. И укрепился в своем стиле. – в сердце своем спрашивал Серов и портретируемые задумывались. Не пропустите в нижнем этаже отдела графики у лестницы басенный цикл.
Императрица обиделась и удалилась, а Николай только рассмеялся. Здесь искусство высокой техничности» (Милиоти). – вспоминает Репин об этой серовской работе, – прелестные рисунки, я их очень люблю». «Может показаться странным, – писал Игорь Грабарь, – что именно Репин направил Серова в академию, в ту самую дореформенную старую академию, против которой он десять лет спустя начал вместе с А. И. Куинджи и И. И. Толстым ожесточенный поход. » Но, посылая в академию Серова, Репин не скрывал от него всех ее недостатков. Прекрасную жизнь в юности не видели. Важно, что ты чувствуешь у серовской картины, в чем сила и пределы влияния этой живописи.
Верхний, «парадный», светлый – живописные работы, преимущественно портреты, а два других, нижних, затемненных – графика и, быть может, для внимательного зрителя именно там, в сумраке и скрываются главные серовские сокровища. Внезапно отворилась дверь и на лестницу вышел император в полном одиночестве. Она на передних поднимается. Он очень часто менял свое искусство, старался быть всегда во времени. Внешность может быть обманчива. Главная еежизнь была вцеркви.
А из сегодняшнего дня видится в глазах его обреченность. Художник становился все более замкнут, угрюм, резок в суждениях, вспыльчив. ВСергиев Посад Комаровские приехали после того, как ихвыселили изподмосковной усадьбы Измалково. Там все сказано. Например, создавая картину «Портрет Константина Коровина» (1891 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва), мастер изобразил своего друга в совершенно «коровинской» манере используя крупные свободные мазки и присущие Коровину цвета, обогащая, таким образом, личностные характеристики художника.
Чехов пишет повесть «Степь» и наконец входит в большую русскую литературу. И артистизм, но очень земной. Это наполняет картину теплом домашнего уюта. По сравнению с Серовым Репин печально предсказуем. ВКомиссии поохране памятников искусства истарины Троице-Сергиевой лавры.
На этом фоне «Девочка с персиками» была вопиюще бессодержательной картиной. Вот он это увидел. Каждая эпоха подражает по-своему. Искусство – это подражание реальности, полагал Аристотель. Иначе не позволил бы дерзкому художнику быть правдивым, раздвигать горизонты живописи.
«Правда ли, что вы не признаете картин с содержанием. » – спросил как-то Стасов, главный теоретик передвижничества. Наиболее ему полюбилась средняя полоса России, которую он прекрасно и тонко изобразил в картинах «Баба в телеге» (1896 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Октябрь» (1895 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Зимой» (1898 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Полосканье белья» (1891 год, местонахождение неизвестно), «Баба с лошадью» (1898 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Стригуны на водопое» (1904 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Какое-то время он работал в Третьяковской галерее, но совсем недолго, в 1934–1935 годах. Выступления Иды Рубинштейн в дягилевских Русских сезонах в Париже – в поставленных Михаилом Фокиным балетах «Клеопатра» и «Шехеразада» – сопровождались громоподобным успехом. «Бедная Идя моя Рубинштейн бедная, голая» – вздыхает Серов. Они уехали из Посада и на какое-то время исчезли для НКВД.
Но живой человек, воплощающий этот идеал, оказывается на пьедестале беззащитным, «голым». Софья Владимировна Олсуфьева (1884 – 1943) была фрейлиной при дворе императрицы Александры Федоровны, после революции жила в Сергиевом Посаде, помогая мужу, работавшему в библиотеке Троице-Сергиевой Лавры. – И в этой современности «лицо древней эпохи». (Втрудные времена родные продали его вМузей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, где он ихранится вфондах). Глядя на его холсты, наслаждаешься необыкновенной легкостью письма. Публика в 1910 году еще не догадывалась, что именно Ида и останется. В 1911-м он рисует К. С. Театр был частью жизни Серова.
Это было большое достижение и вел этот класс Серов. Процесс рассматривания Серова от самых первых работ вроде незаконченного портрета невесты «У окна» до самой последней изысканно трагической «Иды Рубинштейн», оказывает магическое действие на человека, родившегося в России., а когда я ответил: Да, очень, он вдруг разорвал его на мелкие кусочки. Стоит, подбоченясь, с одобрительной полуулыбкой, словно врастая в землю. А не варварство, когда Демидов буквально гноил своих рабочих на заводах и шахтах.
За спиной княгини стоит большая ваза, почти копирующая силуэт модели. На выставке рядом висели два портрета. Он прошел стремительный путь, все время менялся. Если помните, есть акварелька – императрица идет к церкви.
Я ахнул. Оба женились навнучках князя Николая Петровича Трубецкого. От нее веет здоровьем, безмятежностью. Уходя и целуя руку Марии Яковлевны, он скажет, что сразу узнал глаза – они не изменились.
Он, например, писал поясной портрет и задавал вопрос, заметно ли, что он высокого роста. Она – мечта и образ, чистый стиль. Вот таким образом я была в черном платье с белым горностаем и оттого кожа на моем лице сероватая («бритая», как находили многие). Это наполняет картину теплом домашнего уюта.
Они жили в разных местах Подмосковья, стараясь не привлекать к себе внимания. Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора». Здесь же есть типичный серовский прием: собачка уподоблена силуэту балерины. Для Серова это самый любимый портрет и самый большой скандал. – Было известно: у Серова писаться опасно.
Всвоей усадьбе Буйцы вТульской губернии. Так причудливо переплетались в те времена монархия, революция и искусство. У всадника лица нет, его прикрывает башлык. Выйдя очень рано замуж, она была тогда матерью взрослого сына.
Графиня – реставратором фарфора и майолики. Ее муж построил храм на Куликовом поле, оплачивал иконостасы общества «Русская икона», разрабатывал понятие обратной перспективы вместе со Флоренским. Казаки, замерев, смотрят на нее. Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке. Много лет тосковал и помнил.
А заказных было много – иметь портрет «от Серова» было модно и престижно. В этом маленьком рисунке он «сделал» ее всю ту, которая потом в своих записках убеждает Николая, что он должен быть решительным, поступая с этой чернью так, как должен поступать царь. Признавался в этом Грабарю: «Вот я вроде тогда, как с ума сошел». «Все, чего я добивался, – это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картине», – писал потом Серов. Это фрейлина императорского двора. Формой бытия могут быть свет и свежесть, радость, лицемерие, предательство, просто жизнь.
На этой грани Серов и остановился. Совсем недавно в корпусе Бенуа прошла прекрасная выставка «Серов не портретист» с показом около 250 работ. Хотя быть придворным художником – дело вовсе не постыдное. Эпоха называлась модерном. Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства».
Сюжеты идеи, поучения отягощали их головы. Ирина Шумалова, куратор выставки (графическая часть):«Между портретом, который начинает эту выставку, «Девочка с персиками» и портретом Иды Рубинштейн — пропасть. Что глаз человека «воспитан» прежними поколениями художников и с течением времени все свободнее читает язык живописи, наслаждаясь и красотой густого, сочного, не заглаженного мазка и тем, как скупо, одним смелым и точным ударом кисти передано живое мерцание взгляда и тем, как бесконечно разнообразны могут быть оттенки даже такого, казалось бы, будничного цвета, как серый. Занимался текущей работой: писал учетные карточки, работал снегативами, вел журнал.
Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. Многие «маститые охотники» падают со своих коней, будучи не в состоянии управлять собаками. Император Александр III изображен стоящим у главной лестницы северного фасада дворца Фреденсборг в Дании в офицерской форме полковника датской Королевской лейб-гвардии (он получил почетное звание полковника этой гвардии в 1879 году). Он единственный, как писал Сарабьянов, воплотил в своих работах стиль модерн в полной мере: «Модерн воплотился в творчестве Серова в его совершенстве и его совершенством же и закончился». Серов излагал Грабарю свое представление о Петре I так: «Обидно. Но за графа вступился его старый знакомый, академик архитектуры А. Щусев. И как же совмещается варварство Демидова и его стипендии на студентов, просвещение.
Эти цветы мы с сестрой набирали каждое утро свежими. И вхозяйственных заботах. Спустя много лет знаменитый уже мастер признался Чистякову: «Помню Вас как учителя и считаю Вас единственным (в России) истинным учителем вечных незыблемых законов формы, чему только и можно учить».
Среди повешенных по делу был некий Александр Ульянов. И абсолютно фантастический рисунок рукавов. академика И. Э. Грабаря — Прим. Думаю (разумеется, бездоказательно), что люди, с которых он писал, могли желать чего-нибудь другого, но человеческий род всегда будет ему благодарен за его исследования и всегда предпочтет, в известных случаях, опираться на его свидетельство, нежели на свидетельство Рубенса. Это двоюродная сестра Серова, художник и скульптор Мария Симонович (1864 – 1955), вышедшая замуж за врача-психиатра Соломона Львова и уехавшая вместе с ним в Париж.
И глаз у нее наркотический – сделан длинным бликом. Это движение рук, как и все жесты моделей на портретах Серова, символично и в этом случае, художник не только показал, что Генриетта утверждает ценность собственного «я», но и сделал «полуехидный» намек на маневр женщины, предлагающей оценить ее лилейную руку, украшенную перстнями. Этим подчеркнута значительность личности Петра. Например, портрет Шаляпина, которым он восхищался, любил писать его. gt Серов выколдовал некое модерн-барокко» Обращение Серова к личности Петра и к исторической теме в целом связано в том числе и с его сближением с художниками «Мир искусства», основными идеологами ретроспективизма.