Закончив работу над «Весной», Сандро Боттичелли вынужден был уехать в Рим, куда был призван папой Сикстом IV для росписи стен новой папской капеллы, ныне известной как Сикстинская. Во Флоренции, в галерее Уффици, среди многочисленных шедевров живописи итальянского Возрождения хранится одна из самых знаменитых в мире картин — «Весна» Сандро Боттичелли. «весна» (Primavera) – одна из самых известных картин эпохи Возрождения и одна из самых знаменитых работ великого итальянского художника Сандро Боттичелли (1445-1510).
Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Примеры линий, различных по характеру и художественным возможностям. Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани. В 1815-м она попала в галерею Уффици.
В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Этот факт говорит о том, что мастер приобрел славу в родном городе. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст.
Синьор этот служил в тайной должности при дворе Медичи: он был ловцом вампиров. Она умерла 22 апреля 1476 года 22-х лет от роду. А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. Якобы, узнав о болезни возлюбленной, Джулиано послал за неким Домеником Салкедо.
Ведь это был его долгожданный путь к Симонетте. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Миг. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Весна. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения.
Она обернула к нему испуганное лицо, а руками касается третьей фигуры, будто просит защиты. Что касается Меркурия, то он, кроме всего, считался богом ветра и в этом качестве назывался. С этого времени и начала расти ее всемирная известность.
Но, это неединственноеповторение в картине. Но в ее хрупком облике проступают и иные черты. Три грации воплощают собой нежность и невинность, но кажутся простыми девами, прекрасными в своей беззащитности. Её хоронят в родовом склепе Веспуччи в церкви Оньисанти. Пораженный красотой нимфы Хлорис, бог ветров настигает ее, чтобы насильно взять в жены. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру.
А май считался не только концом весны, но и началом лета. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». И есть ли путь в этот мир. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Нужно отметить, что современники оценили выполненные художником композиции «Три искушения Христа», «Юность Моисея» и «Наказание восставших левитов» превыше всех других работ.
В произведении нельзя не отметить явного влияния Верроккьо. Зефиром. Не случайно танец Граций сравнивают с хороводом ангелов в Раю в композиции «Страшный суд» Фра Анджелико.
Но давайте попробуем. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. Об этом говорит тот факт, что их виртуозно написанные одежды развиваются в разные стороны.
Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Так рождается стильная линия и вскоре Флоренция становится центром линеарной культуры. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Персонаж напоминает Деву Марию в сюжете «Благовещение» (например, на картине Алессо Бальдовинетти). Платье Паллады украшено эмблемами дома Медичи. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня.
Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. Она стала богиней в пышном одеянии. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному.
Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Языческое и христианское сплетаются в одухотворенный образ. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину.
Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. Так как все влюблены. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Они даже устраивают рыцарские турниры в ее честь. Некоторые из них срисованы с древних скульптур, но не как прямые копии, а преобразованные по особым художественным канонам самого Боттичелли.
Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.
Замыкает композицию группа отступников, поглощаемая землей. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Здесь нет взаимодействия между всеми персонажами – это спектакль, где на лицах актеров следы неизъяснимой грусти.
Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. Около 1473 художник по заказу банкира Джованни (Гаспра) ди Дзаноби Лами создал одно из прекраснейших произведений «Поклонение волхвов» (Галерея Уффици, Флоренция), предназначенное для украшения капеллы заказчика, которая находилась в церкви Санта Мария Новелла. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. 1480 г. Национальная галерея искусства. Все три фигуры символизируют первый месяц весны, которая начиналась с первым дуновением Зефира.
У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры).
Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Искусство – это всегда воплощённое чувство. Сандро Боттичелли. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен.
Сандро Боттичелли. «Сила», созданная Боттичелли, не несет в себе никакой мужественной энергии. Факты истории культуры и факты истории искусства. Вашингтон. Сандро Боттичелли. Она показана простой, тихой и скромной. Цепко схватил он бегущую влево нимфу.
Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия».
Среди живописцев 15-го века он был одним из самых прославленных, но в рядах поклонников было много разговоров. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Её основную роль на картине можно определить по тому, что Венера стоит в центральной части отдельно от всех.
Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Грации, спутницы и служанки Венеры, — достоинства, порождаемые Красотой их имена — Целомудрие, Любовь, Наслаждение. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. А к лету по Флоренции поползли слухи. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой.
Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. При виде Симонетты этот молчун вздыхает и рассыпается комплиментами. Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Будто бы красавица Симонетта умерла вовсе не от чахотки.
Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. На самом деле это несколько противоречит истине.
Пусть лучше она тоже станет вампиром, зато не умрет, ведь вампиры живут лет по триста. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Что их связывает. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. Раскидистые композиции на каменных постаментах, увитых диким плющом – за абсолютной природной гармонией стоит тонкая и кропотливая работа.
Поговаривали, что он тоже превратился в вампира. Меркурий (слева) нарциссически красив. Даже серьезный не по годам Лоренцо начал рифмовать строчки. Желая любыми средствами сохранить возлюбленной жизнь, Джулиано повелел раздобыть вампира для Симонетты.
Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Медичи даже забросили государственные дела. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. Но это не единственное повторение в картине.
Фигуры расположены волнообразно. Уффици. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены.
Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Знания, полученные у разных учителей, Боттичелли блестяще воплотил в таких работах, как «Мадонна на лоджии» (около 1467, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна в розарии» (около 1470, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468–1469, Музей Каподимонге, Неаполь). Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). От его полета согнулись стволы деревьев.
Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Изображая на этом полотне различные растения, художник был предельно точен исследователи «опознали» в картине свыше пятидесяти видов цветов и трав. Каково же содержание картины.
Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. По его желанию, картина была выполнена как аллегория «золотого века» медичейской Флоренции. Движение в картине устремлено справа – налево. Больше всех драгоценностей ей оказались дороги надушенные бумажки со стихами.
Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму.
Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Композиционно полотно делится на три части. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц.
На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. Красота Симонетты приносила большие проценты, чем ее громадное приданое. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту.
Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Только взгляд его метнулся по церкви и ударил прямо в глаза Лоренцо. Он стал бояться солнечного света, перестал встречаться с друзьями. Джулиано изменился до неузнаваемости.
В первом сюжете, расположенном верхнем левом углу, он просит Христа превратить камни в хлеб и слышит ответ: «Не хлебом единым будет жить человек» в центре композиции, стоя на крыше храма, уговаривает Сына Господня бросится вниз а в третьем сюжете изображенном в правом верхнем углу, Дьявол просит поклониться ему. Вот таким образом образ богини исполненный красоты, художник противопоставляет Кентавру. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. А уж если эта упрямица вобьет что в голову – никто не переубедит.
Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель.
Сад плодовитыи цветет на полях, мне в приданое данныхhellip Сад мои украсил супруг прекрасным цветочным убором, Так мне сказав: «Навсегда будь ты богинеи цветов. » Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду, Я никогда не могла: нет и числа их числуhellip Следом Хариты идут, венки и гирлянды сплетая, Чтобы в небесные ввить кудри и косы свои Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. 7 февраля 1497 воинствующий монах устроил «судный день» для Флоренции.
«Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Лоренцо Медичи.
Отношения его участниц отражают классическую формулу и вместе с тем неоплатоническое понимание Эроса: Любовь ведет Целомудрие к Наслаждению и скрепляет их руки. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. Это история Линии, создающей образы. Как войти в мир Линий.
И если бы деревья, заполняющие фон картины, не расступались вокруг нее полукруглым просветом, показывая, что здесь смысловой центр картины. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. Всё изменила вечная весна. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. Утверждается, что деревья в саду— это mala medica, ожерелья на Харитах— цветов Медичи, отыскиваются на картине элементы герба Медичи ит. д. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли.
обе выполнены с грацией и выразительностью». На самом деле это богиня цветов и растений Флора. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры).
Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Интересна внутренняя интонация этой работы. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера.
Портрет Джулиано Медичи (1453-1478). Меркурий пытается освободить пространство от движения ветра и жизни, от сексуального влечения мужчины к женщине. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Одной из самых примечательных работ этого времени является так называемый «Алтарь Барди» (1485, Государственный музей, Берлин), полное название которого звучит как «Мадонна с Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом».
Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Но эту дурочку не поймешь. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. Исследователи предложили несколько толкований. Нас ждут встречи с потрясающими полотнами мировой живописи – Леонардо да Винчи, Яна Ван Эйка, Диего Веласкеса и других Во Флоренции, в галерее Уффици, среди многочисленных шедевров живописи итальянского Возрождения хранится одна из самых знаменитых в мире картин — «Весна» Сандро Боттичелли. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического.
Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. Каково же содержание картины.
Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Что уж говорить о младшем Джулиано, влюбленном по уши. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Месяц считался концом весны и началом лета.
В других фигурах композиции также улавливаются ассоциации с религиозными мотивами. Над богиней парит Амур. В Галерее Уффици, главном музее Флоренции, в 10-м зале находится одно из самых известных полотен Сандро Боттичелли «Весна». Сандро Боттичелли. А с правого края художник изобразил и себя. А образы – это чувства и эмоции, а уже потом и только потом, мысли.
И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. Все герои изображенные на ней, являются мифологическими персонажами. Линия в структуре художественной формы. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Говорят, что полотно Весна Боттичелли писал, основываясь на Фастах Овидия – описаниях древнеримского календаря праздников.
Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е – о весеннем цветении природы. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. Андреа Верроккьо. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Для ответов на эти вопросы мы отправимся в увлекательное путешествие по Флоренции XVвека, в которой в это время происходили удивительные событияhellip В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичеллиhellip Они называли себя членами «Платоновской академии» – вольного общества людей, любивших античную культуру. Она не просто богиня любви и красоты.
Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Картина Весна была начата художником до отъезда в Рим и закончена после его возвращения В 16-м столетии слово Primavera (так назвал картину Боттичелли) использовалось как приход весны, праздник Весны. «Картина создана по законам не драматургическим, а музыкально-ритмическим.
В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. К тому же оба брата буквально завалили Симонетту дорогими подарками. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. Месяц считался концом весны и началом лета.
И как поэтично показано превращение. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу.
И, видимо, Боттичелли, получив заказ, знал, где будет висеть картина и то, что она будет находиться на высоте двух метров от пола над большой софой, называемой Закончив работу над «Весной», Сандро Боттичелли вынужден был уехать в Рим, куда был призван папой Сикстом IV для росписи стен новой папской капеллы, ныне известной как Сикстинская. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Вот что значит выгодно жениться. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло.
И не казнить их надо было, а вознаградить. С легкостью, едва касаясь земли, погруженные в себя фигуры предстают на картине в каком-то причудливо-волшебном сне. Алтарный образ был написан Боттичелли по заказу Джованни ди Аньоло Барди для его капеллы в церкви Санто Спирито. И, конечно, это породило особое искусство. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру.
Согласно Овидию, дикая страсть овладела Зефиром и он овладел ею силой. Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис.
Под впечатлением от проповедей Савонаролы Боттичелли создал два алтарных образа «Оплакивание Христа» (один — около 1495, Музей Польди Пеццоли, Милан другой — около 1500, Старая Пинакотека, Мюнхен). Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору.
Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. Стройные фигуры с удлиненными, плавно изгибающимися формами сплелись в ритмической последовательности кругового движения. Но искусство – это ОБРАЗЫ. Однако Боттичелли вернулся во Флоренцию, не исполнив взятых на себя обязательств.
Месяц считался концом весны и началом лета. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций.
По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. Франкфурт-на-Майне. Но есть ещё одна, не явная, тайная история. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево.
Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Из этого числа работ наиболее примечательны «Алтарь святого Варнавы» (другое название — «Мадонна на троне со святыми Екатериной Александрийской, Августином, Варварой, Иоанном Крестителем, Игнатием и Михаилом Архангелом», около 1487, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна Магнификат» (другое название — «Величание Мадонны», около 1483–1485, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна с гранатом» (около 1487, Галерея Уффици, Флоренция). Но в 1537 году они были перевезены на виллу в Кастелло, где их видел и описал в 1550 году Вазари, сообщив при этом, что «. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные.
Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. О том, как весной расцветает природа. Нашей целью было творческое переосмысление работы Сандро Боттичелли «Весна».
Раскинув руки, он шагнул на заговорщиков. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства.
Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. Уходящий безвозвратно. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны.
Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. Она, возможно, была создана по заказу Лоренцо де Медичи в 1477 году или несколько позже Лоренцо или его двоюродным братом Лоренцо Пополано.
А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Перелом в творчестве флорентийца произошел в конце XV века, когда он познакомился с монахом Джироламо Савонаролой. В 1467 Боттичелли в возрасте двадцати двух лет покинул мастерскую своего учителя, где постиг точность и изысканность рисунка, воспринял «манеру передачи чувств».
обе выполнены с грацией и выразительностью». Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). Такие подарки были в то время обычным явлением1. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы.
Все сочиняют, рисуют, философствуют. Очевидно именно Лами представил Боттичелли ко двору Медичи, чтобы тот смог вписать в композицию их «скрытый» групповой портрет. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Фрагмент. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной.
Выполняя полотно «Весна», художник черпал вдохновение в поэтическом календаре Овидия «Фасты». Джулиано даже не успел вскрикнуть. С этого времени и начала расти ее всемирная известность. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е 8212 о весеннем цветении природы. Движение в картине устремлено справа – налево. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра).
Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Салкедо доставил во дворец отловленного где-то вампира. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду.
Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Собрал вокруг поэтов, музыкантов, художников, философов. Флоренция. Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным, его родной брат Джулиано, Симонетта Веспуччи, возлюбленная Джулиано и муза Боттичелли, ранняя смерть Симонетты и трагическая гибель Джулиано, церковь Оньисанти (Всех Святых), где оказались похоронены прекрасная Симонетта и художник Боттичелли, – вот то реальное пространство, реальные истории, которые оказываются завязанными с этой картиной.
Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Видимо, эти события не могли не отразиться на настроении самой картины, в которую художник внес ноту грусти. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение.
Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. Последний персонаж картины художника – Меркурий (крайняя фигура слева). 1477-1478. От его полета согнулись стволы деревьев. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Стал необщителен и молчалив.
Джулиано увидел опасность первым. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. И это привело к трагедии. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст.
Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Боттичелли придает Меркурию характерный для вкуса Флоренции тех лет тип худощавой юношеской фигуры, как в «Давиде» Верроккьо, но очертания ее приобретают мелодичность, а лицо — одухотворенность. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. И после его укуса Симонетта действительно стала выздоравливать.
В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. Произведение имеет удлиненный по горизонтали формат. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Часто молился – просил Бога забрать его к Симонетте. Интересно отметить, что в этой работе так же, как и в «Поклонении волхвов», Боттичелли изображает своих современников, которые, по его замыслу, являются свидетелями происходящего очищения.
Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. Боттичелли продумал не только ритмическое решение композиции в целом, но каждую деталь.
По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. Портрет Симонетты Веспуччи (. ).
Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Меркурий (слева) нарциссически красив. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную.
Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки.
Красный и черный цвета в костюме портретируемого создают сильный цветовой аккорд. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Жест заботливый, опекающий. Жест заботливый, опекающий. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер».
В древнеримском календаре Меркурию посвящался весенний месяц май. Фигуры Мадонн максимально приближены к зрителю (за исключением «Мадонны в розарии» имеющей классическое построение). Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Но, тем не менее, в ней уже появляются собственные «художественные находки» молодого мастера: некоторая удлиненность пропорций, особая грациозная пластика движений, деликатность в моделировке лица.
Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Картина написана на основе древнеримской мифологии.
Хранится одна из самых знаменитых в мире картин — «Весна» Сандро Боттичелли. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Движение в картине устремлено справа налево.
Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. Апельсиновые, деревья склоняя ветки, образуют арку, которая ореолом окружает богиню. И вдруг осознаёшь – увядание. Взор Меркурия мечтательно устремлен в небо.
«Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо. Он пытается разорвать плотность облаков, мешающих лицезрению.
Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. Сколь приятна для любования. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду.
Следующая справа фигура – это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году.
Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. И тот понял – Джулиано шагнул к смерти сознательно. У большинства фигур взгляд и жесты разобщены, словно они показаны в момент, когда прежнее движение еще продолжается по инерции, а внимание переключается на новый предмет. Неудивительно, что есть множество трактовок картины.
Однако вскоре странные повадки начали проявляться и в поведении самого Джулиано. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Он назван так в честь матери Меркурия – Майи. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий).
Благодаря этим элементам композиции, полотно получило свое название Примерно в 1473 Боттичелли создал картину «Святой Себастьян» (Государственный музей, Берлин) для церкви Санта-Мария Маджоре. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт.
Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Этот инцидент наложил на характер мастера заметный отпечаток. Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Три правые фигуры Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. Фигуры расположены волнообразно.
К сожалению, росписи не сохранились. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. Исследователи предложили несколько толкований. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Десятки кинжалов вонзились в его тело.
Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно. Картина находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, как свидетельствуют описи, проведённые в 1498, 1503, 1516 годах. В правой части картины Боттичелли изобразил крылатого Зефира. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет.
Но, это неединственноеповторение в картине. Марко заключил уже немало выгодных сделок по рекомендациям Медичи. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Да, есть. В некотором отдалении от нее на фоне темной зелени изображена изящная фигура Венеры.
Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Уффици.
Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. Весна. 1480-1485 гг. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия).
Вся эта компания любителей искусств называет себя «странниками в садах Медичи» и свои творения посвящает Симонетте, величая ее Прекрасной Дамой. Богиня любви 8212 в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Боттичелли воплотил диалектику через композицию. 1477-1478.
Сюжет этого произведения достаточно типичен для того времени и представляет собой тип композиции «Поклонение Младенцу». – воспылал любовью к искусствам. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение.
(Почти 500 видов цветов, кустов и деревьев учёные определили на картине). Будто хотел этим плавным жестом унять их злобу. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Не прошло и нескольких месяцев, как жизнь семейства Марко Веспуччи разительно изменилась. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. Это – гимн и природе и человечеству.
Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются.
«Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4.