Это – гимн и природе и человечеству. Нашей целью было творческое переосмысление работы Сандро Боттичелли «Весна». Одежда соседней фигуры развевается в другом направлении. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли.
Некоторые из них срисованы с древних скульптур, но не как прямые копии, а преобразованные по особым художественным канонам самого Боттичелли. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). обе выполнены с грацией и выразительностью».
Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Но давайте попробуем. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви.
Также были предположения, что моделью для венеры стала симонетта веспуччи, жена марко веспуччи и, возможно, любовница джулиано медичи (который также, как иногда говорят, был моделью для меркурия). Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо.
«Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. В 1815-м она попала в галерею Уффици. При этом голова богини наклонена, лицо немного грустное, она, царствует в своем райском саду. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками.
Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. В 1537 она была перевезена в Кастелло.
Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. На самом деле это несколько противоречит истине. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия».
Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу.
Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Философские версии связаны с неоплатонизмом.
Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. А с правого края художник изобразил и себя. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера.
Зачастую предполагалось, что лоренцо пополано был моделью для меркурия, а его невеста семиранд представлена как флора (или венеры). В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Другим источником вдохновения для картины, по-видимому, была поэма лукреция «de rerum natura».
Картина написана на основе древнеримской мифологии. Раскаявшись затем в своём насилии, он превратил нимфу Хлориду в богиню Флору и подарил ей прекрасный сад, где царит вечная весна. Также были изучены другие значения. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио.
Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Справа стоит коронованная цветами женская фигура в платье с цветочным узором, которая разбрасывает цветы, собранные в складки её платья. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон.
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы.
Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Происхождение картины несколько туманно. Изложены различные толкования фигур, но, по общему мнению, первый ряд картины, как охарактеризовали каннингем и рейх (2009), является «сложной мифологической аллегорией растущего плодородия мира».
Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). Неудивительно, что есть множество трактовок картины. Долгое время ее не выставляли и только с 1919 года, когда на нее обратил внимание искусствовед Джованни Туччи, она становится жемчужиной основной экспозиции. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью.
Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Так как «рустикус», поэму полициано, опубликовали в 1483 году, а картина, предполагается, завершена приблизительно в 1482 году, некоторые ученые утверждают, что подобного влияния не было. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. Учитывая то обстоятельство, что 19 июля 1482 года дядя женил по политическим соображениям 17-летнего Лоренцо ди Пьерфранческо на Семирамиде, представительнице знатной фамилии Аппиани исследователи полагают, что картина была заказана Лоренцо Великолепным Боттичелли в качестве свадебного подарка племяннику.
Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. По его мнению, весь мир открывался для Боттичелли в линиях, выражающих движение.
И, конечно, это породило особое искусство. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. Сколь приятна для любования.
А май считался не только концом весны, но и началом лета. Ритм линии есть то, чем велик Боттичелли, в чем он ни с кем не сравним. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Утверждается, что деревья в саду— это mala medica, ожерелья на Харитах— цветов Медичи, отыскиваются на картине элементы герба Медичи ит. д. На самом деле у Боттичелли Весна не имеет персонажей второстепенных, но можно обсуждать их, отступая от центра сюжета.
Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами.
Композиционно полотно делится на три части. Она также, согласно книге «botticelli, primavera» (1998), «одна из самых описываемых и наиболее спорных картин в мире». Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи.
Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. Третьи рассматривают картину как аллегорию расцвета Флоренции под руководством Лоренцо Великолепного после ликвидации последствий заговора Пацци. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму.
Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия).
«Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику.
Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Боттичелли воплотил диалектику через композицию. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля.
Среди них, картину иногда приводят в качестве иллюстрации идеала неоплатонической любви. На картине в апельсиновой роще изображено шесть женских фигур и две мужские, а также путти (амур) летящий и стреляющий из лука с завязанными глазами. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры».
У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Каково же содержание картины. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Меркурий пытается освободить пространство от движения ветра и жизни, от сексуального влечения мужчины к женщине. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий.
В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Исследователи предложили несколько толкований. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»).
Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. Центральный персонаж выбран не случайно, ведь весна – пора любви и Венера олицетворяет собой расцвет природы и человеческих отношений. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы.
Над богиней парит Амур. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. Она не просто богиня любви и красоты.
Джулиано, с которым художника связывала дружба, был злодейски убит ровно через два года после смерти Симонетты.
Помимо Сандро в семье было ещё два его брата, занявшихся торговлей и один, выбравший призванием ювелирное дело. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики.
Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Именно Флора изображена между супругами и Венерой. А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Он называет его "величайшим художником линии из всех, какие только существовали в Европе». В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического.
Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. Боттичелли изобразил Флору в виде девушки в длинном расшитом цветами платье, с венком на золотых волосах, гирляндой на шее и поясом из полевых цветов. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря.
В целом картина создана под влиянием римского поэта овидия, который описал прибытие весны («fasti», книга 5, 2 мая), однако детали, возможно, взяты из поэмы полициано. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны.
Во время итальянской кампании (1943—1945) картину перенесли в замок монтегуфони примерно в десяти милях к юго-западу от флоренции, чтобы защитить от бомбардировок военного времени. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий).
С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». У самой картины изначально не было названия, а «la primavera» её впервые назвал историк искусств джорджо вазари, который увидел её на вилле кастелло, недалеко от флоренции, в 1550 году. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны.
«Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно. С 1919 года она находится в галерее уффици во флоренции. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Стремительного Меркурия, которого всё-же чаще именуют Гермесом, можно узнать по крылатым сандалиям и оригинальному оружию в руках, которым он отгоняет змей друг от друга, стараясь примирить их друг с другом. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание.
Согласно одной из теорий, лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника джулио медичи (который однажды станет папой), но передумал после убийства отца джулио, его брата джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка лоренцо пополано, который женился в 1482 году. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. Развертывая данный контекст, ученые утверждали, что работа флорентийского художника отражает идею о порождении красоты светом божественной любви и о созерцании этой красоты, ведущем от земного к сверхземному.
Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада.
«Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера.
Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Елена капретти в «боттичелли» (2002) предполагает, что типичная интерпретация такова: «читаем картину справа налево: зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру.
Меркурий (слева) нарциссически красив. Всё изменила вечная весна. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Но инвентарь от 1499 года, найденный лишь в 1975, перечисляя собственность Лоренцо ди Пьерфранческо и его брата Джованни, констатирует, что в 15 веке Primavera была выставлена в городском дворце Флоренции.
Такие подарки были в то время обычным явлением1. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Прекрасной Симонетты уже давно не было в живых – она скоропостижно умерла в возрасте всего 23 лет. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции.