«жизнь Христа» и «Жизнь Саскии» – два пути, на которые Рембрандт вступил на двадцать седьмом году жизни. Современем нежные серебристые линии потемнели исейчас портрет предстаёт перед нами вкоричнево-чёрных тонах, но, несмотря наэто, пожалуй, нигде уРембрандта Саския, наряженная влёгкую шляпу для прогулок, невыглядит столь свежей ибезмятежной. В эти переживания вложено много личного: Рембрандт здесь – Плутон, Аид как и бог подземного царства, он похищает свою невесту, Саскию. Несколько раз Рембрандт изобразит свою Саскию вобличье Флоры— римской богини цветов иплодов. В июле, когда они с Саскией находились во Фрисландии, куда после свадьбы уехали погостить у её замужних сестёр, Рембрандт получил известие о смерти своего брата Геррита.
Рембрандт может слегка изменить черты лица, сделать русые волосы Саскии светлее или темнее светлее – бессознательно из желания изобразить ее еще более красивой темнее – намеренно, в соответствии с колористической гаммой картины. В 1633 году Саския ван Эйленбург становится невестой Рембрандта, а в июле 1634 года в церкви Бильдт, в приходе Святой Анны, состоялось бракосочетание. Средства есть: Саския принесла богатое приданое, Рембрандт – дорогой художник.
14 июля 1642 года умерла Саския, оставив Рембрандта с девятимесячным сыном Титусом. Рембрандт познакомился с Саскией в Амстердаме в доме ее кузена, торговца антиквариатом и художника Хендрике ван Эйленбурга. –мне нравится темперамент вашего брата, – сказал Рембрандт Саскии. – Но часто он склонен к преувеличениям. Рембрандт сознавал, что за исключением часов, проводимых у мольберта, жить он может только около Саскии.
Вечером Саския вернулась в дом своих опекунов при больнице, а Рембрандт – в свою комнату в доме Эйленбюрха. «флора», ранее известная под названием «Саския в образе Флоры»— картина работы Рембрандта, написанная в 1634 году, на которой, вероятно изображена жена художника Саския ван Эйленбух в образе древнеиталийской богини цветов, расцвета, весны и полевых плодов Флоры. Рембрандт создавал картины, на которых Саския была едина и многолика.
Всю свою любовь, нежность к Саскии Рембрандт отобразил в своих картинах, достаточно только посмотреть. Рембрандт встречался с Саскией не только на сеансах, но и на вечеринках, увеселительных прогулках с друзьями. –позвольте, – остановил его Рембрандт и за поддержкой обратился к Саскии: – Не все подряд, а то, что мне нравится. «22 июня 1634 года сочетались браком Рембрандт, сын Хармена ван Рейна, проживающий в Амстердаме и Саския ван Эйленбюрх, временно проживающая во Франекере». В 1636 году Рембрандт пишет с жены знаменитую «Данаю» и одновременно делает гравюру, которая была очень высоко оценена: на ней Саския изображена в домашнем платье, со спокойной счастливой улыбкой.
Со временем нежные серебристые линии потемнели и сейчас портрет предстаёт перед нами в коричнево-чёрных тонах, но, несмотря на это, пожалуй, нигде у Рембрандта Саския, наряженная в лёгкую шляпу для прогулок, не выглядит столь свежей и безмятежной. Рембрандт наряжает Саскию в парчовые ткани и покрытые узором корсажи, придумывает ей широкие шляпы с перьями, покрывает ее сверкающим плащом, увешивает ее шею ожерельями, а руки – звенящими браслетами. Несколько раз Рембрандт изобразит свою Саскию в обличье Флоры — римской богини цветов и плодов. В знаменитом «Автопортрете с Саскией на коленях» Рембрандт предстаёт влюблённым, любимым, радующимся семейному счастью и полностью им довольствующимся.
«типичная работа 1630-х годов, проникнутая классической мифологией, Флора отлично вписывается в круг работ Рембрандта, вдохновленных Саскией— Беллона (1633, Метрополитан), Минерва (1635, коллекция Дж.
Он изобразил ее сидящей с распущенными волосами, с лицом, выражающим решимость и доверие. Принято считать, что в эти годы внутренняя, духовная жизнь модели не вызывала глубокого интереса художника. Но смех Рембрандта донельзя печален.
Это была, посути, почти что тюрьма: втусклые стены въелся невытравляемый запах щелока иварёного гороха, натруженные пальцы обитательниц кконцу дня нестерпимого ныли отмногочасовой работы запрялкой, аихдуши иуши годами невоспринимали ничего, помимо нудных «исправительных» проповедей. И первым станет смех Саскии. Позировать ему для нее так же важно, как для него – рисовать ее. В его повернутом к нам измученном лице читается полная безысходность. Рембрандт исполнил немало так называемых тронье. В тех картинах, которые я видела или с которыми я знакома по гравюрам, нечто другое.
Мода меняется: женщины больше не носят шляпок они расправляют по плечам огромные кружевные воротники. А у господина ван Рейна – совсем, совсем другое». Её дергали повестками еще и еще. Картина Рубенса тоже находится в Эрмитаже.
В 1630—1640-е гг. Первый из этих портретов – поколенный эрмитажный портрет Саскии в виде Флоры, античной богини весны и цветов, 1634-ый год (высота картины сто двадцать пять, ширина сто один сантиметр). Это была, по сути, почти что тюрьма: в тусклые стены въелся невытравляемый запах щелока и варёного гороха, натруженные пальцы обитательниц к концу дня нестерпимого ныли от многочасовой работы за прялкой, а их души и уши годами не воспринимали ничего, помимо нудных «исправительных» проповедей. Посулы весны выражены лишь натянувшейся на животе тканью. «Молодая женщина в широкополой шляпе, держащая посох» (Rijksprentenkabinet, Амстердам) считается исследователем Слайвом (1965) подготовительным рисунком к фигуре «Флоры».
Саския – блудница, Рембрандт – развратник. Праздники, судя по всему, сменялись праздниками, как счастливые дни сменяются тревожными. Позднее, когда Саския ждала ребенка, он писал с нее фигуру плодородия.
Живопись ровная, твердая в контурах, такая плотная и сочная, что она кажется одинаково безупречной, наложены ли краски тонким или густым слоем. Знаменитый «Автопортрет с Саскией» Рембрандт написал в 1636 году, когда мастеру сопутствовал успех.
На голове у Рембрандта – большой берет с пером. На этом документе нотариус отметил, что она находилась «в добром здравии, стоя, была способна передвигаться пешком, в хорошей памяти и полностью владела своими чувствами и рассудком». Один раз любовь к женщине погубила Самсона.
Здесь большую роль играет пейзаж. Однако все это купается в свойственной только ему светотени. И добавил золотую цепь, прикрепив ее на плече богатым неграненым самоцветом. В венок Флоры вплетен великолепный пестрый тюльпан разновидности, которая впоследствии получит название «рембрандтовского тюльпана». Этот босой великан в длинной, ниспадающей серой одежде, с курчавыми черными волосами импозантно выпрямившись, уперев правую (близкую к нам) руку в бок и вытянув левую вверх, спокойно, лицом к лицу со смертью, повелевает исконным таинственным силам природы.
Пусть купцы и доктора дожидаются заказанных ими больших групповых портретов, – его любовь прежде всего. Неоднократно менялось и название картины.
Нелтье оставалось прожить еще шесть лет. Известно, что в этой композиции первоначально была фигура музыкантши. Действительно, Рембрандт не сосредоточивает на ней все свое внимание. Это открытие позволило установить новую стадию в сложении «Флоры», поскольку известно, что Саския позировала как пастушка и некоторые ученые настаивают, что эрмитажная и лондонская картина изображают не Флору, а пастушку (каковое название для второй работы сейчас принято1).
А пишут фривольные сюжеты, темы для отдохновения. Итак, Саския ему позирует.
Но ведь и он прячет бородавку под усами. Что еще нужно. Он стал знаменит, его чествовали им восхищались.
Впрочем, они бы не ошиблись: Рубенс – величайший из всех. Он находит выражение как в позах и мимике лиц, так и особенно в жестах рук. Да и сборники голландской народной лирики сохранили немало вакхических песен тех лет, прославляющих Бахуса, вино и женщин.
В 1636 году ученик Рембрандта Говерт Флинк написал парные портреты своего учителя в образе Даифила (Рейксмузеум, Амстердам) и Саскии как Граниды (Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг см. На заднем плане также видны растения, вьющиеся, вероятно, по стенам грота. Пейзаж "Благовестие пастухам" внешне сотворен в неразрывной связи с евангельской легендой.
Покаже он, по-видимому, наслаждается страстью— вего гравюрах именно вовремя связи сГертье настойчиво возникает эротическая тема («Любовная пара испящий пастух», «Монах вполе», «Французская постель»). Они отдавали должное его таланту с пылом, который был ему приятен. Еёдергали повестками еще иеще.
Неправильность задорного личика Саскии опьяненный счастьем Рембрандт и не думает скрывать. В ранних инвенториях и каталогах Эрмитажа картину назвали «Юная еврейка» и «Еврейская невеста». Подговорив свидетелей, онсумел доказать недееспособность Гертье Диркс (она, якобы, повредилась вуме иктомуже ударилась враспутство) иупёк её в«исправительный дом для женщин» Спинхёйс— были вГолландии итакие заведения. Но в «Автопортрете с Саскией» (или в «Похождениях блудного сына») основная идея — гимн человеческому счастью. Грустную.
Она важна как с точки зрения высокого искусства, так и с точки зрения истории. Социальное положение изображенного лица обозначено необычайно тонко. Заветной мечтой его было создание летательного аппарата тяжелее воздуха.
В это время двое других филистимлян, в сверкающих отраженным светом латах и шлемах на фоне мрачного дальнего плана справа, упали Самсону на шею и плечи. Религиозный автор сообщает, что по воле Господа жена Маноя после долгих лет бесплодия родила сына и дала ему имя Самсон (по-еврейски солнце). Почетным местом было среднее и оно было занято Христом.
Ноэротические гравюры Рембрандта незаигрывают смифологией, подобно работам предшественников, — они, как формулирует Саймон Шама изображают«тяжеловесную неуклюжесть животного акта». 1605 года пасторального романа Питера Корнелисона Хофта «Гранида и Даифил». Она царит в его мыслях.
Подговорив свидетелей, он сумел доказать недееспособность Гертье Диркс (она, якобы, повредилась в уме и к тому же ударилась в распутство) и упёк её в «исправительный дом для женщин» Спинхёйс — были в Голландии и такие заведения.
Рембрандт хотел, чтобы она поселилась в его живописи. Эта мода была вдохновлена публикацией ок.
Рембрандт и его жена располагаются спиной к зрителю, однако разворачиваются, будто в комнату вошёл долгожданный гость. Саскию ван Эйленбурх ныне знает весь мир. И вот на этой тихой, хотя и людной улице, поскольку здесь проживал важный в Республике человек – Пенсионарий Бореель, родился их первенец, мальчик, которого 25 декабря 1635 года торжественно отнесли в Олдекерк (Старую церковь). Портретов в 1640-х годах художник пишет сравнительно мало. Жемчуга и ожерелья – не только украшение ее прелести, но и знак ее могущества. Тогда, может быть, перед зрителем другой, не рембрандтовский дом.
С какой радостью, с каким воодушевлением, с каким неистовством ввел Рембрандт Саскию в свой дом на Блюменграхте, где многочисленные ученики заполняли его мастерскую, являясь свидетелями признанного уже мастерства Рембрандта. Шлейф его плаща прибавляет к двум опорам – босым ногам – еще и третью. Бесстрастное лицо ничего не говорит о плодородии. Изображения Саскии во многих отношениях близки к исполненным тогда же автопортретам. Волнообразные складки на его одежде очень круты, почти осязаемы по ним проходит резкая граница тени (слева) и света (справа).
Он нес ее в залитую солнцем мастерскую и усаживал рядом с собой в самый сноп солнечного света, в котором плясали золотые пылинки. А вот перед нами самый известный из офортов Рембрандта того же периода – "Воскрешение Лазаря", 1631-1632-ой годы (его высота тридцать шесть, ширина двадцать пять сантиметров).
Занавеси скоро будут задернуты. Несоответствие, которое должно было привести к противоречиям в творчестве художника.
Он отбирал сверкающие каменья, чтобы украсить ее. В таком случае нет оснований удивляться роскошной одежде молодого человека, ведь «блудный сын» ушел из богатого дома. Отчаянно защищаясь, запрокинув голову, она впивается ногтями в красное бородатое лицо подхватывающего ее на руки закутанного во все красное бога тьмы вцепившиеся в края ее бледно-желтой, с розоватыми оттенками одежды подруги (слева от нас) стремятся вырвать ее из объятий похитителя – но их отчаянные усилия напрасны. В Амстердаме у него не оставалось на это времени.
Вот они, разгримированные актеры, снявшие с себя облачение роли. Рембрандт предложит ей многие другие. Пожалуй, наиболее характерен из них лист "Благовестие пастухам" (высота двадцать шесть, ширина двадцать два сантиметра) изображающий явление ангела с известием о рождении Христа. Да, поскольку они примеряют на себя образы героев легенд и так же легко с ними расстаются. Вертикальная линия отставленного им посоха намечает главную ось картины. Все – великие художники.
Она погляделась в зеркало, рассмеялась и сдвинула берет на ушко. Если обручиться можно и тайно, то женитьба – уже дело общественное. В углах этой площадки находятся вылепленные во весь рост немногочисленные свидетели чуда. Мы видим их уже собравшимися в большой горнице, готовыми к последней вечере.
«Хендрикье, скромная ипростая служанка, — сообщает биограф художника Мелисса Рикетс, —превратилась влюбимицу Рембрандта, который начал использовать еёвкачестве модели для своих рисунков инекоторых картин, например для картины Женщина впостели. Передать такие чувства и состояние души трудно и кропотливо.
Ибо он хотел показать печаль греха. Никак не могут, так как они интересуются не анатомией, а позируют художнику. В левой руке, вытянутой вперед (вправо от зрителя), он держит светлую замшевую перчатку. Он вызеленил перо, чтоб оно сочеталось с ее платьем. Это впечатление достигнуто благодаря линейной перспективе. Справа на втором плане слабый свет рисует группу женщин. Саския всегда рядом с ним, юная и сияющая. Он освещает передние планы со стороны дальних – главный световой поток несется из глубины, словно струясь от ослепительного диска наверху слева, на недалекую от нас опушку – своего рода предметную площадку, расположенную внизу в центре и справа.
И пирушка происходит не в домашней обстановке, а где-нибудь в злачном месте. Однако с появлением ребенка потребуется более просторное жилище. В московском музее изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина хранится небольшая по размерам (пятьдесят на пятьдесят сантиметров), но значительная по замыслу картина 1634-го года "Неверие апостола Фомы", выполненная не на холсте, а на квадратной деревянной доске. Изображения Саскии во многих отношениях близки к исполненным тогда же автопортретам.
Все они обращены к оживающему мертвецу и среди них господствует ужас. Подготовительный рисунок (Национальный музей, Стокгольм) подтверждает, что Саския позировала и для этой гравюры1. Возможно, Эйленбюрх хранил нечто подобное в шкатулке среди прочих древностей.
Сверху стена пещеры убрана оружием покойного – святого Лазаря, друга Христа. В новом, еще полупустом доме Рембрандт запечатлел событие на рисунке. Много и успешно работает Рембрандт в 1630-ых годах в гравированном на металле рисунке, то есть офорте. Всего лишь маскарад.
Он на несколько дней покинул свой пост водного контролера во Влиссингене в Зеландии, чтобы принять участие в празднике. Ее ступени, ярко освещенные у пола, постепенно уходят вверх направо, в тень лестничного проема, поглощаются мраком в самом центре изображения (середина буквы), но затем, совершив спиральный подъем влево и вверх, вновь выходят на свет, освещенные уже снизу. Ее след будет заметен в его творчестве и после ее смерти.
Над головой Спасителя плывут облака и космос, проникая через окна в трапезную, мягко обволакивает своими таинственными полутенями всех людей и предметы. также картину в Метрополитен музее)1. Он знает, что этот цвет не переменится, не сотрется со временем. Рембрандт гордо и радостно смеялся. В отдельном кабинете.
Также в том году он написал её портрет маслом, т. н. Он занимает первый план. Кто из них двоих не захотел довести опыт до конца. На этой встрече в отдельном кабинете настоящая любовь не сорвала с них маски. Чередование покорной и властной Саскии – образ переходящей власти внутри семьи.
Конечно, Рембрандт рассказал Саскии историю Софонисбы. Но в Автопортрете с Саскией (или в Похождениях блудного сына) основная идея – гимн человеческому счастью. Они как бы хотят что-то сказать, да не могут. Внизу, перед выходом, на гравюре справа – раскрытая могила, каменный гроб. Его пожурили, напомнив про неизбежный Господень суд исмиром отпустили.
Теперь смеялся он сам играя роль блудного сына, предающегося разврату. Он умел строить легкие мосты, придумывал новые пушки и способы разрушать крепости. Возможно, впоследствии Саския сказала ему, что на этом портрете она выглядит печальной. Все определенно и твердо Христос похож на статую, отлитую из бронзы. Вот что я сказал, так сказать, провокационно.
Среди его родных были ремесленники – мельник, булочник, сапожник. Его пожурили, напомнив про неизбежный Господень суд и с миром отпустили. Еще через год, сохранив общий замысел и позу фигуры, Рембрандт создает новый вариант "Флоры" (высота сто двадцать четыре, ширина девяносто восемь сантиметров) этот вариант находится ныне в Лондоне. Саския едва улыбается. Облокотившись на стол напротив жениха, подперла голову рукой. На женщине шелк Флоры, бархат дамы в шапке ландскнехта.
Зритель видит довольно явную, резкую разницу в выражении лиц и настроении персонажей. Рембрандт, уже под хмельком, посмеивается. Один из них – портрет Мартина Дая (высота двести десять, ширина сто тридцать пять сантиметров), сделан в 1634-ом году, два года спустя после "Урока анатомии" другой – портрет Матильды ван Дорн (высота двести девять, ширина сто тридцать четыре сантиметра) – в 1643-ем году, через год после знаменитого "Ночного дозора", то есть тогда, когда обстоятельства жизни художника резко изменились и, потрясенный всем случившимся, он вступил в новый период творчества.
Она – сдержанна и равнодушна, на губах ее блуждает скорее ироничная, чем смущенная улыбка. Они сидят за богатым столом, на котором находится пирог с павлином – признак достатка. Но всегда, среди любой работы его тянуло писать одну только Саскию. Среди них есть и изображения моделей в фантастических одеяниях. Во-вторых, что же это за солдат в шелке и бархате, с золоченым эфесом шпаги. Действительно, в лице героини есть известное сходство с Саскией.
Такие художники, как, например, Рембрандт Харменс Ван Рейн, обладая незаурядным талантом, могли с большой достоверностью передать не только внешность, но даже характер и атмосферу. Через мгновение все потребности будут удовлетворены – голод, жажда, желание. В Амстердаме Рембрандта поджидали все более многочисленные заказы на портреты.
Там в атмосфере аскетичной суровости (чтобы не сказать жестокости) блудниц и бродяжек перевоспитывали путём нелёгкой работы и ограничений в еде и свободе. Она являлась, с растущим под сердцем ребёнком, свидетельствовать против себя — за то, что «живёт в грехе с художником Рембрандтом». Переодевание. Картина Тициана оказала на Рембрандта сильное впечатление и он мог иметь её в качестве ориентира, например, в 1656 году, когда он писал новую «Флору»— на сей раз уже после смерти Саскии, отчасти с новой возлюбленной Хендрикье Стоффелс (Метрополитен музей)1, но в чертах этой женщины также можно найти сходство с лицом давно умершей Саскии7. Но человек порой задумывается о том, что отвергает художник: например, об утрате смеха.
Впервые в графическом искусстве Рембрандт решается на неслыханный прием. Быть может, самой крайней степени в своем стремлении к драматической патетике и в то же время пренебрежении к традиционным идеалам героики и к условным художественным канонам, то есть системам точных правил и предписаний, установленных академистами, Рембрандт достигает в самой большой картине самсоновского цикла – "Ослепление Самсона" (длина двести восемьдесят семь, высота двести тридцать восемь сантиметров). Дом Рембрандта в эти материально благополучные годы был до отказа (в самом прямом смысле) заполнен картинами, рисунками, скульптурными изделиями, всякого рода милыми безделушками. Обрисовка обстановки сведена к минимуму. Это все термины самого Леонардо.
Быстрота работы Рембранда была почти баснословной. Не перебивай меня, Саския. Нож лежит на столе.
С самой свадьбы они жили у дяди Хендрика Эйленбюрха. Лоб Саскии украшала фамильная диадема. Святоши честили еёнавсе лады, живописали всю глубину еёпадения ипозора ивконце концов официально запретили Хендрикье принимать причастие вкальвинистской церкви.
Итак, он посадил женщину себе на колени. Разные версии возникали относительно того, что за персонаж представлен на этом полотне. У одного огромная шляпа, у другого – маленькие брыжи, у этой – большое жабо. Рисунок очаровательный: широкий, легкий и в высшей степени естественный.
Рембрандт изобразил его рядом с огромной раскрытой рукописной книгой. Этот портрет невесты Саскии в соломенной шляпке с цветами сыграл важную роль в рембрандтовском восприятии «Флоры»1. Но в «Автопортрете с Саскией» (или в «Похождениях блудного сына») основная идея — гимн человеческому счастью. Рембрандт улыбается и поднимает бокал с вином. Скользящий желтый свет падает на тело Христа в центре картины с напряжением принимает его тяжесть стоящий справа от креста седобородый старец.
Череда лиц, окружавших его, – вот и все, что он обрел в Амстердаме. Мальчика назвали Ромбартусом в честь отца Саскии. Это ступени одного и того же скорбного пути. В руках он держит небольшую полураскрытую книгу.
И тогда Рембрандт, чьей репутации был нанесен серьёзный ущерб, задумал недоброе. На свои деньги эти добрые люди строили себе дома в городе и за городом. Стол накрыт.
В «Автопортрете с Саскией» А. Каменский усмотрел и другую второстепенную деталь, которая, как он считает, не может быть случайной. Неужели в двадцать восемь лет он уже изменил идеалам своей юности. Скоро лето, на солнце уже жарко. Его влекло к военному делу.
Напомним о легендарных событиях, предваряющих сюжет фрески Леонардо. Это полотно было преподнесено автором своему покровителю, поэту и государственному секретарю Гюйгенсу в 1636-ом году ныне картина находится во Франкфурте-на-Майне. Подчас Рембрандт и Саския разыгрывали на картинах роль, на которую более или менее определенно указывают атрибуты (например, Автопортрет в шлеме, Саския в виде Флоры и др. ). Рембрандт много писал Саскию, в том числе и обнаженной, несмотря на то что в протестантско-кальвинистских кругах Голландии о таком нельзя было даже помыслить. Юбка написана перемежающимися пятнами серого, зеленого, голубого, желтоватого. В этом случае название не было чисто случайным— в Голландии в 1-й пол.
Так, одно время она называлась Дама в костюме пастушки. Сейчас лицо Данаи представляет собой сочетание черт обеих близких Рембрандту женщин. Она похожа на гигантскую латинскую букву "S", которая наверху прикасается к краю изображения.
Это уже настоящее признание. «Автопортрет с Саскией» был написан Рембрандтом (1606-1669) в 1635 году (холст, масло). Богиня весны и цветов. Она молода, доверчива, во всем ее облике ненасытная жажда жизни. Они оба разыграли сатирическую комедию нравов.
Нейман, В. Вейсбах и др. ), которые предлагали дать этому полотну другую сюжетную трактовку. Та хочет, чтобы в углу картины был указан ее возраст (восемьдесят три года), эта попросила, чтобы почетче выписали ее золотую цепь. В Амстердаме, у опекунов, ей понравилось быть в «центре всего мира». Но для нас важно другое.
А зачем такая доска висит в доме преуспевающего художника. Бурный темперамент, великолепная жизненная энергия, страстное упоение всеми благами бытия — вот те чувства, которыми напоена картина. Я услышал такие слова: «Нет, здесь совсем не то, Хендрик. Рембрандт ни в чем не изменил своего образа жизни. А зачем такая доска висит в доме преуспевающего художника.
Причудливая роскошь их костюмов иногда превосходила даже восточные одежды натурщиков. В темнице его волосы отросли. В перерыве между портретами дам в черном – в шляпке, жабо, без шляпки, с кружевным воротником и господ в черном – в жабо и шляпе, без шляпы, с кружевами и без, Саския пришла и села перед ним, как тогда, когда он рисовал ее серебряным карандашом на пергаменте. В обстановке, в которую он поместил их обоих, он мрачен. Они шли проселком.
Вложил ей в руку бумажный свиток – прошение. Иногда это были рубины – застывшие крупные капли темно-красного густого вина или же молочно-белые опалы с перламутровым отливом, а иной раз он извлекал из ларца тяжелые золотистые топазы или блестящие кораллы с гранями самой разнообразной формы. Этот щеголь носит кружевные манжеты на икрах и кружевные венчики на башмаках. У одного усы закручены кверху, у другого козлиная бородка.
Будущее Саскии абсолютно безоблачно. Тогда, может быть, перед зрителем другой, не рембрандтовский дом. И она – почему, сидя у него на коленях, она так напряжена, так чопорна.
Самое главное, он еще никогда не изображал ничей смех. «Портрет смеющейся женщины» (ныне в Дрезденской галерее). Они заламывают ему руки за спину и заковывают их в тяжелые и гулкие блестящие цепи. Раз уж на картине красуется непременный атрибут таверны, то, может быть, это она и есть. Когда осматриваешь эти картины, прежде всего поражаешься их глубоким единством.
Он изобразил гуляку. Почему они не смеются вместе. Например, Г. Глюк предложил именовать эту картину Солдат и его девка. Неужели у Саскии такие длинные волосы, что покрывают ее до пят. В то же время не мешало бы и для мастерской подыскать более подходящее помещение.
Он был создан воображением художника, вдохновленного, возможно, театральными постановками. И вот она перед ним, его юная, цветущая подруга, всякий раз в ином роскошном наряде. И пирушка происходит не в домашней обстановке, а где-нибудь в злачном месте. Супруги пируют, наслаждаясь жизнью. Причудливая роскошь их костюмов иногда превосходила даже «восточные» одежды натурщиков.
За серединой стола, вдоль главной оси фрески полуфигура Христа, представляющая логический центр повествования, отделена промежутками от фигур апостолов. Рембрандт отметил оба этих события в своих произведениях. Одной рукой обнимая Саскию, Рембрандт другой поднимает бокал, со смехом оборачивается к зрителю, словно приглашая его принять участие в пиршестве. Изгибаясь всем туловищем и вскидывая босые ноги, он тщетно пытается продолжать борьбу. Саския улыбается.
Оно было далеким от классических норм. Изображения подобных досок встречаются на картинах и других голландских художников. Её поступок биографы художника трактуют по-разному.
Это тоже своего рода обручение на всю жизнь. И снова в многообразии проявлений материнства Рембрандт выбрал момент отдаления, когда взгляд остается единственной связующей нитью между матерью и ребенком, в отличие от привычных для того времени штампов: оберегающих жестов, поддерживающих рук, склоненных соприкасающихся голов.
Основа сложившегося у мастера идеала— облик его соотечественниц. Он весел и взбудоражен, хотя чувствует себя несколько скованно. Не в роли статистки, хотя в его «Проповеди святого Иоанна Крестителя» кисть улавливала сходство – то с матерью в капюшоне, то с Саскией в экзотическом костюме.
Вещие слова сказаны. Художник явно хочет показать хрупкость, эфемерность мифологического существа. Однако постоянные роды оказали пагубное влияние на здоровье Саскии. Следует вспомнить, что тема «блудного сына» появляется в творчестве Рембрандта именно в середине 1630-х годов.
Вероятно, в ней воплощено представление Рембрандта о женской красоте. Здесь она – профессиональная развратница, которая только начинает свой вечер и будет бдительно следить за тем, чтобы ее прическа не растрепалась, а одежда не измялась. Глубокие тени прозрачны, а полутени светозарны. Во всем его облике нет ничего ни преднамеренного, ни иносказательного. Фон черноват паркет – серый. Низкий горизонт помогает подчеркнуть монументальность пейзажа, его величие. Должна ли любовь присутствовать в их игре.
Картина написана в год свадьбы Саскии и Рембрандта. В таком случае о сцене из семейной жизни говорить не приходится. Этот эстамп теперь известен под названием Трех дерев.
У родителей Саскии было восьмеро детей и по крайней мере, три её родных сестры к моменту встречи с Рембрандтом не только были в здравии, но и удачно вышли замуж, так что могли с удовольствием приютить младшенькую, такую исполнительную и кроткую. Позднее она стала героиней иезуитов и папистов.
Там ватмосфере аскетичной суровости (чтобы несказать жестокости) блудниц ибродяжек перевоспитывали путём нелёгкой работы иограничений веде исвободе. Ее распущенные волосы струятся до самого пояса. Только старик Гольций еще использовал ее. Вышитый шарф сверкал на поясе, складчатые шаровары понизу обшиты бахромой. Раздвинутые руки прочно упираются в стол, левая обращена ладонью вверх.
Мать Саскии умерла, когда ейбыло 7 лет, отца нестало, когда девочке исполнилось 12. Теперь он пишет ее маслом. Размеры картины: 161х131. Но они не видят Христа так, как видим его мы, угадывающие за ним вселенную. Но прежде всего – она его любит.
Он был в моде. В его рукописях мы находим первые в мире чертежи парашюта и вертолета. В этой вольности они увидели аллюзию (намек) на пир блудного сына.
Ноположение Хендрикье было куда серьёзнее. Одетый по-военному, со шпагой на поясе, в берете с пером, он держит ее за талию и со смехом поднимает большой бокал с золотистым вином. Этот выход задрапирован тяжелыми материями. Они одеты в праздничные костюмы их счастливые лица обращены к зрителю. Правда, одни исследователи отмечают, что рисунок Рембрандта в этой картине не совсем верен, что головы написаны плоско, что смех на лице художника неискренен (французский искусствовед К. Восмер заметил, что «это не улыбка, а, скорее, тягостная гримаса»).
С таким мужем о скуке провинциальной жизни можно забыть. Тогда все загадки при такой трактовке сюжета разъясняются. Нужно сказать, что вбогатом собрании гравюр, которые Рембрандт всё время покупал иколлекционировал имелись классические экземпляры эротики— серия «Сладострастие» Агостино Карраччи или «Любовные позы» Маркантонио Раймонди иДжулио Романо иллюстрирующие сонеты Пьетро Аретино. Через нее просеивается протекающая жизнь. Этот рисунок – свидетельство их союза.
Образ любимой женщины вышел за рамки того, что сама она считала границами своих владений. Подчас Рембрандт и Саския разыгрывали на картинах роль, на которую более или менее определенно указывают атрибуты (например, «Автопортрет в шлеме», «Саския в виде Флоры» и др. ). Красавица. Такая форма лестницы позволяет нам видеть ее ступени то сверху (в нижней половине буквы), то снизу (в верхней ее половине).
«Костюм Саскии фантастичен, но все, что мы видим, несомненно, не выдумано, а написано с натуры: Рембрандт начал собирать обширную коллекцию восточных тканей, оружия, всевозможных предметов искусства, в том числе прикладного, которой он пользовался для изображения деталей в своих картинах»5. Там все пялят на тебя глаза. На это несоответствие обратили внимание и некоторые западные искусствоведы (К.
Однако эта гипотеза явно неудачна. Весть о предательстве словно парализовала нежного юношу с мягким сердцем, любимого ученика Христа, Иоанна. А личное состояние молодой женщины оценивалось примерно в 40 тысяч флоринов. Он предложил беременной супруге умереть. Хвалят его «Урок анатомии доктора Тульпа» в Гильдии хирургов, портрет принцессы Амалии. Его правая рука (на картине слева) согнута в локте, кисть ее скрыта под расстегнутым черным французским плащом, отделанным черным шелком.
Дело в том, что «Даная» не предназначалась художником для продажи и оставалась в его владении вплоть до распродажи его имущества в 1656 году. Через левое плечо переброшен светло-синий плащ. Детали ее портрета явятся повсюду. Внешность Саскии здесь та же, которую мы знаем по предыдущим портретам.
От смеха у нее выбилась прядь волос, появились морщинки у глаз и ямочки на полном лице. Однако подобная модель изображена живописцем еще в нескольких картинах на разные сюжеты. Преобладают композиции на библейские и евангельские темы.
Задорное, подвижное, слегка асимметричное лицо Саскии полно торжествующей радости жизни. Они шили себе элегантные костюмы.
Себе он оставил только шляпу с пером. Наверное, это именно он отступил посреди картины. Обручение состоялось в 1633 году, а свадьба— на следующий год. Красивая, несколько округленная голова с кротким и серьезным выражением красивые глаза с ясным взглядом темные волосы, зачесанные на прямой пробор, завитые локонами и касающиеся плеч.
Памятником любви к Саскии является и один из лучших шедевров Рембрандта – «Даная», которая долгое время представляла собою загадку. Родные Саскии все были адвокатами, управляющими, чиновниками, делопроизводителями. Вот какова, в самых общих чертах, действительная ценность этих двух замечательных вещей. Он стоит к нам левым боком – и к этому боку привешена кривая сабля.
В тени между лицом и цветущим жезлом разверзается бездна – опасная каверна, зияющая тьмой. Три дня назад она сказала «да». Такое название отсылает к гравюре Рембрандта от 1635 года, под названием «Большая еврейская невеста». Все оригиналы хранятся в Мюнхенской пинакотеке (картинной галерее). В этом отношении очень характерен жанровый офорт "Продавец крысиного яда", 1632-ой год (высота четырнадцать, ширина двенадцать сантиметров).
Я нарочно сказал, что ничего особенного, дескать, де Кейзер, Элиас и другие уже писали «Анатомию» и совсем неплохо. Безраздельно. Итогда Рембрандт, чьей репутации был нанесен серьёзный ущерб, задумал недоброе. Три дня спустя после помолвки он создал рисунок серебряным карандашом изобразив Саскию в большой шляпе, декорированной цветами, держащую цветок (ныне— Гравюрный кабинет (Берлин). Рембрандт переносит нас в какую-то фантастическую подземную пещеру.
Дома свадьбу отпраздновали по всем правилам. Нужно сказать, что в богатом собрании гравюр, которые Рембрандт всё время покупал и коллекционировал имелись классические экземпляры эротики — серия «Сладострастие» Агостино Карраччи или «Любовные позы» Маркантонио Раймонди и Джулио Романо иллюстрирующие сонеты Пьетро Аретино. Эсфирь была любимым образом протестантов, когда они подвергались гонениям за веру. Даже в самых жестоких сюжетах, которые он изображает.
Тогда все загадки при такой трактовке сюжета разъясняются. "Самсон, угрожающий своему тестю" (1635-ый год, Берлин), наконец, очень сильная картина "Свадьба Самсона" (1638-ой год, Дрезден) – во всех этих картинах Рембрандта содержимое легенды о библейском герое передано со сдержанным величием, без малейшей позы.
Она украсила себя как могла, спрятав под покрывало уши, которые считала некрасивыми. Поразителен и действен рембрандтовский схематизм. Из-под меховой опушки его куртки виднелись белые манжеты рубашки. В ее ореховых глазах поблескивает смех, на полных губах полуулыбка.
Пока же он, по-видимому, наслаждается страстью — в его гравюрах именно во время связи с Гертье настойчиво возникает эротическая тема («Любовная пара и спящий пастух», «Монах в поле», «Французская постель»). Их характеристики даны законченнее, чем у Рембрандта изображены они в ярких реалистических чертах, но в интересах наглядности Рубенс не боится известных элементов условности несмотря на ночь (фон картины темный) локальные, то есть свойственные предметам при их естественном дневном освещении, тона одежд выступают во всей чистоте и яркости, а протянутые слабые руки молодых женщин, наверное, не смогут принять тяжесть тела мертвеца. Впрочем, нравится ей эта игра или пугает, она не может от нее отказаться. Но эротические гравюры Рембрандта не заигрывают с мифологией, подобно работам предшественников, — они, как формулирует Саймон Шама изображают «тяжеловесную неуклюжесть животного акта».
Она являлась, срастущим под сердцем ребёнком, свидетельствовать против себя— зато, что«живёт вгрехе схудожником Рембрандтом». Однако в Нидерландах, выдержавших упорную, трудную, кровавую борьбу с внешними врагами, тема Голгофы (Голгофой называлась гора, на которой по евангельскому преданию был распят Христос) решалась как тема народного горя. По этой и по многим другим причинам, картина «Автопортрет с Саскией» считается шедевром мирового значения.
Покупали золотые цепи, китайские фарфоровые сервизы. Раз уж на картине красуется непременный атрибут таверны, то, может быть, это она и есть. Убранство и костюмы изысканны, но во всем этом чего-то недостает. Назидательную.
В руке этот человек держит высокий шест, на верху которого над нами покачивается большая плетеная корзина – и с краев ее (для рекламы) свисают околевшие от яда крысы. Поговаривают о заказах, которые он якобы получил от самого статхаудера. Художник работает с тем, что осталось. Рубенс создал на эту тему патетическую картину-зрелище. Саския жила под крышей то одной, то другой из сестёр и многочисленных кузин, помогала им вести домашнее хозяйство.
Большая комната в нижнем этаже с распахнутыми окнами, выходящими на дорогу и во двор, была залита светом, самые большие ковры в доме повешены на стену за стоящими рядом стульями супругов. Цветы несут аллегорический смысл— каждый из них символизирует прекрасное качество модели4. Он спрашивает себя, не получится ли так, что его непримиримость, неистовство, бесчинства в искусстве (а на самом деле сила, побуждающая его вкладывать в каждое произведение такое богатство чувств, что изображение всегда становится неоднозначным благодаря соединению страдания и наслаждения), не случится ли, что трагизм его темперамента сделает жизнь Саскии полной опасностей. Так от года к году манера мастера становилась все более свободной»6. Еёпоступок биографы художника трактуют по-разному.
Бурные и нежные любовные ночи дни, озаренные пьяной радостью творчества. Женское обаяние составляет суть этого знаменитого произведения. Несмотря на известность этой картины и длительном изучении её самыми профессиональными исследователям живописи Рембрандта, она до сих пор хранит немало загадок. Картина – это сито.
Они заботились о своих садах, где с увлечением выращивали редчайшие виды тюльпанов. Рембрандт разрабатывает этот жанр как изображение одухотворенной природы. Заготовлены другие бокалы. При дворе принца, в Гааге, все шло так, как он предвидел.
Со страстью и почитанием преклонялся Рембрандт перед женой. Если любовь и покинула героев, она осталась на картине, запечатлевшей ее в кругах, концентрических овалах, поднимающихся с бахромы бархатных штанов через пышные складки шелковой юбки до самых занавесей, которые вздымаются от последних дуновений этой исключительно пластичной страсти. Он обязался совершить запись о законном браке до опубликования третьего извещения о нем». XVII века был обычай использовать костюмы пастушков и пастушек для позирования в портрете. Смех для нее, кираса для него – что это, маски.
Известно, что в этой композиции первоначально была фигура музыкантши. В таком случае о сцене из семейной жизни говорить не приходится.
Эрмитажная картина появилась на распродаже коллекции Арентс в Амстердаме в 1770 под названием «Портрет дамы, одетой как пастушка изображенный в полный рост на фоне пейзажа». Вот таким образом в день, когда она пришла к нему в другом платье – на сей раз зеленом, украшенном бахромой и сплошь покрытом шитьем, он надел ей на голову свою собственную шляпу с пером – широкий коричневый берет с прорезями и золотой цепочкой. В настоящее время находится в Дрезденской галерее. Саския бесстрашно подхватила игру. Точнее, свершится грех чревоугодия и сладострастия. Его взгляд переходит с девушки на пергамент, с пергамента на девушку. Ночь опустилась там, за изобразительной поверхностью офорта, где могучий и прекрасный лес загородил линию горизонта, кусочек которой угадывается слева, она опущена.
Евангелисты говорят только, что в него вошел Сатана. Налет эпатажа, бурлескности, явно присутствующий в картине, — это последняя вспышка молодого бунтарства, которое характерно для всех произведений Рембрандта 1630-х годов. Он не пристал окружающей роскоши. Как уже указывалось выше, некоторые исследователи предполагают, что в картине запечатлено одно из похождений «блудного сына».
В другой – правой – держит цветок, который только что сорвала. Есть что-то дерзкое в улыбке Рембрандта, в темпераментном жесте его руки, держащей бокал. Композиция картины по-шекспировски динамична. Он изобретал никому до той поры неведомые взрывчатые вещества. На Иисусе красно-оранжевая одежда раба – хитон с круглым отверстием для головы. Нарочитый, но замечательно красивый эффект создается чередованием света и тени.
Порой ему приходила мысль о необходимости иначе исполнять свой долг. Ему доставляло огромное удовольствие показывать потом Саскии, как и где он ее застиг. На стене изображаемого интерьера (несколько неясно и невразумительно), в левом углу от зрителя, висит незаметная, на первый взгляд, доска. И знаете, что услышал в ответ.
И все же ему всегда казалось, что наряд ее недостаточно роскошен. Благоговейно идешь от одной картины к другой, как верующие в церкви идут вслед за крестом.
Но положение Хендрикье было куда серьёзнее. Этот эстамп теперь известен под названием «Трех дерев». С виртуозной тонкостью переданы шелк плаща и восточная (вероятно, турецкая) ткань рукавов, жемчужина на груди, серебряные пряжки на плече. Свет невидим, но зато видны все предметы и фигуры, попавшиеся ему на пути.
Тематика его офортов очень широка. Мать Саскии умерла, когда ей было 7 лет, отца не стало, когда девочке исполнилось 12. Он желал, чтобы у них было лицо Саскии.
Быстрота работы Рембранда была почти баснословной. Эта перемена намерения возможно была вызвана тем, что он увидел «Флору» Тициана (Уффици), которая тогда находилась в коллекции Альфонсо Лопеса в Амстердаме. –Вот и не угадала, Саския Господин ван Рейн, вы не можете представить себе, как точно она определила вашу картину.
Достаточно потаенного смысла очертаний, тени и света. Краски, положенные то тонко, то густо, образуют живую, подвижную фактуру.
Надпись, сделанная рукой жениха, звучит торжественно, но ни имя Саске, которая станет Саскией, ни имя Рембрандта не упоминаются: это позволяет заключить, что рисунок предназначался им одним.