Связь Серова как человека и художника с еврейским народом не была глубокой и крепкой, однако он был непримирим к проявлениям антисемитизма в художественной среде. Валентина Семёновна Серова, урождённая Бергман — композитор, музыкальный критик, общественный деятель. Первый в России профессиональный композитор-женщина. Жена композитора и музыкального критика Александра Серова, мать художника Валентина Серова. Родился в будущем знаменитый на весь мир художник 19 января 1865 года в городе Петербург в семье музыкального критика и композитора Александра Николаевича Серова. Художник Серов родился в городе Санкт Петербурге в культурно образованной семье, где гостями часто бывали знаменитые личности.
В 1874 году, Серовы приезжают в Париж, где встречаются с И. Е. Репиным, гениальным художником, для которого Валентин на долгие годы станет почти что членом семьи.
В настоящее время его картины экспонируются в самых известных музеях России и зарубежья. 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. Переезд в Москву способствовал продолжению общения с кругом С. И. Мамонтова, по заказу которого написал несколько портретов – А. Мазини, Ф. Таманьо. В коллекции ГТГ находитсяпортретещё одного друга Серова –Константина Коровина. Я только высмотрел, подметил. Середина 1880-х гг.
1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Поездка в Мюнхен и Голландию. В то время Александр учился в политехническом институте им. Получает звание академика живописи. 1899.
Последний период (1897-1911) в творчестве Серова охарактеризовано существенным изменением его манеры, предпосылки к чему наметились ещё в Академии, когда 1885 году Серов как художник решительно начал поиски своего стиля. Одна из сложнейших техник Валентина Александровича – игра со светом. Поездка с женой в Италию. 1905. Серов стал широко известен как художник, рисовальщик иллюстратор, театральный художник. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры Девушка, освещенная солнцем (1888, ГТГ). И купил картину.
В Париже юный Серов оказался фактически предоставленным самому себе. Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903, ГРМ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году, а затем в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ). Серьезно, эта мысль меня часто беспокоит» 9. Нет, Савва Иванович был себе на уме. Героическая эпоха Петра 1, суровая и небывалая, завладевает воображением художника.
Домотканово» (1888) и «Октябрь. Здесь можно увидеть еще один портрет«девушки, освещенной солнцем», – двоюродной сестры художника Марии Симонович, но уже в более старшем возрасте, замужней женщиной, у которой теперь фамилия Львова. 10 марта в знак протеста выходит из состава действительных членов Академии.
Валентин Александрович Серовродился в Петербурге 7 января 1865 года (старый стиль) в семье известного композитораАлександра Николаевича Серова. К 10-летию Московского Художественного Театра Серов получил заказ написать серию портретов знаменитых актёров. «Портрет балерины Корсавиной»выполнен в необычной манере – балерина изображена спиной к зрителю. Серов был очень обязателен и всегда предупреждал клиентов, если не смог прийти на сеанс. 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. Домотканово, 1888, ГТГ). Нет того смирения и терпения, как в позе кузины на картине «Девушка, освещённая солнцем», когда Маша была готова сидеть и позировать часами и днями.
Поездка с Л. С. «Ольга Ф была и по наружности и по внутреннему содержанию именно такая, какая нужна была Серову, сразу она не производила впечатления своею наружностью и, только всмотревшись в нее, всякому было ясно, что это очень хорошенькая женщина, – писала о ней в своих воспоминаниях лучшая подруга ее молодости Мария Яковлевна Львова (Симонович)2. С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов. Михаил Врубель ввёл Серова в Абрамцевский кружок, где Серова очень полюбили и сам Савва Иванович и его жена Елизавета Григорьевна и сестра Саввы Вера, которая была замужем за Павлом Михайловичем Третьяковым и Костя Алексеев (Станиславский), родственник жены Саввы Мамонтова. 1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи.
После того, как Репин увидел нарисованную Серовым фигуру горбуна (впоследствии Репин использовал его в картине «Крестный ход в Курской губернии»), он сказал ученику — «Антоша, вам пора учиться. «Ну что же, конопатчики уже постукивают. В 1910 году увидели свет лучшие полотна в данном жанре, вышедшие из под пера мастера, а именно: «Одиссей и Навзикая» и «Похищение Европы». В эти 5 рам и заключён образ актрисы. Становится членом "Мира искусства".
А потом, вдруг – бремя славы, когда поклонники едва давали жить. ".
Васнецов очень долго работал над своими «Богатырями», постоянно отвлекаясь на другие заказы, выигрывая конкурсы на росписи храмов, в отличие от Врубеля, которые эти конкурсы постоянно проигрывал. Эта картина пришлась по сердцу многим критикам. В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. Серов чутко усвоил и опыт современного ему зарубежного искусства и уроки мастеров Возрождения и барокко (в частности, Д. Веласкеса). Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. Проявлял Серов интерес и к античной мифологии, таковы серии эскизов к картинам «Похищение Европы» и «Одиссей и Навзикая». С этой картиной произошёл необыкновенный случай.
В Петербурге Серов стал очевидцем расстрела рабочих на 5-й линии Васильевского острова и это потрясло его. Начало работы над портретами семейства Юсуповых. 1901. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. И так уж случилось, что одну из самых значительных своих картин — знаменитую «Девушку, освещённую солнцем», он напишет не с возлюбленной, а со своей двоюродной сестрыМаши Симонович. 18 февраля вместе с В. Д.
Чему так завидовали многие художники конца 19 века. Поездка в Вену и Италию с И. С. Поездка в Рим и Париж. Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»).
Переезд с матерью в Киев. 1878. Серов же наоборот, терпеть не мог беспорядка и грязи. Плодом этой любви стали не только замечательные дети (их в семье художника было шестеро), но и 12 портретов самой Ольги.
Участие в 5-й периодической выставке МОЛХ. 1887. Произошло это спустя пять лет после поступления. На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. – совсем неправильно. Хотя и кроме портрета, ему, казалось, было подвластно все.
Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова12. Увезла ее сама модель, которая вышла замуж во Франции. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности.
В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене7. Петр I Портрет Г. Л. Моделью для Алёши Поповича послужил сын Саввы Мамонтова Андрюша. Н. П. Вместе с Репиным юный «Тоша» (сокращенное от «Валентоша» впрочем, домашние и друзья иногда звали Валентина Серова и вовсе «Антоша» или даже Антоном) ездил на этюды в Запорожье, вместе со своим наставником делал эскизы для знаменитой картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке. Это случилось в 1871 году. В детстве учился в Париже и Москве у Ильи Репина и в Санкт-Петербургской Академии художеств (1880-1885) у Павла Чистякова. А. П.
А где можно было брать основной материал. "Ну, что же, давайте венчаться. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. Смерть отца. 1872. Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался». Художник давал уроки русскому мальчику каждый день.
Старшая дочь Ольга, как и отец, стала художницей – она всю жизнь прожила в России и умерла в 1946 году. Для него отрадным было то, что доставляло ему искреннюю радость. За эту работу в 1888 году награждён премией Московского общества любителей художеств. Участие во Всемирной выставке в Париже (Grand Prix за портрет Павла Александровича). В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. Певец изображён в очень неудобной, нехарактерной позе. Например, переселиться в Одессу, где сложился «будто бы хороший кружок художников Кузнецов, Костанди11 и т. д. и т. д» 12 или. фон Меккк рисунка Володе фон Мекку.
С детских лет будущего художника окружала атмосфера искусства. Лишь изредка он мог выкинуть пару едких замечаний. В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров. Рождение сына Александра. 1894. На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». Грабарю, автору монографии о Серове, она пишет: «.
Лёля особенно прижилась там. Серовы жили открыто их дом всегда был полон гостей.
Громадное влияние на Серова как на будущего художника оказывал Николай Николаевич Ге. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках. Из работ, сделанных Серовым в 1879 году, следует отметить портреты С. И.
С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. Она выражает надрыв, очень тяжёлое детство и юность Шаляпина. Детство в столь творческом семейном окружении не могло отрицательно сказаться на Серове. Для этого он особым образом выстроил композицию. Ну, а вот лодочка, как лодочка поживает. Аудитория воспринимала подобные спектакли на ура, а у Валентина появилось прозвище «Антоша», которым его величали люди из самого близкого окружения. Прахов13 собирал лучших художников для росписи Владимирского собора.
Мамонтов, по уверению современников, был жестоким и недалеким человеком. Сразу же вспоминается его учитель, профессор Чистяков. В портретах Серова – его современники, разные по характеру, внутреннему миру: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891, ГТГ), обладающий, по образному выражению художника, золотой глоткой, жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1893, ГТГ), одухотворенныйЛевитан (1893, ГТГ), подчеркнуто-нервныйЛесков (1894, ГТГ).
«Всегда озабоченная» – из- за большой занятости Валентина Александровича, его частых вынужденных отъездов из дома большая часть семейных забот легла на плечи Ольги Федоровны. Домотканово» (1886 г. ), «Заросший пруд. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр. После усмирения, 1905 год. К двадцати годам художник выработал собственный аутентичный стиль, который отличался от манеры исполнения всех учителей Валентина. Лескова (1894), композитора Н. А. В это время у Серовых родилось уже трое детей (всего их было шестеро). Именно в этот кружок, по настоянию Серова, были приглашены Коровин и Врубель.
На выставке было представлено более 2000 портретов от разных художников. От нее веет здоровьем, безмятежностью. В Никольском имении мальчик узнал красоту и магию русской природы.
В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию. Эта поездка, свершённая им на средства от созданного им плафона «Феб лучезарный» дома в тульском имении помещиков Селезнёвых во многом поправило здоровье художника, незадолго до этого в феврале заболевшего от воспаления предстательной железы. Именно тогда начал много рисовать маленький Тоша Серов – художник от Бога. Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения». Так, так.
Отец, Александр Николаевич, был известным композитором и музыкальным критиком, мама, Валентина Семеновна, тоже была профессиональным композитором и писала статьи о музыке. Что ж. Я буду очень довольна» 15. Когда рисунки мальчика увидел скульптор М. М. «Легкое, неподдельное веселье тех суббот. Творчеством художников интересовалась практически вся интеллигенция.
Не от победы добра над злом, а радость от созерцания красоты. Через 6 лет после рождения сына, прожив 51 год, умирает отец. Своему другу А. С. Мамонтову Серов сообщает в 1890 году: Написал я в Костроме два портрета. Здесь В. Серов изобразил еще одну свою кузину – Машу. Боткина (1900, ГТГ), портрет Мики Морозова (1901, ГТГ) привлекают лиричностью и тонким постижением детского характера.
Отец – композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов (1820-1871), автор опер Юдифь, Рогнеда, Вражья сила. Он слышал выстрелы, видел убитых. Она надеялась на досуге подготовить к изданию неизвестные публике пьесы Александра Серова. Созданные им портреты Кончаловского, К. Коровина (1891 г. ) и И. Е. Репина (1892 г. ), Е. И. Лосевой (1903 г. ) по-серовски выражают различные черты характера и, вместе с тем, апеллируют к почерку самих художников, с узнаваемыми приёмами используемыми ими в своих полотнах.
Александр III, впервые столкнувшись с Валентином Серовым, встретил его с некоторой долей враждебности, недоверия и страха. В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки. Коровин изображён развалясь, среди творческого беспорядка, который он всегда и везде устраивал и очень сердился, когда кто-то пытался навести хоть видимость порядка. Он сумел с раннего детства привить эту любовь и сыну.
Рождение сына Антона. 1902. В результате Репин практически заменил мальчику рано ушедшего отца, называл Валентина Серова «зарождающимся Геркулесом в искусстве» — при том, что «Геркулесу» тогда было всего 12 лет. И поза Морозова купеческая. В качестве фона был выбран главный харьковский зал собрания.
Помню, стою на паперти, смотрю: нет, нет Серова. В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры Девушка, освещенная солнцем (портрет Марии Яковлевны Симонович) (1888, ГТГ). " – спрашиваю. Не менее значимы портреты великих князей Михаила Николаевича в тужурке (1900 г. ) и Георгия Михайловича (1901 г. ).
Эта крепкая дружба продлилась до конца дней. Среднерусская природа с рощами, полянами, оврагами, перелесками, с околицами русских деревень полюбилась художнику с детских лет, а дом Мамонтова, где над эскизами декораций трудились Коровин и Врубель, где была мастерская майолики, где с успехом шла частная опера, вдохновил художника на счастливые творческие успехи. Будучи сыном крупного композитора А. Н. Серова, оставившего большой след в истории русского музыкального искусства, оставившего богатое музыкальное наследие, в том числе и оперы «Юдифь» (1861-1863), «Рогнеда» (1863-1865) и «Вражья Сила» (1867-1871), художник не мог не прикоснуться к этой теме и как сын и как сценограф.
Отличия тут не только в возрасте модели ином темпе жизни иной пластике и прочим нюансам, но и в игре пятен цвета, напоминающей мозаичное оформление. В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. О ранних годах жизни и происхождении Ольги Федоровны известно мало. Воздействие Врубеля на человека – яркое, шокирующее. Так скучно, так скучно без него и не мне одной, а многим, многим. Прожив в Париже немногим менее года, Серовы летом 1875 года возвращаются в Москву.
«Интересно бы узнать, – спрашивал он В. М. В 15 лет он стал одним из самых молодых слушателей Академии художеств. Участие в Международной выставке берлинского Сецессиона.
Увековечив свое имя как непревзойдённый мастер именно портретной живописи, Серов оставил не менее значимые работы в жанрах русского пейзажа, графики, книжной иллюстрации исторической и античной живописи. Тихий и скромный по натуре, Серов обладал непререкаемым авторитетом среди мастеров своего времени. Биография художника содержит и еще один весьма интересный промежуток времени. Ученики-художники убедили солдат отдать им портрет и ученики принесли его художнику Нерадовскому, который его сохранил1314. Мамонтовой.
Избран действительным членом венского Сецессиона. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище. Остроухову19. за этюд с натуры». Остроуховым, М. С.
Валентин стал принимать самое активное участие в жизни данного общества, организуя различные выставки и добывая деньги на выпуск печатного издания объединения «Мир искусства». «Девушка, освещённая солнцем»- это работа, вызвавшая весьма резкую реакцию критиков. Именно ему обязана своей нынешней славой другая тверская деревушка — Домотканово (с 1930 называетсяКрасная новь), которой художник посвятил сразу несколько полотен. Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. Героическая эпохаПетра I, суровая и небывалая, завладевает воображением художника. И хотя Едимоново так и не удостоилось чести быть запечатленным на полотнах Валентина Серова именно здесь прошли первые встречи молодогохудожника со многими героинями его будущих шедевров. Вы безусловно знаете, что Врубель и Серов работали одновременно.
Встреча с А. Матиссом, посетившим Москву осенью. Избран действительным членом Академии художеств. 1904. Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним. Так же преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Портрет написан в очень необычной для законченной работы технике – углём на холсте. потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. Шаляпина, уголь, мел, 1905 Портрет Иды Рубинштейн, темпера, уголь, 1910). Ольга Федоровна сияла своими большими голубыми глазами. Не потому, что Савва Иванович был занят, а потому, что их благородие куражился.
В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. Сказочный народ, обитающий на нем, постоянно пребывает в полусонно-блаженном бытии. 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы.
Женитьба на О. Ф. Выходит из состава преподавателей МУЖВЗ в знак протеста против отказа допустить к занятиям скульптора А. С. Голубкину ввиду ее "политической неблагонадежности". Это полотно вместе с картиной «Девушка, освещенная солнцем» были показаны на восьмой выставке Товарищества передвижников в 1888 году.
Начало 1890-х гг. Ну, а лес возят. Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых.
был ознаменован обращению Серова к жанру театральной сценографии. Репина (1892), И. И. А в этот раз Щербатовы долго ждали художника и, наконец, решили позвонить ему домой. Портрет И. И. 22 ноября (5 декабря) Серов скоропостижно скончался. Мама тоже древней очень фамилии, аристократической, . Конечно, Валентин Серов затевал большой, основательный портрет певца в масле.
Домотканово» (1895 г. ). Работа над полотном шла три месяца. С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком).
В день освобождения политических заключенных Серов находился у Таганской тюрьмы, был в Университете, где строились баррикады и на похоронах Баумана. Работа над композициями Похищение Европы и Одиссей и Навзикая портрет Иды Рубинштейн. 1911. урожденная Новикова» 4. В первую половину 1890-х гг. В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы.
Петр на журавлиных ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру. Коровин кричал: «Не устраивайте хаоса из моей жизни». Круг друзей Серова сложился помимо Академии. Мария Симонович не смогла вернуться в Россию, какие уж возвращения после революции. Она оказалась права.
В начале 1885 года приболевшие Маша и Лёля в сопровождении Валентины Семеновны Серовой уехали в Крым. Друзья так их и называли – не Коровин и Серов, а Серовин и Коров. Начав свой творческий путь как передвижник, Серов шел от натурализма к условности художественного языка, отдав дань импрессионизму, Миру искусства, стилю «Модерн» и во многом определил художественный облик своего времени.
В ее же очерке «Доктор Яков Миронович Симонович» содержится еще несколько замечаний о семье Трубниковых – об отце, прокутившем свое состояние, о брате, уже помещенном в сиротский приют для мальчиков, о сестре, бывшей замужем в какой-то отдаленной губернии, «кажется» Уфимской6. Портрет великого князя Павла Александровича. 1898. Они задались вопросом, кто же такой Валентин Серов. Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса. Ну и как в ней мальчики катаются.
Маша сама была художницей, видела все этапы работы над портретом и очень боялась, что работая так долго и сосредоточено Валентин Александрович «засушит» портрет. В 1874–1875 и 1878–1882 брал частные уроки у И. Е. Репина, оказавшего на него особое влияние посещал также занятия в петербургской Академии художеств (1880–1885). Поездка в Германию. 1903.
Что Серов и сделал. Когда картина ещё была на выставке и Павел Михайлович Третьяков только высказал своё желание её приобрести, то его спросили: «С каких это пор вы прививаете своей галерее сифилис. » На что Третьяков ответил: «Спасибо, я ваше мнение выслушал». училищеще живописи, ваяния и зодчества. Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы.
в зеркале у края холста). И сложно даже назвать другого художника его эпохи (за исключением, разве, Левитана), чье наследие и творческие достижения имели бы такое большое значение и влияние на все последующее русское искусство. Избран членом попечительского Совета Третьяковской галереи. 1900.
К тому времени пьеса Серова-старшего «Вражья сила» была одной из самых популярных на московской сцене. В 1892 году Серов начинает писать портреты высочайших особ, чему послужило поводом участие Серова (совместно с Коровиным) на выигранном им конкурсе на создание большого группового портрета Александра III в память чудесного спасения императорской семьи в железнодорожной катастрофе 17 октября 1888 года в Борках (окончен в 1894 г. ). Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. Здесь нельзя не сказать и теме Петра, наиболее ярко выраженной в таких работах как «Пётр I в Монплезире» 1910-1911 гг. Позже позаказу Николая IIСеров написал парадный портрет Александра IIIв форме датского полка ипортрет самого Николая вдар гвардейскому полку.
Врубелевская «Девочка на фоне персидского ковра» появилась за год до «Девочки с персиками». Одновременно с Серовым в училище стал преподавать И. И. Левитан, — руководил пейзажной мастерской. Именно в эти годы сформировался облик Серова-гражданина, остро осознающего социальную несправедливость. Большое место в творчестве Серова в последние годы жизни занимала историческая живопись – картины исполненные мажорного, а не критического пафоса (Петр I, Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту и др. ). И. Е. Репин рекомендовал подающего надежды живописца к обучению в Академию Санкт-Петербурга. Серов осознал, что в системе Репина ему было удобно, привычно, спокойно, но неинтересно. Умер в самом расцвете творчества, в возрасте сорока шести лет. В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы».
Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»14. Подлинным Шедевром Серова-графика стала афиша Русских сезонов 1909 года с Анной Павловой в образе Сильфиды, о котором в своих мемуарах Л. Л. Новиков отмечал, что «Портрет Павловой работы Серова вызвал больше откликов в печати, чем сама Павлова». Что у Серова получалось такого, что никак не могло получиться у других. После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника.
Русский художник Валентин Александрович Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Для того, что бы это понять, надо «разрезать» портрет на две части по вертикали и закрыть вторую половину картины. 1902 год— Была завершена работа над портретом З. Н. Юсуповой её сын, Ф. Ф. Юсупов, писал: «терпеливое отношение моей матери увенчалось успехом и сам художник был удовлетворен своим произведением. После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года.
В портретах детей Серов стремился захватить позу и жест, чтобы показать и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения искреннюю чистоту и ясность взгляда ребёнка («Дети», 1899, Русский музей «Мика Морозов», 1901, Третьяковская галерея). Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». Выходит из ТПХВ. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора.
Дочь Серова ответила князю: «Папа не может подойти к телефону, так как он умер». Другая его работа, написанная годом позже, называлась Девушка, освещенная солнцем. Сам Серов часто говорил о себе: «Я ведь всё-таки и немного пейзажист», о чём свидетельствуют не только упомянутые выше пейзажи Венеции, но и виды Домотканово из которых примечательны «Осенний вечер.
Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора». Мир искусства считался действительно знаменитой организацией. В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. Фигуры русских богатырей написаны в ракурсе «снизу вверх», вот таким образом они и выглядят такими мощными. Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911, ГТГ), который, по свидетельству дочери Серова, все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана.
Он слышал выстрелы, видел убитых. Особым заказом императорского двора стал заказ акварели «Миропомазание Государя Императора» для альбома по случаю коронации Николая II, в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора Кремля, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. Постепенно он становится авторитетным портретистом, получавшим все больше заказов. Серова, писал: «Среди гостей там и здесь мелькает хрупкая, светящаяся какою-то внутренней нежностью, всегда озабоченная жена Серова, Ольга Федоровна. » 22. Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». Вот таким образом, если семья и не бедствовала, то многого не могла себе позволить.
После смерти отца (Валентину тогда было шесть лет) для Серова началась жизнь скитальца. И Ольге Федоровне вполне удавалось быть одновременно и любящей матерью и строгим педагогом и внимательной сиделкой во время многочисленных детских болезней и даже «прорабом» на стройке. Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника.
В начале XX века Серов создавал героические портреты в жанре светского портрета он сосредоточился на резком изображении значительных творчески мыслящих художников, писателей, актёров и музыкантов: портреты Максима Горького (1904), музей Горького, Москва Ермоловой Марии (1905), Фёдора Шаляпина (уголь, 1905) – оба в Третьяковской галерее и Елены Ивановны Рерих (1909). Вскоре Серов покидает академию. Создание Серовым «Девочки с персиками» во многом перевернуло представление о детском портрете. Почитатели её таланта воспринимали М. Н. Ермолову так, как её написал художник. Обучение в гимназии К. И.
Отклоняет приглашение преподавать в Академии художеств. Коровиным. Уже тогда Валентин Александрович заметно выделился среди остальных творцов. Остроумова-Лебедева вспоминала: «.
Портреты Ермоловой, Горького. 1906. Как будто он сидит за прилавком, облокотившись на него и стережёт свой товар. Одна из лучших композиций – темпера Петр 1 (1907, ГТГ). Лесков (1894, ГТГ). Могила Юрия Серова находится на кладбище Пер-Лашез.
Детей В. А. Серов любил нежно и с удовольствием писал их. равно как и в жанре исторической графики, черты монументального графического видения проступают в портрете С. П. Дягилева (1904 г) исполненного маслом, портрете Иды Рубенштейн (1910 г. ) и в варианте «Похищение Европы» (1910 г. ). Врубеля и Серова часто сравнивают, но ставить вопрос – кто из них лучше.
Наезжал в Абрамцево. Интересно, что отзывы об этой картине были точно такими же, как и отзывы на картину Ренуара «Обнажённая» иногда называемую «Жемчужиной» (ГМИИ). В 1900 мастер пишет портрет Николая II, официальный и в то же время по-своему «домашний» – император изображен в простой тужурке Преображенского полка эту картину (уничтоженную в 1917, но сохранившуюся в авторской реплике того же года) зачастую считают лучшим портретом последнего Романова. И оба трудились по первоисточникам венецианского возрождения.
Сама Мария Николаевна была крайне недовольна своим портретом, в нём Серов несколько «состарил» Ермолову. Поленовым подает заявление в Совет Академии художеств, в котором обвиняет президента Академии (и одновременно главнокомандующего петербургским военным округом) в организации расстрела. Затем Серовы обосновались в Москве. 1891.
Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». Жил в Петербурге и Москве. В феврале родилась дочь Ольга. Николаю II пришлось извиниться перед Александром Валентиновичем и инцидент был исчерпан.
В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры Девушка, освещенная солнцем (1888, ГТГ). Знакомство с семьей Мамонтовых. Портрет самого С. И. Мамонтова (1887 г. ), П. А. Мамонтовой (1887 г. ), М. Ф. Якунчивой (1888 г. ), Л. А. Мамонтовой (1884 г. – первое значительное произведение художника) и знаменитая «Девочку с персиками» – портрет В. С. Мамонтовой (1887 г. ) выразили приверженность Серова не только импрессионизму, созвучного творчеству Ренуара, но и рождение собственного художественного видения, зрелого и уверенного собственного почерка. Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ.
В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова. Бенуа. 1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков.
К тому же Серов имел славу крайне скрупулезного художника, который мог на протяжении многих часов работать над незначительными мелкими деталями полотна, вот таким образом во многом его картины отличаются неподражаемой игрой света и тени и подробнейшей проработкой всех элементов. Левитана (1893), писателя Н. С. «Могла бы быть и попроще», – сказала она. В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой9, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения10. Предпринимая попытку поставить «Юдифь» на сцене Мариинского театра в 1887 году, так и не состоявшуюся, Серов принял деятельное участие в постановке оперы в 1898 году в Частной опере вместе с Коровиным. Своей картиной Серов хотел подчеркнуть талант актрисы, создать ей памятник. Возвращение в Москву. На тот момент Серов находился под впечатлением от полотен Врубеля и пытался реализовать некоторые особенности исполнения в своей картине.
Цетлин31 от 24 декабря 1911 года, то есть около месяца спустя после его смерти: "Я до сих пор не могу опомниться, так все это быстро произошло. 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. Первым произведением Серова, которое поставило его в ряд крупнейших мастеров русской живописи, стала картина «Девочка с персиками». Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911, ГТГ), который, по свидетельству дочери Серова, все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана. (1905, ГРМ), Баррикады, похороны Н. Э. Баумана (1905, Гос.
В качестве учителя Антокольский порекомендовал известного русского художника И. Е. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. Рано утром 22 ноября 1911 года В. А. Серов спешил на портретный сеанс к Щербатовым. Самому Серову было всего 46. В 1887 году Серов женился на Ольге Федоровне Трубниковой. Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве.
В эти несчастные пропуски он писал пруд (Заросший пруд. В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами. Вопрос нерешаемый. И. Е.
Виды на урожай 1906 года (1905, ГТГ). Гиршман. 1908. Серов же стал поистине популярен и среди простых людей.
Вскоре Серовы переезжают в Москву. Если про «Девочку с персиками» можно однозначно сказать, что эта картина является совершенным образцом живописи в стиле импрессионизма, то в «Девушке, освещенной солнцем», прослеживаются стилистические особенности, позволяющие отнести картину к жанру постимпрессионизма. Ее организовали разночинцы. Да и надо стараться быть здоровой, продолжать жить, вот это слово "надо" – ужасно.
Биография мальчика неожиданно изменила направление, когда внезапно умер отец. Продолжение занятий с Репиным. 1880. "Октябрь. Занятия с Репиным и самостоятельное рисование были единственным его развлечением. И работал медленно иногда требуя 90 сеансов, что бы написать один портрет.
В Мюнхене Серов изучает коллекцию Старой Пинакотеки, копирует Веласкеса. 1886. Воспитание главным образом ложилось на маму» 26. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»8 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). Домотканово". 1896. К тому же сам отец будущего художника был страстным любителем рисования. Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович.
Из этого товарищества Серов вышел в 1900 году, вступив в объединение под названием «Мир искусства». «Портрет Ермоловой», примадонны Малого театра. Репина, Т. А. Этим подчеркнута значительность личности Петра. Мамонтова, И. Е. Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок.
В 1889 году художник написал портрет, на котором изображена Прасковья Мамонтова, двоюродная сестра знаменитой «Девочки с персиками». Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. Трубниковой. Мамонтовыми.
Разрыв Серова с императорским домом пришёлся на события 9 января 1905 года, когда сам художник также вышел из Академии художеств, которую возглавлял великий князь Владимир Александрович, сыгравший большую роль в «кровавом воскресенье». «Так сказать, образ жизни моей с женитьбой мало изменился. Да и картины у Коровина Мамонтов покупал за бесценок. Становится свидетелем расстрела демонстрации 9 января. Например, Врубель, находящийся в 80-е годы в Киеве, был известен лишь узкому кругу лиц.
Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. Валентину Серову было 22 года, когда к нему пришла первая волна популярности. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). Официальное оформление выхода из Академии художеств. Совсем портретчиком становлюсь. В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики. Хотя сам Серов говорил, что ему очень трудно писать глаза этого человека, они разные.
Ни у одного другого творца не получалось столь мощно и ярко передать игру света и теней. Для молодого художника – это было настоящей удачей, которую подарила ему судьба. Прежде она часто гостила здесь в доме Николая Васильевича Верещагина, который держал здесь знаменитую на всю Россию сыроварню (см. заметку «На родине русского сыра»). Теперь об Антоне. Левитана.
Серов и вправду многое перенял у своего наставника. "Девушка, освещенная солнцем" "Заросший пруд". Да и ты сама успела влюбиться в него.
Семья была большой и дружной. «Портрет Николая» в коллекции ГТГ – авторское повторение так называемого портрета царя «в тужурке», которое Серов написал для Александры Фёдоровны. Художник прожил на свете всего сорок шесть лет и умер в самом расцвете творческих сил. Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова. 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г. В этих картинах произошло смешение жанров: портрет соединился с пейзажем, с интерьером.
«. Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903, ГРМ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году и продолжил в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ). В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию. Свадьба была очень скромной. Ну, а рамы делаются.
Тем страшнее оказалась для Ольги Федоровны такая внезапная смерть любимого человека. Сам Валентин Александрович радостно сообщил жене: «. Видел вчера Ратьковых, они оба, он и она, сказали мне, что у меня очаровательная жена и что они в восторге от тебя и что я никуда не гожусь как портретист – им нравился твой портрет у Третьякова, но теперь нет» 23.
Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. Хорошо ли – и слушаются ли они тебя – а. Так, ну хорошо, коли слушаются» 28, – в полушутливом тоне этого письма Валентина Александровича к жене очень хорошо чувствуется, «кто в доме хозяин (вернее – хозяйка)» и какая на ней лежит ответственность за семейное благополучие. Она обожала музыку и училась в консерватории Санкт-Петербурга. Турчанинова (1907), М. Н. Друзей Валентин обрел не только в стенах Академии, но и за ее пределами. В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи19.
Одна из лучших композиций – темпера Петр I (1907, ГТГ). Отец будущего художника часто приглашал в гости Тургенева, Антакольского (знаменитого скульптора), Николая Ге и прочих известных личностей. Бакстом в Грецию и на Крит. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи. В 1871 году отец мальчика скоропостижно скончался.
Виды на урожай 1906 года (1905, ГТГ). Дело в том, что если в любом портрете испорчены глаза, то реставрировать его невозможно. Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил. Избран членом ТПХВ. В эти году (в мае 1887 года) Серов впервые посетил Италию, воочию увидев творения итальянских мастеров.
Коровина (1891), И. Е. В те времена мать Валентина Серова была частым гостем в деревне Едимоново Корчевского уезда. Поезжайте-ка Вы в Академию». В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой Девочка с персиками (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров. Портрет, написанный позднее, на котором запечатлена Мария Яковлевна Симонович, созданный в Домотканове (это имение, принадлежавшее другу Серова Владимиру Дервизу).
На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. В 1875 году Серовы – мать и сын – вернулись в Россию. Использовал он также карандаш, кисть и уголь, владел которыми он поистине великолепно. Художник поднял интерес широкой публики к античной культуре, актуальность которой в обществе на тот момент была утрачена и сумел отобразить мифологические сюжеты в своеобразном стиле, который был высоко оценен многочисленными критиками. Природа в этюдах Валентина Александровича противопоставляется человеку и предстает в «неласковом» и суровом виде. Фигуры в портретах Серова постепенно становились всё более и более графически изысканными и экономичными, особенно в поздний период (Василий Качалов, 1908, Тамара Карсавина, 1909 многочисленные персонажи из басен Ивана Крылова, 1895-1911). Известен такой случай: когда Серов работал над полотном, на котором был изображен император Николай II, царица решила указать художнику на недостаток профессионализма, выдумав мнимые недостатки. Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника.
Во время позднего периода, который начался в 1900 году, Серов был членом влиятельного общества и журнала русского искусства «Мир искусства», который вырос, в частности из неудовлетворенности движением передвижников. Своему другуМамонтовуСеров сообщает в 1890 году: Написал я в Костроме два портрета. Серова решено было отдать в обучение к Репину. – "Да, здесь заказана свадьба".
Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. Большое значение в формировании художественных взглядов имела жизнь Серова в Абрамцеве (имении Саввы Ивановича Мамонтова) и Домотканове (имении друга Серова Владимира Дервиза). В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой Девочка с персиками (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров.
Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино16. Знаменитое блюдо изображенное на картине «Девочка с персиками», является своеобразным памятным знаком, в котором отдается дань тем пристрастиям, которым отдавались члены абрамцевского кружка. Сначала он учился у немецкого художника-офортиста А. Кемпинга, затем его учителем стал И. Е. Репин, которому, по совету М. М. Антокольского, В. С. Серова показывала рисунки сына.
Становится преподавателем МУЖВЗ. В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. Сделав несколько эскизов старших детей, он отпускал их играть и Ольга беспокоилась: «Не убежали ли далеко, не отправились бы на пруд, спит ли маленький, услышит ли она его пробуждение, не ушли бы старшие одни в лес», – и сотни других мыслей, которые только могут промелькнуть в голове матери, когда она не видит детей.
Домотканово, 1888 Зимой, 1898 В деревне. Именно здесь у мальчика впервые появился интерес к рисованию. Дервиза Домотканово. Портреты Ф. Таманьо, К. А.
Встречается с Л. Н. А товар выставлен у него за спиной – это полотна Матисса, которые Анри писал для Морозова. Впоследствии, эти черты характера постепенно усугублялись. Выход Серова явился единственным подобным актом за всю историю существования Академии. В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики. В конце лета принял предложение руководить натурной мастерской в МУЖВЗ, хотя ещё в 1894 году признавался в письме П. П. Чистякову: «преподавание вообще я не люблю— учеников и бездарных и талантливых всех не люблю— серьезно. Но как ему при всем этом удалось добиться такой реалистичности.
Более того, стиль Ге можно проследить, взглянув на лучшие картины Валентина Серова. Детство Серова прошло в артистической среде. Петр на журавлиных ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». Кроме музыки, отец увлекался естественными науками, архитектурой и хорошо рисовал.
Мать – Валентина Семеновна Серова (урожд. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. Однажды он заказал у художника картину и обещал заплатить три тысячи рублей. Две первые закончились браком» 7.
и Ю. С. «Я расписался», — когда-то давно писал А. С. Пушкин своей супруге в Санкт-Петербург из далёкого Болдино. (Константин Сомов запросто мог запросить и шесть и восемь тысяч рублей).
Васнецов, работая над картиной «Богатыри», писал, что именно абрамцевские дубы научили его, как надо писать богатырей. На мамонтовской усадьбе в возрасте 22 лет Серов написал одну из самых лучших своих картин «Девочка с персиками». 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). Она не могла себе этого позволить, все её мысли были о детях. Поездка в Париж.
Успехи мальчика не остались без внимания педагогов и в школе рисования был удостоен серебряной медали юный Валя Серов. Коровина. 1892. Портрет княгини Щербатовойостался неокончен. Далее, он практически стал членом семьи Репиных. Вот такой она и получилась на портрете – с широко раскрытыми, беспокоящимися глазами.
Павел Петрович Чистяков24, с которым художник познакомил свою молодую супругу, сказал: «Ну, с такого лица только ангелов писать» 25. В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. (1905, ГРМ), Баррикады, похороны Н. Э. Баумана (1905, Гос. В 1900 году Валентин Серов вошел в объединение под названием Мир искусства.
Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним. В работе «Одиссей и Навзикая» изображен фрагмент древнегреческого мифа о потерпевшем крушение Одиссее, очутившемся на берегу феакийского острова. Рождение дочери Натальи. 1909. Однако через год коммуна перестала существовать и ребенка отправили к матери в Мюнхен. Радость беспричинная. Сергей Саввич Мамонтов17, которого Серов попросил быть шафером, вспоминал: «Приезжаю. Стиль этого полотна значительно отличается от предыдущих работ мастера и живопись здесь совсем непохожа на представленную в «Девочке с персиками».
В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. В 1869 году родители Валентина впервые взяли его с собой за границу, куда они поехали с целью посетить знаменитую оперу. В Харькове им были написаны три пастельных портрета: два— жены профессора Харьковского университета К. Д. Хрущева и один— его дочери. Домотканово, 1888, ГТГ). На полотне изображена дочь Саввы Ивановича обаятельная Верочка.
«Лёлюшка», «маленькая моя», «девочка моя» – так ласково называл в письмах Серов жену, которая была ему и другом и помощником иногда – советчиком и всегда – надежной опорой. Совсем портретчиком становлюсь. Еще один портрет супруги являет нам тёплый, солнечный, пленэрный образ. 1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. Она, позируя художнику, была погружена в свои драматические мысли. Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. Даже самые суровые критики отмечали невероятную реалистичность полотна. Среди шедевров «светского» Серова – Портрет графа Ф. Ф. Сумарокова-Эльстон, впоследствии князя Юсупова, с собакой, 1903 Г. Л. Гиршман, 1907 В. О. Гиршман, 1911 И. А. Морозов, 1910 Княгиня О. К. Орлова, 1911).
Такую чувствую пустоту, такое одиночество, несмотря на то, что у меня шесть человек детей. Будучи полноправным членом Санкт-Петербургской Академии художеств с 1903 года, в 1905 году Серов ушёл в отставку в знак протеста против казни бастующих рабочих и их семей 9 января, в «Кровавое воскресенье». Но тогда, в Домотканово, Валентин Серов пишет без устали: пейзажи, друзей, домочадцев. Я только высмотрел, подметил.
Над образом Александра III Серов работал пофотографии. Начинают волноваться – где же жених. Корсавина всегда была очень закрытым человеком, публика мало что знала о её личной жизни. В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора». Это произведение вместе с портретами М. Ф. Ольга Фёдоровна изображена так, что она готова встать и немедленно уйти. Поездка с Репиным в Крым и Запорожье.
Рождение сына Георгия. 1895. Для примера стоит взять всю ту же Девушку, освещенную солнцем. В начале 1889 года Валентин Александрович Серов женится на О. Ф. 1893 год— Конец предыдущего года и первая половина текущего прошла в неоднократных сеансах позирования членов царской семьи для семейного портрета Александра III были написаны портреты его детей. Трубниковой (1865-1927).
Иначе. И рабочих прислал. Миру искусства служили его родители – отец, Александр Николаевич известный композитор и музыкальный критик мать, Валентина Семеновна, пианистка. Своей декоративной экспрессией выделяются и театральные работы художника – оформление оперы Юдифь А. Н. Серова в Мариинском театре, Петербург, 1907 эскизы занавеса к балету Шехеразада на музыку Н. А. Римского-Корсакова – для «Русских сезонов» С. П. Дягилева, 1910–1911 (Всадники). Там же Серов написал несколько портретов из которых «Девушка освещённая солнцем» – портрет М. Я. Симонович по-праву считается одно из лучших работ раннего периода творчества художника, наряду с «Девочкой с персиками». Поездка в Париж. 1907.
Поездка в Берлин и Париж. 1910. Думаю, что действительно парадная свадьба, вхожу в собор: никаких приготовлений, ничего. Они вместе путешествовали по России, писали картины и этюды. В одном из писем к И. Э.
В 1890-м году Серов впервые обратился к жанру религиозной живописи, совместно с М. В. Врубелем в создании картины «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам) для церкви Косьмы и Дамиана в Костроме при фабрике П. М. Третьякова и В. Д. Коншина. О жене художника сложилось благоприятное впечатление не только у придирчивого «эстета» Остроухова, но и у других их современников. Художник побывал в Петербурге, в Костроме и Харькове, посетил Владимирскую и Симбирскую губернии, Крым, путешествовал вместе с К. А. Но подражать, копировать манеру друга тоже неправильно.
Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. Работы Серова были признаны лучшими на Римской выставке 1911 года и продемонстрировали всему миру мастерство общеевропейского масштаба, каким обладал Серов.
Репина, который в то время находился в Париже в качестве пенсионера Академии художеств. На собраниях Валентин Александрович часто отмалчивался и даже был нелюдим. Портреты Серова начала 1890-х годов неизменно встречали одобрение публики.
Мая. 1876. В коллекции ГТГ находится авторское повторение «Портрета в тужурке», которое было написано за один сеанс. Коровиным по Северной Двине и побывал в Архангельске и Мурманске. Репиным.
Он навещал ее в Одессе. Ульянов, ученик В. А. Толстым во время работы над портретом С. А. Толстой. 1893. Портрет O. K.
В 1878 году он возобновил систематические занятия у Репина, вернувшегося к тому времени из Парижа и поселившегося в Москве. Большего контраста невозможно придумать. Рубеж 1890-1900-х гг. Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное». и «Пётр I» 1907 года, являющие собой портрет эпохи великих преобразований XVIII века.
Таким образом, осенью 1874 года Серовы переезжают в Париж. Если сравнивать работы Серова с портретами Ренуара, то необходимо отметить, что у французского мастера модель – лишь повод написать красивую картину.
После окончания гимназии в 1882 году Лёля, так звали ее Симоновичи, продолжала жить в своей приемной семье, работала в детском саду и элементарной школе, которые устроила Аделаида Семеновна – известный подвижник-педагог, помогала воспитывать младших детей в семье. Дервизом. 1885. Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». Осенние и зимние тропинки и дороги изображенные на них, выглядят унылыми и необитаемыми.
Так. Вернувшись из путешествия, Серов начал делать наброски в античном стиле. Съездив вместе в Париж на Всемирную художественную выставку, они поселяются в Москве. После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника.
А «Портрет Шаляпина», выполненный углём, критика разругала. В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой Девочка с персиками (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров. Первым официально-парадным произведением Валентина Александровича, написанным с натуры, был портрет великого князя Павла Александровича (1897). Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом».
Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту». В январе 1886 года ее трижды поставил Большой театр, а друг семьи Серовых и владелец первого частного театра Савва ИвановичМамонтов (именно его дочь Вера и есть та самая девочка с персиками со знаменитой картины Серова) обещал поставить эту пьесу. Родился сын Георгий. конец XVII-XVIII век» И. И. Кутепова (СПб. Осенью мальчик был определен в Петербургскую гимназию-пансион.
Познакомились они в гостеприимном доме тети художника – сестры его матери Валентины Семеновны Серовой – Аделаиды Семеновны Симонович и ее мужа известного доктора и общественного деятеля Якова Мироновича Симоновича. Это наполняет картину теплом домашнего уюта. «Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника.
Все были заняты, учились, Мама была жизнерадостной и оптимистичной по природе. В портретах Серова – его современники, разные по характеру, внутреннему миру: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891, ГТГ), обладающий, по образному выражению художника, золотой глоткой, жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1891, ГТГ), одухотворенный И. И. Левитан (1893, ГТГ), подчеркнуто-нервный Н. G.
У Врубеля же была совсем другая манера. Например, Мамонтов откровенно издевался над Врубелем (просто глумился). Сейчас мне их жаль, но они не радуют меня. Боткиной (1899) принесло Серову славу одного из лучших портретистов Европы конца XIX века.
1902 г. ) – «Петр II и Елизавета на псовой охоте» и «Петр I на псовой охоте» рассматриваются как полотно, а не иллюстрация. Живет с матерью в Мюнхене. Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. Эта вторая, правая половина и не дала Морозову растратить всё состояние.
Получая широкую популярность, в 1894 году Серов присоединился к передвижникам и взял важные заказы, среди которых были портреты великого князя Павла Александровича 1897 года (Третьяковская галерея), Боткина С. М. 1899 года, Юсуповой Ф. Ф. 1903 года, а также княгини Ольги Орловой (все три портрета находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге). Орловой. "» 32 А дочь вспоминала: «Через несколько месяцев после папиной смерти мама заболела тяжелой формой базедовой болезни, которая чуть не унесла ее в могилу» 33. Смерть художника потрясла его современников.
Похоронен на Донском кладбище в Москве. Единственной монументальной работой в творчестве художника стал занавес к балета «Шехерезада» 1910 года, впервые представленный широкой публике юбилейной выставке в честь художника в Третьяковской галерее в 2015 году. Был членом Товарищества передвижников и объединения Мир искусства. В августе был в Абрамцеве, затем— в Москве в октябре путешествовал в Киев и Одессу, где договорился со своей невестой об их венчании в январе следующего года в декабре— в Санкт-Петербурге: написал портрет композитора П. И. Бларамберга и начал писать портрет отца. К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). Знакомство с К. А.
Его работы узнавались, а непередаваемый стиль ценился. Некоторые авторитетные критики и знатоки искусства считают, что Александр Валентинович смог превзойти своего знаменитого предшественника благодаря отличной передаче света, благородству тонов и изяществу красок. 1865, 7 (19) января родился в Петербурге. При этом отличительной особенностью живописца было то, что он никогда не останавливался на однажды найденном удачном методе или манере исполнения, постоянно пребывая в поиске новых решений. Но у самой Валентины Семёновны к торговым делам не было никакого влечения.
Бергман, 1846-1927), композитор и музыкально-общественный деятель. 1871. Но публика приняла портрет любимой актрисы с восторгом. Мать будущего художника также была известной личностью. После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. В доме Серовых всегда было шумно и весело. Однако в юном Валентине Чистяков увидел настоящего гения. Вскоре приезжает невеста, невеста в карете приехала с родными, но жениха нет. Его творчество было замечено благодарным зрителем и критиками.
Дальнейшее влияние на Серова оказали картины старых мастеров, которые он рассматривал в музеях России и Западной Европы, дружба с Михаилом Врубелем и (позже) Константином Коровиным, а также творческая атмосфера Абрамцево, с которым он был тесно связан. Был написан портрет императора Николая II. Картина Девочка с персиками стала широко известной, причем не только в творческих кругах. Ну, а Петр работает. Несмотря на свой авторитет и лучшие заказы, о которых другим известным художникам оставалось только мечтать, Александр Валентинович не хотел записывать себя в «придворные портретисты» и не льстил высокопоставленным чинам ради личной выгоды. Кроме музыкантов в их доме бывалиАнтокольский, Репин.
Рождение сына Михаила. 1897. Гармоничная жизнь семьи вдруг разладилась. Возвращение в Россию.
Картины «Девушка, освещенная солнцем» и «Девочка с персиками» принесли Валентину Серову заслуженную популярность, которая значительно выдвинула его вперед по сравнению с остальными молодыми живописцами того поколения. Морозовой и С. М. Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». Также в этот период художник написал несколько портретов деятелей искусства: портрет итальянских певцов Анджело Мазини (1890), Франческо Таманьо (1893), художников К. А. Таким он образом он незаметно стал одним из лучших и наиболее авторитетных портретистов. Смотри веселее и не думай бросать меня – слышишь. Присущий манере мастера изысканный колоризм получил развитие у «деревенского» Серова, в его сельских пейзажах и жанрах (Заросший пруд.
Среди них были и приближенные императора. Чистяков был невероятно жестоким и даже злобным человеком. Работник музея, видя эту сцену, попросил солдат отдать ему эту картину. Видимо, через Фанни Мироновну, сестру Я. М. К числу лучших произведений романовской серии относится портрет Николая II 1900 года.
Александр Николаевич Серов ушел из жизни, когда Валентину было всего 6 лет. В нначале 90-х Серов был связан с творческим объединением «Мир искусства». Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. Днем люди трудились в поле, а по вечерам обучали крестьян грамоте. Репину тогда было всего 30 лет, однако он уже был признанным художником.
Начало систематических занятий с И. Е. Да ещё и с издевательствами. Он был очень одаренным человеком, которому было многое дано от природы. Художник Репин продолжал заниматься с Серовым и в Москве. Позднее, в 1907 году, «Юдифь» всё-таки была возобновлена на сцене Мариинского театра, а Серов проявил себя не только как тонкий декоратор, но и как исследователь, методично и скурпулёзно стремящийся реконструировать эпоху древней Ассирии, культура которой была открыть на рубеже веков.
Полтора века назад простой петербургской девушке Оле Трубниковой несказанно повезло. М. Я. Поездка в Крым и Сочи с В. Д. в Киев, где А. В. Священник приходит. 1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства». Кажется, что лучше всего ему удаются образы интимно-лирические, женские и детские, либо образы людей творчества (А. Мазини, 1890 К. А. Коровин, 1891 Ф. Таманьо, 1891 Н. А. Лесков, 1894), где красочная импрессия, свободный мазок отражают душевное состояние модели.
Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. Очень миленькая, маленькая блондинка с красивыми глазами, простая, очень скромная. В России Валентина Серова была первая профессиональная женщина-композитор.
Акимовой (1908). Вскоре после этого B. C. У Чистякова Валентин перенял и «вдумчивую» неторопливую манеру письма, которая со стороны воспринималась как излишне кропотливая и медлительная. На портрете изображены бесконечные рамы их 5, включая собственно раму картины. Радость, как жизненная ценность. Римского-Корсакова (1898).
1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова. У Врубеля – ночной, даже несколько траурный колорит, роскошь переходящая в царственную, яркая и тяжелая пышность Востока. Они настолько сблизились, что Валентин часто даже жил в их семье. И этой радостью проникнута «Девушка, освещенная солнцем» — один из лучших портретов в истории мировой живописи.
Хотя Серов выбрал такую позу певца, конечно, неслучайно. Мальчик появился на свет 7 (19) января 1865 года в Петербурге. Шутка шуткой, а дело может и серьезно повернуться. Летом 1888 года Серов тоже «расписался» не на шутку. Валентин Серов всегда гораздо глубже подходил к модели. Антокольский, он посоветовал матери Серова дать сыну художественное образование.
Юный художник объявил матери, у которой была к тому времени новая семья, что отныне будет жить сам по себе и за свой счет. Валентин Серов умер 22 ноября 1911 года в Москве. Переезд с матерью в Париж. 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. Так началась целая серия портретов императорской семьи.
Совмещение карьеры и семьи проходило не так успешно. Всегда надеялась на лучшее и просто и легко и вместе с тем энергично шла навстречу опасности, стараясь сделать все возможное, чтобы ее устранить или умерить» 27. Он известен своим собирательством современной ему французской живописи. Фотографии – вот основной источник, с которым должен был иметь дело Серов.
«Девочка с персиками» сделала его известным, поставила в один ряд с крупнейшими русскими живописцами и стала самой знаменитой картиной Серова. Он нисколько не изменился после женитьбы – такой же, как и был, – вторит ему вослед в письме к Елизавете Григорьевне (Мамонтовой) Илья Семенович, – его жена мне понравилась. Через два года, в 1882 году, Серов стал учеником Академии художеств. Баба с лошадью, 1898 Стригуны на водопое.
А между тем Серов всегда считал своим учителем Репина, не отрицал идей передвижничества – он просто смотрел на жизнь (и на живопись) под другим углом. В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. "Здесь будут венчаться. Очень достоверно передана обстановка комнаты. Львова (Симонович) вспоминала: «.
Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства». Участие в Международной выставке мюнхенского Сецессиона. Знакомство с А. Н. Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая.
И далее: «Атмосфера в доме у нас была отнюдь не богемная. Много путешествовал по России и Западной Европе, в 1907 посетил Грецию. В 1903 был избран действительным членом Академии художеств. После этого была Девушка, освещённая солнцем и другие. Портрет-картина Дети (1899, ГРМ), где изображены сыновья художника Юра и Саша, рисунок Портрет детей С. С.
В 1880 году Серов поступил в Академию художеств. В эти несчастные пропуски он писал пруд (Заросший пруд. Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки». Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное, — написал он одному из друзей. Поступление в петербургскую Академию художеств. 1883. Самой насыщенной оказалась жизнь Александра Серова, старшего сына великого художника. Также Серова должен был принять участие в росписи Владимрского собора в Киеве, для чего представил эскиз росписи «Рождество Христово», однако, представленный позже срока, оставшись лишь в эскизе.
Родился в Петербурге 7 (19) января 1865 в семье композитора А. Н. Серова и пианистки В. С. Серовой (урожденной Бергман). Вряд ли император согласился бы позировать в течение нескольких недель. В 1879 году в Репин снова дает уроки живописи четырнадцатилетнему Серову. Одно время эти два мастера снимали вместе одну студию, там Серов написал«Портрет Коровина» в манере, характерной именно для Коровина. упал и умер от приступа стенокардии. С 1878 года Серов вновь вернулся в Москву, где продолжил обучение у Репина.
Главное, не волнуйся – приедем, увидим» 30. "Девочка с персиками". 1888. БиографияРусский художник (художник и график), представитель русского импрессионизма и модерна.