Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, – это Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея), вероятно служившее крышкой стола в доме Пуччи. Это дает ему вероятность на законном основании известия образ жизни независимого художника, раскрыть мастерскую и опоясать себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но ещё рисунки и модели для штандартов и других тканей (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а ещё книжных иллюстраций и гравюр. М., 1923 Гращенков В. Н. Боттичелли.
Хотя он был уже пожилым человеком и оставил живопись, с его мнением продолжали считаться. Варнавы. «Говорят также, – пишет он далее, – что он превыше всего любил тех, о ком знал, что они усердны в своем искусстве и что зарабатывал он много, но все у него шло прахом, так как хозяйничал он плохо и был беспечным.
Первая небольшая группа рисунков (не сохранились) была им выполнена, очевидно, в конце 1470-х и по ней Баччо Бальдини исполнил девятнадцать гравюр для издания «Божественной Комедии» 1481 г. Наиболее знаменитая иллюстрация Боттичелли к Данте – рисунок Карта ада (La mappa dell inferno). Одна из известных картин этого времени, Покинутая (1495-1500) изображает плачущую женщину, сидящую на ступенях у каменной стены с наглухо закрытыми воротами. Примеры тому – Мадонна Магнификат и Мадонна с гранатом (обе в Уффици). Там Боттичелли оставался до начала 1467. 1490, Флоренция, Уффици), «Портрет Лоренцо Лоренциано» (ок.
Это изменение стиля было граничит с кризисом мировоззрения художника, глубоко пережившего социальные потрясения во Флоренции: изгнание Медичи, восстановление республики, а особенно обличительные речи Савонаролы против папского престола, «погрязшего в языческом зле». В 1465 году Филиппе написал Мадонну с Младенцем и ангелами, сегодня хранящуюся в Уффици она стала непререкаемым образцом по композиции и стилю для некоторых ранних работ Боттичелли, а аккурат, Мадонны с Младенцем и ангелом (галерея Воспитательного дома, Флоренция) и Мадонны на лоджии (Уффици). Примечательно, что когда в 1502 году Изабелла д39Эсте искала для себя флорентийского художника и Боттичелли дал свое согласие на работу, она отвергла его услуги. Л., 1971 Дунаев Г. С. Сандро Боттичелли. Венера в картине великого мастера — окончательно сформировавшийся идеал женской красоты.
Один из самых великолепных рисовальщиков XV в., Боттичелли, по словам Вазари, рисовал много и «исключительно хорошо». По словам Вазари, Сандро Боттичелли был «человеком весьма приятным и нередко любил подшутить над своими учениками и друзьями». К тому времени старшие сыновья уже хорошо устроились в жизни и помогали родителям (Джованни и Симоне занялись торговлей, Антонио был ювелиром). Музее изобразительных искусств им.
К периоду с 1467 по 1470 год – относится первостепеннный именитый нам запрестольный образ Сандро, так называемый Алтарь Сант-Амброджо (нынче в Уффици), найденный в безымянной флорентийской церкви, но в реальности имевший иное предназначение: может быть, он был выполнен для главного алтаря церкви Сан Франческо в Монтеварки – эту гипотезу кроме всего прочего подтверждает наличие святого Франциска слева от Богоматери. Мастерская Липпи находилась тогда в Прато, где мастер работал до 1466 года над фресками собора (хотя вообще-то, достоверно выявить в этих росписях руку знаменитого ученика так и не удалось). Несколько позже, возможно в 1476, был выполнен портрет Джулиано Медичи, брата Лоренцо (Вашингтон, Национальная галерея). Одно из них – Покинутая.
Флора) дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами. В 1472 художник был принят в гильдию Св. Такова, например, его картина "Поклонение волхвов" (ок. 1475, Лондон, Национальная галерея), в которой в виде волхвов представлены члены семейства Медичи и их приближенные. В левой части картины Зефир (западный ветер) в объятиях своей супруги Хлориды (рим.
Большинство его замечательных работ хранятся во Флоренции (Галерея Уффици) ими обладают крупнейшие музеи и собрания Европы, США. Венера в центре композиции (над ней Амур с завязанными глазами) – отождествляется с Humanitas – комплексом духовных свойств человека, проявления которых олицетворяют три Грации устремивший взгляд вверх Меркурий рассеивает своим кадуцеем облака. Он держал двери своего дома открытыми и охотно принимал там своих друзей. У второго брата, Антонио, который был ювелиром Сандро учился и помогал ему в его деле.
Среди больших религиозных композиций несомненным шедевром является Алтарь св. После смерти покровителя мастера Лоренцо Медичи (1492) и казни Савонаролы (1498) характер его окончательно изменился. Художнику было тогда пятьдесят восемь обвинение, в конечном счёте, сняли. В России Боттичелли представлен двумя полотнами в собрании Гос.
В то же время супруга Лоренцо ди Пьерфранческо в письме от 25 ноября 1495 сообщает, что Боттичелли расписывает фресками виллу Медичи в Треббио, а 2 июля 1497 от того же Лоренцо художник получает кредит под исполнение декоративных росписей на вилле Кастелло (не сохранились). Botticelli. 1470, Флоренция, Уффици) и Мадонна с Младенцем и двумя ангелами (1468-1469, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио.
Примечательно, что когда в 1502 году Изабелла дЭсте искала для себя флорентийского художника и Боттичелли дал свое согласие на работу, она отвергла его услуги. Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения. На многих листах обводка чернилами не закончена или не сделана вовсе.
Себастьян (Севастиан) – римский легионер, христианский святой, почитаемый как мученик. Себастьяна, который был очень торжественно установлен в церкви Санта Марии Маджиори (Маggiori), во Флоренции, Появляются прекрасные мадонны излучающие просветленную кротость Но самую большую известность он получил, когда, примерно в 1475г исполнил «Поклонение волхвов» для монастыря Санта Марии Новелла, где в окружении Марии изобразил членов семейства Медичи. Перед нами довольно разные оценки.
Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино. Среди произведений Боттичелли лишь несколько имеют достоверные датировки многие из его картин были датированы на основе стилистического анализа. Киев, 1915 Бернсон Б. Флорентийские художники Возрождения. Боттичелли Сандро (Botticelli собственно Алессандро ди Мариано Филипепи, Alessandro di Mariano Filipepi) (1445-1510) итальянский художник эпохи Раннего Возрождения. Себастьяна в церкви Санта-Мария Маджоре во Флоренции была выставлена картина Сандро Боттичелли «Святой Себастьян». Варнавы.
1 Сонина Т. В. Рисунки Боттичелли к «Божественной Комедии» Данте: Традиционное и оригинальное // Книга в культуре Возрождения. Это своего рода размышление о том, что такое чувство. Перед нами довольно разные оценки. Вместе с ранее созданной «Весной» она стала своего рода знаковым образом, олицетворением, как искусства Боттичелли, так и утонченной культуры медичейского двора. Не следует терять из виду ещё о возвышенном характере реализма Боттичелли. Например, сцены из жизни Моисея призваны стать прообразом жизни Христа.
Согласно проповедям монаха у граждан конфисковали и сожгли светские книги, богатые и великолепные зеркала и наряды, музыкальные инструменты, продукты парфюмерии игральные кости и карты. Варнавы, написанный незамедлительно же по возвращении из Рима. В 1472-75гг. В городе – бывшей колыбели гуманистической мысли – звучали революционные речи Савонароды. В феврале 1497 года на городской площади Флоренции организовали костёр тщеславия.
Прозвище Боттичелли было унаследовано от старшего брата и в переводе означает «бочоночек». 1471, Бостон, Музей Гарднер), «Поклонение волхвов», тондо (ок. В них также обнаруживается уже начавшееся изменение колорита, который становится более ярким и насыщенным, в отличие от бледной палитры Филиппо Липпи, преобладающей в самой ранней картине Боттичелли – Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея). Тогда Пилат приказал отдать тело.
Тем не менее в то время как на тему его картин строятся предположения, Меснил всё же пришёл к выводу что «не только женщина была объектом его любви». Во второй картине, может быть, также есть портреты – но кто знает это. Что же определяет искусство Боттичелли. С картины смотрит приятное и открытое молодое лицо. В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми. Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла.
Существует и ещё одна, возможно, самая близка к истине версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и оно обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». К этому временному периоду относятся такие полотна как «Поклонение волхвов» (1475), «Св. С. Боттичелли «Оплакивание Христа» (1495)Три Марии и Иоанн Богослов склонились в горе над безжизненным телом Христа. 1490, Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Поклонение Младенцу» (ок. В воспоминаниях современников Боттичелли предстает жизнерадостным и добрым человеком.
Иосиф изображён с терновым венком в руке. Переоценка ценностей, спад интереса к умозрительным иллюзорным построениям искренняя надобность в обновлении, влечение сызнова получить прочные истинные этические и духовные устои были признаками глубокого внутреннего разлада, переживаемого многими флорентийцами (в том числе и Боттичелли) уже в последние годы жизни Великолепного и достигшего апогея 9 ноября 1494 года – в торжество Спасителя и день изгнания Медичи. Светские мотивы почти полностью исчезли из творчества мастера. Себастьян» (1473), «Портрет флорентийской дамы» (1470) и «Портрет молодого человека» (1470).
Итогом его поисков стала картина «Весна» или «Царство Флоры», обессмертившая имя художника (1477—78). М., 1982 Сонина Т. В. «Весна» Боттичелли // Итальянский сборник. 1466, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем во славе», «Мадонна дель розето» (обе – 1469-1470, Флоренция, Уффици), «Мадонна с Младенцем и св. Два портрета – молодого человека (Флоренция, галерея Питти) и флорентийской дамы (Лондон, музей Виктории и Альберта) – датируются началом 1470-х годов. Berlin, 1954 Salvini R. Tutta la pittura del Botticelli. По словам Вазари, между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других и Сандро изрядно поднаторевший в рисунке — искусстве необходимом для точного и уверенного «чернения», вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства, в частности четкости в начертании контурных линий и умелого применения золота, в дальнейшем часто использовавшегося художником как примесь к краскам или в чистом виде для фона.
Весь день они простояли у креста, наблюдая его муки и смерть. XX век много сделал для того, чтобы приблизиться к его пониманию. Уффици (Флоренция)Картина написана на деревянной доске темперой. Картины не иллюстрируют конкретные тексты скорее каждая опирается на несколько из них.
Августин» (1490-1500, Флоренция, Уффици), «Клевета» (1495, там же), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (Милан, Пинакотека Амброзиана), «Благовещение» (Москва, ГМИИ), «Св. После небольшого перерыва снова взялся за написание картин. Сандро Филипепи (таково настоящее имя мастера) был младшим сыном кожевника Мариано Филипепи, жившего в приходе церкви Всех Святых (Оньисанти). Удивительная картина, создает атмосферу мечтательности, светлой грусти. Иеронима. По неизвестной причине он их не выполнил, но в соборе Пизы написал фреску «Вознесение Богоматери», погибшую в 1583. свойственны черты драматизма и повышенной религиозной экзальтации (Клевета, после 1495, Уффици Оплакивание Христа, после 1490, Музей Польди-Пеццоли, Милан).
Существует единый строй аллегорических толкований этого произведения. Вазари писал, что изначально он учился ювелирному мастерству у своего брата Антонио. В первой очевидно стремление к реализму оно сказывается не только в обилии портретов современников Боттичелли – при всем их великолепии они участвуют в изображаемой сцене весьма относительно, лишь в качестве побочных мотивов, – но и в том, что композиция строится больше в глубину, нежели на плоскости: в расположении фигур чувствуется известная искусственное, особенно в сцене справа. Таким образом, Боттичелли представился происшествие ещё больше подойти к связанным с Медичи флорентийским кругам, куда ещё раньше его уже, по всей вероятности, ввел Верроккио. В 1472 году он записался в гильдию Святого Луки (объединение художников). 1495, Амстердам, Рейксмузеум), четыре композиции на тему истории св.
Переоценка ценностей, спад интереса к умозрительным иллюзорным построениям искренняя потребность в обновлении, стремление опять обрести прочные истинные моральные и духовные устои были признаками глубокого внутреннего разлада, переживаемого многими флорентийцами (в том числе и Боттичелли) уже в последние годы жизни Великолепного и достигшего апогея 9 ноября 1494 года – в праздник Спасителя и день изгнания Медичи. (Джованни, Антонио и Симоне) Братья Филипепи получили начальное образование в доминиканском монастыре Санта Мария Новелла, для которого Боттичели, позже, выполнял работы. Историки искусства единодушно датируют эти работы 1477-1478 годами.
Будапешт, 1962 Смирнова И. Сандро Боттичелли. Он вернулся во Флоренцию, а «имея софистический склад ума, написал комментарий к отрывку Данте и сделал иллюстрацию к «Инферно», которую напечатал, проведя много времени над ней. Венера становится главным действующим лицом в картине Венера и Марс (Лондон, Национальная галерея), по-видимому предназначавшейся для украшения дома Веспуччи, так как в правом верхнем углу изображено осиное гнездо – геральдический символ рода. Заказы его были весьма многочисленны.
Кое в чем можно усмотреть намек и на современных художнику лиц и обстоятельства. Художник впервые изобразил нагую богиню любви и красоты Венеру из древнего мифа. И Боттичелли сызнова переживает творческие муки, ныне уже как певец нравственной красоты: Покинутая, Благовещение, Венчание Богоматери, Аллегория клеветы. compi. Еще одним общественным заказом – художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) – было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория. 1473, Лондон, Национальная галерея), «Обнаружение тела Олоферна», «Возвращение Юдифи в Ветилую» (обе – ок.
Один из самых великолепных рисовальщиков XV в., Боттичелли, по словам Вазари, рисовал много и «исключительно хорошо». 1495, Рим, собрание Роспильози), «Юдифь с головой Олоферна» (ок. М., 1962 Пасло Д. Боттичелли. Картина создавалась в последний период творчества Боттичелли, когда его родной город Флоренция попала в немилость к монахам, когда всей Италии грозили гибелью – все это наложило мрачный оттенок на картину. Еще одним общественным заказом – художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) – было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория. Milano, 1989 Botticelli e Dante.
Он мечтал, что два брата откроют (пусть и небольшое, но надёжное) семейное предприятие по производству ювелирных изделий. Читайте в статье «Олимпийские боги»). Вазари пишет, что Боттичелли был приверженцем «секты» Савонаролы и даже бросил живопись и «впал в величайшее разорение».
1445 – 17 мая 1510) итальянский художник эпохи Раннего Возрождения. Спини был главным судьей в процессе против Савонаролы. На ней были изображены повешенные заговорщики (эта роспись была уничтожена 14 ноября 1494 после бегства Пьеро Медичи из Флоренции). Композиция двухфигурная. Подобно многим жителям этого района, его отец был дубильщиком. В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (Оплакивание Христа, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан Клевета, после 1495, Уффици). Однако приверженцы этой гипотезы игнорируют чувственное начало в трех картинах с изображением Венеры и прославление чистоты и непорочности, которое, несомненно, является темой Паллады и Кентавра. Запечатленные на картине ангелы передают встревоженность, в жесте св.
Вып. Незадолго до гибели младшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано (Вашингтон, Национальная галерея искусств Берлин, Государственные музеи Милан, собрание Креспи), которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного (Флоренция, музей Барджелло), на века сохранили черты погибшего. Искусство ювелира, профессия уважаемая в середине 15-го столетия, многому научила его. Кто она, эта женщина. Вазари пишет, что Боттичелли был приверженцем «секты» Савонаролы и даже бросил живопись и «впал в величайшее разорение».
Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище dei Popolani (Пополанской). Вплоть до 19 века, когда его творчество вновь было открыто художником-прерафаэлитом Данте Габриэлем Россетти и художественными критиками Уолтером Патером и Джоном Рескиным, его имя фактически было забыто для истории искусства. В картине очевидно стремление к реализму: оно сказывается не только в обилии портретов современников Боттичелли (при всем их великолепии они участвуют в изображаемой сцене весьма относительно, лишь в качестве побочных мотивов), но и в том, что композиция строится больше в глубину, нежели на плоскости (в расположении фигур чувствуется искусственность, особенно в сцене справа).
1477, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (ок. Представитель флорентийской школы.
Хотя мастеру удалось в этот период создать целый ряд значительных, полных драматизма произведений: «Распятие», «История Виргинии», «Смерть Лукреции», «Рождество Христово» и др., но в этих картинах преувеличенность поз, жестов, мимики была возвращением к уже преодоленной Возрождением культуре готики. Она обретёт всемирную славу после того, как в 1508-1512 гг. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). Его сюжет, несомненно, взят из Библии: Фамарь изгнанная Аммоном. Иероним», «Св. Августин, фрески Сикстинской капеллы, Алтарь св.
Рисунок фигур изображает бурное напряжение. Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо – сыновей брата Пьеро Подагрика.
Отец Мариано Филипепи по специальности был кожевником и жил с семьей (в которой Алессандро был младшим сыном) в квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова, где снимал квартиру в доме, принадлежащем Ручеллаи. собеседование» (ок.
Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для штандартов и других тканей (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр. К концу 1470-х годов в произведениях Боттичелли исчезли стилистические колебания и прямые заимствования у других художников, присущие его ранним произведениям. Её лицо могло бы нам что-то разъяснить, но лица-то как раз и не видно.
После возвращения во Флоренцию, возможно, в конце 1481 или начале 1482, Боттичелли написал свои знаменитые картины на мифологические темы: Весна, Паллада и Кентавр, Рождение Венеры (все в Уффици) и Венера и Марс (Лондон, Национальная галерея), принадлежащие к числу самых знаменитых произведений эпохи Возрождения и представляющих собой подлинные шедевры западноевропейского искусства. Находясь на службе у Медичи, художник познакомился с выдающимся математиком Л. Паччоли. В своих проповедях он призывал людей отказаться от грешной жизни и покаяться.
Sandro Botticelli. Слышавшие Себастьяна увидели семь ангелов и Юношу, который благословил Себастьяна и сказал: «Ты всегда будешь со Мною». Себастьяна арестовали и допросили, после чего император Диоклетиан приказал отвести его за город, привязать и пронзить стрелами. Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как Мадонна в розарии (ок. Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер. Справа дьявол на вершине горы обещает Иисусу богатства земные и власть над миром, если тот отвергнет Бога и поклонится ему, дьяволу.
Настоящее имя художника – Алессандро Филипепи (для друзей Сандро). Боттичелли тесно контактировал с семьей Медичи – бесспорными правителями Флоренции. Правда, с 1503 за мастером числится долг по взносам в гильдию Св. Ученик стал последователем своего преподавателя и подражал ему во всем. После неудавшегося заговора Пацци с целью свержения Медичи (26 апреля 1478) Боттичелли по заказу Лоренцо Великолепного исполнил фреску над воротами делла Догана, которые вели к палаццо Веккио. По-прежнему остается разделенным мнение о том, что это доказательство гомосексуализма.
Боккаччо, многочисленных великих полотен привели к упадку культуры. Это объясняется, вероятно, тем, что для воображения художника с его постоянной потребностью в абсолютном ритме было необходимо движение, чего не мог дать погрудный портрет, обычный в ХV веке. Спини был главным судьей в процессе против Савонаролы. Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему Поклонение волхвов, одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 1481-1482 года) – в Национальной галерее в Вашингтоне. Юношеская Мадонна с Младенцем и ангелом (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после этого картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет (Мадонна с Младенцем, 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно отметить, как точь-в-точь Боттичелли воспроизводит композицию Мадонны учителя Фра Филиппа. К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и Благовещение Честелло (1489–1490, Уффици).
28 января 1475 брат Лоренцо Великолепного Джулиано принимал участие в турнире на одной из флорентийских площадей со штандартом, расписанным Боттичелли (не сохранился). Первая небольшая группа рисунков (не сохранились) была им выполнена, очевидно, в конце 1470-х и по ней Баччо Бальдини исполнил девятнадцать гравюр для издания «Божественной Комедии» 1481 г. Наиболее знаменитая иллюстрация Боттичелли к Данте — рисунок «Карта ада» (La mappa dell inferno). Все эти качества присутствуют во фреске Св.
Литература о Боттичелли: Вазари 2001. Там Боттичелли оставался до начала 1467. Зиновия. 28 января 1475 года в городе происходил один из таких турниров.
Paris, 1938 Lippmann F. Zeichnungen von Sandro Botticelli zu Dantes Gttlicher Komdie. Оно входило в серию «Семь Добродетелей» (остальные исполнены Пьеро Поллайоло) для зала Торгового суда. Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а ещё три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные дружбан супротив друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: Юность Моисея, Искушения Христа (напротив) и Наказание восставших Левитов.
5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло, сделать фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (в настоящее время носит наименование Палаццо Веккио). художник вносит в сцену, обычно столь идиллическую, непривычную смятенность, Ангел врывается в комнату и стремительно падает на колени и за его спиной, как струи воздуха, рассекаемого при полете, вздымаются его прозрачные, как стекло, едва видимые одежды. Юношеская Мадонна с Младенцем и ангелом (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет (Мадонна с Младенцем, 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию Мадонны учителя Фра Филиппа.
Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много живейших и прекраснейших картин (Вазари). Полотно «Венчание Богоматери» (1490) пропитано волнующей тревогой, обеспокоенностью чувств и светлыми надеждами. В 1493 году Флоренция была потрясена смертью Лоренцо Великолепного. Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла.
Он тайно исповедовал христианство. В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело – его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно.
В числе украшавших его картин были «История римлянки Виргинии» (Бергамо, Академия Каррара) и «История римлянки Лукреции» (Бостон, Музей Гарднер). Вместе с ранее созданной «Весной» она стала своего рода знаковым образом, олицетворением как искусства Боттичелли, так и утонченной культуры медичейского двора. Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, – это Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи. В 1481 папа Сикст IV пригласил Боттичелли в Рим для росписи Сикстинской капеллы. Большое произведение Боттичелли Венчание Богоматери (1490) проникнуто уже иным духом.
Именно для Джулиано художник разрисовал знамя для турнира 1475 года. Ещё в 1427 году в Республике был издан указ о том, что глава каждого флорентийского семейства должен вносить в кадастр заявление, где отображались доходы (это нужно было для налогообложения). В то же время супруга Лоренцо ди Пьерфранческо в письме от 25 ноября 1495 сообщает, что Боттичелли расписывает фресками виллу Медичи в Треббио, а 2 июля 1497 от того же Лоренцо художник получает кредит под исполнение декоративных росписей на вилле Кастелло (не сохранились). В отличие от своего первого преподавателя, работам которого присуща бледная палитра, свои полотна художник обогатил ярким колоритом, постепенно приобретавшим все большую насыщенность.
Венера становится главным действующим лицом в картине Венера и Марс (Лондон, Национальная галерея), по-видимому предназначавшейся для украшения дома Веспуччи, так как в правом верхнем углу изображено осиное гнездышко – геральдический символ рода. О том, что пожилой Боттичелли продолжал пользоваться известностью, свидетельствует и письмо Франческо деи Малатести, агента правительницы Мантуи Изабеллы дЭсте искавшей мастеров для украшения своего студиоло. Доход от этой собственности в 1498 определялся в 156 флоринов. 23 сентября 1502 он сообщает ей из Флоренции, что Перуджино находится в Сиене, Филиппино Липпи чересчур обременен заказами, но есть еще Боттичелли, который «много мне хвалим». Первые признаки этого становятся заметны в его творчестве в начале 1480-х годов.
В нем видели победу Лоренцо Великолепного над Неаполем, победу Медичи над Пацци, соединение страстей и мудрости у Лоренцо. Наказание Корея, Дафана и Авирона также намекает на преемственность закона божьего (что символически выражено аркой Константина на заднем плане) и на неизбежность наказания тех, кто его преступает, что недвусмысленно увязывается в сознании зрителя с еретическими учениями. Свое имя-прозвище Боттичелли (бочонок) Алессандро получил от старшего брата. Сандро долговременно был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал ещё непочатый край живейших и прекраснейших картин (Вазари).
У юноши большие карие глаза, хорошо очерченный нос, пухлые и мягкие губы. На картине «Поклонение волхвов» для церкви Санта-Мария-Новелла (прибл. 1477, Берлин, Государственные собрания), «Лоренцо Торнабуони и семь свободных искусств», «Джованна дельи Альбицци и Добродетели» – фрески виллы Лемми (1480, Париж, Лувр), «Женский портрет» (1481-1482, Лондон, частное собрание), «Поклонение волхвов» (1481-1482, Вашингтон, Национальная галерея), «Паллада и кентавр» (1480-1488, Флоренция, Уффици), серия из четырех картин на сюжет новеллы Боккаччо о Настаджо дельи Онести (1483, три – Мадрид, Прадо, одна – Лондон, частное собрание), «Венера и Марс» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Портрет мальчика» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна с Младенцем» (1483, Милан, Музей Польди-Пеццоли), «Мадонна с Младенцем и двумя святыми» (1485, Берлин, Государственные собрания), «Мадонна с Младенцем и святыми» («Пала Сан-Барнаба»), «Коронование Богоматери», «Благовещение» (все – ок.
Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана (ворот Таможни). Одно из них – Покинутая. 20 января 1474 по случаю праздника св. В изображении ангелов навалом взволнованности, клятвенный жест св. После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в безысходность.
Пропорции тела основаны на каноне гармонии и красоты. Творчество Сандро Боттичелли отличает особая певучесть линии в каждой из его картин, чувство ритма и гармонии, но особенно ярко они выражены в его «Весне» и «Рождении Венеры». Среди этих подписей имени Сандро Боттичелли не обнаружено. Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении (Шастель).
Его последние картины отличаются аскетичностью и лаконизмом цветового решения. Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как Мадонна в розарии (ок. Он сумел приобрести в городе много сторонников. Среди этих подписей имени Сандро Боттичелли не обнаружено. С. Боттичелли «Покинутая» (ок. Вазари в своих «Жизнеописаниях» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. Фра Филипп – мастер исключительнейший и редкостный талант (Вазари) – был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли.
Для брата Лоренцо Медичи, Джулиано, он расписал знамя для знаменитого турнира 1475 года на Пьяцца Санта Кроче. «Покинутая» так многозначна, что истинный смысл ее шире любого определенного сюжета. В 1472 году он записался в гильдию Святого Луки (объединение художников). Это объясняется, по всей вероятности, тем, что для воображения художника с его постоянной потребностью в абсолютном ритме было необходимо движение, чего не мог вручить погрудный портрет, рядовой в ХV веке.
(В работе Штайнмана даты написания Мадонн расположены в более позднем периоде жизни художника).
Поездка в Мантую не состоялась по неизвестной причине. Луки, но запись от 18 октября 1505 сообщает, что он полностью погашен. Поездка в Мантую не состоялась по неизвестной причине.
Некоторые современные историки также рассматривали другие аспекты его сексуальности. Вскоре после турнира, еще до отъезда художника в Рим тот заказывает ему несколько работ. Историки искусства единодушно датируют эти работы 1477-1478 годами.
В конце ХV века во Флоренцию приехал монах и реформатор Джироламо Савонарола. Доминик» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Преображение» (ок. И его Мадонны и Венера и Весна овеяны грустью, взгляд их выдает затаенную боль. Картины История Виргинии (Бергамо, Академия Каррара) и История Лукреции (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году.
Спустя немного времени, она уползает, как ни в чем не бывало и снова начинается погоня.
К иллюстрированию Данте Сандро Боттичелли обращался дважды. После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние. Луки. В 1503 Уголино Верино в поэме «De ilrustratione urbis Florentiae» назвал Сандро Боттичелли в числе лучших живописцев, сравнив его с прославленными художниками древности – Зевксисом и Апеллесом.
«Весна» положила начало высшему расцвету деятельности Боттичелли, когда его слава вышла за пределы Флоренции и достигла Рима. Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и ещё скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана (ворот Таможни). После смерти отца главой семьи стал старший брат, зажиточный биржевой делец, прозванный Боттичелли («Бочонок»), то ли из-за округлой фигуры, то ли из-за невоздержанности к вину. (ок. 1470, Флоренция, галерея Уффици) и в менее выраженной форме в двух ранних Мадоннах (Неаполь, галерея Каподимонте Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер). До настоящего времени их дошло очень мало, но о мастерстве Боттичелли-рисовальщика позволяет судить уникальная серия иллюстраций к «Божественной Комедии» Данте. В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св.
Мария Магдалина обнимает ноги, а Мария, мать Иакова Младшего, голову Христа. Массовому психозу поддались также некоторые художники, среди которых был Боттичелли. Произведение, отражающее непосредственные связи между живописцем и семьей Медичи, Поклонение волхвов (ныне в галерее Уффици) было заказано между 1475 и 1478 годами Джованни (или Гаспаре) да Дзаноби Лами – банкиром, близким к семье Медичи и предназначалось для его фамильного алтаря в церкви Санта Мария Новелла. В то же время здесь ощущается некоторый отход от совершенства пропорций (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени. 1470, Флоренция, Уффици) и Мадонна с Младенцем и двумя ангелами (1468-1469, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио.
В этом году он написал Святого Августина на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи. Даже его учитель Липпи привел к нему своего сына Филиппино. Firenze, 1990 Botticelli. Двое его друзей (братья Марк и Маркеллин) были осуждены на смерть за веру в Христа.
Символична и раковина. Им были написаны фрески «Жизнь Моисея», «Гибель Корея, Дафана и Авирона», «Очистительная жертва прокаженного». 1495, Рим, собрание Паллавичини), «Покинутая» (ок. В Боттичелли они увидели родственное предпочтениям своей эпохи -- душевную грацию и меланхолию, «симпатию к человечеству в его неустойчивых состояниях», черты болезненности и декаданса. Последние четыре с половиной года жизни Сандро Боттичелли документально не освещены.
потолок и алтарную стену распишет Микеланджело. Боттичелли создал для капеллы три фрески: «Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея», а также 11 папских портретов. Предметы, окружающие св. В числе украшавших его картин были «История римлянки Виргинии» (Бергамо, Академия Каррара) и «История римлянки Лукреции» (Бостон, Музей Гарднер). Их красоту Вазари описал как иллюстрирующую «благодать», а Джон Раскин как обладающую линейным ритмом, в которой не может быть никаких сомнений. Художник передает грусть, охватившую девушку, то ощущение пустоты, которое пришло на смену активному действию. Однако его рисунки к Божественной комедии Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов.
Firenze, 1988 Pons N. Botticelli: Cat. В качестве одной из вершин Боттичелли Вазари назвал особенность пейзажа. 1490, Филадельфия, Пенсильванская академия), «Мадонна с Младенцем и св. Это прозвище распространилось и на других братьев. 25 января 1504 мастер входил в комиссию, обсуждавшую выбор места для установки «Давида» Микеланджело.
Радость, поклонение Красоте навсегда ушли из его творчества. Рядом с угрожающей ему опасностью, направленной на достижение чисто внешнего совершенства, художник чувствует другую угроза, которая угрожает уже всему человечеству, – угроза погубить душу. Юдифь считается символом борьбы иудеев против угнетателей, символом патриотизма. Hamburg Leipzig, 1893 Supino L I disegni per la Divina Commedia di Dante. Правда, с 1503 за мастером числится долг по взносам в гильдию Св.
Это воздержание от работы привело к серьезным расстройствам в его жизни». Считается, что это лучшие произведения художника. В «углублении понимания и выражения в визуализации облика Марии», Штайнман усмотрел доказательство влияния Савонаролы на Боттичелли.
Пути этого развития явственно прослеживаются при сравнении двух картин на тему Поклонение волхвов, одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 1481-1482 года) – в Национальной галерее в Вашингтоне. Художник был силен в написании натюрморта. 1468, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468-1469, Неаполь, Каподимонте), «Св. Среди этих подписей имени Сандро Боттичелли не обнаружено. Луки, но запись от 18 октября 1505 сообщает, что он полностью погашен. Geneva, 1967 Во С, Mandel G. Lopera completa del Botticelli. Свои заказы Сандро Боттичелли, произведения которого приводят зрительскую аудиторию в полный восторг, в основном получал во Флоренции.
Последней картиной светского содержания была «Клевета Апеллеса», сюжет которой посвящен истории о великом живописце, оклеветанном врагами и в качестве оправдания написавшем картину «Клевета». Это — еще более знаменитая картина «Рождение Венеры». С торговой деятельностью братьев связывают происхождение прозвища Сандро – «botticelle» («бочонок»). Вместоположение Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято рисовать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил Минерву-пацифику, атрибуты которой – копье (у Боттичелли алебарда) и ветвь сливы (в картине – оливковые ветви и венок) – символизируют добродетель.
Первоначально, тема для написания «Весны» была почерпнута из поэмы Полициано «Турнир» в которой прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Первые признаки этого становятся заметны в его творчестве в начале 1480-х годов.
К 1470 относится первое несомненно принадлежащее Боттичелли произведение– «Аллегория Силы» (Флоренция, Уффици). В том же году Сандро Боттичелли был приглашен в Пизу для работы над фресками Кампосанто. Зиновия.
Природа представлена своими стихиями (воздух, вода, земля). Эти составляющие присутствуют во фреске «Св. Августин» (1480). Начиная с этой ещё незрелой работы, где искажение перспективы выглядит оправданным, если картину располагать горизонтально, Боттичелли демонстрирует софистический, тверёзый и беспокойный подход, описанный Вазари: круглая форма дает художнику вероятность проводить оптические эксперименты. Произведениям Б. 90-х гг. Эрмитажа («Св.
XX век много сделал для того, чтобы приблизиться к его пониманию. Четыре брата Филипепи принесла семье значительные доходы и положение в обществе. Milano, 1967 Ettlinger L. D., Ettlinger H. S. Другие произведения Боттичелли: «Мадонна с Младенцем» (ок. Во всяком случае, образы его Симонетты (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций Весны.
М., 1967 Кустодиева Т. К. Сандро Боттичелли. М., 1960 Боттичелли: Сб. В таком случае ее содержание близко содержанию картины Венера и Марс. Теперь уже разрешается уяснить себе, что такое композиция детали. Обстановка творческого поиска, господствовавшая в среде людей искусства, ярко выражена в первых работах флорентийского мастера: «Мадонна с младенцем и двумя ангелами» и «Мадонна в розарии». Лёгкость и ясность образов сохранили рисунки Боттичелли к Божественной комедии Данте (1492-97, Гравюрный кабинет, Берлин и Ватиканская библиотека).
1470, Флоренция, Уффици), «Поклонение волхвов» (ок. Исследователи идентифицируют его с картиной Мадонна с гранатом. В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело -- его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно.
Позднее, затем смерти Лоренцо Великолепного, эта ветка семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе кликухо dei Popolani (Пополанской). Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо – сыновей брата Пьеро Подагрика. Приход к власти во Флоренции Савонаролы в 1494, публичное сожжение книг Ф. Петрарки и Дж. Картины История Виргинии (Бергамо, Академия Каррара) и История Лукреции (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, очевидно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году. Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный нрав. Венера в центре композиции (над ней Амур с завязанными глазами) – отождествляется с Humanitas – комплексом духовных свойств человека, проявления которых олицетворяют три Грации устремивший точка зрения вверх Меркурий рассеивает своим кадуцеем облака.
Таким образом, фигура богини замыкается в воображаемый овал. Временем до 1487 датируется знаменитая картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» (Флоренция, Уффици), выполненная для Лоренцо ди Пьерфранческо. Так завершается тот самый дорога – от идиллических грез чувствительного юноши к страстной проповеди пророка. Героиня изображена в трепетном свете зари после свершения своего подвига. Время, проведенное в мастерской наставника, протекало для юноши продуктивно и весело.
Осенью 1482 Боттичелли вернулся во Флоренцию полный впечатлений и приступил к созданию парной картины к «Весне». В своей ранней картине "Смерть Олоферна" (1470, Флоренция, Уффици) Боттичелли изображает момент, когда все уже совершилось и Юдифь покинула шатер, унеся с собой отрубленную голову царя. Художник заканчивает картину «Весна», начатую до отъезда. 1473, Флоренция, Уффици), «Портрет Джулиано Медичи» (Вашингтон, Национальная галерея), «Портрет молодого человека» (ок.
В то же время в этом месте ощущается кой-какой отход от совершенства пропорций (быть может, как раз потому это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, хотя вообще-то, только к внутреннему миру персонажей и так как не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все больше независимым от светотени. Он использовал приемы и принципы изложенные в первом выдающемся теоретическом трактате о ренессансной живописи, принадлежащем перу Леона Баттисты Альберти (О живописи, 1435-1436) и экспериментировал с перспективой.
Художник умер в мае 1510 и 17 мая был погребен на кладбище церкви Оньисанти, как сообщают записи «Книги мертвых» Флоренции и такой же книги цеха врачей и аптекарей. Вернувшись в 1482 году во Флоренцию, Сандро похоронил отца. Августин, фрески Сикстинской капеллы, Алтарь св. В годы наибольшей творческой продуктивности Боттичелли был достаточно узко связан с двором Лоренцо Медичи и многие из наиболее известных произведений художника 70-80-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают воздействие литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (1449-1492), которых он собрал при своем дворе. Они были тем печальным временем дряхлости и неработоспособности, о которых писал Вазари.
Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: Юность Моисея, Искушения Христа (напротив) и Наказание восставших Левитов. Проповеди Савонароды о грядущем конце света привели к тому, что народ в феврале 1497 года на центральной площади устроил огромный костер, в котором сжигал ценные произведения искусства. Когда он уснул, она острым мечом отрубила ему голову, спокойно прошла мимо спящих воинов и вернулась в спасённый родной город. Диптих состоит из 2 картин: «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна». Именно сцену возвращения Юдифи изображает Ботичелли на этой картине.
Боттичелли выполнил три сцены. Ученик Филиппо Липпи. Две самые знаменитые картины Боттичелли, так называемая Примавера (Весна) и Рождение Венеры заказаны Медичи и воплощают в себе культурную атмосферу, возникшую в медическом кругу. Сиренево-синий плащ Зефира, нежные розовые цветы, сыплющиеся под дуновением ветров, создают богатую, неповторимую цветовую гамму. В 1938 году Жак Меснил во флорентийских архивах обнаружил краткое содержание иска за 16 ноября 1502 год, одна из строк которого гласит «Боттичелли держит мальчика», что соответствует обвинению в содомии.
В 1465 году Филиппе написал Мадонну с Младенцем и ангелами, ныне хранящуюся в Уффици она стала непререкаемым образцом по композиции и стилю для некоторых ранних работ Боттичелли, а именно, Мадонны с Младенцем и ангелом (галерея Воспитательного дома, Флоренция) и Мадонны на лоджии (Уффици). Проявившаяся уже в ранних произведениях мастера склонность к созерцательности, позволившая ему про никнуть в неоплатонические идеи и вручить их тонкое изобразительное истолкование, делала его одинаково открытым и к восприятию духа проповедей Савонаролы. В его руках жертвенная чаша и кропило. Выполненные на пергамене, эти рисунки предназначались для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения. Красота и гармония мира, столь волновавшие художника, больше не трогали его воображение. Эти события глубоко потрясли Боттичелли. Сохранилось 92 листа (85 – в Кабинете гравюр в Берлине, 7 – в Библиотеке Ватикана).
Так Вазари описывает первое печатное издание Данте (1481) с изображениями Боттичелли он не мог себе представить, что новое искусство печати может заинтересовать художника. Ювелирное искусство сыграло немаловажную роль в становлении молодого Боттичелли. В 1481 г. Боттичелли приехал в Рим. Это один из самых эмоциональных и лиричных художников Возрождения. Время написания большей их части определялось путем проведения стилистического анализа.
До настоящего времени их дошло очень мало, но о мастерстве Боттичелли-рисовальщика позволяет судить уникальная серия иллюстраций к «Божественной Комедии» Данте. Выполненные на пергамене, эти рисунки предназначались для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Был близок двору Медичи и гуманистическим кругам Флоренции. В 1470-е Боттичелли сблизился с семьей Медичи и «медичейским кружком» – поэтами и философами-неоплатониками (Марсилио Фичино, Пико делла Мирандолой, Анджело Полициано). Доминик» и «Св. Подобно многим жителям этого района, его отец был дубильщиком. Благовещение – это самый фантастический сюжет из всех евангельских сюжетов. 1490-1495, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии), «Св.
Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. Именно в них четко прослеживается опыт, полученный Боттичелли у своих преподавателей. Milano, 1958 Argon G. C. Через три года после «Силы духа» Боттичелли создаёт св. Свою веру он пронёс терпеливо и покорно через все страдания. Иеронима дышит уверенностью и достоинством. Его постоянным заказчиком становится Лоренцо Пьерфранческо Медичи, кузен Великолепного.
Так, грации из Весны восходят к классической группе трех граций, а поза Венеры из Рождения Венеры – к типу Venus Pudica (Венера стыдливая). Иосиф из Аримафеи, придя к Пилату, просил тела Иисусова. В Боттичелли они увидели родственное предпочтениям своей эпохи – душевную грацию и меланхолию, «симпатию к человечеству в его неустойчивых состояниях», черты болезненности и декаданса. Навстречу ей спешит нимфа, готовясь накинуть на плечи богини украшенное цветами покрывало.
Вскоре Савонарола был обвинен в ереси и публично казнен. Рубашки распластаны на ступенях как трупы. Большое произведение Боттичелли Венчание Богоматери (1490) проникнуто уже иным духом. Все происходящее носит характер беспокойства, мрачного отчаяния. Августин (Флоренция, церковь Оньисанти), написанной в 1480 в качестве парной композиции к фреске Гирландайо Св.
20 января 1474 по случаю праздника св. Произведения его проникнуты пессимизмом и безнадежностью. Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли. В качестве иконологической задачи поставили верховенство папства. Вазари в своих «Жизнеописаниях» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. Многие из них твердо опираются на Меснила, но другие предостерегают от поспешных выводов.
Сандро Боттичелли (настоящее имя художника – Алессандро Филипепи) родился во Флоренции в 1445 году. Из-под красной шапочки выпущены обрамляющие лицо прекрасные вьющиеся волосы.
Глава семьи Мариано Филипепи хотел, чтобы и младший Сандро пошёл по стопам Антонио.
Две самые знаменитые картины Боттичелли, так называемая Примавера (Весна) и Рождение Венеры заказаны Медичи и воплощают в себе культурную атмосферу, возникшую в медическом кругу. В таком случае ее содержание рядом содержанию картины Венера и Марс. Во всяком случае, образы его Симонетты (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций Весны. 1472, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна евхаристии» (ок. Иеронима дышит уверенностью и достоинством. Афродиты. И пока на городских площадях сжигали суету (драгоценную утварь, роскошные одеяния и произведения искусства на сюжеты языческой мифологии), воспламенялись сердца флорентийцев и разгоралась революция, скорее духовная, чем социальная, поразившая в первую очередь те самые чувствительные искушенные умы, что были творцами элитарного интеллектуализма времен Лоренцо.
Произведения, фото полотен выражают стремление к глубокому драматизму, который четко прослеживается в картине «Покинутая», сюжет которой взят из Библии: Фамарь, которую изгнал Аммон. В этом году он написал Святого Августина на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи. Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи известный под именем Сандро Боттичелли (прибл. Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении.
С этого времени его творчество, а это период расцвета, граничит с именём Медичи. Этот период творчества отмечен картиной «Коронование Девы Марии», заказанной для капеллы цеха ювелиров. К иллюстрированию Данте Сандро Боттичелли обращался дважды. Всадник закричал:Не мешай мне, Настаджио.
Оно входило в серию «Семь Добродетелей» (остальные исполнены Пьеро Поллайоло) для зала Торгового суда. Боттичелли в буквальном смысле слова был заворожён речами Савонаролы. Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника не возбраняется отнести только Лоренцано за его поражающую жизненность, а кроме того портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви. На небольшой картине анфас изображен юноша в скромной коричневой одежде и красной шапочке. Присутствие Венеры символизирует в этом месте не чувственную влюбленность в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении (Шастель). Многие работы Сандро Боттичелли относятся к 1470-м годам, хотя не все они имеют точную датировку.
Рядом с угрожающей ему опасностью, направленной на достижение чисто внешнего совершенства, художник чувствует другую опасность, которая угрожает уже всему человечеству, – опасность погубить душу. Умер Сандро Боттичелли в 1510 году так закончилось Кватроченто – эта счастливейшая эпоха во флорентийском искусстве. Некоторые ученые видят в этих картинах визуальное воплощение основных идей флорентийских неоплатоников, особенно Марсилио Фичино (1433-1499). М., 2002 Ulmann H. Sandro Botticelli.
Именно на этом внутреннем состоянии и настроении и концентрирует свое внимание Боттичелли. Во второй картине, возможно, тоже есть портреты – но кто знает это. Иеронима. Доход от этой собственности в 1498 определялся в 156 флоринов. Незадолго до гибели младшего Медичи или же безотложно вслед за тем нее Боттичелли, может быть с помощью учеников, написал немного портретов Джулиано (Вашингтон, Национальная галерея искусств Берлин, Государственные музеи Милан, собрание Креспи), которые вкупе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного (Флоренция, музей Барджелло), на века сохранили черты погибшего. Портреты Боттичелли, как уже отмечалось, стоят, в общем, ниже образов, входящих в его композиции.
Иероним»), в Москве, в Гос.
Над головой Венеры едва ли не смыкаются руки персонажей и кажется будто ее осеняет арка. Его «прекрасной дамой» была Симонетта Веспуччи, в которую был безнадежно влюблен Джулиано и, видимо, не он один. К 1470 относится первое несомненно принадлежащее Боттичелли произведение- «Аллегория Силы» (Флоренция, Уффици). Мастерская Липпи находилась тогда в Прато, где мастер работал до 1466 года над фресками собора (впрочем, достоверно выявить в этих росписях руку знаменитого ученика так и не удалось).
С. Боттичелли «Весна» (1482). Если в 1484-1489 годах Боттичелли, кажется, доволен самим собой и безмятежно переживает отрезок времени славы и мастерства, то Венчание свидетельствует уже о смятении чувств, о новых тревогах и надеждах. 1470—90-е — период творческого взлета художника. Его сюжет, конечно, взят из Библии: Фамарь изгнанная Аммоном. Firenze, 1921 Mesnil J. Sandro Botticelli. Себастьяна в церкви Санта-Мария Маджоре во Флоренции была выставлена картина Сандро Боттичелли «Святой Себастьян».
Предлагалось и разумение картины как вообще победы сил мира над силами разрушения. По второй версии, у отца семейства был кум – некий «Боттичелло», он занимался ювелирным мастерством. Milano, 1990 Gemeva C. Botticelli: Cat. М., 1977 Козлова С. Данте и художники Ренессанса // Дантовские чтения. В годы наибольшей творческой продуктивности Боттичелли был довольно тесно связан с двором Лоренцо Медичи и многие из наиболее известных произведений художника 70-80-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (1449-1492), которых он собрал при своем дворе. Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино.
В конце концов он стал дряхлым и неработоспособным и ходил, опираясь на две палки. » О материальном положении Боттичелли в 1490-е, то есть в то время, когда, согласно Вазари, он должен был бросить живопись и разориться под влиянием проповедей Савонаролы, отчасти позволяют судить документы из Государственного архива Флоренции. Примеры тому – Мадонна Магнификат и Мадонна с гранатом (обе в Уффици). В числе украшавших его картин были «История римлянкиВиргинии» (Бергамо, Академия Каррара) и «История римлянки Лукреции» (Бостон, Музей Гарднер).
В 1467 году флорентиец решился на открытие собственной мастерской. На фоне широкого морского горизонта развиваются с различной интенсивностью три ритмических эпизода – ветры, Венера, выходящая из раковины, служанка, принимающая ее с украшенным цветами покрывалом (намек на зеленый покров природы). В 1504 году входил в комитет, который был уполномочен решить, где будет размещён «Давид» Микеланджело. Некоторые из самых известных произведений относят к 1470-м годам: картина Св. London, 1976 Lightbown R. Sandro Botticelli: Compi, cat.
Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли. СПб., 1996. Обнажённая богиня плывет к берегу в створке раковины, подгоняемая ветром. У ренессансных художников обнаженная Венера символизировала любовь небесную.
Что же определяет искусство Боттичелли. Последней его большой работой, на светскую тему была «Клевета», но в ней, при все талантливости исполнения, отсутствует роскошно украшенный, декоративный стиль, присущий Боттичелли.
Живопись стен была выполнена в течение удивительно короткого периода, только одиннадцать месяцев, с июля 1481г до мая 1482г. Строго говоря, весь цикл был заказан в 1469 году Пьеро дель Поллайоло, а посреди претендентов на до того престижный заказ был более того Верроккио. Иероним. Исследователи идентифицируют его с картиной Мадонна с гранатом.
Тонкое одухотворенное лицо ее полно той неземной затаенной печали. 1495). Иеронима прослеживается уверенность и достоинство.
Автор картин на античные и аллегорические темы (Весна, около 1477-78, Рождение Венеры, около 1483-84, – обе в Уффици), алтарных картин (Мадонна дель Маньификат, около 1482-83, Мадонна с гранатом, около 1487, – обе в Уффици), фресок (в Сикстинской капелле Ватикана, 1481-82), а также портретов, отмеченных остротой характеристик (Джулиано Медичи, 70-е гг., Галерея Академии Каррара, Бергамо). Дай мне исполнить то, что заслужила эта женщина. Себастьян (1473), самое раннее изображение обнаженного тела в творчестве мастера Поклонение волхвов (ок. 1475, Уффици). В 1470 году он получает, при поддержке Содерини, первый официальный заказ Содерини же сводит Боттичелли со своими племянниками Лоренцо и Джулиано Медичи. После возвращения из Рима он пишет ряд картин на мифологические темы. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и занятие возникают силуэты строений Древнего Рима (к примеру, Арка Константина в последнем эпизоде), а кроме того настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. И так каждый день, в одно и то же время.
Вазари пишет, что Боттичелли был приверженцем «секты» Савонаролы и даже бросил живопись и «впал в величайшее разорение».
В 1481 Римский папа Сикст IV пригласил живописцев Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Пьетро Перуджино и Козимо Росселли в Рим, чтобы украсить фресками стены папской часовни, названной «Сикстинской капеллой «.
Т. 2 Дахнович А. С. Творчество Боттичелли и вечные вопросы. хроматическими сочетаниями.
Две знаменитые парные композиции История Юдифи (Флоренция, Уффици), также относящиеся к числу ранних произведений мастера (ок. 1470) иллюстрируют другой важный аспект живописи Боттичелли: живую и емкую повествовательность, в которой соединены экспрессия и действие, с полной ясностью раскрывающие драматическую сущность сюжета. И вместе с этим как бы мужает сама живописная манера Боттичелли. Первое упоминание о Сандро Боттичелли можно найти в кадастре итальянской Республики. В период между 1480 и 1490 годами его слава достигла апогея и он стал получать до того огромное число заказов, что справляться с ними самому было почти невозможно, вот таким образом большую часть картин Мадонн с младенцем заканчивали его ученики, старательно, но не всегда блестяще, копировавшие манеру своего мастера.
Четыре листа раскрашены темперой. Среди наиболее известных его работ «Рождение Венеры» и «Примавера». материалов о творчестве. Вкладом Боттичелли стали фрески «Искушение Христа», «Наказание повстанцев» и «Испытание Моисея». К периоду с 1467 по 1470 год – относится первый известный нам запрестольный образ Сандро, так называемый Алтарь Сант-Амброджо (ныне в Уффици), найденный в безымянной флорентийской церкви, но в действительности имевший иное предназначение: возможно, он был выполнен для главного алтаря церкви Сан Франческо в Монтеварки – эту гипотезу помимо всего прочего подтверждает присутствие святого Франциска слева от Богоматери.
1499, Гранада, Королевская капелла), «Символическое Распятие» (1500-1505, Кембридж, Массачусетс, Художественный музей Фогг). Milano, 2003. Творческий кризис наступил в жизни Сандро Боттичелли. Одна из самых известных картин – «Святой Себастьян», написана для старейшей городской церкви Санта Мария Маджоре.
Bologna, 1921 Venturi A. II Botticelli interprete di Dante. В 1502 году Боттичелли уже мало работал. Их условно можно разделить на философские, мифологические, религиозные исторические и экзотические. Около 1485 г. Боттичелли создаёт другое известное полотно «Рождение Венеры». Картина написана в период наивысшего расцвета дарования художника.
В то же время супруга Лоренцо ди Пьерфранческо в письме от 25 ноября 1495 сообщает, что Боттичелли расписывает фресками виллу Медичи в Треббио, а 2 июля 1497 от того же Лоренцо художник получает кредит под исполнение декоративных росписей на вилле Кастелло (не сохранились). А. Пушкина, хранится «Благовещение» великого флорентийца. Он принадлежал к Флорентийской школе под покровительством Лоренцо де Медичи, движение которое Джорджио Васари охарактеризовал менее ста лет спустя как «Золотой век», эту мысль он выразил в заголовке жизнеописания Боттичелли. Спини был главным судьей в процессе против Савонаролы. Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь Лоренцано за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви.
Однако поздние работы мастера не являются стилизацией. From Lorenzo the Magnificent to Savonarola. Но она не раскаялась, а вскоре и сама умерла.
Зиновия (1495-1500 две – Лондон, Национальная галерея, одна – Нью-Йорк, Музей Метрополитен, одна – Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Моление о чаше» (ок. Иоанном Крестителем» (ок.
Выполнение каждого образа являет собою чудо изящества и благородства, но все в целом слишком ограничено и сжато в пространстве отсутствует физическое движение, а вместе с ним и духовный порыв. Представляет собой произведение, явно связанное с поздним творчеством Липли. compi. Теперь уже можно уяснить себе, что такое композиция детали. Фра Филипп – мастер исключительнейший и редкостный талант (Вазари) – был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший попозже учеником Боттичелли.
1475). Временем до 1487 датируется знаменитая картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» (Флоренция, Уффици), выполненная для Лоренцо ди Пьерфранческо. Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил Минерву-пацифику, атрибуты которой – копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине – оливковые ветви и венок) – символизируют добродетель. Далек он и от передачи драматических коллизий или героических подвигов. Те же идеи являются главными в четырех композициях иллюстрирующих рассказ Боккаччо Настаджо дельи Онести (находятся в разных коллекциях) и двух фресках (Лувр), написанных около 1486 по случаю бракосочетания сына одного из ближайших сподвижников Медичи.
Но может быть, прозвище возникло по созвучию с ювелирным ремеслом второго брата, Антонио. С. Боттичелли «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи Старшего» (ок. Был начальником преторианской гвардии при императорах Диоклетиане и Максимиане. Иоанном Крестителем» (ок. Над Венерой расположен Амур с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Последнюю группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями. Запечатлены три эпизода из Евангелия – искушение Христа – в верхней части фрески. В работах ощущается беспокойство, возникает некая нервозность.
Изношенные платья намекают на пройденный долгий, одинокий и безнадежный путь. Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли. Произведение, отражающее непосредственные связи между живописцем и семьей Медичи, Поклонение волхвов (теперь в галерее Уффици) было заказано между 1475 и 1478 годами Джованни (или Гаспаре) да Дзаноби Лами – банкиром, близким к семье Медичи и предназначалось для его фамильного алтаря в церкви Санта Мария Новелла.
Галерея Уффици (Флоренция)На картине изображена поляна в апельсиновом саду, вся усеянная цветами. 23 сентября 1502 он сообщает ей из Флоренции, что Перуджино находится в Сиене, Филиппино Липпи чересчур обременен заказами, но есть еще Боттичелли, который «много мне хвалим». London, 1978 Baldini U. Botticelli. Картины этого времени оставляют двойственное впечатление. Использован уникальный для эпохи Возрождения прием: в доске сделана круглая ниша, куда вставлена пастилья – вылепленная из гипса и покрытая золотой краской копия медали, отлитой в честь Козимо Медичи около 1465 г. Новаторство художника заключается в том, что он изобразил юношу почти в фас (раньше изображали погрудно строго в профиль), с отчётливо выписанными руками (этого ранее не делалось) и с пейзажем на заднем плане (ранее фон был нейтральным). Настоящее имя Ботичелли – Алессандро ди Мариано Филипепи. И в то время как на городских площадях сжигали суету (драгоценную утварь, богатые одеяния и произведения искусства на сюжеты языческой мифологии), воспламенялись сердца флорентийцев и разгоралась революция, скорее духовная, чем социальная, поразившая в первую очередность те самые чувствительные искушенные умы, что были творцами элитарного интеллектуализма времен Лоренцо. В это время мир увидели известные произведения Сандро Боттичелли: «Паллада и Кентавр», «Весна», «Венера и Марс», «Рождение Венеры», относящиеся к числу самых ценных произведений эпохи Возрождения и являющие собой истинные шедевры западноевропейского искусства.
Свое имя-прозвище Боттичелли ("бочонок") Алессандро получил от старшего брата. Современники чрезвычайно высоко ценили его рисунки и во многих мастерских флорентийских художников они хранились в качестве образцов. Трижды ритм зарождается, достигает максимального напряжения и гаснет.