Закончив работу над «Весной», Сандро Боттичелли вынужден был уехать в Рим, куда был призван папой Сикстом IV для росписи стен новой папской капеллы, ныне известной как Сикстинская. Но сколько бы ни было споров и трений, это нисколько не умаляет значимости и красоты «Весны» знаменитого Боттичелли. «весну» называют самой загадочной работой Боттичелли. «весна» (Primavera) – одна из самых известных картин эпохи Возрождения и одна из самых знаменитых работ великого итальянского художника Сандро Боттичелли (1445-1510). Так получилось, что переставляя статьи в сообщество удалила случайно рассказ о картине Боттичелли Весна.
В залах 10-14, посвященных творчеству Боттичелли, Вы можете полюбоваться его шедеврами «Весной» и «Рождением Венеры». Сегодня я хочу Вам представить одну из работ Фоминова Виктора, это копия картины Сандро Боттичелли Весна.
К сожалению, росписи не сохранились. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. Эту метаморфозу Боттичелли передаёт интересным образом. На самом деле это несколько противоречит истине.
Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель. Жест заботливый, опекающий. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций.
Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Платье Паллады украшено эмблемами дома Медичи.
Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Сюжет этого произведения достаточно типичен для того времени и представляет собой тип композиции «Поклонение Младенцу». «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы.
Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. В первом сюжете, расположенном верхнем левом углу, он просит Христа превратить камни в хлеб и слышит ответ: «Не хлебом единым будет жить человек» в центре композиции, стоя на крыше храма, уговаривает Сына Господня бросится вниз а в третьем сюжете изображенном в правом верхнем углу, Дьявол просит поклониться ему. Именно Флора изображена между супругами и Венерой. И, конечно, это породило особое искусство. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол.
В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. И как поэтично показано превращение. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви.
В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Фигуры расположены волнообразно. Работа находится в частной коллекции. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. По его желанию, картина была выполнена как аллегория «золотого века» медичейской Флоренции.
В центре произведения фигура Венеры, которая своей позой и одеждой напоминает мадонну. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. Но, это неединственноеповторение в картине. Зефир в данном случае может соответствовать Карме, которая непреклонно подталкивает Душу к воплощению в проявленном мире изображенному в виде персикового сада. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Знания, полученные у разных учителей, Боттичелли блестяще воплотил в таких работах, как «Мадонна на лоджии» (около 1467, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна в розарии» (около 1470, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468–1469, Музей Каподимонге, Неаполь).
Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. На картине мы видим, как Зефир наполняет нимфу своим дыханием. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли.
Месяц считался концом весны и началом лета. Исследователи предложили несколько толкований. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой.
Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Произведение имеет удлиненный по горизонтали формат.
Нас ждут встречи с потрясающими полотнами мировой живописи – Леонардо да Винчи, Яна Ван Эйка, Диего Веласкеса и других Во Флоренции, в галерее Уффици, среди многочисленных шедевров живописи итальянского Возрождения хранится одна из самых знаменитых в мире картин — «Весна» Сандро Боттичелли. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие.
Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение.
Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. Апельсиновые, деревья склоняя ветки, образуют арку, которая ореолом окружает богиню. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Движение в картине устремлено справа налево.
Философские версии связаны с неоплатонизмом. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. Но не будем преувеличивать значимость содержательной канвы ибо писал картину художник, все преображавший своей одушевленной фантазией. По другой трактовке, Меркурий охраняет сад Любви, разгоняя облака невежества.
Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Затем рисунок был переведён на холст и обведён тушью. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Зефиром.
Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. На этой стадии решаются основные тонально-цветовые отношения. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт.
Раскаявшись затем в своём насилии, он превратил нимфу Хлориду в богиню Флору и подарил ей прекрасный сад, где царит вечная весна. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Из этого числа работ наиболее примечательны «Алтарь святого Варнавы» (другое название — «Мадонна на троне со святыми Екатериной Александрийской, Августином, Варварой, Иоанном Крестителем, Игнатием и Михаилом Архангелом», около 1487, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна Магнификат» (другое название — «Величание Мадонны», около 1483–1485, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна с гранатом» (около 1487, Галерея Уффици, Флоренция). Она стала богиней в пышном одеянии.
Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева.
обе выполнены с грацией и выразительностью». Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. От его полета согнулись стволы деревьев.
Основной идеей картины считается Любовь и супружеское соединение. Картина написана на основе древнеримской мифологии. Полотно можно разделить на две части, а в центре его царит Венера-Мать, Богиня Любви.
Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Такие подарки были в то время обычным явлением. Очевидно именно Лами представил Боттичелли ко двору Медичи, чтобы тот смог вписать в композицию их «скрытый» групповой портрет.
В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Из её рта падают цветы, которые превращаются в узор на платье Флоры. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Такие подарки были в то время обычным явлением1. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas).
Эту идею символизирует Меркурий – посланец богов. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Но это не единственное повторение в картине. Неудивительно, что есть множество трактовок картины. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Философские версии связаны с неоплатонизмом.
Интересна внутренняя интонация этой работы. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.
Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Благодаря этим элементам композиции, полотно получило свое название Примерно в 1473 Боттичелли создал картину «Святой Себастьян» (Государственный музей, Берлин) для церкви Санта-Мария Маджоре. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду.
Такие подарки были в то время обычным явлением1. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Все герои изображенные на ней, являются мифологическими персонажами.
Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. Быть вдохновителем творцов на подобные шедевры, тратить на это баснословные деньги в то время мог лишь Лоренцо Великолепный. Картина висела над софой, называемой летуччо. Но, тем не менее, в ней уже появляются собственные «художественные находки» молодого мастера: некоторая удлиненность пропорций, особая грациозная пластика движений, деликатность в моделировке лица. Семя будет томиться в замерзшей земле, подобно Душе, заключенной в физическом теле и утратившей свою божественную сущность.
Влево от него убегает испуганная нимфа, касающаяся руками третьей фигуры, будто прося у нее защиты. Основа картины – холст на подрамнике форматом 204 х 123 см. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение.
Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Над фигурой Венеры мы видим купидона, который своими стрелами вызывает страстную любовь. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Фигуры Мадонн максимально приближены к зрителю (за исключением «Мадонны в розарии» имеющей классическое построение). Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике.
Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Но давайте попробуем. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены.
Самый простой вариант – картина является предсвадебным наставлением невесте, в Меркурии изображён Лоренцо ди Пьерфранческо, а в качестве средней Хариты, смотрящей на него – Семирамида Аппиани. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. Боттичелли воплотил диалектику через композицию.
Её основную роль на картине можно определить по тому, что Венера стоит в центральной части отдельно от всех. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею».
В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Это тщательная проработка каждой фигуры по отдельности. Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). (Почти 500 видов цветов, кустов и деревьев учёные определили на картине). Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. Пораженный красотой нимфы Хлорис, бог ветров настигает ее, чтобы насильно взять в жены.
Одной из самых примечательных работ этого времени является так называемый «Алтарь Барди» (1485, Государственный музей, Берлин), полное название которого звучит как «Мадонна с Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом». Утверждается, что деревья в саду – это mala medica, ожерелья на Харитах – цветов Медичи, отыскиваются на картине элементы герба Медичи и т. д. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины.
Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. В XV веке в Грациях видели три разных проявления единогобожестваВенеры считали, что Грации — это она сама. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции.
Сад плодовитыи цветет на полях, мне в приданое данныхhellip Сад мои украсил супруг прекрасным цветочным убором, Так мне сказав: «Навсегда будь ты богинеи цветов. » Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду, Я никогда не могла: нет и числа их числуhellip Следом Хариты идут, венки и гирлянды сплетая, Чтобы в небесные ввить кудри и косы свои Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли.
Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). Сторонники исходят из того, что источниками для Боттичелли являлись не просто Лукреций и Овидий, а философия Фичино и поэзия Полициано, с которыми Боттичелли познакомился в Платоновской Академии. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду.
Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Всё изменила вечная весна. Как выяснилось в 1975 году из обнаруженной описи 1498 года, картина находилась в спальных покоях Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, которого после смерти отца взял под своё покровительство его дядя Лоренцо Великолепный. В некотором отдалении от нее на фоне темной зелени изображена изящная фигура Венеры.
«Сила», созданная Боттичелли, не несет в себе никакой мужественной энергии. Каково же содержание картины. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Жест заботливый, опекающий.
Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Выполняя полотно «Весна», художник черпал вдохновение в поэтическом календаре Овидия «Фасты». Они символизируют возвышенную Любовь, которая призвана быть проводником в горний мир. Картина висела над софой, называемой летуччо. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру.
Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера.
Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Этот факт говорит о том, что мастер приобрел славу в родном городе. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано.
Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой.
Около 1473 художник по заказу банкира Джованни (Гаспра) ди Дзаноби Лами создал одно из прекраснейших произведений «Поклонение волхвов» (Галерея Уффици, Флоренция), предназначенное для украшения капеллы заказчика, которая находилась в церкви Санта Мария Новелла. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой.
В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Картина Весна была начата художником до отъезда в Рим и закончена после его возвращения В 16-м столетии слово Primavera (так назвал картину Боттичелли) использовалось как приход весны, праздник Весны. В 1537 она была перевезена в Кастелло. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Следующий этап – самый длительный. Сколь приятна для любования. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются.
В правой части картины Боттичелли изобразил крылатого Зефира. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). На самом деле это богиня цветов и растений Флора. Она показана простой, тихой и скромной. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы.
Размеры оригинала картины 315 x 205см. Движение в картине устремлено справа – налево. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. обе выполнены с грацией и выразительностью». Картина Боттичелли «Весна» – один из ярких примеров аллегорического произведения. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе.
Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость.
И, видимо, Боттичелли, получив заказ, знал, где будет висеть картина и то, что она будет находиться на высоте двух метров от пола над большой софой, называемой Закончив работу над «Весной», Сандро Боттичелли вынужден был уехать в Рим, куда был призван папой Сикстом IV для росписи стен новой папской капеллы, ныне известной как Сикстинская. Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Но, это неединственноеповторение в картине. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. Картина написана темперой на дереве.
Месяц считался концом весны и началом лета. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис.
Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). Имя Хлорис происходит от белого цвета и символизирует чистую Душуно также и холод зимы.
Ведь это не портрет, не икона, религиозной сюжет, а новое светское искусство, фантазия, рожденная пылким воображением художника. Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. В произведении нельзя не отметить явного влияния Верроккьо. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Великий божественный труд, увенчавшийся созданием человека, повторяется и самим человеком, мыслящим и созидающим.
Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. Это – гимн и природе и человечеству.
Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. «Картина создана по законам не драматургическим, а музыкально-ритмическим.
Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. Что их связывает.
В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. Согласно Овидию, дикая страсть овладела Зефиром и он овладел ею силой. 7 февраля 1497 воинствующий монах устроил «судный день» для Флоренции.
Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно.
В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Выполнение рисунка заняло 6 месяцев. Предварительно был выполнен тщательный подготовительный рисунок на бумаге, натянутой на планшет соответствующего формата.
У большинства фигур взгляд и жесты разобщены, словно они показаны в момент, когда прежнее движение еще продолжается по инерции, а внимание переключается на новый предмет. «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. Изображая на этом полотне различные растения, художник был предельно точен исследователи «опознали» в картине свыше пятидесяти видов цветов и трав. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника.
Красный и черный цвета в костюме портретируемого создают сильный цветовой аккорд. Под впечатлением от проповедей Савонаролы Боттичелли создал два алтарных образа «Оплакивание Христа» (один — около 1495, Музей Польди Пеццоли, Милан другой — около 1500, Старая Пинакотека, Мюнхен). «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо.
Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. Возбужденный красотой Хлориды, бог насильно делает ее своей супругой, но в дальнейшем раскаивается, преобразуя несчастную в Флору, богиню цветов и весны.
В 1815-м она попала в галерею Уффици. Движение в картине устремлено справа – налево. Вот таким образом образ богини исполненный красоты, художник противопоставляет Кентавру.
От его полета согнулись стволы деревьев. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Она не просто богиня любви и красоты. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике.
По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Фигура Зефира – бога холодного западного ветра (с правой стороны) олицетворяет животворящие силы природы. Персонажи античной мифологии здесь несут определенную смысловую нагрузку. В тоже время, Венера своим жестом указывает на трех граций (справа) Это Красота, Целомудрие и Наслаждение. В левой части полотна изображен мифологический герой Меркурий – посланник богов, учитель мудрости, разгоняющий тучи. Над богиней парит Амур. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию.
Вместе с дыханием с открытых губ нимфы слетают цветы, они сыплются из-под ее руки, покрывают мелким узором ее подол. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Об этом говорит тот факт, что их виртуозно написанные одежды развиваются в разные стороны. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг.
Своим жезлом-кадуцеем, он пронизывает облака. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы.
Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость).
Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны. Что касается Меркурия, то он, кроме всего, считался богом ветра и в этом качестве назывался. Отсюда настроение глубокой созерцательности, благодаря которому входит в картину тема более важная, чем положенная в ее основу аллегория, — тема духовной жизни. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. Такие подарки были в то время обычным явлением. Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево.
Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани. Замыкает композицию группа отступников, поглощаемая землей. Боттичелли продумал не только ритмическое решение композиции в целом, но каждую деталь. Может быть, вот таким образом Меркурий, символизирующий в картине май, повернут спиной к остальным весенним божествам.
Интересно отметить, что в этой работе так же, как и в «Поклонении волхвов», Боттичелли изображает своих современников, которые, по его замыслу, являются свидетелями происходящего очищения. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду.
В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Хранится одна из самых знаменитых в мире картин — «Весна» Сандро Боттичелли. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Этот инцидент наложил на характер мастера заметный отпечаток.
О том, как весной расцветает природа. Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». Выполнение работы на холсте заняло у меня 1, 5 года. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения.
Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1.
Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4.
Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. А май считался не только концом весны, но и началом лета. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные.
Андрей Россохин, психоаналитик: «На картине только двое мужчин их образы принципиально различны. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. Если ты женишься на ней и назовешь ее своею, будут твои годы сладостными, а ты сам – отец замечательных детей.
Нужно отметить, что современники оценили выполненные художником композиции «Три искушения Христа», «Юность Моисея» и «Наказание восставших левитов» превыше всех других работ. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру.
А с правого края художник изобразил и себя. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами.
Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Композиционно полотно делится на три части. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. После этого вся работа была отрисована в тоне коричневой краской.
Копия с этой работы была сделана мною в технике масляной живописи. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Также основная фигура выделена аркой из просветов позади Венеры, которые образуют кусты мирта и апельсиновые деревья. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному.
Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Однако Боттичелли вернулся во Флоренцию, не исполнив взятых на себя обязательств.
Богиня любви 8212 в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Расходящиеся ветви вокруг её головы, образуют как бы нимб. При этом голова богини наклонена, лицо немного грустное, она, царствует в своем райском саду.
Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е 8212 о весеннем цветении природы. Всё это действо происходит в саду Любви, обильно украшенном цветами и плодами. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Фигуры расположены волнообразно. Для ответов на эти вопросы мы отправимся в увлекательное путешествие по Флоренции XVвека, в которой в это время происходили удивительные событияhellip В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичеллиhellip Они называли себя членами «Платоновской академии» – вольного общества людей, любивших античную культуру. Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику.
Меркурий (слева) нарциссически красив. Три правые фигуры Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. Учитывая то обстоятельство, что 19 июля 1482 года дядя женил по политическим соображениям 17-летнего Лоренцо ди Пьерфранческо на Семирамиде, представительнице знатной фамилии Аппиани исследователи полагают, что картина была заказана Лоренцо Великолепным Боттичелли в качестве свадебного подарка племяннику. Картина висела над софой, называемой летуччо. Цепко схватил он бегущую влево нимфу.
Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Меркурий (слева) нарциссически красив. В 1467 Боттичелли в возрасте двадцати двух лет покинул мастерскую своего учителя, где постиг точность и изысканность рисунка, воспринял «манеру передачи чувств».
«Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо.