Сравнила свою фотографию Ратажковски, как вы могли догадаться, с картиной Сандро Боттичелли Рождение Венеры.
Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Первыми самостоятельными работами Боттичелли стали несколько изображений Мадонн. Отсюда пошло второе имя богини – Пенорождённая. И это не случайность, что, трактуя сцену, Боттичелли снова обратился к религиозной иконографии: симметричное расположение фигур, предстоящих центральной, напоминает композиционный принцип «Крещения Христа», где в небе появляется Святой Дух. Если «Весна» ассоциируется с праздником в царстве богини любви, то эта композиция представляет теофанию или богоявление.
Она опирается на одну ногу, что делает ее образ естественным. Судьба Боттичелли была сложной и полной тревожных раздумий, сомнений и испытаний. Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры – самое одухотворенное из всех, написанных художником идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера. Зрители, надо признать, не прониклись новым стилем.
Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем. Картина «Рождение Венеры» описывает античный миф рождения богини любви из морской пены. Стремясь заглушить страдания, художник запечатлевал Симонетту Веспуччи в своих картинах.
На протяжении длительного времени художник поддерживал теплые отношения с семейством Медичи, но особенно дружен был с Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для кого и написал картины «Рождение Венеры» и «Весна». Настоящий символ женственности, красоты, милосердия и чистоты. «Рождение Венеры» (итал. Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» – «Venus pudica». Великий представитель флорентийской школы живописи Сандро Боттичелли родился 1 марта 1445 года в «цветущем» городе Флоренция.
В такой трактовке нагота богини является не символом греха, а символом чистоты. Богиня возникла из морской пены. Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами. Отец титанов Уран был оскоплен по просьбе жены его Геи, уставшей от измен мужа. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер.
Зефир дует на раковину и ветер этот – из цветов. Однако только в 1512 году Сикстинская капелла обрела мировую славу, после того как потолок и алтарная стена были расписаны Микеланджело. Сандро Боттичелли также принимал участие в работе комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре и выполнил серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте. (Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры – жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой – похожа на мрамор. Оры отвечали за порядок в природе и покровительствовали разным временам года. Предположительно, Боттичелли узнал об этом мифе от философа Марсилио Фичино или от поэта Анжело Полициано, который в своем произведении «Джостра» детально описал миф рождения Венеры.
1445 – Родился в семье дубильщика во Флоренции. 1462 – Поступил учеником в мастерскую художника Филиппо Липпи. 1470 – Открыл собственную мастерскую. 1471 – Написал диптих «История Юдифи», который принес ему известность. 1477 – Написал картину «Весна». 1481 – 1482 – Расписывал Сикстинскую капеллу в Риме. 1485 – Закончил работу над «Рождением Венеры». Основу музейной коллекции составили полотна, принадлежавшие олигархическому семейству Медичи, которое вошло в историю благодаря своим многочисленным заслугам перед «цветком Тосканы» Флоренцией.
Гениталии Урана Кронос выбросил в море за ненадобностью. Дерево, темпера. «Разве не странно то, что еще 50 лет назад Боттичелли считали «темным» художником переходного времени, который пришел в мире только для того, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в «Образах Италии» знаменитый историк искусства Павел Муратов. То, что показалось странным П. Муратову в начале XX столетия, еще менее понятным представляется нам: мы видим гениальность Боттичелли и мы и представить себе не можем, что в течении почти трех веков, где-то с середины 16 до середины 19 веков., мир оставался равнодушным к шедеврам Боттичелли. Однако «Рождение Венеры» никогда не упоминалось в инвентарях их имущества.
Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером. Они облекли её в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. В ней ясно различается мастерство рисунка эта основополагающая черта флорентийского искусства того времени и в композиции Боттичелли изысканный ритм линий создаст утонченную, почти женственную атмосферу. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось. Голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос.
Благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно – языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении. Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом.
Венера с кожей мраморного цвета поднимается рядом с ней над океаном, как статуя. Галерея Уффици. Как пишет Виктор Липатов, «он наряжает ее в красивые одежды, унизывает жемчужинами косу «медных» волос, аккуратно рисует чуть курносый нос, отмечает на устах загадочную улыбку обольщения и таинственной мечты. Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами. «Рождение Венеры» – одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей излучинами берегов. Что же. Затем последовал первый заказ, который Боттичелли выполнил для зала суда.
У берегов Венеру встречает нимфа Ора, спешащая набросить на богиню пурпурное одеяние (которое имеет ритуальную функцию – символизирует переход между мирами: в такие заворачивали как новорожденных, так и умерших). «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам. В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству. Нагая Венера стоит на золотой, сияющей раковине, которая плывёт к берегу по морской ряби. Сандро родился в семье кожевника.
Боттичелли покровительствовали Медичи известные ценители искусства. Но плодоносные силы Урана были настолько велики, что от упавших на землю капель крови родились гиганты, эринии и мелии, а от капель крови и семени, упавших в море, создалась пена из которой на свет появилась богиня Афродита (Венера).
И это напоминает поединок за новорожденную. Он был вхож в высшие круги общества, в том числе и в богатые королевские семьи. Капли крови Урана упали в море и образовали пену из которой и родилась стоящая на раковине Венера. Громко приветствовали её боги. Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, вот таким образом в некоторых его работах фрагменты производят большее впечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»). По словам Полициано, случайный наблюдатель мог бы увидеть при этом вспышку глаз богини.
Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна. Её подгоняет западный ветер источник которого – бог Зефир изображённый в левой части картины в объятиях своей жены, богини цветов Флоры (Хлориды). Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати. Но флорентийцы не хотели верить, что прелестные и нежные Черты Симонетты будут навсегда утрачены. Стихи Полициано, видимо и послужили сюжетным источником для Боттичелли.
Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. Как пишет искусствовед В. Липатов, сколько себя помнил, «Боттичелли был глубоко несчастлив и счастлив одновременно. Посмотрите: сила ветра направлена не столько на море или на Венеру (волн нет и фигура героини статична), сколько на эту мантию. Он никогда не был женат, а исследователи его творчества уверяют, что тайной любовью художника оставалась девушка с картины, Симонетта Веспуччи. Самый яркий представитель этой банкирской династии, Лоренцо Великолепный, продолжал традиции своего деда Козимо и отца Пьеро, просвещенных тиранов и щедрых покровителей искусства, философии, поэзии. Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики.
изящное движение рук Венеры, сплошь усыпанное цветами платье Флоры, рождается очарование одной из самых прекрасных картин итальянского Ренессанса. Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота – это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь – связующая сила, движущая мир к Богу». В глаза бросается скрытое противоборство на картине левой и правой групп. Согласно другим версиям изначально заказчиком был абсолютно другой человек.
Но это правда. Неясно, кто был заказчиком «Рождения Венеры». «Легенды и мифы Древней Греции»).
Обнажённой и на раковине (символ женского лона), она вышла на сушу. Ветры — Зефир и Аура — зримо колышут водный простор. Лёгкий, ласкающий ветерок принёс её на остров Кипр. Рождение Венеры Сандро Боттичелли заслуженно считается шедевром мировой живописи. И Боттичелли, вместе со многими другими несправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам.
«Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствовед Б. Беренсон и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня. Современникам нравилась певучесть линии, ритм и гармоническое сочетание малейших нюансов. Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре. Его полное настоящее имя – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Сандро – сокращение от Алессандро, а прозвище «Боттичелли», что в переводе с итальянского означает «бочонок», досталось ему от Джованни, его старшего брата, который был толстяком. Боттичелли (1445-1510) жил в одну эпоху с Леонардо да Винчи, он видел, как устанавливали во Флоренции статую Давида, которая была творением молодого Микеланджело, он умер лишь на десять лет раньше Рафаэля, но между этими мастерами и ним была целая эпоха. Настоящая фамилия художника — Алессандро Филипепи, а Боттичелли («Бочоночек») — это смешное прозвище, которое дали старшему брату художника и которое навсегда прилепилось к нему самому.
Но наиболее знаменитым полотном является «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли, сейчас находящееся в галерее Уффици (Флоренция, Италия). Боттичелли использовал различные техники для написания своего шедевра, дробил лазурит для получения синей краски (на платье нимфы) и наносил тончайшее листовое золото на пурпурную накидку. Из всех оттенков любви (чувственной, смелой, насмешливой, любви смиренной или страдальчески ласковой, трагической и даже запятнанной кровью) флорентийцы отдали свое сердце изящному и улыбающемуся сладострастию. Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. В течение следующего десятилетия он приобрел большое количество влиятельных заказчиков, среди которых оказалась и семья Медичи.
В настоящее время картина хранится в галерее Уффици во Флоренции. До появления труда всей его жизни оставалось всего три года. Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере. Справа ее с мантией в руках встречает нимфа Ора (5). Все в композиции несет на себе отпечаток субъективного мира художника.
В отличие от ветров, чья стихия — воздух, пространство Оры — земля. Он владел виллой Кастелло, что под Флоренцией и именно на этой вилле хранились «Рождение Венеры» и «Весна». Варнавы работы Боттичелли)источник не указан 471 день. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха.
Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. Но он был очень счастлив тем, что умел запечатлевать в своих картинах проявления Красоты. В отличие от «Весны», «Рождение Венеры» написано на холсте.
Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилосьисточник не указан 471 день. Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины. Он жил и творил более пяти веков назад в прекрасной Флоренции, которую еще в древности назвали «Цветком Тосканы» и которую многие считали самым совершеннейшим из всех городов Италии. Первую половину 1480-х годов можно назвать античным периодом в творчестве Боттичелли.
Существует мнение, что юная Венера на картине Боттичелли символизирует Христа. Античная богиня становится аллегорией христианского откровения, через которое спасается душа. Ее ранний уход оплакивал и Сандро Боттичелли, который писал с нее Венеру и Весну. «Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов.
Он превращал жизнь в искусство и искусство становилось для него подлинной жизнью. Последним штрихом стало покрытие полотна слоем яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» в сохранности дошло до нас. Она много лет украшала его виллу Кастелло. И все же это так. Мечтательно пуглив, алогичен в поступках и фантастичен в суждениях.
Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии». Согласно мифу, Венера влюбилась в очаровательного пастуха Адониса. Нежными розами придавая легкость его воздушным потокам (роза в мифологии – это символ Венеры, цветок, появившийся из капель крови ее отца – Урана). Подтверждение этому они находили в диалоге древнегреческого философа Платона «Пир»: «Я утверждаю, что из всех блаженных богов Эрос самый счастливый, так как он прекраснее и лучше всех. Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами.
В левой части картины мы видим Зефира (западный ветер) в объятиях его супруги Хлориды (Флоры, богини растительности). Большинство портретов Симонетты появилось уже после ее смерти. Так мыслилось неоплатониками загадочное возникновение Красоты. Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований.
Они покоятся в церкви Оньиссанти – церкви Всех Святых. Рождённая из пены она добирается до берега в морской раковине, где её встречает Бог западного ветра Зефир вместе со своей супругой Хлоридой (Флорой). Вот таким образом для человека, расписывавшего Сикстинскую капеллу и создавшего богородичный цикл («Мадонна с младенцем», «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с книгой»), было совершенно нормальным работать над языческим сюжетом да еще с обнаженной натурой. Флорентийцы прославляли свой город, не только сочиняя хвалебные послания.
Кроме того, в античной символике раковина, на которой плывёт Венера, обозначала вульву. Слава о художнике быстро распространилась за пределы его родной Флоренции. Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» – прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять. Выбирая классические сюжеты, Боттичелли отказывается от канонических композиций и сам «режиссирует».
Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Именно в такой же позе была изображена скульптура Праксителя «Капитолийская Венера». Варнавы работы Боттичелли).
Как раз этот эпизод представил в поэме «Стансы на турнир» («Stanze per la Giostra») вдохновленный классической традицией современник Сандро Боттичелли, Анджело Полициано. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Тем не менее, остаётся весьма вероятным, что эта картина Боттичелли была заказана для какой-то загородной резиденции. К сожалению, этот штандарт не сохранился. Тот исполнил просьбу матери, взял отрезанные гениталии в левую руку и забросил их в море.
Именно здесь Боттичелли написал две свои знаменитейшие картины – «Весна» и «Рождение Венеры». Они преображали его здания, площади и улицы, а праздники отмечали с небывалой роскошью. Согласно мифам о римско-греческих богах, в момент рождения Венеры впервые зацвела роза. «Душа её – суть Любовь и Милосердие, глаза её – Достоинство и Великодушие, руки – Щедрость и Великолепие, ноги – Пригожесть и Скромность», как отзывался о Венере Боттичелли философ Марсилио Фичино. Умер Боттичелли в безвестности.
Неоплатоники отождествляли его с Эросом – богом любви. Дивную богиню повели на Олимп. 17 мая 1510 года Сандро Боттичелли умер в возрасте 65 лет. Неприступный взгляд из-под тяжелых век придает Венере холодновато-сдержанный вид.
В последнее десятилетие XV века художника постигла череда неудач. Одновременно эта картина несет в себе массу загадок. Ее игриво развеваемые ветром вокруг лица волосам Боттичелли искусно придал особенный блеск тонкими золотыми штрихами. Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными. В средние века такие атрибуты Венеры, как розы и раковина, стали ассоциироваться с Девой Марией. Союз Зефира и Флоры часто рассматривают как аллегорию единства плотской (Флора) и духовной (Зефир) любви. 5 РОЗА – символ любви и любовных страданий, причиняемых ее шипами. 6 КАМЫШ – символ скромности Венеры, которая как бы стыдится своей красоты. 7 ОРА ТАЛЛО (ЦВЕТУЩАЯ) – одна из четырех ор, дочерей Зевса и Фемиды.
На берегу богиню Венеру встречает другая длинноволосая красавица – древнеримская Ора (греческая грация) Талло, готовя для богини накидку. Пышно разрастались цветы там, где ступала Афродита. Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование. Верил в озарения и не заботился о богатстве.
Боттичелли создал для капеллы три фрески:«Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов. Его дыхание наполняет ветер цветами. На картине «Рождение Венеры» тесно обнявшие друг друга бог ветров Зефир и его супруга Хлорида-Флора (чей образ Боттичелли использовал и в другом своём полотне – «Весна») своим дыханием ласково направляют Венеру к берегу острова Киферы.
Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции.
Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. А обвинение Савонаролы в ереси поставило под сомнение моду на Боттичелли. Смерть ее стала глубоким личным горем для художника. Так он стал известным мастером, чьи работы востребованы.
Римской Венере, богине любви и красоты, в Греции соответствовала Афродита, чье греческое имя происходит от слова «пена». Это одно из гениальных творений художника, которое, как и другая его великолепная картина «Весна» пробыли в абсолютном забытие более триста лет, находясь на одной из небольших вилл в окрестностях столицы Тосканы – Флоренции. Но любовь была недолгой: Адонис погиб на охоте от клыков кабана.
Боттичелли попал под его влияние: его работы стали более аскетичными и морализаторскими. Ренессанс подарил мировому искусству множество чудесных произведений. была Симонетта Веспуччи, родившаяся на Лигурийском побережье, в городке Портовенере.
Из слез, которые богиня пролила над телом возлюбленного и родился анемон. 14 АПЕЛЬСИНОВОЕ ДЕРЕВО – символизирует надежду на вечную жизнь (апельсин – вечнозеленое растение). – его учеником станет Филиппино Липпи, сын первого учителя Боттичелли. И в этом городе расцвела любовь, похожая на прекрасную сказку. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Не построил своего дома, не свил семьи.
Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи. Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения). Недаром русский философ Н. Бердяев называл его «самым прекрасным, волнующим, поэтическим художником Возрождения и самым болезненным». Возрождение.
На картине Боттичелли она стыдливо прикрывает грудь и лоно. Их кумиром был древнегреческий философ Платон. Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы».
Начнем с того, что доподлинно неизвестно, кто является ее заказчиком. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия. Более, чем солнечному лучу, Боттичелли доверял лучу своего глаза, а кисть его была точна и тверда». Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов: «Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна», «Рождение Венеры».
«Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана из белоснежной пены морских волн. Боттичелли начал создавать фрески, а также писать для церквей. Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. В них описывается, как бог ветра Зефир гнал Венеру к берегу в раковине.
Полотно иллюстрирует миф о рождении богини Афродиты (Венеры). Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. В мифе события разворачивались стремительно. Самую известную свою работу – «Рождение Венеры» – Боттичелли закончил через 9 лет после смерти Симонетты. Зефир словно стремится помешать Оре укрыть Венеру.
Возможно, великого художника ренессанса Сандро Боттичелли на написание картины вдохновил один из гимнов Гомера, в котором бог западный ветер, Зефир принес на остров Кипр Венеру (Афродита), где ее и приняли в свои объятия Горы. Написал богородичный цикл. 1487 – Написал алтарь для церкви Святого Варнавы во Флоренции. 1489 – Написал «Коронование Марии» для церкви Сан-Марко во Флоренции. 1494 – Закончил картину «Клевета Апеллеса». 1501 – Пережил духовный кризис, создал «Покинутую» и «Положение во гроб». 1505 – Последняя завершенная работа «Чудеса святого Зиновия». 1510 – Умер во Флоренции, похоронен в церкви Оньисанти. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует.
Италия. Но не это делает ее шедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали. Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота. Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности.
Зефира обнимает его возлюбленная Хлорида, а на берегу богиню встречает одна из граций. И вообще религиозные работы Боттичелли – одно из его главных творческих достижений.
Многие исследователи и историки сходятся во мнении, что картина «Рождение Венеры» была написана специально для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, банкира и государственного деятеля из знаменитого рода Медичи. Был он, что называется, не от мира сего. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Подобная композиция, в согласии с уже знакомыми нам идеями неоплатоников о преемственности античности и христианства, сближала картину с привычными молитвенными образами.
Самым прекрасным творением оказалась Афродита. 203 x 314 см. На берегу Острова Кипр её ждёт одна из мифических граций. В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту). И Боттичелли донес до нас священную память о ней.
Там, где ступала Афродита, вырастали травы и цветы: роза (символ любви и вызванных ею страданий), василек и мирт (символы плодородия), маргаритка (символ невинности и чистоты), анемон (символ трагической любви, чашу которой придется испить богине на земле), апельсин (символ вечное жизни). По словам исследователя творчества Сандро Боттичелли Герберта Хорна, одухотворенный строй чувств пронизывает картину, Венера «является в свете невыразимого блаженства, от которого веет скорее кругами Рая, нежели высотами Олимпа». Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного – Лоренцо ди Пьерфранческо.
Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера). Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания. И если бы не влиятельные друзья и поклонники его таланта, мог умереть от голода. До сих пор исследователи и историки так и не сошлись во мнении – откуда Сандро Боттичелли взял сюжет для картины.
Древнегреческий миф о патриархальном девственном зачатии богини Афродиты (Венеры) рассказывает, что однажды богиню земли Гею так разозлили измены супруга Урана, что она приказала их младшему сыну Кроносу отрезать отцу гениталии серпом. По факту, в картине «Рождение Венеры» Боттичелли синтезировал христианство и язычество. Она, обнажённая и юная, плывёт по волнам на раковине.
Клубящиеся одеяния, линии, которыми написаны волосы и крылья — все это исполнено динамического порыва, олицетворяющего один из основных элементов вселенной. Пет рочук называет это «жестом обольстительной чистоты». Слева на Венеру дует бог ветра Зефир (2), олицетворяющий здесь мужскую сексуальность.
В средние века раковина символизировала плодородие, чистоту и непорочность. В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление абсолютной гармонии. Возможно, это самый цитируемый в рекламе классический образ.
Так, текст из «Стансов на турнир» Полициано: «На раковине резвые Зефиры Пригнали к брегу неземную деву: Она кружит и радуется небо, — претворяется в изображение раннего утреннего часа с блеклыми красками неба и моря под дождем из роз в этот пустынный и прекрасный мир вступает хрупкая богиня. 1 ВЕНЕРА. Картина «Рождение Венеры» представляет собой иллюстрацию мифа о рождении древнеримской богини Венеры (или греческой Афродиты Анадиомены). Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. Талло «следила» за весной и вот таким образом считалась спутницей Венеры. 8 ВАСИЛЕК – символ плодородия, так как он растет среди созревших хлебов. 9 ПЛЮЩ – это растение, «обнимающее» стволы деревьев, символизирует привязанность и верность. 10 МИРТ – растение, посвященное Венере (согласно рассказу древнеримского поэта Овидия, когда богиня любви ступила на землю Кипра, миртом она прикрыла наготу) и вот таким образом считавшееся еще одним символом плодородия. 11 АЛАЯ МАНТИЯ – символ божественной власти, которой обладает красота над миром. 12 МАРГАРИТКА – символ невинности и чистоты. 13 АНЕМОН – символ трагической любви, чашу которой придется испить Венере на земле. Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи— двоюродный брат Лоренцо Великолепного, герцога Флоренции.
В поздний период творчества он попал под влияние пламенного проповедника Савонароллы и больше не писал картин на мифологические темы. Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. Сюжет картины описывает процесс рождения Богини Венеры или Афродиты из морской пены. То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что триста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам. Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения.
Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций. Флоренция.