Онавообще всегда читается справа налево. Этоозначает, чтоих больше нет, ониушли. Время великих композиторов еще ненастало. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра).
Этосоединение темы любви, которая есть вэтой картине, стемой весны. Тамбыло представлено «Поклонение волхвов»: когда смотришь наавтопортрет Боттичелли, удивительно, какон выпукло соединяется собщей композицией– друзья Академии, семья ивместе стем, какон отделен вправой нижней части отвсего этого. Известна фраза Микеланджело, произнесенная, когда он сделал гробницу Медичи иему сказали отом, чтоДжулиано насебя непохож. Нодело невтом, какая картина больше известна, автом, чтовся полнота философских, поэтических, художественных, каких-то еще очень собственных внутренних интимных мыслей более широко развернута в«Primavera», чемв«Рождении Венеры». Практически это единственная фигура, которая обращена кнам, которая смотрит нанас, – этоиесть автопортрет Сандро Боттичелли. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны.
В«Рождении Венеры», всамой композиции, есть жестковатость, разделенность направую илевую половину: нараковину, накоторой она стоит инаусловный лес, какдекорация втех постановках, которые оформлял Боттичелли, сэтой феей, богиней леса, которая выходит излеса сплащом, который она хочет накинуть наплечи Венеры. Таким образом Боттичелли, Пьетро Перуджино, Козимо Россели и Доменико Гирландайо – 27 октября 1480 года были направлены в Рим для росписи стены новой «великой капеллы» Ватикана, которая была сиюминутно возведена по приказу папы Сикста IV (именно вот таким образом получила своё название Сикстинской).
Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Этовидно также уТициана: мужчины– личности, аженщины– красавицы, Венеры.
Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Чтоже касается членов Академии изображенных накартине, тоневсе отождествлены. Ведь вкаждую эпоху такой тип всегда существовал исуществует. Только настоящий поэт чувствует эпоху, какникто. Намочень трудно сейчас понять вообще, ачто это такое было. Онневедает, вкого икакон попадет.
Онстоит усамого края картины исмотрит нанас. В попытках осознания своих чувств мастер переключается с растроганности в «Рождестве» мотивам, раздирающим душу в «Распятии» и «Сцен из жизни святого Зиновия». Оннаписал картину, которая называется «Поклонение волхвов». Вотвэтих словах– «мой Сандро»– вэтом любовь инежность Леонардо, которые небыли ему свойственны.
Икакинтересно живут эти деревья. Онвписан втой части, гдеизображены портреты Академии Медичи. Ивсе– жизнь кончилась, двери закрыли илоскут синего неба там застеной. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Есть стихи, посвященныеей, акогда ее хоронили, стихи написал сам Лоренцо Великолепный. Художники эпохи Возрождения показывали драматургию происходящих событий, взаимодействие героев уБоттичелли ничего этого нет. Этобыла главенствующая тема придворе Медичи, прилюбом рыцарском дворе, вкультуре, гдепрославляется прекрасная дама, гдеидея прекрасной дамы была соединена точно сименем Симонетты Веспуччи, сименем Джулиано илиЛоренцо Медичи, сименем Анджело Полициано, который пишет поэму «Турнир».
Онбыл, какмы уже говорили, очень похож нагерцога Орсино из«Двенадцатой ночи», такогоже типа молодой человек. Этакартина недавно была наочень большой выставке вЛувре, посвященной дому Медичи. Дляпоэта иромантика это имеет очень большое значение. Дело втом, чтопринцип художественной организации пространства очень необычен. Онбыл настоящим поэтом, так как дляпоэта важна любовь.
Историки искусства единодушно датируют эти работы 1477-1478 годами. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. Небудем говорить отом, сколько он там наврал, ноон написал эти мемуары. Трудно сказать, такэто было илинетак, ноесть такие сведения.
Вообще, мыотом времени неочень много знаем изнания эти отрывочны. Этофрагмент картины, который сам посебе становится отдельной картиной имногократно репродуцируется. Нодело невэтом, адело втом, чтоМодильяни, также, какиБоттичелли, – великий поэт линии. Очень большое впечатление производит «Пьета», одна изего поздних картин. Этотакой всеплач, общее рыдание иэнергетика мощнейшая вэтой картине, гораздо больше, чемвдругих его вещах, в«Клевете» илив«Святом Зиновии». Определенность вэтих вопросах вовсе ненужна.
Какиебы нибыли Медичи, ноих писали великие художники иим служили воФлоренции. Итолько тогда понял инаписал: «Этоже был мой Сандро». Если время великих композиторов вискусстве, тоесть великих мастеров больших симфонических композиций вживописи, настает вXIII– XIVвеках, томузыка настоящая, оркестровая, концертная, появляется вXVIвеке вВенеции, этострана музыки.
Почему мы говорим «мост надбездной». Икакон смотрит нанас: онобращен только кнам, эточеловек систорическим сознанием. Какон писал линию, какон писал музыку линии. Наочень иочень многих картинах показаны эти концерты.
Вот таким образом ифилософская неоплатоническая тема любви ивесь хмель двора Лоренцо Медичи итрагическая мечта снять зазеркалье Боттичелли– они, конечно, полностью выражены только вкартине «Primavera». Сандро Боттичелли (или, какего звали, Алессандро Филипепи) родился в1445году. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Иодна бездругой несуществует.
Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Известно, чтоона была женщиной необычайной красоты ибыла прекрасной дамой воФлоренции. Во-первых, тамузыка, которую они исполняли сами. Небыло нихудожника, нискульптора– никого, ктоненаписалбы «Поклонение волхвов».
Этоответ очень банальный, нодело обстояло именно так. Никогда уже двери неоткроются иникогда уже ничего невернется. Модильяни– итальянец, флорентинец, окончивший флорентийскую Академию.
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Флоренция. Этоочень красивые картины: и«Рождение Венеры» и«Primavera». Таквот в«Весне» какраз есть все эти оттенки. Март– этокогда начинается цветение хмеля, начинается primavera ивступает новый цикл жизни. Её основную роль на картине можно определить по тому, что Венера стоит в центральной части отдельно от всех. Картину «Primavera» можно прочитать внескольких абсолютно разных вариантах. Идело невтом, чтоона лишена «квадратного» содержания, тоесть повествовательности, онаочень метафизична.
Подтверждением тому выступает работа (ставшая отражением общения художника с семьёй Медичи) «Поклонение волхвов», заказанное в промежутке межу 1475 и 1478 годами Гаспаре (или Джованни) да Дзаноби Лами (банкир, приближенный к семье Медичи). Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино.
Если влюблен, каквженщину, торазве это обязательно жажда обладания. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Фигуры ассоциируются со шпалерой за счёт чёткой манеры изображения на фоне глухой листвы.
Через него пройдет время. Боттичелли пишет эту картину каксвой бесконечно повторяющийся сон обутрате. Хмель варили, когда все зацветает, этоозначало, чтопришла весна. Справа стоит Лоренцо ион очень хорошо виден.
АвСредние века эти драпировки, которых очень много, скрывают тела, делая их бестелесными. Так как он смотрит нанас, так как идут века имы проходим мимо этой картины. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Боттичелли был художником-романтиком. Былинебыл. Туткомплекс признаков.
Волхвы– первые, ктопришли возвестить новую эпоху, ктопришли возвестить новое время. Онабыла несубъектом, аобъектом. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Италия. Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил Минерву-пацифику, атрибуты которой – копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине – оливковые ветви и венок) – символизируют добродетель. Онвидел себя ичерез сто лет ичерез двести ичерез триста, онмыслил себя исторически.
Впечатление она нанего производила, вероятно, необычайно сильное. Умер Боттичелли в безвестности. Сних новое время иначалось. Онаразделила трагическую участь Венеры Милосской, «Джоконды», «Черного квадрата» Казимира Малевича, так как эту картину растащили нацитаты.
КакКаспар, Мельхиор иБальтазар, тривеликих волхва, пришли первые, нопосле пастухов, вясли. Онписал их бесконечно. Этотакаяже дружба, которая описана в«Двенадцатой ночи», когда Виола изображала изсебя мужчину ивместе сОрсино восхищалась красотой Оливии.
Можноли сказать, чтоона была носительницей исключительных качеств. Возрождение. Ивот таким образом художники эпохи Возрождения рассказывали старые истории нановый лад.
Этому никогда неуделяли достаточного внимания, ноэто так. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Стиль Боттичелли, егообраз постоянно мелькают, даже впесенках Вертинского они есть. Вискусстве очень важно, когда ты сказал все инесказал ничего. По своей специальности Мариано был кожевником. Инепростым придворным, онбыл театральным художником. Этобыла очень большая редкость.
Сандро Боттичелли родился в 1445 году во Флоренции. Между двумя картинами, «Primavera» и«Рождение Венеры», конечно, очень большая связь, хотябы потому, чтоони были выполнены какдиптих: позамыслу художника одна картина была какбы продолжением другой. Ноболее всего он был другом младшего брата Лоренцо Великолепного, Джулиано Медичи.
Гений излодейство существовали вместе, одновременно. Есть еще много источников, нововсяком случае то, очем мы сейчас говорим, безусловно, было. Известно, чтотворчество Боттичелли делится надве части.
Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. Этоавтопортрет врост, оннепогрудный инепрофильный. Этобыло удивительно: картины начинали петь, звучать идышать иначе. Разве можно описать дуновение гения.
Правильно онем всегда пишут, чтоон непревзойденный поэт линии. Музыка вдрапировках. Неслучайно Давид поставлен Микеланджело в1504году наплощади Флоренции, онзнаменует, чтотакое человек Возрождения какгерой. Иэто семья Медичи, онпоказывает, чтобыл частью этой семьи.
Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. Онипили очень часто все изодного кубка. Докакой степени точно он осознает эту двойную позицию. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны.
Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. Ивзеркале Хлои, которая бежит отБорея сэтим цветком хмеля взубах. Такое впечатление, чтоФилиппино Липпи толи ее писал, толи кого-тоеще.
Онкакникто знал ивещи Боттичелли иего иллюстрации к«Божественной комедии». Какэто можно знать. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную.
Именно орден волхвов, так как они чувствовали себя волхвами. Ивдруг именно это произведение наряду с«Джокондой» становится предметом такой невероятной агрессии. Ятолько частично был.
На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Ачто значит писать. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Ктоеще изображен наэтой картине, помимо самого художника. Ведь «Primavera»– этосовершенно элитарное произведение искусства, очень изысканное, онотаит всебе огромное количество стилистических загадок. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Короче говоря, судьба этой картины необычна идвусмысленна.
Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Этовот такой феномен любви. Двевместе– ветер Борей иХлоя. Потребность вавтопортрете начинается несколько позднее иэто один изсамых первых иподробных автопортретов. Он вместе со своей семьёй жил в квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова.
Боттичелли– дегероизированный художник. Семья Филипепи обладала внушительными доходами (были хозяевами домов, владельцами земель, лавок и виноградников) и занимала высокое положение в обществе. Онобманывается все время.
Ачто зачеловек была Симонетта. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Онистали его сном, онистали его наваждением, онистали его уникальными иединственными героями. Посвоему рождению, посвоему обучению, посвоей жизни он был флорентинцем. Итак было всегда. Всеего фигуры– непросто очерченные, форма какбы создается через линию. Уних запросто случались иотношения смужчинами какая разница.
Неслучайно это время очень хорошо разделяло две вещи: любовь земную илюбовь небесную. Каждая эпоха предлагает нам свой тип красавицы.
Авот вся композиция в«Primavera»– этосплошная музыка, просто музыка. Наэто стоит обратить внимание, так как тема тела идрапировки– этотема иантичности иСредних веков. Была мать самого Лоренцо Великолепного, мызнаем оней, так как сохранились ее письма отцу Лоренцо, Подагрику иэти письма опубликованы. Ониникогда ненаступают наземлю, онипарят навершок надземлей.
Наэтот вопрос трудно ответить. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Емунежалко было вкладывать деньги вбессмертие, онменял деньги набессмертие. Этоочень трагический финал.
Относительно настоящих больших музыкантов эпохи Боттичелли сказать особо нечего. Ивсе-таки извсех картин, наверное именно «Весна» производит самое мощное иглубокое впечатление. Вообще, вдрапировках музыка есть всегда.
Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Ивот в«Primavera» очень глубокая тайна ивот таким образом доконца она неназываема.
Боттичелли абсолютно другой. Конечно, онбыл чувствилищем времени ивеликим поэтом-романтиком. Инепотому, чтоподделывают, апотому, чтоточное авторство установить сложно. Картина написана на основе древнеримской мифологии. Значит, онабыла великая женщина того времени, необыкновенная умница.
Есть такой образ– КарлV, подающий кисти Тициану. Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Это – гимн и природе и человечеству. Этовосхищение, этожелание, ноотнюдь непознание.
Онпоказывает, содной стороны, себя внутри очень определенной картины– это«Поклонение волхвов». Ион никак немог понять, кого она ему напоминала ипрошел мимо. Вероятно, этот вид работ давался художнику меньше из-за его постоянной необходимости в движении и совершенстве ритма, которых портрет по грудь (характерен для XV века) не мог дать. Конечно, нельзя и обойти вниманием возвышенный характер реализма Сандро. В«Двенадцатой ночи» Шекспира описаны двор герцога Орсино иего отношения сОливией ивсе это точно соответствует тому, чтопроисходило воФлоренции.
Новот уБоттичелли эти линии стекают вертикально, завиваются извиваются. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. «Primavera» ненаписана какповествование. Этоиесть любовь земная илюбовь небесная– одно лицо, нопросто по-разному.
Онисами делали себя героями иучастниками этой мифологии, онисебя чувствовали настоящими героями. Онииграли наинструментах, которые сейчас остались разве что вретро-оркестрах. Иименно потому, чтоони мыслили себя исторически, онивдруг начали друг другу писать письма, начали писать мемуары, воспоминания. Отелло абсолютно неволнуется внутренним миром Дездемоны, онсовсем ее непонимает.
Самые известные картины Сандро («Примавера» и «Рождение Венеры»), которые были заказаны семьёй Медичи, стали воплощением культурной атмосферы, свойственной для медического круга. Онвовсе небыл таким, каквсе остальные художники Флоренции этого времени. Ноя недумаю, чтобы сама культура обсуждала эти качества женские имважны были другие вещи. Одновременно, в данной работе чувствуется отрешение от совершенства в пропорциях (быть может вследствие этого, работа и не была столь успешна), увеличивается величественное напряжение, которое характерно только для внутреннего мира героев, происходит усиление резкости цвета, который становится всё более самостоятельным. Боттичелли стремился к познанию большей степени драматизма, что характерно для таких произведений автора как «Покинутая». Иони играли напрекрасных духовых инструментах, восновном это были флейтные звуки.
Внем есть образ любви ипоражения. Этого никто незнает. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.
Для брата Лоренцо Медичи, Джулиано, он расписал знамя для знаменитого турнира 1475 года на Пьяцца Санта Кроче. Этиоркестры изображены накартинах венецианских художников, натойже самой картине «Концерт». Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные.
В 1537 она была перевезена в Кастелло. Да, ему Академия иэти люди нужны были нетолько потому, чтоон свои деньги менял набессмертие, онбыл часть этой среды. Этаэпоха продолжалась. Считается, чтоздесь еще есть период полгода, ровно полгода– смарта посентябрь. Боттичелли оставил нам очень интересный автопортрет.
обе выполнены с грацией и выразительностью». Итальянцы живут наземле античности изих жил античная кровь неуходила никогда иникуда. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Апотом– переход ктаким картинам, как«Покинутая», как«Саломея сголовой святого Иоанна Крестителя», какпоздние его вещи «Реквием» и«Положение вогроб».
Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. Дерево, темпера. Аиногда пишут, чтоГирландайо– Боттичелли. Козимо продолжал линию Лоренцо, только уже вXVIвеке, визменившихся условиях. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1.
И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Боттичелли сказал вэтой картиневсе. XXвек обожает эту красоту, этокрасота особая, немного ущербная.
Носамым неприятным сточки зрения гигиены была посуда. Егозанятием были охоты, турниры, праздники, любовь. Чтоответил Микеланджело. Такие подарки были в то время обычным явлением. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Именно после смерти Джулиано, в1478году, онпишет свою картину «Весна». Таместь очень интимная, очень глубокая нота.
Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения. Его кличка «Botticella», что в переводе «бочонок» перекочевало к его известному брату.
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). По крайней мере, это прослеживается потенциально в его мужских портретах. Иэто все-таки одна итаже модель уТициана сидит. Этоочень мощная картина, также, как«Покинутая»– этофигура, сидящая наступеньках зазакрытыми дверями. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Боттичелли, видимо, ужетогда начал писать эту Симонетту Каттанео Веспуччи.
Какэто можно обсуждать. Две самые знаменитые картины Боттичелли, так называемая Примавера (Весна) и Рождение Венеры заказаны Медичи и воплощают в себе культурную атмосферу, возникшую в медическом кругу. Фигура, стоящая отдельно, абсолютно отдельно, такой одинокий голос.
Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Очевидно, такова была система отношений.
Такие подарки были в то время обычным явлением1. Если брать францисканское представление олюбви, кнему больше подходит тема братства– «ты мой брат», тема связи людей, братства человеческого итема понимания. Зато в«Primave-ra» это зеркально дробный образ, то, чтоназывается «отразившийся вовсех зеркалах». Надо сказать обэтом автопортрете еще очень важную вещь. Еерастащили накалендари, наженские платки, надизайн, растащили целиком, поэлементам.
Этоестественно. Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции. Вообще, еготворчество необыкновенно неровное. Возможно, оннеписал стихов, ноон был поэтом-романтиком, который выразил себя вискусстве. Этозамечательно описано уБулгакова, когда он в«Мастере иМаргарите» это вкладывает вуста героя: «Помянут меня, – сейчасже помянут итебя. » Вот их помянут– иего помянут. Именем Боттичелли называются картины, которых он неписал.
Порепродукции непонять, чтоона так прекрасно написана, чтоона такая совершенная поформе ичто вместе стем она такая трагическая иэнергетическая. Только Флора справой стороны входит втройку фигур, аМадонна– слевой стороны. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Новся династия Медичи (ведь все-таки ЛевX был папой)– проних нельзя сказать, чтоони только покупали эти должности илитолько делали карьеру.
Таким образом, круг от мечтательности юноши заканчивается проповедью пророка. Просьба пизанцев заключалась в росписи фресок в цикле росписей Кампосанто.
Онпишет ее икакчеловек своего времени. Единогласно историками вынесены даты данных работ – 1477-1478 года. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце.
Философские версии связаны с неоплатонизмом. Первая– когда он был, таксказать, пажом илидругом своего герцога Джулиано ивторая– когда он начал вспоминать, когда он остался безних, когда он начал писать эти картины, когда он написал «Весну». Длилось это недолго: Симонетта очень рано умерла, ввозрасте 29лет, отбытовой чахотки. Обратимся кее изначалью, ктому, какона была написана, чтопослужило основой дляее написания, кембыл Сандро Боттичелли ичем была его знаменитая картина «Primavera» вте далекие времена, впоследней трети XVвека.
Галерея Уффици. Меркурий гасит пору цветения всентябре. Собственно говоря, этоавтопортрет любого художника. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину.
Особенно «Рождение Венеры», гдеона стоит, прикасаясь кончиками ног краковине иразвеваются ее золотые волосы. Ихконцерты показаны накартинах очень многих художников. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Вэтой картине перспективная точка сходится наместе, которое называется ясли иливертеп.
Этитри грации тоже сцеплены ссобой. Когда муж привез ее воФлоренцию она стала настоящей звездой, эталоном идеалом красоты. Этоодинокий голос.
Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Павел Муратов написал, чтоплащ уВенеры (илиБогородицы) итуника уМеркурия одинакового цвета иэто правда. Нет. Справа ислева расположены члены семьи Медичи. И, конечно, это породило особое искусство.
Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Внем совершенно никогда нет чувства мышцы ипобеды. УБоттичелли нет этого героизма.
На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. Августин, фрески Сикстинской капеллы, Алтарь св. Тамжестковато эта композиция разбита, онанесколько угловата. Тема любви, которая так важна вообще дляИталии, которая важна была длятреченто, которая очень важна длякватроченто (тоесть дляXVвека), которая очень важна длявсей философии Медичи, двора Медичи, времени, онаимеет определенную этапность. Ноэто был тип, который был признан типом модной ипрекрасной женщины.
Иеще можно кэтому добавить, опять сославшись наШекспира: в«Отелло» ивочень многих других произведениях Шекспира прекрасно выражено это ренессансное отношение кженщине– точно также, какв«Двенадцатой ночи», гдеОливия– предмет поклонения. Вот таким образом унее лицо сомнамбулы, немного пьяные глаза, плывущие, такая неопределенная, странная улыбка скользит налице иэти руки, кривенькие ножки Вней такая бездна женственности, прелести, манкости, которую вискусстве истаром исовременном, больше ниодному художнику неудалось стакой полнотой нам отдать. Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо – сыновей брата Пьеро Подагрика. Трифигуры справа, которые составляют аккорд. Чтоэто законцертная музыка. Этобыли одаренные люди, втом числе боковая линия, которая потом приходит квласти.
Онбыл менеджером иорганизатором этого процесса, онбыл его механизмом, безнего взаимодействие всех этих частей былобы просто невозможно. Этиего глаза беззрачков, этидлинные вытянутые шеи, покатые плечи– какнапоминают они Симонетту Асамое главное– вовсех его вещах есть таже самая интонация глубокого исовершенного одиночества, которая свойственна Боттичелли. Вот, справой стороны группа изтрех фигур. А май считался не только концом весны, но и началом лета. Период 1467-1470 год охарактеризовался знаменитым образом Сандро именуемым «Алтарь Сант-Амброджо».
Онабыла его музой, онаподстегнула его гениальность ивэтом главное. Онсвою лепту вносил вэту среду. Иэто точное соединение сименем Боттичелли, длякоторого оба имени были сокровенными. Варнавы.
Например, один инструмент называется виола, виола дамур, виола да гамба. Наверное, оназамечательно звучалабы, еслибы ее найти. Онипереписывались, существует переписка, онистали писать иписать очень много.
Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Потом втом месте, гдевозникает Флора– сама весна, ониначинают давать плоды, ониуже цветут. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. Нолюбовь земная– этоможет быть иуличная девушка, услугами которых они тоже пользовались. Важно толькото, чему равен итог этих переживаний, платонических иличувственных.
Тамсидит натроне Мадонна смладенцем (конечно, вее чертах мы узнаем все туже Симонетту), стоит Иосиф. Чтоже касается Лоренцо Великолепного, томожно сказать определенно, чтоон был личностью такогоже масштаба, какБоттичелли, Леонардо, Микеланджело, Рафаэль, Браманте илиКарпаччо– этобыла гигантская личность эпохи Возрождения, гений своего времени. 203 x 314 см. Иесли все женские фигуры повторяют один итотже незабвенный образ, образ Симонетты Веспуччи, тофигура Меркурия, несомненно, воспроизводит Джулиано Медичи. Происходит такое смещение: именем Боттичелли подписывается целый ряд других художников.
Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности. Всяэта картина Боттичелли написана так, каквего время художники неписали. Когда душа сознательно или полу осознано, устремляется ввысь и очищает все в своем движении. Тамвсе. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано.
Былобы прекрасно реставрировать музыку идать аккомпанемент кэтим картинам. Пауза, цезура.
В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Композиционно полотно делится на три части. Этофигура Меркурия.
Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. Надней царит Купидон– маленький беспощадный бог, конечноже, слепой. Некто Пацци, которые были одним изсамых знатных родов Флоренции, составили заговор против Медичи. Например, накартине Пьеро делла Франческа «Рождество» показан этот оркестрик. Сохранилась переписка Микеланджело иВиттории Колонны. Поэты действительно наделены некой интуицией инекой сверхчувственностью иникто лучше поэта нечувствует времени.
Писалли он ее доее смерти. Каждая эпоха имела своих звезд, свой тип красоты, носителем которого был некий прототип. Говорят, чтоон был забыт уже прижизни.
Вообще, резонанс Боттичелли вкультуре XXвека огромен. Картина висела над софой, называемой летуччо. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Вчесть нее устраивались турниры, охоты, ейсочиняли сонеты, ейвсе поклонялись.
Люди эпохи Возрождения мыслили себя исторически, уних было абсолютно другое сознание, чемулюдей Средних веков. Нанем шлем, онподнял вверх свой волшебный жезл кадуцей икакбы касается деревьев, какбы гаситих. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен.
Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. Мыпросто знаем, чтоприжизни Джулиано, дозаговора (онаже умерла задва года дозаговора), онбыл внее влюблен иэто было афишировано, этовходило вкультуру, этовходило втрадицию. В«Primavera» мы видим сразу большое количество слоев. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах.
Итакойже был его дед Козимо. Нетолько тогда, когда ушла Симонетта, атогда, когда иДжулиано ушел тоже. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. Сторонники исходят из того, что источниками для Боттичелли являлись не просто Лукреций и Овидий, а философия Фичино и поэзия Полициано, с которыми Боттичелли познакомился в Платоновской Академии. Боттичелли был художником итальянским, флорентийским, художником Возрождения XVвека.
Онсказал: «Акто через сто лет будет знать, похож илинепохож. » Через сто, через пятьсот лет, ктобудет знать, похож илинепохож. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно.
Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. В них особенно можно отметить в качестве шедевра только «Лоренцано» – сплетение необыкновенной жизненности и портрет молодого человека, выражающий выдающуюся экспрессию интерпретации формулировки любви. Былли Боттичелли внее влюблен, каквженщину. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий.
Боттичелли служил женской красоте. Нонасамом деле я– мост».
Джулиано Медичи позаконам того времени был отчаянно влюблен водну очаровательную женщину. Хотя, конечно, судьба уэтих произведений невероятная. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Художники невсегда называют своих отцов.
Иногда подкартинами Филиппино Липпи ставят вопрос: этоБоттичелли илиэто Филиппино Липпи. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Дляискусства это абсолютно неважно инаэтот вопрос очень трудно ответить. Этохолодный ветер– Борей, онхватает руками нимфу Хлою иунимфы Хлои изорта свешивается веточка хмеля.
В доме, который принадлежал Ручеллаи, он снимал квартиру. Можно полностью уничтожить произведение припомощи вот такой популяризации, но, повсей вероятности, ни«Джоконда», ни«Весна», нидаже Венера Милосская этой ликвидации неподлежат. Онистали мадоннами, музами художников ипоэтов, этобыло новое время.
Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции.
Этостекающая вниз линия, которая создает определенный ритм жизни формы. Онаимела определенный тембр, высокий игрудной, очень нежный, очень сладостный звук. Итретья нота, отделяющаяся отних, – Primavera, Весна.
Таквот, дети «Primavera»– этодети весны, этожизнь заново. Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище dei Popolani (Пополанской). Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Атам, гдестоят Мадонна (илиВенера, тутуже трудно сказать) итри грации, надеревьях вдруг одновременно ицветы флердоранжа– образ свадеб, любви ибольшие оранжевые плоды. Еелучше некасаться. Иликогда Тициан ввел вмоду свою дочь Лавинию, которая стала идеалом венецианской красоты, просто совпала сним.
Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Какая музыка адекватна той музыке, которая звучит вкартине «Весна». Тамтотже самый Браманте, Полициано, тампортреты современников итам он изображает себя. Тывлюблен, каквженщину иликаквкакую-то мечту илиидею.
Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья).
Вот таким образом, может быть, Боттичелли остается единственным художником, который так остро, тактрагически понял свое время, выразил его рубежными вещами, праздничными, угарными вещами мечты исна, какими были «Primavera» и«Рождение Венеры». Онистали себя осознавать, онистали осознавать себя исторически. «Primavera»– картина действительно необыкновенная, так как, когда вы ее видите вУффици, выневерите своим глазам– такая это красота. Вообще, ничего никогда небывает однозначно. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.
Таким образом, роли Весны оттенены космологически-духовным характером. Авсе остальные вздыхали иговорили: «Ах, ну какая красавица, какая богиня. » Этоже говорил иБоттичелли. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора.
В семье из четырёх сыновей он был самым младшим. Дляантичности драпировка всегда подчеркивает чувственное начало втеле: онавсегда непросто сама посебе играет, онаподчеркивает движение, силу, чувственно-мышечные начала.
Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. Есть указания нато, чтоМедичи были создателями какой-то определенной организации, ккоторой принадлежали они ипосвященные люди икоторая называлась «орден волхвов». А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Боттичелли чувствует две опасности, одна имеет вектор на внешнее совершенство, а другая несёт гибели души – угрозу для всего человечества.
Оносуществлял ту функцию придворе Лоренцо Великолепного, которую сам Лоренцо иочень многие другие люди выполнить немогли, так как они были заняты политикой иделами, аон был золотой молодежью. Мысейчас называем их словом «звезда». Чего стоят только воспоминания Бенвенуто Челлини.
Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Ивот левая фигура, фигура Меркурия, одетая вплащ. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. Авот последователь унего (сам он никогда этого неговорил, но, посути, этотак есть) только один– этоАмедео Модильяни. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты.
Незадолго до гибели младшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано (Вашингтон, Национальная галерея искусств Берлин, Государственные музеи Милан, собрание Креспи), которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного (Флоренция, музей Барджелло), на века сохранили черты погибшего. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Образы Амедео Модильяни очень близки образам Боттичелли. Нет, егоинтересует ее функция, еевнешняя форма. Судьба этой картины, которая была написана в1482году (посудите сами– более 500лет назад), необыкновенная.
Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций. Даже уТициана есть такая картина «Любовь земная илюбовь небесная». Этонетолько невозможно повторить, этодаже невозможно описать словами.
Онасидела натурнире, вее цвета были одеты люди, выступающие натурнире, вее цвета была одета свита Джулиано, онговорил: «Посмотрите, какона прекрасна. » Ивсе говорили: «О, какона прекрасна. Неисключено, чтокто-то изних ибыл внее влюблен. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. Писать осебе. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру.
Ивот таким образом художники пишут ито идругое, ноони пишут, каклюди нового времени. Сандро снова подвержен переживаниям в данном случае в качестве гонца моральной красоты: «Покинутая», «Венчание Богоматери», «Благовещение», «Аллегория клеветы». После смерти Симонетта становится прекрасной дамой Боттичелли. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано.
Амур с завязанными глазами находится над Венерой (центр композиции), отожествлением с Humanitas (созвездие духовных свойств человека, олицетворяющих три Грации), Меркурий, глядя ввысь, рассеивает облака своим кадуцеем. Боттичелли трактует миф, который несёт в себе особую атмосферу выразительности: сцены идиллии помешены на фоне апельсиновых деревьев, которые густо сплетаются ветвями, подвластные единому гармоническому ритму.