Ну вот, если бы не Сальвадор Дали, то носорог бы не был так заметен в природе и популярен, прославился так сказать. А если серьезно, то таки не плохое сочетание и сравнение носорога в природе, в творчестве Сальвадора Дали.
Для Дали это стало трагедией. Хамство-с.
«Смотреть – значит думать», говорит Сальвадор Дали в «Пятидесяти волшебных секретах», критикуя художников своего времени. Художник взялся за смелый проект с энтузиазмом. Другие украшения архитектурного сооружения напоминают губы, нос и подбородок.
Его отношения с Галой достаточно сложны. Но оказавшись перед оригиналом, пишет лишь три горбушки хлеба. И главное – неизменное присутствие «высшей из женщин, моей супруги Гала. » Эти воспоминания были с ним в Америке, смягчая его апокалиптическое видение мира. Выступая с лекцией в Палаццо Паллавичини в Риме в 1945 году, Дали во всеуслышание заявляет о своем новом рождении, появляясь на сцене из «метафизического куба». Обстоятельства, при которых творил великий художник ивовсе поражают. Сама тема полукруга и прямой линии напоминает образ женского и мужского начал, а также стихию их соединения в рождении нового живого существа. Таким образом, мы сталкиваемся с образами глубоко символичными, Дали использует как известные символы Рождества (образ Вифлеемской звезды, елку как символ воскресения вечной жизни, образ зимы, ведь именно зимой приходит Рождество), так и созданные им самим (сюда относится образ человеческого лица в полукружии арки). Это время стало важным этапом в жизни обоих.
Дурная птица орет, как ишак. Халсману, фотографу еврейского происхождения, в 1940 году удалось после долгих мытарств получить визу в США (ему помог лично Альберт Эйнштейн). Неприязнь семьи художника к Гале, связанные с этим конфликты, скандалы, а также надпись, сделанная Дали на одном из холстов— «Иногда я с наслаждением плюю на портрет моей матери»— привели к тому, что отец проклял сына и выставил его из дома. Позднее, в книге «Дневник одного гения» художник, будучи уже пожилым человеком, хорошо отзывается об отце, признаёт, что тот сильно любил его и терпел доставляемые сыном страдания.
Красивой формы и изрядной, однако, емкости. Популярность «Чупса» росла, увеличивалось количество выпускаемой карамели, появлялись новые вкусы. Нет до сих пор более интересного и разностороннего сюрреалиста, чем сабж. Должно быть, это знак – решил художник. Кстати, за этот логотип он получил весьма странное вознаграждение: каждый день с фабрики оных леденцов ему присылали целое ведёрко сладостей.
Центральный элемент композиции подсказала ему страница журнала «Тайм». Мякотка здесь в том, что без разрешения Гала приехать в этот замок Дали не мог. Однако юноша не спешил с работой, чем очень беспокоил своего отца, который и без того за долгие годы натерпелся его причуд.
(по крайней мере, так утверждают экскурсоводы в театре-музее Дали в Фигерасе). Преклоняясь перед подвигом Колумба, Дали убежден в его каталонском происхождении. Но у него до итоговой оценки оставалось всего 3 дня. Не обладая истинной верой, Дали несет в себе всю мистическую истовость Испании. Чем аскетичнее и возвышеннее становится его живопись, тем его общественное поведение все более возносится на «пророческую» высоту, сотрясая апатию современного мира. Кроме того, носорога он сравнивал с единорогом – мифическим животным, символом целомудрия.
Так как замком он завладел юридически на свое имя, то внезапно получил титул маркиза. А часы бьют четыре раза и с последним ударом врубается из скрытых динамиков с оглушительным звоном «Танец с саблями. » Дверь с громом распахивается — и влетает верхом на швабре абсолютно голый Дали, маша над головой саблей. В декабре 1959 года он привлекает Жозефину Бейкер, Мартину Кароль и издателя Жозефа Форе к участию в презентации новейшего средства передвижения: это прозрачный пластмассовый шар диаметром один метр сорок сантиметров – последняя проекция внутриутробного видения, получивший название «овосипед». Однако многие из работ на тему «Дон Кихот» можно увидеть в буклете «История великой книги» с шестьюдесятью пятью фотографиями Робера Дешарна. Ровно в три он нервно плюет на сигарный окурок, хлопает на посошок рюмочку «Ахтамара» и твердо ступает к двери.
А сколько существ живет на ней, не испытывая ни малейшего интереса к ее форме». Он пробует по очереди все двери в этом дворцовом покое — и все они заперты.
На протяжении всех лет «ядерного мистицизма» Дали черпает свои художественные средства в испанском аскетизме, что проявляется в крайне требовательном отношении к творчеству и в стремлении к постоянному обновлению техники. На счет «три» из левого угла помощники подбрасывали котов из правого – выливали воду. Сажают в автомобиль и доставляют в отель. Входит церемониймейстер и объявляет, что аудиенция дана. Об этой работе, пол учившей название «Апокалиптическая Пьета», Дали скажет: «Я должен был увидеть мою Пьету жалости – порождение Апокалипсиса взрыва. А художник помещает снимок в автобиографическую книгу «Тайная жизнь Сальвадора Дали».
В 1957 году был написан «Святой Иаков Великий (Иаков Компостельский)», о котором Дали сказал: «Я хотел впервые изобразить экзистенциальный холодок, пробегающий по спине при мысли о единстве Родины. Далеко не все свидетельства опытов Дали в этой технике сохранились (в частности, «Дон Кихот с головой, разлетающейся на куски»). С этой целью вешаю себе на усы шесть белых бумажных кружочков. За два года до этого предприимчивый издатель Жозеф Форе попросил Дали выполнить пятнадцать акварелей для литографических иллюстраций к «Дон Кихоту». Почти сразу же за этим произведением выйдет в свет «Откровение святого Иоанна», уникальное издание, для обложки которого Дали изготовит бронзовый барельеф, где настоящий морской еж и кофейные ложки будут сочетаться с росписью золотом и с драгоценными камнями. Он открывается небу, Христу и Мадонне еще в Америке. По мнению Дали, художнику необходимо обладать вторым видением: это двойное видение, которое уже не раз пытались спровоцировать наркотиками – мескалином, галлюциногенными грибами, лед, – может с успехом быть заменено «электронным монокуляром».
Речь идет о научном прогрессе. Скажем, завтра. Сюрреализм Дали не различал каких-либо отдельных сторон бытия: все, что соприкасалось с его сюрреалистическим творчеством, превращалось в нечто новое. Выполнено оное в испанской традиции, но крест составлен из кубов (развёртка тессеракта) и опять же на переднем плане— Гала, созерцающая распятого Г-да. Написанное намного позже, чем «Мед слаще крови» (1927), «Гипарксиологическое небо» (1960) имеет ту же композицию и также изображает кое-какие из излюбленных Дали «аппаратов». В 1981 году у Дали развивается болезнь Паркинсона.
Он увлекается кибернетикой и возможностями ее применения интересуется приложением четырехмерной геометрии в физике и готовится приступить к изучению того, что станет одним из самых взыскательных полей его исследований – бинокулярного видения. До этого было несколько значительных выставок у Жюльена Леви (с 8 декабря 1953 по 1 января 1954 года), в Палаццо Паллавичини в Риме и в Палаццо делле Приджиони в Венеции (март-июнь 1954 года), где он представил сто две акварели 1951 – 1952 годов к «Божественной комедии» Данте изданной Жоржем Форе в 1960 – 1961 и 1962 годах. Скажем, на картине «Святой Роже, освобождающий Анжелику (Святой Георгий и девушка)» сиськи писаны с нее/него. В отместку негодующий Сальвадор Дали послал отцу в конверте свою сперму с гневным письмом: «Это всё, что я тебе должен».
Она и пиарила со страшной силой (причем настолько успешно, что однажды сумела выбить чек на 29 килофранков за еще не написанную картину) и заставляла Дали лабать новые креативы, когда тому было жутко в лом. На следующий год это распятие будет повторено в картине «Лазурное корпускулярное Вознесение Мадонны», где художник изобразит Гала в виде «ницшеанской сверхженщины, возносимой на небеса антиматериальными ангелами». Однако, Пилар потребовала эксгумации тела Дали для проведения повторной экспертизы12. Дали, в пальто и шляпе, напоминающей носорожий рог, как бы подражает любиму животному.
И приглашает к выходу. Одна из его картин, «Параноико-критическое исследование Кружевницы Вермеера», является осмыслением знаменитой картины нидерландского художника. Носорог– один из самых интересных символов в творчестве художника.
Изо всех живущих на земле животных лишь носорог обладает рогом, построенным в соответствии с «абсолютной логарифмической спиралью». С 19 по 31 мая 1960 года проходит выставка Дали в Музее Гальера в Париже, на которой представлены сто акварелей на тему «Божественной комедии», выполненные в предыдущем десятилетии. Не тратя времени даром, художник дает этим новым художественным опытам название «булетизмы» (от французского «буль» – шар) и создает в этой технике несколько работ: «Ласточка» (1957), «Святой Иоанн» (1957) и другие. И Хачатурян решает: ждет до трех — и уходит к черту.
Это проясняет понимание таких его картин как «Содомское самоудовлетворение невинной девы». Дали полон решимости целиком посвятить себя освоению научных открытий и в частности третьего измерения, «волн и частиц (слепого и слепящего света) господа Бога». Парализованный старик безуспешно звонил в колокольчик, пытаясь позвать на помощь. Карамель уже не могла оставаться в изначальной скромной обертке, нужно было придумать нечто оригинальное, чтобы «Чупс» узнавали все. Данную особенность можно трактовать по-разному. Жена Халсмана Ивонна держала стул.
Дали считал, что «Кружевница» обладает невероятной духовной силой. Эта критика будет продолжена в 1956 году в работе «Рогоносцы старого современного искусства» (издательство «Фаскель», Париж): «Художественные критики только и знают, что варить в картезианской похлебке свои самые смачные раблезианские двусмысленности и самые яркие корнелианские заблуждения. Та же техника будет впоследствии применена в целой серии работ, среди которых – «Святой в окружении трех пи-мезонов» (1956) и «Хуан Пареха чинит струну на мандолине» (1960). В 1921 году на 47 году жизни от рака груди умирает мать Дали. Есть у него и другие вещи, написанные в той же корпускулярной технике («Тачки», «Рафаэлевская голова»), в которых на месте сфер выступают либо тачки, либо орудия вроде зубила или долота.
Дали понял: форма носорожьего рога — это геометрическая основа изображения любого объекта. (Надпись на надгробной плите гласит MARQUES DE DALI DE PUBOL). 15 октября 1962 года в средневековом зале дворца Тинелл в Барселоне Дали выставляет свою «Битву при Тетуане», представляя ее публике рядом с одноименной картиной каталонского художника Мариано Фортуни, послужившей ее прообразом. В следующее мгновение подпрыгивал Дали.
Именно геометрия Люлля вдохновила в свое время архитектора Хуана Эрреру, создателя Эскуриала, на написание «Бесед о кубической форме». Очевидно, жена Дали Гала тоже будет, раз не требуется переводчик. В «Мистическом манифесте», вышедшем в Нейи в 1951 году, он славит Пикассо: «Спасибо, Пикассо.
Принимали его по высшему разряду и желать он мог только птичьего молока. Для этих операций он неизменно надевает пеструю куртку – подарок Коко Шанель. Он заготавливает вступительные фразы и оттачивает тонкие комплименты. После смерти Галы Сальвадор переехал в Пуболь, но в 1984 году в замке произошёл пожар. В 1954 Дали пишет «Распятие или Гиперкубическое тело» («Corpus hypercubicus»).
А жрать уже, между прочим, охота. Фотограф получает серьезные заказы (в которых он очень нуждался, так как приехал в Америку буквально с одной фотокамерой в руках). Моделью для Девы Марии послужила Гала. В том же 1952 году он пишет удивительную «Галатею со сферами» – верх мистического экстаза, «наивысшее выражение радости, анархическую монархию, единство мироздания» – состоящую из одних сфер. И музыка обрывается. И всё это на глазах у детей, которые начинали срать детскими кубиками и лопатками.
Немного позже он открывает для себя в трактате Реймона Люлля «Нова геометрика» наисовершеннейший с эстетической точки зрения квадрат, так называемую «фигуру магистралис». Эта картина как бы синтезирует все периоды творчества художника. Год 1950 становится переломным в творчестве Дали.
Работы Дали демонстрируются на выставках, он завоевывает популярность. Может, он не прилетел. В том же году он поступает в Академию Сан-Фернандо. Хачатурян удивляется, крутит ручку, пожимает плечами. Заокеанский Дали благосклонно выслушал по телефону пожелание встречи и ответил, что он поклонник великого композитора и почтет за счастье принять его в своем скромном испанском жилище в любое время, какие разговоры. Полукружие сторон арки напоминают правую и левую части лица.
Параноико-критический вариант «Кружевницы» Вермера (1955) состоит, таким образом из множества рогов. Активным продвижением его творчества занималась Гала— пробивная, русская тетка. Гала была объектом фапа Дали довольно долгое время и фигурировала (в той или иной форме) на почти всех полотнах. Что ж это за безобразие это уже унижение. Так же ведет он себя и на публике. Дали поясняет: «Присущая этой работе техника дает импульс квантованному реализму.
После многочисленных проб и ошибок Дали наконец решает, что ему удалось придать отверстиям и царапинам, оставленным гвоздями на меди, всю тонкость и в то же время всю силу резца. И эта ваза всё более завладевает его мыслями. Сальвадор Дали вместе с Галой также принимают решение надолго остаться в Америке. По всей вероятности, окончательный разрыв с традиционной тематикой происходит у него тогда, когда его сестра Ана Мария выпускает в Барселоне книгу «Сальвадор Дали глазами сестры». Он сотрудничает с Уолтом Диснеем. Его отличает пространственное напряжение, характерное для всех картин мистического «корпускулярного» периода, последовавшего за периодом «атомного взрыва». На его голове стояла корочка хлеба, которую он пытался удержать всеми силами, рядом с ним лежала другая его работа «Кружевница», сам Дали сидел на тачке, а его помощники всячески дразнили носорога, чтобы тот проткнул холст своим рогом.
Только 28-й кадр получился удачным, к облегчению уставшего Дали (и к немалой радости ассистентов и ошалевших котов). Дали размещает Отцов церкви среди скал мыса Креус так же, как когда-то в фильме «Золотой век» они с Бюнюэлем разместили здесь архиепископов и Рим. Следующей весной он посылает из Нью-Йорка художнику Жоржу Матье такую невероятную телеграмму: «Необходимо продолжить параноико-критическую работу над «Кружевницей» Вермера перед живым носорогом тчк прибуду Париж следующей неделе». Там он провозглашает необходимость слияния в едином творческом духе метафизики и величайших научных открытий современности, «при условии писать по-рафаэлевски». Дали работал с режиссёром Альфредом Хичкоком и создавал декорации для сцены сна из фильма «Заворожённый». — но дверь заперта.
12 мая 1958 года он выступает в театре «Этуаль», а перед этим демонстрирует на Парижской ярмарке огромный батон длиной в двенадцать метров. С другой стороны она постоянно имела отношения на стороне, в поздние годы супруги нередко ссорились, любовь Дали была скорее дикой страстью, а любовь Галы не была лишена расчёта, с которым она «вышла замуж за гения». Дали, как и другие сюрреалисты, развивал свое творческое «Я» с помощью традиционных для сторонников этого течения методов. В 1942 году выпускает беллетризованную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Тот же принцип, но более скупо был использован им в «Юной девственнице», которую он прокомментирует следующим образом: «Рог носорога или древнего однорога, по сути дела, есть рог легендарного единорога, символа непорочности.
И когда в «Тайной жизни Сальвадора Дали» он пишет: «Горе тому, кто не поймет этого», он уже готовится стать «божественным Дали». Сальвадор Дали— автор дизайна упаковки Чупа-Чупса. Итальянский художник Сальвадор Дали любил писать свои картины в весьма необычных местах и именно в таком месте была написана его работа «Рога носорогов». На леске были подвешены предметы интерьера. Испанский художник Сальвадор Дали любил писать свои картины ввесьма необычных местах иименно втаком месте была написана его работа «Рога носорогов».
Но все устроилось со сказочной быстротой и пугающей легкостью. Нет-нет, остальных принимать не приказано. «Художник должен быть умен. Наего голове стояла корочка хлеба, которую онпытался удержать всеми силами, рядом сним лежала другая его работа «Кружевница», сам Дали сидел натачке, аего помощники всячески дразнили носорога, чтобы тот проткнул холст своим рогом.
Первыми религиозными полотнами Дали стали два варианта «Мадонны Порт-Лигата», единственной моделью для которой, естественно, была Гала. Он должен заключать в себе электронно-кибернетический прибор, позволяющий передавать информацию телевизионным способом на подзорную трубу». Встречи художника и фотографа сначала носили эпизодический характер. Рядом была повешена копия «Кружевницы» и ходил живой носорог.
После возвращения в Испанию Дали жил преимущественно в Каталонии. Он давил на них, расплющивал, разбивал при помощи пращи, аркебузы, арбалета или ружья для подводной охоты на улиток, осьминогов, маленьких жаб и прочий «материал», содержащий в себе жирное красящее вещество используя все это для работы над тем, что он называл «реализмом квантованного пятна». Никаких признаков сигнализации. Он вдруг стал находить рога носорогов во многих своих картинах, даже в созданных гораздо раньше. В 1954 году его преклонение перед Вермером концентрируется на знаменитой картине мастера «Кружевница».
Это логарифмическое совершенство направляло руку Вермера, когда он писал Кружевницу. Снимает короткометражные фильмы, делает сюрреалистические фотографии. Он в растерянности и злобе дергает, толкает, — закрыли.
Её сильная, решительная натура была очень нужна слабовольному художнику. Одна из деталей картины основывается на подобном же видении страницы печатного текста. Эти работы суть реальное воплощение его мыслей, высказанных в «Мистическом манифесте» : чтобы достичь вечного экстаза, нужно, чтобы этот экстаз стал формой «видения материи в постоянном процессе дематериализации, дезинтеграции, свидетельствующем о духовном начале любой субстанции».
Год 1960 начинается с открытия 12 января в Нью-Йорке выставки, на которой Дали показывает «Открытие Америки Христофором Колумбом». «Пусть вместо дыры в спине моей кормилицы появится дарохранительница в теле Мадонны. Он усовершенствует эту технику, привезя из Соединенных Штатов огромный пневматический пистолет для стрельбы пулями с наркотическим веществом из тех, что используются для обездвиживания диких животных.
Встретившись в начале 1940-х годов, Дали и Халсман сотрудничали много лет и создали множество ныне знаменитых фотографий, таких как Dali Atomicus, «Смерть в наслаждении» или портреты из книги «Усы Дали». Налицо все-таки нарушение этикета. Как повар, он должен священнодействовать с покрытой головой. Кроме обложки, Дали выполнит для нее еще три иллюстрации. И убор его должен быть мягким вариантом шлема Афины Паллады. Иногда без причины затевал драки.
Часть полотна Дали писал в парижском зоопарке, в вольере для носорогов. Телезрителям надолго запомнилась реклама шоколада, в которой художник откусывает кусочек плитки, после чего у него от эйфорического восторга закручиваются усы и он восклицает, что сошёл с ума от этого шоколада. Во время ежегодного конгресса Американской медицинской ассоциации в Сан-Франциско он устраивает выставку под названием «Куколка», на которой представляет зрителям оригинальную композицию в виде восемнадцатиметровой гусеницы. Как ни странно иерархи католической церкви благословили неожиданный выбор иллюстратора нового издания Библии. «Они пишут дерьмом, материал их произведений выводится непосредственно их собственными физиологическими каналами, без малейшего участия души или сердца». Так рождается «Христос святого Хуана де ла Крус» (1951). Может, с Дали что-нибудь случилось. В декабре того же года нью-йоркская галерея Карстерс представляет его картину «Вселенский собор». Но молока он не употреблял, любимым его напитком был, напротив, коньяк «Арарат».
Та же логика вечного поиска, а также новый заказ Жозефа Форе побуждают Дали испробовать технику стрельбы по граверной доске бомбами, начиненными гвоздями изготовленными литейщиком Андре Сюссом. Проходит минута и другая. А там его ждут и наперебой расспрашивают, как прошла встреча двух гигантов. Допустим, в два часа дня.
И потрясенный до потери пульса импресарио передает это приглашение Хачатуряну, с испанским тактом давая понять, что слава Хачатуряна превзошла уже вовсе все мыслимые и немыслимые пределы, если сам мэтр Дали, который способен послать куда подальше любого президента — просто так, под настроение и для скандальной саморекламы, — так высоко ценит Хачатуряна. «Это яйцо – одна из величайших тайн живописи Эпохи Возрождения и его секрет станет "номером 44" в этой книге («Пятьдесят волшебных секретов») ибо сейчас я скажу вам то, чего, вероятно, не знал и сам Пьеро делла Франческа С 10 октября по 2 декабря 1950 года Дали выставляет в Институте Карнеги в Питсбурге «Искушение святого Антония», написанное четырьмя годами ранее. А в деле прижизненного ПРОФИТа переплюнуть его удалось разве что Уорхолу. Изобретатель же этого вашего сюрреализма Андре Бретон троллил Сальвадора ником «Avida Dollars»— по-латыни что-то типа «алчный до баксов» (возможно, от зависти— в плане ПРОФИТа сам Бретон добился значительно меньшего).
В Венсеннском зоопарке в Париже, расположившись с этюдником перед носорогом Франсуа, Дали набрасывает на холсте бесконечное множество «носорогических» рогов, воссоздавая ими фигуру кружевницы. Второй вариант картины, датированный 1950 годом, более барочен. В 1929 году примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном.
Но общим для обоих полотен является яйцо, подвешенное к чаше в виде раковины, такое же, как на картине Пьеро делла Франческа «Мадонна с младенцем». Обстоятельства, при которых творил великий художник и вовсе поражают.
Дали получил тяжелые ожоги, но выжил. Наслоились личные воспоминания Дали, порвавшего со своим отцом.
Как сказал Дали сам о себе еще в начале карьеры— так и произошло. Снимок, на котором Сальвадор Дали стоит лицом к лицу с носорогом, был сделан в 1952 году. О значимости Гала для маэстро говорит тот факт, что многие свои картины он подписывал «Гала-Сальвадор Дали». А на подиуме меж окон стоит какая-то коллекционная ваза, мавританская древность.
Энрике Бернат назвал свою карамель «Чупсом» и сначала у неё было только семь вкусов: клубника, лимон, мята, апельсин, шоколад, кофе со сливками и клубника со сливками. да провались они все. Юный Сальвадор стер весь рисунок с полотна и решил нарисовать новый. Иллюстрировании Библии по праву можно считать одной из самых масштабных работ Дали. Дали считал, что «Кружевница» обладает невероятной духовной силой.
В Испанию он изредка наезжает. Дали решает написать с нее копию в Лувре. Но оказывается, что эта дверь, в которую он входил, тоже не хочет открываться. Фото сделал Филипп Халсман. Он выступает в различных спектаклях, выставляя себя в качестве параноико-критического объекта, будь то фильм («Чудесная история О Кружевнице и Носороге», снятый в сотрудничестве с Робером Дешарном в 1954- 1961 годах) или серия фотографий («носорогический» цикл Филиппа Холсмана 1956 года). На репродукции «Кружевницы» испещренной композиционными линиями, которую Дали представит публике на этой лекции, написано с обычными для него орфографическими ошибками: «Открытие Дали вермеровой "Кружевницы" максимум биологического динамизма, так как она состоит из самых резких кривых "логарифмической спирали", а также рога носорога, который является самой мощной логарифмической спиралью и кривых цветной капусты, самых взрывных на свете».
Он гарцует голый на швабре через весь зал, маша своей саблей, к противоположным дверям — они впускают его и захлопываются. Что он, мальчик.
На основе этого труда Дали строит свой «Корпус гиперкубус» (1954), «сверхкубический крест, где тело Христа метафизически становится девятым кубом». Невозможно не признать, что Дали – самый всеобъемлющий из художников современности». В 1982 году умирает Гала. Мало кто знает, что Дали писал и картины религиозной тематики.
В 1958 году официально венчался с Галой в испанском городе Жирона. Халсман, чтобы добиться реалистичности использовал очень сильное освещение. В это же время происходит разрыв с отцом.
Фигуры помещены в пейзаж, написанный во все более и более «корпускулярной» манере. Но ведь — пригласили, уверили Сумасшествие. В фильмах он использует в основном эффекты обратного просмотра, но умело подобранные объекты съёмки (льющаяся вода, мяч, скачущий по ступенькам) интересные комментарии, таинственная атмосфера, созданная актёрской игрой художника, делает фильмы необычными образцами арт-хауса.
И Хачатурян остается в зале один. В 1962 году он привозит из Америки удивительный прибор, созданный в лаборатории электроники одной солидной авиационной фирмы, – «электронный монокуляр». Впрочем, какое-то время ее место занимала Аманда Лир.
В это мистическое десятилетие Дали с той же верой вступает в новую эру, которая представляется ему единственным возможным спасением от послевоенного разлада избавлением от тоталитаризма, как правого, так и левого, от мазохистской безответственности «демократической элиты». Путь к этому преодолению он находит в религии. Многочисленные комплексыкакие. Который тут из вас синьор Хачатурян. Увлеченный этой идеей, Дали представляет себе, как «монокуляр» будет встроен в его любимый каталонский колпак. В этом буклете Дали рассказывает: «Я был на террасе и работал над своими литографиями, когда разразилась гроза и с неба посыпались дождем маленькие живые жабы, создавая вокруг атмосферу земноводной сырости, полную противоположность той высокогорной засухе, что царит в голове Дон Кихота, как говорил о безумии героя Гарсиа Лорка».
С павлином переглядывается. К работе над картиной Дали привлек голливудского каскадера Расса Сондерса. Дело доходило до спермотоксикоза: «Вдали от нее художник не мог работать— кисти выпадали из его пальцев». А двери заперты. Сделайте честь, синьор, проходите.
Dali Atomicus имеет прямую ссылку на картину Дали «Атомная Леда», которая находится в левом углу. Оно должно было фигурировать в кинематографической версии романа Мопассана «Милый друг», но было заменено работой Макса Эрнста. Проигрывая в школьных азартных играх, он вёл себя так, будто выиграл и торжествовал.
Гениальный художник думал недолго и менее чем за час набросал ему картинку, где была изображена ромашка «Чупа Чупс», которая в несколько измененном виде сегодня узнаваема как логотип «Чупа Чупс» во всех уголках планеты. Космический треугольник, гиперкубический куб, математические ангелы с «архангельским рогом носорога» – все эти изобретения Дали позволяют ему совершенствовать эталоны совершенного совершенства. Религиозный период в творчестве мэтра начался с 1949 года, когда в монастыре Боговоплощения в Авиле (Испания) он проникся идеями католического мистицизма и продлился до конца его дней в 1989.