Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения». К. нарисовал также и портрет М. С. Бестужевой, который впоследствии получил широкую известность под названием "Неизвестная" (1883, Третьяковская галерея). На зрителей смотрит дерзкая женщина, в лице которой читается пресыщенность жизнью. Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке.
В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора». Ясно одно: интерес Серова к творчеству автора огромных панно «Музыка» и «Танец», украшавших московский особняк СИ. Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное». Даже «Девочку с персиками», кажущуюся зрителям легкой импровизацией, художник писал более месяца, а над некоторыми картинами работал годами. Вполне возможно, что «Неизвестная» так и останется навсегда неизвестной. Незнакомка – это не салонный портрет, а сложное, хранящее интригу полотно. Тем не менее предположение, что Серов работал быстро, обманчиво.
Незаметно для себя зритель попадает на 1 этаж – там продолжается мистерия. Однако постепенно проникаешься камерностью этого «второго плана» – яркий свет здесь точно не нужен, ведь зритель должен близко подойти к каждой работе, почувствовать её. Этот портрет (см. В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки. Здесь В. Серов изобразил еще одну свою кузину – Машу. Едва художник взялся за портрет Федора Тютчева, тот тоже скончался. Эта крепкая дружба продлилась до конца дней.
«Тайной, — необъяснимой и влекущей к себе», — назовет творчество Серова писатель Леонид Андреев. Серов осознал, что в системе Репина ему было удобно, привычно, спокойно, но неинтересно. Вскоре Серовы переезжают в Москву. При расставании с ней К. условился о переписке, но, не дождавшись писем, сам поехал в Фатеж и узнал печальную весть: в пути М. С. Бестужева тяжело заболела и умерла в Фатежской земской больнице. В коллекции ГТГ находитсяпортретещё одного друга Серова –Константина Коровина. Остро реагировавший на любую несправедливость, он всегда сохранял способность прямо смотреть в лицо порою самой неприглядной реальности, быть «совестью» своего времени.
А «Портрет Шаляпина», выполненный углём, критика разругала. Еще подростком Серов амбициозно заявил, что если поедет с художником Репиным на этюды в деревню, обязательно добьется больших успехов. Крамской, несмотря на простое происхождение (он был сыном писаря из городка Острогожска), был принят при дворе и даже стал там своим человеком, не раз выполняя портреты членов императорского семейства (Александр III был большим демократом и предпочитал общение с обычными людьми, особенно талантливыми, общению с романовским кланом), давал уроки живописи дочерям императора. Но откуда тогда взялась легенда о нем. Серов так и решил его портрет – написал его в манере Матисса, в фигуре Ивана Абрамовича нет объёма, это плоскостное изображение. В это время у Серовых родилось уже трое детей (всего их было шестеро).
Вот таким образом, если семья и не бедствовала, то многого не могла себе позволить. Ольга Фёдоровна изображена так, что она готова встать и немедленно уйти. Она не могла себе этого позволить, все её мысли были о детях. Мол, там живет душа покойницы Лопухиной, она и забирает души. Серов был очень обязателен и всегда предупреждал клиентов, если не смог прийти на сеанс.
Так, на единственном ярко освещённом третьем этаже мы видим «парадного» Серова – за Верой Мамонтовой разворачивается калейдоскоп знаменитых портретов К. Коровина, М. Ермоловой, А. Мазини, Н. Римского-Корсакова, сестры художника – «Девушки, освещённой солнцем», Николая II и вызвавший особый интерес привезённый из Дании парадный портрет Александра III в красном мундире. В «Девочке с персиками» привычное увидено по-новому, свежо и радостно. Ее драма заключается в том, что она не может смириться с холодным расчетом общества. Картина «Неизвестная» чарует своей таинственностью.
Автором ее является монах-иезуит Антоний Поссевин (Антонио Поссевино), отправленный в Москву послом от папы римского с предложением Православной церкви перейти под власть Ватикана. Когда картина ещё была на выставке и Павел Михайлович Третьяков только высказал своё желание её приобрести, то его спросили: «С каких это пор вы прививаете своей галерее сифилис. » На что Третьяков ответил: «Спасибо, я ваше мнение выслушал». Неудивительно, что ему удалось создать цельную и жизнеспособную школу. – Мы стараемся всячески пропагандировать его творчество.
Есть много свидетельств такого, с точки зрения обывательского сознания, «безумия» Валентина Александровича Серова. Каждый мазок на его этюде говорит о красоте души художника-поэта. Серов, мать – пианистка В. С. На нём барышня одета в тёмное закрытое платье, волосы у неё собраны в высокую причёску. После того как ее увидела публика, сразу же появилось множество слухов.
Работа над полотном шла три месяца. В коллекции ГТГ находится авторское повторение «Портрета в тужурке», которое было написано за один сеанс. Грусть его изящна. Следовательно, сыноубийства не было.
Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки». В начале творческого пути живописца ничто не предвещало «катастрофы». Поссевин, меж тем, якобы стал очевидцем семейного скандала. Ульянов и другие в будущем известные художники.
Последняя театральная работа художника состоялась целиком по его инициативе. Некоторое время назад в Европе узнали Репина. Российский журналист и писатель И. Оболенский не согласен ни с одной версией и выдвинул свою.
Сарьян, Н. П. Иоанн-младший небезосновательно боялся, что потеряет и третью – отец ее просто убьет. Спустя год после путешествия Крамской писал: «Дочка моя известная ветреница, начинает подавать мне серьезные надежды, что уже есть некоторый живописный талант». Едва художник взялся за портрет Федора Тютчева, тот тоже скончался. И поза Морозова купеческая. Почитатели её таланта воспринимали М. Н. Ермолову так, как её написал художник.
Если сравнить Незнакомку с портретом Софьи Крамской (Девушка с кошкой), то нельзя отрицать видимого сходства двух женщин. Также она рассказала о новом мобильном приложении «Книги Третьяковской галереи». Серов же наоборот, терпеть не мог беспорядка и грязи. Смуглое лицо с глубокими впадинами задумчивых, с тихой печалью глаз. «Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное», – писал Валентин Серов жене в конце 1880-х.
«Биографы Серова расскажут впоследствии, как часто античная покорность долгу заставляла его совершать поступки, которые с житейской точки зрения казались безумными», — скажет в своей речи на вечере памяти художника Валерий Брюсов. Не проститутка, но явно содержанка какого-то знатного или богатого человека. Многие считали героиню Крамского аристократкой, но модное, отороченное мехом и синими атласными лентами бархатное пальто и стильная шляпка-беретка, вкупе с насурьмленными бровями, помадой на губах и наведенным румянцем на щеках, выдают в ней даму тогдашнего полусвета. Очень часто можно услышать, как эту картину Крамского называют – Картина Незнакомка. Воздействие Врубеля на человека – яркое, шокирующее.
Эффект сопричастности – одна из главных примет творчества художника.
Были созданы даже конфеты «Незнакомка» с картиной Крамского на коробке. Валентин Серов всегда гораздо глубже подходил к модели.
Коровин кричал: «Не устраивайте хаоса из моей жизни». Меня освободили. И купил картину. Сделав несколько эскизов старших детей, он отпускал их играть и Ольга беспокоилась: «Не убежали ли далеко, не отправились бы на пруд, спит ли маленький, услышит ли она его пробуждение, не ушли бы старшие одни в лес», – и сотни других мыслей, которые только могут промелькнуть в голове матери, когда она не видит детей. «Между Соней и ее отцом была редкостная дружба, переходившая в обоюдное обожание», — писала Зилоти.
Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства». Этой знаковой картиной и открывается выставка. Работник музея, видя эту сцену, попросил солдат отдать ему эту картину. В эти 5 рам и заключён образ актрисы.
Все же нельзя считать такое название верным и правильным. Среди них Мусоргский, Писемский, Пирогов итальянский актер Мерси дАржанто. Так ошибочное название работы окончательно «вошло в жизнь». Обезумевшая от горя Варвара покончила с собой. На портрете изображены бесконечные рамы их 5, включая собственно раму картины. «Я, внимательно вглядевшись в человека, каждый раз увлекаюсь, пожалуй, даже вдохновляюсь, но не самим лицом индивидуума, которое часто бывает пошлым, а той характеристикой, которую из него можно сделать на холсте», – откровенно говорил мастер. Самому Серову было всего 46.
«Девочка с персиками» принесла Серову первый серьезный успех и до сих пор остается самой узнаваемой и любимой его картиной. И всю жизнь не изменял поставленной цели стать лучшим. Он бросился на батюшку, а тот в припадке буйства ударил посохом и пробил сыну висок. На черепе царевича отсутствовали повреждения, характерные для мозговой травмы. Лучезарные «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем», душевные пейзажи искренние портреты друзей и близких. Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы.
Хотя Серов выбрал такую позу певца, конечно, неслучайно. Еще раз прошу простить меня, если я делаю что-либо, выходящее из рамок допускаемого. Фигуры русских богатырей написаны в ракурсе «снизу вверх», вот таким образом они и выглядят такими мощными. Из Санкт-Петербурга в Москву его доставили впервые. Текст этот был опубликован за 15 лет до создания одного из самых загадочных портретов в русской живописи – «Неизвестной» Ивана Крамского.
Над образом Александра III Серов работал пофотографии. Но публика приняла портрет любимой актрисы с восторгом. Это высказывание можно воспринимать двояко. Валентин Серов – признанный мастер психологического портрета.
Врубеля и Серова часто сравнивают, но ставить вопрос – кто из них лучше. Однако после раскола общества Серов, Левитан, Архипов, Васнецов инекоторые другие художники вышли изего состава. В 60-е годы прошлого столетия были вскрыты могилы Иоанна Грозного и его сына. Быть им запечатленным считали за честь первые лица государства.
А товар выставлен у него за спиной – это полотна Матисса, которые Анри писал для Морозова. Квартиры украшались вырезанными из журналов репродукциями работы Крамского, а копии «Неизвестной» были одним из самых популярных заказов у художников всех уровней. Новгородская четвертая летопись сообщает: «Того же (7090) году преставися царевич Иоанн Иоаннович на утрени в Слободе». «Портрет Ермоловой», примадонны Малого театра.
Существует несколько версий о том, чей образ передаёт картина Незнакомка. В живописном этюде нет недосказанности и неопределенности. Мамонтова. 1880-1886 – учится в Академии художеств. 1888 – получает первую премию конкурса Московского общества любителей художеств за «Девочку с персиками». 1897-1909 – преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. 1905 – в знак протеста против демонстрации 9 января выходит из Академии художеств. 1906 – участвует в выставке Русского искусства, организованной Сергеем Дягилевым в Париже. 1911 – участвует в антрепризе Дягилева «Русский балет», создает занавес к балету «Шехерезада» (Ныне – в собрании семьи М. Л. Недаром упомянутый пейзаж был повторен Серовым в графической технике офорта. А Крамской назвал эту работу – Портрет Неизвестной. Она оказалась права.
Здесь преобладают графика и малоизвестные портреты. Диалоги, когда-то начатые в мастерской, теперь продолжаются со зрителями его картин. Если бы Вы только знали, каким чувством глубокой благодарности полны мои мысли и душа. Занавес в стиле иранских миниатюр был сделан в последний год жизни художника.
Вот такой она и получилась на портрете – с широко раскрытыми, беспокоящимися глазами. Певец изображён в очень неудобной, нехарактерной позе. Я не знаю даже, кому мне говорить о том, что я чувствую и как я признательна.
Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. Дело в том, что если в любом портрете испорчены глаза, то реставрировать его невозможно. У Врубеля же была совсем другая манера. Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Все детали элегантного гардероба незнакомки художник прописывает с особой тщательностью.
Оригинальное её название – Неизвестная. Во всяком случае, оригинала никто не встречал. Государь разозлился на свою беременную сноху, жену сына Ивана, за «непристойный вид» – не то забыла надеть пояс, не то надела всего одну рубаху, тогда как было положено носить четыре. Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. Конечно, во всех случаях для смерти имелись объективные причины, – но вот совпадения Даже здоровенные мужики, позировавшие Репину для полотна «Бурлаки на Волге», говорят, преждевременно отдали Богу душу.
История о том, что Иван Грозный является сыноубийцей – всего лишь миф. Он известен своим собирательством современной ему французской живописи. (Константин Сомов запросто мог запросить и шесть и восемь тысяч рублей). Точного ответа на этот вопрос не удалось получить до сегодняшнего дня.
Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. А плакаты дягилевских «Русских сезонов» с нарисованной Серовым Сильфидой – Анной Павловой парижские фанаты срывали с афишных тумб. Но ярче и глубже светились глаза на изображенных им лицах.
Начинает заниматься рисунком у немецкого художника Кеппинга. В них – горечь будущих судеб, страшные пророчества, ускользающая красота модерна, мудрость стариков навсегда ушедшей стабильности века девятнадцатого, беспокойное напряжение новых поколений Усталый, всезнающий Николай II, патетичная Ермолова, сосредоточенный Римский-Корсаков, мятежный Горький, пытливый Мика Морозов, неправдоподобно красивая княгиня Юсупова, барственный Шаляпин, ломкая и колкая Ида Рубинштейн На выставке много знакомых с детства картин, но подавляющее большинство работ – Серов незнакомый извлеченный из запасников, привезенный из российских и зарубежных музеев и частных коллекций. Отец – известный композитор А. Н. Васнецов очень долго работал над своими «Богатырями», постоянно отвлекаясь на другие заказы, выигрывая конкурсы на росписи храмов, в отличие от Врубеля, которые эти конкурсы постоянно проигрывал. «Серов и его произведения часто включаются в выставки русского искусства за границей, – рассказала Марина Эдгаровна корреспонденту «Русского мира».
Левитан был разочарованный человек, всегда грустный. Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора». Но подражать, копировать манеру друга тоже неправильно. Только в зрелом возрасте, в 1901 году, когда отца уже давно не было в живых, она заключила брак с петербургским юристом финского происхождения Георгием Юнкером.
«Девушка, освещённая солнцем»- это работа, вызвавшая весьма резкую реакцию критиков. Для того, что бы это понять, надо «разрезать» портрет на две части по вертикали и закрыть вторую половину картины. Но почти ничего не сохранилось. И работал медленно иногда требуя 90 сеансов, что бы написать один портрет. Его отправили в лечебницу для душевнобольных, где он и умер.
Идея не встретила поддержки у русского царя. Мастер видит в ней настоящую царицу, которая возвышается над другими людьми. Серова1872–1875 – живет вместе с матерью в Европе.
Бестужеву похоронили на кладбище её родного села. Портрет княгини Щербатовойостался неокончен. Бывало, что рвал уже законченные, но не устраивающие его варианты рисунков и акварелей.
Не случайно эту картину называют «гением места».
Еще один портрет супруги являет нам тёплый, солнечный, пленэрный образ. Не менее кропотливая работа была проведена по каждому пункту составления экспозиции. А молодой иконописец Абрам Балашов 16 января 1913 года порезал холст ножом.
(Как признавался сам художник, после картин Матисса «все другое делается чем-то скучным». ) «Внутренний жест, аккомпанемент к его линиям, краскам, сюжетам, — превышая сюжеты и краски Серова, обнажает нам природу не выявленных его моральных исканий: путей русской живописи», — напишет Андрей Белый. Друзья так их и называли – не Коровин и Серов, а Серовин и Коров. Вишневской. Эта вторая, правая половина и не дала Морозову растратить всё состояние.
«В нем жил эпохальный художник», — сказал о Серове Андрей Белый, в значительной степени раскрывая отношение к нему современников. Своей картиной Серов хотел подчеркнуть талант актрисы, создать ей памятник. Путешествуя по Франции, Софья пристрастилась к живописным этюдам на плэнере. С этой картиной произошёл необыкновенный случай. Подумаю иногда, да и станет страшно личная жизнь грозит превратиться в трагедию». Многие, наверное, помнят предыдущую выставку 2011 года «Валентин Серов.
А потом, вдруг – бремя славы, когда поклонники едва давали жить.
Моделью для Алёши Поповича послужил сын Саввы Мамонтова Андрюша. Царевич вступился за жену: до этого отец уже отправил в монастырь двух его первых жен, которые не смогли зачать от него. Но моя хрустальная мечта – это его монографическая выставка за рубежом.
Валентину Александровичу очень понравилась постановка балета «Шехеразада» с музыкой Римского-Корсакова для Русских сезонов Дягилева в Париже. Далее зрители плавно попадают на 2 этаж и сразу погружаются в полумрак. Оригинал был в Зимнем дворце и, во время известных событий 1917 года, взбунтовавшиеся солдаты разорвали, обезобразили, выкололи глаза и волочили по полу. К 10-летию Московского Художественного Театра Серов получил заказ написать серию портретов знаменитых актёров. «Портрет балерины Корсавиной»выполнен в необычной манере – балерина изображена спиной к зрителю.
По этой легенде Крамской был знаком в Матрёной Саввишной и был пленён её красотой. За время пребывания в Фатеже и в с. Миленино К. сделал несколько портретных эскизов фатежан и сельских пейзажных зарисовок, по которым в последующем были написаны такие известные картины, как "Полесовщик" (1874, Третьяковская галерея) и "Сельская кузница", "Мужик с уздечкой" (1883, Музей русского искусства, Киев) и др. Интересно, что отзывы об этой картине были точно такими же, как и отзывы на картину Ренуара «Обнажённая» иногда называемую «Жемчужиной» (ГМИИ). – совсем неправильно. Она, позируя художнику, была погружена в свои драматические мысли. А в этот раз Щербатовы долго ждали художника и, наконец, решили позвонить ему домой. Ни в одном дневнике художника не было упомянуто об этой загадочной картине.
Сама Мария Николаевна была крайне недовольна своим портретом, в нём Серов несколько «состарил» Ермолову. А после того как был обнаружен этюд к полотну в частной чешской коллекции, специалисты пришли к мнению о том, что автор картины Незнакомка действительно хотел изобразить надменную даму, свысока глядящую на окружающих. Я – просто художник». Занавес окружён «театральным» творчеством Серова, несмотря на то, что история его сотрудничества с театром в качестве оформителя ограничена парой вышеприведенных примеров. Ходили слухи, что если молодая девушка взглянет на картину, то вскоре отдаст Богу душу. Петров-Водкин, П. В.
Михаил Врубель ввёл Серова в Абрамцевский кружок, где Серова очень полюбили и сам Савва Иванович и его жена Елизавета Григорьевна и сестра Саввы Вера, которая была замужем за Павлом Михайловичем Третьяковым и Костя Алексеев (Станиславский), родственник жены Саввы Мамонтова. Учился всю жизнь. Автором ее является монах-иезуит Антоний Поссевин (Антонио Поссевино), отправленный в Москву послом от папы римского с предложением Православной церкви перейти под власть Ватикана. Наследие Валентина Серова объемно и внушительно. Задорно и хитро из небольшой круглой рамы улыбается жена художника Бенуа Анна. В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров.
Понятие времени тогда было другое Но каким образом, прожив всего 46 лет, Серов успел создать такое количество шедевров, начиная со знаменитой «Девочки с персиками», которую он написал в 22 года, когда Верочка Мамонтова терпеливо просидела за столом с персиками почти все лето. «Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника.
Кажется, что освещения недостаточно, что работы сложно рассмотреть. И хотя самокритичный до самоуничижения Валентин Серов порой называл себя и «скучным» и «хмурым» и «злым», неизменным для него была увлеченность творчеством и людьми, о которых он писал. Не верится, что художник прожил всего 46 лет, – так много им сделано. Серову помогали коллеги – И. С. Ефимов с женой Н. Я. Симонович-Ефимовой.
Представлен на выставке в Третьяковке. )22 ноября (5 декабря) 1911 – умер в Москве. Как будто он сидит за прилавком, облокотившись на него и стережёт свой товар. Неожиданно ещё один всплеск интереса к «Неизвестной» произошёл уже во второй половине XX века. Что же представляет собой картина Незнакомка. Будучи преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества, он стал свидетелем новаторских выступлений молодежи — будущих основателей символистских и авангардных группировок «Голубая роза», «Бубновый валет», «Ослиный хвост». Правда, почему-то картина была известна уже под названием «Незнакомка», возможно, под влиянием одноимённого произведения Блока.
Однако даже в самых нетрадиционных произведениях Серова за внешним эпатажем, за подчеркнутым снижением образа его современникам открывалось нечто гораздо большее: ощущение неизменного серовского «эффекта присутствия» — многогранной, но непосредственной и прямой правды. Причина смерти не называется. Серов утверждал: «Я не портретист. Кто та барышня, которую Иван Крамской изобразил на картине. В «Пискаревском летописце» сказано: «В 12 час нощи лета 7090 ноября в 17 день преставление царевича Иоанна Иоанновича».
Кузнецов, М. С. Перфекционизм вознаградил художника необычайной востребованностью и славой.
Одно время эти два мастера снимали вместе одну студию, там Серов написал«Портрет Коровина» в манере, характерной именно для Коровина. И эта красивая тоска опьяняет вас, как аромат цветов. Мое искреннее убеждение – Валентин Серов заслуживает мировой известности. Многие искусствоведы считают, что художнику позировала его дочь. «Высокоуважаемая Екатерина Павловна, Вы разрешите мне послать Вам эти несколько строк. Но всё же он очень любил рисовать людей. Нет того смирения и терпения, как в позе кузины на картине «Девушка, освещённая солнцем», когда Маша была готова сидеть и позировать часами и днями.
Мироощущение художника с годами менялось, но жажда отрадного была в нем всегда. Так как именно художник может устанавливать правила, связанные со своим произведением. Васнецов, работая над картиной «Богатыри», писал, что именно абрамцевские дубы научили его, как надо писать богатырей. Ростроповича и Г. П.
Считается, что Иван Грозный убил сына в припадке гнева ударом посоха в висок. Солнечный свет проникал на полотна все реже, краски становились темнее и строже. Дама одета по последнему писку моды: на ней шляпа «Франциск», отделанная изящными лёгкими перьями, «шведские» перчатки, сшитые из тончайшей кожи, пальто «Скобелев», украшенное собольим мехом и синими атласными лентами, муфта, золотой браслет – все это модные детали женского костюма 1880-х годов, претендующие на дорогую элегантность. Родился в Петербурге 7 (19) января 1865 года.
Полотно удалось отреставрировать. Идея не встретила поддержки у русского царя.
ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи. Портрет таит в себе некую интригу. Хотя, по традиции, портрет все еще считается «несчастливым». Корсавина всегда была очень закрытым человеком, публика мало что знала о её личной жизни.
В 1884 году Крамской, чтобы отвлечь Соню от душевных терзаний, вместе с дочерью отправляется в заграничную поездку (заодно и свое сердце подлечить — он был уже очень болен). Так началась целая серия портретов императорской семьи. Сгоряча свекор принялся бить несчастную посохом. «Портрет Николая» в коллекции ГТГ – авторское повторение так называемого портрета царя «в тужурке», которое Серов написал для Александры Фёдоровны.
Она выражает надрыв, очень тяжёлое детство и юность Шаляпина. Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем».
Своими при дворе стали и его дети. «Незнакомка» Ивана Крамского (оригинальное название – «Неизвестная») – один из самых загадочных шедевров русской живописи. Иоанн-младший небезосновательно боялся, что потеряет и третью – отец ее просто убьет. Для этого он особым образом выстроил композицию. Многочисленные зарисовки натурщиц почти соседствуют с двумя графическими портретами Пушкина, а чуть колышащийся огромный занавес к балету «Шехерезада» – эмоциональный центр экспозиции – кажется, таит за собой дверцу, которую может открыть золотой ключик. Три месяца Маша позировала брату, боясь проронить хоть слово во время сеанса, чтобы не нарушить сосредоточенность художника, а затем вдруг неожиданно уехала, сославшись на дела в Санкт-Петербург.
Идея неяркого света сначала удивляет. Конечно, во всех случаях для смерти имелись объективные причины, – но вот совпадения Даже здоровенные мужики, позировавшие Репину для полотна «Бурлаки на Волге», говорят, преждевременно отдали Богу душу. Возможно именно в этом и кроется гений Серова.
Достоверно так и не выяснено, кто именно изображён на этой картине. Он восхищается своей героиней, ее аристократизмом, величественной осанкой, нежной кожей. Государь разозлился на свою беременную сноху, жену сына Ивана, за «непристойный вид» – не то забыла надеть пояс, не то надела всего одну рубаху, тогда как было положено носить четыре. «Две основные черты характера, которыми он резко отличался от всех окружающих, объясняют все его искусство: правдивость и любовь к простоте» — писал Грабарь. До конца жизни считали его своим главным учителем К. С.
В самом деле, весь творческий путь Серова — процесс постоянного обновления. Конечно, Валентин Серов затевал большой, основательный портрет певца в масле. Хотя сам Серов говорил, что ему очень трудно писать глаза этого человека, они разные. Если с первого этажа вернуться обратно на третий к «Девочке с персиками», то можно поразиться, как один и тот же художник мог написать две таких несовместимых по стилю вещи, пусть их и разделяют 20 лет. Неизвестная барышня явно не принадлежала к высшему свету. Маша сама была художницей, видела все этапы работы над портретом и очень боялась, что работая так долго и сосредоточено Валентин Александрович «засушит» портрет. Вряд ли Серов и вправду считал себя, скажем, пейзажистом. Автор прикасается к вечным вопросам, мучавшим человечество.
Городская суета помогает понять одухотворенность образа неизвестной.
Портрет написан в очень необычной для законченной работы технике – углём на холсте. Поссевин, меж тем, якобы стал очевидцем семейного скандала. Сгоряча свекор принялся бить несчастную посохом. Дочь Серова ответила князю: «Папа не может подойти к телефону, так как он умер». Барышня, царственно выглядящая на фоне заснеженного Петербурга, одета дорого и модно.
«Могла бы быть и попроще», – сказала она.