«сельский КОНЦЕРТ» – картина венецианского художника Джорджоне да Кастельфранко, признанный шедевр мирового искусства.
Персонажи картины — и старец с астрологической таблицей (астрология тогда отнюдь не считалась лженаукой) и предпочитающий размышление восточный философ и юноша с угломерными инструментами в руках равно представляли величайшую из наук — философию. Все полотно пронизано солнцем и музыкой, особый, поэтический, прекрасный мир. Сжатые губы, блестящие глаза, контраст белого и черного в одежде обостряют характеристику. Это был женский силуэт, который подобен нежной тени. Одетые в изящные костюмы или блещущие прекрасной наготой люди отдыхают в тихом уголке.
Чувственная радость бытия, мечтательная созерцательность. В картине «Сельский концерт» на фоне спокойно торжественного пейзажа два юных музыканта в пышных одеждах и две обнаженные, роскошно красивые женщины, возможно куртизанки на пикнике. Многие сердца покорила «страшная сила» красоты Венеры. «Святая аллегория).
В середине первого десятилетия XVI в. Джорджоне был уже знаменитым мастером. Он углубляет характеристики портретируемых, подмечая своеобразие осанки, движений, мимики, жеста, манеры носить костюм. К периоду творческой зрелости Тициана относится ряд алтарных образов, портретов и мифологических композиций. Это наполняет картину особой лирически проникновенной атмосферой. Тициан. Торжественно-звучны глубокие красные и синие тона.
Среди многих гипотез о содержании картины наиболее убедительной является «музыкальная». В этом пейзаже «дриады, наяды и нимфы одушевляют собой источники, леса, поля и луга. Галерея Академии. Или появляются рыцари, представители минувших времен, не дикие завоеватели, рыскавшие по стране во имя военных приключений, а тихие мечтатели, ясно сознающие, что они – «последние рыцари», юноши с мягкими, женскими формами, юноши, жизнь которых посвящена культу любви и женщин. Как своеобразный документ эпохи воспринимается групповой портрет в рост папы Павла III с племянниками, кардиналами Алессандро и Оттавио Фарнезе (1545—1546, Неаполь, Музей Каподимонте), обнажающий эгоизм и лицемерие, жестокость и алчность, властность и подобострастие, дряхлость и цепкость — все то, что связывает этих людей. 1508—1510, Будапешт, Музей изобразительных искусств).
В сцене «Введения во храм» (1534—1538, Венеция, галерея Академии) изображена маленькая Мария, поднимающаяся по широкой лестнице к первосвященникам. Сведения о Джорджоне очень скудны. Действительно, с именем художника связано много неясного. В его творчестве окончательно выявляется своеобразие реализма венецианской школы живописи. свой «Сельский концерт».
Патетическое начало, присущее этому портрету, характерно и для другой, возможно, портретной работы Джорджоне — Старухи (1506—1508, Венеция, Галерея Академии), происходящей, как и Гроза из собрания Габриэле Вендрамина. Мироощущение художника полнокровно, знание жизни глубоко и многогранно. Тихо журчит струйка воды в фонтанчике, на который облокотилась вторая женщина. Беллини, друга и наставника Тициана, музыканта и поэта.
Столь же гармонично, как и сама богиня, вписывается в облик мирной природы и поселение на вершине холма (возможно, написанное Тицианом). Плавные и чистые линии ее тела похожи на невысокие окрестные холмы. И в других деталях он остался верен установившейся схеме «святой беседы». От всех этих фресок остался один небольшой неясный фрагмент. 82 x 73 см. 1554 г., Мадрид, Прадо).
За ее сомкнутыми веками затаился прекрасный и божественный мир. Современники Джорджоне писали о нем как об одном из величайших итальянских художников. «Гроза» — это, по существу, первый настоящий пейзаж в итальянской живописи, причем Джорджоне впервые в истории европейского искусства пытается передать состояние природы. В связи с этим говорилось даже, что картины Джорджоне — лишь чистые живописные видения без определенного сюжета (и, кстати, в этой свободе фантазии усматривалось некоторыми исследователями величие Джорджоне и даже его близость современным художникам).
По словам биографов тех времён: «За яркую победительную внешность и величие духа именно в столице его прозвали Джорджоне, что означает – большой Джорджо». Рентгенограмма картины «Три философа» показала, что первоначально Джорджоне задумал ее как изображение трех евангельских волхвов, пришедших к младенцу Христу. Мощные удары света заставляют сиять и переливаться краски. «Concerto Campestre») — шедевр мирового искусства, картина венецианского живописца Джорджоне да Кастельфранко (1476 – 1510), ученика Дж. 1570 г., Мюнхен, Пинакотека), «Св.
Сюжет этой аллегории, так же как и ряда картин Джорджоне, не имеет единого толкования. На картине явно представлена античная мифология, но – без указания конкретного сюжета, как бы «в настроении», в обобщённом виде. Черты, свойственные венецианской школе живописи, воплощены в творчестве Джорджоне. Холст. Джорджоне прекрасно пел и играл на лютне, это позволило ему приобщиться к избранному кругу богатых и знатных молодых патрициев, которые мечтали «всю землю превратить в сад веселья».
Джорджоне с помощниками расписывал главный фасад здания, выходящий на Большой канал (фрески Тициана украшали боковой фасад). В этом виден «почерк» Джорджоне (темой его другой прославленной картины «Спящая Венера» также является параллельное существование двух миров: материального и духовного, мысленного). Шедевры итальянской живописи начиная с XIII века.
А спустя три с половиной столетия другой художник использует композицию картины Джорджоне для выражения собственных живописных идей (картина «Завтрак на траве»). В картине «Венера Урбинская» (ок. История создания этого шедевра, фабула или сюжет остаются невыясненными.
«СЕЛЬСКИЙ КОНЦЕРТ» (итал. Вазари туманно упоминает, что он был «самого низкого происхождения». Помещая его среди пейзажа, Джорджоне следовал уже установившемуся обычаю. Прикосновения Джорджоне к самой сущности женственности, сделало «Спящую Венеру» великолепным образом для всех поколений художников.
Венеция. Расположенная в правой части картины фигура пастуха со стадом служит одновременно и намёком на античные пасторали (дары лесным нимфам первыми приносили пастухи) и знаком физического мира. Ярким примером такой нарисованной музыки является последняя дошедшая до нас картина Джорджоне «Сельский концерт».
Как в «Трех философах», так и в другой знаменитой картине — «Гроза» — Джорджоне не обращается ни к церковной легенде, ни к античному мифу — и в этом он пошел дальше самых смелых своих современников. В «Мадонне семьи Пезаро» (1519—1526, Венеция, церковь Санта-Мария деи Фрари), отказавшись от традиционного центрического построения алтарного образа, Тициан дает сдвинутую вправо асимметричную, но уравновешенную композицию, полную яркой жизненности. семейство» (Вашингтон, Национальная галерея), «Паж со шлемом» (Лос-Анджелес, Музей изобразительных искусств), «Мальчик со стрелой» (Вена, Художественно-исторический музей), «Певец» (Рим, галерея Боргезе), «Воин и паж» (Флоренция, Уффици), «Автопортрет в образе Давида» (Брауншвейг, Музей герцога Антона-Ульриха), «Автопортрет в образе Давида» (Будапешт, Музей изобразительного искусства), «Христос, несущий крест» (Венеция, Сан-Рокко), «Мадонна со свв. Образ абсолютной возвышенной красоты и поэтичности получает свое идеальное воплощение в «Спящей Венере» (ок.
И как бы освещены сказочно загадочным светом. Поэтической вершиной искусства Джорджоне стала «Спящая Венера». Музыка же, которая раздаётся на картине отовсюду (музыкален пастух, музыкальны молодые люди на переднем плане одна из нимф играет на флейте, другая издаёт журчащие звуки, выливая воду из кувшина), символизирует мир невидимый идеальный. Оба датируются серединой первого десятилетия XVI в. Один из них, так называемая «Лаура» (Вена, Художественно-исторический музей) имеет на обороте надпись: «1506, 1 июня это было закончено рукой мастера Дзордзо из Кастельфранко, коллеги мастера Винченцо Катены, по заказу мессера Джакомо. » Из нее следует, что по крайней мере в означенный год Джорджоне работал совместно с Катеной, хотя и неясно – в одной ли мастерской или просто над одним заказом.
В настоящее время бесспорными портретами работы Джорджоне считаются только два. Таково «Вознесение Марии» («Ассунта», 1518, Венеция, церковь Санта-Мария деи Фрари), где мощное дыхание жизни ощущается в самой атмосфере, в бегущих облаках, в толпе апостолов, с восхищением и удивлением взирающих на фигуру возносящейся в небо Марии, строго-величавую, патетичную. Известнейшие поэты и романтики Европы, признали Джорджо из Кастельфранко своим предтечей.
Лаврентия» (1550—1555, Венеция, церковь Иезуитов), «Кающаяся Магдалина» (1560-е гг., Ленинград, Эрмитаж), «Коронование терновым венцом» (ок. Из церковного света он перевел искусство в царство земной красоты. Джорджоне приехал в Венецию еще в юности и учился в мастерской Джованни Беллини. В 1540—1550-х гг. Как статичный образ на холсте или экране может вобрать в себя время и пространство.
На долгие годы определило пути развития венецианской школы живописи искусство ее главы — Тициана (1485/90—1576). : «Мадонна с Младенцем» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Мадонна скнигой» (Оксфорд, Музей Ашмолеан), «Св. В 1504 Туцио потерял сына Маттео, умершего в Равенне. Что показывают картины: правду или ложь. В этом улавливается своеобразный авторский почерк Джорджоне, который и в другой своей знаменитой картине «Спящая Венера» также изображает сосуществование двух миров – материального и духовного.
Гармония и пластика. Антонием и Рохом» (Мадрид, Прадо), «Мужской портрет» (Сан-Диего, Калифорния, Музей искусств). Круг заказчиков его станковых картин хорошо изучен и достаточно специфичен — это молодые венецианские патриции, близкие к «Академии Альдина» — объединению венецианских гуманистов, знатоков античности, ренессансной литературы, философии, связанных с деятельностью крупнейшего итальянского книгоиздателя этого времени — венецианца Альдо Мануцио. В самой жизни он находит идеал полнокровной зрелой красоты, воплощенной в мифологические образы, — «Венера перед зеркалом» (ок.
В 1501 г. в Венеции были изданы «Аркадии» неаполитан-ского поэта Саннадзаро. Люди и природа сплетаются в единое, полное поэтического настроения гармоническое целое. Либерале, которому посвящен собор). Как отмечал в своих работах исследователь Бернсок «иметь картину у себя дома стало для венецианцев такой же потребностью, как слушать музыку» и, благодаря своим разносторонним талантам и душевной щедрости, Большой Джорджо мог полностью удовлетворять обе эти потребности. На третьих изображаются сады любви.
Можно ли верить фотографиям. Ноги и грудь обнажив, лазурные носятсянимфы. Все персонажи объединены нестроением лирического созерцания. Художник обращается к плавным, спокойным линиям, так хорошо передающим настроение тишины. Смягчены все контуры идеально прекрасна пластика, пропорционально соразмерны нежно моделированные формы. После смерти Вазари распространилась легенда, что Джорджоне был связан с семьей Барбарелли вот таким образом позднее его часто называли этим именем (Джорджо Барбарелли да Кастельфранко).
(Ок. 1508—1510, Дрезден, Картинная галерея). Италия. Эти настроения характерны и для образованного венецианского общества. Композиция упрощается, строится на сочетании одной или нескольких фигур с архитектурным или пейзажным фоном, погруженным в полумрак вечерние или ночные сцепы озаряются зловещими зарницами, светом факелов.
Картина написана в последние годы жизни художника (преждевременно скончавшегося от чумы), в 1508 – 1509 гг., вероятно по частному заказу. Ридольфи писал, что Джорджоне «был первым, кто показал дорогу живописи и сочетанием своих красок с легкостью приблизился к изображению натуры». 1510, Дрезден, Картинная галерея). Поэзия «Сельского концерта» всегда притягивала к себе поэтов.
Персонажи Джорджоне предстают перед нами на скалистой, поднимающейся несколькими ступенями площадке в тихий предвечерний час, а возможно и ранним утром — бледно-голубое, покрытое легкими лиловыми облачками небо у горизонта окрашено в красноватые тона заката (или рассвета) легкий туман окутывает простирающуюся внизу зеленую долину и очертания синеющих на горизонте гор. В его произведениях 1518—1530 гг. Одной из последних картин Джорджоне является «Сельский концерт» (ок. 1570 г., Ленинград, Эрмитаж), «Пьета» (1573—1576, Венеция, галерея Академии). То наполняют они кувшины плещущей влагой, То выливают ее.
Рядом со стадом сидят и мечтают пастухи, как в дни золотого века. Здесь нет действия. Фигура пастуха со стадом в правой части картины является одновременно напоминанием об античных пасторалях (пастухи первыми приносили дары лесным нимфам) и приметой материального мира, а музыка, неслышно пронизывающая картину, — мира идеального, воображаемого (или снящегося). Период творческой зрелости Джорджоне характеризует его первая бесспорная и достаточно точно датируемая работа — алтарный образ Мадонна Кастельфранко (1504—1505, Кастельфранко, собор Сан Либерале). Тишиной и миром, очаровательной дымкой мечтательности окутаны все предметы.
Очевидно, заказчиком картины был уроженец Кастельфранко военачальник Туцио Костанцо, потерявший в 1504 году своего юного сына Маттео, — герб семьи Костанцо украшает в картине Джорджоне нижнюю часть постамента трона Мадонны, которая напоминает деревянный саркофаг, — такие саркофаги, затем заменявшиеся на мраморные, часто устанавливали в это время под алтарным образом в семейных капеллах. Природа и человек предстают в этой картине Джорджоне в идеальном гармоническом равновесии. К сожалению, написанная Джорджоне композиция позднее, видимо, при переводе с дерева на холст была уменьшена в ширину примерно на треть в первоначальном виде, как свидетельствует гравюра Антуанетты Ларшер (1690), фигура героини Джорджоне была более гармонично вписана в пейзажную панораму. Спустя несколько лет Тициан повторит фигуру нимфы в картине «Любовь земная и любовь небесная», а также отчасти настроение джорджониевских «поэзий» и тему источника. Знаменитая Гроза (ок.
И еще он успел воспитать ученика — гениального Тициана. Одним из самых загадочных по своему сюжетному смыслу произведений венецианского художника Джорджоне является картина «Гроза». Так, на очаровательной картине Джорджоне (в коллекции Фаррер в Лондоне) на заднем плане виден старик, задумчиво созерцающий череп, а на переднем плане на одной стороне дети спят или же взбираются на древо жизни, а на другой – влюбленная парочка занята музыкой: прижавшись к коленям нагого юноши, молодая женщина заглядывает ему восторженно в глаза. Есть только созерцание. В руках у него лютня, по струнам которой он вот-вот ударит.
Ибо его исполненная на пороге венецианского чинквеченто картина «Мадонна Кастельфранко», пронизана такой нежной, чуждой всего мирского мечтательностью, что с внешней стороны ее не отличишь от «Святых картин» Беллини. Отсюда такая ее приземистость, расплывчатость, «приземленностъ», отличающая ее от обычных земных женщин. Спящая, она всем своим существом связана с окружающей ее природой. В 1530—1540 гг. Это и вызывает такой разнобой мнений в их истолковании.
Примечательно также плавное, как бы замедленное движение нимфы, завораживающее изяществом и неясностью («то наполняют они кувшины плещущей влагой, то выливают ее. ») и магическая тишина природы: лютнист еще не коснулся струн, а свирель еще не поднесена к губам нимфы. Она представлена па фоне сельского пейзажа, погруженная в мирный сон. Певучее и идеальное тело Венеры, богини любви исполнено царственной простоты. Оно оказалось удачным и существует по сей день. Удивительно целомудренная, несмотря на свою наготу, «Спящая Венера» является в полном смысле аллегорией, символическим образом Природы. На фоне пейзажа сидят рядом образы войны и мира.
Новое столетие начинается тем же аккордом, каким отзвучало старое. Уже в раннем портрете «Юноши с перчаткой» (1515—1520, Париж, Лувр) образ приобретает индивидуальную конкретность и вместе с тем в нем выражены типические черты человека Возрождения, с его целеустремленностью, энергией, чувством независимости, юноша словно задает вопрос и ждет ответа. Так и в «Сельском концерте» одна из них — со свирелью в руках, подобная своему далекому прообразу – обнаженной флейтистке на рельефе изваянном на Троне Людовизи и V веке до н. э. и другая — с кувшином у водоёма – составляют единое целое с пейзажем. Предполагают, что картину мог завершить Тициан.
Иногда философов Джорджоне отождествляют с персонажами античной литературы. Были попытки наделить персонажей именами (например, В собрании Габриэля Вендрамина Микиель видел самое загадочное произведение Джорджоне известное теперь под названием «Гроза» (Венеция, Академия). Результатом этого вызова стала работа художника «Юдифь», чьи неотразимые глаза неспроста опущены к полу. Боккаччьо, П. Бембо, А. Полициано. Сюжет «Грозы» — или «Пейзажа с грозой, цыганкой и солдатом», как названа картина у Микиэля, — остался неразгаданным, несмотря на бесчисленные и самые остроумные попытки его расшифровки.
На наружной стене собора укреплена его надгробная плита. Красоту и теплоту полуобнаженного тела женщины оттеняет меховая накидка – впоследствии этот прием использует Тициан («Женский портрет», Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж «Венера перед зеркалом», Вашингтон, Национальная галерея). Прекрасный мужчина, его любили многие женщины Венеции, но не находя подходящей для себя, художник создает свою, воплощает свой идеал в картине «Спящую Венеру». Себастьян» (ок. По виду росписи напоминают интарсии и считаются одной из ранних работ Джорджоне. Мир воспринимается в изменчивости и движении. 1500 г. ) Источник на картине Джорджоне осеняет дерево лавра — символ поэтической славы. Тихий «беллиниевский» пейзаж символизирует гармонию (сравн.
Тонкие нюансы золотистого топа передают теплоту обнаженного тела. Воплощенная мечта художника – счастливые люди на фоне прекрасной природы. Что заставляет людей делать метки на плоской поверхности. На противопоставлении двух характеров строит Тициан композицию «Динарий кесаря» (1515—1520, Дрезден, Картинная галерея): благородство и возвышенная красота Христа подчеркиваются хищным выражением лица и уродливостью стяжателя-фарисея. Ни один из них не прослеживается.
Некоторые исследователи отождествляют ее персонажей с тремя волхвами, наблюдающими Вифлеемскую звезду, ссылаясь на то, что старший философ держит в руках астрологическую таблицу, а младший, в руках которого применявшиеся при астрономических наблюдениях циркуль и угольник, с легкой улыбкой всматривается в темноту грота (возможно, Вифлеемской пещеры). Поразителен по раскрытию утонченного духовного мира портрет Ипполито Риминальди (конец 1540-х гг., Флоренция, галерея Питти), бледное лицо которого властно притягивает сложностью характеристики, трепетной одухотворенностью. Портрет этот оказал громадное воздействие на сложение барочного портрета 17— 18 вв. Лицо рыцаря задумчиво и печально, монах обращается к нам с патетическим жестом скорби. Цветовая гамма, сохраняя звучность, становится сдержанной и глубокой.
Эта картина — логическое завершение созданного Джорджоне жанра «сельской сцены», которая предстает в его последней работе в облике «счастливой Аркадии», где на лоне природы музицируют нарядно одетый патриций, пастух и прекрасная обнаженная нимфа, а вторая женщина склоняется над мраморным колодцем со стеклянным сосудом в руке, прислушиваясь то ли к звукам музыки, то ли к тихому журчанию воды. В Кастельфранко, на родине художника, сохранился дом (палаццо Пеллиццари), который считается прежней собственностью Барбарелли. 1555 г., Вашингтон, Национальная галерея искусства), «Даная» (ок.
Среди нескольких портретов, относимых к мастерской Джорджоне, наиболее высоким качеством отличается «Портрет молодого человека» (возможно, поэта Антонио Броккардо) из музея в Будапеште. Ярко реалистичен героический конный портрет Карла V (1548, Мадрид, Прадо) в рыцарских доспехах, на фоне пейзажа, озаренного золотыми отблесками заходящего солнца. Точная дата его рождения неизвестна: первый биограф Джорджоне, Джорджо Вазари, дает разные даты в двух изданиях своих Жизнеописаний (1550, 1568).
находятся с ними в различных мирах. Тихо журчит струйка воды в фонтанчике, на который облокотилась вторая женщина. Возрождение. Привлекает глубиной мысли, благородством характера, мечтательностью и одухотворенностью Аитонио Брокардо (ок.