«Костюм Саскии фантастичен, но все, что мы видим, несомненно, не выдумано, а написано с натуры: Рембрандт начал собирать обширную коллекцию восточных тканей, оружия, всевозможных предметов искусства, в том числе прикладного, которой он пользовался для изображения деталей в своих картинах». И добавил золотую цепь, прикрепив ее на плече богатым неграненым самоцветом. Обручение состоялось в 1633 году, а свадьба— на следующий год.
Позднее, когда Саския ждала ребенка, он писал с нее фигуру плодородия. В венок Флоры вплетен великолепный пестрый тюльпан разновидности, которая впоследствии получит название «рембрандтовского тюльпана». «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. Краски, положенные то тонко, то густо, образуют живую, подвижную фактуру.
Красивая, несколько округленная голова с кротким и серьезным выражением красивые глаза с ясным взглядом темные волосы, зачесанные на прямой пробор, завитые локонами и касающиеся плеч. Смех для нее, кираса для него – что это, маски. В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи.
Вторая группа оплакивающих расположена на левом конце пространственной диагонали — женщины благоговейно стелют плащаницу, выполнял свой прямой долг по отношению к умершему. Знаменитый «Автопортрет с Саскией» Рембрандт написал в 1636 году, когда мастеру сопутствовал успех. Здесь большую роль играет пейзаж. Итак, он посадил женщину себе на колени.
Все оригиналы хранятся в Мюнхенской пинакотеке (картинной галерее). В этой картине есть все, что было принято в искусстве барокко для создания героической эпопеи и в первую очередь есть бурное движение. Нежной, вечно юной она предстаёт в картине «Флора». Занавеси высоко подняты и в гроб льется солнечный свет, ярко освещая возлежащего по горизонтали, головой влево от зрителя, мертвеца. Иногда это были рубины – застывшие крупные капли темно-красного густого вина или же молочно-белые опалы с перламутровым отливом, а иной раз он извлекал из ларца тяжелые золотистые топазы или блестящие кораллы с гранями самой разнообразной формы. 1605 года пасторального романа Питера Корнелисона Хофта «Гранида и Даифил».
Социальное положение изображенного лица обозначено необычайно тонко. С самой свадьбы они жили у дяди Хендрика Эйленбюрха. Супруги пируют, наслаждаясь жизнью.
Он стал знаменит, его чествовали им восхищались. Еёпоступок биографы художника трактуют по-разному. Ноположение Хендрикье было куда серьёзнее. Ее ступени, ярко освещенные у пола, постепенно уходят вверх направо, в тень лестничного проема, поглощаются мраком в самом центре изображения (середина буквы), но затем, совершив спиральный подъем влево и вверх, вновь выходят на свет, освещенные уже снизу. Становятся понятными слова, приписываемые Рембрандту: "И на самых ничтожных вещах можно научиться осуществлять основные правила, которые окажутся пригодными для самого возвышенного".
Размеры картины: 161х131. Рембрандт ни в чем не изменил своего образа жизни.
Как это часто бывает у Рембрандта источник света не может быть точно определен, но все пространство картины насыщено переливами золотистого сияния. Деревья и кусты достигают справа до верха изображения они соединены в подобие единого гигантского букета из корявых стволов, раскидистых ветвей и богатой и пышной листвы. Как уже указывалось выше, некоторые исследователи предполагают, что в картине запечатлено одно из похождений «блудного сына». Он был создан воображением художника, вдохновленного, возможно, театральными постановками.
Подготовительный рисунок (Национальный музей, Стокгольм) подтверждает, что Саския позировала и для этой гравюры1. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. Такая форма лестницы позволяет нам видеть ее ступени то сверху (в нижней половине буквы), то снизу (в верхней ее половине). В левой руке, вытянутой вперед (вправо от зрителя), он держит светлую замшевую перчатку. Три дня спустя после помолвки он создал рисунок серебряным карандашом изобразив Саскию в большой шляпе, декорированной цветами, держащую цветок (ныне— Гравюрный кабинет (Берлин). Да, поскольку они примеряют на себя образы героев легенд и так же легко с ними расстаются.
Через мгновение все потребности будут удовлетворены – голод, жажда, желание. При этом площадь, занимаемая ярко освещенным окном слева наверху, явно доминирует над слабой вспышкой очага внизу справа. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636).
В Амстердаме продолжается период успеха, признания, богатства, совпадающий со временем личного счастья художника. Есть что-то дерзкое в улыбке Рембрандта, в темпераментном жесте его руки, держащей бокал. Ее распущенные волосы струятся до самого пояса. Этот эстамп теперь известен под названием «Трех дерев».
Рембрандт ошеломлённо молчал. На заднем плане также видны растения, вьющиеся, вероятно, по стенам грота.
Такое название отсылает к гравюре Рембрандта от 1635 года, под названием «Большая еврейская невеста». Сильнее всего ликование выражено в насыщенном колорите картины, в игре тонко подобранных красочных сочетаний, в движении светотени. Они сидят за богатым столом, на котором находится пирог с павлином – признак достатка. Ее след будет заметен в его творчестве и после ее смерти. А зачем такая доска висит в доме преуспевающего художника.
Портретов в 1640-х годах художник пишет сравнительно мало. В этом случае название не было чисто случайным— в Голландии в 1-й пол. Через год они поженились. Мы не знаем, что выражает его лицо.
Художник явно хочет показать хрупкость, эфемерность мифологического существа. Там ватмосфере аскетичной суровости (чтобы несказать жестокости) блудниц ибродяжек перевоспитывали путём нелёгкой работы иограничений веде исвободе. Быстрота работы Рембранда была почти баснословной. Заготовлены другие бокалы.
Однако с появлением ребенка потребуется более просторное жилище. Эта мода была вдохновлена публикацией ок. Бесстрастное лицо ничего не говорит о плодородии.
Вещие слова сказаны. И вот она перед ним, его юная, цветущая подруга, всякий раз в ином роскошном наряде. Безраздельно.
Теперь он пишет ее маслом. Неужели у Саскии такие длинные волосы, что покрывают ее до пят. В отдельном кабинете. Но и на этот раз Рембрандт не решался произнести необходимые слова. Он находит выражение как в позах и мимике лиц, так и особенно в жестах рук.
В московском музее изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина хранится небольшая по размерам (пятьдесят на пятьдесят сантиметров), но значительная по замыслу картина 1634-го года "Неверие апостола Фомы", выполненная не на холсте, а на квадратной деревянной доске. В его повернутом к нам измученном лице читается полная безысходность. Пожалуй, наиболее характерен из них лист "Благовестие пастухам" (высота двадцать шесть, ширина двадцать два сантиметра) изображающий явление ангела с известием о рождении Христа.
Картина Тициана оказала на Рембрандта сильное впечатление и он мог иметь её в качестве ориентира, например, в 1656 году, когда он писал новую «Флору»— на сей раз уже после смерти Саскии, отчасти с новой возлюбленной Хендрикье Стоффелс (Метрополитен музей), но в чертах этой женщины также можно найти сходство с лицом давно умершей Саскии. Они оба разыграли сатирическую комедию нравов.
По верхнему краю корзины ползает живая крыса другая сидит у странника на левом плече – она предназначена к тому, чтобы доказать действие яда на деле. «Портрет смеющейся женщины» (ныне в Дрезденской галерее). Богиня весны и цветов. На этой встрече в отдельном кабинете настоящая любовь не сорвала с них маски. В 1630—1640-е гг.
Быть может, самой крайней степени в своем стремлении к драматической патетике и в то же время пренебрежении к традиционным идеалам героики и к условным художественным канонам, то есть системам точных правил и предписаний, установленных академистами, Рембрандт достигает в самой большой картине самсоновского цикла – "Ослепление Самсона" (длина двести восемьдесят семь, высота двести тридцать восемь сантиметров). Это впечатление достигнуто благодаря линейной перспективе. Они заламывают ему руки за спину и заковывают их в тяжелые и гулкие блестящие цепи. Обручение состоялось в 1633 году, а свадьба— на следующий год. Достаточно потаенного смысла очертаний, тени и света.
Подговорив свидетелей, онсумел доказать недееспособность Гертье Диркс (она, якобы, повредилась вуме иктомуже ударилась враспутство) иупёк её в«исправительный дом для женщин» Спинхёйс— были вГолландии итакие заведения. Однако подобная модель изображена живописцем еще в нескольких картинах на разные сюжеты. Однако постоянные роды оказали пагубное влияние на здоровье Саскии. Он стоит к нам левым боком – и к этому боку привешена кривая сабля.
На женщине шелк Флоры, бархат дамы в шапке ландскнехта. Казалось, в первые недели его отец только и знал, что рисовать ребёнка. Саския едва улыбается. Впервые в графическом искусстве Рембрандт решается на неслыханный прием.
Цветы несут аллегорический смысл— каждый из них символизирует прекрасное качество модели. Так простой жанровый мотив приобретает у Рембрандта наводящую на раздумья значительность с вещей словно спадает пелена, в них раскрывается глубокий внутренний смысл. Это была, посути, почти что тюрьма: втусклые стены въелся невытравляемый запах щелока иварёного гороха, натруженные пальцы обитательниц кконцу дня нестерпимого ныли отмногочасовой работы запрялкой, аихдуши иуши годами невоспринимали ничего, помимо нудных «исправительных» проповедей. В тени между лицом и цветущим жезлом разверзается бездна – опасная каверна, зияющая тьмой. Эта перемена намерения возможно была вызвана тем, что он увидел «Флору» Тициана (Уффици), которая тогда находилась в коллекции Альфонсо Лопеса в Амстердаме.
Юбка написана перемежающимися пятнами серого, зеленого, голубого, желтоватого. Она не могла предвидеть его грядущее банкротство (из-за кредита на дом и проч. ) и вот таким образом распорядилась состоянием, предполагая, что он всегда будет оставаться богатым. Вдруг из густого, нависшего над темной землей облака, медленно опустившегося откуда-то сверху в левую верхнюю часть видимого нами пространственного участка, яростно вырвались из одной его точки во все стороны снопы слепящего света, образовав расходящиеся радиусы пылающего диска.
В этой вольности они увидели аллюзию (намек) на пир блудного сына. Рембрандт предложит ей многие другие.
Среди них есть и изображения моделей в фантастических одеяниях. Его пожурили, напомнив про неизбежный Господень суд исмиром отпустили.
В «Автопортрете с Саскией» А. Каменский усмотрел и другую второстепенную деталь, которая, как он считает, не может быть случайной. Он спрашивает себя, не получится ли так, что его непримиримость, неистовство, бесчинства в искусстве (а на самом деле сила, побуждающая его вкладывать в каждое произведение такое богатство чувств, что изображение всегда становится неоднозначным благодаря соединению страдания и наслаждения), не случится ли, что трагизм его темперамента сделает жизнь Саскии полной опасностей. Нужно сказать, что вбогатом собрании гравюр, которые Рембрандт всё время покупал иколлекционировал имелись классические экземпляры эротики— серия «Сладострастие» Агостино Карраччи или «Любовные позы» Маркантонио Раймонди иДжулио Романо иллюстрирующие сонеты Пьетро Аретино. Но смех Рембрандта донельзя печален. Она украсила себя как могла, спрятав под покрывало уши, которые считала некрасивыми. Мальчика назвали Ромбартусом в честь отца Саскии.
Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Отчаянно защищаясь, запрокинув голову, она впивается ногтями в красное бородатое лицо подхватывающего ее на руки закутанного во все красное бога тьмы вцепившиеся в края ее бледно-желтой, с розоватыми оттенками одежды подруги (слева от нас) стремятся вырвать ее из объятий похитителя – но их отчаянные усилия напрасны. Рембрандт, уже под хмельком, посмеивается.
И вот на этой тихой, хотя и людной улице, поскольку здесь проживал важный в Республике человек – Пенсионарий Бореель, родился их первенец, мальчик, которого 25 декабря 1635 года торжественно отнесли в Олдекерк (Старую церковь). Он вызеленил перо, чтоб оно сочеталось с ее платьем.
Портрет Саскии в образе Флоры В день обручения Рембрандт набрасывает портрет невесты. «Автопортрет с Саскией» был написан Рембрандтом (1606-1669) в 1635 году (холст, масло).
Но ведь и он прячет бородавку под усами. Рембрандт исполнил немало так называемых тронье. Потом пастор сообщил, что отец оставил Саскии сорок тысяч флоринов.
также картину в Метрополитен музее). В 1635 году в семье родился первый сын — Рембрантус. С 1618 по 1648 год в Европе шла Тридцатилетняя война и жители голландских городов брались за оружие, дабы защищать свои дома.
Занавеси скоро будут задернуты. Он отбирал сверкающие каменья, чтобы украсить ее. В этом случае название не было чисто случайным— в Голландии в 1-й пол. В руках он держит небольшую полураскрытую книгу.
От смеха у нее выбилась прядь волос, появились морщинки у глаз и ямочки на полном лице. Основа сложившегося у мастера идеала— облик его соотечественниц. Картина Тициана оказала на Рембрандта сильное впечатление и он мог иметь её в качестве ориентира, например, в 1656 году, когда он писал новую «Флору»— на сей раз уже после смерти Саскии, отчасти с новой возлюбленной Хендрикье Стоффелс (Метрополитен музей)1, но в чертах этой женщины также можно найти сходство с лицом давно умершей Саскии7.
Сейчас лицо Данаи представляет собой сочетание черт обеих близких Рембрандту женщин. Он предложил беременной супруге умереть. XVII века был обычай использовать костюмы пастушков и пастушек для позирования в портрете. Но всегда, среди любой работы его тянуло писать одну только Саскию. Грустную.
Праздники, судя по всему, сменялись праздниками, как счастливые дни сменяются тревожными. Вероятно, в ней воплощено представление Рембрандта о женской красоте. Вероятно, в ней воплощено представление Рембрандта о женской красоте. Напомним о легендарных событиях, предваряющих сюжет фрески Леонардо.
В его рукописях мы находим первые в мире чертежи парашюта и вертолета. Неоднократно менялось и название картины. Он изобразил гуляку.
Себе он оставил только шляпу с пером. Волнообразные складки на его одежде очень круты, почти осязаемы по ним проходит резкая граница тени (слева) и света (справа). Ибо он хотел показать печаль греха.
Рубенс создал на эту тему патетическую картину-зрелище. Действительно, Рембрандт не сосредоточивает на ней все свое внимание. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. Тогда, может быть, перед зрителем другой, не рембрандтовский дом.
Кто они — неизвестно. Картина написана в год свадьбы Саскии и Рембрандта. Она погляделась в зеркало, рассмеялась и сдвинула берет на ушко. Почетным местом было среднее и оно было занято Христом. Картина написана в год свадьбы Саскии и Рембрандта.
«Портрет смеющейся женщины» (ныне в Дрезденской галерее). Со страстью и почитанием преклонялся Рембрандт перед женой.
Рембрандт хотел, чтобы она поселилась в его живописи. Брак ввёл Рембрандта в высшие круги амстердамского бюргерства.
Дом Рембрандта в эти материально благополучные годы был до отказа (в самом прямом смысле) заполнен картинами, рисунками, скульптурными изделиями, всякого рода милыми безделушками. Рембрандт разрабатывает этот жанр как изображение одухотворенной природы. Памятником любви к Саскии является и один из лучших шедевров Рембрандта – «Даная», которая долгое время представляла собою загадку. Он изобразил ее сидящей с распущенными волосами, с лицом, выражающим решимость и доверие. Но нельзя не видеть и другого – внутренней неудовлетворенности мастера окружавшей его жизнью, глубокого несоответствия между его идеалами и мировосприятием и ограниченностью, узостью интересов того общества, которое в этот период поднимало на щит его искусство. Порой, когда Саския хлопотала по хозяйству, он тихонько подкрадывался к полуоткрытой двери и восхищенным взором наблюдал за ней, а затем быстро и безошибочно запечатлевал ее образ на первом попавшемся под руку клочке бумаги, на серебряной или медной пластинке. Глядя в зеркало, он видит художника с резцом в руке за гравировкой, с усилием вычерчивает себя на меди, врезается в нее, чтобы получить насыщенный, глубокий черный цвет.
Что еще нужно. Также в том году он написал её портрет маслом, т. н. Встал и пошел к отцу своему. Однако постоянные роды оказали пагубное влияние на здоровье Саскии. Шлейф его плаща прибавляет к двум опорам – босым ногам – еще и третью. Впрочем, нравится ей эта игра или пугает, она не может от нее отказаться.
Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». Оно было далеким от классических норм. Несоответствие, которое должно было привести к противоречиям в творчестве художника. Жемчуга и ожерелья – не только украшение ее прелести, но и знак ее могущества. Нож лежит на столе. Но достаточно сопоставить ленинградский и лондонский варианты "Флоры", чтобы увидеть, как тонко отмечает художник и внутреннюю структуру образа.
В 1636 году ученик Рембрандта Говерт Флинк написал парные портреты своего учителя в образе Даифила (Рейксмузеум, Амстердам) и Саскии как Граниды (Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг см. Эта мода была вдохновлена публикацией ок. Через нее просеивается протекающая жизнь. Как и руки отца, сжимающие плечи юноши.
Портретов в 1640-х годах художник пишет сравнительно мало. Украсив ее белую круглую шею ожерельями, он обвивал широкой цепью золотые душистые волосы Саскии, так что ее головка, еще более прелестная, чем всегда, начинала клониться под тяжестью сверкающего груза. Мать Саскии умерла, когда ейбыло 7 лет, отца нестало, когда девочке исполнилось 12. Появление у художника чисто пейзажных изображений в конце 1630-х годов объясняют иногда тем, что в это время в связи с болезнью жены Рембрандт вместе с ней много бывал за городом.
Он неустанно изображал свою жену в картинах, рисунках и офортах. И пирушка происходит не в домашней обстановке, а где-нибудь в злачном месте. Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. Но они не видят Христа так, как видим его мы, угадывающие за ним вселенную.
Рембрандт исполнил немало так называемых тронье. Точнее, свершится грех чревоугодия и сладострастия. Это все термины самого Леонардо. Даже на четвёртую часть этой суммы они с Саскией могли жить в роскоши до конца дней своих.
Через левое плечо переброшен светло-синий плащ. Основа сложившегося у мастера идеала— облик его соотечественниц.
И все же ему всегда казалось, что наряд ее недостаточно роскошен. В таком случае о сцене из семейной жизни говорить не приходится. Обрисовка обстановки сведена к минимуму.
Почему они не смеются вместе. «Костюм Саскии фантастичен, но все, что мы видим, несомненно, не выдумано, а написано с натуры: Рембрандт начал собирать обширную коллекцию восточных тканей, оружия, всевозможных предметов искусства, в том числе прикладного, которой он пользовался для изображения деталей в своих картинах»5. Благоговейно идешь от одной картины к другой, как верующие в церкви идут вслед за крестом.
Вложил ей в руку бумажный свиток – прошение. Он занимает первый план. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела.
Один раз любовь к женщине погубила Самсона. Преобладают композиции на библейские и евангельские темы. За серединой стола, вдоль главной оси фрески полуфигура Христа, представляющая логический центр повествования, отделена промежутками от фигур апостолов. Саския бесстрашно подхватила игру. Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». Саския позирует в обычном костюме чинной голландской бюргерши и в фантастических одеждах, преображающих её в героиню античной или библейской мифологии. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама.
Пейзаж "Благовестие пастухам" внешне сотворен в неразрывной связи с евангельской легендой. Сверху стена пещеры убрана оружием покойного – святого Лазаря, друга Христа. В темнице его волосы отросли. Справа на втором плане слабый свет рисует группу женщин. Прошло два года с небольшим — и супругов было не узнать. В 1630—1640-е гг.
Эрмитажная картина появилась на распродаже коллекции Арентс в Амстердаме в 1770 под названием «Портрет дамы, одетой как пастушка изображенный в полный рост на фоне пейзажа». Религиозный автор сообщает, что по воле Господа жена Маноя после долгих лет бесплодия родила сына и дала ему имя Самсон (по-еврейски солнце). Здоровые и жизнерадостные, разодетые в шелка и увешанные сверкающими драгоценностями — вот каковы Рембрандт с женой. Раз уж на картине красуется непременный атрибут таверны, то, может быть, это она и есть.
Переодевание. Он на несколько дней покинул свой пост водного контролера во Влиссингене в Зеландии, чтобы принять участие в празднике. Преобладают композиции на библейские и евангельские темы. Это уже настоящее признание. Он был создан воображением художника, вдохновленного, возможно, театральными постановками.
Эрмитажная картина появилась на распродаже коллекции Арентс в Амстердаме в 1770 под названием «Портрет дамы, одетой как пастушка изображенный в полный рост на фоне пейзажа». Должна ли любовь присутствовать в их игре. Леонардо да Винчи был великим математиком, разработавшим теорию зрительной перспективы и выдающимся анатомом изучившим внутренние органы человека по вскрытым им самим человеческим трупам. Внизу, перед выходом, на гравюре справа – раскрытая могила, каменный гроб. Однако в Нидерландах, выдержавших упорную, трудную, кровавую борьбу с внешними врагами, тема Голгофы (Голгофой называлась гора, на которой по евангельскому преданию был распят Христос) решалась как тема народного горя.
Памятником любви к Саскии является и один из лучших шедевров Рембрандта— «Даная», которая долгое время представляла собою загадку. Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. Ему доставляло огромное удовольствие показывать потом Саскии, как и где он ее застиг. Он был в моде.
Чередование покорной и властной Саскии – образ переходящей власти внутри семьи. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Тогда все загадки при такой трактовке сюжета разъясняются. Разные версии возникали относительно того, что за персонаж представлен на этом полотне. И первым станет смех Саскии. Фон черноват паркет – серый.
Мы видим их уже собравшимися в большой горнице, готовыми к последней вечере. На портретах, где ее голова покрыта прозрачным вышитым покрывалом, она – сама нежность их великолепного уютного дома. Однако постоянные роды оказали пагубное влияние на здоровье Саскии. Наверное, это именно он отступил посреди картины. Рембрандт улыбается и поднимает бокал с вином. Правда, одни исследователи отмечают, что рисунок Рембрандта в этой картине не совсем верен, что головы написаны плоско, что смех на лице художника неискренен (французский искусствовед К. Восмер заметил, что «это не улыбка, а, скорее, тягостная гримаса»). Конечно, Рембрандт рассказал Саскии историю Софонисбы.
Она являлась, срастущим под сердцем ребёнком, свидетельствовать против себя— зато, что«живёт вгрехе схудожником Рембрандтом». Задорное, подвижное, слегка асимметричное лицо Саскии полно торжествующей радости жизни. Рембрандт гордо и радостно смеялся. Изгибаясь всем туловищем и вскидывая босые ноги, он тщетно пытается продолжать борьбу. Его влекло к военному делу.
Во всем его облике нет ничего ни преднамеренного, ни иносказательного. Действительно, в лице героини есть известное сходство с Саскией. Итогда Рембрандт, чьей репутации был нанесен серьёзный ущерб, задумал недоброе. Такое название отсылает к гравюре Рембрандта от 1635 года, под названием «Большая еврейская невеста». В ранних инвенториях и каталогах Эрмитажа картину назвали «Юная еврейка» и «Еврейская невеста». Саскию ван Эйленбурх ныне знает весь мир.
Первый из этих портретов – поколенный эрмитажный портрет Саскии в виде Флоры, античной богини весны и цветов, 1634-ый год (высота картины сто двадцать пять, ширина сто один сантиметр). Он желал, чтобы у них было лицо Саскии. Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. В ранних инвенториях и каталогах Эрмитажа картину назвали «Юная еврейка» и «Еврейская невеста».
Художник работает с тем, что осталось. Передать такие чувства и состояние души трудно и кропотливо. Нарочитый, но замечательно красивый эффект создается чередованием света и тени. TITUS READING 1656 Но Рембрантус прожил очень недолго и умер в грудном возрасте. Стол накрыт.
Картина Рубенса тоже находится в Эрмитаже. Тематика его офортов очень широка. В этом отношении очень характерен жанровый офорт "Продавец крысиного яда", 1632-ой год (высота четырнадцать, ширина двенадцать сантиметров). Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. XVII века был обычай использовать костюмы пастушков и пастушек для позирования в портрете.
В углах этой площадки находятся вылепленные во весь рост немногочисленные свидетели чуда. В настоящее время находится в Дрезденской галерее. Изображения Саскии во многих отношениях близки к исполненным тогда же автопортретам. Назидательную.
Женское обаяние составляет суть этого знаменитого произведения. Эсфирь была любимым образом протестантов, когда они подвергались гонениям за веру. В тени, отбрасываемой беретом на его лицо, он подчеркивает пристальность взгляда исследующего человека. Свет невидим, но зато видны все предметы и фигуры, попавшиеся ему на пути.
Все они обращены к оживающему мертвецу и среди них господствует ужас. Саския не давала о себе знать больше недели. Вот какова, в самых общих чертах, действительная ценность этих двух замечательных вещей.
Образ любимой женщины вышел за рамки того, что сама она считала границами своих владений. Он изобретал никому до той поры неведомые взрывчатые вещества. На Иисусе красно-оранжевая одежда раба – хитон с круглым отверстием для головы. Действительно, в лице героини есть известное сходство с Саскией.
Неправильность задорного личика Саскии опьяненный счастьем Рембрандт и не думает скрывать. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Саския – блудница, Рембрандт – развратник. Внешность Саскии здесь та же, которую мы знаем по предыдущим портретам.
Евангелисты говорят только, что в него вошел Сатана. Позднее она стала героиней иезуитов и папистов. Это обращение к чувствам и сознанию одного человека, установление близкого душевного контакта со зрителем заставило художника создать абсолютно новую систему художественных средств и приемов. Эта перемена намерения возможно была вызвана тем, что он увидел «Флору» Тициана (Уффици), которая тогда находилась в коллекции Альфонсо Лопеса в Амстердаме. Скользящий желтый свет падает на тело Христа в центре картины с напряжением принимает его тяжесть стоящий справа от креста седобородый старец.
Это открытие позволило установить новую стадию в сложении «Флоры», поскольку известно, что Саския позировала как пастушка и некоторые ученые настаивают, что эрмитажная и лондонская картина изображают не Флору, а пастушку (каковое название для второй работы сейчас принято1). Этот портрет невесты Саскии в соломенной шляпке с цветами сыграл важную роль в рембрандтовском восприятии «Флоры». Этот выход задрапирован тяжелыми материями. Судорожная гримаса пробегает по его оживающему лицу – и всеми этими превращениями управляет стоящий на опрокинутой к нам каменной могильной плите, слева от Лазаря, в центре изображения, спиной к нам, Христос. Рисунок очаровательный: широкий, легкий и в высшей степени естественный.
А вот перед нами самый известный из офортов Рембрандта того же периода – "Воскрешение Лазаря", 1631-1632-ой годы (его высота тридцать шесть, ширина двадцать пять сантиметров). Он не пристал окружающей роскоши. С виртуозной тонкостью переданы шелк плаща и восточная (вероятно, турецкая) ткань рукавов, жемчужина на груди, серебряные пряжки на плече. Теперь смеялся он сам играя роль блудного сына, предающегося разврату.
Так, одно время она называлась Дама в костюме пастушки. Поразителен и действен рембрандтовский схематизм. Картина – это сито. Самое главное, он еще никогда не изображал ничей смех. Все определенно и твердо Христос похож на статую, отлитую из бронзы. В ряде мелких картин, так называемых "философах", около 1633-го года, парижский Лувр, Рембрандт снова, как и в написанном за три года до того "Апостоле Павле", затрагивает тему, которая впоследствии стала у него одной из главных.
Саския представлена во всех своих прелестях: молодость, цветение, невинность, романтичность и лёгкость натуры. «Молодая женщина в широкополой шляпе, держащая посох» (Rijksprentenkabinet, Амстердам) считается исследователем Слайвом (1965) подготовительным рисунком к фигуре «Флоры». Это открытие позволило установить новую стадию в сложении «Флоры», поскольку известно, что Саския позировала как пастушка и некоторые ученые настаивают, что эрмитажная и лондонская картина изображают не Флору, а пастушку (каковое название для второй работы сейчас принято).
Один из них – портрет Мартина Дая (высота двести десять, ширина сто тридцать пять сантиметров), сделан в 1634-ом году, два года спустя после "Урока анатомии" другой – портрет Матильды ван Дорн (высота двести девять, ширина сто тридцать четыре сантиметра) – в 1643-ем году, через год после знаменитого "Ночного дозора", то есть тогда, когда обстоятельства жизни художника резко изменились и, потрясенный всем случившимся, он вступил в новый период творчества. Сейчас лицо Данаи представляет собой сочетание черт обеих близких Рембрандту женщин. Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию. Он умел строить легкие мосты, придумывал новые пушки и способы разрушать крепости.
Причём выбирает те сюжеты, которые дают возможность показать благородные, добрые человеческие чувства – дружбу, материнскую любовь, супружескую привязанность, милосердие. Еёдергали повестками еще иеще. Рембрандт переносит нас в какую-то фантастическую подземную пещеру. Подготовительный рисунок (Национальный музей, Стокгольм) подтверждает, что Саския позировала и для этой гравюры. Три дня спустя после помолвки он создал изобразив Саскию в большой шляпе, декорированной цветами, держащую цветок (ныне— Гравюрный кабинет (Берлин).
Внимание вновь приковано к отцу и сыну. Мальчик был назван этим именем в память покойной Тиции, сестры Саскии. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Низкий горизонт помогает подчеркнуть монументальность пейзажа, его величие.
Раздвинутые руки прочно упираются в стол, левая обращена ладонью вверх. С виртуозной тонкостью переданы шелк плаща и восточная (вероятно, турецкая) ткань рукавов, жемчужина на груди, серебряные пряжки на плече. Кто из них двоих не захотел довести опыт до конца. В венок Флоры вплетен великолепный пестрый тюльпан разновидности, которая впоследствии получит название «рембрандтовского тюльпана».
Так от года к году манера мастера становилась все более свободной»6. Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. Возможно, впоследствии Саския сказала ему, что на этом портрете она выглядит печальной. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно.
Когда осматриваешь эти картины, прежде всего поражаешься их глубоким единством. Заветной мечтой его было создание летательного аппарата тяжелее воздуха. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами. Цветы несут аллегорический смысл— каждый из них символизирует прекрасное качество модели4. Он нес ее в залитую солнцем мастерскую и усаживал рядом с собой в самый сноп солнечного света, в котором плясали золотые пылинки.
Даже в самых жестоких сюжетах, которые он изображает. Авторы американского каталога картин Рембрандта считают, что в процессе работы над картиной из Эрмитажа художник оставил первоначальный замысел и решил изобразить именно богиню Флору. «Молодая женщина в широкополой шляпе, держащая посох» (Rijksprentenkabinet, Амстердам) считается исследователем Слайвом (1965) подготовительным рисунком к фигуре «Флоры».
Краски лежат на холсте густыми мазками. Так от года к году манера мастера становилась все более свободной». Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ.
Также в том году он написал её портрет маслом, т. н. Это ступени одного и того же скорбного пути. Хозяева сидели на парных стульях по обеим сторонам столика. Оно было далеким от классических норм. Сын повёрнут к нам спиной.
Дело в том, что «Даная» не предназначалась художником для продажи и оставалась в его владении вплоть до распродажи его имущества в 1656 году. Всего лишь маскарад. Увенчанная цветами, Саския-Флора выступает за изобразительной поверхностью справа налево на фоне таинственной тьмы.
Портрет Саскии в красной шляпе Рембрандт нанёс пастору второй визит. Она важна как с точки зрения высокого искусства, так и с точки зрения истории. Появление у художника чисто пейзажных изображений в конце 1630-х годов объясняют иногда тем, что в это время в связи с болезнью жены Рембрандт вместе с ней много бывал за городом. Рембрандт отметил оба этих события в своих произведениях. Однако все это купается в свойственной только ему светотени.
1605 года пасторального романа Питера Корнелисона Хофта «Гранида и Даифил». Они темные.
Саския всегда рядом с ним, юная и сияющая. В то же время не мешало бы и для мастерской подыскать более подходящее помещение. Покаже он, по-видимому, наслаждается страстью— вего гравюрах именно вовремя связи сГертье настойчиво возникает эротическая тема («Любовная пара испящий пастух», «Монах вполе», «Французская постель»).
И она – почему, сидя у него на коленях, она так напряжена, так чопорна. Изображения Рембрандта и Саскии глубоко индивидуальны, портретны по своей сути, хотя не всегда они отличаются полным внешним сходством. Еще через год, сохранив общий замысел и позу фигуры, Рембрандт создает новый вариант "Флоры" (высота сто двадцать четыре, ширина девяносто восемь сантиметров) этот вариант находится ныне в Лондоне. Благодаря таланту молодого живописца, Рембрандта заметил поэт Константин Хейгенс, который восхищался полотнами ван Рейна и Ливенса, называя их многообещающими художниками.
Ноэротические гравюры Рембрандта незаигрывают смифологией, подобно работам предшественников, — они, как формулирует Саймон Шама изображают«тяжеловесную неуклюжесть животного акта». Вот они, разгримированные актеры, снявшие с себя облачение роли. В обстановке, в которую он поместил их обоих, он мрачен. Дело в том, что «Даная» не предназначалась художником для продажи и оставалась в его владении вплоть до распродажи его имущества в 1656 году. Убранство и костюмы изысканны, но во всем этом чего-то недостает.
1669 год. Весть о предательстве словно парализовала нежного юношу с мягким сердцем, любимого ученика Христа, Иоанна. Но человек порой задумывается о том, что отвергает художник: например, об утрате смеха. Царственно протянутая к нам правая рука оказывается в темной, но прозрачной тени на ярко освещенный, зеленоватый шелк юбки падает четкая, как бы колышущаяся тень от цветов, которые она держит в левой руке.
Не в роли статистки, хотя в его «Проповеди святого Иоанна Крестителя» кисть улавливала сходство – то с матерью в капюшоне, то с Саскией в экзотическом костюме. Их характеристики даны законченнее, чем у Рембрандта изображены они в ярких реалистических чертах, но в интересах наглядности Рубенс не боится известных элементов условности несмотря на ночь (фон картины темный) локальные, то есть свойственные предметам при их естественном дневном освещении, тона одежд выступают во всей чистоте и яркости, а протянутые слабые руки молодых женщин, наверное, не смогут принять тяжесть тела мертвеца. "Самсон, угрожающий своему тестю" (1635-ый год, Берлин), наконец, очень сильная картина "Свадьба Самсона" (1638-ой год, Дрезден) – во всех этих картинах Рембрандта содержимое легенды о библейском герое передано со сдержанным величием, без малейшей позы.
Для Саскии это был страшный удар. Его правая рука (на картине слева) согнута в локте, кисть ее скрыта под расстегнутым черным французским плащом, отделанным черным шелком.
Глубокие тени прозрачны, а полутени светозарны. Изображения подобных досок встречаются на картинах и других голландских художников. В 1636 году ученик Рембрандта Говерт Флинк написал парные портреты своего учителя в образе Даифила (Рейксмузеум, Амстердам) и Саскии как Граниды (Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг см. Рембрандт отметил оба этих события в своих произведениях. Этот босой великан в длинной, ниспадающей серой одежде, с курчавыми черными волосами импозантно выпрямившись, уперев правую (близкую к нам) руку в бок и вытянув левую вверх, спокойно, лицом к лицу со смертью, повелевает исконным таинственным силам природы.
Композиция картины по-шекспировски динамична. В таком случае нет оснований удивляться роскошной одежде молодого человека, ведь «блудный сын» ушел из богатого дома. В руке этот человек держит высокий шест, на верху которого над нами покачивается большая плетеная корзина – и с краев ее (для рекламы) свисают околевшие от яда крысы. Этот портрет невесты Саскии в соломенной шляпке с цветами сыграл важную роль в рембрандтовском восприятии «Флоры»1. Неоднократно менялось и название картины. Краски, положенные то тонко, то густо, образуют живую, подвижную фактуру. я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим прими меня в число наемников твоих.
Он в черной фетровой шляпе, в низком белоснежном кружевном воротнике, в короткой черной куртке с короткими белыми кружевными манжетами, в черных панталонах с белыми кружевными бантами на подвязках ниже колен и такими же бантами на черных башмаках. Творение Рембрандта вместе с портретами других стрелковых рот должно было украсить главный зал в Кловенирсдолене — штабе городских стрелков. По этой и по многим другим причинам, картина «Автопортрет с Саскией» считается шедевром мирового значения.
Еще бы. Известно, что в этой композиции первоначально была фигура музыкантши.
Посулы весны выражены лишь натянувшейся на животе тканью. Некоторые искусствоведы предполагают, что, возможно, показывая себя и свою жену, художник хотел бросить вызов ее богатым родственникам, с которыми был не в ладах. также картину в Метрополитен музее)1. Объяснение в любви состоялось в саду, куда его увлекла Саския.
Она царит в его мыслях. Причудливая роскошь их костюмов иногда превосходила даже «восточные» одежды натурщиков.
На стене изображаемого интерьера (несколько неясно и невразумительно), в левом углу от зрителя, висит незаметная, на первый взгляд, доска. Детали ее портрета явятся повсюду. Разные версии возникали относительно того, что за персонаж представлен на этом полотне. Следует вспомнить, что тема «блудного сына» появляется в творчестве Рембрандта именно в середине 1630-х годов. Бурные и нежные любовные ночи дни, озаренные пьяной радостью творчества.
Но в «Автопортрете с Саскией» (или в «Похождениях блудного сына») основная идея — гимн человеческому счастью. Вертикальная линия отставленного им посоха намечает главную ось картины. Они разрежут курицу в павлиньих перьях, круглый пирог с горделивой головой павлина, крыльями и огромным хвостом, который вытянулся, колыхаясь, до самой стены. Значение "Тайной вечери" Леонардо да Винчи в мировом искусстве определяется, во-первых, тем, что здесь впервые была полностью разрешена проблема синтеза живописи и архитектуры, сведение их в единое художественное одухотворенное целое. Однако подобная модель изображена живописцем еще в нескольких картинах на разные сюжеты.
Подчас Рембрандт и Саския разыгрывали на картинах роль, на которую более или менее определенно указывают атрибуты (например, «Автопортрет в шлеме», «Саския в виде Флоры» и др. ). Красавица. Так, одно время она называлась Дама в костюме пастушки. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. Среди них есть и изображения моделей в фантастических одеяниях. Они одеты в праздничные костюмы их счастливые лица обращены к зрителю.
На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Да и сборники голландской народной лирики сохранили немало вакхических песен тех лет, прославляющих Бахуса, вино и женщин. В новом, еще полупустом доме Рембрандт запечатлел событие на рисунке. Но для нас важно другое. На заднем плане также видны растения, вьющиеся, вероятно, по стенам грота.