«Серов начал класс обнаженной натуры в России. У Энгра есть портрет Рафаэля с Форнариной в том же тюрбане. Ближе к началу 1900-х годов художник обращается к русской истории. Репин стал заниматься с юным Серовым сначала в Париже, а затем в Москве и в Абрамцеве.
Здесь нет никакой иронии, никакого гротеска, он изобразил ее такую, какой он ее увидел. Театр был частью жизни Серова. Грабарь. Тем не менее Серов продолжал создавать рисунки вплоть до 1911 года.
Но тем не менее это абсолютно новая страница его творчества. закричал шут и опрометью бросился прочь. Бенуа как «древний ковровый подбор красок» 21. Утверждают, что это был сердечный приступ.
Крылова – одного из самых знаменитых циклов Серова. Серов мог». Видимо, на нее подействовало неодобрительное отношение к портретуее светских друзей. «Портрет княгини О. К. Орловой» считается лучшим портретом Серова. Он прошел стремительный путь, все время менялся. Мамонтова (1898), Мариинского театра (1888 и 1907) и антрепризы С. П.
Еще более Серова с мирискусниками объединял интерес к театру. В 1910 году состоялась премьера «Шехеразады» в оформлении Л. С. Написанию занавеса предшествовала кропотливая подготовительная работа. Его картины «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» стали свежим и исключительно сильным словом в изобразительном искусстве. В графике она начиналась как раз с Серова.
Симонович (1879, ГТГ) – будущей «Девушки, освещенной солнцем». 5 декабря День памяти художника Валентина Александровича Серова. Тот же прием использован и в монументальном портрете Ф. И. ред. ). В 90-х годах В. А.
Его портреты особенные, живые, что часто не очень устраивало тех, кого изображал Серов. По их мотивам Серов создал несколько вариантов эскизов (1910-1911 ГТГ, ГРМ, ГЦТМ), часть из которых представлена на выставке. Незадолго до смерти он заключил договор с И. Н.
Эти рисунки заполняли целую стену той боковой комнаты во двор (в великолепной квартире Сережи в доме 11 по Фонтанке), которая служила "редакцией" в тесном смысле и куда посторонние не допускались. Портрет Е. П. Она также позировала художнику во время работы над портретом ГЛ.
Серов иногда говорил об этом «как это хорошо, как это подробно» и вот здесь он включил Европу как миф, который лежит в основе европейской культуры, в каждую молекулу. Там были написаны лучшие его пейзажи: «Зимой» (1898, ГРМ), «Баба с лошадью» (1898, ГТГ), «Зимняя дорога в Домотканове» (1904, Рязанский художественный музей), «Стригуны на водопое» (1904, ГТГ) и другие. Ровно 100 лет назад, в 1911 году, его не стало. Можно даже сказать, что он исчерпывается в серовском совершенстве» 30. Если в чем выше других, упаси вас Бог показать им это».
Сколько любви и чувства изящного. Уже в акварельном эскизе (1906, ГТГ) проступает сложный замысел художника. Обращение к работе над «Юдифью» и «Шехеразадой» было связано во многом с давним интересом Серова к искусству Древнего мира.
Чистякова (1881, ГТГ) и Е. Г. Серов писал, что портрет «должен быть не хуже Орловой – такова воля заказчиков» 11. Художник становился все более замкнут, угрюм, резок в суждениях, вспыльчив.
«Угрюмый и нелегко сходившийся с людьми, Валентин Александрович был очень расположен к ней, находя ее умной, образованной, культурной, простой и скромной, без замашек богатых выскочек и очень симпатичной» 8. Чистякову. Он не хотел быть злым, просто видел гораздо больше, чем видим мы». А эта версия перегружена и более насыщена деталями. Представленные на выставке в ГТГ шаржи на Л. С.
Она была двоюроднойплемянницей Саввы Ивановича Мамонтова. Серова, показывала рисунки сына. Именно Серов первым ввел рисование с обнаженной женской модели. В то же время появились его политические карикатуры «1905 год: После усмирения», «1905 год. Это было большое достижение и вел этот класс Серов. Видимо, на нее подействовало неодобрительное отношение к портрету ее светских друзей. И укрепился в своем стиле.
Портрет княгини П. И. ЩербатовойВалентин Александрович Серов умер утром того дня, когда он должен был ехать на Новинский бульвар к Щербатовым на очередной сеанс. Дягилева (1909). С самого возникновения антрепризы С. П. Вскоре Серов заключил соглашение с Дягилевым о создании к следующему балетному сезону занавеса-эпиграфа к «Шехеразаде». Отъезд полотна состоится через две недели. Привязанность к скупому северному пейзажу, умение увидеть и передать его особую выразительность художник перенес в свои исторические картины («Петр I», 1907, ГТГ «Петр I на работах», 1910-1911, ГТГ, ГРМ) и др. «Здесь штрих абсолютно другой.
– В Египет. » 29. Занавес нередко удостаивался специальных аплодисментов публики. Виктор Петрович отказался от выплат, в благодарность правление железной дороги присвоило станции название «Обнинское». Вот что он писал:Пишу в настоящее время княгиню Щербатову, портрет коей должен быть не хужеОрловой — такова воля заказчиков, — да. Строгий А. Н.
Конец XVII и XVIII век». Крылова». Работа над ними была начата по приглашению А. И. Репина (1901, ГРМ).
Очерченное жестким контуром обнаженное тело на фоне монохромного холста напоминало древний рельеф и одновременно было эпатирующе новым. Серов участвовал в создании декораций для нескольких постановок: для Русской частной оперы С. И. Мамонтова в 1895 году. Бакста, С. П.
Гиршман и О. К. Его в этом случае сравнивали с Цорном, говорили, будто он что-то берет от него. Серова, автора многих известных классических опер. Строгий, почти монохромный портрет греющейся у печки С. В. «Занавес — это, конечно, сенсация выставки. При их написании художник искал новые, собственные приемы передачи света и тени, стремился к максимальному сохранению свежести красок «при полной законченности, как у старых мастеров».
Дягилевым, стоял у истоков этого грандиозного предприятия. «Он до страсти любил сцену и имел недюжинный актерский талант» 17, – отмечал И. Э. Здесь же есть типичный серовский прием: собачка уподоблена силуэту балерины.
Мамонтовой (1887, ГТГ) отличаются характерной четкой проработкой контуров острыми штрихами угольно-черного карандаша. Шаляпина (1905, ГТГ) и в рисунке знаменитой афиши с изображением Анны Павловой в образе Сильфиды (1909, ГРМ), по поводу которой один из современников то ли с иронией, то ли всерьез заметил, что в Париже «портрет Павловой работы Серова вызвал больше откликов в печати, чем сама Павлова» 19. Олсуфьевой (1911, ГМИИ) соответствует аскетичной натуре этой удивительной женщины – фрейлины императрицы и. художника-реставратора. Карсавиной и А. П. На выставке «Два века русского искусства и живописи» в 1906 году он не очень прозвучал и понял, что постарел.
Поленовым и М. А. Поначалу Серов долго отказывался от этой должности, не чувствуя в себе способностей к преподаванию. Даже незаконченное полотно подтверждает: их желание, несомненно, было бы осуществлено. Он работает ограниченно в цвете и на самом деле использует всего несколько цветов. Ее муж построил храм на Куликовом поле, оплачивал иконостасы общества «Русская икона», разрабатывал понятие обратной перспективы вместе со Флоренским. Серов писал: «.
Пастернак. В начале 1880-х в репинской мастерской устраивались «акварельные воскресенья» для начинающих художников. Бенуа (1908, ГРМ) – передан жизнерадостный нрав женщины. – Берегись, чтобы орел не прилетел с посошком.
В чем обвиняли Серова. Нарисовал Антокольского, сейчас буду хвастать. Кто эта женщина. Он показывал самую суть человека, больше, чем есть во внешнем облике. В одну из ассамблей, Балакирев наговорил много лишнего, хотя и справедливого. Критик С. С. Голоушев писал: «Возьмите, скажем, портрет княгини Юсуповой. Виды на урожай 1906 года», картины «Баррикады, похороны Н. Э. Баумана», «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. ».
Я у них учусь» 7. Дягилев включил ее в программу своей антрепризы. Карзинкиной (1905, БГХМ) вторит мягкий пастельный штрих, а декоративную красоту изображения подчеркивает пустое пространство листа. Репин признавал талант Серова-акварелиста еще в его ученические годы. Серову и Шаляпину удалось вдохнуть жизнь в каменные рельефы Ассирии.
Однако его приход открыл новую эпоху в истории училища. Это фрейлина императорского двора. Мастер не нарушал границ жанра, предельно утрируя характеристику лишь в шаржах. Есть еще большая канторовская версия, но она более плакатная.
Чехова, по признанию современников, является портрет 1902 года (ГЛМ), написанный Серовым за несколько кратких сеансов. Серова «Юдифь». Овальный портрет Е. П. Олив (1909) захватывает изяществом рисунка и формы, утонченными сероголубоватыми тонами. Валентин Серов. Среди них и портрет учителя – И. Е.
Чистякова. К лучшим произведениям мастера относится акварельный «Портрет С. М. Спустя много лет знаменитый уже мастер признался Чистякову: «Помню Вас как учителя и считаю Вас единственным (в России) истинным учителем вечных незыблемых законов формы, чему только и можно учить» 3. И. Е.
Текучесть, «подвижная сущность» акварели раскрывает сам процесс создания портрета, отражает темп работы художника, обладающего способностью мгновенно схватывать облик и психологическое состояние модели. Вскоре в округе развернулось строительство МосковскоКиевоВаршавской железной дороги. Да и глядит-то она куда.
Ефимовым и Н. Я. Последнее произведение Серова, работу над которым оборвала смерть художника, – классицистический портрет П. И. Женская можель появилась в самые последние годы XIX века, в Третьяковской галерее этому была посвящена отдельная выставка, она называлась «Магия тела». Этонеобыкновенное по красоте зрелище подчеркивало жизненную полноту образа.
Женские портреты. Грабарь отмечал «то стремление к упрощенности линий и форм, которое характерно для последнего года серовских исканий» 28. Техника пастели, традиционно пограничная между живописью и рисунком, у Серова демонстрирует множество вариантов их сочетания: ранние его пейзажи – это скорее «живопись цветными мелками», а портреты Г. Л. Интерес Серова к графическим техникам обусловлен не только индивидуальным дарованием, но и чуткостью к главным тенденциям эпохи, к стилю модерн, тяготеющему к условности языка, декоративной плоскости, выразительности линии и силуэта. Вот, например, Гиршман он рисует параллельными тягучими линиями, добавляет кисть и растушевку, эти сгущенные линии вспыхивают всего несколькими цветными бликами и оттенками. И здесь практически нет цвета, он очень аскетичный.
Бенуа – А. К. Когда он узнал, что его собираются арестовывать, он приехал в Москву в Третьяковскую галерею, а потом перешел в институт Грабарей (Всероссийский художественный научно-реставрационный центр (ВХНРЦ) им. Немножко суховато, но не неблагородно, в отличие от бакстовской сладкой роскоши» 25. Легким разворотом позы он подчеркивает изящество модели, ее грациозность и хрупкость. Цорновская экспрессия была новаторской, хотя что можно понимать под новарторством.
Краткая биографическая справка. Что мы видим здесь. Гиршман – начало целенаправленного поиска «большого стиля», опирающегося на достижения мастеров прошлого и отвечающего запросам нового времени. воспоминания современников.
Каждая волна как устрица, как моллюск, скрывает в себе изгиб быка, Европу. Как он рисует. Каждые ее поза и жест, лаконичные и выразительные, представляли находку для художника. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси.
«Надо знать ремесло, рукомесло. В 1906-м Серов приступил к работе над портретом ГЛ. Либо писал портрет Турчанинова, в котором слышится его голос с хрипотцой. В 1880 году Серов поступает учиться в Академию художеств к прославленному П. П. На выставке представлено несколько изображений любимой модели Серова – Веры Калашниковой. И собачка совершенно повторяет ее силуэт и задает ключ этим потрясающим кружевам и цвету».
«Не каждый день бывают такие находки. Александр Николаевич вспоминал: «Серов очень ценил в моей жене ее "веселость" тот род шутливости, который был ей присущ» 18. На выставке представлены эскизы к постановке в Мариинском театре 1907 года (ГТГ, ГРМ). В 1911 году Серов создал знаменитый овальный портрет Генриетты Леопольдовны, в котором он опять прибегает к эффекту «пластического цитирования» или, точнее, своеобразного творческого диалога со «старыми мастерами». Симонович-Ефимова. Он многое успел сделать, сменил несколько направлений. Есть несколько вариантов работы и этот вариант я люблю больше остальных: здесь совершенно ясна концепция Серова, она воплощена полностью.
Он очень часто менял свое искусство, старался быть всегда во времени. Ростроповича) был исполнен в Париже в конце мая – начале июня 1911 года совместно с И. С. В 1910-1911 годах мастер, чей талант был признан и в Европе (галерея Уффици заказала Серову автопортрет, а Париж рукоплескал его занавесу для балета «Шехеразада»), вместе с начинающими художниками работал в студиях Жюльена и Коларосси в Париже. Ольга Атрощенко, куратор выставки (живописная часть):«Девочка с персиками» была написана двадцатидвухлетним мастером, тогда совсем еще никому не известным художником и сразу снискала заслуженную славу. В 1899-м он был привлечен к изданию Н. И. Молодая женщина в темном платье почтисливается с темнокоричневым мерцающим фоном.
Бенуа писал о шуточных зарисовках, созданных Серовым во время встреч «мирискусников» : «Какие чудесные, необычайно меткие карикатуры нарисовал он на всех нас. В поисках ключа к созданию нового образа Гиршман он поначалу ориентировался на стиль Энгра, но в процессе работы точка отсчета сменилась: «Уж теперь не Энгр, а, пожалуй, к самому Рафаэлю подбираемся» 9. В стремлении к максимальному обобщению формы художник пришел к графическому минимализму: «Хочу добиться, чтобы в рисунке было как можно меньше карандаша. » 13. Серов широко использовал метод калькирования: нарисовав фигуру на полупрозрачной бумаге, накрывал рисунок другим полупрозрачным листом и, обведя наиболее удавшиеся контуры, продолжал рисовать уже на новой «подложке».
«Чем больше дано вам, – повторяла она мне и брату, – тем более вы должны другим. Заказ послужил поводом для создания не только иллюстраций, но и выдающихся станковых произведений: «Петр II и цесаревна Елизавета Петровна на псовой охоте» (1900), «Екатерина II на соколиной охоте» (1902), «Петр I на псовой охоте» (1902, все три – ГРМ). Какое-то время он работал в Третьяковской галерее, но совсем недолго, в 1934–1935 годах. В своих произведениях он хотел выразить ее смех, ее улыбку. В. О. Грабарь особенно подчеркивал: «Серов считал, что художник должен уметь работать всем на свете, чем только возможно работать исходя из того, что и сама натура бесконечно разнообразна и неповторима, да и настроение, чувство художника неодинаково вчера и сегодня: сегодня хочется сделать так, а завтра по-другому.
Олив (1909, ГРМ), по признанию И. Э. Чистяков хорошие семена посеял, да и молодежь эта золотая. Чаще всего источником вдохновения для Серова служило имение семьи Дервизов – Домотканово. Они воплотились в серии работ на античную тему, где художник стремился соединить натурные наблюдения с образами прошлых эпох.
Бальмонта (1905, ГТГ), сотканный из угольно-черных динамичных штрихов, которые подчеркивают нервическую натуру эпатирующего публику поэта. До конца жизни Серов продолжал учиться. Он в корне изменил свое искусство, стал иначе думать иначе работать. Живописный портрет 1907 года (ГТГ) был причислен И. Э. Работы Серова уже тогда были отмечены печатью таланта и мастерства.
Он писал пейзажи, картины на исторические темы и конечно же портреты. Властными, энергичными движениями угля мастер выявляет особую скульптурную стать модели. Каждая из работ 1911 года самоценна. Портрет Е. П. Олив. Один из критиков восторженно отзывался о Шаляпине в роли Олоферна, который, по его мнению, «развертывал "чудеса монументальной пластики", "громоздил один скульптурный момент на другой"» 22, но за каждой позой, за каждым жестом таился определенный смысл, содержание, подсказанное музыкой и главной чертой образа все же оставались понятность и простота.
Тогда с пути не собьешься» 12, – говорил он. Орловой напоминают рисование цветом. Он скончался от разрыва сердца в возрасте сорока шести лет.
Совесть меня мучает. В 1911-м он рисует К. С. Он единственный, как писал Сарабьянов, воплотил в своих работах стиль модерн в полной мере: «Модерн воплотился в творчестве Серова в его совершенстве и его совершенством же и закончился».
Но это не просто Рафаэль, это энгровский Рафаэль. В 1909-1910 годах он создает удивительные по своей графической чистоте рисунки балерин «Русских сезонов» – Т. П. Грабарь писал: «Серов берет свою модель каждый раз по-другому, так, как не брал до этого еще ни одну из прежних и так, как он находил это для нее наиболее характерным» 10.
Будьте скромны. Нюансы поведения и характера модели переданы здесь превосходно. Художник, по-видимому, не желал повторять композицию «Девушки, освещенной солнцем» – отсюда горизонтальный формат, в котором по-иному организуется картинное пространство. И. Е. Чем она может быть мне интересна. Симонович-Ефимовой. Щербатовой (1911, ГТГ).
Врубелем Серов писал декорации для домашних постановок, сам участвовал в них. Особенно ярко это проявляется в графических портретах последнего десятилетия. А я, между тем, страшно люблю этот портрет. И. Э.
«Серов создал целый цикл портретов семьи Юсуповых и все они высочайшего уровня. Работая над сюжетом «Одиссея и Навзикаи», Серов признавался, что ему бы хотелось написать Навзикаю «не такой, как ее пишут обыкновенно, а такой, какой она была на самом деле» 27. Поездка художника в Грецию в 1907 году дала новый вектор этому увлечению архаикой. Для его коллег и ценителей живописи это стало настоящим ударом. Серов был крайне скромен, оценивая реакцию публики на свою работу. В 1910 году Серов получил заказ на роспись столовой особняка Носовых на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, который позволил бы художнику реализовать свои идеи. С. П.
Художники до него такими задачами не интересовались». Как писал А. Эфрос: «Надо просто перейти на какой-то другой материк, погрузиться в другую действительность, чтобы отсюда добраться до его исторических картин Обращение Серова к личности Петра и к исторической теме в целом связано в том числе и с его сближением с художниками «Мир искусства», основными идеологами ретроспективизма. Серов умел находить уникальную черту, позу, жест модели и намеренно подчеркивал, заострял их в портретах.
Если бы не это, мы не знаем, что было бы дальше со стилем модерн в России». Но почему я останавливаюсь на Юсуповой. Орловой (1911, ГРМ) – фиксация первого впечатления, которое трансформировалось в знаменитый парадный портрет княгини. Гиршман сохранил фрагменты и втайне от автора отдал на реставрацию. В поисках образа Европы в композиции «Похищение Европы» (1910 ГТГ, ГРМ, МАГМА) он мечтал «оживить» древнюю скульптуру Коры, придав ей пластику реальной женщины. живопись В. А.
Первой масштабной работой Серова для театра становится оформление постановки оперы А. Н. «Скупой на восторги» Серов был настолько очарован балетом, что выразил это в хвалебном отзыве: «Так много вложено в эти танцы истинной красоты, красоты одеяний, фона, красоты самих существ, движимых пленительной музыкой Римского-Корсакова, что. Занавесов сохранилось мало, хотя и не так мало, как нам кажется.
Репин, которому, по совету М. М. Мамонтовым.
Портреты Г. Л. И. Е. Серова ценили и ценят за свежесть красок, за правду жизни.
Работы для театра выделены в отдельный раздел выставки. Выразительный образ экстравагантной О. К. Серов Валентин Александрович родился в семье известного композитора А. Н. Шаляпин. Внимание художника привлекали подчеркнуто простые, неброские виды русской природы.
1910Уверенным, абсолютным рисунком изысканной и благородной гаммой привлекают зрителя портрет И. Ю. Грюнберг (1910) и полотно «Натурщица» (1905). Но дарованьями своими она не чванилась, а была сама простота и скромность. Он, например, писал поясной портрет и задавал вопрос, заметно ли, что он высокого роста. Начиная с 1890-х годов в творчестве В. А.
– сказал с улыбкою Государь. Ай-ай-ай. Особый раздел выставки составляют акварельные работы Серова. Грабарем к лучшим произведениям Серова. Серова. Один из первых ее портретов – свободный рисунок гуашью на картоне (1904, ГТГ) – построен на выразительности изысканного силуэта и кажется идеальным воплощением стиля модерн.
«Три впечатления захватили художника особенно: море, архаическая эллинская скульптура и Акрополь» 26. Серов писал И. С. Спустя несколько месяцев после постановки «Юдифи» в Мариинском театре в 1907 году Серов был привлечен к оформлению этой же оперы в Париже. Портрет своей жены Ольги Серовой.
И абсолютно фантастический рисунок рукавов. Сарабьянов, «стиль модерн в его русском варианте достигает своих вершин. Повели подать другого орла, да побольше а то хоть и таких парочку.
Хрупкой женственности Е. С. Интересен показанный на выставке вариант разработки костюма и грима Олоферна для Ф. И. Павловой (оба – ГТГ). Таков портрет К. Д. видишь и ощущаешь близость Востока и признаешь сказку из тысячи и одной ночи» 24. Генриетта Леопольдовна стала излюбленной моделью Серова. Художник избрал точку зрения снизу вверх, словно изображенный находится на сцене, слегка возвышаясь над зрителем.
Эскизы отличает единая приглушенная цветовая гамма, поэтично охарактеризованная А. Н. Бакста (оба – первая половина 1900-х, ГРМ). Грабаря, – лучший из овалов, реминисценций живописи XVIII века.
Целью его было оттачивание собственного рисовального стиля, доведение до совершенства лаконичной «серовской» линии. В этой картине он воплотил то, о чем давно мечтало и грезило русское искусство, о чем спорили два великих мэтра — Крамской и Репин: как сделать так, чтобы русское искусство стало таким же светлым и чистым, как живопись французских импрессионистов и при этом сохранило свою содержательность. Занавес (фонд М. Л. Особенно много работать акварелью Серов начал в конце 1890-х-1900-е годы. Вот таким образом здесь можно найти такую двойную стилизацию и игру.
вскричал Балакирев, упав на колена. - Пей, говорят тебе. Только руки и драгоценноеожерелье на шее героини излучают свет, а лицо – радостное сияние. Это балерина, не Большого театра, но с осанкой и достоинством балерины. Они неизменно вдохновляли Серова на создание острохарактерных образов.
Шаляпина (1907, ГЦТМ). «Какой молодец Антон. Умна, образованна, артистична, добра. Репин был его наставником с 9 лет.
Тогда была создана серия портретов близких ему по духу и интересам людей – С. С. Стремясь обрести «современную манеру» изображения древнего мифа, художник переходит от традиционной станковой картины к монументальной форме панно, созвучной и античным первоисточникам и художественным поискам эпохи модерна. Ведь этакое создание. Мы назвали раздел, где висит эта работа, «Формула портрета», так как каждый раз работая с новой моделью Серов выбирал новую систему приемов. Из Парижа она дюжинами вывозила платья. Разрабатывая эту тему, Серов как бы преодолевал сопротивление материала: испробовав масло, темперу, акварель, он обратился к технике иконописи, написав «Кору» (1910, частное собрание) на иконной доске яичными красками. Серов был близок к кругу зачинателей «Русских сезонов» во главе с С. П.
Дягилева, И. Э. Если первый портрет Гиршман напоминает о Веласкесе, обыгрывает системы «Менин» с отражением в зеркале, близок по колористической гамме — а это понятно, Веласкес был важен для Серова, — то здесь, как писал сам художник, он обращается уже к Рафаэлю. Карзинкиной» накануне отъезда картины в Третьяковскую галерею. Знакомство с Г. Л. тонкая и изящная и всегда была окружена мужчинами. Мамонтова (1879, ГРМ), двоюродной сестры М. Я.
Ну а дальше началась война, как только умер Серов. Посмотрите, какой резкий скачок он сделал за это время. Бакста.
В репинской свободной манере с мягкими растушевками выполнены портреты матери («В. С. На выставке представлены эскизы монументальных росписей, созданные по заказу издательств, графические «картины по русской истории», декорации для театра, знаменитая афиша для «Русских балетов Сергея Дягилева». А энгровский портрет, в свою очередь, отсылает нас к образу Форнарины Рафаэля. Станиславского (ГТГ), друга детства, когда-то они вместе выступали на сцене в доме Мамонтовых.
Вэтом произведении, в отличие от «Девушки, освещенной солнцем», акцентирована сугубо портретная задача – мелкие черты лица, затененного полями шляпы, характерная легкая сутулость, немного застенчивый взгляд иногда свойственный человеку, внезапно заметившему, что его зарисовывают или фотографируют, а он при этом желает казаться естественным. Антокольского, мать будущего художника, В. С.
Либо глухоту мог выразить. Валентин Серов. В карандашном рисунке особенно наглядно прослеживается путь мастера от натурной штудии к лаконичному изображению-знаку, выразительной краткости высказывания, тот поиск «идеальной линии», которому были подчинены последние годы жизни художника. Боткина, Л. С. С присущей ему скромностью или иронией художник отмечал: «Я ведь все-таки немного и пейзажист» 5. Посмотрите, какого здесь цвета море, можно ли передать это зеленое балтийское море.
Серова», 1880, ГТГ), хозяина Абрамцево С. И. Гиршман в интерьере ее будуара. И здесь есть немного иронии. Черты этой натурщицы проступают в облике Европы в композиции «Похищение Европы» (1910).
Лукомской» (1900, ГТГ), где сложная психологическая характеристика модели словно предрекает трагическую судьбу изображенной. Ирина Шумалова, куратор выставки (графическая часть):«Между портретом, который начинает эту выставку, «Девочка с персиками» и портретом Иды Рубинштейн — пропасть. Его отец был композитором и музыкальным критиком, а мать — выдающейся пианисткой. Высока, тонка изящна, смугла и черноволоса, с блестящими, как звезды, глазами.
Портрет И. Ю. Грюнберг. Здесь, как писал Д. В. Дягилева в Париже Серов принимал живейшее участие в ее судьбе.
Валентин Серов родился в артистической семье. Украшением выставки является впервые привезенный в Москву подлинный занавес к балету «Шехеразада» – единственный реализованный при жизни Серова проект, отражающий его стремление к монументальной форме. Теперь это известный город Обнинск недалеко от Москвы. Валентин Серов. «Острый глаз, острый карандаш» 4, – говорил о нем Л. О. Чарам ее никто не мог противиться. Настоящий успех принесли Серову иллюстрации на исторические темы.
Одним из самых достоверных образов А. П. В пастельном портрете жены художника А. Н. И. Э. Вместе с В. Д. академика И. Э. Грабаря —Прим.
«Другой важной его работой я бы назвала портрет Михаила Абрамовича Морозова. «Про «Похищение Европы» я знаю художественную тайну. 1909Русский художник и историк искусства Игорь Грабарь считал одним из лучшихпортретов Валентина Серова портрет М. К. Олив (1895). Пришлось писать с 8 утра до 8 вечера (этак со мной еще не было).
Портреты П. П. Многоплановость композиции и игра с отражением в зеркале отсылают зрителя к знаменитым «Менинам» Веласкеса. За отчуждение частных земель под железную дорогу всем владельцам полагалась компенсация. В эскизах Серова И. Э.