«Я расписался», — когда-то давно писал А. С. Пушкин своей супруге в Санкт-Петербург из далёкого Болдино. Вначале Серов шел ощупью, немножко из подражания Репину, работавшему в Абрамцеве над сугубо крестьянскими темами – «Проводы новобранца», «Крестный ход», - но уже и там у него были свои собственные темы и свой серовский подход к крестьянскому быту. В одно из тех лет, когда Серовы жили у нас на даче, в новой Колачевской7 школе, Тоша написал портрет Ольги Федоровны.
Командирование отца в Свердловск с целью создания института крови. Серова. Поступление отца в университет. и т. д». Благословленная в 1865 году Герценом отдать все силы «на народное дело», она была одним из талантливейших педагогов России и вошла в историю (вместе с мужем) как создательница первых русских детских садов (1866), в программе которых были и элементы трудового воспитания и рисование и «родиноведение»— знакомство с русской историей, природой и фольклором. Мария (1887 – 1959) потом вышла замуж за Владимира Фаворского. ВТретьяковской галерее хранятся два варианта композиции «Встреча.
Мне это нужно знать и об этом, прошу, напиши мне. Он прекрасно, серьезно относится к искусству, так же, как я хочу относиться и работает, ты сама знаешь, видела его работы. О последнем мать – а она переживет не только мужа, но и сына – впоследствии напишет мемуары – «Как рос мой сын». Сотрудничество дворников с милицией. Жизнь в Домотканово, конечно, не была «беспечальной».
Над этим полотном художник проработал почти 3 года, при этом ему приходилось работать с фотографиями, а самого императора он увидел всего лишь один раз и то по чистой случайности. Мы разделись, уселись и начали листать «книгу комплиментов», чтобы скоротать время. Беседа же с царем (который неожиданно увидел художника) запомнилась навсегда выражением недоверия, страха, холода и враждебности, которое приняло лицо императора при виде незнакомого человека.
Аха, значит это должно быть и есть нужное шоссе. (Леля – Ольга Федоровна Трубникова – стала впоследствии его женой. ) Будучи студентом, Валентин Серов привел к ним своего товарища Владимира фон Дервиза. Вот дело, которое дороже всех на свете.
События Октябрьской революции в Москве, гибель дедушки. Особенно замечательна в этом смысле гуашь «Выезд императора ПетраII и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту» (1900), в которой он «столкнул» на одной проселочной дороге «две России» изобразив несущихся во весь опор «сиятельных» всадников, едва не сбивших с ног бредущих по размокшей осенней проселочной дороге странников. В этот день было очень жарко, ни облачка на небе. Выехали — белая стена в скале ослепительно блестела, так что глазам больно.
Серова – Надежде Яковлевне Симонович (1866-1908). У города Александровска показались затопленные Днепром места — не то озера, не то болота. Это «влеченье, род недуга» началось в Абрамцеве в тринадцатилетнем возрасте, там же оно развивалось, окрепло в юношеские годы и выковалось в своеобразный серовский стиль в Домотканове после женитьбы. Как-нибудь расскажу, жаль, что вы не знаете ни одного из здешних лиц, не будет интересно.
Впечатления от последней страны он выразил в картине «Похищение Европы» (бык – бог Зевс, уносит на спине дочь финикийского царя, переплывая через Эгейское море). Да, Маша пишет, что вы сдружились как-то особенно — понимаю. Владимир Дмитриевич Дервиз (или фон Дервиз) (1859-1937), близкий друг В. Серова, был не только художником – переселившись в Домотканово, он проявил себя общественным деятелем и умелым хозяином. Портрет Н. Я. Он разговаривал с кузиной (тоже художницей и хорошо знавшей и писавшей лошадей) о лошадях. Ктому же среди его заказных работ есть и написанные с явной симпатией— например, «Портрет З. Юсуповой», образ которой современники сравнивали с «птицей в золотой клетке». Впервые попав в Домотканово, Серов буквально прикипел к нему душой.
Любил верховую езду и ездил великолепно. Какие там дела. Симонович 1866–1908) — двоюродная сестра Серова, жена Владимира фон Дервиза, мать художницы Марии Фаворской (1887–1959). навязать всё, что угодно» и не любила холодный, казенный Петербург, который «коверкает, .
Вообще, знаменитостей здесь хватало. Но тогда, в Домотканово, Валентин Серов пишет без устали: пейзажи, друзей, домочадцев. Эвакуация из Москвы без эвакосправки, скитания по городам и попытки устроиться на работу. Все происходило просто, присутствовали одни родственники. Мы очень много увидели старых фотографий, прочитали о семье Серова.
«Надя была человеком с повышенной чувствительностью, но ни словом не выдававшим этого. Впереди среди деревьев виднеется небольшой деревянный домик-флигель, сказать, что скромный – ничего не сказать. Это ваше письмо, не последнее, а предпоследнее, просто мне душу надрывало. Недалеко от новой школы (в нескольких метрах) стоял под сенью вековых берез старый домик помещицы Колычевой именьице, которое папа купил тогда же, когда купил Домотканово (земли были смежные). Мне все же очень жалко, что я не попал к вам в деревню.
Как никто в русской живописи он умел передать детскую непосредственность и материнскую нежность, создать образы людей, способных переживать вдохновение. На берегу моря показался Севастополь, но тут опять туннель. Конечно, не всегда это бывает, но все же довольно часто.
История покупки имения Домотканово. Тебя хорошо помню и не было, да, кажется, не было дня, чтоб я тебя не припоминал. Мы не ошиблись.
А зря. Крошечная фигурка мальчика-пастушка в отцовском картузе как бы держит композицию картины. Остановились на дорожной вилке как витязи на распутье – одна дорога вела в «Бурашово», другая в неведомое. рассказ Чехова «Счастье»). Ах. Уже хотели отловить какого-нибудь местного жителя, чтобы уточнить, правильно ли мы едем.
Но есть у Серова и портрет отца – причем живописный, большеформатный (отец, Александр Серов – автор опер «Юдифь», «Рогнеда», «Вражья сила», автор симфоний, первый постановщик в России оперы Вагнера «Лоэнгрин», а также автор двух с половиной сотен статей о музыке). Что поезд. Вышел из состава Академии в знак протеста против расстрела демонстрации 9 января 1905. Вместе с Репиным юный «Тоша» (сокращенное от «Валентоша» впрочем, домашние и друзья иногда звали Валентина Серова и вовсе «Антоша» или даже Антоном) ездил на этюды в Запорожье, вместе со своим наставником делал эскизы для знаменитой картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Серова – родная и любимая с детства. Репин так говорил про Тошу Серова: «я любовался зарождающимся Геркулесом в искусстве» («Геркулесу» было всего 10 лет), а потом: «Ну, Антон (так почему-то называли юного Валентина), пора поступать в Академию».
Валериан Дм. Кроме этой работы (с натурщиков) в Академии, сочиняю дома на сюжет, хотя и заданный Академией, но на этот раз очень милый. Портреты композиторов А. Серова (1889), для этого ретроспективного портрета он использовал собственную фотографию в «роли» отца и Н. Римского-Корсакова (1898) похожего на пушкинского Пимена — историка Древней РусиИ. В краткой газетной статье, конечно, не место характеризовать многообразный арсенал характеристических «оценочных» приемов и «отсылок» художника к неопределимой конкретно, но реальной трепетной «норме» жизни в «просвете бытия».
Расставаясь, они часто писали друг другу. Серов купил усадьбу у Дервиза. Их венчание состоялось 29 января 1889 года в Петербурге в церкви Семеновского полка. Что поезд.
Я довольно живо и ярко представляю это впечатление красивой группы — вообще всей картины. К первым прежде всего относится, конечно, В. А. Проездом видел Адю, Сашу, Леопольда Ивановича8. С детства рисовала, поощряемая другом отца и кузеном матери – В. А.
Сам работая на земле, Дервиз отдавал часть ее крестьянам в недорогую аренду, агитировал их объединяться в артели, выступал за отчуждение «нетрудовой» помещичьей собственности и в своей земской деятельности делал всё возможное для подъема уровня жизни народа. От Сикстинской капеллы он не мог оторваться. Вот дело, которое дороже всех на свете». Есть в наследии Серова и работы, в которых он не уступает в силе сопереживания народным страдания Перову и другим «шестидесятникам», запечатлевая эпизоды обнищания беднейшей части народа («Безлошадный») и страшного голода в селе Судосево (Симбирской губернии), где его мать все силы и средства отдавала на помощь крестьянам («Голод»).
В 1889 году художник написал портрет, на котором изображена Прасковья Мамонтова, двоюродная сестра знаменитой «Девочки с персиками». Императрица обиделась и удалилась, Николай только рассмеялся. Серов Валентин Александрович (1865, Петербург – 1911, Москва)Художник, график. Академик Императорской Академии художеств (с 1898). Родился в Петербурге в семье композитора и музыкального критика А. Н. Отношение к партии в семье. Лермонтовская Морская царевна.
Работаю понемногу — сделано очень мало. Молодая хозяйка всегда мечтала жить на земле хозяин с наслаждением писал акварелью окрестные пейзажи, но при этом серьезно включился в земские проблемы и (до кончины жены) энергично занимался устройством и модернизацией хозяйства – и своего и крестьянского. История рода Дервизов в России. Пишет ли он что. По словам матери художника, «Домотканово имело громадное воспитательное влияние на склад «твердого, граждански выработанного» характера Валентина Александровича, считавшего живущую здесь семью «своим нравственным термометром».
Вот таким образом мы, два въедливых финума, стали просматривать каждый сантиметр карточной поверхности. Бомбежки и воздушные тревоги, снос деревянных домов, бомбоубежище в метро. Написан портрет в 1889 году. Тем не менее все-таки портрет особенного ничего из себя не представляет — увидите сами6. Помню мое удивление: папа с одним из рабочих тащат зеленую садовую скамейку, которая всегда стояла у нас на нижнем балконе и ставят ее в боковой липовой аллее.
Валер. Но это не важно. На Лозовой взяли билет прямо на Севастополь.
Сегодня он только уехал, а то все время был тут. В вагоне в окнах видны одни бесконечные хохлацкие степи., а где это написано. Возродил в искусстве обстановочный портрет – портрет-картину. Сам он очень ценил (ипослал в последний год жизни на Всемирную выставку в Риме) картину «Баба в телеге» (1895), заставляющую вспоминать образы Перова и Чехова. Лето 1888 года Серов провел в родовом имении Дервизов Домотканово. Обращался Серов и к образам столь многих в России того времени «политических» ссыльных.
Дервиз работы В. А. Сына она оставляет то у знакомых в некоей народнической «коммуне», то у родственников, то в Абрамцеве у Мамонтовых. Валентин Александрович Серов родился в Петербурге в 1865 году. Потерянные поколения и смены социального строя.
О матери и ее желании назвать сына в честь МОПР. Но и здесь он сумел остаться, как он говорил, «просто художником», а точнее— сохранить цельность, верность идеалам и стремление быть реалистом в высшем смысле этого слова. Для этюдов Репин решил приехать сюда из Севастополя. Серов же, при всем великолепии передачи дворцового антуража и мира дорогих безделушек, решительно трансформировал стилистику портретов этого типа, «остраняя» ее (поизвестному выражению В. Шкловского) и используя как одно из средств характеристики «высокопоставленных» моделей в работах, по сути своей глубоко реалистических и бескомпромиссно правдивых, в социально-психологическом и нравственном планах. Ну да это бешеное время уже прошло, да и слава богу.
Еще одной особенностью произведения является соединение на одном полотне различных жанров – пейзажа (за окном), натюрморта (на столе) интерьерной и портретной живописи. Ты вот что мне скажи: когда вы едете в Питер. Но написать успел лишь голову». Серову же чувство «солнечной меры» и способность точно называть явления жизни «своими именами» было органически присуще.
Я его видел несколько раз: он просто гвардейский поручик». «Ароматный воздух полей проникал в самую душу, – вспоминала дочь художника, О. В. Серова. Домотканово сыграло большую роль в творчестве Серова. Стоит отметить, что серовские портреты-характеристики АлександраIII в своей доминанте совпали с мнениями о последнем многих деятелей русской культуры и, возможно, по-своему способствовали решению знаменитого памятника исполненного в начале века близким Серову по духу скульптором— князем П. Трубецким, говорившим: «в глине или на полотне я передаю идею данного человека, то общее, характерное, что вижу в нем». Он также увлекался лыжным спортом и играл с увлечением в городки. Замкнутая для постороннего глаза, даже суровая. Картина вся овеяна безмятежной радостью весенней поры в жизни человека.
Игра солнечных пятен создает атмосферу знойного южного дня с его тишиной. В то же время cеровские работы, при определенном сходстве их «стильности» с «ностальгическими» интонациями петербургских «ретроспективных мечтателей» имели и значительные отличия, прежде всего— в присутствии в них памяти о России не только «петербургской», но и почвенной, народной. Что Серов и сделал. Заступничество помогло – Мамонтова перевели из тюрьмы под домашний арест. Точнее, некая пространственная цезура, внутри которой на общем торжественном фоне резко выделяется послушно склоненная, словно подставляемая под ярмо или топор «выя» слабого человека, принимающего во владение огромную державу и явно не наделенного мощью и энергией, соответствующей ее величию.
Здесь Серов обратился к памятникам крито-микенской культуры и создал картину в духе фресок Кносского дворца с мотивом летающих рыб. Более того, после успеха, который имел его «Портрет АлександраIII с семьей» (1892–1894), Серов стал чуть ли ни модным портретистом, получая много заказов от императорского двора, купцов и аристократов. Заступничество помогло – Мамонтова перевели из тюрьмы под домашний арест. Она же, между прочим, терпеть не могла «либералов», «которые не знают русского народа, то есть считают его нулем и думают, что ему можно. Мы проезжали между скалами, ярко белевшими на голубом небе.
«Тут будем писать», – сказал он. (Видишь, я тоже перечитываю те книги, которые читал или читаю, как и ты. ) Работать начал только теперь. Серов умеет талантом выражать все это, всю истинную натуру и характер человека». Семья Симоновичей для В. А.
Взглянув на них, он благодарил, что пришли, давал денег и говорил: «Нет, вы не совсем подходите». Если про «Девочку с персиками» можно однозначно сказать, что эта картина является совершенным образцом живописи в стиле импрессионизма, то в «Девушке, освещенной солнцем», прослеживаются стилистические особенности, позволяющие отнести картину к жанру постимпрессионизма. После ехали по берегу: вода тут имела разные зеленые и лиловатые отливы. Квартира на Зубовской площади. А Серов сказал, что он как раз это любит. Приобретя имение, он не только с энтузиазмом начал создавать образцовое сельское хозяйство, но и построил школу для крестьянских детей и помогал (как и другие «домотакновцы») в постановке спектаклей организованного вездесущей матерью Серова в соседнем селе народного театра, для которого Л. Толстой специально написал пьесу «Первый винокур». Отец (Александр Серов) – крайне обаятельный композитор, мать (Валентина Бергман) – закончила Консерваторию, ученица Рубинштейна, стипендиатка Русского музыкального общества.
Это, кстати, был единственный попавшийся нам на пути дорожный указатель. Произведение создано под впечатлением от поездки художника в Грецию вместе с Леоном Бакстом. Одна дверь на замке, вторая мало напоминает парадный вход. В 1910 году увидели свет лучшие полотна в данном жанре, вышедшие из под пера мастера, а именно: «Одиссей и Навзикая» и «Похищение Европы». Нарисовал портрет Антокольского. Но Серову нужна была более тонкая красота.
Белый). скорее «ехал в деревню и там выискивал красивое или интересное лицо и писал его с наслаждением». И этой радостью проникнута «Девушка, освещенная солнцем» — один из лучших портретов в истории мировой живописи.
«Приезжал он сюда, – добавляет О. В. Серова, – как в родной свой дом». Он, кажется, тебе все больше и больше нравится. Притом что Дервиз принадлежал к знатному дворянскому роду, он (как и все обитатели усадьбы) исповедовал «великодушные идеи» того времени и мечтал о равенстве и братстве людей. Прости за беспорядочность, никакой последовательности в письмах, в этом в особенности.
Здесь он даже какое-то время преподавал в сельской школе рисование изучал крестьянский быт и повадки животных, создавая иллюстрации к произведениям Некрасова и, прежде всего, к любимым «Басням» Крылова (работу над ними он продолжал с 1890-х годов до конца своих дней). Ал. По некоторым свидетельствам, Серовым было создано 6 вариантов картины. Тут же пришлось опираться на фотографии, на портреты отца, писанные ранее другими художниками. Серовым и М. А. Часто просто слушал, как он спорил об искусстве же с Васнецовым (он здесь живет, ты не знаешь его. ) и другими.
Умный он и начитанный (Аарон), но нетерпимый и в споре почти невозможен4. Репродукция висит в музее. Другой раз зимой в сумерки кто-то закричал: «Смотрите, смотрите, Валентин Александрович медведем нарядился. ». Серовым было исполнено еще несколько портретов НиколаяII, среди которых самым известным и по всеобщему признанию, «до жути» похожим стал портрет царя в тужурке Преображенского полка (навыставке представлено его авторское повторение: оригинал был исколот штыками революционных матросов в 1917 году).
Вычитали, что сюда часто привозят экскурсии на «крестьянские обеды» – длинные столы, как раз для и предназначены для этих целей. Так возник феномен серовских портретов-характеристик, в которых иные современники усматривали «злость» художника, а иные, более глубоко понимающие суть его искусства, — «Страшный суд исполненный с огромной любовью и силой» (А. Буду говорить лучше о лице, более или менее тебе известном, — об Антокольском3. Помнится, Серов взял полотно, на котором было уже что-то начато, другого полотна под рукой не оказалось. Конечно, очень важную часть творчества Серова 1890-х составляют исполненные им «для себя» многочисленные работы в портретном жанре.
Кстати, его родители, тоже весьма незаурядные личности. Она пишет тоже, что ты очень любишь Дервиза. Тот же Грабарь справедливо утверждал, что, если бы Серов не работал в других жанрах, он «мог бы перейти в историю как «крестьянский Серов»: так много лет, сил, любви и таланта отдал он изображению русской деревни и крестьянского быта. Серов много путешествовал – по Германии, Италии, Греции. Несмотря на несколько мешковатую фигуру, он отличался большой ловкостью и лёгкостью движений. Ну, в самом городе, ещё можно как-то ориентироваться по названиям улиц, но только выезжаешь за городские пределы – всё, включай собственную сенсорику и крути головой, как сова (на 180).
В 1907-1908 годах жила во Франции у своей тети Марии Львовой (Симонович) и занималась живописью в парижской мастерской Умбэра и Мартэна, а также слушала лекции в Ecole des Beaux Arts. Ох, я сам знаю, что я негодяй. Русскую деревню, русского мужика, русскую бабу, неказистую деревенскую лошаденку он любил с нежностью необыкновенной. Отец умел к тому же рисовать, даже мечтал когда-то стать живописцем. Вчера здесь один господин играл симфонию Бетховена. У нас смеялись: «Как будто древнерусские смотрины – царь невесту выбирает». И хотя «география» творчества Серова в конце 1880-х и в 1890-х годах была достаточно многообразна (онвместе с Коровиным совершил поездку по Русскому Северу и работал в Костроме для П. Третьякова, не раз бывал в Петербурге, в Крыму и за границей), особенно любил работать он именно в Домотканове.
Грабарь писал, что при взгляде на нее «кажется, что свои «думы» есть у воды, у леса, у травы и даже у телеги» (ср. Если не верите, можете поискать эту фразу в блогах интернета.
Поезжайте-ка Вы в Академию». Потом Академия. Приезд жены к ссыльному», не включенные ни в каталог, ни в экспозицию нынешней выставки. Группа, наконец, вышла.
Эту нелицеприятность серовских портретов-характеристик (современем становившихся всё более емкими и лаконичными), мы уже интуитивно (если, конечно, сохранили непосредственность восприятия и способность оценивать человека и искусство не только «по одежке») чувствуем и в портрете С. Боткиной— по определению самого Серова, «скучающей барыньки», запечатленной им так, «чтобы подчеркнуть одинокость этой модной картинки, ее расфуфыренность и нелепость мебели. Истовая шестидесятница, она также считалась в свое время «красной и революционеркой». Это сказывалось, между прочим и в легендарной емкости и точности его словоупотребления в жизни: «одним словцом он давал полную характеристику лица» (Грабарь) и данные им определения долго повторялись в среде его знакомых, становились крылатыми словами. Об отце, профессоре биохимии. Но вдруг увидели перед собой (ехали вперёд никуда не сворачивая) припаркованный экскурсионный автобус и картонку на палочке с «Добро пожаловать в дом-музей Серова».
Виделся, конечно, каждый день. Миропомазание НиколаяII в Успенском соборе» (1896). Для него отрадным было то, что доставляло ему искреннюю радость. Ну, прощай, обнимаю и целую тебя.
С самого начала обустройства хозяйства и позже среди обитателей усадьбы он был всегда «своим и со своими». Природа – вот что именно вдохновляло Валентина Серова в этом месте. Гостеприимная усадьба Домотканово, где постоянно жили и гостили многочисленные родственники и друзья хозяев, на долгие годы стала заметным центром земской деятельности и одним из культурных оазисов в Тверской губернии. К тому времени пьеса Серова-старшего «Вражья сила» была одной из самых популярных на московской сцене. Между тем, сравнивая различные варианты решения эскиза и этюд с натурщика, стоящего у алтаря в пустом кремлевском храме, очевидно, что главное в этом замысле— не пышность ритуала, а именно образ императора.
Это полотно завершило серию серовских портретов Марии. «Способность мыслить и страдать», особенности сокровенной жизни души и творческого дара замечательно переданы им в во многих портретах писателей, артистов, музыкантов и ученых. Есть целый ряд указаний на то, что эта мысль его почти не покидала.
Работа отца в госпитале. Как его романсы7.
Жизнь в эвакуации, эвакогоспиталь на озере Увильды. То свежих и ярких («Зимой»), то задумчивых, соединявших чувство скромной красоты осенних полей и невеселое знание о вековой бедности народа («Октябрь. Императрица обиделась и удалилась, а Николай только рассмеялся. Начал этюд, пейзаж (не веселенький).
Репина в Париже (1874-1875) и в Москве (1878-1879), в Академии художеств у П. П. Серовым. Много работал в области графики, занимался офортом, литографией, книжной иллюстрацией.
Временами возит с собой по заграницам, где периодически – и урывками – его обучают люди весьма образованные и квалифицированные. Они стояли в мелком лесу, далеко от деревни. Дервиз. Смотри, не разлюби меня.
Мрачные «тени», однако, не мешали семье хранить атмосферу особой жизнерадостности, «деликатности» и гармонии, благотворно действовавшей на Серова, приезжавшего сюда ежегодно до конца дней (часто— с друзьями), причем он очень любил беседовать с мудрой А. Симонович. Результатом поездки Серова в Грецию были картины «Одиссей и Навзикая» (в нескольких редакциях) и многочисленные попытки изобразить Европу на быке. Нашли. Это был милый дух дома. В действительности пруд небольшой и смотрел Вал.
Репин так говорил про Тошу Серова: «я любовался зарождающимся Геркулесом в искусстве» («Геркулесу» было всего 10 лет), а потом: «Ну, Антон, пора поступать в Академию». Леля Дервиз. Часто беседовали об искусстве, конечно. Серов пишет эту картину на пленэре, то есть создавая произведение прямо на открытом воздухе без подготовительных эскизов, так, как делали импрессионисты. Всегда, кажется, что вот приедешь и на месте легко и быстро выяснишь, где находятся местные достопримечательности. Летом 1888 года Серов тоже «расписался» не на шутку. Марка в Венеции.
Знаменитый художественный критик Стасов написал о нем: «Серов, все идущий в гору и уже начинающий достигать совершенства, представил замечательно изящную молодую женщину Судя по взгляду, выражению, всей внешней обстановке вокруг нее, она предана науке, знанию, она любит и умеет серьезно заниматься делом и посвящает ему всю жизнь. Побывав в первый раз в Италии, он говорил мне, что самое сильное впечатление из произведений искусства на него произвела «Мадонна» Микеланджело (неоконченная) и затем, когда он побывал в Риме, опять Микеланджело его поразил больше всего. Работа отца в Институте переливания крови во время войны. Вскоре поблизости, в деревне Едимоново, обосновалась мать Серова, Валентина Семеновна. мягкость и деликатность», но и «сходство его образа.
Она надеялась на досуге подготовить к изданию неизвестные публике пьесы Александра Серова. Ее отец – Владимир Дмитриевич фон Дервиз (1859-1937) – художник, акварелист учился в Императорской Академии художеств вместе с В. А. По кочковатой земле, покрытой выцветшей добела сухой травой, добрались до сараев.
Мария Владимировна родилась и росла в усадьбе Домотканово. Первая польская армия. Нередко острота и «невыигрышность» (при всем поразительном сходстве) серовских портретов вызывали недовольство моделей и обвинения художника в «скучной классовой предубежденности» (кн. Врубелем, с которыми сохранил в дальнейшем близкую дружбу.
Повезло мне – я первая заметила стрелку с надписью «на Тургиново» (внизу справа). Дуэль состоялась конечно, его рисунок оказался лучше и он сейчас же подарил его кузине. Стараюсь не выпускать ее из головы и так работать — может и выйдет что-нибудь. Вообще нелюбовь русских к топографическим дорожным меткам всем известна.
Вл. Д. Вместе с Чеховым (которого он, по воспоминаниям художника Н. Ульянова, «обожал» и акварельный портрет которого исполнил в 1901 году), он мог бы сказать: «Я не либерал, не консерватор, не постепеновец, не монах, не индифферентист. Как фон, там серые уходящие стены старого дома и колычевский сад, где двое детей Серовых (Оля и Саша) мелькают среди цветущей лужайки. Увидели скоро посреди поля поворот налево и вожделенный указатель. Дело Тверского жандармского управления 1888г. ).
фон Дервизе, железнодорожном магнате. В 15 лет он стал одним из самых молодых слушателей Академии художеств. из близи, сидя у самой воды.
Она стремилась — и достигла этого — не быть заметной Только вот жить затворницей, посвящая себя воспитанию сына, Валентина Серова ни в коем случае не собирается. На руках Надежды Яковлевны младшая дочь — Елена Владимировна фон Дервиз (1889–1975) или, как её звали в семье, Лёля, ставшая впоследствии пианисткой. Знаменитое блюдо изображенное на картине «Девочка с персиками», является своеобразным памятным знаком, в котором отдается дань тем пристрастиям, которым отдавались члены абрамцевского кружка. ). Возникшее в процессе общения с царской семьей чувство человеческой мелкости, незначительности ее членов и вопиющее несоответствие реального образа царя с масштабами и «проклятыми» вопросами России со временем перешло у Серова (как вспоминала Г. Гиршман) в «презрение», отразившееся и в «неслыханно дерзком» отказе его работать «в этом доме» и в позднейших сравнениях НиколаяII с капитаном из купринского «Поединка» (перечитайте повесть и обратите внимание на образ капитана Сливы— вялого, обрюзгшего, с ничего не выражающим лицом и выпуклыми водянистыми глазами). Читал еще Шевченко и еще что-то. Прежде она часто гостила здесь в доме Николая Васильевича Верещагина, который держал здесь знаменитую на всю Россию сыроварню (см. заметку «На родине русского сыра»).
Сдетства впитывали «идеалы гуманности и чести» и младшие обитательницы имения— сестры Маша, Аделаида, Нина, сводная сестра Серова Надя Немчинова, а также воспитанница семьи Ольга Трубникова— девушка «похожая на ангела», по выражению художника П. Чистякова, — ставшая в 1889 году женой и верным другом Серова. Поэзия юности, выраженная поэзией света и цвета, – вот, в сущности, тема картины. Пиши мне скорей.
У нее в планах – дописать недописанную оперу мужа, написать собственную (напишет и не одну). И никто ещё из русских художников, даже самых прославленных, не передавал этой поэзии юности с такой пленительной свежестью, с таким изящным, тонким мастерством. Серова. Серов был за обычную перспективу. И правда – Тоша выходит из папиного кабинета, где он обычно помещался, когда гостил у нас, – выходит одетый в меховые штаны (мехом наружу) и в меховую куртку, берет пастель и другие рисовальные принадлежности идет через весь двор и устраивается на складном стульчике около желоба, куда в этот предвечерний час пригоняют лошадей к водопою.
Познакомившись с Ольгой, Валентин Серов был ей полностью покорен. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное, — написал он одному из друзей. Мне почему-то часто вспоминается то время. Приехать к вам в Ясски теперь уже не придется1. Надо сказать, что Серов в данном случае «присвоил» императору чин более высокий, чем Чехов, который говорил в кругу Толстого: «Одни говорят, что он малоумный, другие— что он идиот.
Возвращение в Москву в 1943 г. Учеба в художественной школе. О. Я этому чистосердечно радуюсь, как его истинный друг. Везде как-то пустынно, только там, далеко виднеются синие горы, то — Крымские горы. 1892.
В 1885 году он женился на двоюродной сестре В. А. Ты вот да Надя2 (Лелю3 я не знаю), первая простая девочка, которую я встретил (а то все были порядком жеманны), девочка, с которой можно говорить по душе, хотя я видел вас мало и не говорил с вами ни разу так, но я уверен, что это можно бы было. Знаменитые люди часто, если не всегда, такие. Он умер, не остановившись окончательно ни на чём.
Чудная книга: я редкую книгу читал с таким удовольствием2. Серов действительно отрицательно относился к власти «плутократов», несправедливости и лицемерию современного ему общества., что значит, тебе так кажется.
Толстой снабдил ее специально написанной пьесой «Первый винокур», которую она поставила в Едимоново – с собственной музыкой и декорациями знаменитого Верещагина. Зачем. Я уже здесь, в Абрамцеве1 около 2-х недель. Репин не то чтобы помог, он практически заменил мальчику рано ушедшего отца. Фаворский ко вторым – В. А. Когда ее дом сгорел, Валентина Семеновна, перебралась в Домотканово.
Забелина (1892) несравненного знатока русского быта и языка, трагически мятущегося писателя Н. Лескова (1894) печально смотрящего «бархатными» глазами простого и изящного И. Левитана (1892) и добродушно-уютного К. Коровина (1891), запечатленного в характерной для него обстановке «живописного беспорядка» сохранившего и в «столицах» вольный разинский дух казака В. Сурикова (конец 1890-х) и многие другие подобные работы Серова могли бы составить отдельную выставку лучших деятелей русской культуры, увиденных глазами человека, глубоко чувствующего и понимающего самую сущность их таланта. И так уж случилось, что одну из самых значительных своих картин — знаменитую «Девушку, освещённую солнцем», он напишет не с возлюбленной, а со своей двоюродной сестрыМаши Симонович. После того, как Репин увидел нарисованную Серовым фигуру горбуна (впоследствии Репин использовал его в картине «Крестный ход в Курской губернии»), он сказал ученику — «Антоша, вам пора учиться. Серов молча протянул ей палитру. Скоро и вас всех повидаю, ведь уж времени осталось не бог весть сколько.
Я решил вот так: ведь ты, кажется, собираешься сюда, в Москву погостить к своим. Здесь он написал множество пейзажей и «жанров в пейзаже», близких левитановским, но более тесно и непосредственно связанных с народным бытом. Это место подарило ему вдохновение для множества замечательных пейзажей и портретов. Какие там дела. Кони-подростки бегут к водопою, пьют и отходят. Прости меня, что так долго не писал. В январе 1886 года ее трижды поставил Большой театр, а друг семьи Серовых и владелец первого частного театра Савва ИвановичМамонтов (именно его дочь Вера и есть та самая девочка с персиками со знаменитой картины Серова) обещал поставить эту пьесу.
В 1912-м вышла замуж за Владимира Андреевича Фаворского (1886-1964) – знаменитого впоследствии художника книги, мастера гравюры, педагога, теоретика искусства. О лёгкости его движений можно судить по тому, что он во время домашнего спектакля у Саввы Ивановича Мамонтова изображал восточную танцовщицу, одетый в костюм балерины, с лицом, закутанным шарфом и выделывал всевозможные па и прыжки, так удачно подражая балерине, что его мать, присутствовавшая на спектакле, его не узнала. Затем, проходя по Моховой, мимо здания библиотеки университета, он обратил внимание спутника на русты, которыми украшен нижний этаж здания и сказал: «Смотрите, это всё крышки гробов, разной величины – на всякий рост».
О П. Г. Жаль, конечно, что не услышали её «дивные рассказы про Серова», но зато в тишине и спокойствии всё сами посмотрели. «Однажды Серов искал себе работу и предложил мне позировать, – вспоминала Мария.
Так значит – мы уже в музее. «Записки» остались неоконченными, хронологический охват написанного: 1909-1911, 1915-1925. Структура текста выстроена Марией Владимировной сложно – в повествование входят и собственно воспоминания и воспроизведенные ею рассказы близких и документальные отрывки из писем и выборка из дневников. Серов молча протянул ей палитру.
Вырулили правильно исключительно благодаря опыту мужа – его «глаз, как у собаки и нюх, как у орла» не подвёл. Репин не то чтобы помог, он практически заменил мальчику рано ушедшего отца. В результате Репин практически заменил мальчику рано ушедшего отца, называл Валентина Серова «зарождающимся Геркулесом в искусстве» — при том, что «Геркулесу» тогда было всего 12 лет.
В Абрамцеве он создал знаменитое полотно Девочка с персиками. Понятно, что отца Валентин, лишившийся его в очень юном возрасте, вряд ли мог помнить хорошо. Важную роль играет эффект двойного отражения. П. Чехов). Трудности в жизни из-за фамилии. Вернувшись из путешествия, Серов начал делать наброски в античном стиле. Ты ведь все-таки мало от меня слышала о Мамонтовых2.
Антокольский хвалил, особенно за прием — это последнее меня очень радует, что прав Чистяков и его манера (это передай Дервизу). Мы нырнули в комнаты. По дороге едут татары в телегах, запряженных парою волов или лошадей.
Иесли его живописная манера со временем менялась (онпостоянно искал всё большей лаконичности и емкости решений, отчасти усваивал помогавшие в его поисках качества живописи современных ему европейских мастеров), то специфический русский психологизм, отношение к глазам человека как зеркалу души были постоянными и ценнейшими качествами его портретов. Что пароход.
Мороз крепчает. Сараи около деревни Захеево Тоше понравились. Долго уж мы едем, а до гор еще далеко. Так, мне приходит на память случай, бывший с ним в Париже, где он с мужем своей кузины, скульптором Ефимовым имел общую мастерскую, устроенную в закрытой капелле упразднённого монастыря.
Его жена, Надежда Яковлевна Дервиз (1866-1908), ангел-хранитель домоткановского дома, к сожалению, рано умерла. Серов. (Центральный госархив Октябрьской революции. Когда в 1914 г. была выставка майолик гончарного завода Абрамцево, то среди экспонатов значились вазы Серова (В мире искусства. — Утро России, 1914, 115, 21 мая). Государственная Третьяковская галерея. Как я понимаю, у Дервиза и Симонович было две дочки, Елена (Леля – на картине выше) и Мария. Надежда Яковлевна фон Дервиз (урожд.
Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1909). Да, мы проехали какую-то деревню – может, это и была указанная в адресе Красная Новь или Тришкина Гора – но ни одного указателя мы не встретили. Часто, по словам Дервиза, «после изготовления скучных и особенно нудных (вследствие необходимости их писать) заказных портретов. Воодушевленные мы ещё покрутили карту и поехали выруливать на Бурашевское шоссе (так обозначенное на карте) возможно преходящее (. ) в Тургиновское (не было на карте).
Театр, репетиции, водевиль, обольстительные танцы, которые я устраиваю, одним словом, черт знает что такое. Учился у И. Е. Если бы Серов не написал ни одного, портрета, он с не меньшим правом мог бы перейти в историю как «крестьянский Серов» : так много лет, сил, любви и таланта отдал он изображению русской деревни и крестьянского быта. Раз осенью сели мы в телегу (Тоша, Ниночка8, я и кучер) и поехали смотреть сенные сараи.
Я послушался и недели полторы ничего не делал, т. е. не писал, а принялся по его же совету за чтение (советовал тоже не стеснять себя выбором, читать все: научное, беллетристику, путешествия и т. д. ). Она посвятила жизнь воспитанию своих детей. Но он всегда помнил о высокой миссии искусства как служения добру истине и красоте и не превращал творчество в выражение скороспелых, тенденциозных оценок. Репину тогда было всего 30 лет, однако он уже был признанным художником.
В портретах АлександраIII, с семейного (несохранившегося) портрета которого начался «роман» Серова с императорской фамилией, так или иначе присутствует ощущение нависающей, давящей, недоброй холодной силы, возникшее у Серова уже в начале работы, когда обстановка встречи царя у Аничкова дворца вызвала ассоциацию с древней Ассирией времен Навуходоносора. Воссоединение семьи в Свердловске. Л., 1986), хотя практически не учтены устроителями выставки, как и вообще ключевая для творчества Серова проблема основ смыслообразования, «сердцевины» его искусства.
Не мог же я писать этот портрет с любовью и нежностью». Не случайно на его похоронах Репин произнес страстную, бурную речь, полную любви и восхищения, которую закончил так: «Серов сказал бы: «Хм, хм» и в этих «хм, хм» было бы больше смысла, чем во всех сказанных мною словах». Билетики по 30р., но экскурсовод (им и была Светлана, директор музея) уже подустала и предложила нам просто самим походить, посмотреть. Условия жизнь и быт в военное время. «Записки» составлены в 1950-х годах художницей, живописцем и графиком Марией Владимировной Фаворской (1887 1959).
Прошу поцеловать маму и Надю, ну, там еще кого хочешь, пожалуй, хоть Дервиза, впрочем, его лучше не надо. Несостоявшийся отъезд отца из Москвы во время войны. На горизонте показалась темно-синяя полоса Черного моря, она все больше, больше стала открываться, но тут поезд круто повернул к скале, свистнул и мы скрылись в темном туннеле: темно, душно, хочется опять на божий мир, опять смотреть. Она приехала сюда с напутствием Льва Толстого – заниматься просветительской деятельностью. Нельзя назвать их очень красивыми, но они были веселы и как-то мило красивы.
Часто по этому и другим поводам мучает совесть иногда и хандра бывает, но вообще весел. Он тоже был рассержен и ушёл, не помирившись. Или – другая картина Вал. Домотканово»). Обычно, говоря об этих эскизах, восхищаются их действительно «изумительным живописным богатством» (Грабарь). Как живет Адел Сем2, не мучают ли ее воспоминания.
с «Девочкой с персиками» (. Не знаю, что тебе написать о лицах, меня окружающих. Ну, да, впрочем, к черту. Дм.
Владимир Дмитриевич Дервиз много лет активно работал в земстве, решая вопросы образования, «народного здравия» и прочее избирался председателем Тверской уездной и губернской земских управ. Получив от отца (петербургского сенатора) свою долю капитала, Владимир Дмитриевич купил имение недалеко от Твери. В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Маша вернулась в Париж и увезла портрет с собой.
С 1920-го по 1928-й жил и работал в Сергиеве (позже Загорск) – сначала в Комиссии по охране памятников Троице-Сергиевой Лавры (в тяжелейших бытовых условиях 1922 года при изъятии властями «церковных ценностей» он вместе с Ю. А. Валентин Серов и Константин Коровин были неразлучными друзьями несмотря на различие в темпераменте: Савва Мамонтов даже шутливо называл их Коров и Серовин. С. Щербатов) или беспредметной «злости».
Небольшой макет местности под стеклом дал нам полное представление, что здесь раньше было. Свидетелем был Илья Ефимович Репин. Помимо Серова, в Домотканове гостили Врубель, Левитан, Фаворский. Ты хандрила — а Дервиз плел мне про какую-то Америку — я после него как опущенный в воду ходил. Ну, что делает В. фон Дервиз. Как раз в 1888–1889гг.
Я хотел бы быть свободным художником и— только. Ах, что это Дервиз затеял, что с ним. Природа – вот что именно вдохновляло Валентина Серова в этом месте. Экспроприация имения после революции, самоубийство Г. В. Продолжая начатую в предыдущих статьях характеристику личности Серова, основных этапов его жизни и среды, вне которой трудно понять его стремления и идеалы, хотелось бы подчеркнуть, что близкая «атмосфера» царила в другом, не менее важном для Серова как человека и гражданина культурном очаге— расположенной близ Твери усадьбе Домотканово. Он восторгался уменьем древних греков выбирать в природе места для своих сооружений.
Они достаточно подробно описаны в обширной литературе о Серове (вчастности, в книге В. Леняшина «Портретная живопись В. Серова 1900-х годов». Серов получил заказ – изобразить Пушкина в аллее. В те времена мать Валентина Серова была частым гостем в деревне Едимоново Корчевского уезда. Что пароход. Скрипим по снегу ищем кассу с билетами. В Девочке с персиками изображена дочь С. И. Мамонтова – Вера.
Чистякова (1880-1885, не окончил). Особенно жестки и пронизаны высокой иронией серовские «оценки формой» в некоторых поздних портретах, например, в знаменитом портрете претенциозной и вздорной княгини О. Орловой» (1911). Ну, довольно.
Он – автор интересных воспоминаний о Серове. Осталось каких-нибудь пять-шесть дней до вашего отъезда из деревни. Поехали в так называемые «захеевские концы». Дервиз окончил также Училище правоведения. Вместо скрытно-порывистой позы Девочки с персиками и живого блеска брошенного в сторону взгляда, перед нами спокойно сидящая, прислонившись к стволу дерева, девушка со спокойно положенными на колени руками. Живу я в свое удовольствие.
От самого барского дома остались стены (мы их видели рядом с флигелем).