Был издан каталог, показаны его работы. Во всяком случае, так считали С. В.
Посмотрите, какого здесь цвета море, можно ли передать это зеленое балтийское море. Но ведь именно жизнь напоказ есть вечная тема парадного портрета и, доводя данную идею до грани гротеска, Серов с его репутацией «злого портретиста» (заказчики, впрочем, за редким исключением бывали довольны) лишь возвращает традиционной форме ее генетическое предназначение. В тенистом усадебном парке с восемью прудами и тихими липовыми аллеями Серов создал свои первые пленэрные полотна, в том числе «Заросший пруд» (1888, ГТГ), близкий по настроению к живописи французских художников-барбизонцев.
Европа была дочерью финикийского царя Агенора. Зал 10 практически полностью посвящен картине Александра Андреевича Иванова «Явление Мессии» (более известное название – «Явление Христа народу»). Пушкина, в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX – XX веков. В частности, некоторые портреты членов царской семьи и «Занавес» из бывшей коллекции Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской, которая сейчас находится в Константиновском дворце в Санкт-Петербурге. Они сомневаются, правильными ли были их представления о жизни и задаются вопросом: «Как жить. ».
Именно такие работы Грабарь объединил под названием «крестьянский Серов». Именно там, в частности, блистала Ида Рубинштейн, портрет которой Серов написал в Париже. В то же время «разноцветность» Матисса, невероятное, с точки зрения Серова, «варварское» сочетание активного оранжевого с насыщенным синим цветом, чуть позже пронзительно зазвучавшее в его «Похищении Европы» (1910, Музей искусства авангарда), на первых порах возмущали русского живописца. Почему именно портрет Марии Цетлиной, по сути, главный шедевр коллекции.
Эти пять лет решительно и определенно ответили за нас: "Нет, не ошибались"». Я с этюдничком, с картоном, сделал копию с этого портрета. ». Вершиной модернизма в его творчестве считаются «Портрет Иды Рубинштейн» и «Похищение Европы». Он воплотил философию и творческий поиск эпохи. И все – не без оснований. Серов часто говорил, что недолюбливает людей: «Скучные они, ужас, до чего скучные, – звери лучше и красивее и веселее и просто лучше».
Говоря другими словами, обозначен путь от романтического реализма к упадническому модерну. Для них «неделя прожита не зря» : есть, чем гордиться и что обсуждать в кругу знакомых. В «Портрете И. А. А иначе как объяснить тот ажиотаж, который возник у дверей Третьяковской галереи на днях.
Занавес имел такой успех, что на спектакле удостаивался отдельных аплодисментов. Не пропустите в нижнем этаже отдела графики у лестницы басенный цикл. Большой «Портрет Г. Л. Гиршман» написан темперой по холсту и формально отнесен к графике, хотя мог органично вписаться в живописный зал и составить конкуренцию многочисленным портретам светских красавиц, даже таким блистательным и хрестоматийным, как портреты Зинаиды Юсуповой и Ольги Орловой. Морозова» видели даже элементы социальной сатиры. Это вызывает у людей состояние регрессии, желания вернуться в прошлое. Барятинского Кабардинского полка» (1900, частное собрание, Великобритания) между Серовым и императрицей Александрой Федоровной произошел конфликт, отраженный в мемуарной литературе. Так что, может быть, «племя младое, незнакомое» будет смотреть в каком-нибудь таком музее на портрет Марии Цетлиной так же, как сегодня публика глазеет в Третьяковской галерее на «Девушку, освещенную солнцем», купленную Третьяковым вопреки общему передвижническому недоумению и недовольству.
Крылова, стихотворениям А. С. Серов, напротив, считал себя по преимуществу портретистом. К тому же со стороны заказчиков Серов не выносил никаких замечаний. Ей за помощь и содействие большое спасибо. Естественно, что говорили не только о делах.
и положила руки на теплые изразцы. Справа, по ходу движения, в зале 25 располагается картина Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом лесу» (иногда полотно ошибочно называют «Утро в сосновом бору»). Его в этом случае сравнивали с Цорном, говорили, будто он что-то берет от него. На выставке «Два века русского искусства и живописи» в 1906 году он не очень прозвучал и понял, что постарел.
Люди, желающие увидеть картины художника, готовы стоять в очереди по несколько часов. Интересно, что Бакст исполнивший по возвращении из Греции (куда он путешествовал вместе с Серовым) картину Древний ужас, также изобразил в ней статую Коры с ее загадочной архаической улыбкой как символ и вечную тайну античного мира. Так же, как, впрочем и композиционные приемы с тяготением к асимметрии и потрясающему разнообразию поз и ракурсов. А эта версия перегружена и более насыщена деталями. Ошибались ли позднее, в дни посмертной выставки. Так, парадный портрет З. Н. На этот раз живописная экспрессивность полотна заставила вспомнить не только Цорна, но и Эдварда Мунка – его «Портрет немца» (1903), кстати, написанный лишь год спустя.
Еще – из 9 частных коллекций. Зельфира Трегулова: Серов действительно был человек очень сложного характера. «Мы хотели представить этого художника так, чтобы сегодняшний зритель, который уже с неким скепсисом относится к классическому фигуративному искусству, понял, как много было сделано этим художником, как его искусство и то, что он делал, на самом деле вымостило путь к искусству ХХ века», – поясняет директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. Юбилейная выставка Валентина Серова в Третьяковской галерее должна понравиться почти всем. Но живой человек, воплощающий этот идеал, оказывается на пьедестале беззащитным, «голым». Зрелище на дальнем плане – прекрасное видение, словно пророчество о будущем великом городе: «Прошло сто лет и юный град, // Полнощных стран краса и диво, // Из тьмы лесов из топи блат // Вознесся пышно, горделиво». Часто присутствующий в работах художника момент игры с художественными воспоминаниями явлен и здесь: ритмично ныряющие дельфины напоминают, например, фрагмент росписи килика Диониса, выполненного греческим мастером VI века до н. э. Экзекием, да и бык напоминает изображения быков на древнегреческих сосудах (быть может, отчасти вот таким образом Серов первый из художников изображавших миф о похищении Европы, отступил от первоисточника, рассказывающего о белом быке с золотыми рогами – коричневый бык напоминает о росписях краснофигурных ваз).
За Гиршман в зеркале несколькими мазками изображено отражение художника и модели, намек на «Менины» Веласкеса. После этого случая Серов во дворце Романовых отказался работать. Картина произвела большое впечатление на замгендиректора «Северстали» по коммуникациям и взаимодействию с органами госвласти Алексея Егорова. Сам Серов, ученик И. Е. Репина и П. П. Чистякова, признавал лучшими свои ранние пленэрные картины — «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» (1888, ГТГ). Он меня туда отвез.
О существовании этого портрета, специально созданного в качестве подарка королевской семье Дании (Серов писал императора по фотографиям, ему позировал солдат в мундире), как-то забыли, до тех пор пока художник Дмитрий Жилинский не отправился писать портрет датской королевы Маргарет. Однако и это мнение в скором времени стали активно опровергать. Денег нет, судя по всему, ни на что. Графиня шутила, что за это время она «то полнела, то худела», а Серов все продолжал искать нужную форму. Музей русского искусства, где хранилось собрание и сам портрет, до 2014 года, охотно согласился с весьма не сложными условиями дарительницы, поменяв название на «Музей русского искусства имени Марии и Михаила Цетлиных» лишь только в 1996 году.
Картина синтезирует не только эволюцию живописного и графического языка мастера. Выбор техники и основы рисунка диктовался характером самой натуры. Демонстрация вариантов — один из немногих концептуальных ходов выставки.
Мать живописца, Валентина Семеновна Серова (1846-1924), урожденная Бергман, была полной противоположностью супругу5. Девушки забавлялись игрой с быком, украшая его рога цветочными гирляндами (обрывок гирлянды можно видеть и в серовской картине). Серов излагал Грабарю свое представление о Петре I так: «Обидно.
И все — не без оснований. Что, по-моему, хорошо: настоящая кураторская работа должна быть неочевидна. Еще подростком начинающий художник мог с детской прямолинейностью заявить: «. если. Много ли общего у Серова с художниками «Мир искусства», с которыми он находился в более тесном и плодотворном общении. Так, собственно и был создан ее живописный портрет, в окружении которого на выставке можно увидеть ее другие, графические портреты и то, как «живет» модель в интерпретации художника.
С этим можно поспорить, но все равно это была очень энергичная рекламная кампания. Чоколова» (1887), «Портрет П. И. На выставке наблюдается безобразное хамское отношение к людям.
Серова «Рогнеда» и «Вражья сила». Так, Бенуа не без основания сравнивал стильный «Портрет княгини О. К. Он прекрасен, // Он весь, как божия гроза». Особый интерес вызовет привезенный из Дании портрет императора Александра III (1899, Офицерский фонд Королевской лейб-гвардии), подаренный императором Николаем II офицерам Королевской лейб-гвардией, шефом которой был Александр III.
Для многих людей, чье советское детство было достаточно счастливым и безоблачным по нынешним меркам, картины Серова, хотя бы та же самая «Девочка с персиками», ассоциируются с иллюстрациями в школьном учебнике. «Замечательно милая женщина Генриетта Леопольдовна чем больше ее видишь, тем больше ее ценишь, простой, правдивой, доброжелательной, не гордой и что совсем странно при ее красоте совсем не занята собой. », – писал коллега Серова Константин Сомов. Толстого, с «высокой точностью» 27. В качестве ответной реакции на чрезмерную социальную активность В. С. Художник добивался виртуозности исполнения своих работ ценой изнурительного труда, мук и сомнений.
Мамонтовым и делая по его заказу иллюстрации к басням И. А. «Пришлось писать с 8 утра до 8 вечера (этак со мной еще не было). Стасова (1908, ГРМ)28. Он в корне изменил свое искусство, стал иначе думать иначе работать. Олив (1895, ГРМ), как помогает она всякий раз передавать то жизненную силу, то трепетность образов. Это подарок вдовствующей императрицы Марии Федоровны королю датскому Кристиану Девятому. Рассматривая искусство как сильнейшее воспитательное средство, В. С. Сначала — общие сведения: три этажа замечательно преображенной Третьяковки на Крымском Валу отданы под выставку работы из 25 российских и четырех зарубежных музеев, а также из девяти частных коллекций много открытий (не только царские портреты) солидный каталог.
И вот вице-мэр города Рамат-Ган Муки Абрамович и главный куратор и художественный директор музеев Рамат-Гана (их там четыре) Меир Ааронсон решили сыскать средства на благоустройство музеев города и Музея русского искусства в частности. Серову позировал солдат, а лицо монарха художнику пришлось писать с фотографии. В прессе возникала дискуссия и по другому поводу.
Событием станет показ портрета двоюродной сестры художника Марии Львовой (1895, Музей Орсе), той самой Маши Симонович, которая изображена в знаменитой «Девушке, освещенной солнцем». «Каждый портрет для меня целая болезнь» 43, – признавался художник. Но всё же эта очередь короче, чем та, что в кассы. Но и того, что есть, более чем достаточно: от абрамцевских портретов и домоткановских пейзажей (к ним и лишь к ним относится присяга молодого художника «писать только отрадное», знаменитая «Девочка с персиками» — экстракт этого стремления) до Иды Рубинштейн, в которой экстрагировался, если не сказать исчерпался уже русский модерн.
Это не каталог-резоне и в экспозиции не «весь Серов». В нем отразились поиски Серовым идеала, гармонии, полноты бытия. На выставке невозможно миновать нежно любимых Серовым «лошадок» (именно так он их неизменно называет в письмах и так вспоминают о деревенских пейзажах художника мемуаристы: что ни пейзаж – то почти непременно «с лошадкой»). Здесь же, в Домотканове, в 1890-х годах он открыл для себя поэзию деревенского пейзажа.
Он даже сделал карикатуру на самого себя, мы ее показываем внизу и назвал «Скучный Серов». Важное место здесь занимает цикл портретов семьи Юсуповых. Как потом выяснилось, правильно сделала. Морозова» (1902, ГТГ), сначала появившийся на выставке «Мир искусства», а в 1906 году показанный в Париже на выставке «Два века русской живописи и скульптуры», также вызвал оживленную полемику. Сколь сложна в его картинах нюансировка белого, наполненного различными цветными рефлексами, а порой внутренним свечением, как на сугробах снега в раннем пейзаже «Зима в Абрамцеве» (1886) или в белой кофточке О. Ф.
Нет и вещей, проданных в последние годы на аукционах за сенсационные суммы (портреты Марии Цетлин, четы Грузенберг, Прасковьи Мамонтовой и других) факт этих продаж, кстати, сделал Серова одним из самых востребованных и дорогих русских художников. В 1959 году М. С. Версий того, каким образом исчезла с полотна подпись Савицкого, существует несколько. «Девушку, освещенную солнцем» помнят многие, но не все знают, что на портрете из Музея Орсэ в Париже – та же модель. (Эту конкретную выставку компания не финансирует, но Третьяковку поддерживает, в частности в приобретении новых полотен).
Формально работы художника разделены на живописную и графическую части, по смыслу они выстроены как иллюстрация его пути от нежной живописной «Девочки с персиками», где румяные щечки юной героини бархатистей кожицы лежащих перед ней плодов, к портрету Иды Рубинштейн, где сухое тело балерины выписано бесстрастно, плоско и восхитительно красиво. Когда он узнал, что его собираются арестовывать, он приехал в Москву в Третьяковскую галерею, а потом перешел в институт Грабарей (Всероссийский художественный научно-реставрационный центр (ВХНРЦ) им. Есть еще и второй пласт регрессии. Для русского искусства Серов стал формообразующим художником.
Однако «Девочку с персиками», как и многие другие знаменитые вещи Серова, всегда можно увидеть в постоянной экспозиции Третьяковки, для этого не обязательно идти именно на выставку. В целом она устроена по старинке: с разделами «по видам» (темперы отнесены к графике), с очень точной развеской, учитывающей визуальные рифмы и контрапосты, с привлечением документального материала – книг, писем, фотографий. Серов мог». Цетлина привезла свою бесценную коллекцию из 90 картин в Израиль, где отдает ее в дар израильскому городу Рамат-Ган. Мерз в течение нескольких минут, пока лошади, выпущенные из конюшни, бегали на свободе по колено в снегу».
Серов. Это балерина, не Большого театра, но с осанкой и достоинством балерины. Стасова» (1908, ГРМ) критик С. К. Не перепутайте. Ольга Атрощенко, куратор выставки (живописная часть): «Девочка с персиками» была написана двадцатидвухлетним мастером, тогда совсем еще никому не известным художником и сразу снискала заслуженную славу. Сначала – общие сведения: три этажа замечательно преображенной Третьяковки на Крымском Валу отданы под выставку работы из 25 российских и четырех зарубежных музеев, а также из девяти частных коллекций много открытий (не только царские портреты) солидный каталог.
Эта картина Серова принадлежит Национальной галерее Армении в Ереване. Я думаю, в СССР об был выше.
«Хотя больше я люблю портреты Коровина и Левитана, где чувствуется глубина», — признался он. По словам Серова, живопись великого испанца «оттесняла» даже весь современный Париж. Как видите — принципиально название не поменялось. Разделения на периоды и техники в случае Серова, кажется, достаточно условны. В одной «Девочке с персиками», которая не только встречает зрителей при входе на выставку, но и стала тизером к ней, деталей и нюансов столько, что внимания на все может и не хватить. И Слон дал этому правильный (в моем понимании) диагноз: «Культурный психоз» (который тоже был и в Совке).
И Серов для меня был, конечно, главным героем. Цетлины умудрились сохранить свою коллекцию искусства во время скитаний по странам и континентам (они уехали из Парижа в Нью-Йорк в 1941 году, оставив коллекцию во Франции и Мария Самойловна вернулась за ней лишь в 1947-м, уже после смерти мужа и переправила ее в США). И здесь практически нет цвета, он очень аскетичный.
Например, версии портрета Генриетты Гиршман – вот минималистский линейный арабеск, вот «арнувошный гламур» (поза почти повторяет позу Зинаиды Гиппиус в портрете Бакста) и, наконец итог всем известный и совсем иной. Эти цветы мы с сестрой набирали каждое утро свежими. Все, кто хорошо знал Серова, запомнили его демонстративный флегматичный, «унылый» вид и редкостное «малословие» в соседстве с иронией. Сама выставка получилась действительно хорошей.
«Серов создал целый цикл портретов семьи Юсуповых и все они высочайшего уровня. И даже делают. На выставке, впрочем, целая гроздь императорских портретов и портретов членов императорской семьи, хотя Серов по своему складу менее всего был приспособлен к амплуа «придворного портретиста». Их, к примеру, А. Н.
А также портрет работы Серова, написанный в 1910 году в Биаррице, где у Цетлиных была вилла и еще три его работы: акварельный портрет Анны Цетлиной (матери Михаила Осиповича) и два рисунка — обнаженная натурщица и еще один портрет Марии. Остались многочисленные свидетельства очевидцев о том, как работал мастер над портретами. Так как, во-первых, муниципалитету на строительство нового музейного здания нужно 15–20 млн шекелей (это около 3 млн и никакая Маревна столько не стоит и акварели Волошина тоже и даже графические Ларионов с Гончаровой из цетлинской коллекции, вместе взятые), а во-вторых, как уже говорилось, эксперты Christies в русском искусстве разбираются: понятно ведь, что вещь для аукциона им нужна была первостатейная. Нестеров своим родным32.
И мне кажется, что для того, чтобы его понять, надо понять, кем он был. Ей принадлежал магазин «Детское воспитание», в котором продавались и изделия Абрамцевских мастерских, организованных С. И. Деление экспозиции на живописную и графическую части является основной интригой выставки. Когда в 1897 году на скандинавской выставке в Петербурге, организованной С. П.
И собачка совершенно повторяет ее силуэт и задает ключ этим потрясающим кружевам и цвету». Марии Самойловне хотелось сохранить это собрание целиком, а не делить между тремя детьми. Если мастер не был увлечен личностью персонажа, окружение портрета, его живописная «оркестровка» начинали доминировать в работе. Деление экспозиции на живописную и графическую части является основной интригой выставки. Лансере. Но зрителей ждет и немало сюрпризов: так, впервые показаны «Портрет Александра Третьего» из коллекции Офицерского фонда Королевской лейб-гвардии Дании, «Портрет Марии Акимовой» из Национальной галереи Армении, «Портрет Марии Яковлевны Львовой» из парижского музея Орсэ.
Эти работы оказались настоящим прорывом, кардинальным поворотом в русском искусстве. Это действительно великий художник.
Серия «Царских охот» близка историко-бытовому жанру, который культивировался художниками объединения «Мир искусства». Каждая волна как устрица, как моллюск, скрывает в себе изгиб быка, Европу. Валентин Серов стал ключевой фигурой русского творческого процесса рубежа XIX-XX веков. Серова критик воспринимал «более нервным и с несравненно более тонким чувством красок, нежели Цорн» 23, к тому же, по его мнению, русский художник больше заботился о содержательной части, выявлении внутренней, сокровенной стороны предмета, всегда оставаясь преданным строгому рисунку, форме и крепкой композиции. Чувствуешь, что перед тобою произведение как бы не рук человеческих.
Добужинского, Е. Е. – Артгид). Ее мало привлекала утонченная полемика о «святом искусстве», которую виртуозно вел композитор со своими знаменитыми друзьями в аристократических салонах. Безусловно, для них автор «Девочки с персиками» (1887, ГТГ) и «Девушки, освещенной солнцем» (1888, ГРМ) всегда оставался кумиром, даже когда он вместе с петербургской группой художников в 1910 году вышел из состава СРХ.
Но ведь именно жизнь напоказ есть вечная тема парадного портрета и, доводя данную идею до грани гротеска, Серов с его репутацией «злого портретиста» (заказчики, впрочем, за редким исключением бывали довольны) лишь возвращает традиционной форме ее генетическое предназначение. Симонович. Одно из важнейших полотен в этом разделе экспозиции – портрет И. А. Морозова на фоне натюрморта А. Матисса, который был написан в стилистике фовистов (1910, Третьяковская галерея). Но он вечно был недоволен собой. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси», значительно отличается от тонких, порой гротескных стилизаций А. Н.
Ф. О. Бенуа, И. Э. Из Национальной галереи Армении привезен портрет Марии Акимовой (1908), который сам Серов считал одной из лучших своих картин. Он работает ограниченно в цвете и на самом деле использует всего несколько цветов. Какой глубины и разнообразия коричневого цвета Серов добивается в «Портрете А. Мазини» (1890) или «Портрете Ф. Таманьо» (1891, оба – ГТГ), как по-рембрандтовски благородно эта гамма зазвучала в «ускользающем облике» 34 М. К.
«Мне охранник говорит: А вы знаете такого художника Серова. Она умерла в 32 года от воспаления легких. Огромный холл, в который можно было бы запускать людей греться, решили держать закрытым.
Мамонтовым, братом Анатолия Ивановича. Тоша безжалостно выгонял нас, когда брал кисти в руки». Серовой, в лексике родственников – «материнскую горячку» 10, у художника постепенно сформировались замкнутость и непримиримость характера. Пригласили экспертов Christies, выбрали один экспонат и выставили на торги.
Если бы не это, мы не знаем, что было бы дальше со стилем модерн в России». Но это не просто Рафаэль, это энгровский Рафаэль. Здесь же, в 28-ом зале, находится еще одно эпическое полотно Сурикова — «Утро стрелецкой казни». Именно эту ситуацию, в сущности и продемонстрировал Серов в своем портрете – он как бы «пригвоздил» Иду Рубинштейн к определенному эстетическому кодексу, показав ее как эстетского идола: вот то, чему поклоняются сегодня, вот современный кумир на том пьедестале, который раньше занимала Венера Джорджоне.
А у меня дух настроен высоко и я говорю тебе истинную правду – даже смерти не боюсь» 7. На замечание государыни, увидевшей «недочеты» в изображении лица супруга и попросившей их исправить, художник буквально «взорвался» и, передавая ей палитру и краски, предложил: «Может, Вы сами исправите, Ваше императорское величество. ». В прошлое воскресенье в очереди с электронными билетами простояли на улице 1 ч 15 мин. Шаляпин. Между портретами их водила самолично директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. Это лучшее, что можно выбрать. Тут слишком широко, здесь надо поднять, там опустить.
На картине преднамеренно изображена не сама казнь, а лишь люди в её ожидании. Почему для этих целей был выбран именно Рамат-Ган, не совсем понятно. И тем более не буду строить предположений относительно коррупционной составляющей всего этого «дела» и относительно «тайного заказа» хищного коллекционера, разыскивающего по мировым закоулкам шедевры и «разводящего» их простодушных владельцев, не подозревающих о том, какими сокровищами они обладают. Он не только определил развитие стиля модерн в России, но и стал предтечей авангарда. Особый интерес вызовет привезенный из Дании портрет императора Александра III (1899, Офицерский фонд Королевской лейб-гвардии), подаренный императором Николаем II офицерам Королевской лейб-гвардией, шефом которой был Александр III.
Художник писал «Явление Мессии» в Италии, потом не без приключений переправлял полотно в Россию, а после критики и непризнания картины на родине, скоропостижно скончался. «Матисс, хотя и чувствую в нем талант и благородство, – но все же радости не дает, – и странно, все другое зато делается чем-то скучным – тут можно попризадуматься» 25, – писал Серов жене из Парижа, находясь под впечатлением от увиденных там на Осеннем салоне произведений фовистов. «Гений – парадоксов друг», Серов увидел Петра в том парадоксальном двуединстве, которое у Бенуа выражено словами «спаситель и каратель» и которое с разительной точностью и лаконизмом отформулировано Пушкиным в «Полтаве» : «Лик его ужасен. Это памятник Ермоловой. » 49. Ирина Шумалова, куратор выставки (графическая часть): «Между портретом, который начинает эту выставку, «Девочка с персиками» и портретом Иды Рубинштейн — пропасть.
Словно Серов не любил людей и пользовался случаем, чтобы выявить их с неприятной стороны, ошибочно усматривая в подобной интерпретации натуры характерность портрета, на самом деле достигаемую, как мы видим у столь многих мастеров и с абсолютно иным подходом к человеку» 47. 6 октября в Государственной Третьяковской галерее открывается выставка «Валентин Серов. Существует мобильное приложение кскурсия по выставке, которое можно скачать бесплатно и пользоваться им, как гидом. Графическая часть экспозиции уникальна по-своему. Это было большое достижение и вел этот класс Серов. Конечно, такой масштаб требовал большой подготовительной работы. Однако сам художник после успеха этих первых картин больше к теме «отрадного» не возвращался.
Но здесь он находит свою характеристику, так как искусство Цорна, с которым их, может быть и роднит техника — эта широкая цорновская кисть, хотя характеристику ей он дает абсолютно свою, экспрессивную, мощную и энергичную. Большой стиль – и люди большого стиля. И главное, эти очереди, за Пушкиным раньше и на Серова сейчас, не есть показатель какой-то цивилизованности или даже культуры: «психоз». Широко демонстрируются портреты царственных особ.
До 1917 года в новгородской родовой усадьбе Муравьевых «Большие Теребони» находились три ее портрета кисти Серова. Это требование распространялось даже на членов царской фамилии. Это двоюродная сестра Серова, художник и скульптор Мария Симонович (1864 – 1955), вышедшая замуж за врача-психиатра Соломона Львова и уехавшая вместе с ним в Париж. Он единственный, как писал Сарабьянов, воплотил в своих работах стиль модерн в полной мере: «Модерн воплотился в творчестве Серова в его совершенстве и его совершенством же и закончился».
Портрет исполнен во время одного из приездов Марии из Парижа в Россию, в Домотканове имении друга Серова Владимира фон Дервиза, расположенном под Тверью (Домотканово, ныне Красная Новь, было одним из любимых мест отдыха Серова). Выставка получилась тематическая». На самом деле очень известный художник.
Выступления Иды Рубинштейн в дягилевских Русских сезонах в Париже – в поставленных Михаилом Фокиным балетах «Клеопатра» и «Шехеразада» – сопровождались громоподобным успехом. Обязательно нужно увидеть настоящую сенсацию – занавес для балета «Шехерезада» Н. Римского-Корсакова в постановке Сергея Дягилева. На самом деле, вся эта работа бессмысленна (это про суть проекта), но раз начальство требует, езжайте, только не берите все близко к сердцу». Медынский говорит, что русская душа всегда тянется к искусству. Об этом же писал близкий друг художника В. Д. Либо глухоту мог выразить.
По словам И. Э. Грабаря, «Серов-рисовальщик, быть может, даже сильнее Серова-живописца». Его моделями часто были художники и артисты: Константин Коровин (1891), Исаак Левитан (1893), певцы Анджело Мазини (1890), Франческо Таманьо (1891, все — ГТГ). Грабарь утверждал, что Серову ничего не стоило ответить отказом на просьбу написать портрет и откровенно заявить: «Не пишу, так как вы мне не нравитесь» 29. «.
На портрете два персонажа – Юсупов и его мопс Клоун, – такой же своенравный, как хозяин. А я и правда не любила богатых платьев. Например, версии портрета Генриетты Гиршман — вот минималистский линейный арабеск, вот «арнувошный гламур» (поза почти повторяет позу Зинаиды Гиппиус в портрете Бакста) и, наконец итог всем известный и совсем иной.
Вот таким образом я была в черном платье с белым горностаем и оттого кожа на моем лице сероватая («бритая», как находили многие). Серову, в частности, было интересно пластическими средствами передать приятный смех З. Н. Потом сослались на отказавшую сигнализацию. Женская можель появилась в самые последние годы XIX века, в Третьяковской галерее этому была посвящена отдельная выставка, она называлась «Магия тела». Гиршмана (1911, все – ГТГ).
Ее муж построил храм на Куликовом поле, оплачивал иконостасы общества «Русская икона», разрабатывал понятие обратной перспективы вместе со Флоренским. Вот таким образом здесь можно найти такую двойную стилизацию и игру. Но и того, что есть, более чем достаточно: от абрамцевских портретов и домоткановских пейзажей (к ним и лишь к ним относится присяга молодого художника «писать только отрадное», знаменитая «Девочка с персиками» – экстракт этого стремления) до Иды Рубинштейн, в которой экстрагировался, если не сказать исчерпался уже русский модерн.
Художник настоял, чтобы собачка была на портрете, уверяя, что именно «это лучшая его модель». Также выпущен уникальный альбом «Валентин Серов». С 1890-х годов Серов-портретист обретает качества художника-аналитика, знатока человеческих типов, становится мастером большого стиля. Графическая часть экспозиции уникальна по-своему. Содержательность и сила их были зато предельными» 11.
Браза, Ф. А. Интересно, что на полотне среди прочих изображен Николай Васильевич Гоголь и сам Иванов. И то обстоятельство, что (как было замечено Глебом Поспеловым) очерк зеленой шали похож на силуэт змеи, напоминает о том, что это предсмертный час, – это словно танец Клеопатры со змеей. С 1899 года портрет находился в лейб-гвардии королевского полка в Копенгагене.
Серовым. В знаменитой картине «Пётр I» (1907, ГТГ) Серов проявил себя как вдумчивый исследователь. И абсолютно фантастический рисунок рукавов. По свидетельству одного из друзей Серова Степана Яремича, ему «доставляло удовольствие отыскивать в людях черты, родственные тому или иному животному, он очень тонко подмечал сходство человека с каким-нибудь зверем и радовался, когда ему это удавалось передать».
Драгомировой. Широко демонстрируются портреты царственных особ.
Мы назвали раздел, где висит эта работа, «Формула портрета», так как каждый раз работая с новой моделью Серов выбирал новую систему приемов. В этом, по мнению критика, одна из причин того, что в его творчестве сразу наметилась тенденция к красоте, «гармоничности целого», решению чисто живописных задач. К 150-летию со дня рождения».
Было свежо, я сидела дома одна, в сереньком будничном платье, накинула на плечи теплый шарф. Картина Серова представляет не только Петра, но и его столь же «ужасное и прекрасное», как и он сам творение – Петербург. – Я говорю: Как же. Глава благотворительного фонда «Ренова» (его учредитель Виктор Вексельберг входит в попечительский совет Третьяковки) Ольга Башкирова рассчитывает увидеть экспозицию еще раз: «Выставка потрясающая. Ну а дальше началась война, как только умер Серов.
«Другой важной его работой я бы назвала портрет Михаила Абрамовича Морозова. Ошибались ли мы тогда, пять лет назад.
«Если подметит, бывало, яркую отрицательную черточку, – вспоминал Грабарь, – или чванство или глупость или гениальничанье или просто смешную манеру стоять, сидеть – непременно внесет ее в свою характеристику» 45. С подобной же целью он тщательно подбирал цвет и фасон одежды, тщательно продумывал позу. «Был небольшой заказец от А. И. Типичная фраза экскурсоводов перед картиной: «Обратите внимание. » (и далее внимание привлекается к обычно ускользающим от взора деталям).
И кто-нибудь сможет по памяти, не глядя, точно сказать, сколько там персиков. Хочу всем подсказать, как сэкономить на аудиогиде. Выбор техники и основы рисунка диктовался характером самой натуры. Их даже не пугают морозы, которые в Москве сейчас не такие уж и маленькие. В нем «был виден артист высшего порядка, с внешностью гения вроде Листа, Гете, Вагнера или Бетховена» 2, отметил молодой Илья Репин сразу после первой встречи с А. Н.
А у этого абсолютно фантастическая судьба: его на аукционе Sothebys купил Мстислав Ростропович. Ни один фотографический "документальный" портрет не покажет человека таким живым и навсегда бессмертным. Касьянова (1907, томский областной художественный музей), обозначить в поясном портрете высокий рост Д. В. И никто уже не скажет, что это второсортный портрет второстепенного художника.
Монументальность есть в каждом ее движении – просто оживший архаический барельеф. Нет и вещей, проданных в последние годы на аукционах за сенсационные суммы (портреты Марии Цетлин, четы Грузенберг, Прасковьи Мамонтовой и других) факт этих продаж, кстати, сделал Серова одним из самых востребованных и дорогих русских художников. В командировках — это моногорода в России — я встречалась с высококвалифицированными рабочими, людьми, которые на этом производстве отработали почти всю жизнь (наверное, в Вашей терминологии, это — типичные «совки»). Впервые в России показан портрет Александра Третьего.
Основное ядро выставки составили 50 работ из фондов Третьяковской галереи. Серов на долгие годы сохранил связь с этой семьей, плодотворно сотрудничая с А. И. Все они погибли в лагерях и были расстреляны, но молодому священнику сообщили сведения, где эта голова находилась и через многие десятилетия она была возвращена в ризницу. Мединский говорил с журналистами с охотой: «Нет смысла рекламировать Валентина Серова. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Неожиданно вошел Серов: Вот так и буду вас писать.
– вспоминал Жилинский. Так что этот портрет – можно сказать, открытие. Что, по-моему, хорошо: настоящая кураторская работа должна быть неочевидна.
Императрица Мария Федоровна подарила шедевр королю датскому Кристиану IX. Серовым исполнены несколько живописных вариантов Похищения Европы, а также (редчайший случай в творчестве Серова) скульптура – небольшая статуэтка, повторяющая композицию картины. В своих произведениях он хотел выразить ее смех, ее улыбку. Изначальная заметка в данном блоге была про неестественный ажиотаж вокруг выставки. По словам И. Э. Грабаря, «Серов-рисовальщик, быть может, даже сильнее Серова-живописца».
Но о том, что он существует, узнали лишь недавно. Она же, будучи аристократкой, работала как реставратор, помогая своему мужу, который также заложил основы научной реставрации.
С такой же страстью, какой ее супруг служил своей «музе», она отдавала все силы на алтарь общественного служения. Коллекционер, основатель «Института русского реалистического искусства» и совладелец «Промсвязькапитала» Алексей Ананьев тоже остался доволен, причем не только картинами, но и драматургией экспозиции: «Выставка уникальная, такой никогда еще не было и, наверное и не будет. Маковский писал, что лишь «грань отделяет "сходство" от карикатурной утрировки» 46, а в экспрессивном «Портрете М. А. Здесь нет никакой иронии, никакого гротеска, он изобразил ее такую, какой он ее увидел. «Шехеразада» – балет на музыку Николая Римского-Корсакова – была одной из триумфальных постановок Русских балетных сезонов Сергея Дягилева в Париже в 1910 году.
Посмотрите, какой резкий скачок он сделал за это время. Бенуа (1908, ГРМ) по поводу «Портрета Д. В. Масса вариантов пограничных техник — важнейшая особенность этой выставки. Серов говорил, что его интересует «не сам человек, а та характеристика, которую из него можно сделать на холсте», «формула личности», подразумевающая композиционную режиссуру и заострение характерного порой вплоть до карикатурности (Голицын подкручивает ус, лезет в карман за золотым или все-таки за часами Гиршман, моделям не всегда уютно в прокрустовом ложе «формулы»), но и язвительность не противоречит импозантности.
Юсуповой создавался на протяжении нескольких лет. Если первый портрет Гиршман напоминает о Веласкесе, обыгрывает системы «Менин» с отражением в зеркале, близок по колористической гамме — а это понятно, Веласкес был важен для Серова, — то здесь, как писал сам художник, он обращается уже к Рафаэлю.
«Про «Похищение Европы» я знаю художественную тайну. Ведь в основу эстетической программы объединения был положен серовский девиз «писать отрадное» 41. Кто эта женщина. Из коллекции Цетлиных в экспозиции демонстрируется около 15 произведений. Юсуповой (1903, местонахождение неизвестно) или глухоту А. В. – Он был до такой степени увлечен ею, что решил во что бы то ни стало ее писать. В лице у него был постоянный тик и он вечно кроил рожи: мигал, дергал ртом, водил носом и хлопал подбородком. Большой стиль — и люди большого стиля.
Сегодняшняя выставка Серова на Крымском Валу – это уникальное явление. В графике она начиналась как раз с Серова. Думаю, выставка будет пользоваться грандиозным успехом. А энгровский портрет, в свою очередь, отсылает нас к образу Форнарины Рафаэля. Известно, что для большинства мастеров Союза предпочтительным стал пейзажный жанр.
Ермоловой. Декоративное панно «Похищение Европы» (1910, ГТГ) представляет идеальный образ мира архаики и его героев. Пускай мерзнут, зачем с людьми разговаривать.
И укрепился в своем стиле. Серов иногда говорил об этом «как это хорошо, как это подробно» и вот здесь он включил Европу как миф, который лежит в основе европейской культуры, в каждую молекулу. Он не хотел быть злым, просто видел гораздо больше, чем видим мы». Совершенная поза, будто вошла и присела ненадолго (хотя Вера позировала ему более 10 раз), сияющий фон – словно пленэрная живопись (а не привычное светлое лицо на тёмном фоне), композиционная завершенность, спокойствие и чистота, гармония цвета, света и тени, портрета, пейзажа и натюрморта.
Исполнение «Портрета графини О. К. Для расплодившейся гэбни Серов – чужой, о котором они и не слышали до. Он писал камерные, парадные, психологические, почти гротескные портреты. Мамонтова. Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Некрасова цитировали очень легко. Хрестоматийная картина в буквальном смысле – «Петр I» был написан по заказу издателя и книготорговца Иосифа Николаевича Кнебеля и воспроизведен в книге «Картины по русской истории (М., 1908), своего рода учебнике.
«Здесь штрих абсолютно другой. // Движенья быстры. Нужно идти в будний день украдкой в обед или утром.
Намерение Серова писать «только отрадное» вместо отображения «язв общества» обозначило изменение вектора актуального в живописи. Практически с натуры Серов написал картину «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. ». Издание, задуманное Мамонтовым, не состоялось, однако «небольшой заказец», за осуществление которого взялся Серов, обернулся целым циклом рисунков, работу над которыми художник не прекращал до последних дней жизни и весь 1912 год (до которого он не дожил) он собирался отдать именно им.
Фокин, к которому она явилась с просьбой дать ей несколько балетных уроков, взялся сделать из нее балерину, так как, по его словам, увидел в ней прекрасный «материал в стиле Бердслея» – одного из кумиров эпохи модерна и художников, формировавших сам этот стиль. Серов говорил, что его интересует «не сам человек, а та характеристика, которую из него можно сделать на холсте», «формула личности», подразумевающая композиционную режиссуру и заострение характерного порой вплоть до карикатурности (Голицын подкручивает ус, лезет в карман за золотым или все-таки за часами Гиршман, моделям не всегда уютно в прокрустовом ложе «формулы»), но и язвительность не противоречит импозантности. Событием станет показ портрета двоюродной сестры художника Марии Львовой (1895, Музей Орсе), той самой Маши Симонович, которая изображена в знаменитой «Девушке, освещенной солнцем». Есть абсолютно замечательный двухтомник «Серов в дневниках, в воспоминаниях и переписке современников» и это невероятный источник для понимания того, что же этот человек хотел сделать в искусстве и сделал. У Энгра есть портрет Рафаэля с Форнариной в том же тюрбане.
Помимо картин здесь еще и, например, занавес, сделанный для дягелевской «Шахерезады» по эскизам Серова: предмет из коллекции Ростроповича и Вишневской. С великим удовольствием посетила бы его выставку. Посетители выставки восхищались красотой княгини Марии Акимовой. Вот таким образом они решают посмотреть, что же еще написал этот художник, помимо «Девочки с персиками».
Демонстрация вариантов – один из немногих концептуальных ходов выставки. Очередной серовский шедевр, «Портрет М. А. Надо другое платье. Софья Владимировна Олсуфьева (1884 – 1943) была фрейлиной при дворе императрицы Александры Федоровны, после революции жила в Сергиевом Посаде, помогая мужу, работавшему в библиотеке Троице-Сергиевой Лавры.
Портрет был написал в 1908 году по натуре княгини. Бларамберга» (1888, оба – ГТГ) и многих других. Правда, многие опасались ему позировать, ведь художник видел то, что люди пытались скрыть. В Третьяковской галерее одни из лучших специалистов.
Один только мазок красный – это подушка для булавок на туалете», – писала в мемуарах Гиршман. Цорновская экспрессия была новаторской, хотя что можно понимать под новарторством. Им в кассе бесплатный билет распечатывают.
поеду с художником Репиным в деревню, то за лето сделаю огромные успехи» 18. Орловой» потребовало ста сеансов, даже император Николай II выдержал 16 сеансов во время написания портрета «в тужурке». – говорил он с несвойственным ему воодушевлением».
Вот таким образом — только аплодисменты и высочайшие похвалы». Обязательно нужно посмотреть графику, которую нечасто выставляют. Наконец, Европа решилась сесть на спину быка-Зевса – тот бросился в море и увез царевну на остров Крит, где она стала женой Зевса и впоследствии родила ему трех сыновей-героев. Также из-за долгого кризиса, размывания ценностей, неопределенности представлений о будущем многие люди теряют социально-психологические опоры.
Ида Рубинштейн в начале своей карьеры не имела специального балетного образования. Орловой» (1911, ГРМ) со знаменитым «Портретом Иннокентия Х» (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим) Веласкеса, называя оба полотна «чудом живописи» 33. На выставке собраны работы, которые долгие годы не демонстрировались отечественному зрителю.
Коллекция в течение десятилетий хранилась кое-как и около тридцати работ было утрачено. Драматургия экспозиции ведет от одной из ранних и наиболее известных картин мастера, ставшей эмблемой выставки, — «Девочка с персиками» (1887, ГТГ) — через живописный, графический и театральный разделы к ключевому произведению зрелого творчества Серова, в котором сконцентрированы художественные искания и новаторства различных направлений его работы — портрету Иды Рубинштейн (1910, ГРМ). Есть еще большая канторовская версия, но она более плакатная. Из Национальной галереи Армении привезен портрет Марии Акимовой (1908), который сам Серов считал одной из лучших своих картин. Вот таким образом многие современники усматривали в серовских полотнах признаки карикатурности. Мамонтов, С. П. Первого биографа, художника Игоря Грабаря, постоянно тревожил еще один вопрос: выдержит ли творчество художника испытание временем. Занавесов сохранилось мало, хотя и не так мало, как нам кажется.
Я его родственник, внучатый племянник. Известно, что во время написания последнего поясного «Портрета императора Николая II в мундире 80-го пехотного генерал-фельдмаршала князя А. И. Петр со свитой шествует по необжитой, суровой земле, где бродят коровы, «по мшистым, топким берегам», к которым подступают, «котлом клокоча и клубясь», тяжелые невские волны. Глядя на это произведение, чувствуешь, что. В этих полотнах он сумел сформулировать то, к чему стремилось новое поколение художников. Майоликовая тарелка на стене (разумеется, она не просто так там висит). Он, например, писал поясной портрет и задавал вопрос, заметно ли, что он высокого роста.
Их сын Андре Львов стал микробиологом и лауреатом Нобелевской премии. Также и о картине мастера «Петр I» (1907, ГТГ) Добужинский с восхищением писал, что это «одно из самых проникновенных "видений" прошлого» 40. Либо писал портрет Турчанинова, в котором слышится его голос с хрипотцой. Он очень часто менял свое искусство, старался быть всегда во времени.
И портрет получился – светлый, добрый, легкий и – очень продуманный. Это влияние особенно ощутимо в работах «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем». Но тем не менее это абсолютно новая страница его творчества. Ментовская зп позволяет нагло смотреть из тепла на людей пришедших на выставку. Это экспрессивный портрет, в котором Серов переходит к совсем другой характеристике иначе дает образ.
Однако уже изначально у Серова возникает индивидуальный подход к натуре. Но почему я останавливаюсь на Юсуповой. Потом будут и психологические портреты в Репинской традиции и портреты в стиле модерн, женские (Трубниковой, Юсуповой, Ермоловой, Орловой, Гиршман, Голицыной и другие), дружеские, заказные исторические, царские, домашние, светские, официальные, графика, пейзажи (российские итальянские, греческие), античные сюжеты, театральная живопись, слияние, взаимодействие стилей. Бенуа находил в прекрасном графическом портрете своей супруги А. К. Это фрейлина императорского двора. ред. ).
Столбики термометров ниже -10 градусов. Одно из важнейших полотен в этом разделе экспозиции — портрет И. А. Морозова на фоне натюрморта А. Матисса, который был написан в стилистике фовистов (1910, ГТГ).
И здесь есть немного иронии. Рафинированно-изысканный образ — свидетельство изменения эталона красоты в искусстве. Во время голода 1891 года по примеру Л. Н.
Серовский натюрморт «Яблоки на листьях» (1879, Музей-заповедник «Абрамцево») поражает лаконичностью композиции, а «Портрет С. М. Домотканово» (1895, ГТГ), «Баба в телеге» (1896, ГРМ), «Стог сена» (1901, СГХМ), оживляя пейзаж будничными сценками из крестьянской жизни. Серов писал императора по фотографии, ему позировал датский солдат.
Сарджентом. С заказами во дворце было покончено, а в семье Серовых к тому времени уже шестеро детей. Коллекция была сравнительно небольшой: акварели Максимилиана Волошина, театральные эскизы Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой, Леона Бакста, графика Александра Бенуа, работы Филиппа Малявина, Дмитрия Стеллецкого, Маревны — весь цвет парижской эмиграции (кроме Волошина, конечно), всего около 80 вещей.
Здесь же есть типичный серовский прием: собачка уподоблена силуэту балерины. Этим произведением Серов приблизился к стилистике экспрессионизма. Вчера побывал на периодической выставке, где любовался поразительным (тициановским) портретом некой m-me Мориц работы Серова» – писал М. В. – вспоминает Репин об этой серовской работе, – прелестные рисунки, я их очень люблю».
Эту пастель с изображением лошадей-подростков (стригунов) и непередаваемым ни в какой репродукции светом (опять-таки, не пропустите, потом ее снова сошлют в запасники Третьяковки) Серов, по воспоминаниям Надежды Симонович-Ефимовой, «рисовал в Домотканове много вечеров подряд с натуры. Всей душой она рвалась сначала к тому, чтобы «выучиться музыке», а потом чтобы эту музыку «распространять в народе». И он одновременно вместе с Врубелем вернулся к искусству большого стиля. Они так меня заворожили, что захотелось узнать о его творческой деятельности побольше.
Племянница Львовой Мария Фаворская (жена знаменитого графика Владимира Фаворского) вспоминала, как создавался портрет: «Свет с двух сторон падал сзади и золотил на просвет ее как будто гофреные пышные волосы. Выставка Серова занимает три этажа. Император Александр III изображен стоящим у главной лестницы северного фасада дворца Фреденсборг в Дании в офицерской форме полковника датской Королевской лейб-гвардии (он получил почетное звание полковника этой гвардии в 1879 году). Он несколько раз принимался ее писать, но оставался недоволен набросками, считая, что вместо светской львицы получается какая-то «провинциальная барышня».
«Серов начал класс обнаженной натуры в России. Малявина, Б. М. Вот таким образом «Артгид» решил обозначить в первую очередь «редких гостей» – произведения из региональных российских или зарубежных коллекций, частных собраний или же хрестоматийные вещи из столичных музеев, которые, однако известны в основном по репродукциям, так как причислены к графическим работам (картон, пастель, гуашь и т. д. ) и хранятся в запасниках (графика, как известно, больше живописи боится света). Дети до 18 – бесплатно.
На портрете наследника гигантского состояния, шестнадцатилетнего Феликса Юсупова, которого Серов за глаза называл «графчиком», многие разглядели самодовольство, капризность, а то и порок светского баловня, бисексуала и будущего убийцы Григория Распутина. Яремич, А. Н. Сработал и PR-эффект. Людям об этом сразу не сообщили. Драгомировой» (1889, ГМИИ РТ) – не только безусловным сходством, но и особой лирической интонацией.
Еще более резко по этому поводу высказывался князь С. А. «Занавес — это, конечно, сенсация выставки. В гардероб тоже очередь минут на 7 – не было свободных мест. Я подошла погреться к печке.
Морозова» (1910, ГТГ) он изобразил коллекционера на фоне принадлежавшего ему матиссовского натюрморта «Фрукты и бронза» (1910, ГМИИ) исполненного, по мнению А. В. Растерявшийся царь побежал за нею, в чем-то ее убеждая, но она и слушать его не хотела. Какое-то время он работал в Третьяковской галерее, но совсем недолго, в 1934–1935 годах.
Дальнейшие поступки Серова: письменный протест царской фамилии, выход из состава членов Академии художеств и отказ от общения с близкими друзьями, в которых он увидел «тень соглашательства» 15, вскрыли в нем такую принципиальность, которой не обладала даже его мать16. На выставке сделан значительный акцент на светском парадном портрете.
академика И. Э. Грабаря — Прим. Вот, например, Гиршман он рисует параллельными тягучими линиями, добавляет кисть и растушевку, эти сгущенные линии вспыхивают всего несколькими цветными бликами и оттенками.
Фигурка не то гренадера, не то арлекина за плечом у модели. Верхний, «парадный», светлый – живописные работы, преимущественно портреты, а два других, нижних, затемненных – графика и, быть может, для внимательного зрителя именно там, в сумраке и скрываются главные серовские сокровища. Пушкина и журналу «Детский отдых». За один день не успеешь все посмотреть, а на открытии очень много людей. Прошло около 25 лет с последней монографической выставки художника.
Щербатов: «. Голодец выставка, кажется, абсолютно поглотила. Вот с таким напутствием я и поехала, хотя, к счастью, слишком серьезно его не восприняла. «Будто он перенес тяжелую болезнь или утрату близких» 14, – отмечала его двоюродная сестра Н. Я.
В чем обвиняли Серова. «Страшно, судорожно, как автомат, шагает Петр. Он и рассказал, что портрет Александра Третьего хранится за городом, в какой-то вилле. Он показывал самую суть человека, больше, чем есть во внешнем облике. Художники до него такими задачами не интересовались».
Сам натюрморт Матисса («Фрукты и бронза», 1910), на фоне которого изображен Морозов, находится в постоянной экспозиции Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Симонович-Ефимова. Еще один знаменитый портрет, который очень редко можно увидеть не в репродукции.
А потом Серов увидел Гиршман в будуаре, обставленном свежекупленной дорогой мебелью из карельской березы, среди хрустальных флакончиков и безделушек и решил, что именно такая обстановка соответствует облику великосветской красавицы: «Стены моей комнаты были затянуты серым холстом (Серов очень любил серый цвет) и на нем желтая карельская береза, зеркала, хрусталь создавали гармонию. Так, музейщикам не удалось получить картину «Похищение Европы».
Но смотреть, как пишется портрет, нам не пришлось. Сам Серов открытие фотографии не слишком жаловал. Бенуа, М. В.
Кустодиева, в той или иной степени посвятивших себя этой области. Трубниковой, невесты Серова, в картине «У окна» (1886), в воротничке В. О. Постепенно он извлекал тему, которую затем обратно проецировал на модель, при этом «главные качества модели в портретах как бы оттачивались, намеренно подчеркивались, становились обнаженными, гиперболизовались» 44. Уговаривая горюющую после смерти сына Гиршман позировать, художник уверял, что изобразит ее «теперь уже не под Энгра, а к самому Рафаэлю подберемся». В целом она устроена по старинке: с разделами «по видам» (темперы отнесены к графике), с очень точной развеской, учитывающей визуальные рифмы и контрапосты, с привлечением документального материала — книг, писем, фотографий.
Хотя знаю, что такие предположения существуют. Полиция греется внутри и нагло улыбается на просьбы людей. Грабарь утверждал, что художник «страшно не любил проявление пошлости, был к этому безжалостен и даже жесток, причем, когда говорил, он не лукавил и не произносил комплиментов» 30. Он прошел стремительный путь, все время менялся.
Очень здорово прорисованы детали, каждый штрих несет в себе теплоту мастера. Даже пройдя всю выставку, очень трудно представить себе, что «Девочку с персиками» и портрет Иды Рубинштейн написал один и тот же художник.
Завершает экспозицию выдающаяся работа позднего Серова — портрет Иды Рубинштейн. Хочется смотреть и смотреть на них. Посетители увидят не только знаменитую портретную живопись Серова, но и не менее ценные работы в области русского пейзажа иллюстрации, графики, а также театральные работы. Он многое успел сделать, сменил несколько направлений. От хрестоматийной «Девочки с персиками», написанной 22-летним художником, до авангардного образа балерины Иды Рубинштейн. Третьяковская галерея представляет самый ожидаемый проект года — выставку произведений Валентина Александровича Серова (1865–1911), одного из наиболее любимых русских художников, крупнейшей и ключевой фигуры своего времени. Ван Зандт» (1886, СОХМ), «Портрет С. П. Сбоку на черной клеенке стола розовеет и лиловеет маленький букетик душистого горошка.
Видимо, столько времени уходило на то, чтобы изучить модель. Масса вариантов пограничных техник – важнейшая особенность этой выставки. Выбрал он композицию абсолютно случайно. По электронным билетам.
«Великим молчальником» назвал своего друга Ф. И. И в его словах действительно есть доля истины. Экспозиция будет размещена на трех этажах Галереи. Что мы видим здесь.
Но особенно подчеркивалось увлечение художника Веласкесом. Например, депутат Кнессета Леонид Литинецкий в программе «Герой дня»на 9-м канале израильского телевидения жаловался, что узнал о том, что портрет пойдет с молотка, лишь «в субботу вечером», то есть меньше чем за двое суток до аукциона. Серов также находил ее «умной, образований, культурной, простой и скромной, без замашек богатых выскочек и очень симпатичной». – Такого анималиста, как Серов, я не видывал и в России, ни за границей».
Это не каталог-резоне и в экспозиции не «весь Серов». Картины просто великолепные, не тяжелые на восприятие.