Вместо «Эрмитажа» репетиции будут продолжены в Екатерининском театре. Как писал А. Эфрос: «Надо просто перейти на какой-то другой материк, погрузиться в другую действительность, чтобы отсюда добраться до его исторических картин Обращение Серова к личности Петра и к исторической теме в целом связано в том числе и с его сближением с художниками «Мир искусства», основными идеологами ретроспективизма. В судебной криминалистике это важный аргумент. Еще онспонсировал Румянцевский музей (который размещался вПашковом доме), атакже купил землю для будущей Московской хоральной синагоги ифинансово помогал при еестроительстве. Репин признавал талант Серова-акварелиста еще в его ученические годы. ВМоскве Морозовым принадлежало множество домов.
При их написании художник искал новые, собственные приемы передачи света и тени, стремился к максимальному сохранению свежести красок «при полной законченности, как у старых мастеров». К лучшим произведениям мастера относится акварельный «Портрет С. М. И. Э. Художник блестяще показывает разницу фактур двух объектов изображения, одинаковых по цвету да еще расположенных рядом. Особый раздел выставки составляют акварельные работы Серова. «Надо знать ремесло, рукомесло.
Среди них и портрет учителя – И. Е. Однажды в руках у нынешнего владельца картины оказалась книга Фаберже в Петербурге (вышла в свет в конце 2004 года). Поленовым и М. А. Поддержка пришла со стороны художественных критиков. Надежда помогала художественному училищу, основанному Александром Штиглицем, знаменитой «Мухе» (Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А. Л. Комплект фотографий был отдан искусствоведам и экспертам-криминалистам.
Бенуа – А. К.
На выставке представлены эскизы к постановке в Мариинском театре 1907 года (ГТГ, ГРМ). Здание, один из флигелей которого существовал ещё в 1849 году (при прежних владельцах), а основные части были последовательно выстроены в 1873—1906гг. А в «Клеопатре», особо выделил эту новость Бакст, главная партия отдана Иде Рубинштейн. Семья Вогау облюбовала московский район Воронцово Поле— одноименную улицу даже вшутку называли «Вогауштрассе».
По их мотивам Серов создал несколько вариантов эскизов (1910-1911 ГТГ, ГРМ, ГЦТМ), часть из которых представлена на выставке. Грабарь отмечал «то стремление к упрощенности линий и форм, которое характерно для последнего года серовских исканий» 28. Сегодня здесь резиденция американского посла. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. Уже при жизни ювелир достиг всемирной славы. Серов писал: «.
Его брат Самуил содействовал возведению Петербургской синагоги. Зрителя притягивает необычный, магнетический взгляд персонажа картины.
Изамечателен огромный цикл семейных портретов, написанный Валентином Серовым (большая часть портретов хранится в Третьяковской галерее). К участию в балетах привлечены блестящие танцовщицы – Анна Павлова и Тамара Карсавина. Серов широко использовал метод калькирования: нарисовав фигуру на полупрозрачной бумаге, накрывал рисунок другим полупрозрачным листом и, обведя наиболее удавшиеся контуры, продолжал рисовать уже на новой «подложке».
И французы не возражают. Портреты П. П. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. Приобретя известность, художник поступает в «общее пользование», принимает заказы от «всяких людей». Немножко суховато, но не неблагородно, в отличие от бакстовской сладкой роскоши» 25. Жена Абрама Морозова Варвара основала Библиотеку-читальню имени Тургенева. Мамонтова (1879, ГРМ), двоюродной сестры М. Я.
Привязанность к скупому северному пейзажу, умение увидеть и передать его особую выразительность художник перенес в свои исторические картины («Петр I», 1907, ГТГ «Петр I на работах», 1910-1911, ГТГ, ГРМ) и др. По словам продавцов, наиболее быстро росли в цене полотна импрессионистов и на этой волне стали пользоваться спросом и картины увлеченных их примером современных новаторов. По воспоминаниям Серова, он писал портрет Веры «с упоением» и сделал его всего за месяц. С. П.
Именно в нём жили семьи Л. И. и Э. Л. Нобелей. В последние годы жизни Серов был увлечен поисками большого стиля. Театр был частью жизни Серова.
Петр на журавлиных ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру.
С присущей ему скромностью или иронией художник отмечал: «Я ведь все-таки немного и пейзажист» 5. Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903, ГРМ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году, а затем в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ). Эти поиски привели его к созданию прекрасных картин на мифологические и исторические темы. видишь и ощущаешь близость Востока и признаешь сказку из тысячи и одной ночи» 24. Валентин Серов родился в артистической семье.
В свободное время Серов решил навестить друзей и начал с Бакста. Ростроповича) был исполнен в Париже в конце мая – начале июня 1911 года совместно с И. С. Возросшая популярность и радует художника и огорчает.
В пастельном портрете жены художника А. Н. Однако через год коммуна перестала существовать и ребенка отправили к матери в Мюнхен. Гиршман сохранил фрагменты и втайне от автора отдал на реставрацию.
Что сталось с этими чудесными рисунками, которые висели приколотые булавками к обоям. » 20. Искусствоведческой характеристики и анализа удостоилось только 25–30 холстов из двух с лишним сотен работ Серова (эти описания блуждают из одной статьи в другую).
Тут же пришлось опираться на фотографии, на портреты отца, писанные ранее другими художниками. Выразительный образ экстравагантной О. К. НаНемецком кладбище Москвы сохранились руины усыпальницы Вогау— портик был украшен бронзовой фигурой Христа работы флорентийского скульптора Раффаэлло Романелли (сейчас вЦерковно-археологическом кабинете при Московской духовной академии в Сергиевом Посаде). Ведь этакое создание.
И сложно даже назвать другого художника его эпохи (за исключением, разве, Левитана), чье наследие и творческие достижения имели бы такое большое значение и влияние на все последующее русское искусство. Это здание наЛубянке (позже его займут органы госбезопасности) икомплекс наСретенском бульваре, где после революции размещался Наркомпрос иГлавное артиллерийское управление РККА, апозже начердаке были мастерские художников Юло Соостера иИльи Кабакова. Боткина, Л. С. В результате живого прикосновения к античности появились такие произведения, как «Одиссей и Навсикая», «Похищение Европы». Текучесть, «подвижная сущность» акварели раскрывает сам процесс создания портрета, отражает темп работы художника, обладающего способностью мгновенно схватывать облик и психологическое состояние модели.
Бальмонта (1905, ГТГ), сотканный из угольно-черных динамичных штрихов, которые подчеркивают нервическую натуру эпатирующего публику поэта. Сам Фаберже не любил позировать (вот почему осталось так мало его изображений). Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. «Три впечатления захватили художника особенно: море, архаическая эллинская скульптура и Акрополь» 26.
Эти руки отчетливо видны на фотографии, где ювелир сортирует бриллианты. Дягилева в Париже Серов принимал живейшее участие в ее судьбе. В ее композиции основное – не только пластика форм, но и свет. Чехова, по признанию современников, является портрет 1902 года (ГЛМ), написанный Серовым за несколько кратких сеансов. У нее в планах – дописать недописанную оперу мужа, написать собственную (напишет и не одну).
Серов, с присущей ему экспрессией, ухватил самое главное в своем персонаже — интеллект. В 1906-м Серов приступил к работе над портретом ГЛ. Сколько любви и чувства изящного. Хрупкой женственности Е. С.
Солидарность с членами совета выразил и сподвижник Серова по «Миру искусства» Дмитрий Философов. Продолжать можно долго. ККаменка не занимался благотворительностью, но из сохранившихся произведений, вкоторые были вложены его деньги, еще можно припомнить дома страхового общества «Россия», одним изчленов правления которого онбыл.
Техника пастели, традиционно пограничная между живописью и рисунком, у Серова демонстрирует множество вариантов их сочетания: ранние его пейзажи – это скорее «живопись цветными мелками», а портреты Г. Л. В его планах на будущий год – только балет. Бенуа писал о шуточных зарисовках, созданных Серовым во время встреч «мирискусников» : «Какие чудесные, необычайно меткие карикатуры нарисовал он на всех нас. Можно проследить интересные пересечения в личности Серова и Фаберже.
Художник особое внимание обращает на психологическую характеристику человека. Обычно такой отдых он позволял себе раз в год, весной, после усиленной работы по исполнению пасхальных заказов. Кстати, как раз здесь 24апреля 1935 года состоялся фантастический «Весенний фестиваль», накотором было несколько сотен гостей, втом числе иМихаил Булгаков. Портрет миллионерши, написанный модным портретистом Каролюсом-Дюраном, находится вЭрмитаже, аеемуж запечатлен награндиозном групповом полотне Репина «Торжественное заседание Государственного Совета» иэтюде Кустодиева кнему. Этим подчеркнута значительность личности Петра.
Но есть одно здание, которое является главным в исторической судьбе этой семьи. Крылова». Апетербургские дома князя нанабережной Мойки (21и 23) внеоклассическом стиле были построены молодым архитектором Иваном Фоминым— будущим автором станций Московского метрополитена «Красные Ворота» и«Театральная». В Париж берут «Павильон Армиды» Черепнина и «Египетские ночи», но под другим названием – «Клеопатра». Дервиза. Мастер не нарушал границ жанра, предельно утрируя характеристику лишь в шаржах. Однако его приход открыл новую эпоху в истории училища.
Здесь художник создал немало интересных произведений. Вот таким образом он работал маслом, акварелью, гуашью, темперой, пастелью, цветными твердыми карандашами, рекомендуя то же и своим ученикам» 1. Виды на урожай 1906 года (1905, ГТГ). В 1909-1910 годах он создает удивительные по своей графической чистоте рисунки балерин «Русских сезонов» – Т. П.
«Скупой на восторги» Серов был настолько очарован балетом, что выразил это в хвалебном отзыве: «Так много вложено в эти танцы истинной красоты, красоты одеяний, фона, красоты самих существ, движимых пленительной музыкой Римского-Корсакова, что. Только не это, государь.
Увезла ее сама модель, которая вышла замуж во Франции. Согласившись танцевать в «Павильоне Армиды», она вдруг стала претендовать и на другие роли и требует не брать в Париж балерину Большого театра Веру Коралли. Работа над ними была начата по приглашению А. И.
Штиглица). Работа с ней нередко помогала художнику найти нужное художественное решение в лучших его произведениях. Бенуа (1908, ГРМ) – передан жизнерадостный нрав женщины.
Подмосковная Электросталь почитает Второва как основателя города. Он сумел с раннего детства привить эту любовь и сыну. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых.
Никогда не шаржировал, – отвечал он, – что делать, если шарж сидит в самой модели, чем я виноват. И сложно даже назвать другого художника его эпохи (за исключением, разве, Левитана), чье наследие и творческие достижения имели бы такое большое значение и влияние на все последующее русское искусство. Чаще всего источником вдохновения для Серова служило имение семьи Дервизов – Домотканово.
Онбыл одним изучредителей Археологического института (сегодня в этом здании находится филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета), атакже материально помогал многим студентам, втом числе финансировал обучение Марка Антокольского. Грабарем к лучшим произведениям Серова. Пришлось писать с 8 утра до 8 вечера (этак со мной еще не было). Через два года в этом же имении Серов создал один из лучших своих пейзажей «Заросший пруд.
Но кора корявая, грубая, а пряди волос легкие, пушистые. В 1887 году в Абрамцеве двадцатидвухлетний художник создал одно из замечательнейших произведений русской школы живописи – «Девочку с персиками». В. О. Лесков (1894, ГТГ).
Раскланялся с публикой появившийся у оркестровой ямы дирижер Николай Черепнин. И вот теперь, после этого триумфа, руководство «Гранд-опера» смотрит на нас уже другими глазами, предлагает свои услуги и контракт на будущий год. Композицию художник строит так, что фигура Петра выглядит несколько приподнятой из-за пониженного горизонта и зритель воспринимает Петра, как бы глядя на него снизу. Были проведены необходимые процедуры замеров, расчеты соотношений различных частей лица. На вернисаже Серов обратил внимание на несколько работ молодой художницы Зинаиды Серебряковой («За туалетом», «Зеленя», «Крестьянка»), особо выделив в письме И. С. Остроухову автопортрет художницы у зеркала («За туалетом»): «Очень милая свежая вещь».
Занавес нередко удостаивался специальных аплодисментов публики. Героическая эпоха Петра 1, суровая и небывалая, завладевает воображением художника. Домотканово» (1888).
Живописный портрет 1907 года (ГТГ) был причислен И. Э. Конец XVII и XVIII век». Именно Серов первым ввел рисование с обнаженной женской модели. В 1911 году Серов создал знаменитый овальный портрет Генриетты Леопольдовны, в котором он опять прибегает к эффекту «пластического цитирования» или, точнее, своеобразного творческого диалога со «старыми мастерами». Особое внимание уделялось строению черепа.
Властными, энергичными движениями угля мастер выявляет особую скульптурную стать модели. Именно в нём жили семьи Л. И. и Э. Л. Нобелей. Тот же прием использован и в монументальном портрете Ф. И. В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств.
Симонович (1879, ГТГ) – будущей «Девушки, освещенной солнцем». Его брат Михаил спонсировал строительство Греческого зала Пушкинского музея. Их оказалось не так много — иконографический ряд Карла Фаберже известен наперечет. Это случилось в 1871 году. Еще весьма любопытен портрет Эммануила Нобеля, заказанный имуВалентина Серова. Карсавиной и А. П.
Биография мальчика неожиданно изменила направление, когда внезапно умер отец. Художник давал уроки русскому мальчику каждый день. Это— бывший особняк семьи Нобель на Пироговской (бывшей Выборгской) набережной, д. 19. Гиршман – начало целенаправленного поиска «большого стиля», опирающегося на достижения мастеров прошлого и отвечающего запросам нового времени.
Это тот положительный идеал, к которому так стремился Валентин Серов. Начиная с 1890-х годов в творчестве В. А. А за ней отказался от парижских выступлений и другой солист – Павел Гердт. Станиславского (ГТГ), друга детства, когда-то они вместе выступали на сцене в доме Мамонтовых.
Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Грабаря, – лучший из овалов, реминисценций живописи XVIII века. Художник становился все более замкнут, угрюм, резок в суждениях, вспыльчив. Олсуфьевой (1911, ГМИИ) соответствует аскетичной натуре этой удивительной женщины – фрейлины императрицы и. художника-реставратора. По слухам, в Русском сезоне будет участвовать и знаменитая Матильда Кшесинская.
Для воплощения каждого образа Серов разрабатывал индивидуальные композиции. В стремительном шаге Петра навстречу новой стройке, в бурлящей воде, в тоненьких мачтах кораблей, в несущихся облаках – во всем ощущение динамики преобразований, которые стали возможными благодаря напору воли, энергии, вихревому натиску мужественных людей. Но есть у Серова и портрет отца – причем живописный, большеформатный (отец, Александр Серов – автор опер «Юдифь», «Рогнеда», «Вражья сила», автор симфоний, первый постановщик в России оперы Вагнера «Лоэнгрин», а также автор двух с половиной сотен статей о музыке). Это почти 30гектаров всамом центре Священного города, неподалеку отВатикана. Кроме музыки, отец увлекался естественными науками, архитектурой и хорошо рисовал.
Нарисовал Антокольского, сейчас буду хвастать. Отец Анны Карловны, Карл Людвиг (позднее – Карл Иванович) Таблиц, происходил из семьи немецких евреев, переселившихся в середине XVIII века из Пруссии в Россию. ВТретьяковской галерее хранятся бюсты членов семьи работы Марка Антокольского, авИсторическом музее— живописные портреты кисти Константина Маковского. Лазарь Поляков пожертвовал большую сумму настроительство будущего Пушкинского музея (один иззалов даже носил его имя).
(1905, ГРМ), Баррикады, похороны Н. Э. Баумана (1905, Гос. Серов был крайне скромен, оценивая реакцию публики на свою работу. Таков портрет К. Д. Пастернак. Здесь можно увидеть еще один портрет«девушки, освещенной солнцем», – двоюродной сестры художника Марии Симонович, но уже в более старшем возрасте, замужней женщиной, у которой теперь фамилия Львова.
Грабарь писал: «Серов берет свою модель каждый раз по-другому, так, как не брал до этого еще ни одну из прежних и так, как он находил это для нее наиболее характерным» 10. В то же время появились его политические карикатуры «1905 год: После усмирения», «1905 год. Гармоничная жизнь семьи вдруг разладилась. Из опер в полном виде будет показана лишь «Псковитянка» Римского-Корсакова, но под другим названием – «Иван Грозный», а «Князь Игорь» и «Юдифь» – лишь во фрагментах. Чистяков хорошие семена посеял, да и молодежь эта золотая.
При этом он брал с собой только зубную щетку. Бакста. Лев Самойлович, радостно возбужденный от хорошо идущей творческой работы, сразу выложил последние новости: на парижский проект Дягилеву обещана государственная субсидия.
После того, что они увидели, они всецело полагаются на интуицию и вкус Дягилева. Вскоре Серов заключил соглашение с Дягилевым о создании к следующему балетному сезону занавеса-эпиграфа к «Шехеразаде». До конца жизни Серов продолжал учиться. Именно в эти годы сформировался облик Серова-гражданина, остро осознающего социальную несправедливость.
Гиршман и О. К. Валентина Серова родилась в Москве в крещёной еврейской семье — её родителям Семёну Яковлевичу Бергману и Августине Карловне Гудзон принадлежала в Москве небольшая лавка колониальных товаров. Училась в Санкт-Петербургской консерватории, но не поладила с её директором А. Рубинштейном. Стала брать уроки у Александра Серова. Несколько лет назад И. А. Морозов с пониманием отнесся к «кукольному» портрету своей любящей пококетничать жены и, хотя и углядел в нем налет тонкой иронии, но в общем портрет ему понравился.
Онбыл главой Азовско-Донского банка— вего петербургском здании наБольшой Морской сегодня располагается частный Музей иллюзий (Дом великана). Черты этой натурщицы проступают в облике Европы в композиции «Похищение Европы» (1910). Заказ послужил поводом для создания не только иллюстраций, но и выдающихся станковых произведений: «Петр II и цесаревна Елизавета Петровна на псовой охоте» (1900), «Екатерина II на соколиной охоте» (1902), «Петр I на псовой охоте» (1902, все три – ГРМ). Серову в равной степени удавались пейзажи, анималистика, картины на исторические и мифологические темы.
В эскизах Серова И. Э. О последнем мать – а она переживет не только мужа, но и сына – впоследствии напишет мемуары – «Как рос мой сын». Дягилева, И. Э.
С1947 года здесь размещается советское, апотом русское посольства. Лютеранская семья Вогау основала Евангелическую больницу— ныне Институт мозга. Дягилевым, стоял у истоков этого грандиозного предприятия. Дягилев включил ее в программу своей антрепризы. На днях он выедет в Париж для окончательного решения всех вопросов. Новые обвинения против совета галереи выдвинули двое гласных Московской городской думы.
Еще более Серова с мирискусниками объединял интерес к театру. Братья Савва и Сергей Морозовы вместе с другими купцами учредили Общедоступный театр (будущий МХАТ). Валентин Серов умер 22 ноября 1911 года в Москве. Видно, что Серов писал портрет за один сеанс, как он очень часто делал.
Каждая из работ 1911 года самоценна. Бенуа как «древний ковровый подбор красок» 21. Щербатовой (1911, ГТГ). Портрет Е. П. В начале 1880-х в репинской мастерской устраивались «акварельные воскресенья» для начинающих художников. Художник обратил внимание на артистические руки ювелира с длинными тонкими пальцами.
Стасов и Серов, такие разные и внешне и по характерам, еще больше сближаются. Серова возникает особый тип жанрового пейзажа – лирическое изображение среднерусской природы, оживленное присутствием человека или животных. Украшением выставки является впервые привезенный в Москву подлинный занавес к балету «Шехеразада» – единственный реализованный при жизни Серова проект, отражающий его стремление к монументальной форме. Вот он с компаньонами после веселой гулянки.
Один из первых ее портретов – свободный рисунок гуашью на картоне (1904, ГТГ) – построен на выразительности изысканного силуэта и кажется идеальным воплощением стиля модерн. В поисках образа Европы в композиции «Похищение Европы» (1910 ГТГ, ГРМ, МАГМА) он мечтал «оживить» древнюю скульптуру Коры, придав ей пластику реальной женщины. Да и глядит-то она куда. В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой Девочка с персиками (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров.
Прославленный русский портретист и один из крупнейших мастеров европейской живописи 19 века. Лимбург обучался в Академии художеств в Ханау (Германия), вместе с сыном Карла Фаберже Евгением в начале 1890-х годов. Эти картины Серебряковой были приобретены советом Третьяковской галереи. Карпова.
Карзинкиной (1905, БГХМ) вторит мягкий пастельный штрих, а декоративную красоту изображения подчеркивает пустое пространство листа. Работы для театра выделены в отдельный раздел выставки. Здесь, как писал Д. В. Бакста, С. П.
«Девушка, освещенная солнцем» строится на контрасте затененного первого плана и ярко освещенного солнцем второго. Занавес (фонд М. Л. На выставке представлено несколько изображений любимой модели Серова – Веры Калашниковой. Шаляпина (1905, ГТГ) и в рисунке знаменитой афиши с изображением Анны Павловой в образе Сильфиды (1909, ГРМ), по поводу которой один из современников то ли с иронией, то ли всерьез заметил, что в Париже «портрет Павловой работы Серова вызвал больше откликов в печати, чем сама Павлова» 19.
Его картины «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» стали свежим и исключительно сильным словом в изобразительном искусстве. при Нобелях, сохранило историческую память о важнейших событиях выдающейся жизни поколений петербургских Нобелей. На могиле С. С. Боткина на кладбище Александро-Невской лавры он побывал лишь в конце марта, когда приехал в Петербург, чтобы ознакомиться с открывшейся там седьмой по счету выставкой «Союза русских художников».
Художник пишет портреты представителей крупной буржуазии, высшей знати, в том числе С. Мамонтова (1890), А. Бахрушина (1889), К. Победоносцева (1902), М. Морозова (1902), С. Витте (1904), князя В. Голицына (1906), Э. Нобеля (1909), И. Морозова (1910), В. Гиршман (1911), членов царской фамилии. Своему другу А. С. Мамонтову Серов сообщает в 1890 году: Написал я в Костроме два портрета. Маленькие Александр и его сестра Софья, чутко воспринимавшие музыку, опрометью бежали к матери, чтобы сообщить: «Бог тата-та. » – в детском сознании служитель церкви Турчанинов был равнозначен Богу. Настоящий успех принесли Серову иллюстрации на исторические темы. Спустя много лет знаменитый уже мастер признался Чистякову: «Помню Вас как учителя и считаю Вас единственным (в России) истинным учителем вечных незыблемых законов формы, чему только и можно учить» 3.
Ефимовым и Н. Я. Я у них учусь» 7. На полотне изображена Вера Мамонтова, дочь Саввы Мамонтова. В 1910 году Серов получил заказ на роспись столовой особняка Носовых на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, который позволил бы художнику реализовать свои идеи.
В поисках ключа к созданию нового образа Гиршман он поначалу ориентировался на стиль Энгра, но в процессе работы точка отсчета сменилась: «Уж теперь не Энгр, а, пожалуй, к самому Рафаэлю подбираемся» 9. Сарабьянов, «стиль модерн в его русском варианте достигает своих вершин. Павловой (оба – ГТГ). Уточнен репертуар. В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы».
В доказательство неоправданных затрат приводились примеры с приобретением картин Врубеля «Пан» и «Демон поверженный». Поездка художника в Грецию в 1907 году дала новый вектор этому увлечению архаикой. Один из первых парадных портретов, «Портрет великого князя Павла Александровича» (1897), принес художнику золотую медаль «grand prix» на Парижской всемирной выставке 1900 года. Восемь лет, с 1788 по 1796 год, Карл Таблиц служил вице-губернатором Таврического наместничества, а позднее, в начале 1800-х годов, был назначен директором государственных лесов в лесном департаменте Министерства финансов. Вместе сНадеждой они построили при академии музей, который существует досих пор.
Впрочем, эти прогулки, независимо от практического результата, всегда были ему приятны. Тогда была создана серия портретов близких ему по духу и интересам людей – С. С. Прекрасно владея всеми техниками живописи и рисования, Серов первым утвердил карандашный портрет в качестве полноценого произведения искусства (портреты Шаляпина, Левитана и др. ) Конечно же, столь одаренная натура не могла сковывать себя только лишь рамками портретной живописи.
Поражает ювелирная разработка каждого сантиметра холста и удивительная свежесть живописи. Морозов, торопясь вернуться в Россию, попросил Серова навестить Воллара и, если картина стоит приобретения, тотчас ему телеграфировать. В начале своей деятельности Серов писал портреты тех, кто ему нравился. Прием калькирования для поиска максимально выразительной пластической формулы художник использовал при изображении животных для иллюстраций к басням И. А.
– В Египет. » 29. Изних особо знамениты готический особняк Зинаиды Морозовой наСпиридоновке работы Шехтеля (ныне Дом приемов МИД)— возможный прототип обиталища булгаковской Маргариты ипсевдомавританский замок Арсения Морозова наВоздвиженке (Дом приемов Правительства РФ). Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним. Серов писал И. С. Симонович-Ефимова. Генриетта Леопольдовна стала излюбленной моделью Серова.
Дягилева (1909). Можно даже сказать, что он исчерпывается в серовском совершенстве» 30. После революции его отдали американскому посольству. Особенно ярко это проявляется в графических портретах последнего десятилетия. Остались свидетельства современников, которые отмечали недюжинный ум Карла Густавовича.
«Какой молодец Антон. «Угрюмый и нелегко сходившийся с людьми, Валентин Александрович был очень расположен к ней, находя ее умной, образованной, культурной, простой и скромной, без замашек богатых выскочек и очень симпатичной» 8. Серов писал, что портрет «должен быть не хуже Орловой – такова воля заказчиков» 11. Перламутрово светится нежное лицо.
В девяностые годы все больше растет и крепнет мастерство Серова-портретиста. Строгий А. Н. Тогда с пути не собьешься» 12, – говорил он. В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами. Там были написаны лучшие его пейзажи: «Зимой» (1898, ГРМ), «Баба с лошадью» (1898, ГТГ), «Зимняя дорога в Домотканове» (1904, Рязанский художественный музей), «Стригуны на водопое» (1904, ГТГ) и другие.
Орловой напоминают рисование цветом. Особенно много работать акварелью Серов начал в конце 1890-х-1900-е годы. Чистякова.
Мамонтова (1898), Мариинского театра (1888 и 1907) и антрепризы С. П. Именно этот праздник сджазом, цветами иживыми птицами стал прототипом бала уСатаны в«Мастере иМаргарите». Вместе с В. Д.
Знакомство с Г. Л. Работы Серова уже тогда были отмечены печатью таланта и мастерства. Портрет Фаберже — один из галереи людей времени Серова. И. Е.
Мастерски передавая тончайшие градации оттенков серого и коричневого, Серов неизменно превращал непритязательный мотив в настоящее пиршество для глаз. Вот Петр завязывает у окна галстук в спальне дворца Монплезир. С самого возникновения антрепризы С. П. Первой масштабной работой Серова для театра становится оформление постановки оперы А. Н. В 1907 году Серов осуществил свою давнишнюю мечту – он поехал в Грецию, где его пленило «удивительное ощущение от света, легкого-легкого ветра, близости мраморов, за которыми виден залив и зигзаги холмов». Мария Симонович не смогла вернуться в Россию, какие уж возвращения после революции. В. В. Стасов предполагал, что инициатором таких музыкальных вечеров в доме Серовых был «великий приятель Николая Ивановича» протоиерей, который любил петь, аккомпанируя себе на фортепиано.
Вот и на портрете Фаберже мы видим абсолютно оригинальную композицию. Изподарковже России— построенная архитектором Робертом Фридрихом Мельцером петербургская «Читальня изал для народных чтений», открывшаяся в1901году. Рядом — другой семейный особняк, сегодня внем посольство Индии.
Сына она оставляет то у знакомых в некоей народнической «коммуне», то у родственников, то в Абрамцеве у Мамонтовых. На выставке представлены эскизы монументальных росписей, созданные по заказу издательств, графические «картины по русской истории», декорации для театра, знаменитая афиша для «Русских балетов Сергея Дягилева».
Как он рисует. в зеркале у края холста). Написанию занавеса предшествовала кропотливая подготовительная работа. Орловой (1911, ГРМ) – фиксация первого впечатления, которое трансформировалось в знаменитый парадный портрет княгини.
Здесь размещались дирекции механического завода «Людвиг Нобель» (вплоть до 1918г. ) и Товарищества нефтяного производства «Братья Нобель» (до 1910г. ). Представленные на выставке в ГТГ шаржи на Л. С. Здания виллы датируются концом XVII — началом XVIIIвека. Тамару Карсавину он изобразил со спины.
Эти работы принесли Валентину Александровичу большую известность и привлекли к нему широкий круг заказчиков. Олив (1909, ГРМ), по признанию И. Э. Александру Серову было тогда шестнадцать лет, Владимиру Стасову – двенадцать. Домотканово».
Шаляпина (1907, ГЦТМ). И. Е. Повезут также созданный Фокиным балет «Сильфиды» на музыку Шопена и «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» в постановке Фокина. В портретах Серова – его современники, разные по характеру, внутреннему миру: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891, ГТГ), обладающий, по образному выражению художника, золотой глоткой, жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1891, ГТГ), одухотворенный И. И. Левитан (1893, ГТГ), подчеркнуто-нервный Н. G.
Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. Одна из лучших композиций – темпера Петр 1 (1907, ГТГ). Очень достоверно передана обстановка комнаты. Одним из самых достоверных образов А. П. Он слышал выстрелы, видел убитых.
Совсем портретчиком становлюсь. Изучение монографий (по числу таких исследований Серов уступает только Репину) раскрывает широчайший спектр мнений и разнообразие оценок. Композиции у Серова не повторяются. Бакста (оба – первая половина 1900-х, ГРМ). Эскизы отличает единая приглушенная цветовая гамма, поэтично охарактеризованная А. Н. Впрочем, Орлова была интересна не только этим дамам.
Рисунок Анны Павловой Серов выполнил в той же экономной манере. Ее организовали разночинцы. В стремлении к максимальному обобщению формы художник пришел к графическому минимализму: «Хочу добиться, чтобы в рисунке было как можно меньше карандаша. » 13. В их доме всегда было многолюдно, велись оживленные разговоры об искусстве интересные научные и культурные диспуты.
В зрелый период творчества (после 1905 года) стремление к обобщению и лаконизму побуждало художника искать предельной выразительности контура, обходясь порой лишь несколькими оттенками серого, коричневого, черного и белого. Здесь располагалась ихусадьба, натерритории которой ныне размещается Научно-исследовательский физико-химический институт имени Л. Я.
Врубелем Серов писал декорации для домашних постановок, сам участвовал в них. Это требовало больших душевных затрат. Незадолго до смерти он заключил договор с И. Н.
В 1911-м он рисует К. С. В репинской свободной манере с мягкими растушевками выполнены портреты матери («В. С. Тем не менее Серов продолжал создавать рисунки вплоть до 1911 года.
Однако отнюдь не простота костюма поражает в портрете. Вилла «Абамелек» вРиме— поместье Абамелека-Лазарева иего супруги Марии Павловны Демидовой, княжны Сан-Донато. В 1886 году он пишет тонкую по настроению картину «Осенний вечер. Александр Николаевич вспоминал: «Серов очень ценил в моей жене ее "веселость" тот род шутливости, который был ей присущ» 18. Позднее он создает портреты И. Остроухова (1902), М. Горького (1905), А. Чехова (1903), Ф. Шаляпина (1905), Г. Федотовой (1905), М. Ермоловой (1905).
Кутепова «Царская и императорская охота на Руси. Целью его было оттачивание собственного рисовального стиля, доведение до совершенства лаконичной «серовской» линии. Они неизменно вдохновляли Серова на создание острохарактерных образов.
Интересен показанный на выставке вариант разработки костюма и грима Олоферна для Ф. И. Репина (1901, ГРМ). Костюмы и реквизит выдадут из Мариинского театра.
Лукомской» (1900, ГТГ), где сложная психологическая характеристика модели словно предрекает трагическую судьбу изображенной. Хотя и кроме портрета, ему, казалось, было подвластно все. Иконы изего коллекции— также вТретьяковской галерее. В 1890 году он пишет портрет А. Мазини, через год – портрет своего друга, художника К. Коровина, затем И. Левитана (1893), Н. Лескова, Н. Римского-Корсакова, И. Репина. Даже тень у Серова светоносна. Разрабатывая эту тему, Серов как бы преодолевал сопротивление материала: испробовав масло, темперу, акварель, он обратился к технике иконописи, написав «Кору» (1910, частное собрание) на иконной доске яичными красками.
Мамонтова в 1895 году. Строгий, почти монохромный портрет греющейся у печки С. В. Любопытен московский особняк Второва (Спасо-Хаус) встиле неоклассицизма, спрятанный варбатских переулках. С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов. — замахал руками Фаберже. Репетиции уже идут вовсю в специально предоставленном для этого театре «Эрмитаж».
Осенью мальчик был определен в Петербургскую гимназию-пансион. Стремясь обрести «современную манеру» изображения древнего мифа, художник переходит от традиционной станковой картины к монументальной форме панно, созвучной и античным первоисточникам и художественным поискам эпохи модерна. Чистякова (1881, ГТГ) и Е. Г. Хотя и кроме портрета, ему, казалось, было подвластно все. Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911, ГТГ), который, по свидетельству дочери Серова, все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана. Виды на урожай 1906 года», картины «Баррикады, похороны Н. Э. Баумана», «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. ».
Коллекционер попросил специалистов подобрать все имеющиеся изображения Карла Густавовича. — Впрочем, если министром ювелирного искусства, то я согласен. Она чуть повернула голову к зрителю, веки ее были полуопущены.
Именно тогда начал много рисовать маленький Тоша Серов – художник от Бога. Грабарь. В 1910 году состоялась премьера «Шехеразады» в оформлении Л. С. В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики. Серов был близок к кругу зачинателей «Русских сезонов» во главе с С. П.
«Не каждый день бывают такие находки. Ни один из этих замыслов не был доведен до конца, некоторые остались лишь в карандашных набросках, но само направление поисков художника симптоматично. «Он до страсти любил сцену и имел недюжинный актерский талант» 17, – отмечал И. Э.
Домотканово, 1888, ГТГ). Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту». Апозади Петровского путевого дворца находится вилла «Черный лебедь», построенная для еебрата Николая, благодаря которому изпечати выходил знаменитый журнал «Золотое руно» исвои выставки устраивало общество «Голубая роза». Но репертуар все же пришлось ужать.
«Острый глаз, острый карандаш» 4, – говорил о нем Л. О. 5 декабря 1911 года Валентин Серов спешил на портретный сеанс, но внезапно упал и умер от стенокардии. Оба портрета, безусловно, удались, но все же это была статика, в них отсутствовало пленительное волшебство движения, которое превращает балерин в эльфов, бабочек или в призрачных сильфид.
Днем люди трудились в поле, а по вечерам обучали крестьян грамоте. Взмахнул палочкой и зазвучала увертюра шумановского «Карнавала» в оркестровке Римского-Корсакова. Еесобрание попало вТретьяковку исегодня— это одни излучших образцов коллекции музея («Урсула Мнишек» Левицкого, «Дама врозовом» Рокотова, «Маргарита Долгорукова» Боровиковского ит. д. ). Трогателен портрет-барельеф работы Марка Антокольского (хранится в Третьяковской галерее) изображающий его брата, художника Марка, умершего в молодости.
Вот что писал об этом близко знавший его семью Илья Ефимович Репин: «Исключительной, огромной просвещенностью в деле искусства обладал весь тот круг, где Серову посчастливилось с детства вращаться. С угасанием люстр шум в зале затих. Именно здесь Эммануил Нобель провел демонстрацию дизельного двигателя.
И. Э. Следом за этой картиной в 1888 году Серов пишет другой свой шедевр – «Девушка, освещенная солнцем». Крылова – одного из самых знаменитых циклов Серова. Спустя несколько месяцев после постановки «Юдифи» в Мариинском театре в 1907 году Серов был привлечен к оформлению этой же оперы в Париже.
Каждые ее поза и жест, лаконичные и выразительные, представляли находку для художника. Гиршман в интерьере ее будуара. Шаляпин. В карандашном рисунке особенно наглядно прослеживается путь мастера от натурной штудии к лаконичному изображению-знаку, выразительной краткости высказывания, тот поиск «идеальной линии», которому были подчинены последние годы жизни художника. В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры Девушка, освещенная солнцем (1888, ГТГ). Ювелир все время уделял любимой работе, общению с сотрудниками и клиентами.
Один из критиков восторженно отзывался о Шаляпине в роли Олоферна, который, по его мнению, «развертывал "чудеса монументальной пластики", "громоздил один скульптурный момент на другой"» 22, но за каждой позой, за каждым жестом таился определенный смысл, содержание, подсказанное музыкой и главной чертой образа все же оставались понятность и простота. Эти рисунки заполняли целую стену той боковой комнаты во двор (в великолепной квартире Сережи в доме 11 по Фонтанке), которая служила "редакцией" в тесном смысле и куда посторонние не допускались. Это наполняет картину теплом домашнего уюта. Внимание художника привлекали подчеркнуто простые, неброские виды русской природы. «Поразительно, – писал он в Русском слове. – Все жалуются, что в России нет людей, что никто ничего не делает. В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию.
Его сын Давид предпочел незаниматься семейным делом истал видным ученым-востоковедом. Она также позировала художнику во время работы над портретом ГЛ. Написан портрет в 1889 году. Я только высмотрел, подметил. Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату.
После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника. Даже незаконченное полотно подтверждает: их желание, несомненно, было бы осуществлено. От нее веет здоровьем, безмятежностью. Обращение к работе над «Юдифью» и «Шехеразадой» было связано во многом с давним интересом Серова к искусству Древнего мира. Нет ничего странного, что Серов мог писать портрет Карла Густавовича. В 1910-1911 годах мастер, чей талант был признан и в Европе (галерея Уффици заказала Серову автопортрет, а Париж рукоплескал его занавесу для балета «Шехеразада»), вместе с начинающими художниками работал в студиях Жюльена и Коларосси в Париже.
По словам Бенуа, они с Костей Сомовым, забравшись в уголок, откуда был лучше виден «весь спектакль», могли «вдоволь любоваться чудесной фигурой княгини Ольги К. Орловой, одетой в изумительное желтое платье с золотыми блестками, специально к этому вечеру прибывшее из Парижа». В эти несчастные пропуски он писал пруд (Заросший пруд. Работая над сюжетом «Одиссея и Навзикаи», Серов признавался, что ему бы хотелось написать Навзикаю «не такой, как ее пишут обыкновенно, а такой, какой она была на самом деле» 27. Репин был его наставником с 9 лет. Однако балеты будут показаны без купюр. Портреты Г. Л. Мамонтовой (1887, ГТГ) отличаются характерной четкой проработкой контуров острыми штрихами угольно-черного карандаша.
Визит туда оказался успешным: по совету Серова Морозов приобрел для своего собрания два полотна Ван Гога – «Красные виноградники» и «Прогулка заключенных». В Никольском имении мальчик узнал красоту и магию русской природы. Впервую очередь, конечно, Нобелевскую премию. Серову и Шаляпину удалось вдохнуть жизнь в каменные рельефы Ассирии. Серова «Юдифь».
Ты, право, многое потерял, что не был с нами в Париже. Его отец был композитором и музыкальным критиком, а мать — выдающейся пианисткой. Для начала стоило сделать портретные рисунки обеих солисток. Уже в акварельном эскизе (1906, ГТГ) проступает сложный замысел художника. Симонович-Ефимовой.
В 1899-м он был привлечен к изданию Н. И. Многоплановость композиции и игра с отражением в зеркале отсылают зрителя к знаменитым «Менинам» Веласкеса. Серова», 1880, ГТГ), хозяина Абрамцево С. И. Мамонтовым.