6, 36). Отец Зинон – замечательный иконописец иеродиакон Димитрий теперь архиепископ, ныне покойный Геннадий Снегирев – один из лучших детских писателей. К сожалению, я не помню всех рассказов об отце Серафиме. Вспоминает протоиерей Анатолий Литвинко, клирик Самарской епархии. Ещё при жизни почитался как старец. Оно делает мудрыми. В другом храме, захваченном «живоцерковниками», которые подчинили себе местного священника, отец Димитрий выступил с проповедью в защиту Православной Церкви и Патриарха Тихона.
Отец Серафим постоянно молился, даже когда был болен и лежал в забытье. Тот приехал с инспекцией и с амвона обратился к народу: «Что вы сюда ездите. Вежливые, внимательные.
Геннадий, мы не просто братья. Каждое утро я встречаюсь с ним взглядом, здороваюсь и прошу благословить на день грядущий. Прожила староста после этого недолго. Большая толпа стояла во дворе. Мне рассказали о том, как во время переклички перед уроком основ православной культуры на вопрос учителя «кого нет. » один ученик – из главных заводил в классе – ответил: «Бога». Дедушка обнял мою голову, начал успокаивать. Святыни есть повсюду».
Много современных зданий приличной архитектуры. Я видел этого молодого человека через полгода в храме. Приезжают на форум студенты Белгородских ВУЗов.
А соль сохраняет от тления, придает вкус. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества. 5, 3–5). Навсегда он запомнил имя того священника – протоиерей Митрофан.
В страданиях она еще более просветлела, уподобилась Христу. Идей на этих чтениях было высказано немало. В разоренном храме зазвучала молитва батюшки, начались ежедневные службы.
Вместе с отцом Димитрием в ссылку поехали некоторые его духовные чада. Это явный перебор. Чтобы не упасть, отец Димитрий лег на дно брички.
Меня поразило общение со студентами. Первое время на литургии не было ни одного человека. Одно такое свидетельство приведено ниже, второе я прикрепляю к этому посту. Далеко не во всяком городе у молодежи есть такие возможности для досуга и занятий спортом.
До конца своей жизни он служил настоятелем в этом храме. Господь послал им шестерых детей – трех сыновей и трех дочерей. Все на приходе было разрушено: и храм и души. В те дни у «людей в штатском» был серьезный повод для беспокойства: когда пришла весть о кончине старца, архимандрита Серафима (Тяпочкина), провожать его, несмотря на все чинимые препятствия, собрались сотни людей.
После службы кушать было нечего, спать не на чем. Он сказал, что в основе народных традиций лежат традиции духовные, церковные. Поначалу боялись, что у него не хватит сил восстановить церковь. его не выследили, предъявив на следствии весь его «послужной список» начиная с 30-х годов. Врачи ничем помочь не могли. Традиции – это образ мысли и жизни.
Сейчас не на кого опереться для проведения добрых дел. Как он при жизни был дорог людям, так остался дорог и по своем успении. Об этом рассказал односельчанам случайно забредший в храм человек.
На увещевания подруги не делать этого она дерзко ответила: «Если Бог есть, пусть Он меня накажет. » С этими словами она пошла по кругу. Особенно интересно в весях, где все знают друг друга. Они все называют виновным в этих смертях Порошенко. Дождь между тем усилился.
Это схиигумен Кукша (Величко), в 1994 году причисленный к лику святых в чине преподобных Украинской Православной Церковью Московского Патриархата (а в феврале прошлого года его имя было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания). Но вдруг застыла, словно обратившись в статую. Она оставалась помощницей отца Серафима до самой его кончины. «Неусыпаемый ты мой», – называл его ласково отец Серафим. Я проснулся рано и вышел из дома.
Вокруг выли волки, двигаться не было сил. А ведь поводов озлобиться было много. Все равно было очень холодно. Я тезисно записал основную часть его доклада. 20, 6). Трудно не знать.
Прихожане и паломники первым делом прикладываются к нему, а потом уже идут в храм. «Сам ритм его жизни – это молитвенное стояние», – пишет другой пастырь, который служит в Крыму. Что касается детей, то их в семье настоятеля семеро. Миновали Ростов.
И по его молчанию я понял – он». Часто, особенно накануне двунадесятых праздников, он пребывал в молитве всю ночь. Господь ему открывал, какой подход более всего приемлем в том или ином случае. Например, у молодого человека, что спросил старца с тенью вызова, почему теперь никто не идет в священники (это было приблизительно в 1975 году). Вскоре владыка перевел о. Серафима на новый приход — Свято-Никольский в селе Ракитное Белгородской области. Нет, не для того. Их привел к власти Майдан, а Донбасс посмел им воспротивиться.
Деваться было решительно некуда. Об этом рассказал односельчанам случайно забредший в храм человек. Архимандрит Серафим (Тяпочкин) родился 1/14 августа 1894 года в городе Новый Двор Варшавской губернии в благочестивой дворянской семье.
Нужно понимать, что среди ополченцев есть свои подонки. Тогда мы решили поехать к отцу Серафиму. Потери о. Серафима коснулись и его родных (сан он принимал как белый священник) и семьи духовной. Кругом тайга, места незнакомые, все разошлись. А тут священник. Россия не будет богатой, но все же сможет сама кормить себя и заставит считаться с собой.
Как водится, появились и недоброжелатели. – А почему у тебя в два раза больше. Вот что пишет об этом иеросхимонах Сампсон (Сивере): «Монахи, которые совершают литургию, ночью не ложатся спать, они молятся, они вопят, они готовятся причащаться. Свет исходил от отца Серафима Белгородского, когда он вышел на проповедь после Чаши (он причащал, потом говорил о великомученике Георгии Победоносце), он буквально омывался слезами. Через некоторое время к могилке подошли трое молодых людей.
Он был немногословен, не требовал к себе внимания, не любил быть на виду. Эта книга рассказывает ожизненном пути белгородского старца— архимандрита Серафима (Тяпочкина).
Дальше все произошло само собой, как бы без моего участия. Гости были смущены, сначала отвечали кто робко, кто холодно, но потом оттаяли. Они были почти ровесники. Мы ведь читаем в Новом Завете: «Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве и не избегнут.
Обычные в таких случаях угрозы не достигали цели, он лишь тихо прояснял суть позиции: «Это мне не страшно, – не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь более Того, кто может и душу и тело погубить в геенне». Дедушка обнял мою голову, начал успокаивать. Он стоял на коленях, мы читали кто как, запинаясь, с ошибками. Архимандритство, митра и прочие награды меня мало интересуют. И никогда никого не осуждал. В грехах погибаем.
Но на то была воля Божия. Архимандрит Серафим (в миру Дмитрий Александрович Тяпочкин) – родился 1 (14) августа 1894 года в городе Новый Двор Варшавской губернии в дворянской семье, умер 19 апреля 1982 в пос. «У меня появилось огромное желание, – вспоминает Мария, – поехать. » – и это несмотря на предупреждение, что попасть к нему будет очень трудно. По словам настоятеля, в строгом смысле это не иконы, а живопись.
Говорят, что первый раз батюшка умирал в 1933-м, в день похорон жены. Молодые люди чуть отошли в сторонку. Слова эти подтверждены были делом: после беспорядков в Синьцзян-Уйгурском автономном районе тысячи жителей Инина были согнаны на городской стадион, после чего состоялся расстрел «зачинщиков» на виду у остальных – для острастки, чтобы другим было неповадно. У могилки на коленях стояла молодая девушка. Целью же тех, кто послал за отцом Димитрием, было расправиться с ним по дороге.
– Беда только в том, что практика большевизма для миллионов людей, таких как он, определяла положение человека «вне закона». С благословения Белгородского владыки Иоанна они проводятся ежегодно. Вскоре появились другие люди: и пожилые и молодые. Многим верующим хорошо известен созданный при нем Духовно-Просветительский центр имени архимандрита Серафима (Тяпочкина). А Николай.
И когда во время трапезы Митрофан Гребенкин хотел сказать о том, что возмущен речью архиерея, отец Серафим опередил его: «Какой у нас хороший архиерей». Тут же оделся и мы пошли в храм.
И действительно. «Ты сухого привезла, шкелета. », – высказали свое возмущение члены церковного совета той, которая усердно хлопотала в епархии о новом священнике для их прихода. И невольно вспоминаются слова преподобного Серафима Саровского: «. Серафим Саровский, которого он почитал еще в детские годы. Типичным для него разрешением тех ситуаций, когда исповедующиеся буквально места себе не находили и готовились к тому, что последует епитимия, было тихо сказанное слово: «Ничего-ничего, как-нибудь».
Но зато в следующий раз общение с ним было настоящим праздником. Но поразительное батюшкино смирение, его кротость и глубокая нелицемерная любовь к людям сделали вскоре Ракитное известным на всю страну духовным оазисом. Храм был в страшном состоянии, но батюшка сразу же приступил к службе. Духовные чада не сразу поверили в его смерть. Он сказал: «А почему вы не приехали раньше, на первой седмице Великого поста. Умудрился подготовить хор из заключённых, которые его чрезвычайно полюбили.
Я хотел подойти к могилке отца Серафима, но остался на крыльце. Я благодарен Богу за встречу с этим великим старцем. Безбожное прошлое дает о себе знать. Они будут в упоении, читая о себе в парижских и в лондонских газетах телеграммы извещающие весь мир, что после долгой парламентской бури пало наконец министерство в (страну по вкусу) и составилось новое из либерального большинства и что какой-нибудь ихний (фамилию по вкусу) согласился наконец принять портфель президента совета министров. И добавил: «Слава Богу, что я не благочинный».
Ее верующая мать была против веселья в Рождественский пост, но Зоя не послушалась. Девушка-католичка Мария Цауна приехала в Ракитное из Риги. Я перестал плакать и потерял сознание. Но только я вошёл, владыка встал и говорит: Вы, Ваше преподобие, пока проводите внука, а то он торопится (я действительно торопился), я потом зайду, мы ещё побеседуем. Чудо Зоиного стояния и все случившееся с ней глубоко запечатлелось в моем сознании.
С помощью Божией, усердием своих духовных чад и благотворителей отец Серафим постепенно восстановил Никольский храм. Из бесед старца можно почувствовать, как он переживал сложившуюся ситуацию. Почил от дел своих праведник, умолкли уста, вещавшие слова любви и утешения, закрылись очи, с лаской и прозрением проникавшие в сердца людей, но его пламенный светлый дух дерзновенно молится Богу, как и обещал старец, за всех приходящих к нему. С Вашими же эпитетами категорически не согласен.
Православные люди – это соль земли. Я растерялся и тоже заплакал навзрыд и, помню, страшно испугался, несмотря на то, что я слыл за смелого парня, — редкая драка обходилась без меня. Все стволы деревьев вдоль дороги были побелены.
Лошади, будто им приказал кто, понесли, да так, что ни один из предназначенных ему залпов не оправдал «изобретательности» стрелявших: в тот день батюшку вызвали на соседний приход будто бы для совершения водосвятного молебна в виду «болезни» настоятеля, как оказалось за сутки до того арестованного ГПУ. Он сказал, я буквально помню его ответ: Не внемлите». Думается, что сказанное вряд ли нуждается в комментариях. Судьба тех, кто останется там, будет трагична, но не безнадежна.
А Вера одна поехала к батюшке в Соколовку, хотя до этого она его не знала. Так мы вдвоём и сидели минут двадцать. Выглянув в кухонное окно через четверть часа, я увидел ее в том же положении. Кротость и неиссякаемая любовь, в полной мере воплощенная преподобным Серафимом, определила и главное в духовном облике старца Серафима (Тяпочкина): он миловал без конца, все прощал, все покрывал по заповеди. И то и другое шло очень трудно. Я видел этого молодого человека через полгода в храме.
В Ракитном жизнь, что называется, кипит. Но он служил изо дня в день еще до начала восстановительных работ. Сколько еще тысяч мирных жителей Донбасса вы готовы уничтожить ради этой светлой цели. Я хотел подойти к могилке отца Серафима, но остался на крыльце.
Батюшка, однако, не сдался. Однажды приехала к батюшке в Ракитное из Львовской области молодая женщина. Иными словами, без всякого внешнего величия. С приближением отца Серафима они запанибратски проронили: «Ну что, отец. » Наблюдая за этим, я внутренне сжался, подумал: «Как они себе такое позволяют.
Тут же оделся и мы пошли в храм. Проповеди его были сердечные, проникновенные, трепетные. обрадовался и добродушно обратился к келейнице: «Матушка Иоасафа, какие к нам гости пришли. » Посадил пришедших за стол, напоил чаем, стал расспрашивать о жизни. Намеченная свадьба не состоялась: Димитрий заболел тифом и проболел целый год. Фактов того, что отец Серафим отрекался от Бога, нет, а вот отречение Петра и трусость апостолов засвидетельствованы Евангелием. На поезда Московского направления из Крыма и Кавказа не продавали билетов до Белгорода.
Новые жизненные испытания все более укрепляли мое желание принять иноческий постриг. Сразу же была отслужена краткая лития по новопреставленному. Как с живым, со мной говорите и всегда я для вас жив буду». Ибо все вы – сыны света и сыны дня: мы – не сыны ночи, ни тьмы. – Иногда бывает и больше, – улыбнулся он. К моменту приезда архиерея храм был полон.
Это выдуманная риторика. Открыли крестилку, лег на голый пол. Он раскрылся там с большой силой. Они были почти ровесники. Этим повелением он не мог пренебречь. Келья его была переполнена желающими разделить молитвенное общение со старцем. Протоиерей Николай Германский рассказал, что расписывал церковь иконописец архимандрит Зинон (тогда, он, правда, был Владимиром и учился в Одесском художественном училище).
Многие чудеса, которые Господь совершал по его молитвам, мы, наверное и не узнаем. Небесным покровителем его становится особенно близкий ему святой, преп. И действительно. Я мог напроситься к друзьям, отправлявшимся к батюшке. Одним батюшка предсказывал священство, другие, сами того не ожидая, вдруг обращались к покаянию, третьи во время его проповедей переживали внутренний, духовный переворот, полагая начало исправления Великое множество людей могло бы сказать в ту пору: «Моя жизнь началась здесь».
Батюшка скрывал это по смирению. Рейсовые пассажирские автобусы на Ракитное были отменены, на южные поезда московского направления не продавали билетов до Белгорода. Все, кто видели фотографию, отмечали, что в центре должен быть Христос. Виновные в бытовых инцидентах также понесли дисциплинарные наказания.
А на ней батюшкин лик. Том самом священнике, который в середине 50-х стал участником истории, получившей название «Стояние Зои». Очнулся в объятиях дедушки. За несколько лет до этого на Страстной седмице батюшка уже умирал. Властям очень не нравилось, что в Ракитное съезжается множество людей.
Чтобы не смущать ее, я вернулся в дом. Позже отец Серафим сказал: «По вашим слезам и молитвам Господь оставил меня для вас: на год или на два, не знаю». Повсюду – и в самом Белгороде и в небольших поселках – удивительная чистота. В середине весны 1982 года власти отменили автобусные рейсы в село Ракитное Белгородской области. Мы знаем, что блаженнее давать, нежели брать. Внезапно, г-жа Элпида решила снять один кадр прямо из окна автобуса.
Мне рассказали о том, как во время переклички перед уроком основ православной культуры на вопрос учителя «кого нет. » один ученик – из главных заводил в классе – ответил: «Бога». Часа в четыре-пять – подъем и на общую молитву и мы с ним. Через некоторое время к могилке подошли трое молодых людей. Болящие, страждущие и скорбящие.
Неподдельное чувство скорбящей любви видно было на всех лицах собравшихся вокруг гроба.
Молись. » Медицинское обследование подтвердило, что сердцебиение у девушки не прекратилось, несмотря на окаменелость тканей (не могли даже сделать укол – иглы ломались). – Вслед за мной вошёл архиепископ Соликамский Николай, старый друг дедушки. В храме новый иконостас с иконами, написанными в каноне. Особенно после того, как ему приписали участие в истории в «Зоином стоянии» : будто бы отец Серафим был тем самым священником, которому удалось взять из рук окаменевшей девушки икону Николая Угодника.
Но мне хочется привести пример из того времени, когда батюшка был жив. Батюшке шел 88-й год. И вот однажды на Пасху настоятель позвал его в алтарь. Потом дедушка сказал мне: Ты пока собирайся, а мы с владыкой побеседуем. Приехали к церкви, а она на замке, кругом ни души. С этими словами она пошла по кругу.
Общинные сообщества можно назвать «советами», где главным лозунгом будет «совет да любовь» Христианские принципы могут помочь преодолеть атомизацию общества. Играла музыка, молодежь танцевала, только у Зои не было пары. Такое усердное богослужение, редкостное по тем временам, некоторых раздражало. Никто не уступил мне места, хотя всем было ясно, что перед ними священник. Так, почти до самого конца и оставался он на людях и с людьми.
Ко гробу старца стекалось множество почитателей и духовных чад. Молись. «Кто не против вас, тот за вас» – учил Господь. Но батюшка, выйдя из храма, вдруг посмотрел в её сторону и сказал: «Надежда, не соглашайтесь на операцию». А он, уже на районном уровне, подобрал деятельных умных руководителей.
Иначе мы не сможем выполнить возложенную на нас миссию. Они осуществляют то, о чем мечтали – убивают русских. – Можно не смотреть на указатели, – сказал Виктор. Особенно в молодежной среде.
Это некий генетический код имеющий христианскую основу. Всем им хотелось побывать около честных останков блаженно почившего старца. – Беда только в том, что практика большевизма для миллионов людей, таких как он, определяла положение человека «вне закона».
Не отчаивайся, я помогу тебе». Кто бы ни приходил ко мне, все сразу же обращали внимание на фотографию отца Серафима и спрашивали: «Кто этот человек. » Один мой знакомый шутник очень серьезно сказал: «Это чемпион мира по человеческому лицу. Духовник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Кирилл (Павлов) в документальном фильме о старце скажет: «Когда я познакомился с отцом Серафимом, я понял, что это человек не от мира сего. Власть на Крымской земле со временем захватят татары, Украина потеряет Крым. Теперь он смотрит на меня не один. Однажды упала лицом в лужу.
Я с радостью согласился. На въезде в поселок стоит огромный ажурный кованый крест.
Празднуют дни любви и верности. Все собрались, а Зоин жених Николай где-то задержался. Когда его изгнали из храма, служил в домах. К нему приезжали и из столицы и с Камчатки, Кавказа и Средней Азии Отца Серафима не раз навещал архимандрит Кирилл (Павлов), многие архиереи. У меня был шанс увидеть его.
Здесь не только дороги. Он и не боялся. Они «надавили» на правящего архиерея. А потом подошел к могиле отца Серафима и очень внимательно слушал отца Николая.
Она с матушкой ушла, а я сел в крытую грузовую машину и поехал. Без христианской любви мы ничто. Но это был не лагерный начальник, а верное духовное чадо. Власти расправились с ним очень жестоко.
Тут же все смущение рассеивалось, обида утихала. Жил с женой и детьми в маленькой хатке с земляными полами. И тут мужчина, как после сна поднялся, ему быстро подали стул. Ведь я «поп-тихоновец», как было написано в моем уголовном деле и это настолько для меня драгоценно, что заменяет все награды». О положении Православной Церкви на Украине старец сказал, что большинство приходов станут униатскими, а фактически – католическими.
Постепенно в храме все изменилось до неузнаваемости. Начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись при заключении мира вмешательством европейского концерта, а не вмешайся Европа, так Россия проглотила бы их тотчас же, «имея в виду расширение границ и основание великой Всеславянской империи на порабощении славян жадному, хитрому и варварскому великорусскому племени». «Он отдыхал, – пишет Димитрий. А вскоре архиерей, узнав батюшку поближе, подружился с ним и часто приезжал к нему. Мы обгоняли колонну комбайнов.
Тогда, улучив момент по дороге из храма в келию, он сказал: «Дедушка, поздравляю вас с новым званием и наградами. » Отец Серафим тихо ответил: «Митенька, Господь давно дал мне священный сан. Потом он не мог говорить о тех своих переживаниях без слез. «Это было одиночество Христа, – вспоминал о нём один из монахов, хорошо знакомый с владыкой, – любящего полноценной непритворной любовью и не находящего себе ответной искренней любви среди христиан». Но молва расходилась и пришлось скрываться, пока в 1941г.
Головные боли не давали ей покоя, врачи были бессильны помочь. – То самое, – кивнула Зоя. Лошади, будто им приказал кто, понесли, да так, что ни один из предназначенных ему залпов не оправдал «изобретательности» стрелявших: в тот день батюшку вызвали на соседний приход будто бы для совершения водосвятного молебна в виду «болезни» настоятеля, как оказалось за сутки до того арестованного ГПУ. А традиции нужны еще и потому, что без них мы не сможем наследовать жизнь вечную. В толпе у билетной кассы кто-то объяснял причину переполоха: «Говорят, в Белгороде умер какой-то святой».
«Будучи в ссылке, отец Серафим усердно молился Богу, причем, как он вспоминал, память его полностью воспроизводила дневной круг богослужения. Как когда-то Дима Тяпочкин увидел икону батюшки Серафима Саровского и почувствовал, будто отец Серафим заглянул ему в душу и навсегда в ней остался, так и будущий протоиерей Николай Германский, услышав про архимандрита Серафима (Тяпочкина) от одной из духовных дочерей старца, сразу же и безоглядно полюбил, как напишет он в предисловии к вышеназванной книге, «живого носителя той пламенной веры, которой горели святые Апостолы, мученики, преподобные». Какие только названия городов и сел, откуда приезжают люди, не слышал. Для нас смерть – это ужас перед неизведанным. Медь звенящая.
К сожалению, в тот приезд мы не застали настоятеля храма отца Николая. Наступило молчание. Оказалось, что впереди священника ждала засада. В Губкинской епархии Белгородской митрополии тему «1917 – 2017: уроки столетия» попытались осмыслить священнослужители, ученые, преподаватели, представители государственных и общественных организаций. Воплощенной любовью, — вот кем он был для всех, кто имел счастье знать его при жизни Один из тысяч русских священников, попавших под «Молох» неслыханных гонений и один из немногих, кому довелось все вынести с упованием на Господа, кого так и не удалось ни убить, ни сломать. «Лишь вера в Бога, письма детей и любовь этих двух старушек поддерживали отца Димитрия», – написано в кратком жизнеописании архимандрита Серафима (Тяпочкина).
Хватит уже эмоций. Для ссыльного священника это, конечно, было настоящим чудом. Но, во-первых, другой бы и не сдюжил. А соль сохраняет от тления, придает вкус.
В Ракитном я убедился в верности первых впечатлений. Отец Валерий Бояринцев вспоминает: «В то время Днепропетровский собор оказался без настоятеля и вот епископ Иоасаф (будущий Киевский и Галицкий) перевел отца из села Михайловки настоятелем в кафедральный собор. Потом, когда они жили в Ракитном, она абсолютно забыла, что болела. Дело было в Самаре.
Это территория Великого Московского княжества XVI века с выходами к Черному, Балтийскому и Северным морям. Все, что ни есть у вас на душе, все, о чем ни скорбите, что ни случилось бы с вами, все придите да мне на гробик, припав к земле, как живому и расскажите. Голословные утверждения, не имеющие под собой доказательной базы, будут удаляться. 3. Материалы для издания собраны отцом Софронием, который девять лет был духовным сыном отца Серафима. Но все вышло наоборот. Подруга отговаривала её, но она отвечала: Если Бог есть, пусть Он меня накажет.
И все же слишком точно выполняется то, о чем пророчествовал старец. Священник, лишившийся регистрации, попадал в «чёрный список», устроиться никуда не мог. На новое место служения в Никольском храме в с. Ракитном он заступил смиренно. Документальных подтверждений этому – море. В 1955 г. он вернулся из заключения. Певчими были сами заключенные.
Вот как это случилось. Надеюсь, что больше он так шутить не будет. Серафимовские чтения устроил отец Николай. Он готовился к нему часа за два, настраивался, сосредоточивался. Все были в томительной скорби и старались ничем не нарушать покоя больного.
Дежурившие на Зоином посту по ночам слышали, как Зоя кричала: Мама. Я представлял себе Ракитное абсолютно иначе. Однажды люди, подосланные чекистами, попросили его совершить в их селе водоосвящение.
Иначе мы не сможем выполнить возложенную на нас миссию. Но главное все же – его раскаяние. Больной лежал неподвижно.
Духовные чада были очень огорчены. Те просили священнослужителей быть аккуратнее, не собирать нарочито вокруг себя народ. Однако ничто из того, что он пережил, не изменило его устроения. Никольский храм, в котором служил с 1961 по 1982 год отец Серафим, отреставрирован. Протоиерей Леонид Константинов, настоятель Николо-Иоасафовского собора в Белгороде, сообщив, что батюшка вытащил из секты баптистов одну супружескую пару, жившую в Белгороде, продолжает: у той пары была восьмилетняя дочь, страдавшая от тяжкого недуга, – у нее постоянно дергалась щека (следствие шока, перенесенного в детстве). Началось возрождение храма и душ человеческих.
Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Благо дело, есть и дело и делатели. В области проводится множество фестивалей. Епископ Леонид был одним из самых замечательных русских архипастырей в ХХ веке.
В 1922 году на Крещение Господне после литургии отца Димитрия попросили совершить освящение воды в соседнем храме, сказав, что настоятель этого храма заболел. Староста Екатерина рассказывала, как в один из дней в храм нагрянули местные власти, чтобы поставить на место «обнаглевшего попа». Есть у всей хозяйственной жизни голова, а она разумно взаимодействует со всеми членами. Прихожане и паломники первым делом прикладываются к нему, а потом уже идут в храм.
Староста храма пошла ещё дальше избила Екатерину прямо в храме. Но тело отца Серафима намного превосходило те размеры, которые мы брали за основу. После Сочи, объявленного южной столицей, где чуть ли не под каждой пальмой набросаны горы мусора, меня особенно потрясли дорожные знаки: «До ближайшей помойки 200 метров». Горе и лишения, которые происходят с нами, надо принимать как милость от Бога». Я подождал за дверью минут десять, но, не слыша никакого разговора, снова вошёл. Вдруг его слова дошли до моего сознания.
Почему я вспомнила именно об иконе. Благодаря этому, целое поколение было введено в заблуждение надеждой, что можно избежать удара, удалившись от центра политических событий, «став незаметными», принося пользу на своем месте. Его не устраивают «протоколы о намерениях».
Один студент сказал мне, что у них не найти лозунга «Бери от жизни все. ». Стали спорить. Батюшка примерил, поблагодарил со слезами и. всё раздал нуждающимся.
Ошеломленные, притихшие, вмиг протрезвевшие строители тут же взялись за дело». Есть у всей хозяйственной жизни голова, а она разумно взаимодействует со всеми членами. А на ней батюшкин лик. В 1965 году он, владыка Леонид, присоединился к семи епископам во главе с архиепископом Ермогеном (Голубевым), которые восстали против насилий власти над Церковью. Кому-то очень выгодно, прикрываясь этой риторикой, творить свои черные дела.
Лошади, будто им приказал кто, понесли, да так, что ни один из предназначенных ему залпов не оправдал «изобретательности» стрелявших: в тот день батюшку вызвали на соседний приход будто бы для совершения водосвятного молебна в виду «болезни» настоятеля, как оказалось за сутки до того арестованного ГПУ. Такой настоятель мало кому был нужен.
На вопрос: «А что будет с Украиной и Белоруссией. » старец ответил, что все в руках Божиих. Но, как и прежде, он старался сам служить Божественную литургию. У них получается вот такая литургия. К кресту подходили группами и поодиночке. Приезжали сюда, люди готовы были ночевать в церковном подвале, строить себе для ночлега шалаши из бревен (благо, поленницы для печного отопления стояли в церковном дворе).
Да, на запад смотрели с излишней симпатией. Дороги плохие, меня бросает из стороны в сторону. Расслабленный вышел из храма на своих ногах, родственники его только поддерживали. Однажды молодому человеку, кандидату физико-математических наук, спросившего старца: почему теперь никто не идет в священники (приблизительно в 1975 году), батюшка с улыбкой ответил: «Вот Вы и идите». Батюшкина могилка – рядом с алтарной апсидой – вся в цветах. Не отчаивайся, я помогу тебе».
Много современных зданий приличной архитектуры. Целый месяц батюшка, ожидая у Патриарха, ночевал на вокзале. Этих-то двух пунктов и было достаточно для того, чтобы его жизнь сделалась неугодной.
Батюшкина могилка – рядом с алтарной апсидой – вся в цветах. Земляки решили посмотреть на чудака-священника. Он всем своим существом призывал тебя жить, быть живым и давал искру этой жизни. Самарскому батюшке в нём были посвящены восторженные слова, однако не сказано, кто он, куда пропал после удивительного события. Как-то, когда в храме начался ремонт, подвыпившие работники обратились к нему довольно небрежно и невольные свидетели этого эпизода ожидали уже строгого увещания, а батюшка, вместо этого, подошел к каждому из своих «помощников» и, обхватив ладонями головы, поцеловал их в щеки. От него исходило сияние, но каждое слово было отчетливо, ясно».
Вот оно, объяснение сути чудес. Он, не раздумывая, ответил: «Служить Богу». Очнулся в объятиях дедушки. Это епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин (Лихоманов), священноархимандрит Успенского Адрианова мужского монастыря с. Адрианова слобода Ярославской области. Перед воскресным богослужением, наверное, это длилось всю ночь. Батюшка скрывал это по смирению.
За мной остается духовное руководство лишь в храме, состоящее в молитвах. Но, тем не менее, впечатление от росписей храма и его внутреннего убранства сильное. Андрея Рублева. К сожалению, в тот приезд мы не застали настоятеля храма отца Николая. Целый месяц ждал приёма у Патриарха, ночуя на вокзале.
За сорок минут до кончины духовных чад пригласили в келию. Недалеко от того места, где он работал (по немощи ему приходилось трудиться огородником, а в дальнейшем – сторожем), находился храм. И что плохого сделали вам эти люди. Все сидят, я один стою, упираясь головой в потолок. В храме новый иконостас с иконами, написанными в каноне.
Затем возле больного сотворил молитву, помазал его елеем и осенил крестом. Лицо его становилось светлым и благодатным. Оно есть признак Божества. С тех пор душой мы вместе, надеюсь, навсегда».
На могиле крест с домовиной. Комбайны американские. Мои родственники, будучи очевидцами происходящего, стали верующими и начали посещать храм. Крики Зои приводили всех в ужас. За тридцать минут они не сказали друг другу пяти слов». Дежурившие на Зоином посту по ночам слышали, как Зоя кричала: «Мама.
Хотел уйти следом, но вернулся, чтобы позаботиться о трёх своих дочерях. Я рассказала ему о своих затруднениях и просила его святых молитв. Часть выступления пастыря была посвящена светлому образу архимандрита Серафима (Тяпочкина), служившего последние 20 с лишним лет своей жизни в Свято-Никольском храме в поселке Ракитное. В домике, где поселили батюшку, было холодно, нетоплено. Вы строите справедливое общество, открытое для Европейского благополучия.
Когда её подняли, уже не дышала. Через два часа тряски по колдобинам мы покатили по ровному асфальту. – Можно не смотреть на указатели, – сказал Виктор. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия. Этих-то двух пунктов и было достаточно для того, чтобы его жизнь сделалась неугодной.
Все собрались, а Зоин жених Николай где-то задержался. Недопустимым, например, здесь было служение утрени вечером. В третий раз я приехал в Ракитное 18 сентября этого года. Он сказал, что в основе народных традиций лежат традиции духовные, церковные.
Увидев скачущих во весь опор коней, безбожники заорали: «Стой. » – и начали стрелять, но впустую. Со временем власти потребовали убрать икону, скрыть от народа и она была перенесена в алтарь. В Ракитном жизнь, что называется, кипит. И главное – они все были жизненными и вполне осуществимыми. Они помогают людям устоять от соблазнов избавиться от скверны.
Начались танцы, а Зоя, не имея пары, взяла образ Св. Среди авторов альманаха (вышел пока его первый номер) – имена ученых, богословов известные верующим людям, стремящимся жить не теплохладно: Василий Ирзабеков (статья «Русский язык как Евангелие»), Владимир Аннушкин («Служение Слову и русскому языку в жизни церкви и общества»), Виктор Тростников («Просветить – значит вооружить») и другие. Медь звенящая.
Сразу понятно, что мы в Белгородской области. Он решил перебраться сюда. Димитрий Тяпочкин вернулся в Екатеринослав. А он, уже на районном уровне, подобрал деятельных умных руководителей.
Здесь все устроено по-хозяйски. Храм был в страшном состоянии, но батюшка сразу же приступил к службе. Первым выступил владыка Иоанн. Мы один народ. Белгородской губернии повезло с губернатором. К кресту подходили группами и поодиночке. Но в Ракитном я видел, что за словом последует дело.
Например, дар прозорливости помогал справиться с потоком паломников. 9, 22), которые услышат голос Церкви и покаются в своих грехах. Особенно выделяются дворец молодежи и спортивный комплекс с бассейном. Из церкви он уходил своими ногами, а родные ему лишь немного помогали. – «Да, да, мне говорили об этом. » Она стала часто бывать у отца Серафима исцелилась и уже не удивлялась, почему она и все слушающие проповеди отца Серафима плачут.
Узнав, что там есть служащий священник, он сказал, что не сможет принять приход, «на живое место» не пойдет. «Контроль был сильный со стороны властей, – вспоминает внук батюшки Димитрий. А через несколько лет весь русский православный мир знал об этом благодатном старце. И другим не позволял.
Я перестал плакать и потерял сознание. Мусорные баки там не только стоят у дороги, но из них еще и регулярно изымают содержимое. Даже лучшие каменеют, самое большее, на что их хватает, – не совершать больших подлостей. Очевидцем этого случая был священник Николай Хохлов.
И все же меня почему-то не покидает чувство, что я видел его и говорил с ним. Здесь все устроено по-хозяйски. Друг мой стал решительно возражать: крюк был немалый – верст 300–400. Причину случившегося утаить не удалось. Говорили, что глубокие морщины на его лице – это русла слезных рек, пролитых им за болящих и грешников.
Так она стала келейницей отца Серафима, его постоянной спутницей. В грехах погибаем. Он сразу же «подписывает договоры» и приступает к делу. 5, 9). Но она катила так быстро, что бандиты не смогли попасть в цель.
Я подождал за дверью минут десять, но, не слыша никакого разговора, снова вошёл. «Подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской как ответ Святой Руси на революционный переворот» – так звучала тема доклада председателя епархиальной комиссии по канонизации святых, благочинного Ракитянского округа протоиерея Николая Германского. И главное – они все были жизненными и вполне осуществимыми. Это некий генетический код имеющий христианскую основу.
В Белгородской области и школьники вежливы. Да и «шкелета» народ довольно быстро полюбил. Своей молитвой батюшка возвращал приходивших к нему из самых плохих душевных состояний. Этих-то двух пунктов и было достаточно для того, чтобы его жизнь сделалась неугодной. Без этой основы легко сбиться на кликушество, политиканство и большевизм. Они венчались только в 1920 году.
Запомнил лишь некоторые. Вот таким образом общественная жизнь должна организовываться вокруг Церкви. – Все встречи, беседы проводились по дороге в храм, на исповеди и по дороге из храма. Моросил мелкий дождь.
– Беда только в том, что практика большевизма для миллионов людей, таких как он, определяла положение человека «вне закона». на Пасху)». Всенародное почитание белгородского подвижника благочестия поистине велико. Но совершилось то, о чем я горячо и усердно молил Господа, да мимо идет от меня чаша сия».
После Сочи, объявленного южной столицей, где чуть ли не под каждой пальмой набросаны горы мусора, меня особенно потрясли дорожные знаки: «До ближайшей помойки 200 метров». Когда все это произошло, мне было четырнадцать лет. Многие русские, живущие за границей, станут помогать восстановлению жизни в России. Всем отвечали: «Мест нет».
Ленинская теория провозглашала необходимость «обращения на службу молодому советскому государству достижений культуры прежнего времени». Но в Ракитном я видел, что за словом последует дело. Неожиданно раздались крики: «Стой. Это было просто невероятно. Спешить было некуда и мы отправились по намеченному маршруту на его новом джипе.
У этих свидетелей нет никаких сомнений, что смерть мирных людей – это результат обстрелов Украинской армии. Их будет это чрезвычайно утешать и восхищать. Без этой основы легко сбиться на кликушество, политиканство и большевизм. Это в одном народе диавол посеял семена раздора. С тем же постоянством относился он и к «Живой Церкви», так, что и годы спустя, заполняя анкеты, на вопрос: «Состоял ли в обновленческом расколе. », – отвечал: «Никогда». Но личность остальных трёх для всех оставалось загадкой. Но девушка мечтала хотя бы посмотреть на человека исполненного апостольского духа.
По причащении Святых Тайн он оживал. В ремонте храма принимали участие студенты Московской духовной академии, семинаристы – духовные чада батюшки. Часто и ночью он молился до утра. За такое запросто лишали регистрации. И третий светильник – архимандрит Серафим (Тяпочкин). Это и есть та высшая награда, которой я удостоился до конца своей жизни у Господа.
Выждав некоторое время Митрофан Дмитриевич снова хотел сказать об этом, но и на этот раз отец Серафим прервал его той же фразой. Люди, знавшие отца Серафима, говорят, что у него получилось. Митрополит Никодим (Руснак) не раз бывал у батюшки исповедовался у него, беседовал с ним. Такова цель и духовно-просветительского альманаха «Возвращение», детища отца Николая.
В 1922-м от расправы, даже не обставленной как суд в виду отсутствия формальных поводов для ареста, – а просто бандитской, разбойной, – его уберег «случай». О. Серафим начал восстановление прихода не со сбора средств, а с молитвы. Там владыка Стефан, который любил батюшку и очень сердечно к нему относился, по своим московским каналам выяснил, что можно восстановить регистрацию. Но он не только не сокращал службы, но еще и проповеди говорил после литургии. В тяжкие минуты батюшка писал близким из ссылки: «Душа моя скорбит смертельно. На могиле крест с домовиной.
Можно было бы этот вопрос решить Ну, хорошо, будем молиться». Посмотрев в глаза отца Серафима, понимаешь, что он знает, что происходит в твоей душе. Но рассказывал Шаламов всё больше о тех, кто, подобно ему, потерял веру. Все продолжалось до часа ночи. Это удивительный взгляд. Стемнело.
Поля в округе засеяны, построены перерабатывающие комплексы, работает завод, планируются новые производственные затеи. Над росписью храма трудился иеромонах Зинон, он же написал иконы нижнего ряда иконостаса. Да и губернатор Белгородской области Е. С.
Вернись к ним. Далеко не во всяком городе у молодежи есть такие возможности для досуга и занятий спортом. За тридцать минут они не сказали друг другу пяти слов». Она рассказала о своем понимании традиций. Эта христианская добродетель недобросовестно эксплуатируется.
Уж не о том ли, где служил отец Серафим (Тяпочкин). Я снова оказался в Ракитном благодаря Виктору. Позапрошлым летом я возвращался из Краснодара в Петербург.
Я верю Вашим свидетельствам. Четыре года служил на разных приходах Днепропетровской епархии, пока владыка Леонид (Поляков) не пригласил его служить к себе, в Курско-Белгородскую. Вспоминая Гефсиманский подвиг Христа Спасителя, нахожу утешение и своей скорбящей душе». Дедушка, казалось, спал. Он решил перебраться сюда. Но только я вошёл, владыка встал и говорит: Вы, Ваше преподобие, пока проводите внука, а то он торопится (я действительно торопился), я потом зайду, мы ещё побеседуем.
И так вышло, что многие решили, будто речь шла о другом Серафиме – Тяпочкине. Всю свою долгую жизнь отец Серафим защищал православную веру. Все это заставляло многих плакать. Даже не помню что. Я ей отвечаю: «Посидите на скамеечке, отдохните и почаще приезжайте к батюшке, Господь поможет».
Серафим Саровский, которого он почитал еще в детские годы. Почаще причащайтесь Святых Христовых Даров и Господь облегчит вашу болезнь. На одном из них были немецкие номера. Владыка Никодим, в то время председатель Синодальной комиссии по канонизации УПЦ, в своем письме, датированном 2002 годом, написал о трех неугасимых лампадах советского периода, «которые вопреки безбожническому лукавству ярко горели, светили и зажигали в сердцах людских, соприкасающихся с ними, огонь веры, стойкости и мужества».
Эти чтения были не «мероприятием какого-то отдела с целью отчитаться перед начальством за отчетный период», а реальным духовно-общественным действом. Это шло у отца Серафима не от ума. Да и власти могли вновь начать на него гонения из-за большого притока паломников, желавших приложиться к чудотворной иконе Святителя Николая, которая всегда была в храме, где служил отец Серафим. Но он не только не сокращал службы, но еще и проповеди говорил после литургии. Удивительное качество русской души – терпение. Так чудесным образом Господь сохранил Своего избранника.
Она очень болела, но по молитвам отца Серафима ее туберкулез «затих». Это митрополит Зиновий (Мажуга) – в схиме Серафим (в 2009 году он был канонизирован Священным Синодом Украинской Православной Церкви в лике местночтимых святых). Отчаявшись, эти люди поехали к отцу Серафиму и когда он, уже с трудом передвигавшийся, поддерживаемый под руки духовными чадами, шел в храм на богослужение из толпы народа выскочила девочка со словами: «Исцели меня, отец Серафим. » Батюшка погладил ее по дергающейся щеке и произнес: «Деточка, я не исцеляю, я молюсь».
Благодаря этой книге духовный образ старца раскрыт идля тех, кто небыл лично сним знаком. Но мы продолжаем терпеть. Это еще не значит, что вся Православная Армия Донбасса состоит из подонков. Впоследствии весь свой крестный путь со скорбями и огромными по земным меркам потерями (смерть маленьких сыновей от голода, кончина горячо любимой матушки Антонины от туберкулеза, скитания с тремя дочерьми по чужим углам, многолетняя ссылка) священник Димитрий Тяпочкин пройдет спокойно, без ропота, а его любовь к людям только окрепнет. Тем не менее церковный двор был полон народа. Главное в общественной жизни – побуждение к добрым делам. Была возможность приехать на его похороны.
В нем поразительно сочетаются любовь и строгость. Но для чего мы с вами живем. Стоять в храме тяжело, еще сильнее болит голова». Его не устраивают «протоколы о намерениях». Всю ночь батюшка провел в доме моего отца, перед поездкой в Москву. (Потому и предсказал старец мученическую смерть на стадионе сибирского города православных людей и патриотов Родины).
В раннем детстве мальчик Дима Тяпочкин увидел икону преподобного Серафима в храме и сказал отцу: «Хочу быть таким, как этот батюшка». Так и простояла несколько месяцев, а отец Серафим (Полоз) всё это время о ней заботился, принял образ из её рук, вымолил у Бога прощение для несчастной.
Ленинская теория провозглашала необходимость «обращения на службу молодому советскому государству достижений культуры прежнего времени». Традиции – это образ мысли и жизни. Причем, как наладилась. Он был высокий, примерно метр девяносто.
А потом подошел к могиле отца Серафима и очень внимательно слушал отца Николая. В 1922-м от расправы, даже не обставленной как суд в виду отсутствия формальных поводов для ареста, – а просто бандитской, разбойной, – его уберег «случай». Он словно говорит: «Мне известны все твои грехи и беды. Здесь давно преподаются основы православной культуры и результаты не замедлили проявиться.
Еще раз повторюсь, непорядочные люди есть везде, есть они и среди ополченцев. Отправить отца Димитрия в лагерь было заведомой ошибкой со стороны большевиков. «Пришла к нему со слезами, – рассказывает матушка, – отец Серафим пожалел меня, стало легче, а потом он предложил остаться». Ссорятся самые близкие родственники, самые близкие друзья становятся врагами.
Некоторые положения уже воплощаются в жизнь. Отец Серафим заблудился и не мог отыскать дорогу к лагерю. В 1974 году получил право ношения второго креста с украшениями.
Фактов того, что отец Серафим отрекался от Бога, нет, а вот отречение Петра и трусость апостолов засвидетельствованы Евангелием. Китайское руководство предупредило: никакой пощады не будет тем, кто посягает на целостность страны. Выступая перед ними, я видел, с каким вниманием они слушают беседы на духовные темы. Никольский храм, в котором служил с 1961 по 1982 год отец Серафим, отреставрирован. Это не было пустым слухом. И мы знаем, что «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит».
е. на Пасху). Благодаря этому, целое поколение было введено в заблуждение надеждой, что можно избежать удара, удалившись от центра политических событий, «став незаметными», принося пользу на своем месте. Рукописное сказание о Зое разошлось по стране в тысячах экземпляров. Но главное все же – его раскаяние. Я был в соседних губерниях – Орловской и Курской. Никто никогда не слыхал от него грубого слова, не видел его раздраженным. По статье 54 Украинского Уголовного Кодекса он был осужден на десять лет «без права переписки».
Эту фотографию сняла православная гречанка госпожа Элпида (греч. Казалось, какая может тут быть молитва. На въезде в поселок стоит огромный ажурный кованый крест. Этот слезный дар никогда его не покидал. Стой. » – и послышались выстрелы. Сразу понятно, что мы в Белгородской области. А посмотрев, многие уже не покидали храма и образовали дружный приход.
С этого времени она не могла ни пить, ни есть. Чтобы не выпасть, о. Димитрий лёг на дно повозки и это спасло ему жизнь. После молебна все переместились во дворец молодежи, где и проходили чтения.
Эти советы будут действовать на всех уровнях – и на районном и на областном. С первых лет священнического служения он взял на себя подвиг добровольной бедности. Ты им нужен».
Благодаря этому, целое поколение было введено в заблуждение надеждой, что можно избежать удара, удалившись от центра политических событий, «став незаметными», принося пользу на своем месте. Работница трубного завода, некая Зоя, решила с друзьями встретить Новый год. Начали отсчитывать километры.
Милосердие его ошеломляло и действовало сильнее укоров. Насколько я понял из его доклада, виновные были расстреляны по решению военного трибунала. «Я спросил отца Серафима: «Батюшка, это вы взяли икону из рук Зои. » Он смиренно опустил голову. Все стволы деревьев вдоль дороги были побелены. Оно усиливается еще больше, когда читаешь воспоминания приснопамятного архимандрита Виктора (Мамонтова), как отец Серафим впервые увидел это святое место, где кричали совы, грачи, падали камни, а стены были исписаны мерзкими словами. Отец Серафим никогда никого не осуждал.
Я был очень удивлён этой неземной беседой. Работница трубного завода, некая Зоя, решила с друзьями встретить Новый год. Приглашенные священники после совершения молитв не могли взять икону из ее застывших рук. «Я спросил отца Серафима: «Батюшка, это вы взяли икону из рук Зои. » Он смиренно опустил голову. Знает об этом и школьница Анна Будянская (в этот день были ее именины – память Иоакима и Анны).
Одна духовная дочь старца рассказывает: Я была у батюшки на вечерней молитве в келлии. Вскоре появились другие люди: и пожилые и молодые. В президиуме сидел взволнованный и радостный отец Николай, а над его головой ласково и загадочно смотрел на нас отец Серафим (Тяпочкин). Многим он являлся в видениях и во сне, наставлял и благословлял.
Да, никто не видел следственного дела отца Серафима (Тяпочкина), но тысячи людей видели его слезы. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. Чтобы народ не собирался возле дома, по вечерам отключали освещение. Это удивительный взгляд.
Потом зайдёшь. Вежливые, внимательные. Они же изготовили отцу Димитрию епитрахиль и поручи из полотенец, вышили на них кресты. Батюшка сел в бричку и поехал, но лошади вдруг понесли.
Она о чем-то слезно молила батюшку Серафима, часто крестилась и отбивала земные поклоны. На них приходили две-три старушки. В тот момент я подумала, что если обмена не произойдет, то брошу работу. Вспоминает протоиерей Анатолий Литвинко, клирик Самарской епархии. Встретила нас Екатерина Ивановна Лучина.
Я был в соседних губерниях – Орловской и Курской. Владыка Николай сидел с закрытыми глазами. Первое время на литургии не было ни одного человека. Это результат работы не одной Ноны. Молись. Поживем – увидим.
Я в ответ: «Батюшка, я больна, переутомляюсь, с сердцем бывает плохо, в дороге могу и умереть». Двое из них там и скончались. Его отец, Александр Иванович Тяпочкин (1861 г. рождения), надворный советник, отставной полковник, впоследствии служил начальником почты и телеграфа в городе Екатеринославе. Наступили последние минуты прощания. И так повторилось несколько раз. О лагерной жизни говорил мало, никогда не ругал своих истязателей.
Дедушка, казалось, спал. В нем все было просто и добротно, чистота и какой-то особенный уют. Он молится и объединяет нас. Посмотрев в глаза отца Серафима, понимаешь, что он знает, что происходит в твоей душе.
Двор засажен цветами. Вдруг в комнате началось что-то невообразимое: шум, вихрь, засверкал ослепительный свет. Во второе посещение Ракитного я получил приглашение принять в них участие. Отец Николай подарил изданную им книгу об отце Серафиме (Тяпочкине). Она будто окаменела. Даже провинившихся нерадивых работников он увещевал ровным голосом, без гнева. А он продолжает: «Вы никуда не уйдете, а если суждено вам умереть, то Господь вас помилует за послушание». – «Ну, тогда посиди еще», – сказал начальник и добавил пять лет ссылки. От звания благочинного о. Серафим отказался.
Иного пастыря пробил бы в подобной ситуации холодный пот, другой бросал бы мрачные взгляды, третий стал заискивать, а батюшка. А посмотрев, многие уже не покидали храма и образовали дружный приход. С тех пор душой мы вместе, надеюсь, навсегда». Некоторые подолгу жили здесь иным отец Серафим помогал прямо на глазах.
Никакая грубость, никакое пренебрежение не могли устоять перед батюшкиной любовью. Некоторые положения уже воплощаются в жизнь. И услышу вас и скорбь ваша пройдет. Но я не стал вникать в их суть, поскольку был очевиден принцип.
Мне рассказывали о явных чудесах. Всё совершается по молитве. Вскоре образовался приход, жизнь налаживалась.
НАТО – гарант этого мира. Она собирается нарожать столько детей, сколько Бог даст. Регистрацию восстановили, но без права служить в Днепропетровской епархии. Крепнет, растет и духовная семья Свято-Никольского храма. Все было разрушено: стены покрыты изморосью, сверху падал снежок.
В толпах у билетных касс люди шептались: «Говорят, в Белгороде умер какой-то святой». Достали карту. Можно сказать, что богослужение было для него поистине священнодействием. Иночество стало моей заветной мечтой, как в годы юности – пастырство. Здесь не только дороги.
Приглашенные священники после совершения молитв не могли взять икону из ее застывших рук. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его и это все приложится вам». Невостребованными оказались знания, «не нужным» стало и главное богатство – человеческая жизнь. «Он отдыхал, — пишет Димитрий. Встретившись не так давно с известным теперь всему миру иконописцем Зиноном (Теодором), отец Николай услышал от него, что если бы пришлось реставрировать храм в Ракитном, то иконописец бы все написал по-новому. Человек всего более должен учиться милосердию ибо оно-то и делает его человеком. Благой вестью назвал сообщение о том, что готовятся документы по канонизации архимандрита Серафима (Тяпочкина) один из старейших архиереев Русской Православной Церкви как по возрасту, так и по хиротонии митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим (в 2011 году он отошел ко Господу). Особенно после того, как ему приписали участие в истории в «Зоином стоянии»: будто бы отец Серафим был тем самым священником, которому удалось взять из рук окаменевшей девушки икону Николая Угодника.
По этим письмам, проповедям в храме и отдельным словам к разным лицам, по его молитвенному плачу во время литургии в какой-то мере можно было судить о высоком устроении его души, о его дерзновенной молитве и горячей любви к Богу и ближним. Но я не стал вникать в их суть, поскольку был очевиден принцип. Мягкий, кроткий батюшка, в двух пунктах только он был «неисправим»: на предложения представителей новой власти о закрытии храмов в его благочинии отвечал со свойственной ему невозмутимостью: «Мой долг не закрывать, а открывать храмы». Ему абсолютно чуждо было осуждение. Отец Николай уже во время этих чтений стал договариваться о конкретных делах. Трудно не знать. В последние годы батюшка стал заметно слабеть.
Кто-то ответил: «Говорят, в Белгороде умер какой-то святой». Там я его посетил паломником, прожил недели две-три, близко с ним общаясь. И новый удобный домик пустовал не один год». И мы знаем, что «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит».
Отец Николай уже во время этих чтений стал договариваться о конкретных делах. О. Серафим устроил печки в алтаре и в храме, добыл угля. Самой большой трагедией станет захват Сибири Китаем. Я спросил отца Николая, всегда ли бывает столько паломников. Давайте разберем Ваше свидетельство по пунктам. Он никогда не брал денег за требы.
«Даже из нынешних волков, – писал Григорий Богослов, – многих надо будет мне причислить к овцам, а может быть и к пастырям». Для церкви это были тяжёлые годы. Есть и фестиваль православных молодых семей.
89, 10). Вскоре больной уже сам добирался до храма без посторонней помощи. Они сняли квартиру и ежедневно приходили на богослужение. Я тезисно записал основную часть его доклада. Мы их уже видели, когда ехали в Краснодар.
Он долго заворожено смотрел на лик святого, а потом сказал отцу: «Хочу быть таким». Мне еще хуже стало. В 1922-м от расправы, даже не обставленной как суд в виду отсутствия формальных поводов для ареста, – а просто бандитской, разбойной, – его уберег «случай».
В Куйбышеве жили мои родственники, на той самой улице, что и Зоя. Играла музыка, молодежь танцевала, только у Зои не было пары. А вместе с тем сердце его напитывалось простотой и детской незлобивостью. Моросил мелкий дождь. Она о чем-то слезно молила батюшку Серафима, часто крестилась и отбивала земные поклоны.
Приблизившись к храму, лошади сами замедлили бег и остановились. Батюшка никого не исправлял, тихо так стоял, склонив голову. Без христианской любви мы ничто. Чувствовалось, что с таким страхом и трепетом он готовится к встрече с Самим Господом. Однако церковный совет в Ракитном восторгов владыки и Екатерины не разделил. Старец говорил, что развал России, несмотря на кажущуюся силу и жесткость власти, произойдет очень быстро.
Оказалось, что священник этого храма за сутки до праздника Богоявления был арестован ГПУ. Хиротония была совершена в Тихвинском женском монастыре г. Екатеринослава. На месте упокоения старца затеплилась неугасимая лампада, возжжено множество свечей.
Намерений своих они на Майдане не скрывали. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться» (1 Фес. Зазвучала молитва, начались ежедневные службы. Ключ у старосты, а она живет в соседнем селе, может, приедет к вечерне. Принимал к себе оклеветанных, отверженных священнослужителей, но в то же время нещадно обличал тех, у кого жизнь, что называется, «удалась».
Мать, Элеонора Александровна Тяпочкина (в девичестве Маковская), вела свое происхождение от богатого и знатного рода. Они имеют на это полное право. Благо дело, есть и дело и делатели.
Так мы вдвоём и сидели минут двадцать. Медицинское обследование подтвердило, что сердцебиение у девушки не прекратилось, несмотря на окаменелость тканей (не могли даже сделать укол – иглы ломались). Все терпел: недоброжелательство, косые взгляды, неистовые выходки старосты. А здесь чистота, порядок и повсеместное созидание.
На обращения к нему людей старец часто отвечал: «Помолился». Убирают без потерь. В 1955 г. он вернулся из заключения. И пьяниц нет. Никакой ссоры русских с украинцами нет. Потом зайдёшь.
Я снова оказался в Ракитном благодаря Виктору. Это уже третье издание – исправленное и дополненное. Его силы были на исходе, да и непосильный труд давал о себе знать. Я дерзнула спросить: «Батюшка, а где икона Святителя Николая, которую вы взяли у Зои. » Он строго на меня посмотрел.
Было сыро и холодно. Узников партиями по пятьдесят человек высаживали на берег по пути следования. Батюшка был в тяжелом состоянии.
Никто не мог запретить архимандриту молиться. Крестный путь отца Димитрия начался в одном из казахстанских лагерей. Вы обращаетесь ко мне, прося моих молитв. На стенах большие иконы Богородицы и Николая Угодника хорошего письма. Пол был в таком состоянии, что Екатерина сквозь него провалилась однажды в подвал.
К нему приезжали и из столицы и с Камчатки, Кавказа и Средней Азии Отца Серафима не раз навещал архимандрит Кирилл (Павлов), многие архиереи. Было послано более ста телеграмм с указанием даты погребения усопшего. Чтобы не смущать ее, я вернулся в дом.
Майданная власть ответила на сопротивление кровавым террором. В те годы он был одним из немногих, доверившихся словам Христа: «Не бойтесь». Но Господь сохранил Своего верного служителя.
Старец от этой чести открещивался, как мог. После панихиды было непрерывное чтение Евангелия у гроба почившего. Только вот духом и скорбями он возвышался над всеми нами и сегодня мы вряд ли можем постичь ту духовную высоту, на которую вознес его Господь». В нем поразительно сочетаются любовь и строгость.
Они помогают людям устоять от соблазнов избавиться от скверны. Что всем было, то и мне. Молодые люди чуть отошли в сторонку. Однажды прихожане раздобыли кое-что из одежды, принесли. Месхитинец.
– А ты о нем откуда знаешь. Дождь между тем усилился. Священноначалие Русской Православной Церкви высоко оценило пастырские труды отца Серафима. Ну, сейчас он им покажет. » Батюшка остановился, внимательно посмотрел на всех.
Это не два народа столкнулись в своих интересах. Надежда) в 1998 г., которая в месте с группой паломников направлялась к горе Синай. Наконец, получив назначение в Архангельск, в приемной у Патриарха Алексия I он встретился с владыкой Леонидом (Поляковым) и тот пригласил его служить в Курско-Белгородскую епархию. Нужно научиться понимать, что есть воля Божия о человеке, о стране и мире.
Господь пошлет помощь и, несмотря на то, что потеряет страна главные месторождения сырья, найдут на территории России и нефть и газ, без которых невозможно современное хозяйство. «Ты сухого привезла, шкелета», – стали ругаться члены двадцатки. Благодаря одной из таких ошибок я несколько лет назад и услышал о старце впервые. Дорога сразу же дала понять, что расслабляться за рулем не стоит.
Вина лежит на тех, кто их туда послал. Ни одна страсть под впечатлением тяжелых сторон жизни не легла шрамом на его душу. Отец Серафим говорил: «Дети мои духовные. Белгородской губернии повезло с губернатором. И жизнь наладилась. Батюшка, 15 лет отбывавший ссылку в сталинских лагерях, прошедший этот «земной ад», был худенький, бедно одетый, с согбенной спиной. Удивительное качество русской души – терпение.
Облачившись, батюшка сослужил настоятелю на пасхальной заутрене. А через несколько лет весь русский православный мир знал об этом благодатном старце. У него же он и исповедовался. Архимандритство, митра и прочие награды меня мало интересуют.
Пошел спрашивать по дворам, у кого ключ. Когда добралась до места, услышала, что батюшка болен. В ней собраны воспоминания его духовных чад. У жены оказалось 200, у мужа – под 500. Молись.
Сердце работало плохо, пульс прослушивался слабо. Это место стало последним земным пристанищем батюшки. Стреляли в направлении брички. Ему должно быть хорошо в этой кампании. Я замолчал и прильнул к окну. Двор засажен цветами.
«Как-то в храме во время ремонта, – вспоминает иеродиакон Николай (Трубчанинов) с Украины, – работали строители, люди абсолютно далекие от веры. Добропорядочные же граждане не имеют своих объединений. На стенах большие иконы Богородицы и Николая Угодника хорошего письма. Помню эти долгие исповеди до ночи.
Через несколько дней кто-то из прихожан сжалился и принес старую солдатскую кровать. Но в праздник Рождества Христова пришел отец Серафим (тогда еще отец Димитрий), отслужил водосвятный молебен и освятил всю комнату. Разбойники объединены в преступные организации. 25 лет назад – 19 апреля 1982 года, на второй день после Светлого Христова Воскресения – отошёл ко Господу великий молитвенник архимандрит Серафим (Тяпочкин). «Всецелебная моя сила – Христос. » – восклицал в дни своей земной жизни святой великомученик Пантелеймон и я, недостойный, – тоже. Православные люди – это соль земли.
У тех, кто бывал в их доме и рассказывал об отце Серафиме, тоже удивительная судьба. Четыре года служил на разных приходах Днепропетровской епархии, пока владыка Леонид (Поляков) не пригласил его служить к себе, в Курско-Белгородскую. Эти чтения были не «мероприятием какого-то отдела с целью отчитаться перед начальством за отчетный период»», а реальным духовно-общественным действом. Китайцы жестоко расправятся со всякими попытками сопротивления. Тот случай потряс православную Россию, привел в Церковь множество неверующих. Да уж, поистине: волк – гарант безопасности овечьего стада.
Но чиновники всё равно давили на архиереев. Сохранились свидетельства об исцелениях по молитвам батюшки и случаях его прозорливости. Он даже иногда заходил в этот храм, стоял у дверей, остриженный. Молодой милиционер, стоявший на посту, от всего этого поседел. Всё это – наказание Божие за грехи, за то, что русские забыли Бога.
Это и есть та высшая награда, которой я удостоился до конца своей жизни у Господа. Все это происходит на фоне колоссального усиления экономической и военной мощи Китая. В годы, когда была необходимость в старых специалистах, в учреждениях смотрели «сквозь пальцы» на то, что на работу отец Павел ходил, не снимая подрясника.
Но мы продолжаем терпеть. Небесным покровителем его становится особенно близкий ему святой, преп. Он сразу же «подписывает договоры» и приступает к делу. Я сидел в зале, слушал докладчиков и искренно радовался за жителей Ракитного. Я проснулся рано и вышел из дома.
Потом дедушка сказал мне: Ты пока собирайся, а мы с владыкой побеседуем. Не заботьтесь и не говорите: что нам есть или пить или во что одеться. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. Рядом с могилой на стене мемориальная доска в виде широкого креста из черного мрамора. Первым выступил владыка Иоанн. Один Бог ведает, как он мог в преклонных летах нести такой подвиг и когда он отдыхал.
Так она с ним и осталась, помогала петь, читать, пономарить. Перед службой батюшка убирал снег в алтаре. Когда его однажды спросили: «Батюшка, били ли вас в лагере. » – он с кротостью ответил: «Чем я лучше других.
Здесь гораздо лучше, чем в других российских весях, но все же немало и проблем. Выглянув в кухонное окно через четверть часа, я увидел ее в том же положении. За воротами стояло с десяток автомобилей. Кротость и неиссякаемая любовь, в полной мере воплощенная преподобным Серафимом, определила и главное в духовном облике старца Серафима (Тяпочкина): он миловал без конца, все прощал, все покрывал по заповеди. Но я не решился, поскольку не собрался навестить его при жизни. Те, кто помнит Свято-Никольский храм в первые дни служения старца, теперь не узнают его.
Люди тянулись к отцу настоятелю, но не устраивало власти. Обиженная на жениха, она сняла с божницы икону Святителя Николая и сказала: «Если нет моего Николая, потанцую со святым Николой». — Вслед за мной вошёл архиепископ Соликамский Николай, старый друг дедушки. Ракитное при отце Серафиме — было, можно сказать, маленьким монастырем, где службы совершались строго по уставу. Надеюсь, что больше он так шутить не будет. Постепенно раскрывались одно за другим дарования отца Серафима.
Но по слезным молитвам его духовных чад Господь продлил ему жизнь. Да и власти требовали «закончить все побыстрее». Особенно выделяются дворец молодежи и спортивный комплекс с бассейном. В 1970 году он был удостоен сана архимандрита. На следующее утро было назначено открытие «Серафимовских чтений», посвященных проблеме сохранения традиций. Физическое же его состояние было в ту пору таково, что по селу прошел злой шепоток: «шкелета привезли». Владыка Николай сидел с закрытыми глазами.
Но что-то помешало. Он словно говорит: «Мне известны все твои грехи и беды. Меня поразило общение со студентами.
Николая Чудотворца и сказала: Если нет моего Николая, потанцую со святым Николаем. Я был очень удивлён этой неземной беседой. Но зато в следующий раз общение с ним было настоящим праздником.
Я ожидал, что чем дальше мы удалимся от центральной трассы, тем дорога станет хуже. Отец Серафим из опыта знал, что человек без помощи свыше не может принести должного покаяния Богу, вот таким образом сам, часто со слезами, безмолвно умолял Бога о том, чтобы Он послал благодать покаяния согрешившим. ее верующая мать была против веселья в Рождественский пост, но Зоя не послушалась. Когда закончился срок заключения, его спросили, «чем он собирается заниматься на свободе». Димитрий был последним ребенком в большой и дружной семье Тяпочкиных.
Предупреждаю, что видео не для слабонервных. У могилки на коленях стояла молодая девушка. В Чтениях принимают участие известные русские и зарубежные ученые (историки, филологи, политологи), священнослужители, писатели, журналисты. А здесь чистота, порядок и повсеместное созидание.
Теперь эти намерения перешли в действие. В доме Зои (под самый Новый год) собрались гости. Какое-то время отец Димитрий скрывался у прихожан, но его выследили и изгнали из города. Повсюду – и в самом Белгороде и в небольших поселках – удивительная чистота. Что тянуло их сюда. Тогда батюшка, несмотря на свою физическую слабость, поднялся с кровати, подошел, взял мою руку и произнес: «Ни в коем случае не оставляйте работу, вы там нужны, считайте это вам моим благословением».
Он читал по памяти целые главы из Евангелия. Вот что пишет отец Виктор: «Вспоминаю, как в дни будничных служб владыка входил в нижний храм Рижского кафедрального собора в скромном подряснике, вставал вместе с бабушками посреди храма и начинал петь с ними всю Евхаристию иногда сам и свечу выносил. В 1941 году батюшка был арестован и осужден на десять лет. Устраивают различные экологические акции, конкурсы и соревнования. – Едут с юга на север и убирают пшеницу.
От него люди уходили преображенными его миром и любовью. Эти люди не будут грабить, насиловать, колоться наркотиками. Ему было открыто, что это – священник. Служил и говорил проповеди вдохновенно, со слезами на глазах.
Она всегда совершалась в положенное время — утром. Равно как и в войсках ВСУ большинство людей сражаются достойно. Здесь гораздо лучше, чем в других российских весях, но все же немало и проблем. Я слышал аналогичные свидетельства и от других людей. Вот таким образом богослужения совершались в строжайшей тайне от начальства. Рядом с могилой на стене мемориальная доска в виде широкого креста из черного мрамора.
Эта христианская добродетель недобросовестно эксплуатируется. Мне довелось в то время заняться сбором сведений о другом пастыре, подвизавшемся в Коми, архимандрите Серафиме (Полозе). Нужно научиться понимать, что есть воля Божия о человеке, о стране и мире. Не доезжая моста, лошади вдруг понесли со страшной силой их невозможно было остановить.
Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Было сыро и холодно. Пожалуйста, ограничьтесь ссылкой на статью. 2. К написанию этих строк подвигнута появившаяся в «Известиях» заметка о том, как китайские власти расправились с уйгурами (19 июля 2011г. ), возмечтавшими о каком-то послаблении существующего режима или даже о независимости своей земли именуемой ими «Восточный Туркестан». Там он познакомился со своей будущей супругой Антониной, преподавательницей математики.
Безбожное прошлое дает о себе знать. Батюшка с улыбкой ответил кандидату физико-математических наук: «Вот Вы и идите». В основе русской цивилизации лежит Православие. Земляки решили посмотреть на чудака-священника. В области резко сократилось количество преступлений. И по его молчанию я понял – он».
А еще, добавим, посылочки из Днепропетровска. Сказали, что он умирает. Через них можно будет оказывать ту самую крестьянскую «помочь», благодаря которой жила веками русская деревня. Причем, как наладилась. Не заботьтесь об этом.
Хмель, как рукой сняло и притихшие мастера принялись за работу. Голодный, замерзший ждал возле храма старосту. И жизнь наладилась. Спал он тогда совсем немного.
В их семье даже при коммунистах главными праздниками были Пасха, Рождество и Троица. «Ещё в молодые годы, – вспоминает известный иконописец отец Зинон, – когда я ездил из Троице-Сергиевой лавры к о. Серафиму, как-то во время исповеди я спросил у него, он ли брал икону из рук Зои. Для того ли только, чтобы заботиться, что нам есть и что пить, во что одеться. Во святом крещении младенец был наречен Димитрием в честь великомученика Димитрия Солунского. Ленинская теория провозглашала необходимость «обращения на службу молодому советскому государству достижений культуры прежнего времени». Но в праздник Рождества Христова пришел отец Серафим (тогда еще отец Димитрий), отслужил молебен и освятил всю комнату.