За год до смерти Рафаэль заканчивает самую известную свою картину, которая заслуженно считается вершиной его творчества – знаменитую Сикстинскую мадонну, которая писалась для церкви святого Сикста в Пьяченце. «обручение девы Марии» – одна из самых известных и почитаемых картин Рафаэля.
Такой обаятельный образ женщины создает Рафаэль в известной всему миру картине под названием «Сикстинская мадонна». Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро. Слева, на другой лестнице, мечутся заслышавшие шум солдаты, на латах которых играют отсветы красноватого пламени факелов и холодного света скользящей между темных облаков луны. Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан. На первой панели спящий рыцарь Сципион должен выбрать между Венерой (наслаждением) и Минервой (добродетелью).
1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». Наполовину картина для личного поклонения, наполовину коллекционная работа, «Екатерина Александрийская», вероятно, была написана перед самым отъездом Рафаэля в Рим. золотых и снял для неё виллу. Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне. По его проекту ее заканчивал А. да Сангалло Младший для кардинала Дж. fornaro – пекарь). Впоследствии они стали знаменитыми «станцами» Рафаэля.
Святая Мария и младенец, этот сюжет использовался художником чаще всего. После этих работ Рафаэль, уладив свои дела, вернулся снова в Перуджу, где он написал в церкви братьев сервитов на доске, находящейся в капелле семейства Ансидеи, св. Тема картины могла быть заимствована из стихотворения «Пуника» поэта Силия Италика.
Он убил его и спас от смерти девушку. Рафаэль точно передает в портретах, которые ему тоже удаются на славу, неповторимую внешность и неповторимую духовную жизнь того, кого он изображает.
На третий день после Успения Богородица явилась Фоме и в утешение передала ему Свой Пояс. Они расположены в следующем зале — Станца дель Элиодоро. Медичи (будущий папа Климент VII). Там образовался центр культуры ренессанса, где Рафаэль был всеобщим любимцем.
В 1504 году Рафаэль переехал во Флоренцию, где оставался до 1508 года. В еще большей степени это свойственно фрескам ватиканской Станцы дель Инчендио (1514-1517), выполненным по рисункам Рафаэля его помощниками Джулио Романо и Дж. Это самая величественная и совершенная из ватиканских фресок Рафаэля.
Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля. Находится в Галерее старых мастеров в Дрездене (приобретена в 1754 году). Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов.
Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция». Вслед за ним, он стал много рисовать с натуры, а также более углублённо изучать анатомию, механику движений, различные сложные позы, необычные ракурсы.
Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. fornarino, булочник).
Своеобразным рубежом здесь оказалась «Сикстинская мадонна». Следующей Станцей, расписанной Рафаэлем, была Станца дель Элиодоро, обязанная своим названием фреске «Изгнание Элиодора из храма» (1512). Видимо, в том же году Киджи предложил Рафаэлю расписать две большие лоджии его виллы (позднее получившей название Фарнезина), построенной архитектором Перуцци на берегу Тибра у подножия Яникульского холма. Папа Лев изображён со своими племянниками, кардиналами Джулио де Медичи (стоит слева, позже он займёт папский престол под именем Климента VII) и кардиналом Людовико де Росси (справа). Ок.
Во Флоренции ему стало очевидно, что его стиль нуждается в некоторых изменениях, если учитывать последние инновационные стили Леонардо да Винчи и Микеланджело. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. Его лицо спокойно и приветливо, взгляд одухотворён, отмечен умом и добротой.
Своим прозвищем Форнарина была обязана профессии своего отца-пекаря Франческо Лути из Сиены, работавшего в Риме (итал. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. В трех очень близких по решению композициях — Мадонна в зелени (1506, Вена, Музей истории искусства), Мадонна со щегленком (1507, Флоренция, Галерея Уффици) и Прекрасная садовница (1506, Париж, Лувр) — он тонко варьирует один и тот же мотив: сидящая на фоне пейзажа Мадонна и играющие у ее ног маленькие дети — Христос и Иоанн Креститель. Петра. 1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). После первых же испытаний папа предоставил Рафаэлю расписать все плоскости (лишь на плафонах сохранились росписи других живописцев).
С картиной Микеланджело Святой Матфей он поступает так же. Ряд его произведений этого рода, в числе которых следует назвать «Мадонну ди Фолиньо», подводят нас к величайшему созданию его станковой живописи – «Сикстинской мадонне». Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. Самое лучшее из трёх – портрет графа Бальтассаре Кастильоне (1515 г. ), выдающегося писателя, человека огромной духовной культуры. От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой.
Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины.
В этих полотнах Рафаэль показал себя как выдающийся мастер колорита. Мавра и св. Наиболее известной постройкой художника является вилла Мадама.
Рисунок – это изображение на плоскости, выполненное от руки с помощью графических средств – контурной линии, штриха и пятна. Исслеователи ку Эта атмосфера предопределила судьбу Рафаэля. 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон). Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе.
На второй, грации вознаграждают его выбор добродетели золотыми яблоками Гесперид. Ему поручают расписать фресками четыре комнаты дворца, так называемые станцы. Возможно тогда Рафаэль стал гностиком, что позднее отразилось в символизме его картин. Ромуальда, св.
В 1513-1514 гг. Единорог – мифическое существо, символизирующее целомудрие (в широком смысле духовную чистоту и искания). В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело.
Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). С именем Рафаэля связывают также проекты ряда римских дворцов и великолепной виллы Мадама. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. В 1504 году молодой художник Рафаэль Санти переехал во Флоренцию, где был глубоко восхищен стилем и техникой Леонардо да Винчи.
На голове – едва заметная небольшая диадема. В руках дама держит небольшого единорога. В декабре 1504 года Рафаэль Санти уезжает во Флоренцию.
Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. Бенедикта, св. Каждая из них решена в неповторимой, почти музыкальной тональности. Папа Лев был почитателем и покровителем Рафаэля в последние годы жизни художника. Сфера применения рисунка чрезвычайно обширна.
Палаццо Пандольфини во Флоренции строилось Дж. Сикста в Пьяченце. У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу.
Он готов к новым, еще более значительным свершениям». Он должен был органически связать полуциркульные арки, обрамляющие стены, а также окна и двери, нарушающие плоскость стен, с композицией фресок. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci).
Однако это никак не сказалось на его творчестве. Внизу пара флегматичных пухлых ангелочков залюбовались на мать и дитя. Главным его частным заказчиком стал богатый римский банкир, уроженец Сиены Агостино Киджи. Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето.
Там он знакомится с Микеланджело, Леонардо да Винчи, Бартоломео Порта. К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины. «Сикстинская Мадонна» (итал.
Величественная и задумчивая "Мадонна дель Грандука" и "Мадонна с безбородым Иосифом" – обе созданные около 1505 года и, наконец, ошеломляющая своей ласковой, проясненной гармонией, счастьем "Мадонна с щегленком" (1506 год). Святое семейство под дубом1518 год. Его книга об идеальном человеке своей эпохи Придворный (1513 – 1518 гг. ) имела не только воспитательное значение, но и ярко отразила дух и жизнь своего времени. Она сидит в лоджии на фоне озерного пейзажа.
В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Рафаэль занимается росписью станцы делла Сеньятура (комнаты печати), где демонстрирует талант монументалиста декоратора. Петра. Заказчик картины – кардинал Биббьена, писатель и секретарь при папе Льве X картина предназначалась в подарок французскому королю Франциску I. Портрет был лишь начат художником и кем конкретно из его учеников (Джулио Романо, Франческо Пенни или Перино дель Вага) завершен, доподлинно не известно. Молодому живописцу предстояло решить сложнейшую задачу: сочетать живопись с архитектурой.
По одной из легенд Рафаэль купил МаргаритуЛутиу ее отца за 3 000 золотых, в период, когда она была помолвлена. Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон». Именно вот таким образом эрудитами и теологами из окружения Папы был выбран сюжет из библейской Книги Маккавеев, повествующий о том, как нечестивец Илиодор (Элиодор), похитивший в Иерусалимском храме деньги, предназначенные для вдов и сирот, был изгнан из храма и наказан небесными посланцами. Отец мальчика умер рано, когда Рафаэлю было всего 11 лет.
В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл. Творческая деятельность Рафаэля в 1510-е годы была необычайно многообразной и интенсивной. Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера).
Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку.
Впрочем, вполне возможно, что между ними было лишь возвышенное, платоническое чувство. Для Киджи Рафаэль написал фрески «Три грации» и «Галатея». Для фрески «Амур и Психея» Рафаэль стал искать модель и однажды увидел 17-летнюю дочь пекаря Маргариту Лути. В доме Баччо д39Аньолы он познакомился со своим будущим покровителем Таддео Таддеи. «Еще не достигший двадцати лет мастер одним лишь порывом души находит выражение всем одолевающим его чувствам в ряде небольших картин, решающих вечную тему – Материнство, – пишет И. Долгополов.
А он сам решил по возможности сравняться в искусстве живописи с флорентийскими мастерами. Сверх того, в этот период написаны Рафаэлем многие картины масляными красками, между прочим, несколько превосходных портретов, каковы портреты Льва Х с кардиналами (в Луврском музее), неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове ("Donna velata"), герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др. Она хранится во флорентийской галерее Уффици. Рафаэль выкупил дочь у отца за 3 тыс. Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. У подножия лестницы — две самые многочисленные группы спорящих философов: справа — группа юношей, окруживших Евклида, который что-то измеряет циркулем на грифельной доске в его облике узнается архитектор Браманте к математикам приближается обращенный к нам спиной статный человек в царской короне со сферой в руке — великий астроном древности Птолемей, за ним следуют два юноши в облике одного из них без труда узнается сам Рафаэль, второй — художник Содома, участвовавший в росписи свода Станцы.
Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. Лица обработаны легкой светотенью и, в результате, они более грациозны, чем у Перуджино. То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки.
Иоанна Крестителя и св. Сам папа Юлий II присоединился к числу поклонников таланта Рафаэля после окончания росписей в Станце делла Сеньятура, где особую известность приобретут фрески Рафаэля «Афинская школа», «Диспут» и «Парнас». При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора. Художник не дает никаких явных намеков и то, что перед нами женщина, лишенная способности говорить, следует лишь из названия.
Рафаэль потерял мать в раннем детстве. На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра. Важную роль в этом комплексе должны были играть так называемые «верхние покои» дворца, ныне именуемые Станцами, которые и было поручено расписать Рафаэлю.
-1577) – дочь неаполитанского короля Федериго (впоследствии низложенного), жена Асканио, принца Талиакоссо, знаменитая своей красотой. Рафаэль был большим поклонником женской красоты. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Размер картины 158 x 125 см, дерево, масло. На шее у неё золотая цепь с подвеской из рубина и изумруда с грушевидной жемчужиной. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника. «Период мадонн» – так называется флорентийский период творчества Санти.
Картина «Мадонна ди Фолиньо» по своему композиционному построению похожа на знаменитую «Сикстинскую мадонну», с той лишь разницей, что в картине «Мадонна ди Фолиньо» больше действующих лиц и образ мадонны отличается своеобразной внутренней замкнутостью – взгляд ее занят своим ребенком – младенцем Христом. Мадонна дель Импанната1514-1515 годы. К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию.
После смерти Брамане в 1514 году, занимал пост архитектора собора Св. Оба они образуют группу, полную какой-то ребячливой простоты и в то же время глубокого чувства, не говоря о том, что они так хорошо выполнены в цвете и так тщательно выписаны, что кажутся состоящими из живой плоти, а не сделанными при помощи красок и рисунка. Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело. Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно.
Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. Более того, для того, чтобы справляться со всеми заказами он прибегал к услугам помощников, которые работали над декоративной частью картин. В портретах папы Юлия II и папы Льва Х с кардиналами Рафаэль проявил себя острым наблюдателем человеческого характера, воплощая строгую и нелицеприятную правду. В XII – XVI веках получили широкое распространение металлические (свинцовые и серебряные) штифты известные ещё со времён античности.
В том же 1507 году художник ненадолго вернулся в Урбино. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера.
Второе церковное здание Рафаэля — капелла Киджи в церкви Санта-Мариа дель Пополо (1512—20) в отличие от предыдущей постройки тяжеловесна и перенасыщена декором. На его потолке написаны разные сцены из Ветхого Завета. Этот камерный портрет действительно необычен. Взгляд Мадонны немного отсутствующий, будто она находится где-то далеко. Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция). Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. Ему нравилась атмосфераУрбинскогодвора, где под покровительством просвещенной Герцогини ЕлизаветыГонзагасобиралисьфилософы-гуманисты, поэты, художники.
У ангела слева одно крыло. Размер картины 85 x 60 см, дерево, масло. Лишившись обоих родителей, Рафаэль продолжал часто приезжать вУрбино. Но Рафаэль был всегда необычайно требователен к себе, чтобы он ни изображал – живую плоть или неживую ткань и всегда сохранял верность своему художественному принципу (сходство должно быть непременным), вот таким образом он не польстил папе изобразив его дородным и холёным эпикурейцем.
В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. Рафаэль. Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году. Всего Мадонн Рафаэля – более сорока картин, это те которые находятся в музеях. Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем».
Таков «Портрет Бальдассаре Кастильоне» (1515—1516, Париж, Лувр) известного урбинского дипломата и гуманиста, в котором благородство и доброжелательность модели подчеркивает изысканно-простая гамма черных, серебристо-серых и белых тонов одежды. На картинеФарнаринана рентгене было обнаружено рубиновое кольцо, символ обручения.
Но все же, эта версия является предметом серьезных споров. Она изменяла Рафаэлю с АгостиноКиджи, учениками художника и, впоследствии, стала самой знаменитой куртизанкой Рима. Воин-христианин святой Георгий, проезжавший мимо, увидев девицу в слезах, поручил себя Богу и пронзил дракона копьем. Размер портрета 120 x 95 см, холст, масло.
Размер портрета 82 x 61 см, дерево, масло. По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной. Умер Рафаэль в ее постели. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». Национальная галерея античного искусства, Рим. Картина итальянского художника эпохи ренессанса Рафаэля Санти «Форнарина» (La Fornarina). Копье сломалось, но храбрый рыцарь продолжил битву с драконом мечом. В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти».
Но созданный им в «Триумфе Галатеи» образ античности стал праздничен и полнокровен, полон такой ликующей радости, мощи избытка жизненных сил, что может быть сопоставлен с написанными почти в те же годы Вакханалиями Тициана. В наследии Рафаэля выделяются три портрета неофициального характера: на одном из них предстаёт кардинал в красной мантии и шапочке (около 1518 г. ), обладатель сильного характера, на другом – неизвестная привлекательная молодая женщина, так называемая Дама в покрывале (около 1514 г. ). Самым талантливым был Джулио Романо. Так в реальности художник находит черты, которые соответствуют его идеалу, возвышающемуся над случайным и преходящим. Он пишет о том, что Рафаэль от природы был одарен той скромностью и добротой, которые «нередко обнаруживаются у тех, у кого некая благородная человечность их натуры больше, чем у других, блистает в прекрасной оправе ласковой приветливости, одинаково приятной и отрадной для любого человека и при любых обстоятельствах». Как считают многие искусствоведы эпохи Возрождения и историки творчества художника, Форнарина изображена на двух знаменитых картинах Рафаэля Санти – «Форнарина» и «Дама в покрывале». Считается также, что Форнарина, по всей вероятности, послужила моделью при создании образа Девы Марии в картине «Сикстинская Мадонна», а также некоторых других женских образов Рафаэля.
В них явно ощутимо влияние на Рафаэля великих флорентийских мастеров старшего поколения, особенно Леонардо да Винчи, чьё не дошедшее до нас в оригинале полотно «Битва при Ангиари» (1505) дало блестящий пример искусства на военную тематику. Прозвище «Форнарина» дал ей Рафаэль (от итал. Желая проверить Рафаэля, Папа поручил ему заняться комнатой, предназначенной для своей личной библиотеки.
В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков.
В сравнении с жизненной полнотой образов этой картины первое по времени тондо Рафаэля, «Мадонна Коннестабиле», кажется еще полной наивного благочестия. В Марии картины «Мадонна дель Импанната» больше душевной силы, в движениях ее чувствуется энергия и уверенность. В сильном движении представлен и младенец Христос. Плацидия.
Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности. Размер картины 144 x 110 см, дерево, масло. VI). Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара.
Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. Росписи Станцы делла Сеньятура принадлежат к числу таких же абсолютных шедевров мирового искусства, как Сикстинский плафон Микеланджело. В 1504 году 21-летний Рафаэль Санти очутился во Флоренции: молодой художник переехал в колыбель Возрождения следом за Перуджино. Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello).
Галерея Палаццо Питти, Флоренция. Картина Рафаэля Санти «Мадонна дель Импанната» создавалась великим живописцем практически в одно время с знаменитой «Сикстинской мадонной». Микеланджело уже начал свои росписи в Сикстинской капелле. Рафаэль также писал портреты кругу друзей: в дополнение к этому портрету Бальдассаре Кастильоне, портреты Андреа Наваджеро и Агостино Беациано (прибл. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. От ее тревожных глаз невозможно оторваться.
1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция). Композиционное равновесие сочетается в ней с движением. Это самый известный портрет Рафаэля.
Такое «эллинизированное христианство» имеющее в основе неоплатонизм, присущий эпохе ренессанса вместило в себя предшествующий опыт развития итальянского искусства, ушедшего от средневековых традиций. Одежда подчёркивает её благородное происхождение. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши.
Яркое сияние исходящее от фигуры ангела, явившегося апостолу в Мамертинской тюрьме, озаряет фигуру спящего, закованного в вериги апостола, рождает блики на латах задремавшего стража и постепенно угасает во тьме каземата (который и ныне показывают туристам). Роспись одной из лоджий Рафаэль доверил своим помощникам Джулио Романо и Джанфранческо Пенни, а другую украсила великолепная фреска Рафаэля «Триумф Галатеи» (1513, Рим, Вилла Фарнезина). Малая Мадонна Каупера.
Юлий II, бывший не только покровителем искусств, но и довольно воинственным политиком, видимо, пожелал, чтобы росписи этого зала напоминали о более конкретных и земных материях, чем науки и искусства, а именно — что он наместник апостола Петра на земле, призванный нести неверующим и сомневающимся свет веры, а также о том, что он только что, в 1511 году, заключил с Венецией и германским императором «Священную лигу» против Франции. Друг Рафаэля, граф-гуманист Бальдассар Кастильоне, представивший тип идеального человека в своём трактате «Кортеджиано» («Придворный») наибольшим образом отвечал представлениям художника об идеальном человеке. Композиция палаццо повлияла на композицию галереи в Фонтенбло.
И вот, в бытность свою в Урбино, он написал для Гвидобальдо, военачальника у флорентийцев, две маленькие, но прекраснейшие картины во второй своей манере, которые находятся и поныне у светлейшего и превосходительнейшего Гвидобальдо, герцога Урбинского. И Рафаэль учится и работает. К этому времени относится строительство нескольких палаццо в Риме: палаццо Видони-Каффарелли (1515) палаццо Бранкониа дель Аквила, в котором чувствуется увлечение художника античностью.
Образы Девы и младенца, кажутся столь же невесомыми, как и облака на которых они стоят, вместе с тем они передают сильное чувство материальности. Свое первое сооружение — церковь Сан – Элиджо дельи Орефичи — возвел в 1509. В каждой из комнат художник размещает фрески в соответствии с задуманным планом.
1510е годы были временем создания лучших портретных работ Рафаэля. Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли.
Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. Размер картины 320 x 194 см, дерево, масло. Новый папа был прямой противоположностью суровому и воинственному Юлию II, о чём свидетельствовала его «программа действий» : «Будем наслаждаться папством, раз Бог дал его нам». В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. Так началась история Рафаэлевых Станц. Madonna Sistina) – картина Рафаэля. Портрет Рафаэля настолько соответствовал рассказам о папе и его крутом характере, что историк искусства Вазари сразу же отметил это: « пользуясь уже величайшее известностью, он написал маслом портрет папы Юлия, настолько живой и похожий, что при одном виде портрета люди трепетали, как при живом папе».
Эти его «идеи» имеют под собой в основе трактаты Платона. Изысканное моделирование фигуры Екатерины Александрийской, небольшое скручивание ее тела в момент, когда она облокачивается на колесо своего мученичества (на котором шипы с целью смягчить элемент жестокости заменены округлыми шишками) хорошо отражают сбалансированный характер искусства Рафаэля. Лаврентия, св. Одна из них одна хранится в коллекции Кука (город Ричмонд), а другая – в Лиссабонской Галерее.
В 1500 году уже стал известен как профессиональный художник, художник. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Отец Джованни деи Санти работал придворным художником герцога, мать Марджи Чарла растила сына и вела домашнее хозяйство.
Свободные изящные, непринужденные рисунки Рафаэля выдвигают их создателя в ряд крупнейших рисовальщиков мира. Станцы Рафаэля получили названия Правосудие, Диспут, Парнас и Афинская школа.
Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков. Последние станковые произведения Рафаэля несут в себе признаки назревающего в его творчестве кризиса. Мастер спокойных гармонических образов, Рафаэль необыкновенно органично выразил дух классического этапа в искусстве Высокого Возрождения. Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди. В этой зале расположены такие его работы как «Диспут», «Афинская школа» – они находятся на длинных стенах, на узких другие его работы «Парнас», «Мудрость, Умеренность и Сила».
Сверх того, в этот период написаны Рафаэлем многие картины масляными красками, несколько превосходных портретов, каковы портреты Льва Х с кардиналами (в Луврском музее), неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове (Donna velata), герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др. В конце 1508 года Рафаэль, видимо, по рекомендации своего земляка архитектора Браманте был приглашен Папой Юлием II в Рим. В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл.
Облокотившись на раму картины, видение созерцают и два маленьких крылатых херувима. Фрески Станца делла Сеньятура явились подлинным триумфом Рафаэля, современники признали их великим чудом. 1503 г. Пинакотека, Ватикан). 1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок.
Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11). Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели.
Святой Георгий – один из самых популярных христианских святых и покровитель Англии. Он разработал эскизы для росписей продолжавшего анфиладу Станц обширного зала, получившего впоследствии название Зала Константина (после смерти Рафаэля эти росписи выполнил его помощник Джулио Романо). Пейзаж этой картины Рафаэля выписан с особой тщательностью. Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль.
В технологическом отношении различаются рисунки сухими и жидкими красящими веществами. Слухи о божественном таланте молодого художника дошли и до Юлия II, который вознамерился во что бы то ни стало украсить свое правление выдающимися произведениями искусства.
Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют. В ней преобладает влияние не Перуджино, а Леонардо да Винчи, который усовершенствовал так называемую «серпантинную» позу – с изгибами тела вокруг его собственных осей. Спор об истине продолжается в Афинской школе, украшающей противоположную стену зала.
В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим. Можно сказать, что хорошее и красивое некоторым образом одно и то же». Наслышанный о юноше священник пригласил Санти расписать станцы – парадные помещения Ватиканского дворца. В живописи рисунок составляет обычно начальную стадию выполнения произведения и играет важнейшую роль в определении очертаний, формы, объёма предметов и расположения их в пространстве.
Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников. Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). Немного раньше, Рафаэль изготовил в красках десять замечательных по красоте и рисунку больших картонов (в красках) на сюжеты из Деяний св. Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина». Бальдассаре Кастильоне – давний покровитель и друг Рафаэля. Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам.
Его представляют в виде коня c одним рогом, выходящим изо лба. Бенедикта, св. Изображенные Рафаэлем персонажи безупречно вписаны в овал чтобы не нарушить его, художник лишил изображенного слева херувима одного из крылышек. Однако в этом искусстве происходил постепенный, но неуклонный процесс нарастания драматических элементов, появления острых конфликтов, воплощение которых средствами рафаэлевского искусства было возможно только до определенного предела. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок.
В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). Сходны обрамляющие фигуру колонны лоджии (в современном виде в «Моне Лизе» они обрезаны), поза модели. Женщина изображена в трехчетвертном повороте. В Италии точный, детально разработанный и пластически ясный рисунок, характерный для мастеров XV века (Пизанелло, Поллайоло, Мантенья, Карпаччо), приобретает особую насыщенность и живую выразительность у художников Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Андреа дель Сарто). Композиция «Распятия» близка к другим панелям на ту же тему исполненным Перуджино – вроде внушительного Алтаря Киджи для Сант-Агостино в Сиене. Таким образом, Рафаэль – хотя он пока не желает и, возможно, не может преодолеть влияния Перуджино – показывает в картине «Распятие» свой собственный духовный склад. После этих работ Рафаэль вернулся снова в Перуджу.
Вилла была закончена на треть, когда Рафаэль неожиданно умер. Фигуры образуют треугольник, поднятый занавес лишь подчёркивает геометрическое построение композиции. Святой, у ног которого изображена папская тиара, подчёркивающая его высокий сан, указывает своей рукой в сторону наблюдателя и Мадонна с младенцем смотрят в указанном им направлении, в то время как Святая Варвара склонила голову. Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой. Совсем иначе он писал своих мадонн. Он прожил остаток своей жизни здесь.
Иеронима, св. Рафаэль же пытался решить новые задачи, опираясь на свою сложившуюся образную систему. Так возникали либо искусственно драматизированные образы, например «Несение креста» (1517 Мадрид, Прадо), либо работы, в которых уже ощущается оттенок академизма, например «Святое семейство под дубом». Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл.
В церкви братьев сервитов находящейся в капелле семейства Ансидеи, св. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. Мавра и св. У Рафаэля были многочисленные ученики, хотя никто из них не вырос в выдающегося художника. Согласно средневековым легендам, приручить единорога могла только девственница. Так же, как и «Джоконда» Леонардо, дама на портрете Рафаэля загадочна, грациозна и до сих пор не опознана: для кого была написана картина и кто послужил её моделью – не выяснено. Для него же он выполнил небольшую картину с изображением Христа, молящегося в саду и трех апостолов, уснувших неподалеку от него.
Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон). Этот овал придает изображенному некую неизменность и в то же время композицию пронизывает круговое движение, которому невольно подчиняется и зритель: взгляд Папы Сикста направлен вверх, к Мадонне, улыбающаяся Святая Варвара смотрит вниз, а взоры маленьких херувимов вновь обращены к Мадонне. Ротенберг). Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. «Донна Велата».
Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. 1509—1510) и Афинская школа (1510—1511), расположенные друг против друга на длинных десятиметровых стенах зала имеющих полукруглые завершения. Каждая Мадонна Рафаэля полна неимоверной прелести. Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут».
Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520. Название картины – условное и не совсем объяснимое, тем более, что моделью считается Елизавета Гонзага – жена герцога Урбинского Гвидобальдо Монтефельтро (или сестра герцога Джованна). «Портрет графа Кастильоне» называли идеалом целой эпохи им восхищались Рембрант и Рубенс. В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. Лучшей из фресок этой Станцы является «Изведение апостола Петра из темницы» (1514), в которой Рафаэль обнаруживает всю блистательность своего живописного дарования, превращая роспись в настоящую симфонию света. 1516 г. Галерея Питти. «Форнарина» (прибл.
Эти две панели, возможно, составляли единый диптих, представленный Сципионе ди Томмазо Боргезе. Родился 26. 03. 1483 в Урбино, в семье художника Джованни Санти. Здесь было у кого поучиться. Алтарь сочетает в себе две сцены, распространенные в иконографии кватроченто: коронацию Богоматери (занимающую верхнюю часть картины) и Дарование Пояса Богородицы святому Фоме (нижняя часть) – эпизод, традиционно связываемый с Успением. Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой. Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна».
Она придаёт движение, грацию и трехмерность даже статическим фигурам. В 1515 новый папа Лев X назначает его «хранителем древности». Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. На нём тяжёлые одежды преимущественно тёмного цвета и модная шляпа.
Темы материнства, женственности идеала красоты сливаются в этой картине, написанной в 1507 году (накануне отъезда в Рим из Флоренции). На картине художником изображены дева Мария с детьми Христом и Иоанном Крестителем, святая Елизавета и святая Екатерина. Картина «Мадонна дель Импанната» свидетельствует о дальнейшем совершенствовании стиля художника, об усложнении образов в сравнении с мягкими лирическими образами его флорентийских мадонн. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам.
Альбрехт Дюрер, удивительнейший немецкий художник и гравер на меди, выпускавший прекраснейшие оттиски, посылал Рафаэлю свои вещи и в том числе головной автопортрет, выполненный им гуашью на тончайшей ткани так, что его можно было рассматривать одинаково с обеих сторон, причем блики были без белил и прозрачными, а прочие светлые места изображения были нетронутыми с расчетом на просвечивающую ткань, будучи только едва подкрашены и тронуты цветной акварелью. ФлоренцияКартина Рафаэля Санти «Дама в покрывале» (La Donna Velata). Ромуальда, св. В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл.
Рост изобразительной мощи картин Рафаэля после его приезда во Флоренцию хорошо заметен в картинах «Сон рыцаря» и «Три грации». Рафаэль Санти – итальянский художник, архитектор. В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви. Это одна из самых гармоничных композиций Рафаэля. Музей Прадо, Мадрид. Картина мастерской Рафаэля Санти «Святое семейство под дубом».
Так, счастливый обладатель «Мадонны Грандуке» герцог Тосканский настолько влюбился в купленную почти спустя 300 лет после создания картину, что никогда с ней расставался, даже брал с собой в путешествия. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. Но явственна связь этих картин Рафаэля и с фламандской живописью – особенно с Иеронимом Босхом (яркий свет и человекоподобные монстры в сцене «Святого Михаила»). Джованни умер, когда сыну было 11 лет. За исключением нескольких юношеских работ, Рафаэль ранее не обращался к античной тематике.
Оба мэтра благосклонно отнеслись к стараниям молодого художника. Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетания пятна и линии и т. д. ) в рисунке достигается пластическая моделировка, тональные и световые эффекты. Далее – "Мадонна в зелени" (1505 год), в которой чувствуется влияние Леонардо, но уже звучит ясная рафаэлевская пластика.
До 1631 г. «Немая» хранилась в Урбино, а затем была перевезена во Флоренцию. Это видение в картине дозволено созерцать лишь более земным по облику, тяжело оседающим в облаках, облаченным в великолепные одежды Святым Варваре и Сиксту (которому Рафаэль придал сходство с Юлием II). Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Лаврентия, св. Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы.
Чтобы умилостивить дракона, город посылал ему по нескольку овец в день. «Екатерина Александрийская» ясно свидетельствует о неустанных поисках формы, лежавших в основе образного творчества Рафаэля. В 1510-х годах Рафаэль много работает в области алтарной композиции. 1507 г., Старая Пинакотека, Мюнхен) отображают его вновь обретенное господство над современным флорентийским стилем, по крайней мере, в композициях относительной простоты.
В конце 1508 года Рафаэль начал росписи в средней из трех Станц — Станце делла Сеньятура. Полотно да Винчи Леда и лебедь Санти срисовывает для себя почти полностью. Фото сегодня не способно на то, чего в свое время добился портрет Папы Юлия II – люди, впервые видевшие его, пугались и плакали, настолько идеально Рафаэль сумел передать не только лицо, но и настроение и характер объекта изображения. Он был дипломатом, философом, поэтом, автором знаменитого трактата «Придворный».
В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. В третьем зале — «Зале пожара» — потолок еще раньше был расписан учителем Рафаэля П. Перуджино. К числу древнейших сухих красящих веществ относится уголь.
Таковы «Портрет кардинала» (около 1518), «Портрет папы Льва X с кардиналами Луиджи деи Росси и Джулио деи Медичи» (около 1518). Иеронима, св. 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция). Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей.
Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. По-новому в картине «Мадонна дель Импанната» решена и композиционная проблема, художник Рафаэль Санти отходит от прежнего спокойного решения, основанного на взаимных повторах линий и путем более контрастного объединения мотивов пирамидальной композиции достигает равновесия не столько статического, сколько динамического. Одна из них — Мадонна делла Седиа (Мадонна в кресле 1516, Флоренция, Галерея Питти), где фигуры прекрасной молодой матери, прильнувшего к ней испуганного младенца и маленького Иоанна Крестителя естественно и гармонично вписаны в круговое обрамление. Она превратила урбинский двор в известный центр ренессансной культуры. К числу наиболее известных среди них принадлежит портрет папы Юлия II (1511).
Джованни Нанни вернулся в Удине, где создал ряд хороших картин. Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины. Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым. После смерти Браманте Рафаэль стал главным архитектором на строительстве собора Св. да Сангалло по проекту Рафаэля.
Вторая — самая прославленная из картин Рафаэля — Сикстинская Мадонна (1513—1514, Дрезден, Картинная галерея). Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию. Его первым заказом стало оформление Станца делла Сеньятура, комнаты расположенный на верхнем этаже дворца Ватикана и которая почти несомненно использовалась папой в качестве библиотеки. Он отличается необыкновенным чувством пропорции и остротой визуального восприятия. Изображая свои модели в спокойной позе, трехчетвертном повороте, он не стремится придать им импозантность и в то же время избегает слишком резких характеристик.
Выполненные в 1515-1516 годах картоны для шпалер с эпизодами истории апостолов Петра и Павла (Музей Виктории и Альберта, Лондон) в них появляются уже первые признаки исчерпанности классического стиля Рафаэля, – черты холодного совершенства, увлечение зрелищным началом, эффектностью поз избытком жестикуляции. В сформировавшийся здесь кружок гуманистов входили Бальдассаре Кастильоне и Пьетро Бембо, а также всеобщий любимец Рафаэль, который часто приезжал в Урбино. В этом портрете также видят сходство с «Моной Лизой» Леонардо да Винчи, в частности, в трёхчетвертном обороте, взгляде на зрителя справа налево, разделённых в пробор волосах. Это момент утверждения нового художественного идеала в искусстве Запада.
Ф. Пенни. В архитектуру он внес не меньший вклад, чем в живопись. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. Мозаики капеллы выполнены по рисункам самого художника. Но этот храм античной мудрости пуст.
Когда овец больше не стало, чудовищу стали отправлять сыновей и дочерей местных граждан. Эти портреты отличаются глубоким психологизмом, неповторимой индивидуальностью и в то же время идеализированным представлением о человеке, свойственным Высокому Возрождению. В палаццо удачно соединился тип флорентийского (палаццо Строцци) и римского дворца.
Исследователи творчества художника Рафаэля Санти и историки живописи эпохи возрождения находят в чертах модели этого женского портрета Рафаэля сходство с лицом девы Марии в его знаменитой картине «Сикстинская мадонна». Маддалена ДониИоанна Арагонская1518 год. Сами картоны визуально были чем-то вроде разочарования, так как над ними в основном работали в хорошо организованной и высокопродуктивного мастерской Рафаэля. Портреты композиционно уравновешены, отличаются тонким благородством. Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна.
В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. При содействии Донато Браманте Санти становится придворным художником Папской резиденции. В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II.
Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией. Это прослеживается даже в небольших его картинах: Мадонна Конестабиле, Сон рыцаря, Три грации Огромную роль в жизни Рафаэля Санти и в его искусстве сыграл переезд в Рим, где он стал перенимать мастерство Леонардо да Винчи.
Из многочисленных композиций на эту тему выделяются две, написанные почти одновременно, но решенные в разном ключе. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Творения этой залы отличаются изяществом и величием. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. Взгляд ребёнка наоборот живой и любознательный. Первый учитель – Перуджино. 1505На полотне изображена молодая светловолосая женщина с белокурым младенцем на руках. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино.
В Древнем Риме художники рисовали на небольших деревянных дощечках, покрытых слоем воска (кодексах) изображение на которых процарапывалось острой палочкой. Около 1513 года Рафаэль расписал семейную капеллу Киджи в церкви Санта Мария делла Паче. 1516 г., Палаццо Питти, Флоренция), одного из немногих женских портретов романского периода, неизвестна, но жест ее руки, указывающий на сердце, был уместен для супружеского портрета.
Портретное искусство Рафаэля отмечено стремлением, с одной стороны, к внешней красоте, а с другой – к максимальному сходству с моделью. Работа датируется 1498 годом. Он даже обвинил художника в плагиате. К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов. Эти годы стали решающими для его творческого формирования. Это первое, абсолютно новое портретное произведение того времени.
По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura). Стройность и легкость наружной отделки и гармоничное сочетание с окружающей природой — характерные особенности этой постройки. Иоанна Крестителя и св. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены.
Считается, что композиция портрета создана под влиянием «Моны Лизы» Леонардо да Винчи (1505-1506). В эпоху Возрождения входит в употребление сланцевый, так называемый итальянский, карандаш («чёрный мел») и сангина («краcный мел»). Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе. В этом портрете Рафаэль показал себя выдающимся колористом, умеющим чувствовать цвет в его сложных оттенках и тональных переходах. Портрет «Дама в покрывале» отличается от портрета Бальдассаре Кастильоне замечательными колористическими достоинствами.
«Портрет папы Льва» кисти Рафаэля считается одним из первых опытов группового портрета в живописи эпохи Возрождения. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Изысканная цветовая гамма, основанная на холодных тонах, прекрасно гармонирует с аристократической сдержанностью портретируемого.
Об этом ясно свидетельствуют в той же церкви Сан Франческо в Перудже фигуры, написанные им маслом на дереве для госпожи Магдалины дельи Одди, а именно вознесенная Богоматерь и венчающий ее Иисус Христос. Музей Лувр, Париж. Картина мастерской Рафаэля Санти «Иоанна Арагонская» (Joan of Aragon, dona Isabel de Requesens, Vice-Queen of Naples). Портрет молодой женщины написан художником совместно с учениками его мастерской. Их роман продолжался 6 лет, до самой смерти мастера.
Плацидия. В конце 1509 года Рафаэль уезжает в Рим, там он будет жить до самой своей кончины. Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности.
В поздних портретах художник стремится к более конкретной характеристике модели. Больше всего в это время его привлекает образ мадонны с ребенком. Все эти многочисленные персонажи, поражающие разнообразием обликов, поз, жестов, разбитые на отдельные группы, объединены общим ритмом, как бы незаметно рождающимся внутри каждой группы, переходящим от одной группы к другой, вписывая их в очертания овала (или увиденного в сильном ракурсе круга), разорванного на первом плане, где изображен как бы не замечающий спорящих, погруженный в размышления Демокрит. 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. Легкостью изяществом, богатством фантазии отличаются чисто декоративные росписи, выполненные помощниками Рафаэля по его рисункам в зале Психеи виллы Фарнезина (около 1515-1516) и в т. н. Лоджиях Рафаэля Ватиканского дворца (1518-1519).
Некоторые исследователи живописи Рафаэля склоняются к тому, что Форнарина изображена художником на картинах «Мадонна делла Седия» и «Фригийская сивилла», а также в росписях станцы дЭлиодоро и в качестве Психеи на фреске виллы Фарнезины «Торжество Психеи на Олимпе». Его «Мадонны» передают красоту и изящество матерей, портреты соплеменников передают достоинство и величие, несут на себе печать потрясающей одухотворенности. Пинакотека Ватикана, Рим. Алтарная картина Рафаэля Санти «Мадонна ди Фолиньо». Первой красавицей при герцогском дворе в то время считалась Симонетта Веспуччи. Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны. Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон).
Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. По эскизам Рафаэля его помощники выполнили живописный декор примыкающих к Залу Константина лоджий двора Сан Дамазо (Лоджий Рафаэля), он собственноручно выполнил изысканный антикизированный орнаментальный декор двух помещений в личных апартаментах кардинала Бибиены в Ватикане, сделал серию огромных картонов на евангельские темы (ныне — Лондон, Музей Виктории и Альберта), по которым были вытканы гобелены для Сикстинской капеллы, руководил раскопками на Палатинском холме, а в 1514 году, после смерти Браманте, был назначен главным архитектором собора Святого Петра. Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа.
Наряду с техническим мастерством, его портреты отличаются изысканностью колорита, глубиной и точностью в передаче характера, что ставит художника в один ряд с Леонардо да Винчи по тонкости передачи образа. В Станце делла Сеньятура (1509 – 1511) художник представил главные в его эпоху области духовной деятельности: богословие («Диспута»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, мера, сила»).
Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля. Портреты Рафаэля, большей частью поясные или поколенные, лишены импозантности. В1500 году поступает на учебу в мастерскую Перуджино.