В Великую Отечественную войну и блокаду оставался в осаждённом Ленинграде. Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил.
К тому же сам отец будущего художника был страстным любителем рисования. Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. Своему другу А. С. Мамонтову Серов сообщает в 1890 году: Написал я в Костроме два портрета. В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой Девочка с персиками (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров.
Так началась целая серия портретов императорской семьи. 1905. Прекрасно владея всеми техниками живописи и рисования, Валентин Серов первым утвердил карандашный портрет в качестве полноценого произведения искусства (портреты Шаляпина, Левитана и др. ) Конечно же, столь одаренная натура не могла сковывать себя только лишь рамками портретной живописи. Принимал участие в организации сатирического журн. Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. Интерес к искусству, по воспоминаниям художника, у него не угасал никогда.
Детские годы будущего живописца проходили в атмосфере высокого служения искусству, которую создавали не только родные, но и друзья дома: художники В. Д. Поленов, Н. Н. Ге, М. М. Антокольский, Л. О. Пастернак (отец поэта Бориса Пастернака), композиторы Ф. Лист, Г. Берлиоз, знаменитый критик В. В. Стасов. 1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства». Мы восстановим его. » (1944) участвовал в работе объединения «Боевой карандаш», затем в послевоенном восстановлении художественной жизни Ленинградского Союза. Начиная с ранних шедевров «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем», Валентин Серов последовательно усложнял творческие задачи, находя все более лаконичные и, в то же время, выразительные способы передачи характера своих персонажей. Мальчик появился на свет 7 (19) января 1865 года в Петербурге. Будучи председателем Ленинградского Союза советских художников (возглавлял Союз в 1941—1948 годах) участвовал в работе объединения «Боевого карандаша», затем в послевоенном восстановлении художественной жизни Ленинградского Союза.
Героическая эпоха Петра 1, суровая и небывалая, завладевает воображением художника. Родился сын Георгий. Апостолов Петра и Павла у Яузских ворот (Петропавловский пер. И. И. Бродского в Бердянске, Пензенской областной картинной галерее им. Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника.
Он слышал выстрелы, видел убитых. Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы. В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора». В эти несчастные пропуски он писал пруд (Заросший пруд.
Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Мюнхенский рисовальщик К. Кеппинг становится его первым учителем. На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. Был написан портрет императора Николая II.
Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). К примеру, портрет, на котором был изображен шестнадцатилетний Феликс Юсупов, сын состоятельных промышленников и магнатов, выдавал многочисленные пороки, капризность и избалованность «графчика» (как за глаза называл его сам художник). В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров. 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина.
Так Серов оказался учеником художественной студии Савелия Яковлевича Шлейфера. «Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним.
Будучи председателем Ленинградского Союза советских художников (возглавлял Союз в 1941—1948 годах) участвовал в работе объединения «Боевого карандаша», затем в послевоенном восстановлении художественной жизни Ленинградского Союза. потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. Жупел, в к-ром рисовал полит, карикатуры. 1904 год— В начале года, восстанавливая здоровье в Домотканове, написал там ряд картин в апреле-мае совершил с женой поездку в Италию. В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи18.
1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков. С детских лет будущего художника окружала атмосфера искусства.
Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая. В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене6. В 1980 году на родине художника в селе Эммаус создан Мемориальный художественный дом-музей Владимира Александровича Серова. Создал большое количество работ, посвящённых историческим событиям связанных с В. И. Лениным («Ходоки у Ленина», «В Смольном», «Зимний взят», «В. В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры Девушка, освещенная солнцем (1888, ГТГ).
Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. (1905, ГРМ), Баррикады, похороны Н. Э. Баумана (1905, Гос. Преподавал в ленинградской Академии художеств (1933—1942).
Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Автор выразительных плакатов направленных на мобилизацию солдат и мирных жителей, на борьбу за освобождение блокадного Ленинграда: «Заменим. » (1941), «Защитим город Ленина. » (1941), «Вступайте в ряды народного ополчения. » (1941), «До полного разгрома врага. » (1943), «Только вперед. » (1943), «Мы отстояли Ленинград. Редкая наблюдательность и способности к рисованию пробудились у мальчика рано, а условия, в которых он рос, благоприятствовали развитию дарования. Работы художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее (ГРМ), Государственном центральном музее современной истории России, Центральном музее вооруженных сил, Ростовском художественном музее, Музее им. Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства». Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки». Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни.
Серов любил говорить: «Надо так писать, чтобы и без лица портрет был похож, одной фигурой». В возрасте двадцати двух-двадцати трех лет Серов создает произведения, которые стали классическими в русском искусстве. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр. Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках.
В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых.
Учился главным образом у П. П. Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». В послевоенные годы Серов писал в основном произведения на историко-революционную тему, портреты, пейзажи, натюрморты («Портрет матери», «Девочка с книгой», «Портрет жены», «Портрет дочери в розовом», «Маша», «Портрет балерины Н. В. Красношвеевой», «Ждут сигнала» 1957, «Декрет о земле» 1957, «Рабочий» 1960).
Но вскоре семья Серовых переехала в деревню Устровка Весьегонского уезда, а впоследствии и в Весьегонск. Солянка), м. Таганская, м. Новокузнецкая общественным транспортом до остановки «Площадь Яузских ворот». Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное». Зрителю, знакомому с прежним творчеством Николая Крутова, будет интересно увидеть на этой выставке новые работы художника, а неискушенному в современном искусстве посетителю – познакомиться с творчеством одного из ярких и интересных живописцев Московского союза художников.
Среднерусская природа с рощами, полянами, оврагами, перелесками, с околицами русских деревень полюбилась художнику с детских лет, а дом Мамонтова, где над эскизами декораций трудились Коровин и Врубель, где была мастерская майолики, где с успехом шла частная опера, вдохновил художника на счастливые творческие успехи. В 1895 – 1897 преподавала Моск.
Кроме музыкантов, в их доме бывали М. М. Антокольский, И. Е. Репин. Родился 8 (21)июля1910 года в селе Эммаус (ныне Тверской области). Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках. 1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок.
Даже Илья Репин, учитель Серова, отметил, что картина является изображением «Гальванизированного трупа». Преподавал в ленинградской Академии художеств (1933—1942). На уроки по наукам ему надо было ходить почти от Девичьего поля (Зубово) к Каменному мосту на Замоскворечье. Совсем портретчиком становлюсь.
В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. Работа над полотном шла три месяца. Проезд до ст.
1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова. С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. Репин вспоминал: «Первую свою картину он начал в Москве, живя у меня в 1878—1879 году. Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался». в церкви Св.
Бывал у Серовых И. С. Тургенев. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. Одна из лучших композиций – темпера Петр 1 (1907, ГТГ). Виды на урожай 1906 года (1905, ГТГ). Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве.
Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию. В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова. И. Ленин провозглашает Советскую власть» и другие). Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения». В портретах Серова – его современники, разные по характеру, внутреннему миру: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891, ГТГ), обладающий, по образному выражению художника, золотой глоткой, жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1891, ГТГ), одухотворенный И. И. Левитан (1893, ГТГ), подчеркнуто-нервный Н. G.
Впоследствии, эти черты характера постепенно усугублялись. От ранних работ – Девочка с персиками (1887), Девушка, освещенная. солнцем (1888), будто бы сотканных из солнца и воздуха, – Серов перешел к психологичным, выразительным портретам К. А. В 1931 году окончил Всероссийскую Академию художеств (мастерская В. Е. Савинского). По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»7 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). Пусть земля ему будет пухом.
Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». м. Китай-город (выход к ул. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится.
Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911, ГТГ), который, по свидетельству дочери Серова, все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана. В 1931 году окончил Всероссийскую Академию художеств (мастерская В. Е. Савинского). Родился в семье композитора и музыкального критика А. Н. Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. музей Революции СССР), острые политические карикатуры, которые разоблачали Николая II как палача революции: 1905 год: После усмирения, 1905 год.
В Великую Отечественную войну и блокаду оставался в осаждённом Ленинграде. Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов.
Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке. В феврале родилась дочь Ольга. Лесков (1894, ГТГ). В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. уч-ще живописи, ваяния и зодчества. В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки. Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино15. На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене.
за этюд с натуры». В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. Серова.
Крылова и др. Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»13. «Мучительный для многих выбор профессии был определён мною очень рано, – вспоминал Серов, – и иной мечты, кроме мечты стать художником, у меня не было». В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи.
Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой8, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения9. 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы.
1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г. Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903, ГРМ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году, а затем в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ). Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора».
К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». Во время Великой Отечественной войны Владимир Серов возглавил Ленинградский Союз художников (1941 – 1948) и направил всю его работу на военно-политическую агитацию против фашистских захватчиков. После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника. Я только высмотрел, подметил. В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства.
Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». С. А. Герасимова приглашают на персональную выставку работ Заслуженного художника РФ, члена Союза художников России, члена Московского Союза художников (Ассоциации художников театра, кино и телевидения), почетного члена Творческого союза профессиональных художников, почетного члена графиков японской живописи «Фуме-э» Тихонова Игоря Всеволодовича, которая будет проходить в выставочном зале Московского Союза художников на Кузнецком Мосту, 20 с 10 по 17 февраля 2018 года. В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. 4/6). 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова. Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых.
1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики. 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. Московский Союз художников и Всероссийский Государственный Университет Кинематографии им. Петр на журавлиных ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру.
Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». Витте (1904), Ф. И. Родился 8 (21) июля 1910 года в селе Эммаус (ныне Тверской области). 1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи.
В свое время многие полотна остались непонятыми и не принятыми широкой публикой. Домотканово, 1888, ГТГ). Коровина (1894), Николая II (1900), К. П. Победоносцева (1902), С. Ю. К концу лета наконец-то был окончен портрет отца, а также выполнено несколько заказов, в том числе для реформатской церкви на Большой Морской улице в Петербурге был написан портрет пастора Дальтона, а затем в Домотканово был завершён портрет хозяйки имения Н. Я. Дервиз.
На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). Серов стал широко известен как художник, рисовальщик иллюстратор, театральный художник. Серов Валентин Александрович (1865, Петербург – 1911, Москва) – художник. Над образом Александра III Серов работал пофотографии. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова11.
Уже 26 июня 1941 года на улицах Ленинграда был расклеен плакат художника «Били, бьем и будем бить. ». Через 6 лет после рождения сына, прожив 51 год, умирает отец. Репина в Париже и в Москве. На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». Шаляпина (1905) и др. историческим композициям Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту (1900), Петр 1 (1907) и др. иллюстрациям к басням И. А.