Фильм рассказывает о женских портретах, написанных русскими художниками: Левицким, Боровиковским, О. Кипренским, К. Брюлловым, А. Венециановым, П. Соколовым. В русской живописи, в частности, женский портрет занимает особое место (русский женский портрет 19 века).
К ним относятся, прежде всего, такие художники-портретисты мировой известности как Иван Никитич Никитин (1680-е – после 1742), Андрей Матвеевич Матвеев (между 1701 и 1739), Иван Яковлевич Вишняков (1699 – 1761), Алексей Петрович Антропов (1716 – 1795), Иван Петрович Аргунов (1729 – начало 1802), Федор Степанович Рокотов (1735 – 1808), Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735 – 1822), Владимир Лукич Боровиковский (1757 – 1825), Василий Андреевич Тропинин (1776 – 1857), Орест Адамович Кипренский (1782 – 1836), Иван Николаевич Крамской (1837 – 1887), Константин Егорович Маковский (1839 – 1915), Валентин Александрович Серов (1865 – 1911). В XVIII веке в России стремительно развивался интерес к живописи: художники путешествовали по миру за счет государства («пенсионеры»), учились на западноевропейских примерах и выработали свою собственную манеру написания портретов. В 1460-70-х годах новгородский боярин Антипа Кузьмин заказал икону «Молящиеся новгородцы», в нижней части которой был изображен заказчик с семейством— это еще не боярский семейный портрет, но уже смелая попытка изобразить на иконе группу светских лиц5. Многочисленные женские портреты Репина — Бенуа Ефрос (1887), Баронесса В. М. Икскуль (1889) и особенно Пианистка Мерси дАржанто (1890), — как бы высоко ни расценивать их живописные достоинства и остроту характеристики, не лишены светской красивости. В нем ощущается стиль рубежа еще XVII—XVIII веков, влияние национальной школы парсуны. Однако в дворянских семьях XVII и XVIII века имя оставалось популярным.
Мы можем только догадываться, строить собственные выводы и предположения. Они получили название – «парсуна». Его пытливый взгляд не упускает из виду и привезенные из дальних стран вещи. Сочетание яркого синего тона одежды с изумрудной зеленью листьев лилий и белоснежными их цветками, эффект ровного солнечного освещения – средства, помогающие раскрыть человеческий образ.
XXXVI и ел. ). И тем не менее созидательная сила художника торжествует над простым воспроизведением. Мастера Оружейной палаты (её иконописной палаты, созданной в 1640-е) дают важнейший материал для изучения русского портрета, в развитии которого в XVII веке происходит перелом.
При этом она обладала внутренним единством— сначала она была направлена на овладение основными художественными принципами Нового Времени, затем, догнав их, стала развиваться в соответствии с общеевропейскими стилевыми тенденциями (барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, предромантизм). Особенно влияние усиливается после воссоединения Украины с Россией10. Портрет высоко ценился как семейная реликвия. Смех должен быть не громкий, но рассыпчатый. Искусству Петровской эпохи присущ высокий пафос утверждения. «Итак, проблема реального изображения человеческого лица в творчестве Ушакова и Владимирова была связана с общим пробуждением в широких художественных и литературных кругах 60-х годов интереса к окружающей действительности и прежде всего к изображению реального человека со всеми индивидуальными особенностями его внешности и психологической характеристики»)16. Актриса.
У А. Чехова в рассказе Красавицы (1888) рассказчик поражен как молнией (гоголевский образ. ) красотой, где-то случайно увиденной девушки. Перед художниками ставились требования отобразить в искусстве пафос исторических событий. «Русские портретисты нередко обращаются к портрету-типу, героями которого становятся безымянные представители как народа, так и революционной интеллигенции, создают образцы подчёркнуто обличительного портрета, широко вводят портретное начало в бытовой и исторические жанры (картины В. И. Сурикова)»32. В портрете Н. Ярошенко нет решительно ничего театрального, зрелищного, никакой патетики. Мориц, написанном в 1892 году, В. А.
Но это уже тема для отдельного разговора. Если ранее портреты создавались по памяти, то теперь их начинают писать с натуры12. Третьякова. Гос. На рубеже XIX-XX веков нам известны мифологические женские портреты Врубеля, типология женских образов из народа в работах Кустодиева Б. М., Малявина.
На многих портретах Врубеля лежит печать болезненности и изломанности декадентов. 567. ). Их работы отличаются мастерством и точностью в передаче внешности, «схожести» с моделью, хотя еще не достигали полного совершенства.
И как этот задумчивый взгляд преображает лицо. Такая парадигма проявляет себя во многих работах мастеров творческого объединения «Мир искусства», к которому и принадлежал К. А.
Период становления, перехода от старых форм культуры, ученичества у Запада был завершён. Третьяковская галерея, М., 1952, табл. Портрет своей смущающей красотой готов затмить образ живой Анны. ГТГ.
Одновременно в левых художественных группировках происходит всплеск поиска нового художественного языка, приведший к отличным результатам (Казимир Малевич, Илья Машков, Пётр Кончаловский, Аристарх Лентулов, Александр Осмёркин, Роберт Фальк, Натан Альтман и проч. ). Трудно сказать, кого изобразил Крамской на своем полотне. Ее широко использовали многие художники исполнявшие заказные портреты (Г. Для позднего елизаветинского царствования (конец 1750-х— начало 1760-х) был характерен идеал красоты, связанный с личностью императрицы Елизаветы Петровны. Кто она и куда она едет. Лиричный и загадочный мир чувств и переживаний женщины отображает в своем творчестве В. А. С середины века происходит большая демократизация заказчика.
Заказ на портреты он получил от И. И. Шелка, бархат, кружева словно создают драгоценную оправу для лиц. Вся фигура в черном платье четко вырисовывается на буром фоне.
Королева Виктория как-то вывихнула лодыжку, наступив себе на подол. Рождаются новые светские жанры— и в том числе портрет. Перед нами именно такой портрет. Идеи поиска «искры Божией» в земном мире всегда были близки православной культуре, но своей кульминации они достигли во второй половине XIX века, когда именно они стали ключевым аспектом в исканиях творческой интеллигенции – вспомним выдающиеся произведения Ф. М.
После жизненных невзгод и тяжелых испытаний А. Герцен чувствовал себя тогда огорченным, хотя и не утратившим веры во времена более светлые и радостные. В прежние времена считалось недопустимым эгоизмом изображать современников. Глаза всегда интересны на рокотовских портретах.
Начиная с А. Венецианова, в русскую рукопись вошли характерные фигуры крестьян. Ярошенко в портрете сестры милосердия.
А это так же признак неординарности, самостоятельности и творческого начала. Портрет П. Стрепетовой Н. Ярошенко (1882, Третьяковская галерея) должен быть признан одним из самых замечательных женских портретов в живописи передвижников. Недюжинный талант молодого И. Репина проявился в Портрете В. Шевцовой, впоследствии жены художника (1869). Лопухина, скончавшаяся в юном возрасте от чахотки. Они выражают гамму чувств, они всегда особенно ярки и составляют центр портрета.
Завоевание света и воздуха в портрете действительно заключало в себе известные опасности для этого жанра. Заказчики забрасывали его заказами, но считали беспощадным и даже злым (хотя в жизни это был благороднейший и добрый человек). Мы ищем другого. Портрет залит ровным, спокойным светом. Однако ко времени победы классицизма портрет был уже «обременен» барочно-рокайльными тонами, которые в различных вариантах сохранились до конца столетия, преобразившись в «неоклассические» оттенки сентиментального и предромантического характера, «к тому же портрет был способен синтезировать различные стилевые тенденции до эффекта внестилевого состояния»30.
Царская похвала открыла Боровиковскому дорогу в Петербург. Весь портрет этот подобен широко распахнутому окну в мир. В колористическом решении этого портрета особенно поражает нас обилие различных золотистых оттенков, то «кричащих», словно бы вспыхивающих на свету, то спокойно мерцающих, то приглушенных и едва различимых, плавно переходящих в другие тона. Точный академический рисунок не сделал Перова копиистом натуры.
В картине Фомушка-сыч (1860) Перова передана каждая морщинка старческого лица, каждый жесткий, как проволока, волосок его бороды. Достоевский касается вопроса о природе портрета в Дневнике писателя, 1873 (Собр. Главным для этой новой эстетики становится требование от искусства «живства», «живоподобия»— ощущается необходимость правдивой передачи окружающего мира, верности природы.
«Портрет неизвестной в розовом платье» (1770 -е гг. Четко прописаны только выразительные глаза – яркие, приковывающие взгляд. Стремление к «идеальной» талии нередко приводило к трагическим последствием. Таков портрет сестер Гагариных. Ее голос звучал с подмостков театра призывом к освобождению.
За холодной и расчетливой хозяйкой И. Е. Здесь фон разработан И. Е. XVII века— Ивана, Александра и Афанасия Борисовичей. Этот момент общения со зрителем вообще составляет особенность многих портретов В. А.
В позднейших портретах И. Репина больше блеска изящества, непринужденности. Но, оттачивая владение техническими приемами живописи по западному образцу, во внутреннем содержании художники оставались всеми нитями связанными с православной духовностью и телесность изображений, столь свойственная европейским шедеврам живописи, отходила на второй план. Толстым.
Выразительны были и камерные портреты. Художник не стремится глубоко проникнуть во внутренний мир своей героини, он фиксирует лишь статичные, постоянные качества ее натуры. Изысканным колоритом, почти монохромной гаммой коричневато-серых и бледно золотистых тонов художник подчеркивает «иконописность» созданного изображения. Сомов.
В 1823 году в возрасте 47 лет он получил вольную и в сентябре того же года он представил Совету Петербургской академии художеств картины «Кружевница», «Нищий старик» и «Портрет художника Скотникова» для соискания звания художника. В. Серов тянулся к кругу близких ему людей мысли и искусства. 14 (по поводу Стрепетовой Ярошенко – ее нервная натура, все, что в ней есть измученного, трагического, страстного). ). Тончайшая игра полутонов создает лирическое настроение.
Первые портреты в истории русской живописи появились сравнительно (в исторической перспективе) недавно – в XVII веке. 77), говоря о том, что художник, принимаясь за портрет, стремится уловить главную идею его физиономии. ). Эти же мастера исполнили росписи Золотой палаты Кремля (1547—1552) с изображением притч, аллегорий и событий из истории, воссозданием образов князей (Александр Невский, Андрей Боголюбский, Василий III, Иван Грозный и проч. )7. Сравнение портретов русских мастеров и приезжих мастеров (см. В галерее портретов И. Репина преобладают люди, полные силы и здоровья.
Цвета увидены художником в их изменчивости импрессионистической иллюзорности. Широко известны портреты представителей интеллигенции этой эпохи. Фигура вырисовывается строгим силуэтом. произв., М., 1927, т. XI, стр. Портрета Татьяны Шуваловой не сохранилось. Толстого.
Достаточно вспомнить его живописную сюиту из семи портретов «Смолянки» (1772-1776), посвященную выпускницам Смольного института. Их полотна отразили все черты романтизма в жанре портрет. К числу наиболее обаятельных женских портретов того времени принадлежит знаменитая Девочка с персиками В. Серова (1887) и незаслуженно менее популярный Портрет Н. Петрункевич Н. Ге (1893). Серов насыщает светоносной силой каждый мазок своей кисти.
Она полна невыразимого очарования и грации. Особенно проявилось это в желании узреть «свет Божий» в потемках человеческой души, в коей земное, телесное и мирское непременно озарено живой духовностью.
Основным жанром— портрет»20. Значительная доля очарования этого создания молодого В. Серова (лучшего, как он позднее признавался) заключается в непосредственности, в свежести его исполнения (хотя писался портрет больше месяца и художник измучил свою модель). Русское искусство постепенно сближается с реальной действительностью.
Здесь можно было бы, конечно и поспорить, все-таки и русские портретисты были хорошо знакомы с античной культурой, копировали многочисленные «антики» – учились рисунку изображая греческие и римские скульптурные портреты и статуи древних божеств. Но так же несомненна генетическая связь этих произведений с уже упоминавшимися изображениями высшей знати в росписях храмов. «Например, приобщенность к идеалам носила заразительно персональный характер, а пример предков приобретал конкретность участия рода в созидании славы Российской»30. В произведении «Мать» художник добился полного раскрытия темы.
Портрет часто ошибочно называют «Незнакомка» из-за одноименного стихотворения Александра Блока. Он написал много икон на этот сюжет, передавая в каждом новый оттенок внутреннего настроения человека.
Портрет С. Мамонтова нельзя отождествлять с демоническим портретом старого ростовщика, о котором рассказывает Гоголь. – писала она. Репиным как нельзя более детально. Хотя этнографически точный наряд крестьянки Московской губернии (расшитый золотыми нитями кокошник, красный сарафан, тонкая белая рубаха, яркие украшения), а также бесхитростность и отсутствие всякой манерности говорят, как считают специалисты именно о крестьянском происхождении натурщицы. Портреты и жанровые сцены, картины на мифологические и религиозные темы. И. Е.
Первой попыткой русского художника написать портрет с натуры, по мнению Овчинниковой, надо считать работу 1671 года, когда Репьев, Фёдор Юрьев написал царя Алексея (не сохр. ). По сравнению с красочностью позднейших русских портретов портрет Ф. Достоевского похож на подцвеченную гравюру. Владимиров рекомендует создавать изображение таким, каким художник его видит в жизни. Профиль придает портрету возвышенный характер.
Репин также писал Стрепетову (1882). В его огромных глазах демоническая сила, в высоком лбу нечто пророческое. (по делу Висковатого), когда было разрешено писать на иконах наряду с обычными сюжетами также и притчи, что позволяло более свободное обращение с иконописным каноном и открывало перед художниками широкие возможности для внедрения в иконопись многообразных бытовых мотивов7.
Краски насыщенные и гармоничные, ни одно пятно не вырывается из красочной гаммы. Это произведение отличается особым живописным своеобразием. Художники нередко писали самих себя. Произведения И. Е.
В её взгляде то ли презрение, то ли сострадание, то ли грусть, то ли холодность – загадка. Хотя перед нами и обобщенный образ «незнакомки», но как поразительно индивидуальны черты её лица. Поистине замечательны женские портреты Ореста Адамовича Кипренского (1782 -1836 гг. ) В каждом из них перед нами предстает яркая личность.
Их творчеству характерны коренные сдвиги в сторону реализма. Кипренского. Парсуна сыграла важную роль— она явилась передатчиком основных черт нового портретного метода, который в русских условиях трансформировался на собственный лад. Среди них— московские художники т. н.
Часто этот идеал проступает в округлой дородности сильно нарумяненных лиц. К тому же он хорошо построен, отвесные полосы юбки подчеркивают его конструкцию. Она считается одним из наиболее значительных и известных произведений Крамского. Отвесный край фигуры сливается с краем зеркала и подчеркивает архитектурность картины. Барокко накладывало свой отпечаток на парадный портрет: пышный, в полный рост портрет, оснащенный символами власти не только прямыми: скипетр, держава, корона, но и обязательно красным цветом (власть), лестницей (символ возвышения).
Игра света на ожерелье слегка оттеняет аристократическую белизну кожи. Портрет С. Мамонтова (1897) нельзя считать достоверным свидетельством того, чем был этот замечательный человек. Перед портретом П. Стрепетовой И. Крамской вспоминал Ф. Достоевского, его женские образы их гордую душевную красоту, побеждающую следы унижения (В.
«Дама в голубом» («Портрет Е. М. Мартыновой») — картина живописца Константина Сомова. Классицизм выбирал скромную одежду греческих богинь. Он хранился у племянницы Марии Ивановны, дочери Федора Толстого. Созданные Кипренским женские образы «вырастают» до символа нравственной чистоты, они полны романтической мечтательности, благородства и красоты.
Между тем это одно из лучших его созданий. Светская дама. О Джованине известно мало. В таком подходе чувствуется вдохновленность мастера шедеврами Рембрандта.
Он искусно прятал свои мысли о модели под покровом внешней учтивости. Говорят даже о «рокотовских глазах» как особенной черте творчества художника. Это осознавал уже И. Крамской. Женщина на портрете как будто выступает из темноты, она наполовину поглощена дымкой. Левицкий написал тех смолянок, которых особенно отличала императрица.
(Находились люди, недовольные тем, что великий писатель выглядит у Крамского, как простой мастеровой. ) Но перед холстом Крамского нельзя не признаться, что внешние черты лица теряют значение, когда на тебя в упор смотрят пронизывающие, неподкупно правдивые глаза великого жизнелюбца и соглядатая жизни. Черные, глубокие, с чуть расширенными зрачками. Тонкие движения души, особая чувствительность, присущая новому идеалу женщин, выдвинутому творчеством. В живописи (6 класс школы на уроках ИЗО подробно изучает тему «Женские образы») художники обращаются к прошлому и будущему в поисках женского идеала.
«Неизвестная» до сих пор остаётся загадкой художника. И. Яковлев, Е. А. Плюшар и другие). Во 2-й пол. Черты лица на первый взгляд могут показаться грубыми.
Серов словно бы «согревает» светом в общем-то холодноватый колорит. Набор цветов в нем имеет символический смысл, подчеркивая, что «язык цветов» XVIII века не забыт: белая роза обозначает кристально чистую душу, розовая – истинную любовь и дружбу, нераспустившиеся бутоны – указывают на долгую перспективу развития и совершенствования, а анютины глазки означают: «Все помыслы о Вас». Приговоры Репина в большинстве случаев метки, взвешены, справедливы. Сам художник происходил из семьи крепостных крестьян графа Миниха. Отдаваясь минутному восторгу, он вживается в того, кто находится перед его мольбертом.
Незабываем «взор очей её прелестных», гордая осанка и сдержанность. Здоровый румянец и загар, крепкое, сильное тело стали признаками низкого происхождения. Парадный официальный портрет сменяют более непринужденные, живые женские образы. Такая необычная цветовая гамма призвана усилить эмоциональное воздействие на зрителя.
В 1760—1780-х годах многие черты русского портрета XVIII века определяются окончательно. Поистине голова Сократа, с которой Тургенев сравнивал голову Хоря. В живописи и музыке, а также поэзии этого времени востребованы мотивы личных лирических переживаний, таинственной красочности родной старины (особой популярностью пользовалась романтическая опера А. Н. Верстовского «Аскольдова могила» 1835 год). В 1896 году «Всадница» была приобретена для галереи П. М. Достоевский, указ, соч., стр.
Это необыкновенное по своей красоте и еще по чему-то лицо сильнее еще поразило его теперь. Колорит стал существенным элементом портретного образа. Девушка на картине – это Маша Симонович, двоюродная сестра художника.
Бецкого, помощника и советника императрицы Екатерины II. Лицо героини с крупными выразительными чертами выдает сильную, властную, волевую натуру. Нежная и одновременно грустная улыбка предполагает откровенное общение. В третьих, собственно отечественная школа (Иван Никитин, Андрей Матвеев, Иван Вишняков, Алексей Антропов, Иван Аргунов). У заказчиков появляется новый ориентир— искусство Запада (прежде всего Франции): картины покупаются за рубежом иностранные художники приглашаются в Россию, а русские— на учёбу.
В 1670-х годах в Оружейной палате создаются «титулярники»— сборники портретов русских и иностранных государей, в основном еще условные, но иногда, когда за образцы брались западноевропейские гравированные портреты, с попытками индивидуализации (см. Художник должен был прежде всего изображать женское очарованье, в чем бы оно не заключалось. Затем художник стал называть её «Портрет дамы в голубом платье», в музейной же традиции закрепилось более краткое «Портрет дамы в голубом».
Зато этот портрет более серьезен (хотя его и нельзя назвать психологическим). Женщина с портрета несколько надменно смотрит на зрителя, с высоты своей кареты. Девочек из рода Романовых крестили Татьянами еще в XVII веке: например, так звали сестру первого царя Михаила Федоровича и его младшую дочь. Константин Алексеевич Васильев (1942-1976) трагически погиб в расцвете своего необычайного и редкостного творческого дарования, когда ему было всего 34 года и когда впереди, казалось, открывался путь к успеху. Наследие художника внушительно – 400 живописных, графических работ и эскизов, в которых он воспевает свою особую Русь.
А плывет в этой дымке, едва касаясь земли. Подобно французским импрессионистам, В. А. Динамика живописного почерка отчетливо проступает в передаче орнаментов – И. Е. Серова. Но к концу 1710-х гг. Была создана соответствующая царская мастерская палата, где эти новые художественные задачи воплощали.
И, наконец, вот что рассказывает о портрете Достоевский. Кроме того, отдельный человек интересовал художника не столько сам по себе, сколько как представитель определенной ступени феодальной иерархии. Новый век характеризуется поиском новых форм в жанре портрет. В этом портрете нет ни малейшего следа ни светскости, ни интимности, которые так часто давали о себе знать в женских портретах более раннего времени. Тогда же по решению Стоглавого собора в исподнем ряду икон уже могли появляться цари и князи и святители и народы, которые живы суще. Бесспорно одно – художник явно любовался своей героиней. В портрете в рост замечательной русской актрисы М. Ермоловой (1905) все продумано, взвешено и рассчитано. На картине изображены две воспитанницы графини Самойловой — Джованина и Амацилия Пачини. Одним из ранних портретов XV века является шитая пелена Сергея Радонежского (1429 год): вероятно, автор портрета знал усопшего.
Модель кажется не позирующей, а словно бы живущей в этом живописном пространстве. Именно в этой области, по общему признанию, пальма первенства принадлежала И. Репину. Похоже, что она была левша – ведь веер она держит в левой руке. Но изображение переросло рамки непритязательного этюда с натуры.
Очень активно в этот период проявила себя и противоположная тенденция – изображение женщин социально активных, деятельных, сильных, даже мужественных и несколько грубоватых. От еще непрогретой земли идет легкий пар и кажется, что она не идет. Один художник включил в свой портрет куски грубой действительности (словно вырезанные из живого человека глаза) и попадает во власть темной силы. В 20-х годах XIX века фигура женщины напоминает песочные часы: округлые «вздутые» рукава, осиная талия, широкая юбка. Она будет влиять на некоторых художников, близких к Канцелярии от строений. В лице старого крестьянина столько понятливости и вдумчивости. Центральной темой его становится человек.
Традиции портретного искусства не исчезали. Как бы ни желал художник быть объективным, отречься от своего «эго» во имя чистоты образов, все равно, в каждом произведении он выражает себя, одухотворяет все собственной духовной энергетикой. Стасов, Собрание сочинений, т. III, стр.
Женщины на этих портретах кокетливы и обольстительны. Художник-демократ увидел в Ф. Достоевском писателя-демократа. Одна из самых известных Татьян — Татьяна Шувалова. Пусть листочки календаряОблетят, как листва у сада, Только знать бы, что все не зря, Что тебе это вправду надо.
Он честно ни на шаг не отступил от правды. Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной. Перед портретом Неизвестной Крамского (1883) при всем мастерстве его выполнения трудно поверить тому, что писал его мастер, создавший портреты А. Литовченко и М. Антокольского. Откинувшись в кресле, она обращена к зрителю. Так же ворвалась в русскую живопись Верочка Мамонтова.
В картине меньше уюта и интимности, зато больше возвышенного благородства. Главное в жизни – властвовать в сердцах мужчин. Во всяком случае, в лучших русских портретах этого времени сквозит вера в человека. Гамму благодаря её насыщенности чаще можно определить как барочную, нежели рокальную»28. 1953 год.
В портрете Дети на взморье (1899) два брата в одинаковых курточках с перил разглядывают далекую полоску моря. В своих последних работах он проявляет особенно много проницательности. В моду вошел корсет. Александрова. В портрет вселилась нечистая сила, случайно он попал к другому художнику, тот обнаружил в раме его золото, золото помогло ему стать модным живописцем, льстецом в искусстве (кто хотел Марса, он в лицо совал Марса, кто метил в Байрона, он давал ему байроновское положение).
Артистка вырисовывается на фоне зеркала, которое как бы отсекает в пределах портрета в рост еще погрудный портрет и делает еще более просторнее и величественнее светлый зал. Мать 18 детей, она пережила многих из них.
Позади женщины – необъятный простор полей, высокое небо. XVI века по инициативе Ивана Грозного создаются летописные своды с миниатюрами, где неоднократно изображался сам царь (как идеализированный монарх). Губы серьезно сжаты, но в них бездна беззаботного детского счастья. Эти настроения вовсе не означали отречения от нравственных идеалов предшествующего поколения (Стрепетова Ярошенко относится к 1884 году).
Находится в Третьяковской галерее в Москве. В этюде гвардейца (для Перехода Суворова через Альпы) в черты лица внесено что-то от автопортрета, вместе с тем внутренняя сила образа и цельность характера его превосходно схвачены. Новое портретное искусство появилось в петровское время. Захарка Венецианова, краснощекий мальчик с топором на плече — один из лучших примеров этого рода. Один из самых популярных женских портретов кисти Владимира Боровиковского. В эпоху Просвещения главными заказчиками портретов были Правители всея Руси. Да, а поскольку искусство конца XIX века тяготеет к реализму, то и свойство «марийности» – отображение обоих начал и загадочной чистоты, непорочности и грешности, мирской слабости, которая искупается силой божественного всепрощения и милосердия.
В 60—70-х годах возникает несколько женских портретов, которые нужно поставить в один ряд с современными мужскими портретами. Для этих художников иконопись уже не является «единственным» ценным жанром живописи— портретный жанр ими ставится в один ряд с нею. Лицо, освещенное неярким скользящим светом, отличают внутреннее достоинство и спокойствие.
Появление целого ряда портретных образов исторических деятелей свидетельствует о значительных достижениях русского искусства XVI века. Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Ушаков занимался опытами в области изображения человеческого лица, что привело к крупному развитию искусства.
Перед нами волевая, независимая, несколько грубоватая, но творческая натура. В. Стасов. Картина «Кружевница» принесла ему славу мастера женских образов и стала значительным явлением в живописном искусстве того времени, будучи восторженно принятой критиками.
Идеалом красоты считались «осиные талии», бледные лица изнеженность и утонченность. Любопытно, что от обоих жанров требуется следование натуре10. Боровиковский создает свой тип женского портрета. Он ищет не составленного себе наперед идеала. Только в этот период был сделан решительный шаг на нелегком пути русской живописи от иконописного «лика» к индивидуальному лицу9.
Датирован по покрою платья и форме прически. Портрет А. П. Струйской. 1772 г. Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины. На траве сидит ребенок, на него с любовью и нежностью смотрит молодая мать. Примечательны образы Дмитрия Жилинского, Александра Шилова, работавшего в манере «фотореализма»34, Ильи Глазунова.
Но холодный фиолетовый фон насыщен множеством отсветов, так называемых «рефлексов», которые привносят мажорные ноты в общее меланхолично минорное, проникнутое тонкой лиричной грустью, звучание колорита. Но нет на это однозначного ответа – ведь в женской природе переплетаются сущности обеих.
Неслучайно это произведение называют Русская Джоконда. Странно было, как мог Михайлов найти эту ее особенную красоту. Нередко дамы путались в собственных юбках. И, конечно же, прекрасна женщина с ребенком на руках. Александра Струйская прожила долгую непростую жизнь. Цвета объединены в спокойном гармоничном созвучии.
Портрет выразителен и в силуэтном решении. Это «портреты – картины», близкие к бытовому жанру, достигшему к тому времени пика своей популярности. Родившись в небогатой еврейской семье в Виннице, художественное образование он получил в Париже. Он жадно всматривался в лица, в манеры и жесты людей, с которыми его сталкивала судьба.
И по своему чуткому психологизму К. Е. Собрание сочинений, т. I, Спб., 1894, стр. Но выражение это было так правдиво, что ему и другим казалось, что они давно знали его. Будучи за мужем за военным инженером генералом-губернатором Казани А. К. Ярким примером реалистического женского портрета рассматриваемого периода является «Портрет Ольги Сергеевны Александровой-Гейнс», созданный И. Е.
Всего более француз прячет свою сущность. Я позировала вам для чистого искусства, а не для того, чтобы вы получили за мою грусть в глазах, за мою душу и страдания деньги. В своей повести Портрет Гоголь говорит о судьбе художника, который написал злодея-ростовщика так живо, что тот готов был выскочить из полотна. Недаром крепко сжатые кисти со вздувшимися жилами замыкают кольцо его рук. В авторитетном британском журнале «Ланцет» в 1820-е годы было высказано мнение, что в мышечной слабости, заболеваниях нервной системы и других недугах женщинам стоит винить вес своих платьев, составлявший около 20 килограммов.
Все хрупкое, болезненное, неуловимое, недоразвитое, невыявленное мало привлекало его. Художник раскрывает зрителям скрытые черты характера модели. Так или иначе, её социальное положение не должно по мысли художника интересовать зрителя.
Стоит обратить внимание на постановку фигуры. Важное место в картине занимает букет в стеклянной вазе. В них легче было выявить философский смысл личности, ее общественное призвание.
(Аналогичные явления характерны для большинства стран, которые переходят от Средневековья к Новому времени). Но человек не растворяется в нем. Тем не менее, у многих мастеров (Антропов, Мина Колокольников) эта радость бытия и физическое довольство дополняются сдержанным отношением к изображению человека, которое восходит к формам и традициям иконы и парсуны. В плоскостности силуэта заметны следы воздействия эстетики модерна.
Академическая иерархия жанров отводила портретному серединное положение— он не был приоритетным, в отличие от исторической картины, то есть не мог умножать «героический огнь и любовь к отечеству», воспитывая и просвещая его— однако он имел свои преимущества. Но какие замечательные глаза. Но первые русские портретные образы конкретных личностей дошли лишь от начала XVII века. «Портрет» Именно прекрасные глаза героини портрета — живые, немного лукавые и загадочные. Однако же, неслучайно между художниками бытует мнение, что любая картина – это автопортрет.
Эти изображения создавались по памяти или со слов очевидцев и хотя они дают нам некие представления об изображенных лицах, по сути такие «иконные» портреты еще не являются портретами в подлинном смысле слова. «художественным примитивом». Особенно этому способствовала его любимая тема «Спас Нерукотворный» с крупным изображением человеческого лица. Опыт художника в бытовой живописи научил его находить значительное и во внешне невзрачном.
Я не хочу этого. Н. Ге не считал себя по призванию портретистом. Магистральная линия (Никитин и Матвеев) развития портрета уверенно идет вперед, а парсуна теряет свою привлекательность в глазах высокопоставленных заказчиков. Вот почему портрет С. Мамонтова более монументален, чем портрет М. Ермоловой В. Серова. В портрете З. В. «Всадница» (1832).
Удачи. Может, образ красавицы просто родился в воображении живописца. 77. ).
Достоевского и Л. Н. Среди его друзей были Марк Шагал, Осип Цадкин и Давид Штеренберг.
Амацилия Пачини была дочерью итальянского композитора Джованни Пачини, друга Самойловой. Витальная энергия, которая видна в мощных формах и ярких красках, сдерживается «застывшей отчеканенностью отрешенных лиц и четкими очертаниями форм»26.
Так Татьянин день стал Днем студента. Во-первых, существовало архаизирующее искусство, связанное с провинциальным, т. н. Кто она, «Неизвестная» Крамского. Известно, что Мартынова была решительно против продажи картины кому бы то ни было.
Портрет статс-дамы А. М. Измайловой. «Царский титулярник»). И сам И. Н.
Художник сосредотачивает внимание на лицах своих моделей и создает одухотворенные и поэтические образы. С кого писал художник эту женщину. Портреты, принадлежащие к этой линии, отличаются большими размерами, композиционными схемами, заимствованными у парадных полотен Западной Европы XVII века импозантностью и внушительностью, строгой социальной маркировкой и «важной немотой». Таинственные полуулыбки героинь рокотовских портретов их загадочные, удивлённые или слегка прищуренные глаза, легкая живописная дымка («сфумато»), сливающаяся с фоном изображения из которого выступают неясные очертания пудреных париков и закутанных в атлас плеч, стали отличительными чертами манеры художника, по которой его произведения узнавались и современниками и нынешним поколением любителей искусства.
Выдающимся мастером портретного жанра конца 18 века был Владимир Лукич Боровиковский. В данный момент он находится в собрании Государственного Русского музея. также Царские патрональные иконы). Одна из первых «парсун» – «Портрет царя Федора Иоанновича» начала XVII века из коллекции Государственного исторического музея в Москве. Заметной тенденцией в живописи женского портрета изучаемого периода стал интерес художников к образам женщин из народа, а не только к «светским львицам», богатым заказчицам или же прекрасным незнакомкам. Эта магистральная линия отличается преемственностью.
Пожалуй, при всем разнообразии характеров, темпераментов, внешних качеств изображаемых на портретах женщин, главное свойство, что их объединяет, можно назвать словом «марийность», то есть в каждой женщине художник (осознанно или нет) выражает нечто такое, что роднит её с библейской Марией Только вот с какой именно – Девой Марией или же Марией Магдалиной, спросит внимательный читатель и будет абсолютно прав. Такие «портреты» – это не просто «портреты» в классическом понимании. На портрете – статная, уже немолодая, но волевая женщина. Характер человека — вот что в 80-х годах все более ценится в портрете. Здесь впервые ясно заявлено художником, что портрет должен быть живописным произведением.
На нем простой серый сюртук. Портрет стал незаменимым средством и самоутверждения и эстетизации жизни. В 1660-х годах поляк Стефан Лопуцкий писал «с живства» (с натуры) самого Алексея Михайловича, а голландец Даниил Вухтерс— патриарха Никона. Великолепных картин, которые вошли в историю мировой живописи и сегодня считаются настоящими шедеврами мирового значения, так много, что перечислить их все вряд ли вообще возможно. Босая крестьянка в длинном розовом сарафане и кокошнике ведет под уздцы двух коней.
Самые бесспорные достижения И. Репина — это портреты людей из народа. Пусть все живое живет — эти слова Н. Михайловского выражали отход от этического ригоризма. Но они выражают потребность преодолеть узость аскетического идеала женщины-подвижницы, только подвижницы, жажду красоты и счастья.
К концу 18 века русская портретная живопись развилась поистине блистательно. Дорогие серьги и золотой браслет свидетельствуют о материальном благополучии, а кольцо на указательном пальце левой руки – о том, что она обручена. Молодые дамы кокетливо милы, обаятельные старушки величаво спокойны и благородны. Так, в 1859 г. одна 23-летняя модница скончалась после бала из-за того, что три сжатых корсетом ребра вонзились ей в печень. Талия должна быть неестественной по объему – около 55 см. И. Репин не забывал, что портретист должен дать оценку своему герою.
Русская живопись начала 19 века сказала новое слово в истории развития женского портрета. М. Врубель увлекался анализом живой органичной формы, но в еще большей степени — искусством ее преображения и построения. Боровиковский лучшие лирические образы создал под влиянием пришедшего тогда в искусство и литературу нового направления – сентиментализма. Портрет Анны Андреевны Ахматовой был написан в 1914 году Натаном Исаевичем Альтманом.
Это закономерно – ведь путь творческого поиска неисчерпаем, подвижен и бесконечен. Между тем в России существовала своя традиция женского портрета. Этот идеал проступает в округлой дородности сильно нарумяненных лиц. Вероятно, обручение и было поводом для заказа портрета. Как нетрудно догадаться название «парсуна» – от слова «персона». Фиолетовый цвет в гамме считается самым холодным, в противоположность красному – самому «теплому», даже – «горячему», цвету.
Картина русского художника Василия Тропинина, написанная в 1823 году. (См. «сурового стиля» («Плотогоны» Николая Андронова, «Строители Братска» Виктора Попкова, «Портрет композитора Кара Караева» Таира Салахова), ленинградцы Михаил Труфанов, Борис Корнеев, Лев Русов, Юрий Тулин, Евсей Моисеенко, Олег Ломакин, Николай Баскаков, Семен Ротницкий33. Ранние передвижники тяготели к мужским портретам. И вместе с тем непреклонная воля и убежденность.
Вспомните, сколько в её жизни грязи земного греха и сколько силы самопожертвования. Только потому, что она была не живая, она была красивее, чем может быть живая.
Женщина для многих художников была и является настоящей музой, которая вдохновляет на творчество и создание настоящих шедевров живописи. Натан Альтман – один из самых ярких представителей русского авангардного искусства. Фигура женщины ярко выделяется на фоне запорошенного снегом города и только белые перья на шляпе зрительно связывают её с окружающим пространством.
Но при встрече с А. Герценом во Флоренции этот замечательный человек глубоко его поразил. Скупая красочная гамма — основному впечатлению: на теплом фоне выделяется синяя рубашка Толстого, от нее как бы падают отсветы на его широко открытые глаза — главный притягательный центр портрета. При всем разнообразии этих портретов, созданных разными мастерами, в них замечаются общие признаки: подчеркивается деятельная сила человека, его высокий нравственный пафос.
На картине Джованина Паччини, приемная дочь графини Юлии Павловны Самойловой. 64). ). Написан по схеме, полностью сложившейся к середине XIX века. Неисчерпаема тема женских образов в живописи. (Из следующего поколения к ней принадлежали Рокотов, Левицкий, Боровиковский).
Надменность, красота и тайная грусть «Неизвестной» для некоторых ассоциируются с образом Анны Карениной, созданным Л. Н. Последний значительный портретист XVIII века В. Л. Эмоциональность образу З. В. Одной из главных тем здесь становится воспевание идеального образа женщины. Портрет считается неоконченным. Живопись в них сочетает объемное и конкретное личное письмо с плоскостными «доличностями»— как это было и в парсуне.
Частности подчинены главному. Но обойтись без заказов сверху было невозможно и это переполняло его горечью и досадой, каких, видимо, не знали придворные художники XVIII века. Отечественные художники и иностранцы по-разному решают проблему «духовное/декоративное», которая воплощается в принципах взаимоотношения «личное/доличное». И все же встреча их в 1872 году была плодотворна. В Портрете Г. Гиршман (1907) он выбирает момент, когда дама, только что накинув на плечи горностаевое боа, встала из-за трюмо, повернулась в три четверти и фигура ее, дважды повторенная в зеркале, откуда выглядывает и лицо художника, прекрасно вписывается в квадратную раму. Темное пространство озарено словно бы внезапно ворвавшимся лучом света.
Или Настасья Филипповна – то демоническая женщина, то воплощение сострадания, милосердия и чуткости. Чуть раздуваются ее ноздри, точно она не может отдышаться от быстрого бега. Но, признавая силу воздействия искусства, он напоминает о том, что сама жизнь еще прекраснее, чем искусство.
Правой рукой Ольга Сергеевна подпирает голову, будто бы отягощенную множеством размышлений, а левая рука – рука человека, привыкшего давать указания, держит сложенный веер, опущенный вниз. Этому в значительной степени способствовали постановления Стоглавого собора (1551), который узаконил возможность написания на иконах царей, князей и народа, а также Собора 1553-4 гг. Л. Толстой раскрывает смысл творческой победы, одержанной художником-портретистом.
Пожалуй, Л. Толстой ближе всего к тому, что создавали русские портретисты. Точно обвиняемая дает на суде показания, уверенно отстаивая правое дело. В. Серов едва ли не первым среди русских живописцев создал серию детских портретов.
Картина была закончена в 1900 году и в первый раз выставлялась под названием «Портрет». Чертами индивидуальной характеристики отличаются иконописные изображения митрополитов московских Петра и Алексия (работа Дионисия), Кирилла Белозерского и Дмитрия Прилуцкого (работа Дионисия Глушицкого). Тарновская позировала художнику в помещении усадебного театра. Хочу отрадного, — признавался в эти годы В. Серов (И. Картины понравились императрице и польстили ее самолюбию.
На пороге нового века появляются новые тенденции. Лопухина, невестка орловского наместника А. С. Портрет Натальи Николаевны Гончаровой- Пушкиной. Русский портрет на протяжении XVIII—начала XIX века создал свою историческую традицию. А в стороне от пашни. Красота купеческого зажиточного быта с огромным вниманием показана художником. Примечателен цикл портретов братьев князей Репниных, созданных во 2-й пол. Это не вполне портреты, так как типическое преобладает над индивидуальным.
Ни в письмах, ни в дневниках он не оставил упоминаний о личности неизвестной. Федор Степанович Рокотов (1735 – 1808) Рокотов – один из самых изысканных и тонких живописцев в искусстве эпохи классицизма. Это заметно уже в тех самых похожих на традиционные иконы «парсунах» имена авторов которых, к сожалению, канули в лету. Пётр I как приглашал зарубежных мастеров, так и способствовал обучению отечественных.
Лицо ее озарено скорбью широко раскрытых глаз, в сжатых руках — непоколебимая твердость. Начинает складываться отечественная школа живописи (Иван Никитин, Андрей Матвеев, Иван Вишняков, Алексей Антропов, Иван Аргунов). Владимир Иванович Гау. «Доличности» (то, что ниже лица) трактуются плоскостно, полотно создается ремесленно добросовестно, как своего рода вещь, при трактовке образа человека остаются следы символического мышления— все это является пережитком перехода от Средних веков к Новому времени27. В портретах людей из народа проявил себя и В. Суриков.
Репиным в 1890 году. Облик сестры милосердия несет в себе черты собирательного, типического образа. Портрет «фактически взял на себя основное бремя освоения художественных принципов Нового времени»23. Его картина – это гимн семейному счастью и святости любви.
Во второй половине 19 века возродилась тяга к искусственности. Судьбу Владимира Лукича в корне изменили две аллегорические картины, выполненные для украшения кременчугского дворца, одного из «путевых дворцов», возводившихся на пути следования Екатерины II в Крым. Маковский близок прославленному голландскому живописцу. Девушка сидит в кресле, слегка откинувшись назад и прислонившись к спинке. По-сути, эти образы тоже можно назвать своего рода «незнакомками» – художники не оставили для истории их имен, они стремились создать обобщенный образ своих современниц, представительниц различных социальных слоев.
Другой в угоду публике предает подлинное искусство и также сбивается с пути. Однако совесть не давала ему покоя, он потерял рассудок и погиб в страшных муках. В русской живописи это было чем-то абсолютно новым: за милым и чистым образом девочки виднеется окно в тенистый ароматный сад, откуда льется свет играя отражениями на белой скатерти.
Оттуда картина и попала в собрание Третьяковской галереи. Этюд горбуна был вписан в Крестный ход, но и сам по себе — это вполне законченное прекрасное произведение, подкупающее неприкрашенной правдой, точностью и мягкостью характеристики и симпатиейхуд ожника к своему предмету (ее часто не хватало западным мастерам в изображении народных типов).
Смех и слезы светской красавицы должны быть красивы и изящны.