Долгое время молва историки и романисты приписывали подобное и Боттичелли. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Он проник в тайники душ своих героев, как до него не удавалось никому. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо.
Центром построения является Венера — не воплощение низменной страсти, а благородная богиня цветения и всяческого благоволения на земле это неоплатонический образ. Так как все влюблены. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Исследователи предложили несколько толкований. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл.
Легкие изгибы и повороты фигур, диалог взглядов изящное соединение рук и постановка ступней — все это передает поступательный ритм танца. Все сочиняют, рисуют, философствуют. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи.
Чуть не каждый день, раздуваясь от гордости, Марко разворачивал очередное приглашение с золотыми вензелями. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны.
Зефиром. Она, возможно, была создана по заказу Лоренцо де Медичи в 1477 году или несколько позже Лоренцо или его двоюродным братом Лоренцо Пополано. Отрава. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины).
На самом деле это несколько противоречит истине. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию.
Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. В настоящее время искусствоведы ищут разгадку – какой смысл вкладывал художник в свою картину. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. Даже серьезный не по годам Лоренцо начал рифмовать строчки. О том, как весной расцветает природа. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами.
Часто молился – просил Бога забрать его к Симонетте. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани. В других фигурах композиции также улавливаются ассоциации с религиозными мотивами. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака.
«Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. обе выполнены с грацией и выразительностью».
В 1815-м она попала в галерею Уффици. Меркурий (слева) нарциссически красив. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема).
Вся эта компания любителей искусств называет себя «странниками в садах Медичи» и свои творения посвящает Симонетте, величая ее Прекрасной Дамой. Композиционно полотно делится на три части. И, конечно, это породило особое искусство.
В преступном попустительстве предательству. Боги здесь не копируют древние скульптуры, но преобразованы по особым художественным канонам. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Пленительная Венера перерождается в кающуюся Магдалину. У большинства фигур взгляд и жесты разобщены, словно они показаны в момент, когда прежнее движение еще продолжается по инерции, а внимание переключается на новый предмет.
Она стала богиней в пышном одеянии. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Якобы, узнав о болезни возлюбленной, Джулиано послал за неким Домеником Салкедо. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость).
Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Джулиано изменился до неузнаваемости. Фигуры расположены волнообразно.
Будто бы красавица Симонетта умерла вовсе не от чахотки. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Чахотка. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Марко заключил уже немало выгодных сделок по рекомендациям Медичи. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада.
Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно.
Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Исследователи предложили несколько толкований. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены.
Всё изменила вечная весна. Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы.
Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. В правой части картины мы видим два события одномоментно: похищение Зефиром нимфы Хлориды и ее последующее превращение в богиню Флору, которая символизирует весну. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать.
Персонаж напоминает Деву Марию в сюжете «Благовещение» (например, на картине Алессо Бальдовинетти). В скорбных картинах Распятий и Положений во гроб догорает остаток его страстей. Итак, в композиции из восьми фигур показаны лишь два обобщенных поэтических символа: один, олицетворяющий ветер, дух, разум, другой — любовь, природу, цветение. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. И это привело к трагедии.
Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. Что уж говорить о младшем Джулиано, влюбленном по уши. Весь город облекся в траур, оплакивая возлюбленную Принца Юности. Однако с ним было все иначе. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц.
Ведь это был его долгожданный путь к Симонетте. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Человеческая подлость. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям.
Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами.
В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). Цепко схватил он бегущую влево нимфу. Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера.
В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Он пытается разорвать плотность облаков, мешающих лицезрению.
А с правого края художник изобразил и себя. на вулкане. Такие подарки были в то время обычным явлением1. Но эту дурочку не поймешь.
Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. Месяц считался концом весны и началом лета. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы.
Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Больше всех драгоценностей ей оказались дороги надушенные бумажки со стихами. В 1477 имение Кастелло было приобретено Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, троюродным братом знаменитого Лоренцо Великолепного.
Костер за костер. Языческое и христианское сплетаются в одухотворенный образ. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо.
Отсюда настроение глубокой созерцательности, благодаря которому входит в картину тема более важная, чем положенная в ее основу аллегория, — тема духовной жизни. Но не будем преувеличивать значимость содержательной канвы ибо писал картину художник, все преображавший своей одушевленной фантазией. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Поговаривали, что он тоже превратился в вампира. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны.
Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Назавтра умерла совсем молодой вдохновительница нежных фантазий Боттичелли – кроткая Симонетта Веспуччи. Но в ее хрупком облике проступают и иные черты. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева).
Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4.
Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду.
Каково же содержание картины.
Не случайно танец Граций сравнивают с хороводом ангелов в Раю в композиции «Страшный суд» Фра Анджелико. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие.
Неудачные роды. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Но это не единственное повторение в картине. Над богиней парит Амур. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание.
Она показана простой, тихой и скромной. Десятки кинжалов вонзились в его тело. Возможно, Боттичелли сознательно отказался от ренессансной перспективы, ради усиления ощущения чуда. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. В чем.
Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло.
Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. Но в образах его идеальных героев флорентийцы различали живые черты популярных личностей. К тому же оба брата буквально завалили Симонетту дорогими подарками. В 1537 она была перевезена в Кастелло.
Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. В таком случае Боттичелли знал, где будет висеть картина и то, что она будет располагаться на высоте двух метров от пола. – воспылал любовью к искусствам.
Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой.
«Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. Она не просто богиня любви и красоты.
Только взгляд его метнулся по церкви и ударил прямо в глаза Лоренцо. Его рука рядом с плодом, висящим на дереве, – мотив, традиционно ассоциировавшийся с древом познания. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах.
Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. А май считался не только концом весны, но и началом лета. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. На самом деле это богиня цветов и растений Флора. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами.
Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Что же все-таки повернуло к монаху гордую душу своенравного живописца. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Теперь уже мы никогда не узнаем, какое чудо сберегло для нас боттичеллевскую Весну.
Но, это неединственноеповторение в картине. Каково же содержание картины. От его полета согнулись стволы деревьев. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы.
А уж если эта упрямица вобьет что в голову – никто не переубедит. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Джулиано даже не успел вскрикнуть. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы.
Салкедо доставил во дворец отловленного где-то вампира. Это – гимн и природе и человечеству. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано.
Боттичелли придает Меркурию характерный для вкуса Флоренции тех лет тип худощавой юношеской фигуры, как в «Давиде» Верроккьо, но очертания ее приобретают мелодичность, а лицо — одухотворенность. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол.
Картина написана на основе древнеримской мифологии. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. Движение в картине устремлено справа налево.
Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). При виде Симонетты этот молчун вздыхает и рассыпается комплиментами. Джулиано увидел опасность первым. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы.
Он стал бояться солнечного света, перестал встречаться с друзьями. Можно только гадать о причине ее внезапной смерти. Тревожные предчувствия сбывались. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы.
«Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево.
Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Синьор этот служил в тайной должности при дворе Медичи: он был ловцом вампиров. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис.
Сколь приятна для любования. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). Взор Меркурия мечтательно устремлен в небо.
От его полета согнулись стволы деревьев. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора.
Что касается Меркурия, то он, кроме всего, считался богом ветра и в этом качестве назывался. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам.
И после его укуса Симонетта действительно стала выздоравливать. Красота Симонетты приносила большие проценты, чем ее громадное приданое. Но. А к лету по Флоренции поползли слухи. Нашей целью было творческое переосмысление работы Сандро Боттичелли «Весна».
Собрал вокруг поэтов, музыкантов, художников, философов. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности.
Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Не прошло и нескольких месяцев, как жизнь семейства Марко Веспуччи разительно изменилась. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. В стройном юном Меркурии, который, волшебной палочкой-кадуцеем касаясь веток деревьев, вызывает их непрестанное цветение, узнавали младшего брата Лоренцо Великолепного – Джулиано Медичи.
Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Другие считают, что Меркурий— это сам Лоренцо Великолепный, а среди остальных персонажей находят его любовниц.
У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Они даже устраивают рыцарские турниры в ее честь. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов.
Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Желая любыми средствами сохранить возлюбленной жизнь, Джулиано повелел раздобыть вампира для Симонетты. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи.
В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Раскинув руки, он шагнул на заговорщиков. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление.
Неудивительно, что есть множество трактовок картины. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. Стал необщителен и молчалив. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту.
И не казнить их надо было, а вознаградить. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце.
Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. Медичи даже забросили государственные дела. Жест заботливый, опекающий.
Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. И как поэтично показано превращение. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»).
Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы.
Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Вот таким образом одежда этих двух женщин, которые также, кажется, не замечают друг друга, развивается в разных направлениях. Но давайте попробуем. Но в собственную душу не допускал никого.
Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. И тот понял – Джулиано шагнул к смерти сознательно. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей.
Будто хотел этим плавным жестом унять их злобу. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель.
И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. Пусть лучше она тоже станет вампиром, зато не умрет, ведь вампиры живут лет по триста. Движение в картине устремлено справа – налево. Когда друзья докучали художнику вопросом, отчего он не женится, небрежно отшучивался: мол, видит себя женатым разве что в страшных снах. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью.
Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Однако вскоре странные повадки начали проявляться и в поведении самого Джулиано.
Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Не потому ли даже вершина его счастья – светлый покой Весны пронизан невыразимой печалью. Над нею Амур целится одной из своих стрел любви в трёх граций, подруг Венеры, элегантно танцующих рондо. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио.
Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. В образе Меркурия художник изобразил Джулиано Медичи, а в образе Венеры – Симонетту Веспуччи, в которую, пожалуй и сам он был влюблен. Вот что значит выгодно жениться.