К числу подлинных шедевров мастера следует отнести портреты детей «Саша Серов» (1897), «Мика Морозов» (1902), графические листы – «Дети Боткины» (1900), «Юра Морозов» (1901), «Девочки Касьяновы» (1907). Апогеем чудесного дара Валентина Серова писать портреты стала картина 1899 года «Портрет Боткиной».
Серов словно пытается проникнуть в тайну, как в детях начинает проступать личность взрослого человека и оказывается прозорлив. воспоминания современников. Но главным для художника на протяжении всей жизни оставался портрет. — Но у меня нет времени шляться по ресторанам.
хотелось, чтоб я была изображена в черном бархатном платье. Краткая биографическая справка. Домотканово» (1888). Но кора корявая, грубая, а пряди волос легкие, пушистые.
Художник особое внимание обращает на психологическую характеристику человека. Задачи пленэрной живописи решал здесь 22-летний художник с последовательностью истинного мастера. Её лицо лучится счастьем и так же лучезарно всё вокруг неё. В 1887 году в Абрамцеве двадцатидвухлетний художник создал одно из замечательнейших произведений русской школы живописи – «Девочку с персиками».
в графическом портрете Гиршман). Женские портреты. — И это красавица. Серовы жили открыто их дом всегда был полон гостей.
Художник Репин продолжал заниматься с Серовым и в Москве. Бесконечно многое сближает этих мастеров психологического портрета, они буквально пронизывают свое время концептуальным и личностным художественным анализом. Когда этот портрет появился на выставке, Павел Третьяков, который уже владел богатейшей коллекцией живописи, уверенно сказал: «Большая дорога перед этим художником. » За «Девочку с персиками» Серову присудили премию Московского общества любителей художеств. В 90-х годах В. А.
Ещё мгновение и она сорвётся, словно бабочка с цветка, снова в сад играть с детьми. Княгиня Юсупова принадлежала к одному из богатейших аристократических семейств России. Все это никак не отвечало балетным канонам. Слава знаменитого портретиста влекла заказы от аристократов, банкиров, промышленников.
В посадке серовской модели нет ни репрезентативности, ни самолюбования. Все это ставит В. А. Серова в один ряд с выдающимися деятелями русской культуры. живопись В. А. Серова. На полотне изображена Вера Мамонтова, дочь Саввы Мамонтова. Ровно 100 лет назад, в 1911 году, его не стало.
Однако проблемы с сердцем прервали жизнь художника в самом расцвете – он умер в возрасте 46 лет. Вероятно, для этого и нужен ей ножик: надо разрезать персик и достать из него косточку. Вот перед нами портрет жены художника в шляпке – Ольги Федоровны (урожденной Трубниковой).
Хотя и кроме портрета, ему, казалось, было подвластно все. Все его творчество отмечено поиском нового художественного языка. — Научите меня танцевать, — попросила она его. Все это ставит В. А. Серова в один ряд с выдающимися деятелями русской культуры. Рисунок изображающий Анну Павлову в балете «Сильфиды» (1909, Государственный Русский Музей) исполнен для плаката к выступлениям русского балета в Париже. Именно потому картина кажется такой гармоничной и жизненной.
Он умер и все разом переменилось. Мария Симонович не смогла вернуться в Россию, какие уж возвращения после революции. В истории России Серову особенно интересно петровское время. 5 декабря День памяти художника Валентина Александровича Серова. Творчество мастера поражает многообразием: он писал пейзажи («Октябрь. Юрию (супруг Олсуфьевой.
«Жизнь напоказ», сквозная тема позднего творчества художника, находит завершающее воплощение в этой работе. А обращённый к человеку Юра станет актёром и режиссером. В один день она стала знаменитостью века. Карточки с заданиями лежат у вас на партах. Следом за этой картиной в 1888 году Серов пишет другой свой шедевр – «Девушка, освещенная солнцем». Представленный на Всемирной выставке в Париже и получивший европейское признание, он казался кульминацией в эволюции «светского» Серова, создавая у современников впечатление, будто фактурный блеск и техническая виртуозность стали главным, что его интересовало.
Его творчество было замечено благодарным зрителем и критиками. Не мог же я писать этот портрет с любовью и нежностью. Ида в пространстве. (1905), сделанном углем на холсте, знаменитый бас предстает именно как артист, знающий, что такое успех, знающий себе цену.
Кроме того, это жест диалога, человека, откликающегося на зов (портрет Горького) или жест признательности. Мария Яковлевна хотела вернуться в Россию, но началась война. О том, что Серов будет писать Иду, знали только близкие друзья Для остальных — это тайна. С начала 1890 годов портрет стал основным жанром в творчестве Серова, приобретая новые черты: психологически заострённую характеристику человека и активно выявленное в нём артистическое начало (портреты Коровина, Левитана, Лескова, Римского-Корсакова).
Уже тогда стало понятно, что на культурном небосклоне появилось ещё одно имя мирового значения. Приобретя известность, художник поступает в «общее пользование», принимает заказы от «всяких людей». Это ли не символ детской пытливости, которая ставит взрослых порою в тупик. К тому времени художник был увлечен эстетикой Древнего. Серов будет представляется нам не первым и не последним. Даже тень у Серова светоносна. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра).
Неудивительно, что художник пользуется языком архаики: это и живописный лаконизм (всего три цвета: синий, зеленый, коричневый) и плоскостность и обобщённость, декоративность, помогающие создать образ хрупкой, но притягательной балерины. Они вместе путешествовали по России, писали картины и этюды. Серов посмотрел картину и решил, что это еще не все. Разве это красавица. И распрямление ноги, поразительно длинной.
Портреты И. Е. Репина, К. А. Коровина, И. И. Левитана, Н. С. Лескова, А. М. Горького, А. П. Чехова, Н. А. Римского-Корсакова, Ф. И. Шаляпина, М. Н. Ермоловой, В. И. Качалова, К. С. Станиславского, Т. П. Карсавиной – в ряду высших достижений русского портретного искусства конца XIX – начала XX в. Один из самых необычных портретов «Портрет Иды Рубинштейн» (1910) Серова был написан в Париже, незадолго до его смерти. Репин, которому, по совету М. М. Лишь перстни он подцветил маслом. – изображать, передавать «черта в черту») – это изображение человека или группы людей, реально существующих, либо существовавших в. УМК С. И. Львова и В. В. Львов Сочинение по репродукции картины Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками» Автор: Бачерикова Тамара Сергеевна – Творчество В. А. Серова Презентация работы студентки 4 курса АГСО Тамбовский государственный университет им. И вот этот самый момент ухватил талантливый художник. Эти поиски привели его к созданию прекрасных картин на мифологические и исторические темы.
Репин стал заниматься с юным Серовым сначала в Париже, а затем в Москве и в Абрамцеве. Вопросы Какие картины, написанные или нарисованные Серовым Вам нравятся. Понял и простил эмигрировавшего А. Бенуа, которому было тесно в России.
— Да, да, да. Чистякову. Ближе к началу 1900-х годов художник обращается к русской истории. Он скончался от разрыва сердца в возрасте сорока шести лет.
Рисунок стал вдохновенным, поэтическим портретом великой балерины. Художник пишет портреты представителей крупной буржуазии, высшей знати, в том числе С. Мамонтова (1890), А. Бахрушина (1889), К. Победоносцева (1902), М. Морозова (1902), С. Витте (1904), князя В. Голицына (1906), Э. Нобеля (1909), И. Морозова (1910), В. Гиршман (1911), членов царской фамилии. Воплотить в художественном в репрезентативных портретах художник остается верен себе интересует -его в первую очередь человек, а не титул – конечно же, Это объясняется, а тем, не склонностью Морозова к публичному самобичеванию, что широко образованный промышленник «разгадал» замысел автора. Серов создаёт несколько героических портретных образов (портреты Горького, Ермоловой, Шаляпина).
Однако аксессуары и нарядная живопись – это только вступление к портрету, его первый слой. Серов, без сомнения, был первым портретистом своего времени. Через два года в этом же имении Серов создал один из лучших своих пейзажей «Заросший пруд. Он писал пейзажи, картины на исторические темы и конечно же портреты. Симонович в письме на родину.
Здесь художник создал немало интересных произведений. Позднее он создает портреты И. Остроухова (1902), М. Горького (1905), А. Чехова (1903), Ф. Шаляпина (1905), Г. Федотовой (1905), М. Ермоловой (1905). Без труда можно сопоставить и серовского пастушка с чеховским Ванькой Жуковым, сочинившим бесконечно наивное письмо на деревню дедушке, – во всех произведениях отчетливо видна «детская» душа, такая уязвимая в мире взрослых и вместе с тем ищущая способ быть включенной во вполне зрелую, осознанную деятельность. Серова и А. П. Первые уроки рисования мальчик получил у немецкого художника-офортиста А. Кемпинга, затем его учителем стал И. Е.
Известная работа художника В. Серова – картина «Девочка с персиками» была написана летом 1887 года. Столь же многозначительны в портретах Серова молчащие руки, лежащие на коленях или опущенные вниз, – это отказ от диалога, нежелание объясняться и комментировать собственную персону, варианты душевной открытости (Девушка, освещенная солнцем, портрет Михаила Морозова) или душевной пустоты (портрет Софьи Боткиной). Древность мира слилась с модерном. Согласится ли она позировать мне. В ее композиции основное – не только пластика форм, но и свет.
А листочки – импровизированные тарелочки для половинок фруктов. В 1907 году Серов осуществил свою давнишнюю мечту – он поехал в Грецию, где его пленило «удивительное ощущение от света, легкого-легкого ветра, близости мраморов, за которыми виден залив и зигзаги холмов». Не удивительно ли, что мастер слова А. П. Ветер перемен.
Почему столько споров о ней, страстей, которые продолжаются и поныне. За ними рабы несли закрытый паланкин. У нее чуть раздуваются ноздри, точно она не может отдышаться от быстрого бега. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Княгиня Орлова была одной из самых элегантных женщин Петербурга. Мать забрала неуспевающего по всем предметам сына.
При первом взгляде на портрет собачка выглядит еще одним цветком. Сочетанием графических и живописных средств достигнута выразительность портрета известной танцовщицы Иды Рубинштейн (1910, Государственный Русский Музей). Когда будете в Русском музее, посмотрите на Иду внимательнее. Девочке было всего 12 лет, когда мастер взялся писать её портрет. Органичными для художника явились приемы декоративного решения (живописный лаконизм, обобщенность форм) его поздних работ «Одиссей и Навзикая» и «Похищение Европы» (обе – 1910, Государственная Третьяковская Галерея). – ЕЛ. ).
По воспоминаниям Серова, он писал портрет Веры «с упоением» и сделал его всего за месяц. Художник работал над картиной осень и зиму 1907 года. С 1900 по 1904 годы Серов плодотворно сотрудничал с объединением «Мир искусства». Для молодого художника – это было настоящей удачей, которую подарила ему судьба.
Он пишет их так, как если бы случайно увидел погружёнными в мысли и мечты. Павел Александрович хорошо танцевал, пользовался успехом у женщин и был очень интересен. Петр дубиной укладывает и этого на месте: Будешь знать, как царя не признавать. В 1880 году Серов поступает учиться в Академию художеств к прославленному П. П.
Именно на таком отвороте лежат персики, ножик и пара кленовых листьев. Он впал в немилость из-за своей оппозиции к Распутину и Вырубовой и императрица пожелала его удалить. Видимо, на нее подействовало неодобрительное отношение к портрету ее светских друзей. Это ж надо додуматься. » Летние месяцы художник обычно проводил в Абрамцево и здесь, в 1884, написанный им портрет Л. А. Мамонтовой, покажет его художественную зрелость, но настоящими достижениями раннего творчества Серова считаются портрет Верушки Мамонтовой известный как «Девочка с персиками» (1887) и созданная в следующем году картина «Девушка, освещенная солнцем». Они настолько сблизились, что Валентин часто даже жил в их семье. Чехов и мастер кисти В. А. Перламутрово светится нежное лицо.
После этого была Девушка, освещённая солнцем и другие. В девяностые годы все больше растет и крепнет мастерство Серова-портретиста. Серова ценили и ценят за свежесть красок, за правду жизни. Его портреты особенные, живые, что часто не очень устраивало тех, кого изображал Серов. Домотканово».
В Москве мать живописца среди бумаг сына случайно обнаружила фотокопию с портрета Иды. Безупречное артистическое чутье подсказало художнику технику исполнения. В настоящее время его картины экспонируются в самых известных музеях России и зарубежья. Иные заботы иные восторги. Похоже, княгиня прочла этот «подтекст» и избавилась от картины, подарив её музею Александра III (ныне Русский музей).
Всеволод Мамонтов вспоминал: «Серов, неизменно аккуратно одетый, тщательно причёсанный, был всегда обаятелен и на вид угрюмо-серьезен, а Коровин отличался непостоянством, в достаточной степени легкомыслием, малоприятной художественной небрежностью в костюме. С намеренным преувеличением тех свойств, Создавая произведения острые, художник достигает особой эмоциональности, которые показывают модель отрицательной с стороны (недаром Серов часто называл себя «злым»), даже экспрессивности. Так же преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Серова, показывала рисунки сына.
Для его коллег и ценителей живописи это стало настоящим ударом. — А за чем же тогда дело стало. Была не только умна, воспитана, артистична, но была также воплощением душевной доброты. Он хотел сказать, что Валентин ошибается вдохновение сильнее техники.
По остроте характеристики портрет порой граничит с шаржем, когда, по словам самого художника, «шарж сидит в самой модели». Не мог же я писать этот портрет с любовью и нежностью». «Девочка с персиками» дарит зрителю ощущение радости и счастья.
Известный театровед Светлов писал: «В ней чувствуется та иудейская раса, которая пленила древнего Ирода в ней — гибкость змеи и пластичность женщины, в ее танцах — сладострастноокаменелая грация Востока, полная неги. » Готовясь к этой роли, Ида Рубинштейн прошла выучку таких замечательных режиссеров, как Санин и Мейерхольд. «Монументальность есть в каждом ее движении – просто оживший архаический барельеф. » – говорил он. «Ты — это ты, я — это я и каждый — сам по себе. » Кузина Серова вызвалась во время работы готовить для него обеды на керосинке. Для нового поколения художников был характерен поворот от изображения «язв общества» к запечатлению гармонии.
Один из первых парадных портретов, «Портрет великого князя Павла Александровича» (1897), принес художнику золотую медаль «grand prix» на Парижской всемирной выставке 1900 года. Дервиза. Серова, автора многих известных классических опер. В начале своей деятельности Серов писал портреты тех, кто ему нравился. Серов обладали одинаково зорким глазом. Пусть слабый топчется на месте, а сильный — всегда рвется вперед. Уходя, он сказал: Благодарю вас за глаза. » – рассказывала М. Я.
В его гротеске «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. » (1905, Государственный Русский Музей), в карикатурах на Николая II звучит политическая сатира. Дядюшка Яков Миронович лечил ее отца от туберкулеза.
В 1888 году художник дебютировал с двумя картинами «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» радостными красками, тонкой передачей света и воздуха имевшими сенсационный успех и воспринятые как новое слово в искусстве. Антокольского, мать будущего художника, В. С. Мир был оповещен об этой кончине скромной заметкой в одной парижской газете. Интересен в этом отношении рассказ Софьи Олсуфьевой о том, как создавался ее портрет. В 1890 году он пишет портрет А. Мазини, через год – портрет своего друга, художника К. Коровина, затем И. Левитана (1893), Н. Лескова, Н. Римского-Корсакова, И. Репина.
В последние годы жизни Серов был увлечен поисками большого стиля. По одной из версий, Иду Рубинштейн – танцовщицу, прославившуюся выступлениями в балетах «Клеопатра» и «Шехерезада» – Серов также писал для афиши «Русских сезонов». В результате живого прикосновения к античности появились такие произведения, как «Одиссей и Навсикая», «Похищение Европы». Изгиб ее спины был удивителен, как и вся она.
Портреты Ф. Ф. Юсупова, О. К. Орловой, В. О. Гиршмана и других воплощают суть характера человека, его общественное положение, всю его «философию жизни». Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. Фигуру князя обрамляет свободно развернутый в пространстве корпус лошади. В жизни Валентин Серов и Константин Коровин были друзьями, которым за неразлучность дали прозвище «Коров и Серовин». Картина символ, пророчество, актуальна вечно, Петр I – Россия. В молодости Валентин Серов много путешествовал, посетив Италию, Австрию и Францию.
И цветовую гамму Серов избирает сильную, декоративную, по его собственным словам «цыганского типа» – синее с желтым, усложненное присутствием розового. В 1886 году он пишет тонкую по настроению картину «Осенний вечер. Он всегда долго и тщательно работал над своими полотнами, стремясь, чтобы в картине, написанной в сто сеансов, сохранялась вся свежесть одного. Работая над парадным светским портретом, поступая в «общее пользование», принимая заказы «от всяких людей», Серов не идет на компромиссно-отстраненную фиксацию внешности и, тем более, на выявление в модели лишь приятного.
Даже враги его отмечали, что он привораживает своим красноречием, словно чарующая сирена. Что ещё нам может поведать картина. «Девушка, освещенная солнцем» строится на контрасте затененного первого плана и ярко освещенного солнцем второго. «Он сказал: Глаза те же. Из Парижа она дюжинами вывозила платья. Портрет и другие рисунки и картины художника оставались у неё. По мотивам и стремлению передать дух времени, не прибегая к изображению значительных исторических событий, она близка исторической живописи художников «Мира искусства», отличаясь от неё большим богатством оттенков в характеристике героев и обстановки.
Хотя в результате работа стала самостоятельным полотном, это предположение объясняет, почему перед нами опять не столько портрет реального человека, сколько сценический образ «чаровницы, гибель с собой несущей». Серов работал над портретом почти три месяца. Все годы якутской ссылки с ним провела его дочь, Лиза. Она трогательна. Где в то время царствовал мрачный реализм с преобладанием меланхоличных и темных красок, Там состоялась судьбоносная встреча Серова с художником Появление в свет портретов «Девочка с персиками» (1887) и (1888) «Девушка, освещенная солнцем» произвело революцию в живописи. В картине «Петр I» (1907, Государственная Третьяковская Галерея), небольшой по размерам, фигура Петра монументально значительна.
Это объясняется, конечно же, не склонностью Морозова к публичному самобичеванию, а тем, что широко образованный промышленник «разгадал» замысел автора: воплотить в художественном В репрезентативных портретах художник остается верен себе -его интересует в первую очередь человек, а не титул. Портрет и другие рисунки и картины художника оставались у неё. Летние месяцы художник обычно проводил в Абрамцево и здесь, в 1884, написанный им портрет Л. А. Мамонтовой, покажет его художественную зрелость, но настоящими достижениями раннего творчества Серова считаются портрет Верушки Мамонтовой известный как «Девочка с персиками» (1887) и созданная в следующем году картина «Девушка, освещенная солнцем». Героями этого портрета стали сыновья художника, Юра (слева) и Саша (справа), которых он изобразил на веранде дачи неподалеку от берега Финского залива.
Это не столько типичное для конкретной индивидуальности движение руки, сколько точно подмеченное Серовым стремление портретируемого выразить себя, предъявить зрителю не только лицо, внешность, но и внутреннюю сущность. И. Е. Репин рекомендовал подающего надежды живописца к обучению в Академию Санкт-Петербурга. И если не всё творчество Серова можно назвать «отрадным», то есть в этой картине то, с чем художник не расстанется – стремление проникнуть во внутренний мир изображаемого. Будь то «розовая принцесса» Ольга, дочь Александра III или совсем маленький Мика Морозов (будущий замечательный шекспировед), запечатленный в детском стульчике или собственный сын Серова – Саша – за столиком, с книжкой и куклой на втором плане – во всех этих работах убедительно явлен мир отрадный и неприкосновенный, принадлежащий только им, только этим детям, в глазах которых сквозит жажда познания. И сложно даже назвать другого художника его эпохи (за исключением, разве, Левитана), чье наследие и творческие достижения имели бы такое большое значение и влияние на все последующее русское искусство. В свете много говорили о ее огромных тратах на шляпы и туалеты. Она – само воплощение материнства.
Пусть вас не смущает, что тело женщины того же цвета, что и фон, на котором оно написано. «А я Ольга Орлова и мне все позволено и все, что я делаю, хорошо», – высказывался об образе сам художник. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. И. Е.
Потом махнул рукой и сказал, не столько мне, сколько в пространство: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уже не вышло, тут весь выдохся», – вспоминал Игорь Грабарь свою беседу с Серовым перед картиной «Девушка, освещенная солнцем» совсем незадолго до смерти Валентина Александровича. В нем усматривают «модного живописца», художника, способного написать портрет и со сходством и с мастерством и как-то по-особенному изысканно. Похоронена на кладбище Пер-Лашез. Поражает ювелирная разработка каждого сантиметра холста и удивительная свежесть живописи. Только однажды возник неприятный случай.
Чехова. Неизменным будет с этого времени успех Серова на выставках передвижников, а затем и «Мира искусства», но никогда не будет существовать для него окончательно найденной манеры, раз и навсегда усвоенных выразительных средств. Брак был счастливым, у них родились две дочери и четыре сына. Но близость не значит схожесть.
Домотканово», «Баба с лошадью». Серов Валентин Александрович родился в семье известного композитора А. Н. Возросшая популярность и радует художника и огорчает.
Верочка вроде бы сидит неподвижно, внимательно глядя на зрителя.