Купить картину или постер "Портрет князя Владимира Михайловича Голицына", художника Валентина Серова вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.
Графические портреты Валентина Серова. Стало быть, дела Михаила Александровича не так плохи. в зеркале у края холста). И потому отношение к В. М. Голицыну со стороны Серова было весьма сдержанным, с внутренним холодком. Нюансы поведения и характера модели переданы здесь превосходно. Художник, по-видимому, не желал повторять композицию «Девушки, освещенной солнцем» – отсюда горизонтальный формат, в котором по-иному организуется картинное пространство. — В кн. : Очерки по истории русского портрета конца XIX — начала XX века.
От Дягилева Серов узнал, что портрет Брюсова Врубель исполнил совсем недавно, в психиатрической клинике Усольцева, где он теперь содержался. Приобрел Владимир Осипович и несколько работ Серова. Но этих ожиданий Сергей Павлович не оправдал и в начале 1906 года вновь доказал, что бездействие и ожидание «лучших времен» ему противопоказаны. В одной из них, «После усмирения», Николай II, стоя на рядком уложенных трупах, с теннисной ракеткой под мышкой, награждает крестами взвод вытянувшихся перед ним туповатых солдат.
В одну из ассамблей, Балакирев наговорил много лишнего, хотя и справедливого. Но любопытно, что, по свидетельству Ал. Современники вспоминали, чтонезадолго до своей смерти, художник, долго рассматривал картину в Третьяковской галерее, после чего махнул рукой и сказал «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уже не вышло, тут весь выдохся». Но с этим чрезмерно самокритичным заявлением художника, я уверена, не согласится ни один посетитель выставки, Серов – великий портретист, который в неповторимой живописной манере сумел создать для истории целую энциклопедию лиц и образов рубежа 19 и 20 веков. Критика современников. Бенуа, вызволить Гржебина из «Крестов» помог близкий к «Миру искусства» лейб-медик С. С. Боткин, убежденный монархист.
Путешествуя по Европе, Серов наверняка видел живопись импрессионистов, поставивших категорию «свежести» в центр своей художественной программы. Очень хотел бы получить для Парижа лучшие из твоих последних работ. Художник настоял, чтобы собачка была на портрете, уверяя, что именно «это лучшая его модель». Сахарова.
вскричал Балакирев, упав на колена. - Пей, говорят тебе. Органичными для художника явились приемы декоративного решения (живописный лаконизм, обобщенность форм) его поздних работ «Одиссей и Навзикая» и «Похищение Европы» (обе – 1910, Государственная Третьяковская Галерея). Похоронена на Дорогомиловском кладбище в Москве. –Теперь, когда уже обсуждался вопрос о финансировании, уверен полностью.
Где ему вроде бы совсем не место. В начале XXвека разрабатываются первые проекты Московского метрополитена, осуществить которые, однако, помешала война и Революция.
Если в чем выше других, упаси вас Бог показать им это». Умна, образованна, артистична, добра. Жизнь и творчество. Серов. На портрете два персонажа – Юсупов и его мопс Клоун, – такой же своенравный, как хозяин.
– Берегись, чтобы орел не прилетел с посошком. Письма, дневники, воспоминания. Слава знаменитого портретиста влекла заказы от аристократов, банкиров, промышленников. Портреты И. Е. Репина, К. А. Коровина, И. И. Левитана, Н. С. Лескова, А. М. Горького, А. П. Чехова, Н. А. Римского-Корсакова, Ф. И. Шаляпина, М. Н. Ермоловой, В. И. Качалова, К. С. Станиславского, Т. П. Карсавиной – в ряду высших достижений русского портретного искусства конца XIX – начала XX в. Один из самых необычных портретов «Портрет Иды Рубинштейн» (1910) Серова был написан в Париже, незадолго до его смерти. Появившись с кратким визитом в Москве и заехав к Серову, он ознакомил его со своей очередной идеей – организовать в Петербурге новую выставку художников, когда-то объединенных «Миром искусства».
М. — Л., 1948, с. 330. 4 В. А. Вот и сейчас привез очень свежие по настроению и живописи картины: несколько натюрмортов – хризантемы и сирень с незабудками, а также вид засыпанного снегом балкона загородного дома и заиндевевших деревьев. Правда, многие опасались ему позировать, ведь художник видел то, что люди пытались скрыть. Письма.
Очень достоверно передана обстановка комнаты. В 1888 году художник дебютировал с двумя картинами «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» радостными красками, тонкой передачей света и воздуха имевшими сенсационный успех и воспринятые как новое слово в искусстве. Переписка, с. 231). 10 И. Грабарь. А я, между тем, страшно люблю этот портрет. Эта дискуссия с Дягилевым вспомнилась Серову, когда он прочитал в очередном номере журнала «Золотое руно» статью «Художественные ереси» продолжавшего жить в Париже Бенуа.
Но главным для художника на протяжении всей жизни оставался портрет. Почти монохромная живопись (Серов всегда сдержан в цвете, к тому же портрет написан темперой, лишенной масляного блеска) вдруг сама начинает плодить фантомные формы: парик напоминает лишнюю голову, брошенные ткани выглядят как сгустки красочной материи, не имеющие имен в мире вещей. Но пока, до отъезда супругов в Париж, успел сделать лишь предварительный рисунок.
Образ сложен и каждый может прочитать его по-своему. Поленов. М., 1964, с. 45. 13 С. Яремич, указ. — Искусство, 1965, 10, с. 59. 15 Э. Мане.
Высока, тонка изящна, смугла и черноволоса, с блестящими, как звезды, глазами. Картину «Девушка, освещенная солнцем» (портрет М. Я. соч., 1914, с. 126. 2 И. Репин, указ. Чем она может быть мне интересна. Реформы Валентина Серова.
Воспоминания. Даже не жила, а воплощала – богемность, декадентство, стиль модерн (уже идущий на убыль, но обещающий перевоплотиться в ар-деко). М. – Л., 1945, с. 26. 6 Д. Сарабьянов. В живописи ее лица кистевой размах, с которым перечислены «околичности», как бы приостанавливается: оно – центр композиции и трактовано со всей бережностью. Изгибы мебели ищут рифмы в изгибах стенной лепнины, тени предметов не соответствуют самим предметам – и чье-то допущение о том, что отражение вазы, повторяя контуры головы Орловой, должно свидетельствовать о «пустотелости» великосветской красавицы, не кажется произвольным. Зеркало, усложняющее пространство, позволило ему поместить в зеркальной глубине и собственную фигуру за мольбертом – устроив тем самым отсылку к целому пласту подобных вхождений автора в текст: от «Портрета Арнольфини с женой» Яна ван Эйка до «Менин» Веласкеса В «Портрете Арнольфини с женой» Яна ван Эйка в зеркале отражаются фигуры двух людей, а над зеркалом помещена надпись «Ян ван Эйк здесь был». В. Серов.
По остроте характеристики портрет порой граничит с шаржем, когда, по словам самого художника, «шарж сидит в самой модели». Это наполняет картину теплом домашнего уюта. Неизменным будет с этого времени успех Серова на выставках передвижников, а затем и «Мира искусства», но никогда не будет существовать для него окончательно найденной манеры, раз и навсегда усвоенных выразительных средств. От нее веет здоровьем, безмятежностью. В этом портрете Серов изображает жену известного московского капиталиста именитую московскую красавицу, на фоне богатого туалетного столика, отделанного модной тогда карельской березой. Портрет Зинаиды Юсуповой – из тех, в которых этот метод оттачивается.
Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. Рисунок изображающий Анну Павлову в балете «Сильфиды» (1909, Государственный Русский Музей) исполнен для плаката к выступлениям русского балета в Париже. Картина, с которой началась серовская слава и самый известный его портрет. Он имел репутацию неподкупного человека. Воспоминания о Серове.
Заказчики не всегда радовались итогам серовской работы. соч., с. 14. 14 О. Лясковская. Славился своим ораторским даром.
Серов. Именно при Голицыне городские предприятия в целом выходят на прибыль и к 1901 году её доля в доходах бюджета достигает 28 (столько же приносил налог на недвижимость). Через жену художника Дягилеву удалось получить два ее превосходных портрета – на фоне березок и у горящего камина («После концерта»).
Сочетанием графических и живописных средств достигнута выразительность портрета известной танцовщицы Иды Рубинштейн (1910, Государственный Русский Музей). Парадоксально, что именно Серову, желающему изображать лишь «отрадное», выпало возродить жанр парадного заказного портрета, который довольно долго пребывал в небрежении. Из современных художников он отдавал предпочтение кругу «Мира искусства» и имел в своем собрании произведения Добужинского, Борисова-Мусатова, «Демона сидящего» Врубеля и его же картину «Тридцать три богатыря».
К ним относились и упомянутый «Сумской полк» и «Похороны Баумана» и карикатуры на царя и царицу. Домотканово», «Баба с лошадью». кубометров в сутки). соч., с. 341. 3 Е. В. Модель, что существенно, осталась довольна. Картинабыла создана, когда емубыло лишь 23 года.
Синяя ткань и зеленый шарф сочетанием цветов отсылают к вавилонским постройкам из глазурованного кирпича и в восхищенных речах Серова акцентируется «восточное» : «рот раненой львицы», «оживший архаический барельеф», «и глядит-то она куда – в Египет. ». Критик С. С. Голоушев писал: «Возьмите, скажем, портрет княгини Юсуповой. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. Повели подать другого орла, да побольше а то хоть и таких парочку. Красота намекает на какие-то связи всего со всем».
Некоторые мысли в связи с появлением на свет «Жупела» выразил Д. Философов в статье, опубликованной в первом номере за 1906 год нового журнала «Золотое руно». Явно удался портрет самого Дягилева с няней кисти Льва Бакста. 1 И. Грабарь, указ. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось.
— Творчество, 1965, 1, с. 18. 7 В. А. Однако сами эти «околичности» подчиняют себе фигуру: она столь плотно «впечатана» в интерьер, что сама становится еще одной его деталью. На заднем плане, сложив руки на коленях, сидит его верная нянюшка, «Арина Родионовна», как в шутку звали ее друзья Сергея Павловича. И особенно приятно было присутствие на выставке Михаила Врубеля.
Рисунок стал вдохновенным, поэтическим портретом великой балерины. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. Мы можем вновь громко заявить о себе». Это область иллюстрации, область политической карикатуры, социальной сатиры.
Портрет своей жены Ольги Серовой. Балерина без классической выучки, Ида Рубинштейн эпатировала, производила сенсации и жила напоказ.
закричал шут и опрометью бросился прочь. Оставила интересные воспоминания о дворянском быте и жизни высшего света конца XIX века. Геометризованное длинное тело («длинное, как день без хлеба», как рискованно шутили газетчики) почти бестелесно оно распластано на плоскости стены, сливаясь с ней по тону. Строятся электростанции на Раушской и Берсеневской набережных (МОГЭС-1 и МОГЭС-2), Павелецкий, Виндавский (Рижский), Савеловский, перестраивается Курский вокзал.
Ульянов. Более всех пострадал З. Гржебин, попавший в тюрьму «Кресты». – сказал с улыбкою Государь. Ай-ай-ай. Здесь же, напротив, устойчивость фигуры и обилие округлых форм (персики, блюдо на стене, спинки стульев) даже компенсируют динамические ракурсы композиции, впрочем тоже выраженные без акцента, – легкую диагональ вместо фронтальной постановки.
Словно прочитав его мысли, Гиршман заговорил и об этом, но не сразу. Ныне настал черед Парижа. Заказ на портретное запечатление юсуповского семейства (княгини, ее мужа и двух сыновей – Николая и Феликса) не был для Серова тягостным. Она должна вывести человечество к свету, она не даст ему погибнуть от отчаяния.
Творчество мастера поражает многообразием: он писал пейзажи («Октябрь. Этим подчеркнута значительность личности Петра. Проблема характера. «Жизнь напоказ», сквозная тема позднего творчества художника, находит завершающее воплощение в этой работе. Потребность отразить средствами графики переживаемые Россией политические события выразилась у Серова не только в исполнении той единственной его работы («Солдатушки»), появившейся в «Жупеле», но и в других, которые, как он сознавал, нигде не могут быть в настоящее время ни выставлены, ни опубликованы. Жизнь.
В «Менинах» Веласкеса в таком же зеркале изображаются портретируемые сам же автор с кистью и палитрой смотрит на них, не вошедших «в кадр». Вэтом произведении, в отличие от «Девушки, освещенной солнцем», акцентирована сугубо портретная задача – мелкие черты лица, затененного полями шляпы, характерная легкая сутулость, немного застенчивый взгляд иногда свойственный человеку, внезапно заметившему, что его зарисовывают или фотографируют, а он при этом желает казаться естественным. и лессировками Лессировка (от нем.
О том, что тамошние газеты посвятили русской экспозиции немало лестных слов и «Фигаро» назвала ее уникальной. В 1885—1893годах по инициативе московского городского головы Н. А. Алексеева формируется новая городская инфраструктура: строится первая электростанция (в Георгиевском переулке— 1888 год), первая телефонная станция, 50 артезианских скважин на территории города, Рублевские водозаборные сооружения, очистные сооружения (5, 4 тыс. Третий номер «Жупела» из-за опубликованной в нем карикатуры на Николая II был, как и первый, конфискован и цензурные органы приняли решение о запрете журнала.
Но именно Серов довел прием до предельной остроты: князь Голицын (1906) навсегда подкручивает ус навсегда лезет в карман – то ли за часами, то ли, как шутили недобрые зрители, за монетой для лакея – Гиршман (1911). Совесть меня мучает. С каждым годом творчество этого художника нравилось Серову все больше. Будьте скромны.
Так я могу положиться на тебя, на твое содействие. В начале века он, пожалуй, самый востребованный русский портретист (в числе заказчиков – императорское семейство), но эта слава его отчасти тяготит. Пг., 1924, с. 21. 12 Е. Журавлева. М., 1965, с. 166. 16 Н. П.
Тем не менее именно этот, главный ее портрет вышел не совсем прославительным. В картине «Петр I» (1907, Государственная Третьяковская Галерея), небольшой по размерам, фигура Петра монументально значительна.
Высказанное Серовым в том же 1887 году стремление «писать только отрадное» воплотилось здесь во всей полноте по его словам, он добивался только «свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах». Известный настолько, что перестал быть собственно портретом реальной Веры Мамонтовой, встав в ряд тех живописных шедевров (например, «Девушка с креветками» Хогарта или «Девушка с жемчужной сережкой» Вермеера), где имя модели несущественно. В. Серов. Серов.
С 1900 по 1904 годы Серов плодотворно сотрудничал с объединением «Мир искусства». Несмотря на болезнь, он, похоже, вновь переживал творческий подъем. Но дарованьями своими она не чванилась, а была сама простота и скромность.
Русский художник не сомневается в реальном бытии вещей интонация его живописи – утвердительная. Политес был соблюден, мнения художника спросили – он против передачи не протестовал.
Турчанинов считался одним из могикан отечественной адвокатуры. Переписка, с. 163. 8 И. Репин, указ. — В. Л. ), что не схожусь с ним, князем т. е., покупать по вкусу публики» (В. А.
Безупречное артистическое чутье подсказало художнику технику исполнения. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. В. Д. Как и мастерский портрет Брюсова, выполненный Врубелем для журнала «Золотое руно», организованного на средства миллионера Рябушинского. То, что Серову удалось узнать о Турчанинове, вызывало большую симпатию к нему.
Я говорю о Жупеле. Словом, все замечательно, но его, как и Грабаря, огорчило то, что французы явно недооценили одно очень дорогое всем участникам выставки имя, «ваше имя, дорогой Валентин Александрович», – участливо глядя на Серова, конкретизировал Гиршман и его усы скорбно поникли. Чарам ее никто не мог противиться.
Переписка, с. 107. 5 И. Ульянов. При личном знакомстве заочное расположение к нему лишь усилилось. Мои встречи, с. 57. 17 См. : там же, с. 56.
Место городского головы занял не менее успешный администратор Н. И. Гучков. Один из этих орденов хотели вручить Дягилеву, но он отказался в пользу Бакста, что лишний раз свидетельствует о широте души Сергея Павловича. Особенно резко он прошелся по работам молодых живописцев и заключил: «Если рассматривать эту выставку как степень развития того искусства, которое г. Дягилев и его товарищи вывезли из Парижа лет десять тому назад, то очевидно, как они прогрессивно падают». «По природе скандалист и озорник, – выражает свое мнение о Дягилеве Грабарь, – он не мог простить мне, что я лишил его удовольствия поиздеваться над петербургскими светскими барынями и снобами, которые были бы неслыханно скандализированы картиной и ее сюжетом». Серов подошел и молча пожал обоим руки. Все его творчество отмечено поиском нового художественного языка. «Чем больше дано вам, – повторяла она мне и брату, – тем более вы должны другим.
К сожалению – стараниями судебных скорпионов – он приостановлен». Портреты Ф. Ф. Юсупова, О. К. Орловой, В. О. Гиршмана и других воплощают суть характера человека, его общественное положение, всю его «философию жизни».
Серов, без сомнения, был первым портретистом своего времени., с. 154. 11 Э. Голлербах. На портрете наследника гигантского состояния, шестнадцатилетнего Феликса Юсупова, которого Серов за глаза называл «графчиком», многие разглядели самодовольство, капризность, а то и порок светского баловня, бисексуала и будущего убийцы Григория Распутина. Реалистическая система видения легко вбирает в себя гротескные и даже карикатурные обертоны (кстати, Серов был мастером карикатуры) и образ, не теряя в представительности, обретает знаковую остроту.
Владимира Михайловича знал он достаточно хорошо. В истории России Серову особенно интересно петровское время. В его гротеске «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. » (1905, Государственный Русский Музей), в карикатурах на Николая II звучит политическая сатира. С одной стороны, Серов настаивает на своем неумении «писать казенных портретов», если нет личного теплого отношения к модели. Зинаида Николаевна вызывала у него, как и у всех ее знавших, чувство глубокой приязни: умна, обаятельна, дружелюбна – и нимало не раздосадована длительностью сеансов («Я худела, полнела, вновь худела, пока исполнялся Серовым мой портрет, а ему все мало, все пишет и пишет. »). В мемуарах «Моя жизнь» И. Э. Грабарь рассказал, что сценку, послужившую темой для картины «Толстые женщины», он увидел на приеме в доме одного парижского банкира, куда попал с помощью знакомых французских художников.
В молодости Валентин Серов много путешествовал, посетив Италию, Австрию и Францию. Допустим, в этих случаях Серов оправдывал репутацию «злого портретиста», так как модели не вызывали у него положительных чувств, – но с Генриеттой Леопольдовной он состоял в самой нежной дружбе и писал ее не раз. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). И в портретировании вещной среды – с оглядкой на старых мастеров, по всем правилам гранд-стиля – вкус к роскоши соседствует с насмешкой над этой роскошью и над собственным вкусом тоже. Я только высмотрел, подметил»), но оно же осознается как метод («Я увлекаюсь не самим лицом индивидуума а той характеристикой, которую из него можно сделать на холсте»).
«Начиная от Соловьева и кончая Карповичем, – писала о Турчанинове Петербургская газета, – он был духовником многих борцов за свободу русского народа, он не только защищал их по долгу присяги, но принимал их последний вздох, слушал их признания, не предназначенные для суда, который эти люди принципиально отрицали». Кое у кого из молодых художников он уже побывал и видел интересные вещи. С другой – обнаруживает в себе совсем иную зоркость, далекую от лирической отзывчивости на «отрадное», – ироническую, острую.