Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Такие подарки были в то время обычным явлением. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму.
В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен.
Каково же содержание картины. Именно Флора изображена между супругами и Венерой. О том, как весной расцветает природа. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике.
Светские мотивы почти полностью исчезли из творчества мастера. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. Красота и гармония мира, столь волновавшие художника, больше не трогали его воображение. Месяц считался концом весны и началом лета. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Последнюю группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт.
Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля.
Все три фигуры символизируют первый месяц весны, которая начиналась с первым дуновением Зефира. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Неудивительно, что есть множество трактовок картины. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию.
Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике.
Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы.
Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. Благовещение – это самый фантастический сюжет из всех евангельских сюжетов.
Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. Марина Хайкина искусствовед: «Картина создана по законам не драматургическим, а музыкально-ритмическим. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями.
Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. обе выполнены с грацией и выразительностью». Дай мне исполнить то, что заслужила эта женщина. Сандро Боттичелли.
Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора.
Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Навстречу ей спешит нимфа, готовясь накинуть на плечи богини украшенное цветами покрывало. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола.
Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas).
Исследователи предложили несколько толкований. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой.
Это – гимн и природе и человечеству. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева.
Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. У юноши большие карие глаза, хорошо очерченный нос, пухлые и мягкие губы. Тонкое одухотворенное лицо ее полно той неземной затаенной печали.
«Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Любви, в которой есть не только радость и полнота жизни, но и печаль знания и печать страдания – мы не можем не видеть ее на лице Венеры. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы.
Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани.
Всё потому, что картины были рассчитаны на образованных людей, на философов, умевших дойти до сути произведения. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Людей нельзя приманивать иной наживкой, кроме Гуманности, вот таким образом будь внимателен, не пренебрегай ею». Такие подарки были в то время обычным явлением1. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Цепко схватил он бегущую влево нимфу.
Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Сколь приятна для любования. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти.
Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель.
Флоренция. От его полета согнулись стволы деревьев. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны. Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры.
Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Но она не раскаялась, а вскоре и сама умерла. Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы.
Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). Правда, современники не особенно прониклись новым более аскетичным и морализаторским стилем Боттичелли. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. А с правого края художник изобразил и себя.
Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Долгое время ее не выставляли и только с 1919 года, когда на нее обратил внимание искусствовед Джованни Туччи, она становится жемчужиной основной экспозиции.
Говорят, что полотно Весна Боттичелли писал, основываясь на Фастах Овидия – описаниях древнеримского календаря праздников. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции.
Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Композиционно полотно делится на три части. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.
Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Зефиром. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру.
Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность.
Италия. А май считался не только концом весны, но и началом лета. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору.
Спустя немного времени, она уползает, как ни в чем не бывало и снова начинается погоня. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли.
В 1815-м она попала в галерею Уффици. Жест заботливый, опекающий. На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе.
Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Но это не единственное повторение в картине. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Очень многие склоняются к религиозному значению, полагая, что символика жестов и поз принадлежит Мадонне, которую угадывают в чертах Венеры. С картины смотрит приятное и открытое молодое лицо.
Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»).
Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга.
Из-под красной шапочки выпущены обрамляющие лицо прекрасные вьющиеся волосы. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо.
На самом деле это несколько противоречит истине. Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование. А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Всадник закричал:Не мешай мне, Настаджио.
Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства.
Как выяснилось в 1975 году из обнаруженной описи 1498 года, картина находилась в спальных покоях Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, которого после смерти отца взял под своё покровительство его дядя Лоренцо Великолепный. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.
Всё изменила вечная весна. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами.
203 x 314 см. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Картина написана в период наивысшего расцвета дарования художника. Взгляды и жесты большинства фигур разобщены, словно они показаны в момент, когда прежнее движение по инерции еще продолжается, а внимание уже переключается на новый предмет.
Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость.
Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. С этого времени и начала расти ее всемирная известность. От его полета согнулись стволы деревьев. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг.
Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. И, конечно, это породило особое искусство. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника.
Она стала богиней в пышном одеянии. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Весна, 1482 На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»).
Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Галерея Уффици. Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие.
Картина написана на основе древнеримской мифологии. Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Вот таким образом в огромном количестве женских образов, созданных Боттичелли, видны черты Симонетты. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий.
Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Вот таким образом одежда этих двух женщин, которые также, кажется, не замечают друг друга, развивается в разных направлениях. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет.
Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Рисунок фигур изображает бурное напряжение. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины.
Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра.
На самом деле это богиня цветов и растений Флора. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Композиция двухфигурная. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки.
Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Всё происходящее на картине лишь ее окружение.
Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. И так каждый день, в одно и то же время. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Но давайте попробуем.
Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Все происходящее носит характер беспокойства, мрачного отчаяния. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Художник впервые изобразил нагую богиню любви и красоты Венеру из древнего мифа.
Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. Удивительная картина, создает атмосферу мечтательности, светлой грусти. Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». И как поэтично показано превращение. В пользу версии говорит то, что движение Зефира на картине направлено вниз, а движение Меркурия— вверх. Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности.
В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины. Погруженная в задумчивость, Венера стоит, склонив голову и поддерживая рукой струящиеся вдоль тела волосы. Но в 1537 году они были перевезены на виллу в Кастелло, где их видел и описал в 1550 году Вазари, сообщив при этом, что «. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам.
Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. Она показана простой, тихой и скромной. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры).
Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Но красота Симонетты запечатлилась в памяти Боттичелли и послужила ему при написании Граций и других женских образов картины. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены.
У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Дерево, темпера. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора.
Картина висела над софой, называемой летуччо. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака.
Над богиней парит Амур. Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения. Фигуры расположены волнообразно.
Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис.
Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Многие теории предполагают мифологичность – ведь на полотне изображены античные персонажи в цветущем саду. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май.
Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. Она не просто богиня любви и красоты. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения.
Меркурий (слева) нарциссически красив. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.
Возрождение. Утверждается, что деревья в саду— это mala medica, ожерелья на Харитах— цветов Медичи, отыскиваются на картине элементы герба Медичи ит. д. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис.
Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Движение в картине устремлено справа налево. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно.
Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. На небольшой картине анфас изображен юноша в скромной коричневой одежде и красной шапочке. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»).
Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия».
Боттичелли на картине изобразил Зефира, преследующего нимфу Хлорис из их союза возникает Флора затем видим Венеру, танец Граций и, наконец, Меркурия, который, устремив взгляд ввысь, снимает кадуцеем пелену облаков, препятствующую созерцанию. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Умер Боттичелли в безвестности.
В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Но, это неединственноеповторение в картине.
Движение в картине устремлено справа – налево. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей.
Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики.
Боттичелли изображает два отдельных мгновения в рассказе Овидия: преследование Хлорис Зефиром и ее последующее превращение во Флору. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло.