Через год в биографии Валентина Серова снова появился родной город: в 1880 году юный художник поступил Императорскую художественную академию, в класс Павла Чистякова, воспитавшего Михаила Врубеля, Илью Репина, Василия Поленова. Творчество художника претерпевало значительные изменения в процессе его взросления и становления как личности, поэтому для того, чтобы наиболее полным образом оценить всю глубину таланта Валентина Серова, стоит подробней ознакомиться с его занимательнейшей биографией.
1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. В 1880году поступил в Императорскую Академию Художеств. Своей декоративной экспрессией выделяются и театральные работы художника (оформление оперы Юдифь А. Н. Серова в Мариинском театре, Петербург, 1907 эскизы занавеса к балету Шехеразада на музыку Н. А. Римского-Корсакова – для «Русских сезонов» С. П. Дягилева, 1910 – 1911).
В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. Став свидетелем расстрела рабочих во время революции 1905 года, Серов в знак протеста вышел из состава членов Академии художеств. Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки».
Его картины «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» стали свежим и исключительно сильным словом в изобразительном искусстве. Домотканово» (1888 год) отличается сложным сочетанием множества зеленых и серых оттенков. Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино16. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. Он добился поставленной цели — чувства «свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах» (как он позднее рассказывал художник и искусствовед Игорь Эммануилович Грабарю), воплотив в этих образах юности, света, радости принципы импрессионизма, — причем с беспрецедентной для национальной традиции последовательностью и полнотой. Художник давал уроки русскому мальчику каждый день.
В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы». Затем Серовы обосновались в Москве. 1891. Это полотно вместе с картиной «Девушка, освещенная солнцем» были показаны на восьмой выставке Товарищества передвижников в 1888 году. Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства».
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Серов изобразил случайно увиденную сцену из реальной жизни. 1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков.
В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию. Работа шла ежедневно: только для «Девушки, освещенной солнцем» потребовалось не менее 90 сеансов. Его творчество было замечено благодарным зрителем и критиками. В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. Одна из сложнейших техник Валентина Александровича – игра со светом.
Вскоре Серов покидает академию. Домотканово". 1896. Соотношение авангардистского искусства с предшествовавшими стилями, с традиционализмом как таковым было особенно резким и полемичным. Коровина. 1892. Валентин стал принимать самое активное участие в жизни данного общества, организуя различные выставки и добывая деньги на выпуск печатного издания объединения «Мир искусства».
На рубеже веков Валентин Александрович стал лучшим русским мастером светского и придворного портрета. Акимовой (1908). Виды на урожай 1906 года», картины «Баррикады, похороны Н. Э. Баумана», «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. ». По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»8 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). Серов родился в Санкт-Петербурге, он был сыном российского композитора Александра Серова и его жены Валентины Бергман, композитора немецко-еврейского происхождения.
Во время позднего периода, который начался в 1900 году, Серов был членом влиятельного общества и журнала русского искусства «Мир искусства», который вырос, в частности из неудовлетворенности движением передвижников. Здесь его главным наставником был П. П. Чистяков. Именно тогда начал много рисовать маленький Тоша Серов – художник от Бога. О чистяковском методе преподавания сохранилось много воспоминаний. В начале XX века Серов создавал героические портреты в жанре светского портрета он сосредоточился на резком изображении значительных творчески мыслящих художников, писателей, актёров и музыкантов: портреты Максима Горького (1904), музей Горького, Москва Ермоловой Марии (1905), Фёдора Шаляпина (уголь, 1905) – оба в Третьяковской галерее и Елены Ивановны Рерих (1909). А между тем Серов всегда считал своим учителем Репина, не отрицал идей передвижничества – он просто смотрел на жизнь (и на живопись) под другим углом.
В феврале родилась дочь Ольга. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Серов и вправду многое перенял у своего наставника. А кар тины кажутся созданными, что называется, на одном дыхании.
Сам Серов считал эти работы лучшими в своем творчестве. В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию. Серов традиционен в истории русской живописи его можно было бы назвать сыном Репина. Выход Серова явился единственным подобным актом за всю историю существования Академии.
Творчеством художников интересовалась практически вся интеллигенция. Врубелевская «Девочка на фоне персидского ковра» появилась за год до «Девочки с персиками». "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", они вместе пишут этюды. Многие лучшие сельские картины-этюды Серова выполнены акварелью, гуашью, пастелью. Именно в этот кружок, по настоянию Серова, были приглашены Коровин и Врубель. Баба с лошадью, 1898 Стригуны на водопое.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Вскоре после этого B. C. На собраниях Валентин Александрович часто отмалчивался и даже был нелюдим. П. П. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Картины «Девушка, освещенная солнцем» и «Девочка с персиками» принесли Валентину Серову заслуженную популярность, которая значительно выдвинула его вперед по сравнению с остальными молодыми живописцами того поколения.
Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту». Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор. : культ сильной линии, броского, монументального жеста и позы («М. Профессор смог многое дать Серову: он познакомил его с экспонатами Эрмитажа, заинтересовал стилем старинных мастеров. Трубниковой (1865-1927). Ни у одного другого творца не получалось столь мощно и ярко передать игру света и теней. В детстве учился в Париже и Москве у Ильи Репина и в Санкт-Петербургской Академии художеств (1880-1885) у Павла Чистякова. Остроуховым, М. С. Художник Репин продолжал заниматься с Серовым и в Москве.
Бергман, 1846-1927), композитор и музыкально-общественный деятель. 1871. И. Е. Репин рекомендовал подающего надежды живописца к обучению в Академию Санкт-Петербурга. Мир искусства считался действительно знаменитой организацией. Серов много работал в различных графических техниках – акварели (портрет С. М. Лукомской, 1900, ГТГ), пастели, литографии и пр. Серов бывал с Репиным в доме Мамонтовых, участвовал в их домашних спектаклях.
У Чистякова Валентин перенял и «вдумчивую» неторопливую манеру письма, которая со стороны воспринималась как излишне кропотливая и медлительная. С 1899 года В. А. Серов работал над иллюстрациями к книгамКнига — непериодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала (объемом более 48 страниц) средство информации. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Отец будущего художника часто приглашал в гости Тургенева, Антакольского (знаменитого скульптора), Николая Ге и прочих известных личностей. С 1900-х гг.
Петр на журавлиных ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру. Впоследствии, эти черты характера постепенно усугублялись. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Передвижники), Серов вынужден был много работать над заказными, как правило, парадными портретами (великого князя Павла Александровича, 1897, ГТГ С. М. Боткиной, 1899, Ф. Ф. Юсупова, 1903, – оба в ГРМ), в которых всё более последовательно использовал линейно-ритмическое построение композиции и декоративные цветовые сочетания. Картины Серова, написанные им в конце девятнадцатого века, вызывали одобрение и восторг среди широкой публики. Серов Валентин Александрович – (1865 – 1911), русский художник (художник и график), представитель русского импрессионизма и модерна.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». И оба трудились по первоисточникам венецианского возрождения. и жанром («Заросший пруд.
Первоначально в Древнем Риме слово imperium обозначало верховную власть (военную, судебную, административную), которой обладали высшие магистраты — консулы, преторы, диктаторы и др. На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. Но, отвлекаясь от ужасов современности, он создал жизнеутверждающие, при всей их иронии и драматизме, образы родной истории. Если про «Девочку с персиками» можно однозначно сказать, что эта картина является совершенным образцом живописи в стиле импрессионизма, то в «Девушке, освещенной солнцем», прослеживаются стилистические особенности, позволяющие отнести картину к жанру постимпрессионизма.
Сам Серов объяснял ее позу и выражение на портрете словами: «А я Ольга Орлова и мне все позволено и все, что я делаю, хорошо». Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. Юноша поселяется в семье художника в Москве и начинает усердно работать под его руководством. Мая. 1876. В начале октября тяжело заболел, даже написал завещание но операция, проведённая в хирургической лечебнице А. В. Чегодаева 25 ноября, показавшая, что было прободение желудка и перитонит, прошла удачно— художник остался жив.
(«Н. В России Валентина Серова была первая профессиональная женщина-композитор. В античном мире и в средние века книги размножали путем переписывания.
Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. Один из лучших портретов Валентина Серова «Портрет М. Н. Ермоловой» (1905 год).
Использовал он также карандаш, кисть и уголь, владел которыми он поистине великолепно. Его интересуют простые, непритязательные деревенские мотивы. «Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника. Александр Николаевич Серов ушел из жизни, когда Валентину было всего 6 лет.
Но ведь подлинные продолжатели традиций не останавливаются на месте, а идут вперед и ищут. Среди его учеников, . (1905, ГРМ), Баррикады, похороны Н. Э. Баумана (1905, Гос.
Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова. Мальчик появился на свет 7 (19) января 1865 года в Петербурге. Петр I Портрет Г. Л.
1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова. «Серов был реалистом в лучшем значении этого слова, — писал В. Брюсов. Эти чувства выплескиваются в антимонархических карикатурах 1905 года (рисунок «1905 год.
Избран действительным членом Академии художеств. 1904. Поездка в Париж. 1907. Кроме музыки, отец увлекался естественными науками, архитектурой и хорошо рисовал.
Поездка в Крым и Сочи с В. Д. Вот таким образом так многозначительны портреты, оставленные Серовым портреты Серова почти всегда — суд над современниками, тем более страшный, что мастерство художника делает этот суд безапелляционным. Произошло это спустя пять лет после поступления. Вы безусловно знаете, что Врубель и Серов работали одновременно. Современники говорили, что Серова нередко боялись, боялись его прозорливости, неподкупных оценок, даже упрекали в том, что он шаржирует модель.
Домотканово, 1904 обе работы – Третьяковская галерея). Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903, ГРМ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году, а затем в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ). Поездка в Берлин и Париж. 1910. Там он учился у П. П. Левитана.
В одном только взгляде мальчика художник раскрывает весь мир его детских переживаний. Очень достоверно передана обстановка комнаты. Мазини» (1890), «К. Модели и окружающая среда неотделимы друг от друга. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Валентину Серову было 22 года, когда к нему пришла первая волна популярности. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене.
Первым произведением Серова, которое поставило его в ряд крупнейших мастеров русской живописи, стала картина «Девочка с персиками». Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения». Его отец был композитором и музыкальным критиком, а мать — выдающейся пианисткой.
Первые значительные произведения Валентина Серова («Девочка с персиками», 1887 «Девушка, освещенная солнцем», 1888 обе — Третьяковская галерея) явились новым этапом истории русского искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В этой картине художник рисует двух своих сыновей на веранде у Финского залива. Участие во Всемирной выставке в Париже (Grand Prix за портрет Павла Александровича). Они настолько сблизились, что Валентин часто даже жил в их семье. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось.
В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами. Стиль: реализм, неоклассицизм.
На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. Участие в Международной выставке мюнхенского Сецессиона. 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. Фотографии – вот основной источник, с которым должен был иметь дело Серов.
с удовольствием взялся за обучение мальчика. 1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. Бытует мнение, что Мамонтов был эдаким добряком-чудаком, который бездумно бросал деньги в искусство, поддерживал таланты и т. п. На мамонтовской усадьбе в возрасте 22 лет Серов написал одну из самых лучших своих картин «Девочка с персиками». В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров.
Морозовой и С. М. заменялся кодексом. Это наполняет картину теплом домашнего уюта. "Девочка с персиками". 1888.
Чему так завидовали многие художники конца 19 века. Серов чутко усвоил и опыт современного ему зарубежного искусства и уроки мастеров Возрождения и барокко (в частности, Д. Веласкеса). В 1900 году Валентин Серов вошел в объединение под названием Мир искусства.
В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки. Вряд ли император согласился бы позировать в течение нескольких недель.
Продолжение занятий с Репиным. 1880. Героическая эпоха Петра 1, суровая и небывалая, завладевает воображением художника. «Девочка с персиками» сделала его известным, поставила в один ряд с крупнейшими русскими живописцами и стала самой знаменитой картиной Серова. В 1874 году Валентин Серов вместе с матерью переехал в Париж и начал заниматься у И. Е.
Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. В 1871 году отец мальчика скоропостижно скончался. В портретах мастера в эти годы всецело доминирует модерн с его культом сильной и гибкой линии, монументально-броского жеста и позы (М. Горький, 1904, Музей А. М. Горького, Москва М. Н. Ермолова, 1905 Ф. И. Шаляпин, уголь, мел, 1905 оба портрета – в Третьяковской галерее Ида Рубинштейн, темпера, уголь, 1910, Русский музей). Среди его учеников, .
Одновременно Серов писал интимно-задушевные, камерные портреты, преимущественно детей и женщин, в которых стремился раскрыть их душевную непосредственность и чистоту (Дети, 1899, ГРМ Мика Морозов, 1901, ГТГ). Художник становился все более замкнут, угрюм, резок в суждениях, вспыльчив. Среди его учеников, . Бенуа. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. В 1910 году увидели свет лучшие полотна в данном жанре, вышедшие из под пера мастера, а именно: «Одиссей и Навзикая» и «Похищение Европы».
Сразу же вспоминается его учитель, профессор Чистяков. Антокольский, он посоветовал матери Серова дать сыну художественное образование. В эти несчастные пропуски он писал пруд (Заросший пруд. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". В годы Революции 1905-07 Серов создал ряд сатирических рисунков, разоблачающих царское правительство и карателей будучи действительным членом петербургской АХ (с 1903), в 1905 ушёл из неё в знак протеста против расстрела 9 января. Домотканово», 1904 обе — Третьяковская галерея). В Мюнхене Серов изучает коллекцию Старой Пинакотеки, копирует Веласкеса. 1886.
Николаю II пришлось извиниться перед Александром Валентиновичем и инцидент был исчерпан. Мамонтов, по уверению современников, был жестоким и недалеким человеком. 1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства». Тогда я вроде как с ума спятил.
Ему отлично давались не только комические роли, но и сценическое вживание в образ различных зверей вроде игрушечного зайчика иль льва. Однако в 1885 году Серов оставил Академию. Знакомство с А. Н. Это называлось "сбить спесь". Серов всегда и прежде всего портретист и в «Девочке с персиками» его влекла к себе живая и непосредственная девочка-подросток с густыми каштановыми волосами, смуглым румянцем и темными, подетски чистыми и ясными глазами, в «Девушке, освещенной солнцем»— задумчивая девушка, за спокойствием которой угадывается богатая внутренняя жизнь. Избран членом ТПХВ. Выходит из ТПХВ.
Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. Дальнейшее влияние на Серова оказали картины старых мастеров, которые он рассматривал в музеях России и Западной Европы, дружба с Михаилом Врубелем и (позже) Константином Коровиным, а также творческая атмосфера Абрамцево, с которым он был тесно связан. Так же преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России). Отклоняет приглашение преподавать в Академии художеств. Репина, который в то время находился в Париже в качестве пенсионера Академии художеств. Возвращение в Россию.
Коровиным по Северной Двине и побывал в Архангельске и Мурманске. Он пишет декоративные картины-панно на античные темы (Одиссей и Навзикая, Похищение Европы обе картины – 1910, варианты в разных собраниях). В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. Совмещение карьеры и семьи проходило не так успешно.
На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая. Боткиной (1899) принесло Серову славу одного из лучших портретистов Европы конца XIX века. Валентин Серов в своем творчестве часто обращается к жанру пейзажа.
Портрет И. И. Да и картины у Коровина Мамонтов покупал за бесценок. Этим подчеркнута значительность личности Петра. Нет, Савва Иванович был себе на уме.
Среди его учеников, . Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». Похоронен на Донском кладбище в Москве.
От нее веет здоровьем, безмятежностью. Другая его работа, написанная годом позже, называлась Девушка, освещенная солнцем. В картинах «Октябрь. Домотканово» (1895 год), «Баба в телеге» (1896 год), «Баба с лошадью» (1898 год), «Стригуны на водопое» (1904 год) перед зрителем возникают фрагменты из реальной однообразной жизни деревенской России.
Гиршман. 1908. Демократические убеждения Серова чётко проявились во время революции 1905-1907 годов: он изобразил ряд сатирических фигур, которые разоблачали карателей. Поездка в Германию. 1903. Поездка в Мюнхен и Голландию. Среди его учеников, . 1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок.
С. Лесков» (1894 все — там же) — люди искусства, чей творческий пыл как бы вступает в увлеченный, страстный диалог со свободным размахом серовской кисти. Н. Ермолова», 1905 «Ф. Русский художник Валентин Александрович Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге. Встреча с А. Матиссом, посетившим Москву осенью. Эта картина пришлась по сердцу многим критикам.
Биография мальчика неожиданно изменила направление, когда внезапно умер отец. При их написании художник искал новые, собственные приемы передачи света и тени, стремился к максимальному сохранению свежести красок «при полной законченности, как у старых мастеров». 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). Одна из древнейших форм книги — свиток (4-3-е тысячилетине до н. э. ), со 2-4 вв.
В портретах Серова – его современники, разные по характеру, внутреннему миру: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891, ГТГ), обладающий, по образному выражению художника, золотой глоткой, жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1891, ГТГ), одухотворенный И. И. Левитан (1893, ГТГ), подчеркнуто-нервный Н. G. «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны», «Выезд Екатерины II на соколиную охоту», «Юный Петр на псовой охоте» (1900-1902 годы) выполнены с блестящим мастерством. Чистякова. В 20 лет он бросил Академию, а в 22—23 года стал известным живописцем – автором великолепных картин «Девочка с персиками» (1887) и «Девушка, освещенная солнцем» – портреты Верочки Мамонтовой и Маши Симонович, двоюродной сестры художника. Так началась целая серия портретов императорской семьи. Начало работы над портретами семейства Юсуповых. 1901.
Рисунок Серова постепенно становился всё более изысканным и экономным в использовании изобразительных средств, что особенно сказалось в поздний период (портреты В. И. Качалова, 1908, Т. П. Карсавиной, 1909, – оба в ГТГ многочисленные рисунки к басням И. А. Крылова, 1895-1911, ГТГ, ГРМ и других собраниях). Они вместе путешествовали по России, писали картины и этюды. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Равноправным видом творчества постоянно пребывал у мастера и черно-белый рисунок (самоценность последнего закрепилась в его творчестве с 1895, когда Серов исполнил цикл зарисовок животных, работая над иллюстрированием басен И. А. Крылова). Чистяков был невероятно жестоким и даже злобным человеком. После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года.
Репина, Т. А. Весной 1901 года в Училище живописи был создан объединённый портретно-жанровый класс, который возглавил В. Серов вторым преподавателем был принят К. Коровин одновременно он преподавал в школе-мастерской Е. Н. Званцевой, в которой позировали обнаженные модели. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище. 15 в. ) привело к резкому росту выпуска книг. Поездка с Репиным в Крым и Запорожье. Будучи полноправным членом Санкт-Петербургской Академии художеств с 1903 года, в 1905 году Серов ушёл в отставку в знак протеста против казни бастующих рабочих и их семей 9 января, в «Кровавое воскресенье». Коровиным.
В работе «Одиссей и Навзикая» изображен фрагмент древнегреческого мифа о потерпевшем крушение Одиссее, очутившемся на берегу феакийского острова. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. Это была его первая картина, которая отвечала общей направленности стиля модерн. Вслед за ней Серов создает серию портретов, написанных в этом же ключе: «Портрет Г. Л. Гиршман» (1907 год), «Портрет И. А. Морозова» (1910 год) «Портрет В. О. Гиршман» (1911 год), «Портрет княгини О. К. Орловой» (1911 год) и другие. "И самому чудно, что я это сделал, – говорил Серов, – до того на меня не похоже. Не от победы добра над злом, а радость от созерцания красоты.
Мамонтовой. Он рос среди людей, для которых самым главным в жизни было искусство. Рождение дочери Натальи. 1909. Серов Валентин Александрович (1865-1911), русский художник. Иллюстрации к изданию Кутепова «Царские охоты» наполнены бытовыми реалиями и в то же время воплотили романтическую мечту о прошлом.
Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. Что у Серова получалось такого, что никак не могло получиться у других. Знаменитое блюдо изображенное на картине «Девочка с персиками», является своеобразным памятным знаком, в котором отдается дань тем пристрастиям, которым отдавались члены абрамцевского кружка. Летние месяцы художник обычно проводил в Абрамцево и здесь, в 1884, написанный им портрет Л. А. Мамонтовой, покажет его художественную зрелость, но настоящими достижениями раннего творчества Серова считаются портрет Верушки Мамонтовой известный как «Девочка с персиками» (1887) и созданная в следующем году картина «Девушка, освещенная солнцем». Это случилось в 1871 году.
Днем люди трудились в поле, а по вечерам обучали крестьян грамоте. Далее, он практически стал членом семьи Репиных. Она обожала музыку и училась в консерватории Санкт-Петербурга. После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника.
Возникновение книгопечатания (в Китае — в 11 в., в Европе — в сер. За границу уехала Валентина Семеновна, но сына она с собой не взяла, оставила его в России. Л. Гиршман», темпера, 1907 «В. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. В портретах детей Серов стремился захватить позу и жест, чтобы показать и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения искреннюю чистоту и ясность взгляда ребёнка («Дети», 1899, Русский музей «Мика Морозов», 1901, Третьяковская галерея). с женой были очень рады вновь увидеться с Серовым, возобновились занятия рисованием.
А. Коровин» (1891), «Ф. Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса. Работа над композициями Похищение Европы и Одиссей и Навзикая портрет Иды Рубинштейн. 1911.
1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. Получая широкую популярность, в 1894 году Серов присоединился к передвижникам и взял важные заказы, среди которых были портреты великого князя Павла Александровича 1897 года (Третьяковская галерея), Боткина С. М. 1899 года, Юсуповой Ф. Ф. 1903 года, а также княгини Ольги Орловой (все три портрета находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге). за этюд с натуры».
Турчанинова (1907), М. Н. В 1876 году Валентин Серов вместе с матерью поселился на хуторе Ахтырка в Харьковской губернии, принадлежавшем гражданскому мужу матери В. И. Немчинову. Более того, стиль Ге можно проследить, взглянув на лучшие картины Валентина Серова. Среди его учеников, . Мать будущего художника также была известной личностью., отзывался очень лестно:. Знакомство с семьей Мамонтовых.
Но у самой Валентины Семёновны к торговым делам не было никакого влечения. Громадное влияние на Серова как на будущего художника оказывал Николай Николаевич Ге. Отказавшись от многокрасочной, сочной по цвету живописи второй половины 80-х гг., Серов теперь предпочитал одну доминирующую гамму черно-серых или коричневых тонов (хотя и передавал большое количество разных оттенков цвета), пользовался более свободным, широким мазком.
Еще при жизни В. А. Серова, а тем более после его смерти историки искусства и художники спорили — кто же Серов: последний художник старой школы XIX в. или представитель нового искусства. В качестве фона был выбран главный харьковский зал собрания. Желание писать «только отрадное» (о чем сам художник свидетельствовал в письме своей невесте О. Ф. Трубниковой, в 1887 году) с годами все более противоречит нервной реакции на возрастающую политическую нестабильность — в особенности в годы революции и контрреволюции 1905-1907 годов, когда Серова мучительно гнетет «тупая мгла» «российского кошмара» (из письма О. Ф. Серовой, 1907). Я. Дервиз с ребенком», 1888-89 «Мика Морозов», 1901 оба — Третьяковская галерея).
Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»14. Официальное оформление выхода из Академии художеств. Лесков (1894, ГТГ). Я только высмотрел, подметил. Поездка в Рим и Париж.
А где можно было брать основной материал. Коровина (1891), И. Е. В качестве учителя Антокольский порекомендовал известного русского художника И. Е.
Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. В их доме часто собирались знаменитые художники и скульпторы. Абрамцево), с которым был тесно связан молодой Серов. Лучшим произведениям раннего периода (Девочка с персиками, 1887, Девушка, освещённая солнцем, 1888, – оба в ГТГ), в которых Серов утверждал идеал юности и красоты, счастливого и радостного бытия, присущи непосредственность восприятия натуры интерес к разработке световых и цветовых эффектов, к передаче световоздушной среды. С начала 90-х гг. Орловой. Изысканная элегантность цвета и пластики замечательно передают в этих образах («Великий князь Павел Александрович», 1897, Третьяковская галерея «Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон, впоследствии князь Юсупов», 1903, Русский музей) блеск и гордую замкнутость этого аристократического мира. Непосредственная, бойкая и живая, Верочка, кажется, ненадолго забежала в комнату, чтобы взять персик и лишь присела, готовая снова убежать.
Аудитория воспринимала подобные спектакли на ура, а у Валентина появилось прозвище «Антоша», которым его величали люди из самого близкого окружения. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. В 1884 году в Абрамцеве создал одно из первых своих значительных произведений— портрет Л. А. Мамонтовой (Новгородский государственный объединённый музей-заповедник). Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного.
в зеркале у края холста). После этого была Девушка, освещённая солнцем и другие. Он рано начал учиться рисовать, учился у многих художников (у австрийского художника Кёппинга, у Репина, в Академии художеств у Чистякова), рано выучился и стал самостоятельным. Родился сын Георгий.
Домотканово, 1888, Третьяковская галерея Зимой, 1898, Русский музей, Петербург В деревне. Он создаёт серию портретных образов, в которых раскрывает общественную значимость художественной личности (портреты – М. Горького, 1904, Музей А. М. Горького, Москва М. Н. Ермоловой, 1905, Ф. И. Шаляпина, уголь, 1905, – оба в ГТГ). Ему неизвестно было чувство удовлетворенности. потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. Поленовым подает заявление в Совет Академии художеств, в котором обвиняет президента Академии (и одновременно главнокомандующего петербургским военным округом) в организации расстрела.
Портрет O. K. Отец – композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов (1820-1871), автор опер Юдифь, Рогнеда, Вражья сила. В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора». Рождение сына Михаила. 1897. Поездка в Париж. В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III.
Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). Получив широкую известность, став в 1894 членом ТПХВ (см.
Портрет великого князя Павла Александровича. 1898. Серов искал больше, чем другие. Валентин Серов родился в артистической семье. Серов, член объединения Мир искусства с момента его возникновения, в своём творчестве всё более сближается со стилистикой модерна. В сюжетных картинах на смену бытовому жанру приходит исторический.
Лучшие произведения Серова принадлежат к вершинам русского реалистического искусства. Валентин Серов умер 22 ноября 1911 года в Москве. Мамонтова, И. Е. Сперва он доказывал новичку, что тот ничего не умеет и начинать ему следует заново с азов.
«Девочка с персиками», как я назвал в свое время этот портрет-картину, давно уже вошла в золотой фонд русского искусства. Встречается с Л. Н. Бакстом в Грецию и на Крит. Полотно приобрел П. Третьяков еще до открытия выставки. Работа над полотном шла три месяца.
Если искать самое общее определение нерасторжимого единства содержания, настроения, выразительных средств, то это будет яркое, полнокровное и трепетное ощущение жизни, обаяния молодости, красоты человека и природы, одухотворенности изображенных девушек, солнца, освещающего и комнату и сад и весь их мир. Участие в 5-й периодической выставке МОЛХ. 1887. Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. Картина Девочка с персиками стала широко известной, причем не только в творческих кругах.
Получает звание академика живописи. 1899. Рождение сына Георгия. 1895. Съездив вместе в Париж на Всемирную художественную выставку, они поселяются в Москве. Когда рисунки мальчика увидел скульптор М. М. К началу 90-х относится живописный портрет художника Константина Коровина.
18 февраля вместе с В. Д. Смерть отца. 1872. Среди его учеников, . Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора». Рождение сына Александра. 1894.
Среди них были и приближенные императора. Радость беспричинная. Домотканово, 1895, ГТГ Баба в телеге, 1899, ГРМ). Рождение сына Антона. 1902.
Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». Любил писать артистов – оперных певцов и актеров драматического театра. Учился в детстве у И. Е. Репина (в Париже и в Москве) и в петербургской АХ (1880-85) у П. П. Чистякова.
Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное». Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Таковы «А. К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ).
«Прошло свыше шестидесяти лет с тех пор, как написан портрет, — писал И. Грабарь. Острую иногда гиперболизированно-гротескную и социально окрашенную психологическую характеристику модели даёт Серов в портретах М. А. Морозова (1902), Г. Л. Гиршман (темпера, 1907), В. О. Гиршмана (1911 все – в ГТГ), И. Рубинштейн (1910) и О. К. Орловой (1911 оба – в ГРМ). Репина (1892), И. И. Осенние и зимние тропинки и дороги изображенные на них, выглядят унылыми и необитаемыми. Основные материалы для изготовления книги: папирус, со 2 в. до н. э. — пергамент и с 13 века (в Европе) — бумага.
1865, 7 (19) января родился в Петербурге. Прожив в Париже немногим менее года, Серовы летом 1875 года возвращаются в Москву. Например, Мамонтов откровенно издевался над Врубелем (просто глумился). Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова12. Возвращение в Москву.
Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. В 1887году написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой («Девочка с персиками» Третьяковская галерея). Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. Становится свидетелем расстрела демонстрации 9 января.
Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке. 1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. В этих образах царит большой стиль модернаМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков. Мика, снедаемый любопытством, весь вытянулся и даже приподнялся в кресле. Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911, ГТГ), который, по свидетельству дочери Серова, все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана. Живет с матерью в Мюнхене.
Домотканово», 1895 обе — там же «Зимой», 1898, Русский музей «В деревне. На выставке было представлено более 2000 портретов от разных художников. В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи19. Лишь изредка он мог выкинуть пару едких замечаний.
В 1900 мастер пишет портрет Николая II, официальный и в то же время по-своему «домашний» – император изображен в простой тужурке Преображенского полка эту картину (уничтоженную в 1917, но сохранившуюся в авторской реплике того же года Третьяковская галерея) зачастую считают лучшим портретом последнего Романова. Обучение в гимназии К. И. Несмотря на свой авторитет и лучшие заказы, о которых другим известным художникам оставалось только мечтать, Александр Валентинович не хотел записывать себя в «придворные портретисты» и не льстил высокопоставленным чинам ради личной выгоды. "Октябрь.
Совсем портретчиком становлюсь. Иначе. С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова.
Среди его учеников, . Выплывают немногие, но уж если выплывут – живучи будут". В портретах С. М. Боткиной (1899 год) и княгини З. С. Юсуповой Серов заставляет играть обстановку, детали. Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. В 1888 году Серов пишет два прославивших его портрета: «Девушка, освещенная солнцем» (Москва, Третьяковская галерея) и портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» (Москва, Третьяковская галерея). Биография художника содержит и еще один весьма интересный промежуток времени.
В 1900-е гг. В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. В 1889 году художник написал портрет, на котором изображена Прасковья Мамонтова, двоюродная сестра знаменитой «Девочки с персиками». Таманьо» (1891), «Н. Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. 10 марта в знак протеста выходит из состава действительных членов Академии.
Например, Врубель, находящийся в 80-е годы в Киеве, был известен лишь узкому кругу лиц. Среди его учеников, . Становится членом "Мира искусства". Это произведение вместе с портретами М. Ф.
Таким он образом он незаметно стал одним из лучших и наиболее авторитетных портретистов. Сам художник считал, что "Верушку портретом как-то не назовёшь". Его мать В. С. Серова, урожденная Бергман, тоже была композитором и пианисткой. В 1899 году Серов пишет групповой портрет «Дети». Среди его учеников, . Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". В картинах на мифологические сюжеты (Одиссей и Навзикая, темпера, 1909-10, ГТГ и ГРМ Похищение Европы, темпера, 1910, ГТГ) Серов, своеобразно стилизуя искусство греческой архаики, дал собственную, свободную от классицистической нормативности интерпретацию античности.
Поступление в петербургскую Академию художеств. 1883. Все меньше оставалось в живописце той былой юношеской радости, с которой он создавал свои ранние произведения. Переезд с матерью в Париж. мальчик и вовсе переехал к нему жить. 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств.
Творчество художника виртуозно и артистично выразило практически все важнейшие устремления русской живописи и графики (прежде всего тенденцию к импрессионизму и модерну) накануне авангардаАвангардизм (авангард) — совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Сам же князь выглядит спокойным и сдержанным. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи. В Никольском имении мальчик узнал красоту и магию русской природы.
Однако через год коммуна перестала существовать и ребенка отправили к матери в Мюнхен. Вопрос нерешаемый. А то ничего не выйдет". В то же время появились его политические карикатуры «1905 год: После усмирения», «1905 год. Мать – Валентина Семеновна Серова (урожд. Начало систематических занятий с И. Е. «Все, чего я добивался, — это свежести, — говорил впоследствии художник, — той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах.
В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. Репина. С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов. Лескова (1894), композитора Н. А.
Впечатление спонтанного, легкого артистизма усиливалось в образах Серова и потому, что он свободно работал в самых различных техниках (акварель, гуашь, пастель), сводя до минимума или вообще на нет различие между этюдом и картиной. Детство в столь творческом семейном окружении не могло отрицательно сказаться на Серове. В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. Цельный нераздробленный силуэт актрисы воспринимается как скульптура или колонна, шлейф длинного платья — как постамент. На портрете княгини О. К. Орловой – роскошная гостиная, украшенная стильной мебелью и картинами в золоченых рамах, силуэт позирующей княгини с обнаженными плечами, остро выдающимся вперед коленом, в меховом манто и огромной, словно воронье гнездо, шляпе, лицо Орловой, красивое и холодное, образуют одно целое, по выражению И. Грабаря, образ «одной из последних русских аристократок при дворе последнего царя». С той же свободой и безупречным видением цвета написана и «Девушка, освещенная солнцем»: светлая блуза с цветными тенями, нежно-зеленоватыми и перламутровыми рефлексами листвы, голубые отсветы юбки на руках.
Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним. Стиль этого полотна значительно отличается от предыдущих работ мастера и живопись здесь совсем непохожа на представленную в «Девочке с персиками». Однажды он заказал у художника картину и обещал заплатить три тысячи рублей. Фигуры в портретах Серова постепенно становились всё более и более графически изысканными и экономичными, особенно в поздний период (Василий Качалов, 1908, Тамара Карсавина, 1909 многочисленные персонажи из басен Ивана Крылова, 1895-1911). В картинах доминируют серебристые тона, характерные и для более поздних работ Серова.
На полотне изображена дочь Саввы Ивановича обаятельная Верочка. Однако в юном Валентине Чистяков увидел настоящего гения. По словам самого Серова, он писал картину с особенным упоением и работал над ней всего месяц.
Сказочный народ, обитающий на нем, постоянно пребывает в полусонно-блаженном бытии. Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х годов обозначен фовизмом и измом.
После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. Большое место в позднем творчестве Серова заняла историческая живопись, отличающаяся глубиной постижения исторического содержания эпохи (Пётр I, темпера, 1907, ГТГ), богатством оттенков в характеристике героев и обстановки (Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту, 1900, ГРМ). На рубеже 19 – 20 вв. Домотканово», 1888 «Октябрь. Преподавал в МУЖВЗ (1897-1909) среди учеников – П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон. Мамонтовыми.
Одна из его ранних картин «Заросший пруд. Поездка с Л. С. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г.
Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». Надо это временами: нет-нет, да малость спятишь. Серова относят к числу первых русских импрессионистов, сравнивая его полотна с работами, который написал знаменитый Ренуар. Серов становится популярным портретистом. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр. Родился в Петербурге 7 (19) января 1865 в семье композитора А. Н. Серова и пианистки В. С. Серовой (урожденной Бергман).
Уже тогда Валентин Александрович заметно выделился среди остальных творцов. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. В доме Серовых всегда было шумно и весело. Спустя год, Валентин вернулся в Россию и поселился в Абрамцеве летом, где написал натюрморт «Синяя ваза».
Вернувшись из путешествия, Серов начал делать наброски в античном стиле. Поездка с женой в Италию. 1905. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Вот таким образом он и стал тем художником, который органично соединил искусство XIX и XX столетий. Именно здесь у мальчика впервые появился интерес к рисованию. Особую главу Валентина Александровича составляют произведения «деревенского Серова» — этюды и картины с сельским пейзажемПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа. Но как ему при всем этом удалось добиться такой реалистичности.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Репиным. Таким образом, осенью 1874 года Серовы переезжают в Париж. Участие в Международной выставке берлинского Сецессиона. Избран действительным членом венского Сецессиона.
Для примера стоит взять всю ту же Девушку, освещенную солнцем. Здесь его главным наставником был П. П. Чистяков. Большего контраста невозможно придумать. В детских портретах Серов предстает перед нами как тонкий психолог. мастерство Серова-портретиста достигла апогея.
В этих картинах произошло смешение жанров: портрет соединился с пейзажем, с интерьером. И. Шаляпин», уголь, мел, 1905 «Г. В 1879 году в Репин снова дает уроки живописи четырнадцатилетнему Серову. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Знакомство с К. А. Были две абсолютно разные фигуры того же мальчика. Ее организовали разночинцы. Трубниковой.
Портреты Ермоловой, Горького. 1906. Своему другу А. С. Мамонтову Серов сообщает в 1890 году: Написал я в Костроме два портрета. Первым способом множественного репродуцирования книги была ксилография. Правда, как у критики, так и публики, эти шедевры не вызвали особых эмоций. О Серове П. П. Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»).
Дервизом. 1885. В 1900 году он написал портрет Николая II (сохранился авторский вариант того же года — Третьяковская галерея) самодержец, одетый в тужурку Преображенского полка, представлен тут скромно, почти по-домашнему, без пышных аксессуаров), который обычно считается лучшим изображением последнего русского императораИмператор (латинское imperator — повелитель) — монархический титул. Ученики-художники убедили солдат отдать им портрет и ученики принесли его художнику Нерадовскому, который его сохранил1314. Жил в Петербурге и Москве. Радость, как жизненная ценность. Они задались вопросом, кто же такой Валентин Серов.
Среди шедевров «светского» Серова – Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон (позднее – князь Юсупов), 1903, Русский музей Г. Л. Гиршман, 1907 В. О. Гиршман, 1911 И. А. Морозов, 1910 Княгиня О. К. Орлова, 1911 все – там же). С сентября десятилетний художник начал посещать гимназию Кара Мая в Санкт-Петербурге. Серов же стал поистине популярен и среди простых людей.
В 1874 – 1875 и 1878 – 1882 брал частные уроки у И. Е. Репина, оказавшего на него особое влияние посещал также занятия в петербургской Академии художеств (1880 – 1885). В портретах итальянских певцов Анджело Мазини и Франческо Таманьо уже проявилась одна из особенностей Серова – портретиста не изображать характер как таковой, а заострять внимание на определенном аспекте личности. С 1894 года Серов является членом Товарищества передвижных художественных выставок (так называемые «передвижники»). Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. Для молодого художника – это было настоящей удачей, которую подарила ему судьба. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра).
В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой Девочка с персиками (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров. Через 6 лет после рождения сына, прожив 51 год, умирает отец. Присущий манере мастера изысканный колоризм получил развитие у «деревенского» Серова, в его сельских пейзажах и жанрах (Заросший пруд. Над образом Александра III Серов работал пофотографии.
Он сумел с раннего детства привить эту любовь и сыну. В светском портрете нарастают черты иронического сарказма («Княгиня О. К. Орлова», 1911, там же). Становится преподавателем МУЖВЗ. Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался». В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина).
Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы. В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене7. Гармоничная жизнь семьи вдруг разладилась.
На уроках живописи он обычно ставил натюрморты, а для рисунка – гипсы. о русском прошлом, которые превратились в самостоятельный цикл, где центральное место заняла фигура Петра I, запечатленная удивительно остро и экспрессивно (темпера «Петр I», 1907, Третьяковская галерея). Левитана (1893), писателя Н. С. Серов работал в одной мастерской с Врубелем и Дервизом. О. Гиршман», 1910-1911 все — Третьяковская галерея «Ида Рубинштейн», темпера, уголь, 1910, Русский музей) живопись и графика соперничают тут друг с другом на равных, хотя в ряде случаев (напр., в портрете И. А. Морозова — темпера, 1910, Третьяковская галерея) сильные цветовые эффекты доминируют.
Одна из лучших композиций – темпера Петр 1 (1907, ГТГ). 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. и Ю. С. В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой9, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения10. Кажется, что лучше всего ему удаются образы интимно-лирические, женские и детские (Н. Я. Дервиз с ребенком, 1888 – 1889 Мика Морозов, 1901 оба портрета – Третьяковская галерея) либо образы людей творчества (А. Мазини, 1890 К. А. Коровин, 1891 Ф. Таманьо, 1891 Н. А. Лесков, 1894 все – там же), где красочная импрессия, свободный мазок отражают душевное состояние модели. Наезжал в Абрамцево. Даже самые суровые критики отмечали невероятную реалистичность полотна.
Свобода самовыражения, неразличимо сливаясь с правдой образа, достигла особой непринужденности в женских и детских портретахПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. Он обладал авторитарным стилем обучения, постоянно насмехался над любыми, даже самыми небольшими ошибками учеников. Кофточка словно соткана из множества тончайших нюансов стол написан едва ли не всей палитрой, дающей в своем единстве цвет белоснежной скатерти. Переезд с матерью в Киев. 1878. Это декоративный, ритмично закомпонованный портрет. Портреты Ф. Таманьо, К. А. Римского-Корсакова (1898).
Он был все время в пути. Его работы узнавались, а непередаваемый стиль ценился. Картины, этюды, наброски шестнадцатилетнего юноши были еще не совсем оформившимися, но уже здесь он проявляет себя зрелым и даровитым рисовальщиком.
Правильней всего на этот вопрос было бы ответить так: и то и другое. Да ещё и с издевательствами. В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». Осенью мальчик был определен в Петербургскую гимназию-пансион.
Домотканово, 1888, ГТГ). В 1890-х – начале 1900-х гг. В 1900 году за «Портрет великого князя Павла Александровича» (1897 год) он получил Grand prix на Всемирной Парижской выставке. Баба с лошадью», 1898 «Стригуны на водопое. "Девушка, освещенная солнцем" "Заросший пруд". В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. Учитель и ученик рисовали вместе и Серов мог непосредственно наблюдать за работой мастера.
сказал ему: Ну, Антон (близкие называли Валентина Антоном), пора поступать в Академию. В начале 1889 года Валентин Александрович Серов женится на О. Ф. По возвращении с юга мастерство юноши возросло. Портрет, написанный позднее, на котором запечатлена Мария Яковлевна Симонович, созданный в Домотканове (это имение, принадлежавшее другу Серова Владимиру Дервизу).
Из этого товарищества Серов вышел в 1900 году, вступив в объединение под названием «Мир искусства». Излюбленные модели Серова – артисты, художники, писатели (портреты А. Мазини, 1890, Ф. Таманьо, 1891-93, К. А. Коровина, 1891, И. И. Левитана, 1893, Н. С. Лескова, 1894, Н. А. Римского-Корсакова, 1898, – все в ГТГ). 22 ноября (5 декабря) Серов скоропостижно скончался. Природа в этюдах Валентина Александровича противопоставляется человеку и предстает в «неласковом» и суровом виде. Много путешествовал по России и Западной Европе, в 1907 посетил Грецию. Чистяков говорил: "Ученики что котята, брошенные в воду: кто потонет, а кто и выплывет. Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». Толстым во время работы над портретом С. А. Толстой. 1893.
Первым официально-парадным произведением Валентина Александровича, написанным с натуры, был портрет великого князя Павла Александровича (1897). Его отец, Александр Николаевич Серов, был известным композитором и музыкальным критиком, а мать, Валентина Семеновна – пианисткой. Он слышал выстрелы, видел убитых. Друзей Валентин обрел не только в стенах Академии, но и за ее пределами. Серов часто обращался к пейзажно-жанровым композициям на крестьянские темы.
Из работ, сделанных Серовым в 1879 году, следует отметить портреты С. И. Был написан портрет императора Николая II. В портрете Ермоловой идеал Серова выражается наиболее полнокровно и ярко. В 1880 году Серов поступает в Петербургскую Императорскую Академию Художеств. Самое сильное и интенсивное пятно — лицо актрисы.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил. Из этой поездки мальчику наиболее запомнилось посещение резиденции, в которой проживал Рихард Вагнер. Не потому, что Савва Иванович был занят, а потому, что их благородие куражился.
Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова. Как большинство работ Серова, портрет Ермоловой сдержан по колориту. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Женитьба на О. Ф. Дервиза Домотканово. Виды на урожай 1906 года (1905, ГТГ).
Был членом «Товарищества передвижников» и объединения «Мир искусства». Поездка в Вену и Италию с И. С. В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры Девушка, освещенная солнцем (1888, ГТГ). Избран членом попечительского Совета Третьяковской галереи. 1900. В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики. После усмирения» — Третьяковская галерея, темпера «Солдатушки, бравы ребятушки. » — Русский музей).
Также в этот период художник написал несколько портретов деятелей искусства: портрет итальянских певцов Анджело Мазини (1890), Франческо Таманьо (1893), художников К. А. В настоящее время его картины экспонируются в самых известных музеях России и зарубежья.